Фнс россии разрешила вычет ндс по услугам, необлагаемым налогом

О вычете НДС, предъявленного по необлагаемым операциям

Автор: Зайцева С. Н., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Поводами вернуться к ранее рассмотренным темам стали письма компетентных органов относительно наличия права налогоплательщика-покупателя заявить вычет по НДС, предъявленному продавцом при совершении операций, освобожденных от налогообложения в силу положений пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Вспомним, почему понадобилось уточнение позиции, а также ознакомимся с новыми (благоприятными для налогоплательщиков) разъяснениями Минфина и ФНС.

НДС по услугам, оказываемым в аэропортах: право на вычет есть

Мы обращались к теме о вычете НДС, предъявленного налогоплательщику по не облагаемым (перечислены в ст. 149 НК РФ) налогом операциям (см. консультацию «О праве на вычет НДС, предъявленного по необлагаемым операциям»), в частности по услугам, оказываемым непосредственно в российских аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание (пп. 22 п. 2 ст. 149). Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ право на такой вычет подтвердила: определения ВС РФ от 24.10.2016 № 305-КГ16-6640, № 305-КГ16-7096, № 305-КГ16-8642 по делам авиакомпании «Когалымавия» (№ А40-79255/2014, № А40-758052/2015 и № А40-58056/15 соответственно).

Да и официальные органы четко определились с этим вопросом.

ФНС сформирован следующий подход: суммы НДС, предъявленные покупателю при приобретении услуг, освобожденных от налогообложения на основании пп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ, налогоплательщик-покупатель вправе принять к вычету в порядке и на условиях, установленных ст. 171 и 172 НК РФ, за исключением случаев получения необоснованной налоговой выгоды (см., например, письма от 23.09.2016 № СД-4-3/17871@, от 20.06.2016 № СД-4-3/10918@, от 25.03.2016 № СД-4-3/5153).

Финансовое ведомство того же мнения: в Письме от 10.05.2016 № 03-07-08/26589 указано, что при решении вопроса о вычетах по счетам-фактурам, выставленным при оказании услуг, освобождаемых от обложения НДС (речь шла как раз о пп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ), следует руководствоваться Письмом ФНС России от 16.02.2015 № ГД-4-3/2366@. Перечислим основные моменты упомянутого письма:

согласно п. 5 ст. 149 НК РФ налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные п. 2 ст. 149 НК РФ, в том числе пп. 22, обязан применять освобождение от обложения НДС в отношении таких операций;

в случае выставления налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, покупателю счетов-фактур с выделением сумм НДС подлежащие уплате в бюджет суммы налога определяются как суммы налога, указанные в переданных покупателю счетах-фактурах (пп. 2 п. 5 ст. 173 НК РФ);

на основании постановлений КС РФ от 03.06.2014 № 17-П и Президиума ВАС РФ от 30.01.2007 № 10627/06 нормой п. 5 ст. 173 НК РФ установлены правила, предусматривающие в отношении лиц, получающих от покупателей или заказчиков суммы НДС в нарушение положений гл. 21 НК РФ, следующие налоговые последствия: лица, не являющиеся налогоплательщиками, налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, налогоплательщики, осуществляющие реализацию товаров (работ, услуг), операции с которыми не подлежат налогообложению, исчисляют и уплачивают НДС в случае выставления ими покупателям счетов-фактур с выделением суммы налога. В свою очередь, налогоплательщик-покупатель оплачивает счета-фактуры и, руководствуясь положениями ст. 169, 171 и 172 НК РФ, отражает эти суммы в налоговых декларациях в качестве налоговых вычетов.

Итак, по вычетам НДС, предъявленного исполнителями услуг аэропорта (не облагаемой в силу пп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ операции), вопросов нет.

В свою очередь, исполнители, оказывая такие услуги, выделяя при этом сумму НДС в счете-фактуре и уплачивая налог в бюджет (п. 5 ст. 173 НК РФ), не лишены права на вычет «входного» НДС по данным операциям (п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33).

НДС по работам (услугам) на объектах культурного наследия

Логично рассуждать, что обозначенный выше подход распространяется на другие ситуации, перечисленные в ст. 149 НК РФ.

Однако сомнения на этот счет до недавнего времени имели место. Яркий тому пример – вычеты по работам (услугам) по сохранению объекта культурного наследия (пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Спорным моментам, здесь возникающим, в свое время мы уделили внимание (cм. консультацию А. И. Серовой «О расчетах с бюджетом по НДС при выполнении работ на объектах культурного наследия»).Тогда же сказали, что разъяснений компетентных органов на данную тему, увы, нет, если не считать Письма Минфина России от 18.11.2013 № 03-07-11/49526, согласно которому счета-фактуры, выставленные по работам, освобождаемым от обложения НДС в соответствии с пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ, с указанием сумм налога, являются составленными с нарушением действующего порядка, поэтому суммы НДС, отраженные в таких счетах-фактурах, к вычету не принимаются.

Но актуальность представленной информации сегодня весьма сомнительна, и причина тому – не столько устаревшие нормы НК РФ (п. 5 ст. 168 НК РФ, в частности, редакция которого с 01.01.2014 изменена), сколько обозначение «современного» подхода к решению вопроса (см. первую часть нашего материала).

Действительно, перед нами та же норма – льгота, предусмотренная п. 2 ст. 149 НК РФ, и, казалось бы, должен быть тот же подход. Однако примеры судебных решений говорят об обратном (кстати, особо преуспели в этом вопросе судьи Северо-Западного округа).

Вычет под запретом?

Не будем возвращаться к ранее подобранной «судебке», остановимся на новых решениях.

Дело № А56-35772/2016. Суть (вкратце): являясь собственником объекта культурного наследия, имея охранное обязательство на объект и разрешение на право выполнения работ по сохранению, реставрации и приспособлению объекта для современного использования, общество (выступая в роли заказчика) заключило несколько договоров с подрядчиками на выполнение соответствующих работ на объекте. Представленный подрядчиками НДС заявлен к возмещению, в чем обществу было отказано. Собственно, это и стало поводом для обращения в суд.

Кассационная инстанция суда (Постановление АС СЗО от 14.04.2017)по указанному делу отменила решение апелляции (Постановление Тринадцатого апелляционного суда от 26.12.2016), поддержав суд первой инстанции (Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской обл. от 26.09.2016). Процитируем выводы судей:

общество, являясь собственником объекта, не могло не знать об отнесении его к объектам культурного наследия и включении в соответствующий реестр. При заключении договоров с исполнителями работ общество должно было указывать, что работы будут проводиться на объекте культурного наследия;

счета-фактуры, выставленные с выделением НДС на работы, освобожденные от обложения НДС в соответствии с пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ, считаются составленными с нарушением положений НК РФ; вычет по таким счетам-фактурам не правомерен.

Причем ссылка общества на изменения, внесенные в формулировку п. 5 ст. 168 НК РФ, признана судом первой инстанции (см. Решение от 26.09.2016) несостоятельной, поскольку таковые не влияют на правовой характер и особенности применения операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), в том числе указанных в пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Не принят и довод общества о том, что произведенные в спорном периоде работы по сохранению, приспособлению объекта культурного наследия для современного использования выполняются для создания многофункционального комплекса, помещения в котором в дальнейшем будут использоваться в облагаемой НДС деятельности.

Наличие счетов-фактур, выставленных подрядчиком, с выделенными суммами НДС в такой ситуации не дает обществу права на налоговые вычеты – вывод апелляционной инстанции по этому поводу признан неправомерным. Впрочем отклонен и довод общества о правомерности его действий со ссылкой на Определение ВС РФ от 24.10.2016 № 305-КГ16-6640 (напомним, речь здесь идет о вычетах НДС по «аэропортным» услугам), поскольку судами установлены иные обстоятельства.

Дело № А56-42572/2016. Схожая ситуация: общество и КУГИ города заключили инвестиционный договор, по которому (в том числе) предполагается выполнение работ на объекте культурного наследия. Работы проводились силами подрядчиков; по выставленным ими счетам-фактурам общество заявило вычеты НДС.

Исход дела такой же: ни одна инстанция суда не встала на сторону налогоплательщика.

Из Постановления АС СЗО от 22.06.2017 № Ф07-3578/2017: довод общества о правомерности его действий со ссылкой на знакомые нам (по делу «Когалымавиа») определения ВС РФ от 24.06.2016 отклонен (иные, мол, обстоятельства). Ссылка на п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ № 33 сочтена необоснованной, поскольку указанные разъяснения не подлежат применению к фактическим обстоятельствам настоящего дела.

Аналогичный подход судей продемонстрирован по делу № А56-66946/2015 (см. Постановление АС СЗО от 16.02.2017).

Получается, что предположение о том, что подход к решению вопроса о вычетах должен быть схожим, не верно?

Минфин и ФНС: разъяснения-2017

Развеять сомнения относительно рассматриваемого вопроса помогли свежие письма финансового и налогового ведомств страны.

Свою позицию о применении вычета по НДС, предъявленному при выполнении работ по реставрации объекта культурного наследия, Минфин обозначил в Письме от 21.06.2017 № 03-07-15/38864. Ссылаясь на положения пп. 2 п. 5 ст. 173, постановления КС РФ № 17-П и Президиума ВАС РФ № 10627/06,финансисты резюмируют:суммы НДС, предъявленные при приобретении услуг, освобожденных от налогообложения в соответствии с пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ, налогоплательщик-покупатель вправе принять к вычету в порядке и на условиях, установленных ст. 171 и 172 НК РФ.

Письмом от 05.07.2017 № СД-4-3/12986@ ФНС направила позицию Минфина для сведения до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков. А вскоре от ведомства последовали разъяснения вновь: письма от 05.07.2017 № СД-4-3/12986@ и от 18.07.2017 № СД-4-3/13991@.

Читать еще:  Отозвана лицензия у банка из первой сотни

Кстати, последнее из названных писем интересно вопросом налогоплательщика, подробно описавшего свою ситуацию. Организацией проводятся работы (только с привлечением подрядчиков) на объекте культурного наследия регионального значения по реставрации и приспособлению здания для современного использования. Здание находится на балансе организации, впоследствии оно будет применяться в облагаемой НДС деятельности.

Проект реализуется за счет частного инвестора. В его основу заложены капиталоемкие инженерные решения. Поставщиков оборудования и строительных организаций, реализующих необходимые работы, услуги и продукцию в требуемом количестве, имеющих право на льготу по НДС, малое количество. Приобретать продукцию, работы, услуги у сотен мелких контрагентов, имеющих право на льготу по НДС, невозможно, а также это лишает права выбирать контрагента исходя из лучшего соотношения качества и цены. Следовательно, организация лишена возможности применять льготу, установленную пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ, ко всем заключаемым договорам по сохранению объекта культурного наследия. Однако действующие нормы налогового законодательства не запрещают ей заключать сделки и совершать платежи с включением в цену НДС и последующим его принятием к вычету по выставленным счетам-фактурам.

Вправе ли организация принять к вычету НДС в отношении данных работ, стоимость которых указана и оплачена с НДС и в отношении которых выставлены надлежаще оформленные счета-фактуры?

В Письме № СД-4-3/13991@ФНС ответила утвердительно. А обоснование тому нам уже хорошо известно.

Вместо заключения

Компетентные органы, принимая во внимание позицию высших судей, указывают на право налогоплательщиков-продавцов начислять НДС и выставлять счета-фактуры с выделенной суммой налога при совершении операций, освобожденных от налогообложения в силу положений п. 2 ст. 149 НК РФ, и, соответственно, на возможность покупателей на общих основаниях принять к вычету данные суммы НДС.

Но до недавнего времени все разъяснения касались пп. 22 – услугпо обслуживанию воздушных судов, оказываемых непосредственно в аэропортах и воздушном пространстве РФ.

Теперь и Минфин, и ФНС подтвердили, что обозначенный подход применяется и к другим работам (услугам), подпадающим под требование п. 2 ст. 149 НК РФ, в частности пп. 15 – работам (услугам) по сохранению объектов культурного наследия.

С 1 июля меняются правила вычетов НДС при «экспорте» услуг

Рубрика «Комментарии экспертов»

С 1 июля 2019 года суммы НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), использованным для оказания услуг (выполнения работ), местом реализации которых территория РФ не признается, можно будет принять к вычету. Однако это правило не будет распространяться на услуги, освобожденные от налогообложения на основании ст. 149 Налогового кодекса (Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ). По таким услугам входной НДС к вычету не принимается, а учитывается в стоимости приобретенных товаров (работ, услуг).

Кроме того, уточнен порядок расчета пропорции облагаемых и не облагаемых НДС операций для вычета «входного» налога. В частности, для этих целей к операциям, подлежащим налогообложению, отнесены операции по реализации работ (услуг), местом реализации которых в соответствии со ст. 148 НК РФ не признается территория РФ (за исключением операций, предусмотренных ст. 149 НК РФ).

Отметим, что указанные поправки ни в коей мере не означают, что работы (услуги), реализуемые за пределами РФ, теперь облагаются налогом. Они только дают возможность учесть входящий НДС по приобретениям, используемым для их оказания.

Комментирует Елена Орлова, налоговый консультант АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»:

Напомним, что до внесения поправок НДС при выполнении работ и оказании услуг, местом реализации которых в соответствии со ст.148 НК РФ не является территория России, можно было относить только на расходы.

С введением поправок в ст. 171 НК РФ у налогоплательщиков появляется право на предъявление к вычету сумм НДС по приобретаемым товарам (работам, услугам) и одновременно исключается возможность уменьшать налогооблагаемую прибыль на сумму «входного» НДС.

Кроме того, Законом N 63-ФЗ внесены дополнения в п. 4 ст. 170 НК РФ, устанавливающие, что с 01.07.2019 для целей применения п. п. 4 и 4.1 ст. 170 НК РФ к операциям, подлежащим налогообложению, относятся операции по реализации работ (услуг), местом реализации которых не признается территория РФ (за исключением операций, освобождаемых от уплаты НДС на основании ст. 149 НК РФ).

Таким образом, поскольку согласно указанным изменениям выполнение работ (оказание услуг), местом реализации которых не является территория РФ, относится к облагаемым операциям, суммы НДС по расходам на такие операции принимаются к вычету при соблюдении прочих требований, установленных гл. 21 НК РФ для применения вычетов, но при условии, что эти операции не упомянуты в ст. 149 НК РФ, то есть осуществление таких операций не требует ведения раздельного учета сумм «входного» НДС.

Вместе с тем, при пропорциональном расчете долей «входного» НДС по общим расходам, используемым одновременно как в облагаемых, так и не подлежащих обложению данным налогом операциях, стоимость выполненных работ (оказанных услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации (за исключением операций, предусмотренных ст. 149 НК РФ), включается в состав облагаемых операций (п. п. 2, 4 ст. 170, пп. 3 п. 2 ст. 171 НК РФ в редакции Закона N 63-ФЗ).

Также добавим, что право на предъявление к вычету сумм «входного» НДС может быть реализовано налогоплательщиком исключительно по отношению к тем товарам (работам, услугам), которые использованы или предназначены для осуществления с 01.07.2019 операций по реализации работ (услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации.

В качестве подтверждения нашей позиции можно привести разъяснение ФНС, отраженное в Письме от 07.03.2006 N ММ-6-03/233@. В нем ФНС разъяснила следующее: согласно действующей практике при изменении порядка налогообложения НДС применяется тот порядок налогообложения, который действовал на дату отгрузки товаров (работ, услуг).

Источник: Пресс-центр АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», система «Гарант»

Вам также может быть интересно:

Елена Орлова, Налоговый консультант АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», 10.07.2019

Порядок применения (принятия) налоговых вычетов по НДС: условия

Как принять НДС к вычету

Каждый налогоплательщик-покупатель вправе уменьшить начисленный налог на добавленную стоимость на сумму «входного» НДС по приобретенным товарам (работам, услугам).

Какие бывают вычеты по НДС и как их правильно применять, расскажет статья «Что такое налоговые вычеты по НДС?» .

Это право ему предоставлено в соответствии с п. 1 ст. 171 НК РФ. При этом в соответствии с данной статьей вычетам подлежат суммы налога, которые были (п. 2 ст. 171 НК РФ):

  • уплачены при ввозе товаров в Россию, причем как тех, которые прошли таможенную очистку, так и тех, которые перемещаются без таможенного оформления;
  • предъявлены продавцами при приобретении товаров, услуг (а также при проведении предварительной оплаты под будущие поставки) на территории РФ.

Следует учесть, что право на вычет НДС отсутствует, если:

  • товары приобретались и будут реализовываться за пределами РФ (письмо Минфина от 09.11.2011 № 03-07-13/01-46);
  • приобретенные в России товары будут реализованы за пределами страны (письмо Минфина от 25.11.2011 № 03-07-13/01-49).

Условия принятия НДС к вычету

Для того чтобы воспользоваться правом на вычет по НДС, необходимо соблюсти ряд требований, прописанных в п. 1 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ:

  1. Товары (работы, услуги) приобретены для осуществления операций, которые облагаются НДС.
  2. Товары (работы, услуги) приняты к учету (должны быть в наличии первичные документы).
  3. Продавцом предоставлен правильно оформленный счет-фактура.

ВАЖНО! Еще одним из требований по отношению к импортируемым товарам является наличие расчетных документов, которые подтверждают факт оплаты НДС при ввозе в РФ.

Принятие НДС к вычету: некоторые особенности

Прежде всего, для принятия НДС к вычету не имеет значения, была ли произведена оплата за приобретенный товар. Это значит, что покупатель может принять к вычету НДС даже при непогашенной кредиторской задолженности (письма Минфина России от 21.06.2013 № 03-07-11/23503, ФНС России от 03.09.2010 № ШС-37-3/10621, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.02.2010 № А74-3115/2009, ФАС Центрального округа от 15.02.2011 по делу № А68-896/10).

По общему правилу с 01.01.2015 вычет НДС производится в полном объеме по расходам, которые нормируются для налога на прибыль. С указанной даты утратил силу абз. 2 п. 7 ст. 171 НК РФ, согласно которому вычет НДС производился в размере, соответствующем нормативу признания расходов для налога на прибыль.

Исключение составляют расходы на командировки и представительские расходы. Вычет НДС по таким расходам продолжает нормироваться (п. 7 ст. 171 НК РФ).

Вычет налога на добавленную стоимость можно применять и в таких случаях:

  • если купленные товары были оплачены за счет средств, субсидированных из муниципальных (региональных) бюджетов (письмо Минфина от 02.11.2012 № 03-07-11/475);
  • компенсация понесенных затрат была произведена страховщиком (письмо Минфина от 29.07.2010 № 03-07-11/321);
  • по желанию продавца оплата за товар была произведена третьей стороне, если это было прописано в договоре на поставку (письмо Минфина от 22.11.2011 № 03-07-11/320).

Причины отказа принятия НДС к вычету

Основной причиной отказа в использовании права на вычет является неправильно оформленный счет-фактура. При этом необходимо обратить внимание на то, что ошибки при оформлении такого документа, которые не создают проверяющим проблем с идентификацией сторон сделки, объекта налогообложения, рассчитанных сумм налога и ставки НДС, не являются основанием для отказа в их принятии. Эта норма прописана в п. 2 ст. 169 НК РФ.

Также в вычете НДС будет отказано, если:

  • отсутствуют первичные документы, подтверждающие приобретение товаров (работ, услуг);
  • товары (работы, услуги) не были приняты к учету;
  • купленные товары впоследствии использовались в деятельности, которая не облагается НДС.
Читать еще:  Надзорные каникулы для малого бизнеса не распространяются на проверки фсс

На практике налоговая инспекция отказывает в вычете НДС в следующих случаях:

  • отсутствие реализации в тот налоговый период, в котором заявлено право на вычет;
  • использование вычета частично, то есть дробление суммы подлежащего вычету налога по одному счету-фактуре на несколько частей;
  • налоговая инспекция уверена, что продавец уклоняется от уплаты НДС (в этом случае покупателя и продавца обвиняют в создании схемы для незаконного возмещения НДС из бюджета).

О действиях, которые позволяют оспорить отказ в вычете, читайте в материале «[ЛАЙФХАК] Отстаиваем вычет по НДС по «сомнительным» контрагентам» .

Наиболее часто выявляемые ошибки при применении вычетов по НДС смотрите в материале «[ЛАЙФХАК] Как не надо уменьшать НДС к уплате» .

Рассмотрим некоторые из этих случаев подробнее.

Вычет НДС при отсутствии реализации

Долгое время чиновники считали, что отсутствие реализации (налогооблагаемой базы) препятствует получению вычета по НДС. Однако по прошествии некоторого времени финансовое ведомство и ФНС России поменяли свою позицию. Так, чиновники признали, что наличие налоговой базы по НДС не является условием для вычета (см. письма Минфина России от 19.11.2012 № 03-07-15/148, ФНС России от 28.02.2012 № ЕД-3-3/631@).

Поэтому если налоговая инспекция отказывает вам в вычете НДС, можете смело оспаривать такое решение. Заметим, что суды полностью поддерживают налогоплательщика. Например, Арбитражный суд Дальневосточного округа отклонил довод налоговой инспекции о том, что при отсутствии деятельности, направленной на получение дохода, вычет неправомерен. Судьи указали, что Налоговый кодекс РФ не содержит такого условия для вычета НДС, как наличие в налоговом периоде операций по реализации (постановления АС Дальневосточного округа от 17.11.2014 № Ф03-4979/2014, АС Западно-Сибирского округа от 07.12.2015 № Ф04-27771/2015 по делу № А46-2573/2015).

Дробление суммы вычета по одному счету-фактуре на несколько частей

С 2015 года неактуальным стал вопрос о возможности или невозможности дробления вычета. Редакция НК РФ, действующая с 2015 года, допускает осуществление вычета в течение 3 лет с момента принятия приобретения на учет (п. 1.1 ст. 172 НК РФ), в очень редких случаях ограничивая его полной суммой (абз. 3 п. 1, п. 4 ст. 172 НК РФ, письмо Минфина России от 19.12.2017 № 03-07-11/84699) предъявленного поставщиком налога.

О возможности раздробить вычет НДС по основным средствам читайте в статье «Вычет НДС по ОС частями разрешили?» .

Как принимать к вычету «ввозной» НДС, читайте в материале «Ввозной» НДС: можно ли принимать к вычету частями?» .

Перенос вычета на более поздний период

С 01.01.2015 в НК РФ закреплено право налогоплательщика применить вычет НДС в течение 3 лет с момента принятия на учет приобретенных товаров (работ, услуг) (п. 1.1. ст. 172 НК РФ). Установленный 3-летний срок истечет одновременно со сроком представления декларации за такой же квартал, в котором за 3 года до этого приобретенные товары (работы, услуги) были приняты на учет (письмо Минфина России от 12.05.2015 № 03-07-11/27161).

Однако некоторые вычеты нельзя перенести на более поздний период (письма Минфина России от 17.10.2017 № 03-07-11/67480, от 09.04.2015 № 03-07-11/20290 и № 03-07-11/20293), и их надо учесть в уменьшение начисленного налога в полном объеме в том квартале, когда для этого возникли соответствующие условия. Это вычеты:

  • по ввезенным в Россию ОС, НМА, оборудованию к установке;
  • НДС налогового агента;
  • авансам выданным и полученным;
  • командировочным расходам.

Вычет по «опоздавшим» счетам-фактурам

С 01.01.2015 в п. 1.1 ст. 172 НК РФ установлено, что если счет-фактура получен после завершения налогового периода, в котором товары (работы, услуги), имущественные права приняты на учет, но до срока сдачи декларации за этот период, то НДС можно принять к вычету в периоде приобретения.

Условия для применения права на вычет НДС четко прописаны в ст. 172 НК РФ:

  1. Приобретенные товары (работы, услуги) приняты к учету.
  2. Товары (работы, услуги) предназначены для использования в облагаемой НДС деятельности.
  3. Получен правильно оформленный счет-фактура.

При этом с 01.01.2015 налогоплательщик вправе (п. 1.1 ст. 172 НК РФ):

  • применить вычет НДС в течение 3 лет с момента принятия на учет приобретенных товаров;
  • принять НДС к вычету в периоде приобретения товаров (работ, услуг), если счет-фактура получен после завершения налогового периода, в котором эти товары (работы, услуги) приняты на учет, но до срока сдачи декларации за этот период.

На практике часто возникают споры с налоговыми органами из-за правомерности вычета в определенных ситуациях. К решению каждого из них нужен индивидуальный подход. Однако четкое следование правилам, установленным НК РФ, повышает вероятность решения спора в пользу налогоплательщика. Даже если свою правоту не удастся доказать налоговой инспекции, это можно успешно сделать в судебном порядке.

Делим агентский НДС при облагаемой и необлагаемой деятельности

Рассмотрим такую ситуацию. Организация — плательщик НДС приобрела у иностранной компании, не состоящей на налоговом учете в РФ, услуги, местом реализации которых признается территория РФ. И как налоговый агент исчислила НДС. Эти услуги будут использоваться как в облагаемой НДС деятельности, так и в необлагаемой. Услуги были приняты к учету в III квартале 2011 г., а НДС уплачен в бюджет в IV квартале — одновременно с перечислением денег иностранцу. Ответим на вопросы:

  • может ли организация полностью принять к вычету НДС, уплаченный ею в качестве налогового агента;
  • если агентский НДС надо делить между двумя видами деятельности и налог принимать к вычету лишь в части, относящейся к облагаемой НДС деятельности, то по данным какого квартала надо считать долю выручки от облагаемых НДС операций в общем объеме выручки — квартала принятия услуг к учету или квартала перечисления налога в бюджет;
  • надо ли включать в расчет этой пропорции стоимость услуг, приобретенных у иностранца;
  • как эту операцию отразить в бухгалтерском учете.

Агентский НДС берем к вычету по тем же правилам, что и входной налог

Раз вы будете использовать приобретенные у иностранца услуги в деятельности, облагаемой и не облагаемой НДС, то агентский НДС принять к вычету в полной сумме нельзя. Его придется делить по тем же правилам, что и входной НДС. Так же считает и Минфин Росси и Письмо Минфина от 15.06.2011 № 03-07-08/190 .

По мнению некоторых специалистов, этот НДС делить не нужно, так как вы его сами исчисляете со стоимости оказанных иностранцем услуг и перечисляете в бюджет. То есть налог вам никто не предъявляет. Но это не так. Продавцом и налогоплательщиком является иностранец. А вы являетесь покупателем и платите за услуги цену с НДС. К тому же у вас будет и счет-фактура с выделенным налогом. И хотя выставите вы его сами, продавцом в нем будет указан иностране ц пп. 1, 2 ст. 161, п. 3 ст. 168, пп. 5, 6 ст. 169 НК РФ; Письмо ФНС от 12.08.2009 № ШС-22-3/634@ . Именно поэтому уплаченный агентский НДС вы можете предъявить к вычету. Но сделать это можно только при условии, что приобретенные услуги используются в деятельности, облагаемой НДС п. 4 ст. 170, п. 3 ст. 171 НК РФ .

Вычет — в квартале уплаты, но по пропорции квартала принятия услуг на учет

Еще в 2007 г. Минфин России совместно с ФНС Росси и Письмо Минфина от 18.10.2007 № 03-07-15/159 доведено Письмом ФНС от 24.10.2007 № ШТ-6-03/820@ решили, что долю выручки от облагаемых НДС операций в общем объеме выручки надо определять именно в том квартале, в котором услуги приняты к учету. Но! Принимать НДС к вычету можно только тогда, когда будут соблюдены все необходимые условия для вычета. Этой же позиции Минфин придерживается и сейчас (подробно об этом мы писали в , 2011, № 20, с. 50).

Принять агентский НДС к вычету можно в том квартале, когда соблюдаются следующие услови я п. 3 ст. 171, п. 3 ст. 173, п. 3 ст. 168, п. 1 ст. 172, п. 4 ст. 174 НК РФ :

  • услуги оказаны и приняты к учету (имеется акт или счет);
  • оформлен счет-фактура;
  • сумма удержанного из дохода иностранца НДС перечислена в бюджет.

В рассматриваемой ситуации принять агентский НДС к вычету можно только в IV квартале 2011 г. (после перечисления налога в бюджет).

ФНС России считает, что заявить вычет можно только в квартале, следующем за кварталом перечисления НДС Письмо ФНС от 07.09.2009 № 3-1-10/712@ . В нашем случае это I квартал 2012 г.

Однако это как раз тот случай, когда нужно спорить с налоговиками, если они будут предъявлять к вам претензии.

Вы можете сказать, что их позиция противоречит нормам гл. 21 НК РФ, позиции Минфина Росси и Письмо Минфина от 13.01.2011 № 03-07-08/06 и судебной практик е Постановления ФАС МО от 29.03.2011 № КА-А40/1994-11, от 09.08.2010 № КА-А41/8348-10 . А они должны как руководствоваться разъяснениями финансового ведомств а подп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ , так и учитывать сложившуюся арбитражную практик у Письмо ФНС от 14.09.2009 № 3-1-11/730 .

Если расчеты с иностранцем вы ведете в рублях (например, с белорусским партнером), то не будет проблем:

Может оказаться, что для распределения НДС в текущем квартале пропорцию вам нужно будет посчитать по данным одного из прошедших кварталов

  • ни с определением суммы НДС, которую надо включить в расходы вместе со стоимостью самих услуг на момент их принятия к учету;
  • ни с определением суммы НДС, которую можно принять к вычету. Ведь она уже известна.
Читать еще:  С 2015 года вычеты по счетам-фактурам, полученным до срока представления декларации за истекший квартал, можно включить в эту декларацию

А если контракт с иностранцем заключен в иностранной валюте, то на момент принятия услуг на учет (в нашем примере — в III квартале 2011 г.) невозможно определить ту сумму НДС, которую нужно включить в их стоимость. Нельзя ее определить и на конец III квартала. Ведь эта сумма налога рассчитывается по курсу на дату перечисления денег в бюджет (в нашем примере это произойдет в IV квартале 2011 г.).

Таким образом, распределять агентский НДС между облагаемой и необлагаемой деятельностью нужно в IV квартале 2011 г. Но пропорцию для этого надо брать ту, которая была в III квартале. При этом имейте в виду, что включать в расчет пропорции для разделения агентского НДС стоимость услуг, оказанных иностранцем, не нужн о п. 4 ст. 170 НК РФ . Это ведь не ваша выручка.

Пример. Распределение агентского НДС между облагаемой и необлагаемой деятельностью

/ условие / Иностранная компания оказала российской организации услуги по сбору и обработке информации на общую сумму 1180 евро (в том числе НДС 180 евро). Выставленный иностранной компанией счет за оказанные услуги выписан 28.09.2011. Вознаграждение иностранной компании и НДС в бюджет перечислены 05.10.2011.

Установленный ЦБ РФ курс евро составил:

  • 28.09.2011 — 43,6357 руб/евро;
  • 30.09.2011 — 43,3979 руб/евро;
  • 05.10.2011 — 43,1571 руб/евро.

В III квартале 2011 г. доля выручки от облагаемых НДС операций составила 60% в общем объеме выручки за квартал.

/ решение / В бухучете организация делает такие записи.

Право на вычет по НДС. по необлагаемым услугам (Ковалев Д.)

Дата размещения статьи: 14.11.2016

Налоговым кодексом установлен перечень условий, при выполнении которых налогоплательщик вправе применить вычет «входного» НДС по приобретенным услугам. А что если НДС предъявлен по ошибке (или по каким-либо другим причинам) и на самом-то деле приобретенные услуги налогом не облагаются? Оказывается, что ситуация не так однозначна, как хотелось бы.

Проблема с применением вычетов по счетам-фактурам, которые выставлены неплательщиками НДС, не нова. Особенно остро ее прочувствовали компании, которые заявляли вычеты по счетам-фактурам, выставленным «упрощенцами» или «вмененщиками», то есть лицами, не являющимися плательщиками НДС. Контролирующие органы настаивали на том, что спецрежимники, выставившие счета-фактуры с выделенным НДС, что называется, по собственной инициативе обязаны этот «выделенный» налог заплатить в бюджет. А вот в праве на вычет покупателям отказывали. Аргументы просты — спецрежимники не являются плательщиками НДС. Поэтому счет-фактуру, которую они выставляют с выделением данного налога, следует рассматривать как составленный с нарушением установленного порядка. При этом такой «бракованный» счет-фактура не может служить основанием для применения вычетов (см., напр., Письмо Минфина от 5 октября 2015 г. N 03-07-11/56700).
В то же время судебная практика по данному вопросу сложилась в пользу налогоплательщиков. И даже мелькнула надежда, что точку в споре поставил, наконец, Конституционный Суд в Определении от 29 марта 2016 г. N 460-О. В нем судьи в очередной раз констатировали, что «упрощенцы» имеют возможность выбора наиболее оптимального способа организации экономической деятельности и налогового планирования. Они вправе сформировать цену товаров (работ, услуг) без учета сумм НДС и, соответственно, без выделения этих сумм в выставляемых покупателю счетах-фактурах. Это, очевидно, дает спецрежимникам определенные ценовые преимущества перед конкурентами. В то же время Кодекс допускает выставление «упрощенцами» счетов-фактур с выделенным НДС по конкретным операциям по реализации товаров (работ, услуг). При таких обстоятельствах у спецрежимника возникает обязанность по уплате НДС, несмотря на то что изначально он не признавался плательщиком данного налога (Определения КС от 7 ноября 2008 г. N 1049-О-О и от 13 октября 2009 г. N 1332-О-О). При этом обязанность по уплате НДС в данном случае не только обусловлена наличием одного лишь факта реализации товаров (работ, услуг), но и связана с выставлением покупателю счета-фактуры с выделением суммы данного налога. Впоследствии такой документ будет служить основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров сумм НДС к вычету (см. также Постановление КС от 3 июня 2014 г. N 17-П). То есть вывод КС однозначен — вычету по счету-фактуре от «упрощенца», который выделил в нем сумму НДС, что называется, быть.

Предъявленный НДС по необлагаемым услугам

Между тем нельзя сказать, что теперь проблемы как таковой нет — объем судебной практики, увы, говорит об обратном. Так что история повторяется все вновь и вновь. И Верховный Суд в Определении от 23 сентября 2016 г. N 306-КГ16-11590 опять был вынужден уделить внимание данной проблематике. Правда, дело, которое было рассмотрено «высшими» судьями на сей раз, касалось несколько иной ситуации — компании по итогам выездной налоговой проверки был доначислен НДС, который был «вычтен» по счетам-фактурам по приобретенным услугам. Загвоздка была в том, что НДС-то предъявлен был, но сами услуги не облагались НДС в силу пп. 22 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса.

Позиция налогового органа

В данном случае интерес представляет позиция налогового органа. Дело в том, что инспекторы привели как старые, так и новые аргументы, которые, по их мнению, доказывают их правоту. Так, как и прежде, они указывали на то, что счета-фактуры с выделенным НДС по услугам, которые не облагаются этим налогом, являются составленными с нарушением установленного порядка. Поэтому о вычете по таким счетам-фактурам не может быть и речи.
Однако это еще не все. Налоговики сослались на многочисленную, по их словам, судебную практику, сложившуюся по аналогичным спорам. Хотя приведено ими было только Определение Верховного Суда от 5 октября 2015 г. N 305-КГ15-10553 по делу N А40-64728/2014. В нем, кстати говоря, действительно, «высшие» судьи согласились с тем, что отказ в применении вычетов по счетам-фактурам, выставленным по не облагаемым НДС услугам, правомерен. Также инспекторы в подтверждение своей правоты привели правовую позицию Президиума ВАС, изложенную в Постановлении от 9 апреля 2009 г. N 16318/08. Она состоит в том, что если налог предъявлен налогоплательщику незаконно, то он может восстановить свои нарушенные права и законные интересы, в частности, путем предъявления иска о взыскании неосновательного обогащения с контрагентов.

Контраргументы суда

Несмотря на столь весомые аргументы, Верховный Суд в Определении от 23 сентября 2016 г. N 306-КГ16-11590 все же встал на сторону налогоплательщика, указав, что на вычет по спорным счетам-фактурам он имел полное право.
Складывается впечатление, что судебная практика по аналогичным делам далека от единообразия, раз уже даже Верховный Суд выносит противоречащие друг другу решения — то указывает на правомерность вычета, то соглашается с налоговиками, которые в этом самом вычете отказали налогоплательщику.
Между тем это далеко не так. Просто нужно не только итоговое решение судей смотреть, но и вникать в обстоятельства каждого конкретного дела.
В первую очередь хотелось бы отметить, что Верховный Суд вслед за Конституционным Судом признал право компаний выделять в счетах-фактурах НДС, в том числе и по не облагаемым налогом операциям. По мнению судей, правила п. 5 ст. 173 Кодекса в системной связи с другими его положениями предусматривают возможность выбора налогоплательщиком наиболее оптимального способа организации экономической деятельности и налогового планирования: налогоплательщик вправе либо сформировать цену товаров (работ, услуг) без учета сумм НДС и, следовательно, без выделения этих сумм в выставляемых покупателю счетах-фактурах, что повышает ценовую конкурентоспособность соответствующих товаров (работ, услуг), либо выставить контрагенту счета-фактуры с выделением суммы НДС — при том, что эта сумма (без учета налоговых вычетов) подлежит уплате в бюджет. «Такое законодательное регулирование направлено на согласование интересов государства и налогоплательщиков, покупателей и поставщиков товаров (работ, услуг), оно определяет меру свободы усмотрения налогоплательщиков в процессе исполнения ими конституционной обязанности по уплате налогов, при которой они вправе самостоятельно осуществлять налоговое планирование, что не может рассматриваться как нарушение их конституционных прав».
Таким образом, выставление счета-фактуры с выделением в нем НДС по услугам, не облагаемым НДС, вовсе не является каким-либо нарушением.
Идем далее. Налоговый орган приводит в подтверждение своей позиции Определение ВС от 5 октября 2015 г. N 305-КГ15-10553 по делу N А40-64728/2014. И, да. В нем действительно победу одержал налоговый орган, но. Проблема-то была в том, что продавец, выставивший счет-фактуру по не облагаемым НДС услугам с выделением налога, налог в бюджет не уплатил. Именно к этой ситуации применима и правовая позиция Пленума ВАС, изложенная в Постановлении от 9 апреля 2009 г. N 16318/08 — продавец, не перечисливший в бюджет суммы налога, поступившие от покупателя, действительно необоснованно обогащается. При этом в бюджете отсутствует источник для предоставления покупателю вычета.
Что же касается рассматриваемого дела, то в нем суммы налога в бюджет исправно уплачивались. И поскольку все остальные условия для применения вычетов по НДС, установленные Кодексом, были соблюдены, Верховный Суд пришел к выводу, что претензии налогового органа необоснованны.

Вычет. по оплате

К сожалению, вычеты по счетам-фактурам с выделенным НДС как от контрагентов, которые не являются плательщиками НДС, так и составленные по операциям, освобожденным от налогообложения, являются проблемными. То есть налогоплательщик, заявляя вычет по таким счетам-фактурам, довольно сильно рискует. Риски будут минимальны, если контрагент уплатит в бюджет выделенный налог и своевременно представит в налоговый орган соответствующую декларацию по НДС.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector