Минтранс запрещает путевые листы на месяц

Организация — казенное учреждение системы МВД эксплуатирует более тысячи единиц транспортных средств. В казенном учреждении (далее — учреждение) автомобили выезжают ежедневно на суточное дежурство или несколько раз в день. С учетом положений приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 (в редакции от 1 марта 2019 г.) сохранилась ли возможность ведения месячных путевых листов? Или надо переходить на ежедневные путевые листы?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В анализируемой ситуации путевой лист должен составляться на один день, до начала первого рейса.
Неправильное заполнение путевых листов может послужить причиной привлечения учреждения к налоговой ответственности по ст. 120 НК РФ.

Обоснование вывода:
Путевой лист представляет собой документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя (п. 14 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», далее — УАТ). Часть 2 ст. 6 УАТ запрещает перевозить пассажиров и грузы без оформления путевого листа на транспортное средство.
Неприменение или неправильное заполнение путевого листа может послужить причиной привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности по ст. 120 НК РФ за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения.
Типовые межотраслевые формы путевых листов, утвержденные постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78, в обязательном порядке применяются для учета работ в автомобильном транспорте, то есть специализированными автотранспортными предприятиями (письма Минфина России от 07.04.2006 N 03-03-04/1/327, от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129). Эти формы кардинально не изменялись. При этом порядок оформления путевых листов (обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждены приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152, далее — Приказ N 152, а также Порядок) с 26.02.2017 был дополнен п. 16.1 о проставлении в путевом листе даты и времени проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства (приказ Минтранса России от 18.01.2017 N 17). Кроме того, небольшие технические дополнения оформления путевых листов в Приказ N 152 были внесены с 15.12.2017 приказом Минтранса России от 07.11.2017 N 476.
Для остальных (не транспортных) организаций с 01.01.2013 формы первичных учетных документов определяются руководителем экономического субъекта, а разрабатываются — лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», далее — Закон N 402-ФЗ).
Приказом Минтранса России от 21.12.2018 N 467 (далее — Приказ N 467) в Приказ N 152 были внесены изменения, вступившие в силу с 01.03.2019. В частности, исключено ограничение срока, на который оформляется путевой лист. По новым правилам путевой лист должен быть составлен:
— до начала выполнения рейса, если длительность рейса водителя транспортного средства превышает продолжительность смены или рабочего дня, или
— до начала первого рейса, если в течение смены или рабочего дня водитель транспортного средства совершает один или несколько рейсов.
Ранее п. 10 Приказа N 152 звучал так: «Путевой лист оформляется на один день или срок, не превышающий одного месяца».
Относительно возможности составления путевого листа в целом на месяц, при условии выполнения рейсов каждый день, мнения контролирующих органов и судов всегда носили противоречивый и изменчивый характер.
С одной стороны, существовала позиция, что путевой лист выдается только на один день или смену. Например, в письме от 28.09.2018 N 03-01/21740-ИС Минтранс России указал, что путевой лист должен оформляться каждый раз до выезда транспортного средства в рейс с места его постоянной стоянки с проставлением в путевом листе отметок о проведенном предрейсовом медицинском осмотре водителя и предрейсовом контроле технического состояния транспортного средства. Следовательно, по мнению финансовых органов, путевой лист может выдаваться на срок более одного дня и вплоть до месяца только в тех случаях, когда водитель направляется в длительные рейсы, не предполагающие его ежедневного возвращения к месту постоянной стоянки. Смотрите также письмо Минфина России от 01.08.2005 N 03-03-04/1/117, постановления АС Волго-Вятского округа от 27.11.2017 N Ф01-5193/17, АС Поволжского округа от 02.12.2016 N Ф06-15152/16.
С другой стороны, высказывалась позиция, что путевые листы составляются с такой частотой, чтобы по ним можно было судить об обоснованности расходов. Если оформление путевого листа на неделю (месяц, квартал) позволяет организовать учет времени работы транспорта и водителя, расхода ГСМ, то составленный с такой периодичностью путевой лист может подтверждать расходы при налогообложении прибыли. Смотрите по этому поводу письма Минфина России от 07.04.2006 N 03-03-04/1/327, от 16.03.2006 N 03-03-04/2/77, от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129, постановления АС Северо-Западного округа от 19.05.2017 N Ф07-2695/17, ФАС Западно-Сибирского округа от 23.09.2013 N Ф04-3922/13, ФАС Северо-Западного округа от 11.02.2009 N А56-10236/2007, ФАС Волго-Вятского округа от 27.04.2009 по делу N А38-4082/2008-17-282.
К сожалению, официальных разъяснений по ситуации с 01.03.2019 пока нет, судебная практика по объективным причинам не сформировалась. Поэтому мы можем высказать только свое экспертное мнение.
Исходя из формулировок Приказа N 467, полагаем, что путевой лист может выдаваться на срок более одного дня только в случаях, когда сама продолжительность рейса составляет более одного дня.
В случае, приведенном в вопросе (когда в течение дня водитель производит один или несколько рейсов), путевой лист должен составляться на один день, до начала первого рейса.
На информационном портале Роструда «Онлайнинспекция.РФ» в январе, апреле 2018 г. доводилась информация, что консультирование граждан по вопросам заполнения путевых листов не входит в компетенцию Роструда, по данному вопросу следует обратиться в Минтранс России. Аналогичное мнение высказывал и Минфин России (письмо от 09.02.2018 N 03-03-06/1/7855).

Читать еще:  Вс рф возразил против повторных налоговых проверок

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Путевой лист;
— Энциклопедия решений. Учет расходов на содержание служебного транспорта;
— Вопрос: ООО, находящееся на общей системе налогообложения, занимается оптовой продажей строительно-отделочных товаров. На предприятии числятся автомобили как грузовые, так и легковые, которые используются в служебных целях. Какие должны быть заполнены обязательные реквизиты в путевых листах для экономического обоснования списания ГСМ в налоговом учете, в частности маршрут следования, штамп и подпись медработника — это обязательные реквизиты? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2018 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Буланцов Михаил

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Минтранс запретил путевой лист на месяц

Минтранс внес изменения в правила заполнения путевого листа. Оформлять его раз в месяц теперь нельзя. Путевой лист оформляется перед каждым рейсом. Об этом сообщил Минтранс в письме от 28.09.2018 № 03-01/21740-ИС.

Запрет путевого листа на месяц

Минтранс разъяснял, что перед началом каждого рабочего дня (смены, рейса) работодатель должен провести медосмотры водителей (п. 4 Порядка, утв. приказом Минздрава от 15.12.2014 № 835н). Аналогичные требования установлены и для предрейсового контроля. Проводить его нужно перед выездом автомобиля со стоянки (п. 3 Порядка, утв. приказом Минтранса от 06.04.2017 № 141).

Дату и время предрейсового и послерейсового медосмотра и технического контроля медицинский работник и контролер ставят в путевых листах (приказ Минтранса от 18.09.2008 № 152). Так как отметки врача и контролера должны быть ежедневными, значит, и путевой лист нужно оформлять каждый раз до выезда автомобиля со стоянки компании — перед каждой сменой водителя или перед каждым рейсом, если поездка длительная.

Например, если водитель отправляется на грузовике из одного города в другой на два дня, то можно выписать один путевой перед началом рейса.

Что делать перевозчикам в связи с новыми правилами, как избежать штрафа

В то же время из Порядка заполнения путевого листа такие правила не следуют. Наоборот, в приказе Минтранса от 18.09.2008 № 152 записано, что путевой лист можно оформлять не только на один день, но и на более длительный срок, не превышающий месяца (п. 10 Порядка, утв. приказом № 152). Эти правила хотят поменять только с 21 декабря.

Журнал «Упрощенка» нашел два способа, как оформить путевой лист, чтобы выполнить требования Минтранса и не платить штрафы.

Если водитель выехал без отметки, то ГИБДД или Ространснадзор оштрафует компанию на 30 тыс. руб., водителя — на 5 тыс. руб. (ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП). На такую же сумму оштрафуют, если не укажете место проведения, время и дату техосмотра. Предпринимателей, как и компании, оштрафуют на 30 тыс. рублей (примечание к статье 12.31.1 КоАП).

ОБЪЕДИНЕНИЕ АВТОПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ

Прекращение действия свидетельств, исключения маршрутов из Реестра

В Объединение поступают обращения перевозчиков о наличии в Реестре межрегиональных маршрутов регулярных перевозок маршрутов, перевозка пассажиров и багажа по которым фактически не осуществляе

КамАЗ требует, чтобы Набережные Челны вернули 124 городских автобуса

КамАЗ отзывает автобусы, работающие на городских маршрутах в Набережных Челнах, которые были переданы муниципальному транспортному предприятию в 2014 году на условиях лизинга.

Минтранс хочет запретить осужденным за тяжкие преступления управлять автобусами

В целях обеспечения сохранности жизни и здоровья пассажиров городского транспорта законопроект предусматривает установление запрета

Правительство предложило изменить правила проверок международных автомобильных перевозок

Теперь проверки будут проходить не только на стационарных и передвижных контрольных пунктах, но и на остановках автобусов на автостанциях и автовокзалах и в любых местах, где будет зафиксиров

08 Октябрь 2019

В Австрии пассажирам будут платить премиальные за проезд на автобусе

Власти австрийской федеральной земли Бургенланд начнут выплачивать бонусы жителям за проезд на общественном транспорте.

17 Сентябрь 2019

Арест транспорта нелегальных перевозчиков – действенная мера

При участии работников ГКУ «Организатор перевозок» сотрудниками контрольно-надзорных органов с начала 2019 г. задержано 1 тыс. 339 транспортных средств нелегальных перевозчиков на столичных у

Минтранс запретил путевой лист на месяц

Минтранс внес изменения в правила заполнения путевого листа. Оформлять его раз в месяц теперь нельзя. Путевой лист оформляется перед каждым рейсом. Об этом сообщил Минтранс в письме от 28.09.2018 № 03-01/21740-ИС.

Запрет путевого листа на месяц

Дату и время предрейсового и послерейсового медосмотра и технического контроля медицинский работник и контролер ставят в путевых листах (приказ Минтранса от 18.09.2008 № 152). Так как отметки врача и контролера должны быть ежедневными, значит, и путевой лист нужно оформлять каждый раз до выезда автомобиля со стоянки компании — перед каждой сменой водителя или перед каждым рейсом, если поездка длительная. Например, если водитель отправляется на грузовике из одного города в другой на два дня, то можно выписать один путевой перед началом рейса.

Читать еще:  Маржинальный метод учета затрат - как применять?

Что делать перевозчикам в связи с новыми правилами, как избежать штрафа

В то же время из Порядка заполнения путевого листа такие правила не следуют. Наоборот, в приказе Минтранса от 18.09.2008 № 152 записано, что путевой лист можно оформлять не только на один день, но и на более длительный срок, не превышающий месяца (п. 10 Порядка, утв. приказом № 152). Эти правила хотят поменять только с 21 декабря.

Путевой лист нужно оформлять перед каждой сменой. Раз в месяц нельзя. Такой вывод можно сделать из нового письма Минтранса.

Штрафы

Если водитель выехал без отметки, то ГИБДД или Ространснадзор оштрафует компанию на 30 тыс. руб., водителя — на 5 тыс. руб. (ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП). На такую же сумму оштрафуют, если не укажете место проведения, время и дату техосмотра. Предпринимателей, как и компании, оштрафуют на 30 тыс. рублей (примечание к статье 12.31.1 КоАП).

Снова о путевых листах: разъяснения Минтранса

Министерство транспорта Российской Федерации в письме от 04.04.2019 № Д3-514-ПГ разъяснил о некоторых нюансах заполнения путевых листов.

во-первых, особенности оформления путевых листов, в т. ч. на рабочий день либо на время выполнения рейса, если на перевозку необходимо затратить более одного рабочего дня;

во-вторых, о последовательности проведения предрейсовых медицинских осмотров водителя и предрейсового контроля технического состояния транспортного средства;

в-третьих, уточнено, когда один путевой лист можно оформить на несколько водителей.

Об обязательных реквизитах

Путевой лист нужно оформить на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях.

Он является основным первичным документом для контроля пробега транспортного средства, списания топлива, оплаты труда водителей и исчисления налогов.

Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов установлены приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152 “Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов”.

К обязательным реквизитам путевого листа относят:

  1. наименование и номер путевого листа;
  2. сведения о сроке действия путевого листа;
  3. сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;
  4. сведения о транспортном средстве;
  5. сведения о водителе.

На какой срок выдавать путевой лист?

Путевой лист нужно оформить:

  • до начала выполнения рейса, если длительность рейса водителя превышает продолжительность смены или рабочего дня;
  • до начала первого рейса, если в течение смены или рабочего дня водитель совершает один или несколько рейсов.

Ранее (до 1 марта 2019 года), приказом Минтранса России № 152 был установлен конкретный срок, на который оформляли путевой лист – от одного дня до месяца.

Сейчас срок действия путевого листа не регламентирован.

Но пункт 4 Порядка заполнения по-прежнему устанавливает, что сведения о сроке действия путевого листа включают дату (число, месяц, год), в течение которой путевой лист может быть использован, а в случае если путевой лист оформляется более чем на один день – даты (число, месяц, год) начала и окончания срока. В вязи с этим Минтранс в письме от 04.04.2019 № Д3-514-ПГ отметил следующее.

“Длительный” путевой лист на несколько дней оформить можно. В этом случае в путевом листе нужно обязательно отразить следующие реквизиты:

  • показания одометра при выезде транспортного средства с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки по возвращении из рейса и окончании смены или рабочего дня водителя;
  • дата и время выезда транспортного средства с парковки и его заезда на парковку;
  • дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства;
  • дату и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра.

Одометр – это устройство, определяющее количество оборотов, совершаемых колесом, и на основании этой информации можно определить путь, который пройден автомобилем в течение всего срока его эксплуатации либо за определенный промежуток времени. Если автомобиль эксплуатируют несколько водителей в разные смены, дату, время и данные с одометра проставляет водитель, открывший первую смену, то есть первый, покинувший стоянку. Дату, время и показания одометра при въезде на служебную стоянку по окончании рабочего времени ставит водитель, закрывающий последнюю смену на автомобиле.

Обратите внимание, что оформление путевого листа посредством проставления в уже созданном путевом листе вышеперечисленных реквизитов возможно при условии сохранения остальных реквизитов неизменными.

Медосмотр водителя и техосмотр авто

В обязанности медработника входит осмотр водителей в целях проведения предрейсового и послерейсового медосмотра. Проведенный осмотр подтверждают штампом и подписью медицинского сотрудника с расшифровкой фамилии и инициалами имени, отчества.

Предрейсовый контроль технического состояния нужно провести до выезда автомобиля с места постоянной стоянки. А в показателе “Сведения о транспортном средстве” указывают дополнительные обязательные реквизиты. Здесь пишут день (число, месяц, год) и время (часы, минуты), когда был проведен предрейсовый контроль технического состояния автомобиля.

В какой последовательности будут проведены техосмотр автомобиля и медосмотр водителя, не важно. Главное – чтобы в путевом листе был отражен сам факт их проведения в установленном порядке.

Один путевой лист на двух водителей

Если в течение одного рейса одним и тем же автомобилем управляют разные водители, их всех можно вписать в один путевой лист. Но для этого в путевой лист нужно внести дополнительные реквизиты.

Читать еще:  Увольнение главного бухгалтера по собственному желанию - 2017

Дополнительные строки нужны для того, чтобы медработник, проводящий предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры, смог поставить отдельные отметки о прохождении медосмотров каждым из водителей. То есть должна быть обеспечена идентификация отметок медицинского работника, проводившего медосмотр, в части их отнесения к каждому водителю.

Эксперт “НА” Е.В. Чимидова

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2019 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Уменьшение срока действия путевых листов с 1 марта 2019 года

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет об изменениях, которые вносятся в приказ министерства транспорта Российской Федерации «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» с 1 марта 2019 года.

Сразу же хочу отметить, что нововведений немного и они небольшие. Однако если в Вашей организации оформляются путевые листы, то изменения следует учитывать в работе.

Введение понятия парковка

Первое нововведение заключается в том, что в тексте нормативного документа понятия «гараж (депо)» и «место постоянной стоянки» заменены на единое понятие «Парковка (парковочное место)».

Напомню, что понятие парковка было введено в ПДД 6 августа 2013 года а в закон «О безопасности дорожного движения» — 12 мая 2016 года.

В данном случае приказ Минтранса РФ приведен в соответствие другим нормативным документам.

Введение предсменного технического контроля

Также в текст документа повсеместно добавлено новое понятие «предсменный контроль технического состояния», которое используется наряду с понятием «предрейсовый контроль».

Напомню, что начиная с 21 декабря 2018 года транспортное средство должно проходить либо предсменный, либо предрейсовый технический контроль.

Т.е. в приказе Министерства транспорта исправлено еще одно несоответствие.

Отмена штампов

Из порядка заполнения путевых листов полностью исключено упоминание штампов:

13. Даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя, и заверяются их штампами или подписями с указанием инициалов и фамилий, за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель совмещает обязанности водителя.

16. Даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества.

13. Даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с парковки и его заезде на парковку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя, и заверяются их подписями с указанием фамилий и инициалов, за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель совмещает обязанности водителя.

16. Даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов.

До 1 марта 2019 года штампы могли ставиться должностными лицами для заверения времени и показаний одометра при въезде или выезде с парковки, а также должны были ставиться при проведении медицинского осмотра водителя.

Начиная с 1 марта 2019 года слово штамп вообще исключено из приказа Минтранса. Теперь все операции должны заверяться только подписями.

Кроме того, медицинский работник теперь ставит в путевом листе фамилию и инициалы, тогда как ранее требовалось полностью писать имя и отчество.

Максимальный срок действия путевого листа

Ну и самое серьезное изменение затронуло срок действия путевого листа:

10. Путевой лист оформляется на один день или срок, не превышающий одного месяца.

10. Путевой лист оформляется до начала выполнения рейса, если длительность рейса водителя транспортного средства превышает продолжительность смены (рабочего дня), или до начала первого рейса, если в течение смены (рабочего дня) водитель транспортного средства совершает один или несколько рейсов.

Если автомобиль выполняет в течение дня один или несколько рейсов, то ему, как и раньше, нужен один путевой лист на день.

Если же длительность рейса превышает 1 день, то путевой лист оформляется на целый рейс.

С одной стороны, из приказа исключено упоминание срока в 1 месяц, то есть с 1 марта 2019 года путевые листы могут выдавать и на более длительный срок:

Например, если автомобиль выполняет длинный рейс по территории страны и возвращается на место постоянной стоянки только через 6 недель, то ему достаточно одного путевого листа.

С другой стороны, до 1 марта 2019 года можно было оформить путевой лист на месяц и за этот месяц сделать несколько рейсов:

Например, путевой лист оформлялся на месяц и в течение этого месяца автомобиль многократно возвращался в организацию, т.е. выполнял несколько десятков рейсов.

Например, каждые 2 дня имел место новый рейс, а автомобиль отвозил товары в соседний город и возвращался обратно.

С 1 марта 2019 года такой вариант невозможен и на каждый рейс должен оформляться отдельный путевой лист.

В заключение предлагаю Вам самостоятельно изучить обновленный текст рассматриваемого нормативного документа:

Кроме того, действующие правила оформления путевых листов подробно рассмотрены в рамках отдельной статьи:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector