Акт проверки не может считаться подтверждением переплаты налога

При составлении акта проверки налоговики должны выявлять не только недоимки, но и переплаты налогоплательщика

В минувшем году был принят ряд положительных Постановлений ВАС РФ, который позволил налогоплательщикам более уверенно защищать свои позиции в суде.

Так, был принят ряд Постановлений ВАС РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 06.07.2010 N 17152/09, Постановление Президиума ВАС РФ от 22.06.2010 N 1997/10 и др.), суть которых сводится к следующему. В рамках налоговых проверок налоговые органы должны стремиться не к максимальному доначислению налогов, а к определению действительных налоговых обязательств налогоплательщика. Это означает, что при составлении акта проверки налоговые органы должны выявлять не только недоимки, но и переплаты налогоплательщика.

Такой подход судов практически важен в следующих случаях:

В рамках налоговой проверки происходит переквалификация сделок или деятельности налогоплательщика, в т.ч. налоговый орган пытается признать сделки притворными или мнимыми;

По налоговой проверке доначисляются налоги, которые должны уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль (налог на имущество, транспортный налог, земельный налог, НДПИ, ЕСН, пенсионные взносы и др.);

Налогоплательщик отразил свои налоговые обязательства не в той налоговой декларации, в которой должен был их отразить, но в правильном периоде. Например, вычет по НДС по внутреннему рынку отражен в декларации по экспорту;

Налогоплательщику вменен неучтенный доход без определения расходов, относящихся к такому доходу. В такой ситуации суды признают, что налоговая база определена неверно, а действительные налоговые обязательства налогоплательщика не определены;

В период проверки налогоплательщик или налоговый орган выявил переплаты, которые должны быть учтены при определении суммы недоимки по Акту проверки и др.

Позиция налоговых органов в приведенных выше случаях традиционно сводилась к следующему. Признание затрат в составе расходов и принятие уплаченного НДС к вычету — это право налогоплательщика. Для его реализации установлен специальный порядок. Если налогоплательщик не воспользовался этим правом, то он должен подать уточненную налоговую декларацию. Без подачи такой декларации налоговый орган не обязан учитывать те переплаты налога, которые образуются в связи с переквалификацией налоговым органом обязательств налогоплательщика в рамках налоговой проверки. При этом учитываются только те переплаты, которые заявлены налого плательщиком в течение трех лет с момента их возникновения. Мы исходим из того, что такой «традиционный» подход налоговых инспекторов не основан на законе. Обязанность налогового органа — не доначислять налоги, а определять действительные налоговые обязательства по результатам налоговой проверки с учетом всех прав налогоплательщика, включая право на зачет выявленных переплат. Об этом говорит закон. В частности, согласно п. 4 ст. 89 НК РФ предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Неправильное исчисление налога может заключаться не только в занижении, но и в завышении налоговой базы (пп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ, Постановление Конституционного суда РФ от 16.07.2004 N 14-П). Соответственно, налоговый орган обязан в ходе проверки не только доначислять неуплаченные налоги и сборы в случае выявления ошибок в определении налоговой базы по налогу на прибыль (излишне учтенные расходы), но и учитывать выявленные в ходе проверки неучтенные расходы.

Об этом же говорит и пункт 1.9 Приложения 6 к Приказу ФНС России «Требования к составлению акта налоговой проверки». Согласно приказу итоговая часть акта налоговой проверки должна содержать в том числе и сведения об исчисленных в завышенных размерах налогах (сборах) с разбивкой по налогам и налоговым периодам.

При этом налогоплательщик в такой ситуации не обязан подавать уточненную налоговую декларацию. Обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом (ст. 44 НК РФ). В отличие от камеральной налоговой проверки, в ходе которой осуществляется проверка налоговой декларации, при проведении выездной налоговой проверки осуществляется контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов независимо от того, были ли отражены те или иные расходы (доходы) в налоговой декларации налогоплательщика. Сама по себе декларация является лишь формой (бланком), с помощью которой отражается выполнение обязанности налогоплательщика по декларированию данных, связанных с исчислением и уплатой налога. Поэтому она не может препятствовать проведению проверки правильности исчисления налогов.

Аналогичную позицию занял и ВАС РФ. Так, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 06.07.2010 N 17152/09 указано, что при доначислении в рамках проверки налогов, которые должны по закону уменьшать налог на прибыль (например ЕСН), налоговый орган обязан учесть соответствующую переплату по прибыли. По результатам проверки такая переплата либо засчитывается в уменьшение доначисленных налогов, а при невозможности — возвращается налогоплательщику в установленном порядке.

В Постановлении от 22.06.2010 N 1997/10 ВАС РФ обратил внимание налоговых органов и на более глубокий аспект. В частности, суд указал, что даже при вменении налогоплательщику участия в налоговой схеме с целью получения необоснованной налоговой выгоды налоговые органы обязаны определить действительные налоговые обязательства налогоплательщика с учетом налогов, уплаченных не только им самим, но и лицами, участвующими в налоговой схеме. Так, выявив, что увольнение работников с предприятия и привлечение их к работе по договору аутсорсинга с организацией, применявшей упрощенную систему налогообложения, преследовало цель получения необоснованной налоговой выгоды, суд тем не менее уменьшил налоговые претензии к налогоплательщику. При этом ВАС РФ указал, что, доначисляя ЕСН, налоговый орган обязан был уменьшить его на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченную аутсорсером. Тот факт, что налогоплательщик и аутсорсер — разные организации, значения не имеет. Это обусловлено тем, что страховые взносы, несмотря на примененную налоговую схему, бюджет получил. Поэтому он не вправе требовать с налогоплательщика больше, чем должно было быть уплачено налогов в бюджет, если бы налогоплательщик не участвовал в налоговой схеме.

Учитывая приведенную положительную практику ВАС РФ, налогоплательщику следует в рамках проверки следить за тем, чтобы у него имелось документальное подтверждение факта передачи налоговому органу документов, позволяющих правильно учесть его переплаты и определить действительные налоговые обязательства. Если налоговый орган, несмотря на полученные документы, тем не менее не учел переплаты организации при составлении акта проверки — обязательно указывайте на это в возражениях, тогда налоговый орган будет обязан уменьшить налоговые претензии к вашему предприятию.

Галина Акчурина, Руководитель практики налоговых споров «ФБК-право»

Справка о состоянии расчетов не подтверждает наличие переплаты по налогу

Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам нужна налогоплательщику для контроля правильности уплаты налогов. В такой справке указываются все виды налогов и само состояние по ним, например, при наличии сумм к взысканию или наличие переплаты. Можно ли на основании справки о состоянии расчетов заявить о возврате переплаты?

Основание спора

В мае общество получило от налоговой инспекции справку о состоянии расчетов. Согласно документу, у общества образовалась переплата по ряду налогов на общую сумму более 800 000 рублей. В июне того же года компания обратилась к налоговому органу, потребовав вернуть переплаченную сумму. Однако инспекция отказала обществу, ссылаясь на отсутствие первичных документов и на то, что компания пропустила срок для обращения за возвратом. Считая вывод налоговой инспекции необоснованным, общество обратилось в суд.

Читать еще:  Сколько составляет налоговая ставка есхн?

Позиция налогоплательщика

По мнению общества, спорная переплата образовалась из-за принятия налоговым органом незаконных решений о зачетах излишне уплаченных (взысканных) налогов, о которых налогоплательщик не знал. Довод инспекции о пропуске срока обращения за возвратом общество считает не соответствующим действительности, так как общество узнало о переплате только после получения справки о состоянии расчетов. Через месяц после получения такой справки общество обратилось в инспекцию, а это значит, что срок обращения не нарушен.

Дополнительно общество представило для ознакомления решения арбитражных судов, в которых рассматривались подобные случаи.

Позиция налогового органа

Инспекция утверждает, что она не смогла подтвердить обоснованность заявленной обществом переплаты из-за того, что общество не представило первичные документы, являющиеся доказательствами переплаты.

Согласно Налоговому кодексу, заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ). Учитывая, что заявленная обществом переплата по пеням по налогу возникла в 2007–2008 годах, то трехлетний срок на подачу в инспекцию заявления о возврате переплаты по налогам истек в 2011 году. Общество же обратилось в инспекцию только лишь в 2012 году, то есть с пропуском установленного законом срока.

Определение Верховного Суда РФ от 28 июля 2016 года № 305-КГ16-8620 по делу № А40-135619/2015

Судьи согласились с мнением налогового органа о нарушении обществом сроков подачи заявления на возврат, и указали, что вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом всех имеющих значение обстоятельств. Так, для того, чтобы суд признал факт соблюдения сроков на возврат налога, нужно установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; проверить добропорядочность налогоплательщика и наличие у него возможности правильно исчислить налог, а также проверить другие обстоятельства, которые могут быть существенными по данному вопросу.

По мнению суда, карточки лицевого счета и акты сверки являются косвенными доказательствами наличия переплаты. Такие документы могут быть доказательствами только в совокупности с другими документами, например, с налоговыми декларациями и платежными поручениями. Доказательства должны подтверждать действительную налоговую обязанность налогоплательщика за конкретный налоговый период.

Суды пришли к выводу, что представленная обществом справка о состоянии расчетов (как и сведения о судебных актах) не является достаточным доказательством наличия переплаты. Арбитры указывают, что для доказывания переплаты необходимы платежные документы и инкассовые поручения, подтверждающие перечисление со счета налогоплательщика денежных средств в бюджет. Отказ инспекции вернуть переплаченную сумму был признан судом соответствующим законодательству, обществу в передаче кассационной жалобы было отказано.

Профессиональная пресса для бухгалтера

Для тех, кто не может отказать себе в удовольствии полистать свежий журнал, почитать проверенные экспертами качественно сверстанные статьи. Выбрать журнал >>

Если у Вас есть вопрос — задайте его здесь >>

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2019 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

О налогах и о жизни

Персональный блог Аркадия Брызгалина

среда, 25 августа 2010 г.

Должны ли налоговики учитывать переплату налога при проверках? Есть вопрос.

Вопрос старый, но мне казалось, что он уже решен, а вчера приезжает к нам наш клиент и рассказывает о своей ситуации: налоговая инспекция во время выездной налоговой проверки выявила переплату налога, но в акте этот эпизод не отразила. Налогоплательщик в возражениях на акт это обстоятельство, естественно, отмечает, просит учесть, и соответственно пересчитать недоимку, а также учесть при определении пени и штрафа по ст.122 НК РФ. Налоговая в отказ. Доводов у них несколько, привожу в озвученной налоговиками последовательности:
1) мы не аудиторская фирма;
2) считать вам переплату мы вам не обязаны;
3) подавайте «уточненку».
И самый главный довод примерно такой: «Пошли нафиг, Кодексом это не предусмотрено, чтобы мы переплаты тут учитывали» (вот ведь как Кодекс знают хорошо, можно только порадоваться).
Насколько же прав налоговый орган?

Мне кажется, что налоговый орган полностью не прав.
Во-первых, действительно НК РФ прямо не предусмотрено положения о том, что «налоговый орган обязан учитывать переплату». Однако открываем Приказ ФНС РФ от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@, и читаем там подп. «б» п. 1.8.2 Приложения № 6 — «Требования к составлению акта налоговой проверки»:
«. В акте должно обеспечиваться отражение всех существенных обстоятельств, относящихся к выявленным нарушениям, в том числе: . о правильности и полноте отражения финансово-хозяйственных операций в налоговом учете; об источниках оплаты произведенных затрат; об обстоятельствах, исключающих применение мер ответственности за совершение налогоплательщиком нарушения и т.д. «.
Как же можно читать это положение иначе, чем то, что «переплата должна быть не только учтена при подведении итогов, но и она должна найти свое отражение в акте проверки»?
Во-вторых, читаем дальше.
«. п. 1.9. Итоговая часть акта выездной (повторной выездной) налоговой проверки должна содержать:
сведения об общих суммах выявленных при проведении проверки неуплаченных (не полностью уплаченных (неудержанных и неперечисленных)) налогов (сборов); об исчисленных в завышенных размерах налогах (сборах) с разбивкой по налогам (сборам) и налоговым периодам, сведения о других установленных проверкой фактах нарушений (об исчисленных для целей налогообложения в завышенных размерах суммах убытков; о завышенных суммах налога на добавленную стоимость, предъявленных к возмещению из бюджета (при наличии); о неудержании и неперечислении налогов и т.д.).

В-третьих, я уже не говорю о том, что «переплата налогов» — это тоже нарушение законодательства о налогах и сборах, которое должно быть выявлено налоговиками и зафиксировано при подведении итогов проверки.
В-четвертых, на стороне налогоплательщика и судебно-арбитражная практика. В частности, как было указано в Постановлении ВАС РФ от 05.10.2004 № 4909/04: «. если налогоплательщик в процессе рассмотрения арбитражным судом заявления налогового органа о взыскании с него недоимки по налогу на доходы физических лиц указывает на наличие у него права на налоговые вычеты, то это обстоятельство нуждается в проверке независимо от предварительного обращения налогоплательщика с соответствующим заявлением в налоговый орган«.
Однако тут возникает один интересный вопрос.
Газета «Ведомости» в своем номере от 11.03.2010 разместила информацию о том, что якобы, тройка судей ВАС, рассматривая спор компании Schlumberger с инспекцией ФНС № 1 по Сахалинской области сделала вывод о том, что во время проверок налоговый орган обязан учитывать переплату налогов, даже если компания этого не просит. Однако мои поиски этого судебного акта успехом не увенчались. Во всяком случае про такой налоговой спор между Schlumberger и Сахалинской налоговой нет информации ни на сайте ВАС, ни в базах данных «Гаранта» и «Консультант+». Мы обратились через сайт газеты к автору заметки Дмитрию Кузьмину, вдруг журналист что-то перепутал, однако ответа до сих пор не получили (журналисты любят жалиться, что они пишут обращения в органы власти, а их письма игнорируют, однако сами ведут себя не лучше). В связи с этим вопрос, может кто-то из читателей моего блога владеет более подробной информацией по этому делу или по этому вопросу? Давайте обменяемся мнениями.

Читать еще:  Возмещение коммуналки — доход арендодателя для усн

Все, что нужно знать про сверку с налоговой инспекцией

В статье рассмотрим два вопроса: первый — регламент проведения сверки и второй — требования налоговиков и законодательства — какие существуют нормативные документы.

Регламент проведения сверки расчетов с бюджетом по налогам

Сверка расчетов по налогам, страховым взносам, пеням, штрафам может проводиться по инициативе налоговой инспекции либо по инициативе налогоплательщика. Основным документом, который регулирует порядок сверки, является приказ ФНС России от 9.09.2005 № САЭ-3-01/444 @ «Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами», Раздел 3 (далее — Регламент ФНС).

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

В этом документе сказано, что сверка расчетов проводится обязательно в следующих случаях:

  • ежеквартально с крупнейшими налогоплательщиками. Для этого до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, составляется график;
  • при снятии компании с учета, при переходе из одной налоговой инспекции в другую;
  • при ликвидации (реорганизации) компании;
  • по инициативе налогоплательщика — ч аще всего это бывает в конце года, когда организация готовится к составлению годового отчета, — для подтверждения остатков по счетам учета расчетов с бюджетом. Налогоплательщик должен подать з аявление (запрос) о сверке расчетов в произвольной форме.

Также инспекция может предложить сверить расчеты, если она обнаружила возможную переплату налогов в бюджет ( 3 ст. 78 Налогового кодекса РФ).

Совет: если сверку инициирует налоговый орган, то рекомендуем вам принять предложение налогового органа о проведении сверки. Хотя участие в ней является вашим правом, а не обязанностью (пп. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ). Сверка позволяет своевременно выявить переплату, а также обнаружить ошибки и несовпадения данных.

Как получить акт сверки от налоговой инспекции

Акт сверки формирует налоговая инспекция. Налогоплательщику, чтобы его получить, необходимо сделать следующее:

Шаг 1: подать в свою ИФНС (пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ, п. 3 Регламента ФНС):

  • или заявление на бумаге в произвольной форме с просьбой о проведении сверки;
  • или запрос с помощью размещенного на сайте ФНС сервиса «Личный кабинет налогоплательщика — юридического лица»;
  • или запрос в электронном виде по ТКС. На запрос по ТКС ИФНС предоставит акт в электронном виде (Письмо ФНС от 30.10.2015 № СД-3-3/4090@).

Если вы не согласны с данными в электронном акте, то для устранения разногласий надо будет подать заявление о сверке в бумажном виде.

Получив ваше заявление, ИФНС не позднее пяти рабочих дней должна сформировать (распечатать) акт сверки со своими данными и пригласить представителя организации для вручения акта (либо направить акт по почте) (п. 3.4.3 Регламента ФНС).

Шаг 2: получить акт и сверить его данные со своими. При этом возможны два варианта развития событий.

  • Если расхождений нет, то подписать акт с пометкой на последнем листе разд. 1 «Согласовано без разногласий». Первый экземпляр акта оставить у вас, второй — в ИФНС (п. 3.1.3 Регламента ФНС).
  • Если обнаружены расхождения с данными ИФНС, то:
  1. в графе 4 разд. 1 акта рядом с указанными ИФНС суммами, с которыми вы не согласны, указать суммы по вашим данным;
  2. подписать акт на последней странице разд. 1 с пометкой «Согласовано с разногласиями»;
  3. передать подписанный экземпляр акта в ИФНС.

Получив акт с разногласиями, ИФНС проверит свои данные по внутренним информационным ресурсам и предложит вам представить документы, подтверждающие данные вашего учета (например, платежные поручения на уплату налога).

  • Если ошибку допустили налоговики, то они должны ее устранить (п. п. 3.1.5, 3.1.6 Регламента ФНС). С веряются первичные документы компании и данные информационных систем в инспекции. В тот же день готовится служебная записка. В течение 5 рабочих дней на основании записки ошибка исправляется.
  • Если причина расхождений — ваши ошибки, допущенные, например, при заполнении декларации или платежного поручения, то ИФНС известит вас о том, какая именно ошибка повлекла за собой расхождение данных (инспектор позвонит или направит вам уведомление) (п. 3.4.6 Регламента ФНС). Устранить допущенные вами ошибки можно, подав уточненную декларацию, уточнив налоговые платежи, доплатив налог и т.п.

После анализа расхождений и их устранения ИФНС подготовит и передаст вам новый акт сверки и согласует дату его подписания (п. п. 3.1.6, 3.1.7 Регламента ФНС).

  • Если расхождения устранены полностью — представитель организации и инспектор подписывают акт с пометкой на последнем листе разд. 1 «Согласовано без разногласий». В разд. 2 акта будет запись, что в результате совместной сверки расхождения устранены.
  • Если расхождения не устранены — представитель организации подписывает акт с пометкой на последнем листе разд. 1 «Согласовано с разногласиями». В разд. 2 акта вы можете указать причины разногласий и свои предложения по их устранению.

Совет: всегда возвращайте подписанный акт сверки в ИФНС. В инспекциях есть негласное правило о том, что новый акт компаниям не выдается до тех пор, пока они не сдадут подписанный предыдущий.

Срок проведения сверки и подписания итогового акта не должен превышать 15 рабочих дней со дня получения ИФНС вашего заявления о сверке (п. 3.1.2 Регламента ФНС). Однако на практике редко удается завершить сверку в этот срок.

Если сверка проводится при реорганизации или ликвидации компании, то акт составляется в двух экземплярах — один для компании, другой для ИФНС. Причем налоговая не примет окончательного решения, пока не получит акт сверки. Если же сверка нужна для перехода в другую инспекцию, то актов три — для компании, для «старой» и «новой» инспекции.

Информирование налогоплательщиков о состоянии расчетов с бюджетом

Но есть и еще один документ, который регламентирует сверку — это приказ Минфина России от 18 января 2008 г. № 9н «Об утверждении административного регламента ФНС по исполнению государственной функции по бесплатному информированию». В нем раздел 16 «Последовательность действий должностных лиц налоговых органов при индивидуальном информировании налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам».

В соответствии с приказом № 9н компания может получить из инспекции не акт сверки, а справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам. Она выдается по письменному запросу в срок 5 рабочих дней. Причем как запрос, так и сама справка могут быть представлены лично, по почте или по электронным каналам связи. Таким образом, мы видим, что есть два документа, которые являются итогом сверки.

Справку могут не выдать только в двух случаях:

  • если компания обратилась не в «свою» инспекцию, если в запросе забыла написать свое полное наименование, ИНН, подпись руководителя, печать компании, если запрос составлен не на фирменном бланке, если уполномоченный представитель подал запрос, но не приложил доверенность, или если в запросе присутствуют нецензурные или оскорбительные выражения.
  • если компания не исполнила свои налоговые обязательства. Когда налогоплательщик встает на учет, то в его карточке прописываются его налоговые обязательства. Например, ежеквартальная отчетность по налогу на прибыль, ежемесячная отчетность по НДС и т д. И если декларация не была сдана вовремя, то информирование невозможно. Тогда компании выдадут не справку, а письмо о неисполнении государственной функции.
Читать еще:  Основные зарплатные налоги в 2017 году

Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

Пресса о ВАС РФ

При составлении акта проверки налоговики должны выявлять не только недоимки, но и переплаты налогоплательщика

В минувшем году был принят ряд положительных Постановлений ВАС РФ, который позволил налогоплательщикам более уверенно защищать свои позиции в суде.

Так, был принят ряд Постановлений ВАС РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 06.07.2010 N 17152/09, Постановление Президиума ВАС РФ от 22.06.2010 N 1997/10 и др.), суть которых сводится к следующему. В рамках налоговых проверок налоговые органы должны стремиться не к максимальному доначислению налогов, а к определению действительных налоговых обязательств налогоплательщика. Это означает, что при составлении акта проверки налоговые органы должны выявлять не только недоимки, но и переплаты налогоплательщика.

Такой подход судов практически важен в следующих случаях:

В рамках налоговой проверки происходит переквалификация сделок или деятельности налогоплательщика, в т.ч. налоговый орган пытается признать сделки притворными или мнимыми;

По налоговой проверке доначисляются налоги, которые должны уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль (налог на имущество, транспортный налог, земельный налог, НДПИ, ЕСН, пенсионные взносы и др.);

Налогоплательщик отразил свои налоговые обязательства не в той налоговой декларации, в которой должен был их отразить, но в правильном периоде. Например, вычет по НДС по внутреннему рынку отражен в декларации по экспорту;

Налогоплательщику вменен неучтенный доход без определения расходов, относящихся к такому доходу. В такой ситуации суды признают, что налоговая база определена неверно, а действительные налоговые обязательства налогоплательщика не определены;

В период проверки налогоплательщик или налоговый орган выявил переплаты, которые должны быть учтены при определении суммы недоимки по Акту проверки и др.

Позиция налоговых органов в приведенных выше случаях традиционно сводилась к следующему. Признание затрат в составе расходов и принятие уплаченного НДС к вычету — это право налогоплательщика. Для его реализации установлен специальный порядок. Если налогоплательщик не воспользовался этим правом, то он должен подать уточненную налоговую декларацию. Без подачи такой декларации налоговый орган не обязан учитывать те переплаты налога, которые образуются в связи с переквалификацией налоговым органом обязательств налогоплательщика в рамках налоговой проверки. При этом учитываются только те переплаты, которые заявлены налого плательщиком в течение трех лет с момента их возникновения. Мы исходим из того, что такой «традиционный» подход налоговых инспекторов не основан на законе. Обязанность налогового органа — не доначислять налоги, а определять действительные налоговые обязательства по результатам налоговой проверки с учетом всех прав налогоплательщика, включая право на зачет выявленных переплат. Об этом говорит закон. В частности, согласно п. 4 ст. 89 НК РФ предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Неправильное исчисление налога может заключаться не только в занижении, но и в завышении налоговой базы (пп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ, Постановление Конституционного суда РФ от 16.07.2004 N 14-П). Соответственно, налоговый орган обязан в ходе проверки не только доначислять неуплаченные налоги и сборы в случае выявления ошибок в определении налоговой базы по налогу на прибыль (излишне учтенные расходы), но и учитывать выявленные в ходе проверки неучтенные расходы.

Об этом же говорит и пункт 1.9 Приложения 6 к Приказу ФНС России «Требования к составлению акта налоговой проверки». Согласно приказу итоговая часть акта налоговой проверки должна содержать в том числе и сведения об исчисленных в завышенных размерах налогах (сборах) с разбивкой по налогам и налоговым периодам.

При этом налогоплательщик в такой ситуации не обязан подавать уточненную налоговую декларацию. Обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом (ст. 44 НК РФ). В отличие от камеральной налоговой проверки, в ходе которой осуществляется проверка налоговой декларации, при проведении выездной налоговой проверки осуществляется контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов независимо от того, были ли отражены те или иные расходы (доходы) в налоговой декларации налогоплательщика. Сама по себе декларация является лишь формой (бланком), с помощью которой отражается выполнение обязанности налогоплательщика по декларированию данных, связанных с исчислением и уплатой налога. Поэтому она не может препятствовать проведению проверки правильности исчисления налогов.

Аналогичную позицию занял и ВАС РФ. Так, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 06.07.2010 N 17152/09 указано, что при доначислении в рамках проверки налогов, которые должны по закону уменьшать налог на прибыль (например ЕСН), налоговый орган обязан учесть соответствующую переплату по прибыли. По результатам проверки такая переплата либо засчитывается в уменьшение доначисленных налогов, а при невозможности — возвращается налогоплательщику в установленном порядке.

В Постановлении от 22.06.2010 N 1997/10 ВАС РФ обратил внимание налоговых органов и на более глубокий аспект. В частности, суд указал, что даже при вменении налогоплательщику участия в налоговой схеме с целью получения необоснованной налоговой выгоды налоговые органы обязаны определить действительные налоговые обязательства налогоплательщика с учетом налогов, уплаченных не только им самим, но и лицами, участвующими в налоговой схеме. Так, выявив, что увольнение работников с предприятия и привлечение их к работе по договору аутсорсинга с организацией, применявшей упрощенную систему налогообложения, преследовало цель получения необоснованной налоговой выгоды, суд тем не менее уменьшил налоговые претензии к налогоплательщику. При этом ВАС РФ указал, что, доначисляя ЕСН, налоговый орган обязан был уменьшить его на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченную аутсорсером. Тот факт, что налогоплательщик и аутсорсер — разные организации, значения не имеет. Это обусловлено тем, что страховые взносы, несмотря на примененную налоговую схему, бюджет получил. Поэтому он не вправе требовать с налогоплательщика больше, чем должно было быть уплачено налогов в бюджет, если бы налогоплательщик не участвовал в налоговой схеме.

Учитывая приведенную положительную практику ВАС РФ, налогоплательщику следует в рамках проверки следить за тем, чтобы у него имелось документальное подтверждение факта передачи налоговому органу документов, позволяющих правильно учесть его переплаты и определить действительные налоговые обязательства. Если налоговый орган, несмотря на полученные документы, тем не менее не учел переплаты организации при составлении акта проверки — обязательно указывайте на это в возражениях, тогда налоговый орган будет обязан уменьшить налоговые претензии к вашему предприятию.

Галина АКЧУРИНА,
Руководитель практики налоговых споров «ФБК-право»

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector