Камеральная проверка по транспортному налогу

Камеральная проверка по транспортному налогу

Камеральная проверка по транспортному налогу — что и как проверяет инспектор? Об этом мы расскажем в данной статье.

Камеральная проверка: общие принципы проведения

Правила проведения камеральных налоговых проверок (КНП) четко прописаны в ст. 88 НК РФ. Общие принципы КНП таковы:

  1. Она проводится (п. 1 ст. 88 НК РФ):
  • по месту нахождения налогового органа;
  • на основе представленных налогоплательщиком декларации (расчета) и документов, а также документов, имеющихся у инспекции.
  1. Специального решения на проведение КНП инспектору не требуется, т.к. она осуществляется в рамках его обычных служебных обязанностей (п. 2 ст. 88 НК РФ). Проще говоря, «камералятся» все декларации, поступающие в ИФНС.
  2. Срок проведения проверки — 3 месяца со дня представления декларации. Однако инспектор может закончить ее и раньше — НК РФ этого не запрещает.

Сначала проверят соблюдение срока представления декларации и контрольные соотношения ее показателей. Кроме того, сведения из декларации контролеры сопоставят с информацией, имеющейся у них. В отдельных случаях у налогоплательщика могут истребовать необходимые для проверки документы (п. 7 ст. 88 НК РФ).

Если никаких несоответствий нет, скорее всего, на данном этапе проверка и завершится. В этом случае никаких актов по ее итогам не составляют и налогоплательщика о результатах не извещают (кроме проверки на возмещение НДС) (письмо УФНС РФ по г. Москве от 21.05.2009 № 20-14/4/051403@). Поэтому, если 3 месяца с момента представления декларации истекли, а никаких сигналов из ИФНС не было, считайте, что проверка прошла успешно.

Если в ходе проверки будут обнаружены ошибки, противоречия, нестыковка в данных налогоплательщика и инспекции, проверяющие запросят пояснения (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Возможны также мероприятия налогового контроля (ст. 86, 90–97 НК РФ).

Если в итоге контролеры придут к выводу о совершении налогоплательщиком налогового правонарушения, они должны составить акт КНП, после рассмотрения которого будет вынесено решение. В случае несогласия решение можно обжаловать.

Особенности камеральной проверки по транспортному налогу

Как только декларация поступит к налоговикам, они начинают ее камеральную проверку. Обратите внимание, что декларация за 2017 год должна быть оформлена на обновленном бланке (приказ ФНС от 05.12.2016 № ММВ-7-21/668@).

Итак, камеральная проверка по транспортному налогу начата. Что же сделает инспектор, получив от вас декларацию?

Прежде всего, он удостоверится в том, что декларация представлена своевременно. Напомним, что срок подачи «транспортной» декларации — не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 363.1 НК РФ).

Затем он проверит арифметику и контрольные соотношения. Кстати, проверить их перед сдачей декларации вы можете самостоятельно – возьмите их на официальном сайте ФНС.

Основной раздел для проверки — раздел 2 «Расчет суммы транспортного налога по каждому транспортному средству». Здесь проверяющего в первую очередь заинтересует строка 070 «Налоговая база». Он сопоставит отраженное в ней значение с имеющимися у инспекции сведениями из ГИБДД. Также проверяются и сопоставляются остальные показатели, влияющие на сумму налога, в частности количество полных месяцев использования ТС в отчетном году.

Если с данными ГИБДД расхождений нет, инспектор проконтролирует правильность использованной вами ставки и применения льгот, если они заявлены. Заметим, что проверяющие вправе запросить у вас документы, подтверждающие право на льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ). Ну и в итоге инспектор проверит корректность расчета суммы налога.

Если сведения не стыкуются, у вас запросят ПТС и свидетельство о регистрации транспортного средства. В случае отсутствия расхождений между этими документами и декларацией выяснять причину нестыковки инспектор будет уже в ГИБДД.

В случае с дорогостоящим авто, налог по которому платится с учетом повышающего коэффициента, инспектор проверит возраст ТС, а также его наличие или отсутствие в соответствующем перечне Минпромторга.

Камеральные проверки по транспортному налогу проводятся только в отношении организаций. Налогоплательщики-физлица платят налог на основании уведомлений, получаемых от налоговых органов (п. 3 ст. 363 НК РФ), и никаких деклараций не представляют. Следовательно, «камералить» у них попросту нечего.

Камеральная проверка транспортного налога

К нам в руки попала «тайна за семью печатями» – методичка по проведениюкамеральной проверки декларации по транспортному налогу для служебногопользования налоговиков.

«Секретная» методичка утверждена приказом МНС от 17 июня 2004 г. № САЭ-4-21/37дсп(в информационно-правовых базах этого документа нет). К сожалению, а можетбыть, и к счастью, она, как и другие последние материалы налоговиков «для своих»,далеко не сенсационна и не может похвастать неизвестными ранее разъяснениями.Методичка разъясняет, как проверить декларацию по транспортному налогу по форме,которая утверждена приказом МНС от 29 декабря 2003 г. № БГ-3-21/724.

Напомним также, что камеральную проверку инспектор проводит по месту нахожденияналоговой инспекции. При этом выписывать решение на ее проведение не требуется.Об этом говорится в статье 87 Налогового кодекса.

С чего начинается проверка

Получив в руки декларацию, проверяющий инспектор визуально оценит правильностьее оформления и обратит внимание на соблюдение срока ее подачи.

Затем ревизор проверит правильность арифметического подсчета. То есть пересчитаетприведенные в декларации показатели. При этом если для проверки раздела 1 декларацииинспектору хватит простого калькулятора, то раздел 2 потребует от инспекторапобольше трудозатрат. Ему нужно будет покопаться в бумагах. Впрочем, справедливостиради надо отметить, что без этого он вообще не сможет провести камеральнуюпроверку. Дело в том, что фирма заполняет строку 050 «Налоговая база» (мощностьдвигателя в лошадиных силах) и некоторые другие строки декларации на основаниитехнического паспорта машины и документа о ее госрегистрации. У налоговиковэтих документов нет. Однако у них есть сведения о регистрации транспорта, полученныеиз ГИБДД, в которые они и будут смотреть.

Если данные декларации не совпадут с информацией, полученной из ГИБДД, тоинспектор направит фирме требование показать ему техпаспорт и документ о госрегистрации.А вот если сведения с этих двух сторон не совпадут между собой, тогда налоговикибудут искать правды в ГИБДД. При этом в методичке не оговариваются возможныеварианты развития событий. Тем не менее можно сделать вывод, что вина фирмыв таком случае совершенно исключается.

Объект налогообложения

С прямыми владельцами транспорта все понятно: являешься собственником машины– плати налог. Неясности могут возникнуть, например, по транспорту, передаваемомув лизинг. Владелец у него до окончания договора лизинга одно лицо, а пользователь– совсем другое. И транспортный налог в данном случае не всегда должен платитьфактический собственник транспорта.

Для прояснения ситуации налоговики дают ссылку на пункт 2 статьи 20 Законаот 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)». В нем сказано,что транспорт регистрируется по соглашению сторон на лизингодателя или лизингополучателя.

Регистрация машины на лизингодателя проводится в общем порядке по месту егонахождения. И в таком случае он становится плательщиком налога. А вот регистрациятранспорта на лизингополучателя имеет некоторые ограничения. В частности, ГИБДДделает на такое лицо временную регистрацию на срок действия договора лизинга.И по такой временной регистрации лизингополучатель должен сам платить транспортныйналог.

Читать еще:  Новое на форуме: взносы, сзв-м, 3-ндфл и др.

Налоговики рассмотрели в методичке еще одну ситуацию. Лизингодатель можетпередать лизингополучателю транспорт, который уже зарегистрирован в ГИБДД наимя лизингодателя, и временно его зарегистрировать в ГИБДД по месту нахождениялизингополучателя. В таком случае, по мнению налоговиков, плательщиком налогаостанется лизингодатель.

Методические рекомендации обязывают инспекторов проверить и специальный коэффициент.Его рассчитывают фирмы, которые в течение отчетного года приобретали и (или)продавали транспорт, то есть владели им меньше 12 месяцев. Напомним, что коэффициентрассчитывается следующим образом: количество месяцев владения транспортнымсредством в отчетном году делится на количество месяцев всего отчетного года.

Газель – грузовик или нет?

Кроме того, инспекторы будут волноваться о том, правильные ли вы применяетеставки по транспортному налогу. И не решили ли вы, что небольшой грузовик –на самом деле машина легковая? Ведь водителю не нужна дополнительная категорияв правах для управления такой машиной.

Все спорные моменты налоговики собираются решать с помощью пункта 5 приложения6 к Конвенции о дорожном движении, ратифицированной Указом Президиума ВерховногоСовета СССР от 29 апреля 1974 г. № 5938-VIII. Однако остается загадкой, чемим сможет помочь указанный пункт. Данное приложение полностью посвящено порядкуоформления водительских прав. Вероятно, они имели в виду таблицу к приложению6 указанной конвенции. В ней кратко описаны категории транспорта. Так, например,к грузовым отнесены автомобили, предназначенные для перевозки грузов, разрешенныймаксимальный вес которых превышает 3500 кг.

Более убедительно выглядит предложение чиновников определять категорию транспортапо Положению о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств,утвержденному совместным приказом МВД, ГТК и Госстандарта от 30 июня 1997 г.№ 399/388/195. В приложении 3 к этому документу приведена сравнительная таблицакатегорий транспортных средств. Она составлена по классификации Комитета повнутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и по классификацииКонвенции о дорожном движении. Однако по тексту таблица почти полностью повторяеттрактовку, приведенную в вышеуказанном приложении 6 к конвенции.

А сколько это в лошадиных силах?

Другая головная боль налоговиков при проверке деклараций – это правильныйпересчет налоговой базы из метрических единиц мощности (кВт) в лошадиные силы.

Порядок пересчета приведен в пункте 19 Методических рекомендаций по применениюглавы 28 «Транспортный налог» Налогового кодекса. Они утверждены приказом МНСот 9 апреля 2003 г. № БГ-3-21/177. Так, для пересчета нужно воспользоватьсяпереводным коэффициентом: 1 кВт = 1,35962 л. с. Полученный результат округляетсядо двух знаков после запятой.

Водное транспортное средство (катер) имеет мощность двигателя 155,0 кВт. Мощностьдвигателя в лошадиных силах составит:

155 кВт х 1,35962 = 210,74 л. с.

Пересчитать киловатты в лошадиные силы, пожалуй, не самая сложная задача длябухгалтера. Главное – знать, что для определения налоговой базы основополагающуюроль играет техническая документация на машину. Если же вдруг – а такое случается,вероятно, очень редко – в документах нет сведений о мощности двигателя ни вкиловаттах, ни в лошадиных силах, то расчеты «по аналогии» здесь будут неуместны.По мнению налоговиков, в сложившейся ситуации обязательно нужно получить экспертноезаключение.

Бумаги прежде всего

В заключение следует отметить, что все данные по машине, которые вы укажетев декларации, налоговики должны сверить с информацией, поступившей к ним изГИБДД. Это и вид транспорта, и показатели мощности его двигателя, и идентификационныйномер, и регистрационный знак, а также и время, в течение которого вы пользуетесьавтомобилем.

При любых расхождениях вас попросят показать инспектору техпаспорт и регистрационныедокументы. Если вы уверены в своей внимательности, то ничего плохого такаяпросьба для вас не предвещает. Она будет значить либо то, что ошибся сам ревизор,либо то, что опечатались работники ГИБДД. А их ошибки – это не ваше дело.

Т.В. Амитова, эксперт АГ «РАДА»

Камеральная проверка по транспортному налогу

Порядок проведения камеральной проверки по транспортному налогу определяется НК РФ. Проверке подлежат данные, представленные налогоплательщиком в декларации по налогу. Для проведения мероприятия контроля наличие решения руководителя ИФНС и уведомления предприятия не требуется. Повторная проверка по одному вопросу не производится, если только налогоплательщиком не изменены данные, представленные уточненной декларацией. В статье расскажем, как проводится камеральная проверка по транспортному налогу, какие документы составляются.

Подробная информация о механизме проведения проверок и принятия решения по акту содержится в письме ФНС РФ от 16.07.2013 № АС-4-2/12705 в редакции от 28.06.2016г. (далее – Письмо ФНС РФ).

Период проведения проверки

Началом проверки считается день сдачи декларации. Читайте также статью: → “Заполнение декларации по транспортному налогу 2019. Скачать заполненный образец». На проведение контроля отводится 3 месяца (ст. 88 НК РФ). Период проверки может исчисляться меньшим сроком, но превышение не допускается. Продление камеральной проверки не предусмотрено.

В ходе проверки и до ее окончания либо вручения акта предприятие имеет право представить уточненную декларацию. Если организация выявила факт занижения налога или базы, представление уточненных данных является обязательным. При получении Инспекцией уточненных данных:

  • Прекращается проверка ранее поданной декларации.
  • Мероприятие контроля осуществляется в отношении новых данных.
  • Срок проверки исчисляется заново.

В течение отведенного срока инспектор осуществляет мероприятие контроля –проводит проверку декларации,при необходимости осуществляетподачу запроса на представление документов, проведениеосмотра транспортного средства, опроса свидетелей и иные действия, разрешенные в рамках камеральной проверки.

Место проверки и порядок представления документов

Проверка осуществляется по месту нахождения территориального отделения ИФНС, в котором налогоплательщик поставлен на учет. Декларации по транспортному налогу представляют юридические лица. Читайте также статью: → “Транспортный налог для юридических лиц в 2019. Ответы на вопросы, примеры». Начисление налога для ИП осуществляется по уведомлениям ИФНС в порядке, предусмотренном для физических лиц.

Инспектор в ходе проверки имеет право запросить пояснения по вопросу расхождения данных и документы для контроля. Если лицом заявлена льгота, инспектор обязательно сделает запрос. В течение 5 дней предприятие должно представить пояснения и подтверждение верности данных.

По декларациям, не имеющим ошибок и льгот, запрос не производится. В ходе камерального мероприятия не могут подвергаться контролю данные, не имеющие отношение к проверяемому вопросу – налогу, начисленному по конкретной декларации. Налогоплательщик имеет право предоставить подтверждающие документы лично, по почте или в порядке электронного документооборота.

Копии форм первичного учета должны быть заверены в установленном порядке – подписью руководителя, печатью предприятия либо ЭЦП.

Порядок проведения проверки

В процессе мероприятия контроля осуществляется определенный порядок действий. Контроль осуществляется преимущественно в автоматическом виде.Используется программный продукт, специально разработанный для ИФНСс целью учета данных, проведения внутреннего аудита по контрольным соотношениям показателей.

Автоматизированный контроль данных позволяет инспектору получить данные об отсутствии нарушений или о необходимости проведения углубленного контроля.При проверках используют документы, находящиеся в инспекции:

  • представленные ранее декларации и документы;
  • полученные при проведении иных проверок;
  • имеющиеся в результате опросов третьих лиц;
  • полученные по запросам от правоохранительных и иных органов;
  • сформированные программой при расхождении данныхв форме протоколов.
Читать еще:  Обычная работа за компьютером не требует психиатрического освидетельствования работника

Для проведения контроля используются сведения, полученные с соблюдением законодательных норм.

Оформление результата проверки

Если в ходе проверки не обнаружено фактов нарушения налогового законодательства, проверяемому предприятию не сообщают о мероприятии и его окончании. Отсутствие запросов из ИФНС или акта по истечении 3 месяцев со дня представления декларации свидетельствуют о том, что проверка пройдена успешно. Данные об окончании проверки отражаются в АИС «Налог», материалы направляются в архив для хранения.

Акт проверки предоставляется только при выявлении нарушений (п. 5 ст. 88 НК РФ).Оформление акта осуществляется в соответствии со ст. 100 НК РФ. Составлению акта предшествует обязательное получение пояснений налогоплательщика. При несогласии с материалами проверки организация имеет право в течение месяца представить возражения в письменном виде.

Пример отражения результата проверки

Организация «Колесо» представила декларацию по транспортному налогу за 20116 год, где в разделе 2 произведен расчет суммы налога по автомобилю Газель, снятому с учета 16 марта 2016 года. Организация указала в «строке 110» 02 месяца использования.

По результатам камеральной проверки установлено нарушение срока налогообложения. Актом зафиксировано, что в декларации был указан период использования без учета последнего месяца эксплуатации в нарушение п. 3 ст. 362 НК РФ. Налоговая инспекция приняла решение о необходимости проведения корректировки в учете, представления уточненной декларации и уплате налога, причитающегося за месяц эксплуатации. На срок неуплаты недоимки начислены пени и штраф.

При выявлении в ходе камеральной проверки нарушений в форме неуплаты или неполной уплаты налога ответственность возникает в соответствии со ст. 122 НК РФ в размере 20% от недоимки при неумышленном занижении суммы и 40% при наличии умысла. Читайте также статью: → “Калькулятор транспортного налога в Excel».

Ошибки, возникающие при камеральной проверке

Инспекция ФНС в ряде случаев допускает ошибки проведения камерального контроля.

Особенности камеральной проверки по транспортному налогу

Камеральная проверка по транспортному налогу служит инструментом контроля правильности его исчисления и уплаты. Существует регламентированный перечень процедур и методик при проведении проверки, которым пользуются инспекторы.

Законодательные требования к методике проверок

Порядок проведения камеральной проверки по транспортному налогу, регламентируемый положениями ст. 88 НК РФ, состоит из ряда последовательных пунктов:

  1. Проверка осуществляется:
    • непосредственно в инспекции;
    • с использованием представленной налоговой отчетности и иных документов, переданных проверяющим.
  2. Никаких дополнительных распоряжений для реализации камеральной проверки не нужно, поскольку она выполняется в рамках исполнения текущих трудовых функций инспектора. Контролю подвергаются все декларации, переданные в органы ФНС.
  3. Период, который отводится представителям ФНС для проведения данной процедуры, может составлять не более трех месяцев с момента подачи отчета, хотя конкретный исполнитель может завершить ее и раньше.

На первом этапе сверяется соответствие даты подачи отчетности и отведенных для этого сроков и исследуются предписанные контрольные соотношения. Помимо этого, полученную информацию сопоставляют с данными, которые есть в наличии у инспекции.

ВАЖНО! Проверяющие в ходе камеральной проверки по транспортному налогу имеют право истребовать дополнительные бумаги.

Если по итогам описанных действий никаких ошибок не обнаружено, проверка завершается. При этом никакого документа о ее окончании не составляется и плательщику не отправляют никаких оповещений. Исходя из этого, если по завершении 3 месяцев никаких дополнительных запросов на пояснения от налоговиков не было получено, можно считать, что декларация прошла все контрольные процедуры.

Когда в ходе камеральной проверки по транспортному налогу обнаружатся несоответствия, налогоплательщику будет направлен запрос о необходимости дачи пояснений. Если в итоге инспекторы придут к выводу о наличии нарушений, они составят акт по результатам проверки, после изучения которого будет вынесено решение о наказании. Если плательщик с ним не согласится, он сможет обжаловать его в суде.

Специфика контроля транспортного налога

На технологии проверки декларации по транспортному налогу следует остановиться подробнее. Какие шаги предпримет контролер, получив отчетность?

Исходя из описанных выше процедур, сначала будет проведена проверка соблюдения срока подачи отчетности: для налога с транспорта срок сдачи — не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным. После этого пересчитываются основные показатели и проверочные соотношения.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Контрольные соотношения можно найти в письме ФНС от 07.04.2015 № БС-4-11/5693@, они могут быть использованы плательщиком для самостоятельной предварительной сверки.

Наибольшее внимание проверяющие уделяют разделу 2 декларации «Расчет суммы транспортного налога по каждому транспортному средству». В первую очередь изучается налоговая база: данные по отчету сопоставляются со сведениями из ГИБДД. Кроме того, пересчитывается срок нахождения автомобиля у пользователя в отчетном году.

Если в этой первоначально проверяемой информации ошибок нет, рассматриваются примененные ставки налога и использованные льготы. По освобождаемой от налогов части базы проверяющий может затребовать обосновывающие документы. Если ошибок не обнаружено, инспектор пересчитывает сумму налога.

В случае выявления расхождений со сведениями ГИБДД у плательщика запросят паспорт транспортного средства и техпаспорт. Если их данные совпадут с информацией в отчетности, инспектор начнет выяснять причину несоответствия в ГИБДД.

По дорогостоящим автомобилям, для которых используется повышающий коэффициент, будет сверена дата выпуска и наличие наименования транспортного средства в специализированном перечне.

ВАЖНО! Камеральные проверки осуществляются только в отношении юрлиц, т. к. налоговики сами производят расчет налога для физлиц, после чего высылают последним уведомления об уплате.

Камеральные проверки по налогу с автомобилей проводятся только в отношении организаций, предоставляющих декларации. При этом проверяются данные по объекту обложения, ставкам и размеру льгот. В случае необходимости могут быть запрошены иные подтверждающие документы. На изучение всех материалов инспекторам отводится три месяца, по истечении которых никаких оповещений не высылается. При обнаружении несоответствий потребуются пояснения со стороны плательщика, а при выявлении признаков правонарушения будет составлен акт.

Выездная налоговая проверка по транспортному налогу (стр. 4 из 6)

Согласно этим данным, видно, что количество выездных налоговых проверок уменьшается, а количество камеральных проверок возрастает. Это связано с тем, что эффективность выездных проверок составляет всего около 24%, поэтому в основном проводятся камеральные проверки. Выездным налоговым проверкам подвергаются лишь крупнейшие налогоплательщики, на балансе которых числится большое количество транспортных средств, также это могут быть организации, занимающиеся транспортными перевозками, либо, организации, имеющие какие-либо нарушения. За 4 года количество выездных налоговых проверок уменьшилось на 1654 проверки, а количество результативных проверок уменьшилось на 830 проверок. На мой взгляд, такое уменьшение также может быть связано с реформой, проводимой в налоговых органов. Сокращение сотрудников привело к уменьшению выездных проверок, вместо этого стали проводить больше камеральных проверок, которые требуют меньших трудовых и денежных ресурсов.

Проведем анализ эффективности выездных налоговых проверок на основе данных по Республике Коми за 2006 – 2009 года. В отчете 2-НК содержатся все сведения о проведенных выездных и камеральных проверках.

Таблица 2 — Анализ эффективности налоговых проверок

Рисунок 2 – Доля проверок, выявивших нарушения, в общем объеме проверок

Читать еще:  На внутреннее совместительство нужны отдельные трудовой договор и приказ о приеме

Согласно данным отчетам с 2006 по 2009 год количество выездных проверок резко снизилось, также как снизились и доначисления. Количество проверок уменьшилось на 44%, а доначисления по сравнению с 2007 годом на 65%. Также небольшую долю занимают и результативные налоговые проверки – 24% в среднем. Результативность выездных проверок по всем налогом составляет в среднем 52%, а эффективном по транспортному налогу в 2 раза меньше. [6]

Также необходимо проанализировать долю транспортного налога в общих поступлениях и выявить целесообразность увеличения выездных налоговых проверок по данному налогу.

Таблица 3 – Поступление транспортного налога с 2006 по 2009 года

Согласно данным отчета 1-НМ поступления транспортного налога увеличились в 2009 году на 66%, наиболее заметна динамика роста поступлений данного налога в бюджет РК. Но вместе с тем администрирование транспортного налога также нуждается в дополнительных мерах по обеспечению его эффективности. Данный налог занимает небольшую долю в налоговых поступлениях, однако его доля в имущественных налогах не так мала (рис. 3).

Рисунок 3 – Доля транспортного налога в налоговых поступлениях

Анализ статистических данных о налоговой базе и структуре начислений по транспортному налогу показывает ежегодно рост количества транспортных средств, регистрируемых налогоплательщиками. Только за 2008 год количество транспорта, состоящего на учете в налоговых органах республики, выросло с 570 до 615 тысяч. В связи с этим и увеличиваются поступления транспортного налога с каждым годом.

Рисунок 4 – поступления транспортного налога с 2006 по 2009 года

Положительная динамика связана как с усилением работ по формированию информационных ресурсов налоговых органов во взаимодействии с РЭО ГАИ, так и с общим увеличением благосостояния владельцев транспортных средств, значительным увеличением регистрации транспортных средств иностранного производства. В этой связи я думаю, что реально рассмотреть вопрос об усилении контроля за правильностью исчисления и взимания транспортного налога.

Одним из главных направлений работы налоговых органов является проведение мероприятий налогового контроля. Основные доначисления осуществляются в ходе выездных налоговых проверок, результативность которых составила 55 процентов. Однако по транспортному налогу эффективность выездных налоговых проверок составляет лишь 24%, а доначисления не так велики.

Таким образом, на мой взгляд, необходимо увеличить количество выездных налоговых проверок, усовершенствовать процедуру ее проведения, усилить работы по формированию информационных ресурсов налоговых органов, более тщательно выбирать объект проверки, то есть наличие в деятельности налогоплательщика серьезных налоговых нарушений.

За 5 месяцев текущего года УФНС России по Республике Коми удалось добиться ощутимых успехов в налоговом администрировании. В бюджетную систему Российской Федерации мобилизовано более 27 миллиардов рублей. Платежи консолидированного бюджета Республике Коми в общих поступлениях в бюджетную систему РФ составляют около 30 процентов и имеют тенденцию к росту.

Основными доходными источниками, формирующими консолидированный бюджет республики, являются налог на прибыль (37 процентов), налог на доходы физических лиц (31 процент), налог на имущество организаций (8 процентов), земельный налог (0,3 процента). Кроме того, большое значение для республики имеют поступления налогов со специальных налоговых режимов, доля которых составляет 8 процентов, транспортного налога — 0,8 процентов.

Анализ во второй главе показал, что заметна динамика поступлений транспортного налога, однако, администрирование данного налога также нуждается в дополнительных мерах по обеспечению его эффективности.

Одна из основных задач, которую налоговые органы сегодня решают во взаимодействии с органами по регистрации транспортных средств, это полнота представления информации о фактах регистрации автомашин.

На практике при выездной налоговой проверки случаются разные спорные ситуации. Часто мнения бухгалтера и налогового инспектора по поводу формирования налоговой базы по налогу на прибыль расходятся. На мой взгляд, необходимо рассмотреть данные ситуации и выявить пути их решения.

Одна из таких проблем возникает по поводу регистрации транспортного средства. Зачастую с момента приобретения транспортного средства проходит определенный промежуток времени, прежде чем компания поставит его на учет в ГИБДД. Здесь может возникнуть спорный вопрос: начислять налог на такой автомобиль или нет, если предприятие еще не использует его в своей деятельности? Налоговики рассуждают так: раз на балансе компании имеется транспортное средство, то с него в любом случае нужно платить транспортный налог. По мнению инспекторов, поскольку обязанность зарегистрировать автомобиль лежит на организации, то неисполнение этой обязанности не освобождает ее от уплаты налога. Кроме того, если на балансе предприятия имеется сразу несколько транспортных средств, регистрация которых все еще не пройдена, инспекторы могут обвинить компанию в занижении базы по транспортному налогу и уклонении от его уплаты. Вместе с тем имеется постановление ФАС Северо-Западного округа от 6 марта 2006 г. № А05-13823/2005-31, где суд опровергает подобные доводы проверяющих. Арбитры отметили, что, согласно статье 357 НК РФ, плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства. К тому же автомобиль, не прошедший регистрацию, фактически не может быть допущен к участию в дорожном движении. А поскольку нет воздействия на состояние дорог общего пользования, то нет и экономических оснований для уплаты соответствующего налога. Таким образом, подобный вывод суда позволяет компаниям не включать в налоговую базу незарегистрированное транспортное средство до тех пор, пока они не начнут использовать его в своей деятельности.

В постановлении ФАС Уральского округа от 6 марта 2006 г. № Ф09-1150/06-С1 арбитражный суд также отклоняет выводы инспекции. В первую очередь обязанность уплачивать транспортный налог ставится в зависимость от регистрации автомобиля. А только лишь факт нахождения транспортных средств на балансе организации не обязывает ее платить налог. Следовательно, нет причин обвинять предприятие в умышленном занижении налоговой базы.

Аналогичные выводы содержатся также в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 30 января 2006 г. № А43-16227/2005-35-548.

Получается парадоксальная ситуация налогового зазеркалья: нет транспорта, но есть его регистрация — нужно платить налог; есть транспорт, но нет его регистрации — налог платить не нужно. Хотя с точки зрения теории объекта налогообложения все должно быть наоборот. Выход видится в совершенствовании норм налогового законодательства.

Согласно п. 3 ст. 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Тем самым предполагается, что в объекте налогообложения всегда выражается некоторое материальное благо экономического характера, значимое для налогоплательщика. Применительно к нашему случаю таким материальным благом является имущество, то есть само транспортное средство. Именно владение транспортным средством нужно взять за основу обложения транспортным налогом.

На наш взгляд, единственным фактом, порождающим налоговые обязанности, должно выступать фактическое обладание транспортным средством на правах собственника или других законных основаниях. Факт же госрегистрации лишь свидетельствует с высокой степенью вероятности о владении налогоплательщиком транспортным средством, и, наоборот, отсутствие регистрации заставляет предполагать, что соответствующее имущество у налогоплательщика отсутствует.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector