Фсс напомнил, как изменятся взносы в 2017 году

Изменения по страховым взносам с 2017 года

Изменения по страховым взносам с 2017 года

Похожие публикации

Каким будет размер страховых взносов 2017? Изменится ли предельная база для их начисления? Появятся ли новые реквизиты для перечисления? Чем ближе завершение года, тем больше таких вопросов возникает у бухгалтеров и руководителей предприятий. Переход контроля за страховыми взносами к налоговым органам в будущем году повлияет на всех страхователей. Изменения с 1 января 2017 года ждут как ИП, так и организации, ведь платить взносы и отчитываться по ним предстоит в ФНС, а не во внебюджетные фонды.

В этой статье мы расскажем о том, чего ожидать в наступающем году в связи с вступлением в силу новой главы Налогового кодекса о страховых взносах.

Тарифы и база для начисления взносов 2017

Размер страховых взносов в 2017 году остается на прежнем уровне. Теперь общие тарифы на 2017-2018 годы для страхователей-работодателей будет устанавливать статья 426 НК РФ. Те, кто не имеет права на пониженный тариф, считают взносы с выплат работникам следующим образом,

  • Если выплаты работнику не превысили предельную базу, тарифы составят:

ФСС (временная нетрудоспособность и материнство) – 2,9%,

  • Если предельная база превышена:

ПФР с суммы превышения – 10%,

ФСС (временная нетрудоспособность и материнство) – не начисляются.

  • ФОМС от предельных величин не зависит, взносы начисляются без ограничений – 5,1%.

Пониженные тарифы страховых взносов в 2017 году сохранятся, изменений, по сравнению с 2016 годом, по ним тоже не предвидится. В главе 34 НК теперь более подробно расписаны условия применения сниженных тарифов, а по некоторым из них добавлены дополнительные требования к страхователям (ст. 427 НК РФ).

Предельная база страховых взносов 2017 года пока не утверждена, но уже обсуждается проект постановления Правительства РФ, в котором размеры лимитов будут увеличены до следующих сумм:

  • для взносов ФСС – 755 000 рублей (в 2016 году база составляет – 718 000 рублей),
  • для взносов ПФР – 876 000 рублей (в 2016 году действует база – 796 000 рублей).

При исчислении страховых взносов, база для начисления 2017 по-прежнему будет включать выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам в пользу физлиц, которые подлежат обязательному соцстрахованию (ст. 420 НК РФ). Базу нужно считать по нарастающей с начала года. Если сотрудник устроился на работу не с начала расчетного периода, то выплаты на прежнем месте работы в расчет не включаются. В случае, когда сотрудник уволился, но в том же году вернулся обратно на это же место работы, база для начисления взносов будет включать все выплаты, начисленные этому сотруднику в организации за весь расчетный период. То есть, за все время, что сотрудник в ней работал в течение года (письмо Минтруда РФ от 05.03.2014 № 17-3/В-96).

Список выплат, не облагаемых взносами, тоже не меняется: по-прежнему, это государственные пособия, различные компенсации, единовременная материальная помощь и прочие выплаты, перечисленные в статье 422 НК РФ. Но здесь есть и новшество по сравнению с 2016 годом. Если ранее суточные для командировок полностью освобождались от обложения страховыми взносами, в 2017 году изменения по этим выплатам следующие: не будут облагаться взносами только 700 рублей для командировок по России и 2500 рублей для загранкомандировок (п. 2 ст. 422 НК РФ). Это ограничение не касается взносов в ФСС «на травматизм», от них суточные освобождены полностью.

Индивидуальные предприниматели по-прежнему будут платить за себя фиксированные взносы в ПФР и ФОМС, а также 1% в ПФР со сверхлимитного дохода.

Взносы по «травматизму» в 2017 году мы продолжим платить в ФСС. Их тариф все также будет определяться классом профессионального риска основной деятельности страхователя. До 15 апреля 2017 года нужно подтвердить свое право на применяемый тариф, предоставив справку-подтверждение основного вида деятельности, иначе ФСС вправе применить более высокую ставку по наивысшему классу профриска (постановление Правительства РФ от 17.06.2016 № 551).

Страховые взносы 2017: куда платить?

В 2017 году останутся неизменными сроки уплаты всех страховых взносов: не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным (п.3 ст. 431 НК РФ). Но изменится их получатель — если сейчас взносы перечисляются каждому фонду отдельным платежным поручением, то с 2017 года получателем всех взносов станет налоговая инспекция. На сегодня еще не утверждены новые КБК по взносам 2017 года, но можно предположить, что в них будет другим код администратора, то есть первые три цифры в каждом КБК точно будут заменены на значение 182. Сейчас в платежках на уплату взносов мы пишем код 392.

Тот же срок уплаты продолжает действовать и для взносов на «травматизм» — 15 число следующего месяца. Платить взносы по «травматизму» нужно, как и раньше — в Фонд соцстраха.

Уменьшение налогов за счет страховых взносов в 2017 году

Несмотря на то, что теперь начнет контролировать страховые взносы ФНС, 2017 год не отменяет возможности уменьшить налоги «упрощенцам» и «вмененщикам» за счет уплаченных страховых взносов.

Напомним, что плательщики единого налога на УСН по «доходам», а также те, кто применяет ЕНВД, вправе уменьшить сумму авансового платежа или начисленного налога, на уплаченные в том же расчетном квартале страховые взносы. Сумма взносов к вычету не должна превышать 50% от суммы налога. ИП без работников могут уменьшить сумму налога на все уплаченные за себя взносы.

Например, организация на УСН, рассчитала авансовый платеж по «упрощенному» налогу за 1 квартал 2017 года в сумме 10 000 рублей, а страховых взносов в январе-марте 2017 г. уплачено на сумму 7000 рублей. Уменьшить налог можно только на 50%, значит, за счет страховых взносов можно вычесть 5000 рублей (10 000 х 50%). Итого налога к уплате: 5000 рублей (10 000 – 5 000).

Отчетность по взносам

По всем взносам с 2017 года сдается один сводный отчет, который будет представляться в ИФНС ежеквартально. Срок его сдачи – 30 число месяца, идущего за отчетным кварталом (п. 7 ст. 431 НК РФ). Впервые сдать отчетность по взносам в налоговую нам предстоит по результатам 1 квартала 2017 года.

В то же время, в ФСС мы продолжим сдавать обновленный отчет 4-ФСС-2017 в части травматизма, а в ПФР ежемесячный отчет СЗВ-М и новый годовой отчет со сведениями о стаже. В эти же фонды будут сдаваться уточненные отчеты за все периоды, ранее 2017 года.

Как выяснилось, новые ставки тарифов, изменения порядка начисления и прочие радикальные новшества при расчете страховых взносов пока никому не грозят. Но очевидно, что до конца года неизбежно повышение предельной базы для начисления взносов, принятие новых КБК и реквизитов для перечисления средств в ИФНС, а также в новом году предстоит заполнять и сдавать отчетность по новым формам, причем не только в налоговую инспекцию, но и в фонды.

Страховые взносы с 2017 года: обзор изменений

Страховые взносы с 2017 года переходят под контроль ФНС. Это изменение отразится на всех страхователях. Что именно изменится в 2017 году? Какая будет предельная база для начисления страховых взносов? Определены ли ставки тарифов страховых взносов на предстоящий год? По какой форме потребуется отчитываться перед ФНС, ПФР и ФСС в 2017 году? Наиболее значимые для бухгалтера изменения по страховым взносам с 2017 года мы обобщили в данной статье.

Контроль за страховыми взносами с 2017 года

С 1 января 2017 года Налоговый кодекс РФ дополнен новой главой 34 «Страховые взносы». В эту главу вошли статьи 419-432, регулирующие правила начисления и уплаты страховых взносов. Одновременно с этим основные принципы, касающиеся налогов, с 2017 года распространяются и на страховые взносы. Это предусмотрено Федеральным законом от 03.07.16 № 243-ФЗ.

Таким образом, с 2017 года пенсионные, медицинские и взносы на случай нетрудоспособности и в связи с материнством (кроме взносов «на травматизм») – это часть налогового законодательства, которым и станут руководствоваться налоговики. Именно ФНС с 2017 года станет администрировать указанные виды страховых взносов (в частности, принимать соответствующую отчетность по ним).

Страховые взносы «на травматизм» в 2017 году, по-прежнему, останутся под контролем ФСС. Этот фонд будет принимать и отчетность по этому виду страховых взносов.

Пенсионный фонд, в свою очередь, продолжит контролировать персонифицированную отчетность. В 2017 году в ПФР нужно будет, по прежнему, ежемесячно сдавать форму СЗВ-М. Дополнительно появится и годовой отчет в ПФР с обобщенными данными о стаже работников. Также см. “Органы контроля за уплатой страховых взносов с 2017 года“.

Тарифы страховых взносов в 2017 году

В 2017 году тарифы страховых взносов не изменятся. Все тарифы сохранены на уровне 2016 года. Приведем таблицы со ставками тарифов на 2017 год.

Общие тарифы

Если у организации или ИП нет права на применение пониженных тарифов, то в 2017 году ей следует рассчитывать взносы по основным (общим) тарифам. С 2017 года ставки этих тарифов установлены статьей 426 Налогового кодекса РФ.

В 2017 году схема с лимитами остается прежней. При достижении порогового значения по доходам пенсионный тариф снижается до 10%, а социальные взносы по нетрудоспособности и материнству совсем перестают уплачиваться. Тариф взносов на обязательное медицинское страхование от величины выплат не зависит. Поэтому в 2017 году все выплаты без ограничения облагаются медицинскими взносами по тарифу 5,1 процента.

Пониженные тарифы

Ставки пониженных тарифов, по сравнению с 2016 годом, тоже не изменились. В таблице ниже приведены наиболее часто встречающиеся пониженные тарифы страховых взносов на 2017 год (ст. 427 НК РФ).

Как видно из таблицы, для организаций на УСН с 2017 года появились новые условия, при соблюдении которых можно применять пониженные тарифы. В частности, организации на УСН, ведущие «льготную» деятельность, вправе применять пониженные тарифы, если их годовой доход не превышает 79 млн. рублей. Ранее такого требования к ним не предъявлялось. Также см. “УСН с 2017 года: как увеличатся лимиты доходов и основных средств“.

Заметим, что поправками не предусмотрено, что новые положения распространяются на правоотношения истекших периодов. Новая глава Налогового кодекса РФ 34 «Страховые взносы» начнет действовать с 1 января 2017 года. Полагаем, что именно с этой даты и нужно учитывать величину полученных при УСН доходов для определения правомерности расчета взносов по пониженным тарифам. Соответственно, даже если по итогам 2016 года доходы превысят 79 млн. рублей, то страховые взносы с начала 2016 года пересчитывать по общеустановленным тарифам не потребуется.

Читать еще:  Приказ о поощрении работника - заполненный образец

Тарифы взносов «на травматизм»

Тарифы страховых взносов «на травматизм» в 2017 году, по-прежнему, будут определяться в зависимости от класса профессионального риска основного вида деятельности организации (ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ). См. «Тарифы страховых взносов «на травматизм» в 2017 году не изменяться».

При этом в 2017 году ФСС, по-прежнему, сможет установить тариф с учетом скидки или надбавки, размер которой не должен превышать 40 процентов от тарифа (п. 1 ст. 22 Закона № 125-ФЗ).

Теперь об изменениях. Напомним, что организации обязаны ежегодно подтверждать право на установленный им изначально тариф взносов «на травматизм» (п. 11 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 № 713). Соответствующие документы (справку-подтверждение и заявление) нужно представить в территориальное отделение ФСС России не позднее 15 апреля года, на который устанавливается тариф. Соответственно, для установления тарифа на 2017 год документы нужно сдать в ФСС не позднее 15 апреля 2017 года.

Если не подтвердить основной вид деятельности, то с 2017 года ФСС официально вправе присвоить наивысший класс риска из всех кодов ОКВЭД, указанных в ЕГРЮЛ. Теперь такое право за ФСС закреплено официально в связи с вступлением в силу Постановления Правительства РФ от 17.06.2016 № 551. Заметим, что так органы ФСС поступали и до 2017 года. Однако это вызывало много судебных споров. Судьи полагали, что фонд не вправе выбирать самый «рискованный» вид бизнеса произвольно из всех видов деятельности, заявленных в ЕГРЮЛ. При установлении тарифа ФСС, по мнению судей, должны были учитываться только те виды деятельности, которыми организация фактически занималась в прошедшем году (постановление Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 № 14943/10). С 2017 года такой подход применяться больше не будет.

Если до 15 апреля 2017 года организация не подтвердит основной вид экономической деятельности, то на 2017 год ФСС установит тариф по наиболее «рискованному» виду деятельности, указанному в ЕГРЮЛ. Фонд вправе так поступать с 1 января 2017 года. Подробнее об этом см. «Подтверждаем основной вид деятельности в ФСС в 2017 году: пошаговая инструкция».

Новый порядок расчета надбавки к взносам «на травматизм»

Постановлением Правительства РФ от 10.12.2016 № 1341 изменен расчет надбавки к тарифу взносов на травматизм. Напомним, что органы ФСС рассчитывают надбавку по формуле (п. 6 Методики, утвержденной приказом Минтруда от 1 августа 2012 г. № 39н). Она учитывает сумму пособий, количество и продолжительность страховых случаев за предыдущие три года.

В связи с поправками, при расчете надбавки фонд также будет учитывать, были ли в прошлом году на предприятии несчастные случаи со смертельным исходом. Надбавка будет зависеть от количества погибших. Фонд ее назначит, если пострадало больше двух человек, и нет вины третьих лиц.

Указанное постановление вступило в силу с 25 декабря 2016 года. Однако фактически поправка заработает с 2018 года, так как надбавку к тарифу на 2017 год фонд уже рассчитал до 1 сентября 2016 года (п. 9 правил из постановления Правительства РФ от 30.05. 2012 № 524).

База по страховым взносам в 2017 году: пределы

Вопросы об установлении базы по страховым взносам с 2017 года будут регулироваться статьей 421 НК РФ. Облагаемая база, как и прежде, будет определяться отдельно по каждому физическому лицу нарастающим итогом с начала года. В базу потребуется включать облагаемые выплаты, которые вы начислили в пользу работника с начала года и по последний день истекшего месяца.

В 2016 году лимит по пенсионным взносам на общем тарифе составлял 796 000 рублей, по социальным взносам – 718 000 рублей. По пенсионным взносам выплаты свыше лимита облагались по ставке 10 процентов, а по социальным – с суммы сверх лимита начислять взносы было не нужно. По “медицинским” взносам предельная база в 2016 году не устанавливалась. См. “Предельная величина базы для начисления страховых взносов на 2017 год: таблица“.

На 2017 год предусмотрено повышение лимитов. Новый лимит Правительство РФ установило своим постановлением от 29.11.2016 № 1255. Предельные величины базы по страховым взносам на 2017 год такие:

  • 876 000 руб. – на обязательное пенсионное страхование. Выплаты, которые превышают эту величину, облагают пенсионными взносами по тарифу 10 процентов;
  • 755 000 руб. – на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Выплаты больше этой суммы страховыми взносами уже не облагают.

Тариф взносов на обязательное медицинское страхование от величины выплат в 2017 году не зависит. Поэтому все выплаты без ограничения облагаются “медицинскими” взносами по тарифу 5,1 процента.

Таким образом, в лимиты базы для начисления страховых взносов в 2017 году увеличились. Однако порядок начисления взносов в пределах базы и сверх лимита остался прежним.

Объект обложения страховыми взносам

Облагаемым объектом в 2017 году, как и раньше, будут считаться выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, начисленные в рамках трудовых и гражданско-правовых договоров (ст. 420 НК РФ). Также сохраниться и перечень выплат, которые взносами можно будет не облагать. Этот перечень приведен в статье 422 НК РФ. В нем, как и раньше, указаны, например, пособия, материальная помощь, оплата стоимости питания и тд.

Единственное изменение касается суточных. В 2016 году от взносов освобождалась вся величина суточных, указанная в коллективном договоре или в локальном нормативном акте. С января 2017 года ситуация изменится. Не платить взносы можно будет только с суммы не более 700 рублей для внутрироссийских командировок, и с суммы не более 2 500 рублей для загранкомандировок. Это закреплено в пункте 2 статьи 422 НК РФ. То есть, по сути, с 2017 года для суточных действуют те же лимиты, как для НДФЛ (п. 3 ст. 217 НК РФ).

В отношении взносов «на травматизм» все останется по-прежнему. В 2017 году суточные будут освобождены от этих взносов в полном объеме.

Срок уплаты страховых взносов

Срок перечисления страховых взносов в 2017 году не поменяется. Как и прежде, последней датой уплаты страховых взносов будет 15-е число месяца, следующего за отчетным (п.3 ст. 431 НК РФ). Если же дата уплаты будет выпадать на выходной или праздник, то дата уплаты будут переноситься на ближайший рабочий день (п.7 ст. 6.1 НК РФ). Вести учет взносов и уплачивать их, как и раньше, в 2017 году нужно в рублях и копейках (п.5 ст. 431 НК РФ). В целях учета взносов на каждого работника нужно будет вести карточку учета страховых взносов.

По взносам «на травматизм» срок уплаты тоже сохранится. Их нужно переводить в бюджет в срок не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который эти взносы начислены.

Таким образом, к примеру, все виды страховых взносов за январь 2017 года нужно будет заплатить в срок, не позднее 15 февраля. См. «Срок уплаты страховых взносов: 2017 год».

Новый порядок заполнения платежных поручений

Перечислять страховые взносы с 2017 года (кроме взносов «на травматизм») нужно в ИФНС, а не в фонды. В связи с этим платежное поручение на уплату взносов необходимо заполнять так:

  • в поле ИНН и КПП получателя средств — ИНН и КПП соответствующего налогового органа, администрирующего платеж;
  • в поле «Получатель» — сокращенное наименование органа Федерального казначейства и в скобках — сокращенное наименование инспекции, администрирующей платеж;
  • в поле КБК — код бюджетной классификации, состоящий из 20 знаков (цифр). При этом первые три знака, обозначающие код главного администратора доходов бюджетов, должен принимать значение «182» — Федеральная налоговая служба.

КБК для перечисления взносов в 2017 году

До 2017 года страховые взносы нужно было перечислять отдельными платежными поручениями в каждый внебюджетный фонд: ПФР, ФФОМС и ФСС (ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). С 2017 года администратором пенсионных, медицинских и взносов на случай нетрудоспособности и в связи с материнством (кроме взносов «на травматизм») становиться ФНС. Поэтому с платежей за январь 2017 года в платежных поручениях на перечисление данных взносов в качестве получателя нужно указывать Федеральную налоговую службу. В связи с этим должны утверждены и новые коды бюджетной классификации (КБК) для уплаты взносов (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, п. 1 ст. 30 НК РФ).

Что будет со страховыми взносами в 2017 году

Итак, то, о чем так долго говорили, начинает претворяться в жизнь — полномочия по администрированию страховых взносов все-таки передадут налоговикам. Сначала в январе этого года Президент РФ подписал Указ о концентрации в «одном окне» функций по администрированию страховых взносов, уплачиваемых в ПФР, ФСС, ФФОМС. А чтобы все это стало реальностью, поручил Правительству РФ разработать необходимые проекты нормативных акто в Указ Президента от 15.01.2016 № 13 . Что, собственно, оно и сделало. В начале апреля в Госдуму поступили аж три законопроекта о внесении изменений в части первую и вторую НК РФ, в Закон о налоговых органах и в ряд других законов.

Как обещают разработчики, принятие этих законопроектов снизит административную нагрузку на бизнес за счет сокращения числа контролирующих госорганов, оптимизации отчетности, уменьшения количества проверок и улучшения их качества.

Предполагается, что все изменения вступят в силу с 1 января 2017 г. ст. 3 проекта Закона № 1040802-6 ; ст. 17 проекта Закона № 1040799-6 ; ст. 2 проекта Закона № 1040775-6 Посмотрим, в чем суть предложенных поправок. Но имейте в виду, что это только проект, внесенный в Госдуму, и на стадии трех чтений он может измениться. Поэтому гарантировать, что все будет буква в букву так, как сейчас, нельзя. Но общая концепция вряд ли изменится.

ЕССС не будет, остаются страховые взносы?

Напомним, ранее ФНС разработала проект Дорожной карты «Создание единого механизма администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное и социальное страхование», согласно которой вместо страховых взносов планировалось ввести ЕССС — единый социальный страховой сбор Письмо ФНС от 02.02.2016 № БС-4-11/1539@ . В результате чего многие заговорили о возврате к ЕСН — единому социальному налогу.

Однако этого, судя по всему, не случится. Предполагается, что в 2017 г. организации и предприниматели по-прежнему будут уплачивать страховые взносы по отдельности.

Страховые взносы переедут в НК

Страховые взносы на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование (кроме взносов «на травматизм») пропишут в НК в качестве федеральных взносо в подп «б» п. 7, п. 11 ст. 1 проекта Закона № 1040802-6 .

Читать еще:  При увольнении с работника удержаны лишние отпускные — как отразить в ерсв и 2-ндфл?

Закон № 212-ФЗ с 01.01.2017 утратит силу, а в части второй НК появится новая гл. 34 «Уплата страховых взносов». Туда и перекочуют все нормы, касающиеся взимания взносо в п. 3 ст. 16, ст. 17 проекта Закона № 1040799-6 ; ст. 2 проекта Закона № 1040802-6 .

Плательщики взносов, объект обложения, суммы, не подлежащие обложению взносами, расчетный и отчетные периоды будут такие же, как и сейчас.

Также не изменятся: база для начисления взносов, основной тариф (по совокупной ставке 30%), дополнительные тарифы для работодателей, занятых в определенных отраслях, и пониженные тарифы для льготных категорий плательщиков (в том числе для упрощенцев). Повысить основной совокупный тариф до 34% собираются только с 2019 г.

Предельные базы для начисления страховых взносов в ПФР и ФСС будут определять точно так же, как это сейчас предусмотрено в Законе № 212-ФЗ. Напомним, на 2016 г. они составляю т Постановление Правительства от 26.11.2015 № 1265 :

  • для взносов в ПФР — 796 000 руб. В пределах этой годовой суммы на одного работника взносы начисляют по тарифу 22%, а сверх нее — по тарифу 10%;
  • для взносов в ФСС — 718 000 руб. В пределах этой годовой суммы на одного работника взносы начисляют по тарифу 2,9%, а сверх нее — не уплачивают.

Эти предельные базы тоже будут ежегодно индексировать с учетом роста средней заработной платы в РФ.

Со взносами в ФФОМС все останется по-старому — надо будет платить по тарифу 5,1% независимо от годовой величины выплат на одного работника.

Для предпринимателей также сохранится нынешний тариф и порядок уплаты взносов за себя. В частности, нужно будет по-прежнему перечислять дополнительный 1% от дохода, если он превысит 300 тыс. руб. в год.

Одна из главных причин передачи функций фондов в ФНС — выросшая задолженность по взносам

Срок уплаты взносов останется таким же — не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который они начислены. А вот как они будут перечисляться — одной платежкой или несколькими, ясности нет. В проекте сказано буквально следующее: «уплата страховых взносов осуществляется расчетным документом, направляемым на соответствующие счета Федерального казначейства». Но как одной платежкой можно перечислить взносы на разные счета казначейства, не совсем понятно. Скорее всего, этот момент законодатели будут еще корректировать.

Вместо РСВ-1 и 4-ФСС в налоговую инспекцию работодатели будут сдавать единый расчет по всем взносам. Форму и порядок его заполнения утвердит ФНС. Срок его представления будет такой же, как для нынешнего расчета 4-ФСС:

  • не позднее 20-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, если расчет бумажный;
  • не позднее 25-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, если расчет электронный.

Как и сейчас, в будущем организации со среднесписочной численностью за предшествующий расчетный (отчетный) период 25 человек и менее смогут представлять расчет на бумаге, а с численностью более 25 человек — только электронно.

Отчетность в ПФР тоже останется, это буде т пп. 3, 4 ст. 2 проекта Закона № 1040799-6 :

  • во-первых, ежемесячная форма, где указывают сведения о застрахованных лицах, сейчас она знакома нам как форма СЗВ-М;
  • во-вторых, новая ежегодная форма, сдаваемая не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, где надо будет указывать только сведения о стаже, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.

То есть законодатели разделят полномочия между ФНС и ПФР так: контролировать достоверность сведений о заработке будут налоговики, а достоверность сведений о стаже — сотрудники ПФР.

Камеральные и выездные проверки по взносам в ПФР, ФСС и ФФОМС (кроме взносов «на травматизм») будут проводить налоговики. А на выездные проверки правильности расходов на выплату соцстраховских пособий инспекторы будут выходить вместе с сотрудниками ФСС п. 7 ст. 7 проекта Закона № 1040799-6 ; пп. 73, 74 ст. 1 проекта Закона № 1040802-6 .

Штрафы за несвоевременную уплату страховых взносов, опоздание со сдачей отчетности, нарушение способа представления расчета будут прописаны в части первой НК. То есть они станут такими же, как сейчас в части налогов и сборо в пп. 89— 92 ст. 1 проекта Закона № 1040802-6 . Сейчас прописанные в Законе № 212-ФЗ санкции за указанные нарушения максимально приближены к налоговым, но все-таки не идентичны.

Соответственно, в будущем налоговики, например, смогут штрафовать плательщиков взносов за грубое нарушение правил учета объектов обложения взносами на 10 000 руб. А для обеспечения исполнения решения о взыскании взносов, пеней и (или) штрафа — заблокировать счета в банке.

За несвоевременное представление в органы ПФР нового ежегодного расчета по стажу вводится штраф 500 руб. за каждое застрахованное лицо, которое должно быть указано в расчет е п. 9 ст. 2 проекта Закона № 1040799-6 .

Взносы «на травматизм» останутся за ФСС

Контролировать начисление и уплату взносов «на травматизм» будет только ФСС ст. 3 проекта Закона № 1040799-6 . В связи с этим в Закон № 125-ФЗ перенесут все отсылочные нормы из Закона № 212-ФЗ. А именно все, что касается уплаты взносов, штрафов, пеней, проведения камеральных и выездных проверок, предоставления отсрочек (рассрочек), взыскания недоимок, проведения зачетов и возвратов взносов и т. д.

Поскольку ежеквартальная отчетность для взносов «на травматизм» останется, наверняка ее изменят, убрав из формы 4-ФСС нынешний раздел I, посвященный взносам на страхование на случай болезни и в связи с материнством, а также расходам на выплату ряда соцстраховских пособий.

Переходные положения

При передаче контрольных полномочий от внебюджетных фондов к налоговикам предусмотрели такие переходные момент ы статьи 11— 15 проекта Закона № 1040799-6 :

  • контролировать полноту исчисления взносов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, будут ПФР и ФСС в том порядке, который действует сейчас. А это означает, что:

— расчеты (уточненные расчеты) по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, надо будет представлять в территориальные органы ПФР и ФСС. То есть расчеты РСВ-1 и 4-ФСС за 2016 г. и уточненный расчет, например, за 2015 г. надо будет сдавать в отделения ПФР и ФСС, где вы состоите на учете, а не налоговикам;

— возвращать излишне уплаченные (взысканные) суммы взносов, пеней, штрафов по состоянию на 01.01.2017 тоже будут органы ПФР и ФСС;

  • суммы недоимки, пеней и штрафов по взносам в ПФР, ФСС, ФФОМС, образовавшиеся на 01.01.2017, будут взыскивать уже налоговики в порядке, установленном НК. Эти данные им должны будут передать ПФР и ФСС;
  • недоимку (задолженность), пени и штрафы по взносам, образовавшиеся на 01.01.2017 (включительно), взыскание которых оказалось невозможным, налоговики будут признавать безнадежными и списывать по НК.

Мы будем следить, как будет проходить принятие этих проектов на всех стадиях. И как только они обретут форму законов, подробно обо всем расскажем.

Федеральные законы, изменяющие с 1 января 2017 года действующий порядок администрирования страховых взносов в ФСС РФ

Федеральные законы, изменяющие с 1 января 2017 года

действующий порядок администрирования страховых взносов во внебюджетные фонды, в том числе порядок администрирования страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ).

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 15.01.2016 № 13 «О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования» приняты Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее – Закон № 243-ФЗ) и Федеральный закон от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее – Закон № 250-ФЗ), в соответствии с которыми полномочия по администрированию страховых взносов передаются с 01.01.2017 налоговым органам. I. Законом № 243-ФЗ в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – НК РФ) внесены следующие изменения и дополнения.

НК РФ дополнен положениями, устанавливающими нормативно-правовое регулирование правил исчисления и уплаты страховых взносов в том числе в ФСС РФ по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ), а также осуществления функций по администрированию налоговыми органами указанных платежей.

В НК РФ устанавливаются понятие страховых взносов, права и обязанности плательщиков, в НК РФ вводится новая глава 34 «Страховые взносы», в которой установлены объект и база по страховым взносам, суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, тарифы, в том числе пониженные, единая форма и сроки представления отчетности, порядок и сроки уплаты страховых взносов, а именно отдельными платежными поручениями по каждому виду страхования, на соответствующие коды бюджетной классификации (КБК), открытые с 1 января 2017 года налоговому органу, предусмотрена возможность зачета произведенных плательщиками страховых взносов расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации в счет уплаты страховых взносов.

Обращаем внимание, что согласно пункту 3 статьи 5 Закона № 243-ФЗ действие пункта 2 статьи 431 НК РФ, в соответствии с которым плательщики страховых взносов вправе сумму страховых взносов по ВНиМ уменьшить на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования, ограничено до 31 декабря 2018 года включительно.

Таким образом, в регионах Российской Федерации, не перешедших на «прямые выплаты» страхового обеспечения по ВНиМ, принцип зачетного механизма уплаты страховых взносов сохраняется до 31.12.2018 включительно.

Функции по контролю, обеспечению исполнения обязанности по уплате страховых взносов с 01.01.2017 года передаются налоговому органу.

Правильность и своевременность уплаты страховых взносов, обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов, будет осуществляться в соответствии с порядком, установленным НК РФ.

При этом, за ФСС РФ сохранены полномочия по администрированию расходов на выплату страхового обеспечения по ВНиМ.

Проверки расходов на выплату страхового обеспечения по ВНиМ, заявленных страхователем в расчете по страховым взносам, представленном в налоговый орган, будет осуществлять территориальный орган ФСС РФ в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Закон № 125-ФЗ), на основании сведений, поступивших из налогового органа в ФСС РФ.

Читать еще:  Выплата дивидендов может облагаться ндс

Межведомственный обмен информацией между ФСС РФ и налоговым органом, в том числе в части заявленных страхователем доходов, расходов, результатов контрольной работы будет осуществляться в соответствии с Порядком взаимодействия отделений Фонда социального страхования Российской Федерации с управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, утвержденным руководителями ФНС России и ФСС РФ 22.07.2016 № ММВ-23-1/11@/02-11-10/06-3098П.

Таким образом, с 1 января 2017 года налоговые органы будут являьтся администратором страховых взносов, в том числе по ВНиМ в части доходов, администрирование расходов на выплату страхового обеспечения по ВНиМ сохраняется за ФСС РФ. II. Законом № 250-ФЗ внесены изменения и дополнения в целый ряд законов, связанных с администрированием страховых взносов, в том числе: 1) В Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон № 255-ФЗ). С учетом внесенных изменений и дополнений за ФСС РФ сохранены полномочия по администрированию расходов на выплату страхового обеспечения по ВНиМ, в том числе право проводить проверки: — камеральные проверки правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения; — камеральные проверки расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, отраженных в расчете по страховым взноса, представляемом в налоговые органы; — выездные проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения одновременно с выездными проверками, проводимыми налоговым органом по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Указанные проверки проводятся территориальными органами ФСС РФ с 01.01.2017 в порядке, аналогичном порядку, установленному Законом № 125-ФЗ.

Копии решений о выделении средств на выплату страхового обеспечения, о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения в рамках межведомственного обмена информацией направляется территориальным органом ФСС РФ в налоговый орган в течение трех рабочих дней со дня вступления в силу указанных решений.

В соответствии с нормами Закона № 255-ФЗ страхователь имеет право обжаловать ненормативные акты органов страховщика, принятые по результатам проверок страхователя, в вышестоящий орган страховщика в порядке, аналогичном порядку, установленному Законом № 125-ФЗ, или в суд.

2) В Закон № 125-ФЗ внесены изменения и дополнения в части администрирования ФСС РФ страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее –НС). Закон 125-ФЗ дополнен нормами определяющими расчетный и отчетный периоды по страховым взносам, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов, сроки представления отчетности по форме утвержденной страховщиком, в том числе уточненной. Также Закон № 125-ФЗ дополнен:

— главой IV.1. «Обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов», включающей в том числе порядок взыскания недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов, начисление пени, общие условия предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов, зачет или возврат сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов и другое;

— главой IV.2. «Контроль за уплатой страховых взносов и выплатой страхового обеспечения», включающей в себя порядок проведения и оформления камеральных и выездных проверок правильности исчисления и уплаты страховых взносов по НС, а также расходов на выплату страхового обеспечения;

— главой IV.3. «Ответственность за совершение нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», устанавливающей порядок обжалования страхователем ненормативных актов органов страховщика, принятых по результатам проверок страхователя, в вышестоящий орган страховщика или в суд; Таким образом, с 1 января 2017 года ФСС РФ продолжает осуществлять функции администрирования доходов и расходов по обязательному социальному страхованию по НС в соответствии с положениями Закона 125-ФЗ. 3) Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» признается утратившим силу с 1 января 2017 года.

III. Переходные положения.

В соответствии с Законом № 250-ФЗ за внебюджетными фондами, в том числе за ФСС РФ сохраняется обязанность по:

— осуществлению контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, в порядке, действовавшем до 1 января 2017 года (статья 20 Закона № 250-ФЗ);

— принятию решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, с учетом требований, предусмотренных статьей 21 Закона № 250-ФЗ,

— исполнению обязанности по приему расчетов (уточненных расчетов) по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, в порядке, действовавшем до 1 января 2017 года (статья 23 Закона № 250-ФЗ).

Кроме того, на территориальные органы ФСС РФ возлагается обязанность по передаче налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам, образовавшихся на 1 января 2017 года, с учетом требований, предусмотренных статьей 19 Закона № 250-ФЗ.

Возмещение пособий из ФСС в 2017 году, что изменилось?

В связи с передачей с 1 января 2017 года администрирования страховых взносов налоговым органам у плательщиков возникает вопрос: как возмещать начисленные пособия по временной нетрудоспособности и пособия в связи с рождением детей? Куда обращаться? Кто будет контролировать обоснованность начисленных пособий?

Пособия, выплачиваемые из ФСС в 2017 году

В 2017 году у страхователей (работодателей) сохранилось право возмещать суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, пособий связанных с рождением детей из средств ФСС РФ. То есть начисленную величину страховых взносов на обязательное социальное страхование, страхователь вправе уменьшить на сумму произведенных им расходов на выплату пособий (п. 2 ст. 431 НК РФ).

Автоматический зачет пособий в счет уплаты взносов в ФСС следует также из формы расчета по страховым взносам, которую страхователи согласно п.7 ст.431 НК РФ, представляют не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации. Форма расчета утверждена приказом ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@.

В разделе 1 «Сводные данные об обязательствах плательщика страховых взносов» нельзя одновременно заполнить:

  • строку 110 «Сумма страховых взносов, подлежащая уплате за расчетный (отчетный) период»,
  • строку 120 «Сумма превышения расходов над исчисленными страховыми взносами за расчетный (отчетный) период».

Заполняется какая- то одна из строк.

Строка 110, если начисленные страховые взносы превышают сумму начисленных пособий, а строка 120, если сумма начисленных страховых взносов меньше суммы начисленных пособий.

Если сумма начисленных пособий превышает сумму начисленных страховых взносов в ФСС за конкретный месяц расчетного периода (заполнена строка 120 раздела 1 расчета по страховым взносам), то у страхователя есть два варианта возмещения пособий.

Вариант 1:
Сумму превышения пособий над суммой взносов в ФСС, начисленных за этот же месяц, страхователь может зачесть в счет уплаты взносов в ФСС в следующих месяцах (п. 9 ст. 431 НК РФ, Письма ФСС от 17.08.2016 N 02-09-11/04-03-17282, ФНС от 14.02.2017 N БС-4-11/2748@).

Вариант 2:
Запросить у ФСС недостающие средства, то есть вернуть на счет организации. Данный вариант, как правило, используют страхователи, у которых на конец расчетного периода недостаточно начисленных страховых взносов в ФСС для возмещения пособий.

Изменения в выплате пособий в 2017 году

С 2017 года порядок возврата недостающих средств на выплату пособий обновлен. Это связано с тем, что администрируют поступление страховых взносов в ФСС налоговые органы, а сотрудники ФСС осуществляют проверку правильности заявленных расходов путем проведения проверки (камеральной или выездной). После проведения контрольных мероприятий результаты направляют налоговому органу. В случае положительного результата налоговый орган перечисляет на счет страхователя (работодателя) заявленные суммы.

Процедура обращения за недостающими средствами для выплаты пособий Фондом социального страхования осталась прежней (действовавшей до 2017 года). Минтруд обновил только перечень документов, представляемых предприятиями для получения денег на выплату страхового обеспечения или пособия за счет ФСС РФ.

Документы на возмещение пособий из ФСС в 2017 году

В приказ Минздравсоцразвития России от 04.12.2009 N 951н «Об утверждении перечня документов, которые должны быть представлены страхователем для принятия решения территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения» внесены уточнения. В частности страхователь для возврата из ФСС денежный средств должен предоставить, следующие документы:

  • письменное заявление;
  • справку — расчет;
  • копии документов подтверждающих обоснованность и правильность расходов по обязательному социальному страхованию.

Письмом ФСС РФ от 07.12.2016 N 02-09-11/04-03-27029 доведены до страхователей формы заявления и справки-расчета, которые должны быть представлены страхователем для принятия решения территориальным органом ФСС РФ о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения.

Если компания хочет получить возмещение, не дожидаясь окончания отчетного периода, то надо подать промежуточную справку-расчет.

Заполняя справку-расчет, бухгалтер должен сопоставлять данные, отраженные в справке-расчете и информацию, которую будет представлять в налоговую инспекцию. Дело в том, что проверка расходов страхователя на выплату страхового обеспечения будет происходить следующим образом:

  • налоговый орган, получив от страхователя единый ежеквартальный расчет, передаст соответствующие сведения ФСС;
  • сотрудники ФСС проверят правильность заявленных расходов путем проведения проверки (камеральной или выездной);
  • результаты проверки ФСС направит информацию налоговому органу.

Если результат проверки окажется отрицательным (страхователь не подтвердит расходы), налоговый орган направит ему требование об уплате недостающих взносов. Если результат проверки будет положительным — расходы будут приняты и налоговый орган зачтет либо вернет разницу между взносами и расходами.

Зачетный порядок возмещения пособий из ФСС за счет начисленных страховых взносов не распространяются на организации, которые расположены в регионах участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 N 294. Участники пилотного проекта своим работникам не начисляет и не выплачивает пособия. Их расчетом и выплатой занимается непосредственно территориальный орган ФСС. А страхователь (работодатель) начисленные страховые взносы в полном объеме перечисляет в бюджет.

То есть, с 1 января 2019 года все регионы РФ перейдут на «прямые выплаты» страхового обеспечения по временной нетрудоспособности и в связи с материнством территориальными органами фонда, принцип зачетного механизма уплаты страховых взносов сохраняется по указанную дату включительно.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector