Минфин рассказал о поблажках в бухучете для малого бизнеса

Особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях

Что такое упрощенный бухучет и кто его может вести?

О возможности применения малыми предприятиями упрощенного бухучета говорит основной регламентный документ — закон «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (п. 4 ст. 6). Он же устанавливает следующее:

  • ведение бухучета — обязанность любой организации (за исключением отдельных, указанных в законе случаев);
  • упрощенный БУ — это право, предоставленное субъектам малого предпринимательства (СМП).

Из этого следует, что для СМП существует законодательно установленное право выбора — вести БУ в общеустановленном порядке или применять упрощенные алгоритмы учета и отчетности.

Упрощенный БУ — это система формирования документированной систематизированной информации об учетных объектах, освобожденная от отдельных элементов общепринятого бухучета. О таких элементах пойдет речь в одном из следующих разделов.

ВНИМАНИЕ! Чтобы воспользоваться правом использования в учете упрощенных алгоритмов субъект бизнеса должен соответствовать критериям, указанным в законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ о развитии малого и среднего бизнеса в России. Подробнее о критериях отнесения фирм к малым предприятиям читайте здесь.

Остановимся подробнее на ст. 4 закона № 209-ФЗ (в новой редакции), повествующей о категориях СМП.

Согласно этой статье к СМП относятся:

  • хозяйственные общества и партнерства;
  • производственные и потребкооперативы;
  • КФХ (крестьянско-фермерские хозяйства);
  • ИП.

При этом вышеуказанные субъекты:

  • должны быть зарегистрированы в законном порядке; и
  • соответствовать определенным условиям, перечисленным в п. 1.1 ст. 4 закона № 209-ФЗ.

Условия не являются идентичными для всех указанных субъектов — об этом пойдет речь в следующем разделе.

Когда применение упрощенного бухучета для субъектов малого бизнеса недоступно?

Недоступным для применения упрощенный бухучет становится в том случае, когда обязательные условия ст. 4 не соблюдаются. Рассмотрим эти условия подробнее.

Чтобы признать СМП хозяйственное общество или партнерство, должно выполняться хотя бы одно из нижеперечисленных требований:

  • должно соблюдаться правило «25 и 49»: суммарная доля участия государства, благотворительных и иных фондов в уставном капитале ООО не может превышать 25%, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) не являющихся СМП юридических лиц не может превышать 49%;
  • должно выполняться условие о «высокотехнологичных» акциях: акции ПАО (акционерного общества, акции которого обращаются на организованном рынке ценных бумаг) должны быть отнесены к акциям инновационного (высокотехнологичного) сектора экономики — порядок такой классификации устанавливается Правительством России;
  • коммерсант является «внедренческой фирмой»: применяет практически результаты интеллектуальной деятельности (программы для ЭВМ, базы данных и др.), исключительные права на которые принадлежат учредителям этих обществ — бюджетным или автономным научным (или образовательным) учреждениям;
  • субъект должен обладать статусом «сколковца» (являться участником этого проекта);
  • в наличии учредитель — юридическое лицо, входящее в утвержденный Правительством России спецсписок (поддержка инновационной научно-технической деятельности).

Недоступным статус СМП будет и в том случае, если, выполнив одно из вышеуказанных условий, коммерсант превысит показатель Чср (среднесписочную численность работников за предыдущий год).

Закон № 209-ФЗ устанавливает следующие «среднесписочные» ограничения:

  • для средних фирм и ИП показатель Чср находится в диапазоне от 101 до 250 чел.;
  • для малых компаний Чср до 100 чел.;
  • для микрофирм Чср до 15 чел.

Однако выполнение вышеуказанных условий и числовых ограничений тоже не является достаточным для получения статуса СМП. Еще об одном ограничительном пороге расскажем в следующем разделе.

Ограничительный критерий — доход вместо выручки

Если выполняются «численные» параметры и условия п. 1.1 ст. 4 закона № 209-ФЗ, претенденту на получение статуса СМП необходимо проверить еще один показатель — предпринимательский доход за предыдущий календарный год. Если он превышает установленное Правительством РФ значение, обрести статус СМП не получится.

ВНИМАНИЕ! С 01.08.2016 вступило в силу постановление Правительства России от 04.04.2016 № 265, установившее предельные значения предпринимательского дохода, позволяющего получить статус СМП:

  • микрофирмы — 120 млн руб.;
  • малые компании — 800 млн руб.;
  • средние предприятия — 2 млрд руб.

Ранее действовавшее постановление Правительства России (от 13.07.2015 № 702) оперировало теми же цифровыми порогами, однако за сравниваемый показатель вместо дохода принималась выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС.

Изучайте нюансы учета выручки и НДС с материалами нашего сайта:

Выручка и доход — понятия не идентичные. Доход от предпринимательской деятельности представляет собой более широкий совокупный показатель, включающий в себя не только выручку, но и остальные полученные коммерсантом доходы (к примеру, взысканные с контрагентов штрафные санкции, полученные банковские проценты за размещение депозита и др.).

О нюансах определения предпринимательского дохода расскажут статьи, размещенные на нашем сайте:

Процедуры и алгоритмы, без которых обходится упрощенный бухучет

У СМП есть право отказаться от следующих норм общепринятого бухучета:

  • забыть о методе начисления и определять доходы и расходы кассовым методом;
  • применять упрощенную систему учетных регистров;
  • отказаться от ведения счетов 09 и 77, предназначенных для учета отложенных налоговых активов и обязательств (не вести учет постоянных и временных разниц);
  • применять один синтетический счет вместо группы счетов (например, счет 20 «Основное производство» вместо счетов 23, 25 и 26);
  • не формировать резервы;
  • не применять отдельные ПБУ (к примеру, для строительных СМП — ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда», утвержденное приказом Минфина России от 24.10.2008 № 116н);
  • не переоценивать ОС и НМА, не отражать обесценение НМА и финвложений в бухучете;
  • признавать коммерческие и управленческие расходы в себестоимости продукции (товаров, работ, услуг) полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности;
  • все расходы по займам признавать прочими (без включения в стоимость инвестиционного актива).

Упрощенный бухучет имеют право применять организации на УСН. Как организовать бухгалтерский учет при данном спецрежиме, читайте в материале «Порядок ведения бухгалтерского учета при УСН (2019)».

Помимо учетных послаблений СМП вправе облегчить свои затраты и при формировании отчетности:

  • сократить объем отчетов, заполняя только баланс и отчет о финансовых результатах;
  • отказаться от детализации показателей по статьям, обобщая их по группам;
  • раскрывать информацию в меньшем объеме, не сообщая о связанных сторонах, о прекращаемой деятельности и др.;
  • исправлять существенные ошибки в периоде их обнаружения, не применяя ретроспекции.

При этом бухучет малого предприятия должен быть организован таким образом, чтобы его отчетность была достоверной и полезной для ее пользователей, отражая правдиво во всех существенных аспектах финансовое положение предприятия и финансовые результаты работы.

Организация упрощенного бухучета: рекомендации Минфина

Организация бухгалтерского учета на малом предприятии —процедура, требующая хороших знаний законодательных требований в сфере бухучета и налогообложения. Основным помощником при этом может стать Минфин — на его сайте размещены Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для СМП, утвержденные приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н.

Исходя из этих рекомендаций, СМП:

  • не сможет обойтись без оформления учетной политики;
  • должен организовать сплошное документирование всех хозяйственных операций;
  • может выбрать из трех предлагаемых систем учетных регистров (единой журнально-ордерной, утвержденной письмом Минфина от 08.03.1960 № 63, журнально-ордерной для малых компаний, утвержденной письмом Минфина от 06.06.1960 № 176, или сокращенной формы бухучета).

Организовать упрощенный БУ коммерсант вправе одним из трех предложенных способов:

  • организовать бухучет в полном объеме (общепринятая учетная система);
  • вести учет в комбинированном регистре бухучета — книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности (простая форма учета);
  • построить учетную систему с использованием регистров учета имущества СМП.

О том, какие еще рекомендации выпускает для бизнесменов отечественный Минфин, расскажут статьи нашего сайта:

Особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях заключаются в возможности выбора между традиционным ведением учета (в полном объеме) и упрощенными способами бухучета.

Чтобы воспользоваться такой возможностью выбора, коммерсант должен соответствовать специальным критериям, дающим ему возможность получить статус СМП.

Коллекция поблажек для «маленьких»

Значительную часть наших читателей составляют бухгалтеры, работающие в небольших фирмах и у предпринимателей. Поэтому мы решили подготовить своеобразную памятку о том, на какие послабления в различных сферах (бухгалтерской, трудовой и пр.) могут рассчитывать те, кто причислен к малому бизнесу.

Читать еще:  Транспортные расходы — это прямые или косвенные расходы?

Но для начала мы напомним, кто в 2014 г. признается малым предприятием или микропредприятием. Это те организации, у которых одновременно соблюдаются следующие услови я ч. 1, 4, 6 ст. 4 Закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ :

  • средняя численность работников в 2012 и 2013 гг. не превышала 100 человек за каждый год (для микропредприятий — 15 человек). При этом учитываются все работники, в том числе работающие по гражданско-правовым договорам или по совместительству, а также в обособленных подразделениях;
  • выручка в 2012 и 2013 гг. без учета НДС не превышала 400 млн руб. за каждый год (для микропредприятий — 60 млн руб. ) п. 1 Постановления Правительства от 09.02.2013 № 101; Постановление Правительства от 22.07.2008 № 556 ;
  • не более 25% уставного капитала фирмы в совокупности принадлежит компаниям, не относящимся к малому и среднему бизнесу, а также государству, муниципалитетам, общественным и религиозным организациям, благотворительным фондам, иностранным компаниям.

ИП могут причислить себя к малому бизнесу, если у них соблюдаются первые два условия.

Отметим, что малые предприятия вправе рассчитывать на все нижеперечисленные послабления независимо от того, фигурируют ли они в региональном или местном реестре субъектов малого предпринимательства. Напомним, что в такие реестры включаются те малые предприятия, которым была оказана господдержка, в частности в виде предоставления бюджетных субсидий на развитие собственного дел а ч. 1, 3 ст. 8 Закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ . Для того чтобы узнать условия получения подобных субсидий, нужно обратиться в региональный или муниципальный комитет или департамент, курирующий малый бизнес.

Упрощенные бухучет и касса

Предприниматели могут не вести бухучет, если согласно НК ведут учет доходов или доходов и расходов либо иных объектов налогообложени я п. 1 ч. 2 ст. 6 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ .

Приведем наиболее прикладные послабления в сфере бухучета для малых предприятий. Итак, они вправе:

  • сдавать баланс и отчет о финансовых результатах по упрощенным форма м пп. 6, 6.1 Приказа Минфина от 02.07.2010 № 66н , не составляя при этом пояснительную записку;
  • не применять ПБУ 18/02 п. 2 ПБУ 18/02 ;
  • все ошибки в бухучете исправлять текущим периодо м пп. 9, 14 ПБУ 22/2010 (даже те, которые другие организации должны исправлять ретроспективно);
  • признавать в прочих расходах любые проценты по привлеченным заемным средствам, в том числе на приобретение и создание инвестиционного актив а п. 7 ПБУ 15/2008 ;

РАССКАЗЫВАЕМ РУКОВОДИТЕЛЮ

Руководитель малого предприятия может вести бухгалтерский учет самостоятельн о ч. 3 ст. 7 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ . Это решение надо оформить приказом.

  • не переоценивать финансовые вложения (например, доли, акции, векселя, выданные займы), а также не отражать обесценение финансовых вложений и не создавать резерв под это пп. 19, 20 ПБУ 19/02 ; пп. 10, 11 Информации Минфина № ПЗ-3/2012 ;
  • не отражать оценочные и условные обязательства, а также условные активы, в том числе не создавать резервы предстоящих расходов (например, на оплату отпусков работникам ) пп. 10, 11 Информации Минфина № ПЗ-3/2012; п. 3 ПБУ 8/2010 ;
  • вести бухучет кассовым методо м разд. 4 Типовых рекомендаций, утв. Приказом Минфина от 21.12.98 № 64н .

Что касается микропредприятий, то они могут вести бухучет без применения двойной запис и п. 6.1 ПБУ 1/2008 .

Если организация решит воспользоваться перечисленными послаблениями, то такое решение следует закрепить в учетной политик е п. 6 ПБУ 1/2008 .

Факт ведения руководителем бухучета в учетной политике (УП) отражать не нужн о п. 2 ПБУ 1/2008 . Но если в ней было прописано, что бухгалтерский учет ведет отдел «бухгалтерия», а теперь это делает сам руководитель, то изменения в УП вносить придется.

Что касается правил работы с кассой, то с 1 июня этого года малые предприятия и предприниматели могут не устанавливать лимит остатка наличных, а хранить в кассе такую сумму, какую сочтут нужны м п. 2 Указания ЦБ от 11.03.2014 № 3210-У .

Сокращенные сроки плановых выездных неналоговых проверок

Плановые выездные проверки различных контролирующих органов, к примеру пожарного надзора или СЭС, не могут в совокупности превышат ь ч. 2 ст. 13 Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — Закон № 294-ФЗ) :

  • для малых предприятий — 50 часов в год;
  • для микропредприятий — 15 часов в год.

В исключительных случаях (например, когда в ходе проверки требуется провести какое-либо сложное исследование или экспертизу) эти сроки могут быть продлены, но не более чем на 15 часо в ч. 3 ст. 13 Закона № 294-ФЗ .

Таким образом, если небольшую фирму в текущем году планово уже посетила, например, трудинспекция и задержалась дольше чем на 6,5 рабочего дня, то больше в этом году с неналоговой плановой проверкой прийти уже никто не может.

В расчетный срок проведения плановой неналоговой проверки засчитываются только те часы, в которые ревизоры непосредственно находились на территории проверяемой компании или ИП п. 2.1 Письма Роспотребнадзора от 21.01.2010 № 01/549-10-32 . Время нахождения у вас проверяющих фиксируется в журнале учета проверо к приложение 4 к Приказу Минэкономразвития от 30.04.2009 № 141 , который обязаны вести все организации и ИП ч. 8 ст. 16 Закона № 294-ФЗ .

Но учтите, что упомянутые сокращенные сроки не распространяются на следующие проверки малых предприятий:

  • внеплановые выездные;
  • документарные (как плановые, так и внеплановые).

Тут действует общее ограничение — до 20 рабочих дней на каждую из этих проверок (в исключительных случаях (например, если требуется специальное расследование) — до 40 рабочих дней ) ч. 1, 3 ст. 13 Закона № 294-ФЗ .

Заключение срочных трудовых договоров с работниками

Те фирмы и предприниматели, у которых численность работников не превышает 35 человек (а в сфере розничной торговли и бытового обслуживания — 20 человек), могут по соглашению сторон заключать с работниками срочные трудовые договоры (на срок до 5 лет) независимо от того, имеет ли работа срочный характер или нет ст. 59 ТК РФ . При этом в договоре обязательно должны фигурировать:

  • срок его действия;
  • основание его заключения — ч. 2 ст. 59 ТК РФ.

ПРЕДУПРЕЖДАЕМ РУКОВОДИТЕЛЯ

Срочный трудовой договор, вовремя не расторгнутый в связи с истечением срока, считается бессрочным. И уволить работника потом можно только на общих основаниях, предусмотренных для постоянных сотрудников.

В чем преимущество срочного трудового договора? Ну хотя бы в том, что работодателю, который хочет расстаться с кем-то из персонала, нужно просто дождаться истечения срока договора, после чего уволить работник а ст. 79, п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ без всяких заявлений с его стороны, искусственно не выдумывая повод для расставания. Надо только правильно и своевременно уведомить работника о предстоящем увольнени и ст. 79 ТК РФ — не менее чем за 3 календарных дня и в письменной форме.

Льготы при аренде федеральной недвижимости и при выкупе помещений, арендуемых у региональных и местных властей

Федеральная недвижимость, включенная в специальные перечн и приложение к Распоряжению Росимущества от 22.02.2011 № 184-р , должна предоставляться малому бизнесу в аренду на льготных условиях. В частности, не менее чем на 5 лет и с особым порядком внесения арендной платы, предусматривающим постепенное ее повышение. Так, полную арендную ставку малое предприятие начинает платить лишь с 4 года аренд ы пп. 1, 4 Постановления Правительства от 21.08.2010 № 645 .

Кроме того, субъекты МП как минимум еще год — до 1 июля 2015 г. — имеют преимущественное право выкупа помещений любой площади, непрерывно арендуемых у региональных и муниципальных властей по состоянию на 01.07.2013 не менее 2 лет ст. 3, ч. 3 ст. 10 Закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ . Выкупить недвижимость можно в рассрочку, минимальный срок которой — 3 года ч. 1 ст. 5 Закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ . Но во многих регионах этот срок увеличен. Например, в Ленинградской област и ст. 2 Областного закона Ленинградской области от 19.12.2008 № 143-оз и Хабаровском кра е ст. 2 Закона Хабаровского края от 17.12.2008 № 223 — до 5 лет, а в Архангельской области — до 7 лет ст. 1 Закона Архангельской области от 22.11.2013 № 33-3-ОЗ .

Читать еще:  Как проверить правильность заполнения формы 6-ндфл?

Также несомненным плюсом для малых предприятий является то, что они должны представлять в органы статистики в разы меньше форм статотчетности, чем обычные организации.

Микробизнес освободили от бухучета

Новый закон о бухгалтерском учете обязал вести бухучет практически все организации, в том числе и занятые в сфере малого бизнеса. Это вызвало недоумение и непонимание у тех, кто достаточно долгое время прекрасно обходился без бухгалтерии. Наиболее странным это решение выглядело в отношении тех компаний, которые применяют упрощенную систему налогообложения с объектом «доходы» — они рассчитывают налог как 6% от полученной выручки, что избавляло от необходимости документирования и регистрации каждого расхода, по крайней мере, для расчета налога. Теперь же и они должны вести бухгалтерский учет. Это означает, что любой субъект малого или среднего предпринимательства обязан документировать каждую хозяйственную операцию в установленном законом порядке, хранить эти документы в течение положенного срока, ежегодно составлять на их основе отчетность и представлять ее как минимум в налоговые органы и территориальное отделение Росстата. Каждый предприниматель обязан утвердить формы документов, которые будут использоваться в дальнейшем для ведения бухгалтерского учета по данному бизнесу, а также определить, каким образом будет реализована эта функция в компании.

Хотя закон и был принят, но мнения депутатов Госдумы по этому вопросу разделились и еще до вступления в законную силу группа депутатов внесла на обсуждение проект с поправками, отменяющими обязанность ведения бухучета в отношении всех субъектов малого бизнеса, применяющих специальные налоговые режимы, как избыточную и бессмысленную. Пока этот документ только обсуждается, хотя он уже поддержан некоторыми региональными законодательными органами.

Однако действующее законодательство не исчерпывается только лишь федеральными законами, поэтому в помощь бизнесменам, применяющим нормы закона в своей повседневной деятельности, профильными ведомствами издаются подзаконные акты, уточняющие порядок исполнения требований закона, а также разъяснения по поступающим к ним вопросам. И надо отдать должное, минфин в сложившейся ситуации не оставил малый бизнес без поддержки.

Прежде всего были тщательно проработаны требования, применяемые к индивидуальным предпринимателям. В письме N 03-11-10/29 от 17 июля 2012 г. специалисты минфина указали, что согласно п. 1 ч. 2 ст. 6 закона о бухучете разрешено не вести бухгалтерский учет индивидуальным предпринимателям, которые ведут учет доходов, расходов и иных объектов налогообложения в порядке, установленном налоговым законодательством. В том числе и предприниматели, применяющие ЕНВД, хотя их налог мало зависит от объема полученных доходов и произведенных ими расходов. Главное, по мнению финансистов, чтобы предприниматели вели книгу учета доходов и расходов (а это делают практически все, независимо от применяемого налогового режима), тогда вести бухгалтерию уже необязательно.

Основные разъяснения были даны еще в декабре 2012 года, в опубликованной Информации минфина N ПЗ-10/2012. Специально для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, финансовое ведомство признало допустимым использовать для накопления и регистрации информации обо всех фактах хозяйственной жизни только одного регистра бухгалтерского учета — книги (журнала) учета фактов хозяйственной жизни. Фактически такой книгой (журналом) может выступать налоговый регистр — книга учета доходов и расходов. Но это лишь обобщающий документ, каждую запись в нем необходимо подтвердить первичным документом, в котором должны быть все необходимые реквизиты. А сами первичные документы подшивать и сохранять придется все равно, поскольку они отражают изменение стоимости активов и капитала компании.

Примерно тогда же был выпущен еще один важный документ — приказ минфина от 18 декабря 2012 г. N 164н. Однако этот значимый документ почти два месяца провел на регистрации в Министерстве юстиции РФ, зато в конце февраля уже был опубликован и в марте вступил в силу. Разгоревшиеся в начале 2013 года дискуссии о необходимости упрощения и отмены бухгалтерского учета в отношении малого и среднего бизнеса происходили уже после того, как описанные документы были изданы минфином. Возможно, именно поэтому специалисты финансового ведомства не стремились каким-либо еще образом отвечать на нападки, поскольку свою работу к тому моменту уже выполнили.

Упрощенный бухгалтерский учет для малых предприятий — система учета и способы отчетности

Организации, относящиеся к представителям малого бизнеса, могут пользоваться некоторыми «поблажками» в части ведения бухгалтерского учета. Наиболее актуален этот вопрос для тех юрлиц, которые используют налоговые спецрежимы. Что представляет собой понятие «упрощенный бухгалтерский учет»?

Сильно облегчить ведение бухгалтерского учета на УСН, а так же налогового и кадрового учета может этот сервис , попробуйте, что бы минимизировать риски и экономить время.

Содержание

Упрощенный бухгалтерский учет для малых предприятий

Начнем с того, что бухучет должны вести все организации, эта обязанность никак не связана с тем, какой налоговый режим они применяют. Упрощенным вариантом бухучета могут воспользоваться только те юрлица, которые соответствуют параметрам малого бизнеса. О критериях, по которым представители бизнеса классифицируются на малое, среднее и крупное предпринимательство, мы уже писали ранее.

Напомним о некоторых изменениях, а именно: с июля 2015 года предельные размеры выручки по каждой группе были увеличены ровно в 2 раза, а в 2016 году понятие «выручка» заменена понятием «доход от предпринимательской деятельности. Также прочитайте о критериях малого и среднего предпринимательства.

Поэтому у небольших юрлиц по-прежнему есть смысл проанализировать показатели деятельности своей компании и определить, к какому типу бизнеса она относится. С увеличением предельных объемов выручки для малых фирм с 400 до 800 млн. рублей ваша организация вполне может попасть именно в эту группу.

Возможность вести упрощенный вариант бухучета закреплена за малым бизнесом законом «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011 г. и другими нормами законодательства, утверждающими изменения к нему. Описаний конкретных моментов, которыми могут воспользоваться малые организации, закон не содержит. Чтобы понять, что могут не делать представители малого бизнеса, следует изучить прочие нормативные акты, регламентирующие бухгалтерский учет.

Сначала, надо отметить, что малый бизнес может не применять ряд ПБУ или отдельные их положения. Например, субъекты малого предпринимательства (СМП) могут не применять такие стандарты как ПБУ 18/02 (о налоге на прибыль) и ПБУ 8/2010 (об условных активах/обязательствах, оценочных обязательствах). СМП вправе списывать проценты по кредитам в прочие доходы, независимо от статьи расходования заменых денег, остальные представители бизнеса согласно ПБУ 15/2008 (о расходах по кредитам) должны отдельно учитывать кредитные средства, потраченные на приобретение инвестиционных активов.

Для СМП согласно ПБУ 22/2010 (об обнаружении и исправлении ошибок) разрешено исправлять все обнаруженные ошибки в текущем периоде, при этом не имеет значения то, какой характер носит ошибка – существенна она или нет. Необходимости в ретроспективном пересчете показателей также нет.

Что означает сам упрощенный бухгалтерский учет? СМП могут применять не все счета существующего плана счетов – проще говоря, укрупнить некоторые счета, отбросив лишние. Самый простой пример: для тех, кто занимается производством, учет затрат можно вести на счете 20, а при необходимости предусмотреть к нему субсчета – если в целях управления компанией есть смысл в получении более детальной информации. Остальные счета этой группы – 23, 25, 26, 28 и 29 – для СМП просто лишние, поэтому их можно убрать. Аналогично можно пересмотреть счета бухучета, используемые для учета других операций.

Читать еще:  Формирование учетной политики в тсж (нюансы)

Где отражать всю информацию

Для некоторых СМП будет достаточно вести только Книгу учета фактов хозяйственной деятельности – это самый простой вариант, пригодный в случаях, когда операций у компании совсем немного. Если операций много или если деятельность компании связана серьезными затратами материальных ресурсов, то к Книге следует дополнительно предусмотреть специальные учетные регистры на каждую группу имущества. При ведении бухучета представителям СМП следует всегда помнить два момента:

  1. Бухучет должен вестись в объеме, который будет позволять выводить остатки по счетам и составлять бухгалтерскую отчетность, плюс обеспечивать руководство необходимым объемом информации.
  2. Любой объект СМП может вырасти в более крупную организацию – жизнь не стоит на месте, а цель любого бизнеса – расширение деятельности и наращивание объемов прибыли. Чтобы в будущем вас не коснулись сложности с составлением настоящей бухгалтерской отчетности и обеспечением сравнимости текущих показателей с цифрами предшествующих периодов, запускать бухучет нельзя – вести его следует качественно.

Для СМП есть еще один важнейший момент в возможности ведения упрощенного бухучета: такие юрлица могут применять кассовый метод, то есть признавать доходы / расходы по факту их оплаты. В чем здесь плюс? Это очень удобно для тех, кто использует упрощенку. В этом случае СМП будет использовать один и тот же метод и для ведения бухгалтерии, и для исчисления суммы налога.

СМП могут формировать отчетные бухгалтерские формы как по стандартным правилам (баланс + все приложения + пояснения к нему), так и по «упрощенным» — предоставлять лишь две формы — баланс и отчет о финансовых результатах. При выборе последнего из двух вариантов, значения показателей в таблицах отчетных форм разрешается показывать укрупненно, а приложения заполнять только тогда, когда, по вашему мнению, они являются очень существенными. Пояснения не обязательны – они также требуются только в исключительных случаях, когда вам есть что пояснять.

Для СМП есть специальные упрощенные формы отчетности: специальные бланки предусмотрены для баланса и отчета о прибылях и убытках. Их различие со стандартными формами выражается в том, что показатели в них укрупнены еще больше. Например, баланс состоит из двух коротких разделов: актив имеет 5 показателей, а пассив – 6. Формы унифицированы, их можно увидеть среди приложений к Приказу Минфина № 66н от 02.07.2010 г.

Для микропредприятий есть особая поблажка: такие фирмы могут вести учет в регистрах без использования стандартной для бухучета двойной записи. Но здесь есть пара важных ограничений. Во-первых, двойная запись неразрывно связана с кассовым методом учета. То есть, если вы делаете выбор в пользу кассового метода, то вы в любом случае ведете бухучет двойной записью – другого варианта быть не может. Если вы хотите отказаться от двойной записи, то учет придется вести методом начисления. Во-вторых, льготу в виде неприменения двойной записи следует использовать с очень большой осторожностью: предприятие может вырасти, а вот восстановить бухучет за предшествующие годы будет очень сложно и плане финансовых затрат, и в плане трудовых ресурсов.

На что обратить внимание малым компаниям в учете 2019 года

В 2016 году Минфин России выпустил Приказ № 64н от 16.05.2016 г., которым внес изменения в отдельные нормативные документы, регламентирующие ведение бухгалтерского учета. О каких из них нужно помнить малому бизнесу? Вот основные моменты:

  • Приобретенные МПЗ можно учитывать по цене поставщика (раньше только по фактической себестоимости), а остальные затраты – вознаграждение посреднику, затраты на доставку, оплата консультационных услуг и прочее – разрешено принимать в состав расходов в полной сумме в текущем периоде (то есть, когда эти расходы были понесены);
  • Микропредприятия могут включать стоимость материалов / сырья, товаров и других затрат на производство и подготовку к продаже продукции и товаров в расходы по обычным видам деятельности в полной сумме по мере приобретения запасов / осуществления затрат (раньше до фактического расходования эти категории должны были учитываться в составе МПЗ);
  • Аналогично списываются и расходы на МПЗ, предназначенные для управленческих нужд;
  • Малые предприятия могут не создавать резервы под снижение стоимости МПЗ (раньше создание резерва было обязательным);
  • Приобретенные основные средства можно принимать к учету по цене поставщика, а сооруженные / изготовленные по заказу – по цене подрядчика. Все остальные затраты, связанные с покупкой / сооружением / изготовлением основного средства можно списывать в расходы в полной сумме в том периоде, когда были понесены (раньше основные средства необходимо было принимать к учету по полной стоимости);
  • Малые предприятия могут начислять годовую сумму амортизации один раз в год на 31 декабря или периодами в течение года – периоды можно определить самостоятельно (раньше начисление должно было быть ежемесячным в размере 1/12 от суммы за год);
  • Амортизацию по производственному и хозяйственному инвентарю можно начислять единовременно в размере 100% от их стоимости, по которой они были приняты к учету;
  • Расходы на НИОКР также можно списывать в расходы по обычным видам деятельности в полной сумме по мере осуществления этих расходов (раньше они отражались в течение ожидаемого срока использования результатов таких работ);
  • Малое предприятие может признавать расходы на приобретение / создание НМА в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления (раньше такие расходы можно было учитывать только в соответствии с общими правилами учета НМА).

Дополнительно отметим, что использование или неиспользование упрощенных способов бухгалтерского учета – выбор только самой организации. Обязательность их использования не установлена. Если организация считает, что может использовать такие упрощенные способы, не нанося ущерб полноте и достоверности своего бухучета, то она вносит изменения в учетную политику и ведет бухучет в «облегченном» варианте. Если организация не хочет использовать такие способы или предполагает, что их применение не рационально, то она их просто не использует.

Минфин задумал упростить систему бухучета для малых предприятий

На сайте Министерства финансов опубликован проект приказа «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету». Он призван упростить систему ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий. В частности, некоторые нормативные документы могут ими не применяться. Исключение составляют кредитные организации. Проектом предусмотрено, что приказ вступает в силу с годовой бухгалтерской отчетности за 2010 г.

Так, предлагается скорректировать Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации». В него добавляется пункт 15.1:

Положения «Учет договоров строительного подряда» и «Информация по прекращаемой деятельности» могут не применяться субъектами малого предпринимательства. Минфин также готов предоставить им право признавать выручку по мере поступления денежных средств от покупателей (заказчиков). При этом необходимо будет соблюсти условия подпунктов «а», «б», «в» и «д» пункта 12 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации».

Если малым предприятием принят порядок признания выручки от продажи после поступления денежных средств и иной формы оплаты, то и расходы признаются после осуществления погашения задолженности. Это предусматривает следующая поправка, которая затрагивает Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации». Кроме того, малые предприятия смогут признавать все расходы по займам прочими расходами – в соответствии с поправкой к Положению по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам».

Еще одно нововведение связано с исправлением существенных ошибок предшествующего отчетного года, выявленных после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год. Субъектам малого предпринимательства разрешат устранять эти оплошности в порядке, установленном пунктом 14 Положения по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности». Ретроспективный пересчет в этом случае не потребуется. Соответствующее Положение утверждено приказом Министерства финансов РФ от 28 июня 2010 г. № 66н.

Все вышеперечисленные поправки, а также некоторые другие, не коснутся эмитентов публично размещаемых ценных бумаг.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector