Формирование учетной политики в тсж (нюансы)

Формирование учетной политики в ТСЖ (нюансы)

Общие принципы формирования учетной политики в ТСЖ на 2020 год

Основные задачи бухгалтерского учета в ТСЖ можно сформулировать так:

  1. Оперативный учет взаиморасчетов с собственниками жилья. Причем в первую очередь обеспечение такого учета носит скорее управленческий характер и необходимо для эффективного управления ТСЖ.
  2. Контроль за использованием полученных целевых средств (в том числе с учетом требований законодательства).
  3. Осуществление раздельного учета поступлений и расходов по видам деятельности.

Исходя из этих задач, можно понять, какие разделы учетной политики (УП) должны быть сформированы и какие аспекты в них должны быть включены.

В первую очередь бухучет в ТСЖ должен соответствовать требованиям закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ и регламентам, установленным сводом положений о бухгалтерском учете (ПБУ). Так, в частности, при составлении УП необходимо ориентироваться на ПБУ 1/2008 «Учетная политика» (утверждено приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Нормы ПБУ 1/2008 применяются в части, не противоречащей закону № 402-ФЗ.

Таким образом, во вводный раздел УП рекомендуется включить сведения:

  • о предмете уставной деятельности ТСЖ;
  • применяемых нормативных документах;

ВАЖНО! Помимо основных нормативных документов, указанных выше, существуют также действующие рекомендательные, положениями которых можно пользоваться в ТСЖ. Например, приказ Госстроя РФ «Об утверждении рекомендаций по бухучету для ТСЖ» от 14.07.1997 № 17-45. Использовать такие документы следует в части, отвечающей требованиям действующего законодательства.

  • об установленной системе налогообложения;
  • рабочем плане счетов;
  • используемых регистрах учета и методах учета (если информация об этом не будет представлена отдельным разделом, например, посвященным применению специальных программных средств);
  • ответственных за организацию учета в соответствии с законодательством;
  • ответственных за ведение учета и представление отчетности.

Расшифровка других существенных рабочих моментов представляется обычно в отдельных разделах УП.

Об организации бухучета в ТСЖ читайте в статьях:

Раздел по целевым поступлениям

Поступления от участников ТСЖ являются базой для обеспечения основной деятельности товарищества. По аналогии с другими некоммерческими организациями, для учета целевых поступлений используется счет 86 плана счетов (утвержден приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н).

При этом возникают следующие нюансы учета, которые следует раскрыть в УП в этом разделе:

  • Необходимая аналитика по счету 86. Организуя ее, следует учитывать:
    • виды обязательных взносов, утвержденные общим собранием собственников-участников;
    • наличие льготных категорий плательщиков взносов;
    • возможность обеспечить максимальную детализацию поступлений (в идеале — по каждому собственнику).
  • Выбор метода учета поступлений — по начислению или кассовый. Напомним, что ТСЖ на ОСН имеют право выбора метода для целей налогового учета, если соблюдаются условия ст. 273 НК РФ, а ТСЖ на УСН могут применять для тех же целей только кассовый метод. Причем в выборе метода для бухгалтерского учета (БУ) ТСЖ не ограничены. Заметим, что для БУ метод по начислению следует рассматривать как более предпочтительный, т. к. он позволяет оперативно отслеживать состояние расчетов с собственниками и своевременно урегулировать случаи недоимки и переплаты.

Также в этом разделе речь обязательно должна пойти о тех поступлениях, которые могут собираться ТСЖ от собственников, не являющихся участниками товарищества. Согласно п. 1 ст. 39 ЖК РФ (закон от 29.12.2004 № 188-ФЗ) обязанность содержать общее имущество возложена на всех собственников жилья вне зависимости от того, входят они в состав членов ТСЖ, управляющего данной жилой недвижимостью, или нет. Следовательно, собственники, не входящие в ТСЖ, все равно должны оплачивать ТСЖ свою долю расходов на содержание имущества. Но, в отличие от участников, с такими собственниками нужно заключать договоры на обслуживание (п. 6 ст. 155 ЖК РФ). При этом учет поступлений от собственников, не входящих в ТСЖ, является предметом частых споров с налоговиками, стремящимися расценивать такие поступления как доход ТСЖ.

Существующая судебная практика по данному вопросу однозначно относит поступления на выполнение целевой деятельности ТСЖ к целевым поступлениям. При этом судьи, не признавая такие взносы выручкой, исходят из следующих предпосылок:

  • по ЖК РФ ТСЖ обязано заключать договоры с собственниками подконтрольного имущества, даже если они не входят в состав ТСЖ, и, соответственно, собирать с них взносы на уставную деятельность;
  • размеры взносов устанавливаются общим собранием ТСЖ пропорционально доле каждого собственника в общем имуществе (п. 2 ст. 39 ЖК РФ);
  • направления расходования полученных сумм, а также лимиты таких расходов устанавливаются утвержденной ТСЖ сметой расходов.

Таким образом, во избежание спорных моментов с налоговиками, в УП необходимо прописать порядок определения целевых взносов, порядок отнесения взносов к целевым, а также применяемые варианты договорных отношений с собственниками, не являющимися членами ТСЖ.

Раздел по прочим поступлениям по уставной деятельности

В данном разделе необходимо коснуться порядка расчетов с предприятиями, оказывающими услуги коммунального снабжения. В случае работы через ТСЖ товарищество выполняет только сборно-распределительную функцию (собирая средства с жильцов и перечисляя их коммунальщикам). Т. е. никакого дохода у ТСЖ по данным транзакциям не возникает. Следовательно, поступающие от собственников суммы на оплату коммуналки можно приравнивать к целевым. Учет их тоже рекомендуется вести по счету 86, а расчеты с коммунальщиками отражать «транзитом» через счет 76.

О нюансах отнесения некоторых видов доходов ТСЖ к не облагаемым налогом на прибыль (УСН) читайте здесь.

Разделы по учету материальной базы — основных средств, материалов, инвентаря

В разделе, посвященном учету основных средств, необходимо рассмотреть следующие моменты:

  • Организацию четкого разграничения приобретаемого имущества на относящееся к целевой деятельности ТСЖ и не относящееся к ней. При этом следует учитывать, что по основным средствам, полностью используемым в основной (некоммерческой) деятельности, амортизация не начисляется. Учитывается их износ, и учет его ведется на забалансовом счете в пообъектной аналитике.
  • Организацию разграничения имущества ТСЖ по его использованию на применяемое в основной деятельности (например, снегоуборочные машины, газонокосилки, аппаратура для видеонаблюдения) и являющееся результатом деятельности ТСЖ и увеличивающее общедомовое имущество (детские площадки, беседки во дворах, веранды и прочее). При этом используемое самим ТСЖ имущество учитывается на балансе ТСЖ как объекты основных средств, а вторая группа подлежит учету на забалансовых счетах. При этом затраты на создание общедомового имущества (например, устройство детской площадки) относятся на расходы по уставной деятельности ТСЖ.

В отношении материальных запасов и расходов нужно раскрыть:

  • Порядок разграничения материальных затрат на относящиеся и не относящиеся к основной деятельности.
  • Порядок учета. Возможны 2 варианта — с применением счета 10 «Материалы» и без применения счета 10 — с отнесением расходов сразу на счет 20 (26). При этом если учет ведется без использования балансового счета 10, то материалы и инвентарь, закупленные, но не сразу израсходованные, следует учитывать на специальном забалансовом счете по стоимости приобретения.

Об организации учета материальных запасов в ТСЖ подробнее читайте в статье «Особенности налогового и бухгалтерского учета МПЗ в ЖКХ».

Раздел по учету резервов

Если сметой ТСЖ предусмотрены расходы, по которым целесообразно создание резерва, — порядок формирования такого резерва и условия использования зарезервированных средств должны быть в обязательном порядке отражены в УП.

Учет резервирования обычно происходит по кредиту счета 96 «Резервы» в корреспонденции с дебетом счета 86. Расход резерва отражается по дебету счета 96 в корреспонденции с кредитом расходных счетов.

ВАЖНО! При резервировании средств на несколько установленных целей счет 96 нужно вести в аналитике по каждому создаваемому резерву.

Разделы, посвященные доходам от предпринимательской деятельности

Как правило, в практике ТСЖ в УП отдельно формируется раздел, касающийся определения направлений возможной предпринимательской деятельности, а также регламентирующий раздельный учет уставной (некоммерческой) деятельности и предпринимательской. Кроме того, в УП необходимо любом случае включить раздел, касающийся порядка исчисления и уплаты налогов.

В общем итоге эти разделы должны давать детальное представление:

  • О видах уплачиваемых ТСЖ налогов.
  • Порядке отнесения сумм к налогооблагаемым. Например, в случае нецелевого расходования средств, полученных в качестве взносов, необходимо учесть, что такие взносы будут отнесены к доходам ТСЖ для целей налогообложения. При этом если ТСЖ находится на УСН «доходы минус расходы», то учесть произведенные расходы для уменьшения налога можно, а вот если ТСЖ находится на УСН «доходы» — уменьшить сумму переквалифицированных в доходы взносов нельзя;
  • Порядке ведения налоговых расчетов и налоговых регистров.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Вновь зарегистрированное ТСЖ по умолчанию находится на ОСН. При этом наиболее комфортным налоговым режимом для ТСЖ (как показывает практика) является УСН. Поэтому при регистрации нового ТСЖ следует сразу определиться с налоговым режимом и предусмотреть соответствующие аспекты в УП.

Поскольку ТСЖ все же изначально не является коммерческой организацией, то возникающие доходы и расходы, относимые к предпринимательской деятельности, бухгалтера традиционно учитывают на счете 91 «Прочие доходы и расходы» без применения счета 90 «Выручка». Об этом тоже можно сказать в УП.

УП в ТСЖ должна формироваться с учетом нюансов фактически осуществляемой деятельности. Базируется она на принципах разделения целевой и предпринимательской деятельности и соотносится с изменениями действующего законодательства, касающегося данной сферы.

ТСЖ – интернатура

Создание учетной политики ТСЖ

Согласно Положению по бух.учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденному приказом Минфина России от 09.12.1998 NQ 60н (далее — ПБУ 1/98), гл.бухгалтер ТСЖ должен в своей работе руководствоваться учетной политикой, утвержденной председателем правления ТСЖ не превышая периода 90 дней со дня государственной регистрации товарищества, и применяется со дня приобретения ТСЖ статуса юридического лица.

При создании учетной политики ТСЖ следует исходить из того, что в приказе необходимо отразить все способы ведения бух.учета, применяемые в данном ТСЖ.

Так, например, в нормативных документах не за креплен способ распределения управленческих расходов ТСЖ в том случае, когда организация помимо своей ос новной уставной осуществляет также предпринимательскую деятельность. В соответствии с п. 8 ПБУ 1/98 при формировании своей учетной политики организация может установить любой способ распределения таких рас ходов, закрепив его в соответствующем приказе. Согласно Налоговому кодексу РФ ТСЖ должно утвердить учетную политику для целей налогообложения. В случае ведения ТСЖ предпринимательской деятельности следует:

— установить дату реализации товаров (работ, услуг) в целях исчисления НДС либо «по отгрузке’; либо «по
оплате»;

— утвердить метод признания доходов и расходов в целях налогообложения прибыли (кассовый либо начис-

— закрепить установленный организацией порядок ведения налогового учета, формы регистров и порядок
отражения в них аналитических данных.

В приказе об учетной политике в ТСЖ может быть отмечено следующее.

1. Наименование ТСЖ, правовые основы и задачи его создания.

Читать еще:  Код льготы 2010257 больше не используется в отчетности по налогу на имущество

2. Адрес и дата регистрации ТСЖ.

3.Цель уставной деятельности ТСЖ — управление общим имуществом в МКД (обеспечение владения, пользования, включая эксплуатацию), а также в установленных законодательством пределах распоряжения этим имуществом.

4.ТСЖ наряду с уставными функциями осуществляет/не осуществляет предпринимательскую деятельность.

5. Установить, что доходы от предпринимательской деятельности ТСЖ направляет на покрытие затрат по содер-
жанию, обслуживанию и ремонту общего имущества и других расходов, соответствующих уставной деятельности.

6. Установить отсутствие намерений прекратить какой-либо из видов уставной деятельности.

7. Установить, что ТСЖ не передает и не принимает материальные ценности в залог.

8. Установить, что бухгалтерский учет в ТСЖ ведется в соответствии с действующими нормативно-методиче скими и законодательными актами.

9. Возложить ответственность на председателя ТСЖ за соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций и организацию бухгалтерского учета.

10. Для выполнения имеющегося объема учетной работы передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета на аутсорсинг специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;ввести в штат должность бухгалтера;учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; вести бухгалтерский учет председателю правления ТСЖ лично.

11. Обязанность по ведению налогового учета возложить на главного бухгалтера.

12. Утвердить должностные инструкции работников бухгалтерии.

1З. Установить перечень материально ответственных лиц.

14. Установить для всех работников ТСЖ обязательным выполнение требований главного бухгалтера по докумен-
тальному оформлению хозяйственных операций.

15. Установить перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов.

16.Утвердить и применять рабочий план счетов.

17.Установить, что формой бухгалтерского учета является журнал хозяйственных операций. Учет и обработку информации осуществлять как вручную, так и с использованием средств вычислительной техники. Учетные реги стры формировать с применением программы «___________»

Налоговый учет вести с применением программы автоматизированного бухгалтерского учета «___________»

18. Инвентаризацию статей баланса проводить при участии ревизионной комиссии в следующие сроки:

— основных средств, материальных ценностей — 1 раз в год по состоянию на 1 января следующего года перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

— материалов — 1 раз в год перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

— дебиторской задолженности — 1 раз в год по состоянию на 1 января следующего года перед составлением го довой бухгалтерской отчетности;

— расчетов с бюджетом — ежегодно путем сверки расчетов с налоговой инспекцией, не позднее сроков, уста-
новленных для сдачи соответствующих налоговых деклараций;

— расчетов с жильцами — по распоряжению председателя ТСЖ, не менее 1 раза в год, в срок не позднее 1 недели до проведения ежегодного общего собрания;

— кассовых операций — 1 раз в квартал по распоряжению председателя ТСЖ;

В случае смены материально ответственных лиц обязательно проводить инвентаризацию.

Результаты инвентаризации списывать на счет 86 «Целевое финансирование».

19. Первичные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерскую и налоговую отчетность хранить в течение 5 лет. Ответственность за обеспечение сохранности в период работы с ними и сохранность архива возложить на главного бухгалтера.

20. Капитальный ремонт осуществлять согласно плану и смете, утвержденных решением общего собрания чпе нов ТСЖ.

21. Утвердить бюджет ТСЖ на 200_ г. решением общего собрания членов ТСЖ.

22. Контроль за хозяйственными операциями осуществлять ревизионной комиссией ТСЖ в соответствии с по ложением о ревизионной комиссии, утвержденным общим собранием членов ТСЖ.

23. Источником формирования имущества ТСЖ считать членские взносы собственников помещений в МКД, дохо ды от хозяйственной деятельности, ассигнования из бюджета на капитальный ремонт общего имущества и компен сацию субсидий и льгот, предусмотренных законом.

24. Учет поступающих членских взносов на осуществление уставной деятельности ТСЖ вести на счете 76 путем предварительного начисления взносов записью по дебету счета 76, субсчет «Расчеты с жильцами» по соответст вующей аналитике, и кредиту счета 86 «Целевое финансирование’; субсчет «Членские взносы от жильцов».

25. Учет расходов по уставной деятельности вести на счете 86 «Целевое финансирование» по направлениям ис пользования.

26. Суммы превышения целевых поступлений на ведение уставной деятельности над расходами, как и суммы превышения расходов над целевыми поступлениями, засчитывать или добирать в последующие отчетные периоды. Указанные суммы на финансовые результаты деятельности организации не относить и на счете 99″Прибыли и убытки» не учитывать. Данные суммы учитывать на счете 86 «Целевое финансирование», субсчет «Членские взносы от жиль цов»; по направлению использования «На ведение уставной деятельности» с возможностью сохранения как кредито вого (экономия по смете), так и дебетового (перерасход по смете) сальдо.

27. Предметы, служащие более одного года и имеющие стоимость в пределах 1 О тыс. руб., а также приобретаемые издания (книги, брошюры и т. д.) независимо от стоимости списывать на расходы по мере отпуска в эксплуатацию.

28. Амортизацию по основным средствам и нематериальным активам, используемым в уставной деятельности, не начислять. Износ по основным средствам учитывать на забалансовом счете 01 О «Износ основных средств» Износ начислять линейным способом. Срок полезного использования основных средств устанавливать исходя из ми нимального срока, предусмотренного для соответствующих амортизационных групп Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.

29. Использование целевых средств на приобретение основных средств и других внеоборотных активов отражать записью по дебету счета 86 «Целевое финансирование»,субсчет по соответствующему источнику финансирования, и кредиту счета 86, субсчет»Целевое финансирование, использованное на приобретение основных средств»

30. Бухгалтерские программы, консультационно-правовые информационные базы, лицензии на осуществление отдельных видов деятельности к нематериальным активам не относить, отражать на счете 97.

31. Ввиду отсутствия отдельного счета для учета материалов в некоммерческой деятельности, учет материалов вести без использования счета 10 «Материапы». Их стоимость прямо списывать на счет 86 «Целевое финансирование».

32. Суммы НДС по приобретенным материалам, используемым в уставной деятельности, включать в их фактиче скую стоимость.

33. Отпуск материалов производить по себестоимости каждой единицы.

34. Расходы на приобретение отдельных видов материалов (канцтоваров, бухгалтерских бланков, конвертов и т. п.) относить к административно-управленческим расходам и прямо списывать на счет 86 «Целевое финансиро вание» без оприходования на счете 10 «Материалы».

35. Контроль за сохранностью материалов осуществлять в административном порядке до их полного исполь зования.

36. Суммы НДС по приобретенным ценностям (работам,услугам) для уставной деятельности, осуществляемой за счет целевых поступлений, которые используются строго по целевому назначению, включать в стоимость приобре тенных ценностей.

37. График документооборота, положение об оплате труда, штатное расписание устанавливать отдельными приказами. Отдельными приказами также определять круг подотчетных лиц, предельный срок представления аван сового отчета, список лиц, имеющих право на получение доверенностей.

38. Отпуск сотрудникам устанавливать в календарных днях.

При необходимости перечень отражаемых в данном приказе вопросов может быть видоизменен и дополнен.

Учетная политика товарищества собственников жилья

«Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях», 2012, N 17

Реформирование современного российского бухгалтерского учета происходит в направлении сближения с требованиями Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). В обязательном порядке составление отчетности по МСФО предусмотрено пока для отдельных компаний. Для бухгалтеров остальных организаций знакомство с МСФО полезно как освоение методологического багажа, накопленного международной учетной практикой. Российским бухгалтерским сообществом постепенно осознается значение категории «профессиональное суждение», позволяющей реализовать на практике основной принцип подготовки финансовой отчетности — приоритет содержания над формой. Данный принцип формально закреплен и российскими нормативными документами в области регулирования бухгалтерского учета. Однако на практике пока чаще всего побеждает форма.

Товарищества собственников жилья (ТСЖ) являются некоммерческими организациями, объединяющими собственников помещений в многоквартирных домах с целью совместного управления общим имуществом (ст. 135 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ)). Цель эту можно охарактеризовать как исключительно социальную, обеспечивающую поддержание определенного уровня качества жизни городского населения. В то же время существует устойчивая позиция налоговых органов относительно того, что деятельность ТСЖ предполагает следующие понятия: «реализация», «создание добавленной стоимости» и «получение прибыли». От трактовки экономической сущности деятельности ТСЖ зависит и отражение результатов этой деятельности в бухгалтерском учете и отчетности, выбор и формирование положений учетной политики.

Применение профессионального суждения является необходимым к сложным, не имеющим достаточно четких правил участкам бухгалтерского учета. Одним из таких недостаточно проработанных является учет в ТСЖ. Единственным нормативным актом, посвященным специфическим особенностям бухгалтерского учета в ТСЖ, являются Рекомендации по организации финансового и бухгалтерского учета для товариществ собственников жилья, утвержденные Приказом Госстроя России от 14.07.1997 N 17-45. Однако этот документ был разработан в условиях применения Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкции по его применению, утвержденных Приказом Минфина России от 01.11.1991 N 56. Кроме того, за прошедшие годы был принят ЖК РФ, изменивший представления о сущности, функциях, правах и обязанностях ТСЖ. Поэтому бухгалтер, формирующий учетную политику ТСЖ, сталкивается, скорее, не с выбором из нескольких разрешенных законодательством способов учета, а с выработкой своих собственных учетных подходов.

Нужен ли вообще ТСЖ бухгалтерский учет? Большинство ТСЖ применяют упрощенную систему налогообложения и в силу этого не обязаны вести бухгалтерский учет в полном объеме. Однако в процессе оперативного управления хозяйственной деятельностью руководству ТСЖ необходимо своевременно получать информацию о состоянии взаиморасчетов собственников жилья по оплате коммунальных услуг. Кроме того, ТСЖ обязано выполнять требования по контролю за целевым использованием аккумулированных денежных средств, полученных от собственников жилья. Еще одной задачей является осуществление раздельного учета финансовых результатов в случае получения ТСЖ дополнительных доходов (например, от сдачи имущества в аренду). Все эти задачи могут быть решены только при построении эффективной системы бухгалтерского учета.

Сформируем примерный перечень положений, необходимых для включения в учетную политику ТСЖ:

  • учет поступлений от собственников жилья — членов ТСЖ;
  • учет поступлений от собственников жилья, не являющихся членами ТСЖ;
  • учет прочих поступлений (от предпринимательской деятельности);
  • учет расходов на содержание имущества многоквартирного дома;
  • учет основных средств;
  • учет материально-производственных запасов;
  • учет расходов будущих периодов;
  • учет резервов на ремонт общедомового имущества;
  • учет результатов деятельности ТСЖ.

Рассмотрим каждый пункт подробнее.

Учет поступлений от членов ТСЖ согласно ЖК РФ носит целевой характер — обеспечение деятельности ТСЖ по управлению общим имуществом. Как в любой некоммерческой организации, учет целевых поступлений может производиться с помощью счета 86 «Целевое финансирование». Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденных Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее — Инструкция N 94н), счет 86 «Целевое финансирование» предназначен для обобщения информации о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и др.

При этом возникают варианты учета — применение метода начислений или кассового метода. В первом случае на основании решения общего собрания собственников жилья ежемесячно в журнале хозяйственных операций отражается начисление в установленном размере обязательных взносов членов ТСЖ проводкой:

Читать еще:  Энергоэффективность не освободит от налога на имущество недвижимость

Д-т сч. 76 К-т сч. 86 — начислены взносы.

Затем при поступлении денежных средств записывается проводка:

Д-т сч. 51 К-т сч. 76 — получены взносы.

Во втором случае взносы от членов ТСЖ отражаются только в момент реального поступления денежных средств на расчетный счет или в кассу организации:

Д-т сч. 51 К-т сч. 86 — получены взносы.

Второй способ проще, но первый позволяет отслеживать суммы неоплаченных взносов и организовать оперативную работу по их взысканию.

Учет взаиморасчетов с собственниками жилья осуществляется в разрезе лицевых счетов. В рабочем плане счетов для этих целей может быть выделен отдельный субсчет счета 76, например 76-КУ «Расчеты по услугам ТСЖ».

Таким образом, можно предложить два варианта положений учетной политики относительно учета взносов членов ТСЖ.

Вариант А. Суммы обязательных взносов, утвержденные решением общего собрания собственников жилья, отражаются по кредиту счета 86 «Целевое финансирование» в момент начисления в корреспонденции со счетом 76-КУ «Расчеты по услугам ТСЖ». При поступлении денежных средств от собственников жилья кредитуется счет 76-КУ «Расчеты по услугам ТСЖ» в корреспонденции со счетами учета денежных средств.

Вариант Б. Суммы обязательных взносов, утвержденные решением общего собрания собственников жилья, отражаются по кредиту счета 86 «Целевое финансирование» в момент поступления на расчетный счет или кассу организации в корреспонденции со счетами учета денежных средств.

Учет поступлений от собственников жилья, не являющихся членами ТСЖ, может осуществляться аналогично. Однако в трактовке некоторых специалистов указанные поступления по своему экономическому содержанию принципиально отличаются от членских взносов участников ТСЖ, и поэтому для отражения их поступления вместо счета 86 «Целевое финансирование» предлагается использовать счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Соответственно, в учетной политике ТСЖ следует закрепить выбранный способ учета.

Вариант А. Суммы обязательных взносов, утвержденные решением общего собрания собственников жилья, отражаются по кредиту счета 86 «Целевое финансирование» в момент начисления в корреспонденции со счетом 76-КУ «Расчеты по услугам ТСЖ». При поступлении денежных средств от собственников жилья кредитуется счет 76 «Расчеты по услугам ТСЖ» в корреспонденции со счетами учета денежных средств.

Вариант Б. Суммы обязательных взносов, утвержденные решением общего собрания собственников жилья, в отношении поступлений от собственников жилья, не являющихся членами ТСЖ, отражаются по кредиту 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в момент начисления в корреспонденции со счетом 76-КУ «Расчеты по услугам ТСЖ». При поступлении денежных средств от собственников жилья кредитуется счет 76-КУ «Расчеты по услугам ТСЖ» в корреспонденции со счетами учета денежных средств.

Учет прочих поступлений (от предпринимательской деятельности) (сдачи в аренду помещений, оказания услуг по ремонту индивидуального имущества для отдельных жильцов и т.д.) в строгом смысле не подлежит отражению в учетной политике ТСЖ, так как является безвариантным. В соответствии с требованиями Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, и Инструкции N 94н доходы будут отражаться по кредиту счета 90 «Продажи» и дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

На практике иногда применяется такой вариант учета доходов ко всем поступлениям от собственников жилья (или их большей части). Это прямое следствие ориентации учетных работников на требования налоговых органов.

Современные автоматизированные системы учета позволяют осуществить настройку учета поступлений от собственников жилья различными способами (см. рисунок).

Настройка учета поступлений в программном продукте «БИТ: ЖКХ 8» (ООО «1С:Бухучет и Торговля (БИТ)»)

Учет расходов на содержание имущества предполагает введение аналитических разрезов при учете затрат ТСЖ. Самым крупным разделением является выделение счетов 20 «Основное производство» и 26 «Общехозяйственные расходы». Некоторые бухгалтеры ТСЖ на практике их не выделяют, а используют для отражения всех расходов один из упомянутых счетов или списывают расходы напрямую в дебет счета 86 «Целевые поступления». Следует учитывать, что организация аналитического учета расходов ТСЖ позволяет оперативно отслеживать выполнение сметы расходов на управление многоквартирным домом по отдельным ее статьям.

На счете 20 «Основное производство» возможно выделение следующих статей затрат (форма 1):

  • заработная плата производственного персонала (сантехников, диспетчеров, дворников и т.д.) с отчислениями во внебюджетные фонды;
  • материальные расходы (запчасти, производственный инвентарь);
  • уборка мусора;
  • охрана помещения;
  • коммунальные услуги (э/энергия, тепло, водоснабжение, канализация и т.д.);
  • техническое обслуживание лифтов;
  • мойка окон и др.

Оборотно-сальдовая ведомость по счету 20-01 за 2011 г.

Выводимые данные: бухгалтерский учет (данные бухгалтерского учета).

Обязательно ли утверждать в тсж учетную политику

Нужно ли каждый год утверждать учетную политику?


Ведение бухгалтерского учета Раскрыть список рубрик Подпишитесь на специальную бесплатную еженедельную рассылку, чтобы быть в курсе всех изменений в бухгалтерском учете: Присоединяйтесь к нам в соц. сетях: НДС, страховые взносы, УСН 6%, УСН 15%, ЕНВД, НДФЛ, пени Отправляем письма с главными обсуждениями недели > > > Налог-налог 13 ноября 2019 Все материалы сюжета Подобный вопрос часто волнует специалистов, отвечающих за разработку учетной политики. Из нашего материала вы узнаете о требованиях закона по этой актуальной теме.

Учетную политику (УП) обязана составлять любая фирма вне зависимости:

  • от видов деятельности;
  • численности работающих;
  • применяемой системы налогообложения;
  • масштабов производства;
  • иных условий.

Требования о необходимости формирования УП содержатся в:

  • НК РФ — в отношении налоговой учетной политики ();
  • (пп. 5–6 ст. 8) и (утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 №106н) — по бухгалтерской УП.

Во многих компаниях формируют отдельные УП — в целях налогового (НУ) и бухгалтерского учета (БУ).

При этом закон № 402-ФЗ определяет, что в УП по БУ необходимо сконцентрировать применяемые фирмой способы бухучета. Однако четкие указания о том, какова должна быть структура этого документа, кем, когда и в какой форме он должен утверждаться, отсутствуют.

Эти вопросы рассмотрены в ПБУ 1/2008, однако о необходимости ежегодного утверждения УП в нем не упоминается.

Таким образом, в перечисленных в предыдущем разделе нормативных документах, содержащих требования к учетной политике, не содержится упоминания об обязательности ежегодного утверждения УП. Однако при принятии подобного решения нужно учесть следующее:

  • Если УП от периода к периоду не меняется, разумно применять принцип рациональности — вместо ежегодного утверждения учетной политики при ее первичном оформлении указать дату, начиная с которой указанный документ подлежит применению (вместо указания очередного года).
  • Все изменения и дополнения в УП вносить, не переутверждая всю действующую УП, т. е. добавляя их при смене учетного метода — с начала года, при поправках в законодательстве — с момента вступления их в силу.

В отдельных случаях необходимость в частом утверждении УП может возникнуть, к примеру, если:

  • постоянно в разных пунктах УП корректируются множественные малозначительные нюансы, которые оформляются отдельными дополнениями к УП — в таких условиях сложно в полной мере понять влияние этих корректировок в целом на содержание учетной политики, а потому возникает потребность в утверждении новой редакции УП;
  • применяемые способы учета коренным образом повлияли на вид и состав действующей УП — здесь утвержденная учетная политика подменяется корректировками и утрачивает свое назначение, поэтому целесообразно утвердить новую редакцию УП с учетом всех поправок в едином тексте.

Помогут с оформлением УП размещенные на нашем сайте материалы:

Необходимость ежегодного утверждения учетной политики определяется руководством фирмы.

Советуем прочитать Последнее с форума

Формирование учетной политики в ТСЖ (нюансы)

В первую очередь бухучет в ТСЖ должен соответствовать требованиям и регламентам, установленным сводом положений о бухгалтерском учете (ПБУ).

Таким образом, во вводный раздел УП рекомендуется включить сведения:

  1. применяемых нормативных документах;
  2. о предмете уставной деятельности ТСЖ;

ТСЖ – интернатура

Согласно Налоговому кодексу РФ ТСЖ должно утвердить учетную политику для целей налогообложения. В случае ведения ТСЖ предпринимательской деятельности следует: — установить дату реализации товаров (работ, услуг) в целях исчисления НДС либо «по отгрузке’; либо «по оплате»; — утвердить метод признания доходов и расходов в целях налогообложения прибыли (кассовый либо начис- ления); — закрепить установленный организацией порядок ведения налогового учета, формы регистров и порядок отражения в них аналитических данных.

В приказе об учетной политике в ТСЖ может быть отмечено следующее. 1. Наименование ТСЖ, правовые основы и задачи его создания.

2. Адрес и дата регистрации ТСЖ. 3.Цель уставной деятельности ТСЖ — управление общим имуществом в МКД (обеспечение владения, пользования,включая эксплуатацию), а также в установленных законодательством пределах распоряжения этим имуществом. 4.ТСЖ наряду с уставными функциями осуществляет/не осуществляет предпринимательскую деятельность.

Учётная политика для ООО

Им достаточно иметь только налоговую учетную политику.

Учетная политика формируется на каждый отчетный год. Она должна быть утверждена приказом директора или предпринимателя. По умолчанию сдавать учетную политику в налоговую инспекцию не нужно.

Однако некоторые инспекции просят прикладывать ее к годовой отчетности. Тем не менее, такой обязанности нет. Учетная политика – один из документов, который инспекторы запросят при проведении налоговой проверки.

В сервисе сформировать учетную политику Вы можете в автоматическом режиме при формировании годовой бухгалтерской отчетности. Давайте по порядку рассмотрим, что следует прописать в учетной политике.

Кстати, Вам необязательно всё это знать!

Полное бухгалтерское сопровождение Всего 3 500 руб.

в месяц! Прежде всего, в политике надо указать, на кого возложено ведение учета.

ТСЖ – интернатура

Предметом основной (уставной)деятельности ТСЖ, является содержание, обслуживание, сохранение, текущий и капитальный ремонт общего имущества и управление общим имуществом. Состав общего имущества в многоквартирном доме определен Жилищным кодексом РФ (ст.36).

1.4. в ТСЖ ведется в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, Положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ), Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкцией по его применению, другими действующими нормативными документами.

1.5. Ответственность за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций, несет правления ТСЖ.

1.6. Ведение бухгалтерского учета и своевременное предоставление полной и достоверной отчетности в установленные сроки, осуществляет ТСЖ. 1.7.

Нужно ли каждый год утверждать учетную политику

;• иные нормативные акты (Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденные приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н, письма и разъяснения Минфина и др.);В данных нормативных актах изложены основные принципы и требования по составлению учетной политики необходимые для осуществления определенной деятельности субъекта.Многие компании учетную политику формируют в отдельности, т.е.

Читать еще:  Банк не перевел деньги в бюджет — считать ли налоги уплаченными?

по налоговому учету и бухгалтерскому учету, но законодательством не запрещено формировать единую УП, поэтому можно сформировать одну политику с разделами налогового и бухгалтерского учета.Следует отметить, что в статье 313 НК РФ содержатся требования о необходимости установления в УП порядка ведения налогового учета и утверждении УП для НУ приказом (распоряжением) руководителя фирмы. При этом закон № 402-ФЗ определяет, что в УП по БУ необходимо сконцентрировать применяемые субъектом способы бухгалтерского учета.

Формирование учетной политики в тсж (нюансы) — все о налогах

Часть положений касается работы бухгалтерии исключительно при упрощенной схеме налогообложения.

ВАЖНО: Товарищества не являются коммерческими организациями, поэтому их цель не заключается в получении прибыли. Но существует небольшой нюанс.

Допускается получение прибыли, если только параллельно с этим решаются задачи, поставленные перед ТСЖ изначально. То есть, если цели, которые намечены самим добровольным объединением, были достигнуты. Фактически, статус организации для налоговых органов – это юридическое лицо.

Ответствен за учетную политику главный бухгалтер ТСЖ.

Если эта должность не была учреждена на общем собрании жильцов, то ответственность будет возлагаться непосредственно на главу правления.

В случае, когда бухгалтерией занимается непосредственно бухгалтер, то в его задачи будет входить составление подробного плана политики и последующее предоставление его на согласование председателю.

Бухгалтерия и финансы

Образец учетной политики ТСЖ при УСН —

В ведении проводок по тратам и приходам предприятия применяется форма п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» утвержденная Приказом Минфина, согласно которой любого рода хозяйствование должно быть отображено надлежащим образом.

Согласно принятым нормам, деятельность ТСЖ рассматривается, как предоставление услуг с вытекающими отсюда итогами и ответственностью в виде отражения доходов в налоговой документации и использования счета 90 в бухгалтерии. Данные действия регламентированы НК РФ в частности ст. 251 и ст. 249. Письмо Минфина от 2011 года дает четкое разъяснение, какие именно платежи подпадают под налогообложения, а какие определяются как целевые.

В Письме ФНС 2011 года было четко изложено, что весь перечень доходов подлежащих налогообложению зависит от договорных обязательств общества.

Учетная политика товарищества собственников жилья Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

Данный принцип формально закреплен и российскими нормативными документами в области регулирования бухгалтерского учета. Однако на практике пока чаще всего побеждает форма.

Товарищества собственников жилья (ТСЖ) являются некоммерческими организациями, объединяющими собственников помещений в многоквартирных домах с целью совместного управления общим имуществом (ст. 135 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ)). Цель эту можно охарактеризовать как исключительно социальную, обеспечивающую поддержание определенного уровня качества жизни городского населения.

В то же время существует устойчивая позиция налоговых органов относительно того, что деятельность ТСЖ предполагает следующие понятия: «реализация», «создание добавленной стоимости» и «получение прибыли».

Заказать учетную политику на 2019 тсж

Налоговый кодекс РФ не обязывает налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН), составлять учетную политику для целей налогового учета.

Компании вправе устанавливать для себя любые удобные регистры учета и отчетности, но они не должны противоречить российскому законодательству.

Какие поправки нужно внести в учетную политику, которая будет применяться в следующем году? Пунктом 2 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете установлено, что экономический субъект формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.

Зачем нужна учетная политика организации

Всего существует три вида учетной политики, закрепленных в законодательстве:

  1. учётная политика для бухгалтерских целей;
  2. учётная политика для налоговых целей;
  3. учётная политика для отчётности по международным стандартам.

Выбор метода учета поступлений — по начислению или кассовый. Напомним, что ТСЖ на ОСН имеют право выбора метода для целей налогового учета, если соблюдаются условия ст. 273 НК РФ, а ТСЖ на УСН могут применять для тех же целей только кассовый метод. Причем в выборе метода для бухгалтерского учета (БУ) ТСЖ не ограничены.

Понятие «учетная политика» (УП) содержится в ст. 8 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ и ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (утв. приказом Минфина от 06.10.2008 № 106н).

Возникает справедливый вопрос: нужна ли «упрощенцу» учетная политика для целей налогового и бухгалтерского учета? Ответ однозначный. Да, нужна. И в первую очередь для того, чтобы обезопасить свою организацию от претензий со стороны налоговых органов. Ведь, с одной стороны, гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» не устанавливает такой обязанности, с другой – содержит возможные варианты отражения расходов.
Учетная политика ТСЖ должна отражать особенности ведения бухгалтерского и налогового учета в конкретном ТСЖ. Различия в учетных политиках ТСЖ могут быть обусловлены как особенностями деятельности (например, ведет или не ведет ТСЖ предпринимательскую деятельность), так и применяемой системой налогообложения (положения документа будут отличаться, например, для ТСЖ на УСН и на ОСН).
Но часто УСН совмещена с другими налоговыми режимами — ОСНО или ЕНВД. Кроме того, если есть вероятность выхода за границы допустимых норм выручки для применения упрощенки, профессионалы отдают предпочтение полноценному учету на предприятии и, значит, учетная политика также охватывает все возможные ситуации.
Здесь собраны самые актуальные и полезные для вашей работы схемы «УНП». Чтобы раскрыть их, надо просто следовать подсказкам.

Формирование учетной политики в ТСЖ (нюансы)

Учетная политика — один из самых важнейших инструментов учета и контроля на предприятии. Бизнес.ру рассказывает, какой должна быть учетная политика ООО на УСН и как она может измениться в 2019 году.
Важные изменения коснулись учета основных фондов в учреждении. Теперь для упрощения бухучета основных средств можно объединять единицы ОС в группы.

УП также может содержать отдельные приложения с образцами документов организации, перечень используемых счетов и т. п.
ВАЖНО! Помимо основных нормативных документов, указанных выше, существуют также действующие рекомендательные, положениями которых можно пользоваться в ТСЖ. Например, приказ Госстроя РФ «Об утверждении рекомендаций по бухучету для ТСЖ» от 14.07.1997 № 17-45.

Если налогоплательщик в качестве объекта налогообложения выбрал доходы, уменьшенные на величину расходов, то в учетной политике ему необходимо отразить порядок оценки покупных товаров, приобретенных для дальнейшей реализации.

Учетная политика любого предприятия формируется, как правило, главным бухгалтером или лицом, выполняющим его обязанности. Именно этот сотрудник определяет основные ее положения, а после того, как учетная политика окончательно подготавливается, он же согласовывает ее с руководством компании и утверждает у директора. Затем происходит составление необходимой распорядительной документации, т.е. приказа.
Учетную политику составляет главный бухгалтер, а утверждает руководитель. Если речь идет об организации, уже осуществляющей деятельность, то принять УП на будущий год необходимо до 31 декабря текущего года.

Учетная политика организации 2019: образец для ООО на УСН

Нужен ли вообще ТСЖ бухгалтерский учет? Большинство ТСЖ применяют упрощенную систему налогообложения и в силу этого не обязаны вести бухгалтерский учет в полном объеме. Однако в процессе оперативного управления хозяйственной деятельностью руководству ТСЖ необходимо своевременно получать информацию о состоянии взаиморасчетов собственников жилья по оплате коммунальных услуг. Кроме того, ТСЖ обязано выполнять требования по контролю за целевым использованием аккумулированных денежных средств, полученных от собственников жилья. Еще одной задачей является осуществление раздельного учета финансовых результатов в случае получения ТСЖ дополнительных доходов (например, от сдачи имущества в аренду). Все эти задачи могут быть решены только при построении эффективной системы бухгалтерского учета. Приказ об утверждении учетной политики предприятия, являясь своего рода связкой между законодательством РФ по бухгалтерскому и налоговому учету и нормативно-правовыми актами компании, нужен для внутреннего использования.

Составляя образец учетной политики УСН-доходы — 2018, мы ответим на вопросы: из чего состоит учетная политика (УП), какие данные обязательны для отражения в ней, на что обратить внимание при внесении изменений в УП.
Учетная политика — это совокупность правил, положений и формуляров по ведению бухгалтерского и налогового учета на предприятии.

УП может быть в полном или упрощенном варианте (предназначен для малых предприятий, например, учетная политика при УСН-доходы).
В., эксперт информационно-справочной системы «» Совокупность способов организации и ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, применяемых субъектом учета, отражается в учетной политике учреждения. Казенные учреждения, как и любые другие государственные (муниципальные) учреждения, самостоятельно разрабатывают учетную политику, которая применяется ими последовательно из года в год.

Поэтому бухгалтер, формирующий учетную политику ТСЖ, сталкивается, скорее, не с выбором из нескольких разрешенных законодательством способов учета, а с выработкой своих собственных учетных подходов.

Составление приказа об утверждении учетной политики фирмы обычно происходит на стадии создания предприятия или его реорганизации. Этот документ является завершающей частью процесса формирования учетной политики и служит сигналом для начала ее применения.

Применение профессионального суждения является необходимым к сложным, не имеющим достаточно четких правил участкам бухгалтерского учета. Одним из таких недостаточно проработанных является учет в ТСЖ. Единственным нормативным актом, посвященным специфическим особенностям бухгалтерского учета в ТСЖ, являются Рекомендации по организации финансового и бухгалтерского учета для товариществ собственников жилья, утвержденные Приказом Госстроя России от 14.07.1997 N 17-45. Однако этот документ был разработан в условиях применения Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкции по его применению, утвержденных Приказом Минфина России от 01.11.1991 N 56. Если речь идет о бухгалтерии, то тут и рабочие планы счетов, способы учета товаров и материалов, способы распределения доходов, шаблоны первичных документов и т.д.

Как в любой некоммерческой организации, учет целевых поступлений может производиться с помощью счета 86 «Целевое финансирование». Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденных Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее — Инструкция N 94н), счет 86 «Целевое финансирование» предназначен для обобщения информации о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и др.

Принимает и утверждает политику генеральный директор компании, ответственность за разработку и исполнение обычно несет главный бухгалтер. Исходя из этих задач, можно понять, какие разделы учетной политики (УП) должны быть сформированы и какие аспекты в них должны быть включены.

В связи с изменениями законодательства РФ в области бухгалтерского (бюджетного) учета положения учетной политики корректируются.

Минфин РФ в Письме от 28.04.2006 № 03-11-04/2/94 указал, что методику определения оплаченных и реализованных товаров с учетом остатков нереализованных товаров на складе налогоплательщик может разработать самостоятельно.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector