Банки с отозванной лицензией обязаны отвечать на запросы налоговиков

Новое в блогах

ФНС проверит клиентов недействующих банков

Федеральная налоговая служба (ФНС) рекомендовала региональным инспекциям обращаться с запросами в банки, лишенные лицензии. Такое право у налоговиков появилось с 1 января. Необходимость изменений назрела в связи с активной расчисткой банковского рынка, проводимой ЦБ. Массовые отзывы лицензий затруднили ФНС получение информации о сделках, ранее проводимых клиентами таких банков, что затрудняет выявление налоговых нарушений.

На прошлой неделе было обнародовано внутреннее письмо ФНС (адресованное территориальным налоговым инспекциям), в котором служба напомнила, что запрашивать информацию по счетам интересующих их налогоплательщиков можно даже в банках с отозванной лицензией. Информация представляется по запросу в течение трех дней вплоть до момента исключения банка из реестра (ЕГРЮЛ) в связи с ликвидацией юрлица. Поскольку после отзыва лицензии банк фактически перестает функционировать, отвечать на запросы придется Агентству по страхованию вкладов (АСВ), которое управляет процедурами банкротства (ликвидации) банков.

До 1 января лишь действующие банки были обязаны выдавать налоговикам справки о наличии счетов, вкладов, депозитов или об остатках средств на них, выписки по операциям организаций и физлиц, а также справки об остатках электронных денежных средств. Поправки к Налоговому кодексу (НК РФ) от 30 ноября 2016 года распространили с начала 2017 года эту обязанность и на банки с отозванной лицензией.

В ФНС «Ъ» сообщили, что цель письма — обратить на новую норму внимание налоговых органов. «Налоговый контроль носит характер последующего контроля, то есть проверяется уже прошедший период времени»,— пояснили в ФНС. По закону налоговые проверки могут охватывать три последних года, и в 2017 году налоговикам могут быть интересны, к примеру, движения по счетам клиентов или отдельные сделки за 2016, 2015 или 2014 год. Именно на эти годы приходится период активной расчистки банковского сектора. Этот процесс стартовал с приходом на пост главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной летом 2013 года. В результате с 1 июля 2013 года число действующих кредитных организаций сократилось на треть (333 организации), до 623 к 1 января 2017 года.

В ФНС отмечают, что и до вступления поправок в силу пытались запрашивать информацию о движении средств по счетам в банках после отзыва, но не всегда ее получали. «Банк, согласно НК РФ, не считается банком после отзыва лицензии,— отмечают в ФНС.— Ранее отказ банка, лишившегося лицензии, был правомерен, к ответственности его привлечь было нельзя». Вступление в силу поправок дало ФНС такую возможность, но пока предоставление информации не поставлено на широкий поток. «С АСВ обсуждаются технические вопросы передачи информации»,— отметили в ФНС. В АСВ не ответили на запрос «Ъ». «Пока запросы налоговиков немногочисленны,— говорит собеседник «Ъ» в агентстве.— Однако предугадать, насколько сложно будет оперативно предоставлять информацию в случае резкого возрастания их числа, невозможно».

Поток запросов налоговиков по клиентам банков с отозванной лицензией может быть весьма ощутимым, считают эксперты. Опрос банков показал, что в действующие кредитные организации ИФНС чаще всего обращаются с запросами информации в рамках встречных проверок — инспекция проверяет отдельную компанию и для выявления «чистоты» ее деловых связей интересуется и ее контрагентами. «Например, когда нужны дополнительные доказательства, что интересующий налогоплательщик обналичивал деньги через фирму со счетом в сомнительном банке»,— поясняет партнер Taxology Леонид Сомов.

По словам управляющего партнера Ренессанс-Lex Георгия Хурошвили, в случаях, когда партнер был серой фирмой с непродолжительным сроком жизни и счетом в «умершем» банке, получить все необходимые сведения для сотрудников ИФНС было затруднительно, а они зачастую необходимы. «Был реальный случай: компания покупала запчасти у посредника, проверка расчетов посредника показала — его накрутка составляла более 1000%,— рассказывает господин Хурошвили.— Разница между покупными ценами запчастей и отплатой от проверяемой компании отправлялась на счета фирм-однодневок. Именно сведения о движении по счету помогли выявить данную схему».

Кроме того, сами банки с отозванной лицензией являются налогоплательщиками, и важно не «потерять» налоговые платежи после отзыва лицензии. «Налоговикам необходимо не допустить повторения истории конца 90-х — начала 2000-х годов, когда в банках зависали громадные налоговые платежи,— указывает глава московского офиса Tax Consulting Эдуард Савуляк.— Массовый отзыв лицензий создает такой риск».

Впрочем, АСВ далеко не всегда может предоставить ФНС требуемую информацию, отмечают эксперты. Нередко, предчувствуя отзыв лицензии, руководство банка «подчищает» базы данных. В этом случае «выудить» необходимую информацию будет крайне проблематично. В ФНС обещают отнестись к подобным ситуациям с пониманием.

ФНС сможет проверять клиентов недействующих банков

Федеральная налоговая служба рекомендовала региональным инспекциям обращаться с запросами в банки, лишенные лицензии. Внутреннее письмо ФНС (адресованное территориальным налоговым инспекциям) с напоминанием о такой возможности было обнародовано на прошлой неделе, пишет «Коммерсант». Информация представляется по запросу в течение трех дней вплоть до момента исключения банка из реестра (ЕГРЮЛ) в связи с ликвидацией юридического лица. Поскольку после отзыва лицензии банк фактически перестает функционировать, отвечать на запросы придется Агентству по страхованию вкладов, которое управляет процедурами банкротства (ликвидации) банков.

До 1 января лишь действующие банки были обязаны выдавать налоговикам справки о наличии счетов, вкладов, депозитов или об остатках средств на них, выписки по операциям организаций и физических лиц, а также справки об остатках электронных денежных средств. Поправки к Налоговому кодексу от 30 ноября 2016 года распространили с начала 2017 года эту обязанность и на банки с отозванной лицензией.

В ФНС газете сообщили, что цель письма — обратить на новую норму внимание налоговых органов. «Налоговый контроль носит характер последующего контроля, то есть проверяется уже прошедший период времени», — пояснили в ФНС. По закону налоговые проверки могут охватывать три последних года, и в 2017 году налоговикам могут быть интересны, к примеру, движения по счетам клиентов или отдельные сделки за 2016, 2015 или 2014 год. Именно на эти годы приходится период активной расчистки банковского сектора. Этот процесс стартовал с приходом на пост главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной летом 2013 года. В результате с 1 июля 2013 года число действующих кредитных организаций сократилось на треть (333 организации), до 623 к 1 января 2017 года.

В ФНС отмечают, что и до вступления поправок в силу налоговики пытались запрашивать информацию о движении средств по счетам в банках после отзыва, но не всегда ее получали. «Банк, согласно НК РФ, не считается банком после отзыва лицензии, — отмечают в ФНС. — Ранее отказ банка, лишившегося лицензии, был правомерен, к ответственности его привлечь было нельзя». Вступление в силу поправок дало ФНС такую возможность, но пока предоставление информации не поставлено на широкий поток. «С АСВ обсуждаются технические вопросы передачи информации», — отметили в ФНС. В АСВ не ответили на запрос «Коммерсанта». «Пока запросы налоговиков немногочисленны, — говорит собеседник издания в агентстве. — Однако предугадать, насколько сложно будет оперативно предоставлять информацию в случае резкого возрастания их числа, невозможно».

Читать еще:  Нужно ли выдавать сзв-м при увольнении сотрудника?

Поток запросов налоговиков по клиентам банков с отозванной лицензией может быть весьма ощутимым, считают эксперты. Опрос банков показал, что в действующие кредитные организации ИФНС чаще всего обращаются с запросами информации в рамках встречных проверок — инспекция проверяет отдельную компанию и для выявления «чистоты» ее деловых связей интересуется и ее контрагентами. «Например, когда нужны дополнительные доказательства, что интересующий налогоплательщик обналичивал деньги через фирму со счетом в сомнительном банке», — поясняет партнер Taxology Леонид Сомов.

По словам управляющего партнера «Ренессанс-Lex» Георгия Хурошвили, в случаях, когда партнер был серой фирмой с непродолжительным сроком жизни и счетом в «умершем» банке, получить все необходимые сведения для сотрудников ИФНС было затруднительно, а они зачастую необходимы. «Был реальный случай: компания покупала запчасти у посредника, проверка расчетов посредника показала — его накрутка составляла более 1 000%, — рассказывает Хурошвили. — Разница между покупными ценами запчастей и оплатой от проверяемой компании отправлялась на счета фирм-однодневок. Именно сведения о движении по счету помогли выявить данную схему».

Кроме того, сами банки с отозванной лицензией являются налогоплательщиками, и важно не «потерять» налоговые платежи после отзыва лицензии. «Налоговикам необходимо не допустить повторения истории конца 90-х — начала 2000-х годов, когда в банках зависали громадные налоговые платежи, — указывает глава московского офиса Tax Consulting Эдуард Савуляк. — Массовый отзыв лицензий создает такой риск».

Впрочем, АСВ далеко не всегда может предоставить ФНС требуемую информацию, отмечают эксперты. Нередко, предчувствуя отзыв лицензии, руководство банка подчищает базы данных. В этом случае «выудить» необходимую информацию будет крайне проблематично. В ФНС обещают отнестись к подобным ситуациям с пониманием.

Банки могут быть оштрафованы за несвоевременные ответы на запросы налоговых органов

В последнее время участились случаи несвоевременных ответов банков на мотивированные запросы налогового органа о предоставлении выписок по операциям на счетах налогоплательщиков. Нарушения чаще всего совершаются головными банками в случаях, когда запросы, полученные филиалами, направляются по внутренней связи в головные банки для ответа.

Налоговым кодексом установлена обязанность банков выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей). Выдача в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса.

При этом справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, а также выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в банке могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения мероприятий налогового контроля у этих организаций (индивидуальных предпринимателей).

Также информация может быть запрошена налоговым органом после вынесения решения о взыскании налога, а также в случае принятия решений о приостановлении операций или об отмене приостановления операций по счетам организации (индивидуального предпринимателя)

Следует отметить, что согласно ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть. При этом филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом, создавшим их юридическим лицом, и действуют на основании утвержденных им положений.

Таким образом, филиалом кредитной организации (банка) является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения кредитной организации и осуществляющее от ее имени все или часть банковских операций, предусмотренных лицензией Банка России, выданной кредитной организации.

Учитывая вышеизложенное, филиалы кредитной организации (банка), открытые на территории Российской Федерации, в целом образуют юридическое лицо — кредитную организацию (банк).

Следовательно, в случае направления запросов непосредственно филиалу банка такие документы считаются полученными банком как юридическим лицом и подлежат исполнению в порядке и сроки, установленные НК РФ. При этом законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не предусмотрено особого порядка исполнения таких документов в случае их получения непосредственно филиалом банка. Соответственно сроки исполнения запроса налогового органа в таком случае исчисляются в общем порядке в соответствии с НК РФ.

Непредставление банком справок (выписок) по операциям на счетах в налоговый орган, а также представление справок (выписок) с нарушением срока или справок (выписок), содержащих недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 20 тысяч рублей и ответственность должностных лиц банков.

115-ФЗ: какие документы банк может запрашивать у клиентов на законных основаниях

Какие документы требуют банки на основании 115-ФЗ

Банковскую деятельность регулирует огромное число всевозможных законов и подзаконных актов. Один из таких документов – Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Во исполнение этого закона и, ссылаясь на его же нормы, банки требуют у клиентов массу разнообразной документации. Клиентам порой кажется, что запрашиваемые данные вообще никак не касаются деятельности банков и не затрагивают интересы государства. Но банкам кажется другое. К примеру, банки, проверяя чистоту сделок, запрашивают документы по стандартным договорам, которые организации заключают уже на протяжении многих лет. По мнению клиентов, такие требования банков, как минимум, являются странными, а, как максимум – противоречат действующему законодательству. В частности, например, в тех случаях, когда запрашиваемая информация составляет охраняемые законом сведения.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, к кого нет времени

1. В настоящее время банки требуют у клиентов массу разнообразной документации, проверяя чистоту сделок.

2. Идентифицировать не только самого клиента, но и проверять и фиксировать все совершаемые им сделки, которые банкам кажутся подозрительными, требуют Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Положение Банка России от 15.10.15 № 499-П «Об идентификации клиентов…».

3. П.14 ст.7 Закона № 115-ФЗ устанавливает обязанность клиентов предоставлять информацию, необходимую для исполнения банками требований законодательства.

4. Анализ Федерального закона от 07.08.2001 №115 и Положения Банка России от 15.10.15 № 499-П позволяет прийти к выводу о том, что право банков на истребование документации вообще практически ничем не ограничено.

Действительно, порой банки требуют предоставления персональных сведений работников организаций, бухгалтерский баланс, сведения об уплаченных налогах и т.п. Само собой, подобные запросы вызывают у клиентов массу негодования.

Читать еще:  Как подтвердить экспорт товаров на территорию днр

Чтобы не быть голословными, приведем образец типичного письма, рассылаемого банками в адрес своих клиентов в целях соблюдения Федерального закона от 07.08.2001 №115:

Как мы видим, перечень документации весьма обширен, а в некоторых случаях он может оказаться еще больше. Причем времени на подготовку и сдачу этих документов дается подчас слишком мало, что обусловливает еще большее недовольство клиентов и их справедливое возмущение.

В связи с этим напрашивается логичный вопрос: имеют ли банки законное право требовать с клиентов все эти документы?

Законны ли требования банков о представлении документации

Как поясняют сами банки, в подобных объемах документы ими запрашиваются не просто так. Это не их личная прихоть, а требования Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов….» и Положения Банка России от 15.10.15 № 499-П «Об идентификации клиентов…».

Эти НПА обязывают кредитные организации идентифицировать не только самого клиента, но и проверять и фиксировать все совершаемые им сделки, которые банкам кажутся подозрительными. И если клиента можно проверить на этапе открытия ему банковского счета, то проверить чистоту сделки банк может только на стадии совершения денежных расчетов.

Что конкретно говорится в данных нормативных документах? Например, ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ гласит, что при проведении идентификации клиента, его представителя, выгодоприобретателя, а также обновлении информации о них банки вправе требовать представления соответствующих документов.

В их перечень входят документы удостоверяющие личность, учредительные документы, документы о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя). Также банком могут быть запрошены и иные документы, необходимые для исполнения требований законодательства.

А п.14 ст.7 Закона № 115-ФЗ устанавливает обязанность клиентов предоставлять информацию, необходимую для исполнения банками требований законодательства.

Приложение 2 к Положению Банка России № 499-П содержит подпункты 2.7 – 2.9, которые конкретизируют полномочия кредитных организаций по истребованию документации и сведений от клиентов.

Так, пп. 2.7. устанавливает, что банк вправе требовать от своих клиентов сведения и документы о финансовом положении, включая бухгалтерскую отчетность и налоговые декларации. При этом кредитная организация в правилах своего внутреннего контроля самостоятельно определяет количество и виды документов, которые она использует в целях определения финансового положения клиента.

В пп. 2.8. указано, что банк может истребовать сведения о деловой репутации клиента и отзывы о нем других организаций, имеющих с ним деловые отношения. Кредитная организация в правилах внутреннего контроля может также самостоятельно определить и иной вид документов, которые могут быть использованы в целях определения деловой репутации клиента.

Наконец, пп.2.9. разрешает истребовать сведения об источниках происхождения денежных средств и иного имущества клиента. Перечень таких сведений опять же не является исчерпывающим.

Анализ Федерального закона от 07.08.2001 №115 и Положения Банка России от 15.10.15 № 499-П позволяет прийти к выводу о том, что право банков на истребование документации вообще практически ничем не ограничено. По крайней мере, законодательство никаких подобных ограничений не содержит, как не содержит и точный список документов, которые должны быть предоставлены по требованию кредитной организации.

Получается, что банки вправе запрашивать абсолютно любую документацию и в любом объеме. Так ли это на самом деле? БУХ.1С попросил прояснить ситуацию руководителя отдела юридического сопровождения профучастников фондового рынка ГК «ФИНАМ» Сергея Володькина.

Какие документы могут запрашивать банки во исполнение требований закона о противодействии легализации преступных доходов?

Любые документы, которые банки пропишут у себя в правилах внутреннего контроля. И обычно это открытый перечень, т.к. изначально невозможно определить полный список документов, который может понадобиться для того, чтобы определить, осуществляется данная операция с целью легализации преступных доходов или нет. Т.е. любые документы, которые могут потребоваться для анализа конкретной операции или деятельности клиента в целом.

Могут ли банки требовать информацию, содержащую личные данные третьих лиц? Например, личные данные сотрудников фирмы-клиента банка?

По закону банки обязаны идентифицировать представителя клиента (включая единоличный исполнительный орган), выгодоприобретателя клиента. А также принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарного владельца. Если это все физические лица (а бенефициарный владелец – это только физлицо), и неважно, являются ли они сотрудниками фирмы или нет, то банки обязаны требовать информацию, содержащую их личные данные.

Какие сроки подачи запрашиваемых банком документов установлены законом?

По некоторым данным сроки установлены, по другим — в нормативке написано, что банки устанавливают их сами. ЦБ считает нормальным сроком 3-7 дней, обычно банки такие сроки и устанавливают. Если банк устанавливает большие сроки, ЦБ считает, что это сделано специально, чтобы помочь клиенту уклониться от процедур Федерального закона от 07.08.2001 №115.

Что будет, если не представить запрашиваемые банком сведения?

Непредставление клиентом информации, необходимой для реализации кредитной организацией требований закона, может являться основанием для отказа в проведении операции. Если банк отказал уже два и более раз – он обязан расторгнуть договор и закрыть счет клиента. Организация автоматически попадает в черный список, который ЦБ рассылается по банкам и велика вероятность, что такой организации больше ни один банк счет не откроет.

Также банк может отключить систему дистанционного обслуживания (Интернет-банк). Тогда клиент сможет распоряжаться счетом только посредством подачи бумажных платежек, что не слишком удобно, когда клиент находится, например, во Владивостоке, а банк – в Москве. И даже если клиент принесет такую бумажную платежку, банк всегда сможет воспользоваться правом на отказ в проведении операции.

Итак, получается, банки не только вправе истребовать с клиентов документы, но это является их обязанностью. Если этого не делать, банк могут оштрафовать на значительную сумму. Ответственность банков установлена ст.15.27 КоАП РФ «Неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

По данной статье штрафы могут достигать 1 млн рублей, а деятельность банка может приостанавливаться на срок до 90 суток. Как следствие, у кредитного учреждения может быть отозвана лицензия на осуществление банковских операций.

Понятно, что банки пытаются обезопасить себя и стараются досконально проверять совершаемые клиентами расчеты. Выходит, что направление клиентам писем о представлении информации — обычная практика кредитных учреждений, связанная с соблюдением законов РФ и требований Центробанка России.

То, что банки могут истребовать у своих клиентов практически ничем неограниченный объем документов, БУХ.1С подтвердили и в Ассоциации российских банков (АРБ).

Как нам рассказала главный специалист правового департамента АРБ Вероника Кинсбурская, закон не регулирует вопрос о том, какие именно документы и сведения подлежат истребованию у физических и юридических лиц в целях проверки их непричастности к экстремистской деятельности или терроризму. Также закон не определяет порядок проведения кредитными организациями проверок деятельности своих клиентов. Что именно затребовать и как именно проверять клиентов, банк решает самостоятельно:

Читать еще:  Какой размер суточных, не облагаемых ндфл в 2018 г.?

Точный перечень истребуемых у клиента документов и сведений, порядок проведения проверки клиента, в том числе процедура и сроки представления запрошенных документов в банк, а также порядок фиксирования полученной от клиента информации устанавливаются каждой кредитной организацией самостоятельно. Они прописываются в правилах внутреннего контроля.

Если у банка возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях отмывания доходов или финансирования терроризма, банк может запросить у клиента подробные сведения о целях деятельности клиента, деловой репутации, целях совершения конкретной операции и источниках происхождения денег.

Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ, операция с денежными средствами подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физлицо, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму. Но при этом контролю подлежат и все прочие подозрительные операции.

Проверка деятельности клиента и совершаемых им операций может проводиться при наличии у сотрудников банка субъективных подозрений в том, что конкретная операция осуществляется в целях отмывания доходов, или финансирования терроризма. Соответствующее право предоставлено банкам в п. 3 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

В случае непредставления клиентом информации, необходимой для его проверки, банк может заблокировать счет, приостановить расходную операцию, отказаться от заключения договора, или же расторгнуть договор банковского счета (вклада) с таким клиентом.

Страдают во всей этой ситуации, конечно же, добросовестные клиенты, которые ведут торговую или производственную деятельность и никак не связаны с терроризмом и отмыванием денег. Зачастую объем запрашиваемой банком информации оказывается настолько велик, что в назначенные сроки представить документы не получается чисто физически.

Как поступать в подобных ситуациях клиентам банков? Вот такой совет дает генеральный директор консалтингового центра «Профдело» Татьяна Никанорова:

Банки должны принимать соответствующие меры, чтобы предотвратить незаконные операции. Мы понимаем, что для этого они могут запрашивать практически любые документы и в любом количестве. Бухгалтерам известны банки, которые требуют чрезмерно много. Если не представить документы в полном объеме, банк может закрыть расчетный счет. И тут кроется подвох: закрытие счета по такому основанию часто подразумевает повышенный тариф на вывод средств с расчетного счета в другой банк. Это до 10% от суммы. Можно, конечно, жаловаться в ЦБ РФ, а он уже будет определять, правомерен ли был запрос из банка или нет. Моя рекомендация для «белых» фирм: если вы получаете избыточный запрос, срочно выводите из такого банка деньги и открывайте счет в другом месте.

Можно сделать вывод, что клиентам придется исполнять требования банков о представлении документов и информации. И если имеется такая возможность, документы лучше направлять в полном объеме и точно в срок. Если же такая возможность отсутствует, а банк требует все чаще и больше, разумнее не дожидаться закрытия счета и перейти на обслуживание в другую кредитную организацию.

Может ли налоговая инспекция отказать на запрос арбитражного суда о предоставлении

информации о нахождении и состоянии расчетных счетов ответчика, ссылаясь на то, что это является коммерческой тайной и поэтому она не может быть передана истцу.

Налоговая к коммерческой тайне налогоплательщика не имеет никакого отношения. А на запрос суда о предоставлении сведений отвечать обязана, и не только налоговая обязана отвечать.

Спасибо, все понятно!

Все государственные органы и не только обязаны отвечать на письменные запросы суда, в том числе и налоговая инспекция.

Может ли налоговая инспекция отказать на запрос арбитражного суда о предоставлении информации о нахождении и состоянии расчетных счетов ответчика, ссылаясь на то, что это является коммерческой тайной и поэтому она не может быть передана истцу.

Нет, запрос арбитражного суда является обязательным для налоговых органов.

Спасибо, я у Вас в долгу!

Согласно п. 1 ст. 102 НК РФ сведения о наименовании банков и иных кредитных организаций с указанием расчетных счетов должника, запрашиваемые судебными приставами-исполнителями и взыскателями, отнесены к налоговой тайне.

Однако из п. 2 ст. 102 НК РФ следует, что «налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, следственными органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом».

Из приведенной формулировки видно, что данная норма носит отсылочный характер и никак не конкретизируется. В связи с этим можно сделать вывод о том, что таким законом по праву может служить Закон N 229-ФЗ. Данный вывод подтверждает ВАС РФ в Определении от 21.04.2011 N ВАС-4097/11.

Минфин России считает, что «в силу п. 1 ст. 102 Кодекса указанные сведения составляют налоговую тайну.

Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговым органом, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (п. 2 ст. 102 Кодекса).

Учитывая, что Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ предусмотрена обязанность налоговых органов представлять сведения о наличии у должника имущества судебному приставу-исполнителю, а также взыскателю при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению, Департамент полагает, что налоговым органам при представлении таких сведений указанным лицам следует руководствоваться нормами ч. ч. 8 и 9 ст. 69 данного Федерального закона» (письмо от 26.11.2008 N 03-02-07/2-207).

Это подтверждает ФАС МО: «Действительно, по смыслу, содержащемуся в пункте 1 статьи 102 НК РФ, сведения о счетах организаций, находящихся в кредитных учреждениях, относятся к налоговой тайне.

По своей природе и назначению институт налоговой тайны имеет публично-правовой характер и означает защиту налоговым органом сведений, разглашение которых может нарушить права граждан и организаций.

Вместе с тем, как следует из пункта 2 статьи 102 НК РФ, налоговая тайна не подлежит разглашению, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Закрепление в законе отступлений необходимо для защиты прав и законных интересов других лиц.

Специального закона, посвященного налоговой тайне и, следовательно, вопросам ее разглашения, не имеется. Однако ФЗ от 21.07.1997 N 119-ФЗ (утратил силу 31.01.2008. Действует редакция Закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ. — Примечание автора) предусматривает возможность передачи налоговым органом взыскателю в случае, оговоренном в пункте 3 статьи 46 этого Закона, необходимой информации о банковском счете должника, к которой относится и информация о номере такого счета» (Постановление от 15.09.2004 N КА-А 40/7808-04).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector