Можно ли применять енвд по грузоперевозкам, если часть автомобилей арендована у физлиц?

ИП применяет системы налогообложения ЕНВД и УСН. Основной вид деятельности — грузоперевозки на ЕНВД. Для выполнения крупного заказа планируется привлечь дополнительно транспорт с экипажем. С заказчиком заключен договор перевозки грузов, оплата будет произведена одним платежом по контракту с назначением «за перевозку груза». Арендодатель также применяет специальный режим ЕНВД по грузоперевозкам. Какой необходимо заключить договор (договор аренды или договор на оказание транспортных услуг), чтобы не утратить право на ЕНВД?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
По нашему мнению, вариант оказания автотранспортных услуг по перевозке грузов силами третьих лиц не самый выгодный вариант с точки зрения налоговой нагрузки. Оптимальным вариантом может являться договор аренды (с экипажем или без экипажа).

Обоснование вывода:
В соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ и п. 11.2.1 решения Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 10.06.2004 N 1287 «Об утверждении положения о вопросах налогового регулирования в г. Чебоксары, отнесенных законодательством РФ о налогах и сборах к ведению органов местного самоуправления» система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении предпринимательской деятельности по оказанию автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.
Таким образом, для целей применения ЕНВД следует учитывать только те транспортные средства, которые принадлежат налогоплательщику на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения).
Под иным правом (пользования, владения и (или) распоряжения) Минфин России подразумевает в числе прочего аренду автотранспортных средств. То есть при исчислении ЕНВД в отношении предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров и грузов в число транспортных средств, имеющихся у налогоплательщика, включаются автотранспортные средства, полученные им по договорам аренды (субаренды) и лизинга (письма от 10.10.2012 N 03-11-06/3/69, от 20.09.2012 N 03-11-09/74). Так, по мнению финансистов, в целях применения гл. 26.3 НК РФ услуги по перевозке пассажиров и грузов при фактическом использовании арендованного транспортного средства, предоставляемые в рамках договора аренды транспортного средства с экипажем, рассматриваются как предпринимательская деятельность в сфере оказания услуг по перевозке пассажиров и грузов, которая может быть переведена на ЕНВД (письма от 29.08.2011 N 03-11-11/219, от 05.07.2012 N 03-11-06/3/45)*(1).
В письмах Минфина России от 22.08.2018 N 03-11-11/59546, от 10.10.2012 N 03-11-06/3/69, от 27.06.2011 N 03-11-06/3/75, от 28.12.2010 N 03-11-06/3/173, от 28.12.2010 N 03-11-06/3/173 специалисты финансового ведомства отметили, что в главе 26.3 НК РФ не установлено ограничений для применения ЕНВД в случае привлечения организацией, оказывающей автотранспортные услуги по перевозке грузов, транспорта сторонних лиц для оказания данных услуг. При этом плательщиками ЕНВД при осуществлении деятельности в сфере оказания услуг по перевозке грузов с привлечением для этих целей транспорта субподрядчиков будут признаваться только те организации, с которыми заказчики заключают договор на перевозку. При этом в число транспортных средств при исчислении ЕНВД необходимо включать и автомашины субподрядчика. Некоторые суды соглашаются с таким подходом (постановление АС Северо-Кавказского округа от 10.03.2016 N Ф08-944/2016, АС Уральского округа от 27.05.2015 N Ф09-2713/15).
В то же время у налоговых органов по данному вопросу иная точка зрения. Об этом свидетельствуют дела, рассматриваемые арбитражными судами. Позиция инспекторов заключается в том, что налогоплательщик, применяющий ЕНВД, должен оказывать именно услуги по перевозке, а не управлять процессом перевозки.
Так, в постановлении АС Московского округа от 08.10.2018 по делу N А41-91844/2017 судьи пришли к противоположному выводу. Деятельность по организации автотранспортных услуг по перевозке грузов не является автотранспортными услугами по перевозке грузов в целях применения пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ. По мнению проверяющих, при оказании автотранспортных услуг по перевозке грузов с помощью третьих лиц (юридических и физических лиц) предприниматель не являлся реальным исполнителем. В связи с этим такая деятельность фактически сводилась к управлению процессом перевозки, и у предпринимателя отсутствовали правовые основания применять спецрежим в виде ЕНВД.
В постановлении ФАС Поволжского округа от 18.06.2013 N А65-22025/2012 суд выступил на стороне налоговых органов, согласившись с тем, что «предприниматель предоставлял услуги по обеспечению перевозок грузов, а не собственно автотранспортные услуги по перевозке грузов».
В постановлении АС Дальневосточного округа от 10.08.2016 N Ф03-2409/2016 рассматривался вопрос доначисления ИП налога по УСН в связи с невключением в налоговую базу дохода от оказания услуг по перевозке грузов в рамках договоров субподряда (предприниматель применял ЕНВД по услугам по перевозке и УСН по прочим видам деятельности). По мнению суда, деятельность в виде оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов силами третьего лица, то есть посредством транспортных средств, не принадлежащих налогоплательщику на каком-либо праве, положениями гл. 26.3 НК РФ в целях применения специального налогового режима не предусмотрена. Судьи посчитали такую деятельность налогоплательщика не услугами по перевозке, а организацией процесса перевозок, заключающейся в ведении учета перевозок и осуществлении оперативного руководства работой автомобилей, принадлежащих иным лицам (ИП).
При этом Верховный Суд РФ в определении от 25.12.2017 N 302-КГ17-19445 поддержал позицию судов (постановление АС Восточно-Сибирского от 01.09.2017 N Ф02-3976/2017 по делу N А74-9092/2016) о том, что при определении возможности использования ЕНВД по автотранспортным услугам перевозки пассажиров и грузов в число транспортных средств включается весь имеющийся у налогоплательщика транспорт, в том числе находящийся на консервации, а также полученный от других лиц.
Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика неправомерной, при определении возможности применения ЕНВД в автотранспортных услугах главным является наличие соответствующего права на использование транспортных средств (своих или привлеченных), независимо от характера их использования и эксплуатационного состояния. В этом случае при определении транспортных средств для применения ЕНВД подлежат учету все транспортные средства, принадлежащие ИП, а также транспортные средства третьих лиц, привлеченных ИП для оказания указанных услуг.
Таким образом, позиция специалистов Минфина России и судей в ситуации, связанной с перевозкой грузов сторонними лицами на их собственном транспорте, представляется неоднозначной.
Учитывая, что в рассматриваемом случае вариант оказания автотранспортных услуг по перевозке грузов силами третьих лиц не самый выгодный вариант с точки зрения налоговой нагрузки, оптимальным вариантом может являться договор аренды (с экипажем или без экипажа).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. ЕНВД при оказании автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов;
— Энциклопедия решений. Количество транспортных средств и количество посадочных мест при оказании услуг по перевозке пассажиров и грузов при ЕНВД;
— Учет транспортных средств при применении ЕНВД (И. Русаков, журнал «Малая бухгалтерия», N 1, январь-февраль 2018 г.);
— Договор аренды или перевозки: оформляем правильно (Е.С. Казаков, «Единый налог на вмененный доход: бухгалтерский учет и налогообложение», N 1, январь-февраль 2014 г.);
— Вопрос: ИП, применяющий УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы», использует арендованное транспортное средство, предназначенное для перевозки грузов, для оказания услуг по перевозке грузов юридическим и физическим лицам. Форма расчетов — только безналичная. Имеет ли право ИП применять систему налогообложения в виде ЕНВД? Применяется ли система налогообложения в виде ЕНВД в отношении транспортно-экспедиционных услуг, осуществляемых ИП? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2015 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Каратаева Татьяна

Ответ прошел контроль качества

9 августа 2019 г.

Читать еще:  Пересчитали отпускные: как заполнить 6-ндфл?

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) При этом не относится к предпринимательской деятельности в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов и соответственно не переводится на ЕНВД деятельность по передаче в аренду транспортных средств (в том числе с экипажем) (письма Минфина России от 25.06.2013 N 03-11-11/24002, от 23.01.2012 N 03-11-11/9, от 27.06.2011 N 03-11-06/3/74, ФНС России от 07.11.2011 N ЕД-4-3/18523@, от 23.08.2010 N ШС-17-3/1040). Однако, как разъяснил Минфин России, передача в аренду автомобиля с экипажем может относиться к деятельности по оказанию автотранспортных услуг и попадать под систему налогообложения в виде ЕНВД, если услуги по перевозке пассажиров и (или) грузов (услуги по управлению транспортным средством и по его технической эксплуатации) оказываются непосредственно арендодателем (письма от 03.06.2010 N 03-11-11/154, от 25.02.2010 N 03-11-11/33). Основным и существенным обстоятельством для разграничения правоотношений по аренде транспортного средства с экипажем и по перевозке груза является то, что при перевозке груза перевозчику передается груз, в то время как по договору аренды собственнику груза передается транспортное средство (постановление ФАС Уральского округа от 24.10.2013 N Ф09-11491/13).

Можно ли применять ЕНВД, если мы берем в аренду еще несколько автомобилей с экипажем?

Наша организация оказывает транспортные услуги. Собственных автомобилей — 6 единиц. Организация применяет специальный налоговый режим в виде ЕНВД. Имеем ли мы право взять в аренду еще несколько автомобилей с экипажем, и при этом применять ЕНВД? Общее количество автомобилей не будет превышать 20 единиц.

Уточнение от клиента

Существует мнение, что если мы арендуем автомобили с экипажем, то ЕНВД в этом случае не можем применять. Хотелось бы уточнить этот момент.

Здравствуйте! Похожие вопросы уже рассматривались, попробуйте посмотреть здесь:

Сегодня мы уже ответили на 454 вопроса .
В среднем ожидание ответа – 14 минут.

Добрый день! Конечно имеет право.

2. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее в настоящей главе — единый налог) может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:

5) оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг;

Не слышала такого мнения. Наличие экипажа или его отсутствие никак не может влиять на применение ЕНВД.

Похожие вопросы

Можно ли применять ЕНВД в отношении деятельности по перевозке грузов?

Можно ли оформить дом если просрочена аренда земли?

Может ли ИП применять ЕНВД, если предоставляет услуги по аренде легковых автомобилей?

Можно ли оформить ЕНВД при регистрации ИП?

Можно ли вернуть страховку, если еще не прошло 14 дней в ВТБ банке?

Транспортная «вмененка» и аренда с экипажем

«Современный предприниматель», 2011, N 8

Деятельность по перевозке пассажиров и грузов подпадает под ЕНВД. При этом у коммерсанта в собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) должно быть не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг (пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).

Обычно при перевозке пассажиров и грузов оформляется договор перевозки. Но иногда коммерсанты заключают договор аренды транспортного средства с экипажем (фрахтования на время). Подпадает ли такой договор под ЕНВД? Точки зрения две.

Деятельность не является «вмененной»

Аренда с экипажем к услугам по перевозке пассажиров и грузов не относится, а значит, не переводится на ЕНВД. Перевозка пассажиров (груза) и передача в аренду транспортного средства с экипажем регулируются разными нормами Гражданского кодекса.

Перевозка осуществляется на основе договора перевозки (ст. 784 ГК РФ), по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его получателю, а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (ст. 785 ГК РФ). Договорные отношения в сфере оказания услуг по перевозке регулируются гл. 40 «Перевозка» Гражданского кодекса.

Деятельность по передаче транспортных средств с экипажем во временное владение и пользование регулируется нормами Гражданского кодекса об аренде (гл. 34 ГК РФ). По договору аренды транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (ст. 632 ГК РФ). Деятельность по передаче в аренду автомобиля с экипажем облагается налогами в рамках общего или «упрощенного» режимов — так считает большинство специалистов.

Деятельность по передаче в аренду транспортных средств с экипажем является самостоятельным видом деятельности, — говорится в Письме Минфина России от 20 июля 2010 г. N 03-11-11/204. Она должна облагаться налогами иных режимов (общего, УСН). При этом условия оплаты по договору (почасовая, за тонно-километры, за отработанные часы) не имеют значения (Письмо Минфина России от 30 июня 2009 г. N 03-11-09/229).

Договор не возлагает на арендодателя обязанность оказывать услуги по перевозке от своего имени, поэтому передача транспортных средств с экипажем не может рассматриваться в качестве деятельности, подпадающей под ЕНВД (Письмо ФНС России от 23 августа 2010 г. N ШС-17-3/1040). Здесь можно задать встречный вопрос: а если в договоре предусмотреть данную обязанность? В этом случае получается, что ИП будет осуществлять услуги по перевозке от своего имени, а значит, может сохранить право на «вмененку».

Минфин видит поддержку в суде

В своем недавнем Письме от 10 июня 2011 г. N 03-11-06/3/66 Минфин России вновь указал, что договор аренды с экипажем лишает бизнесмена права на ЕНВД. В Письме говорится, что аналогичной позиции придерживаются суды, и в качестве примера названы три Постановления, которые не совсем согласуются с точкой зрения финансистов.

Первое — ФАС Восточно-Сибирского округа от 24 апреля 2008 г. N А78-3873/07-С3-12/227-Ф02-1121/08. В деле, рассмотренном судьями, компания заключала с партнерами договоры на оказание услуг автотранспортом (с экипажем), а также просто договоры аренды. Условиями контрактов предусматривалось предоставление заказчикам во временное владение и пользование автомобилей по списку. Судьи, проанализировав условия каждого из договоров, пришли к выводу, что по своей правовой природе контракты являлись договорами аренды, соответственно, «вмененки» быть не может. О документах, подтверждающих выполнение услуг перевозки именно фирмой (арендодателем), в Постановлении не упоминается, зато материалы дела прямо указывали: машины передавались в пользование. Это действительно аренда, и говорить о ЕНВД в подобной ситуации нельзя.

Как видите, инспекторы причислили передачу машин в аренду с экипажем к «вмененной» деятельности. При этом хватило лишь указания в документах, что компания оказывает услуги по перевозке. А такие указания могут быть в счете на уплату, в актах о выполненных услугах, платежках на перечисление денег арендодателю.

Третье — ФАС Центрального округа от 21 января 2008 г. по делу N А09-5254/07-16. Специалисты это Постановление упоминают реже, чаще ссылаются на Определение ВАС РФ от 19 мая 2008 г. N 5876/08, в котором рассматривалось это Постановление. Судьи действительно указали на отсутствие у коммерсанта права применять «вмененку», но спор не касался договора фрахтования транспортного средства с экипажем. Коммерсант заключил с партнером два отдельных договора: о предоставлении машины в аренду (то есть самостоятельный договор аренды) и гражданско-правовой договор об оказании услуг по управлению транспортным средством. В этой ситуации ИП не является перевозчиком и не оказывает услуги по перевозке. Его доход состоял из арендной платы по соответствующему договору и вознаграждения по управлению транспортным средством. Никакого фрахтования на время в данном споре не было.

Читать еще:  Как списывают технологические потери?

Постановления, названные финансистами, сложно взять в качестве доказательств того, что договор аренды с экипажем лишает ИП права на «вмененку». Но один факт они подтверждают: многое в споре зависит от оформления документов и подтверждения того, что ИП сам выполняет перевозки.

Аренда с экипажем подпадает под ЕНВД

Противоположная точка зрения основана на Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (далее — ОКВЭД), утвержденном Постановлением Госстандарта России от 6 августа 1993 г. N 17. Классификатор передачу машин с экипажем считает частью основной деятельности по оказанию услуг перевозки.

Сдача грузовиков в аренду с предоставлением водителя или оператора относится к деятельности по обеспечению грузовых перевозок автотранспортом (код 6023), а деятельность по фрахту пассажирских транспортных средств на договорных началах относится к деятельности пассажирского автотранспорта, не подчиняющегося расписанию (код 6022). Иными словами передача в аренду грузовиков с водителем или пассажирских транспортных средств не выходит за рамки деятельности, связанной с перевозками пассажиров и грузов. Коды разные, так как ОКВЭД перевозки пассажиров и грузов относит к разным подгруппам.

Кстати, такие разъяснения приводятся в Письме Минфина России от 25 февраля 2010 г. N 03-11-11/33. Причем ведомство уточняет, что к автотранспортным услугам по перевозке пассажиров и грузов относятся платные услуги, классифицируемые в соответствии с ОКУН (ОК 002-93), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28 июня 1993 г. N 163 по кодам 021520, 021521, 021522, 021523, 021525, 021526, 021527, 021530, 021532, 021533, 021535, 021537, 021538, 021540, 021542, 021543, 021545, 021547, 021548, 021550, 021552, 021553 и коду подгруппы 022500.

В Письме от 3 июня 2010 г. N 03-11-11/154 Минфин России ограничивается нормами Гражданского кодекса и приходит к выводу, что передача в аренду транспортного средства с экипажем в рамках договора фрахтования на время относится к услугам по перевозке пассажиров и грузов, а значит, подпадает под ЕНВД. В данном случае услуги по перевозке (услуги по управлению транспортным средством и по его технической эксплуатации) оказываются непосредственно арендодателем. Если же по договору фрахтования машина передается без экипажа, то есть арендодатель не осуществляет управление машиной и техническую эксплуатацию, то деятельность не является «вмененной».

Внимание к документам

Судебная практика противоречива, но многое в споре зависит от документов. Если коммерсант оформит лишь договор, акт выполненных услуг, деятельность, скорее всего, «вмененной» признана не будет.

Пример. ИП передавал контрагентам в пользование машины в согласованном количестве и по графику, поддерживал техническое состояние транспорта, приобретал топливо, предоставлял водителя. Оплата за пользование автотранспортом производилась исходя из фиксированной стоимости машино-часа.

Исходя из условий договоров, а также представленной «первички», суды сделали вывод, что ИП услуг по перевозке не осуществлял. Фактически коммерсант оказывал услуги по передаче машин в аренду. Такая деятельность облагается налогами общего или «упрощенного» режимов, — говорится в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 13 декабря 2010 г. по делу N А81-1415/2010.

Бизнесмен не согласовывал с заказчиками маршруты перевозки, объем перевозимого груза. В представленных первичных документах, подтверждающих оказание услуг, отсутствовали сведения о перевозимых грузах, маршрутах перевозки, указывалось только время нахождения транспорта у заказчика. Товарно-транспортные накладные на перевозку грузов не оформлялись.

Судьи не ограничиваются формальным подходом, а рассматривают условия договоров, представленные первичные документы. Решающим становится, кто именно оказывал услуги по перевозке.

Пригодятся акты по выполненным работам (оказанным услугам), путевые листы, счета на оплату услуг, платежные поручения. Если из этих документов будет следовать, что обязанности по перевозке грузов возлагались на ИП, деятельность сочтут «вмененной». А инспекторам придется искать доказательства того, что коммерсант по договору не осуществляет услуг по перевозке грузов или пассажиров. К примеру, в Постановлении ФАС Поволжского округа от 7 декабря 2010 г. по делу N А57-4630/2010 инспекторы не смогли доказать, что предприниматель при исполнении своих обязательств осуществлял деятельность, которая по своим признакам и юридической квалификации отлична от деятельности по оказанию автотранспортных услуг по перевозке грузов.

В другом споре также документы сыграли в пользу бизнесмена. Материалами дела (сообщения арендатора, копии путевых листов, копии лицензионных карточек на переданные в аренду машины, показания свидетелей) подтверждалось, что обслуживание, ремонт, заправка ГСМ, оплата труда водителей на арендуемых транспортных средствах осуществлялись силами арендодателя-предпринимателя. Фирма-заказчик не выступала в качестве перевозчика. Несмотря на заключенные договоры аренды, фактически сам предприниматель оказывал услуги по перевозке работников компании, таким образом, полученный доход фактически является доходом за услуги по перевозке пассажиров, а значит, коммерсант не лишается права на ЕНВД (Постановление ФАС Центрального округа от 14 июня 2011 г. по делу N А62-5179/2010).

Исходя из судебных решений, принимаемых в пользу коммерсантов, можно сказать, что, оформив свою причастность к перевозимому грузу, то есть тщательно составив путевые листы, товарно-транспортные накладные, оговорив маршрут перевозки, бизнесмен сможет доказать свое право уплачивать ЕНВД. Но доказывать, скорее всего, придется в суде. Еще несколько Постановлений приведены в таблице.

Услуги по перевозке грузов на арендованном автомобиле с экипажем подпадают под систему ЕНВД

Министерство финансов Российской Федерации
П и с ь м о
№ 03-11-11/219 от 29.08.2011

Вопрос: Я являюсь индивидуальным предпринимателем, оказываю автотранспортные услуги по перевозке грузов с 06.10.2008 года по настоящее время, используя при этом арендованные автотранспортные средства с экипажем в количестве 8 единиц. Уплачиваю ЕНВД.

На основании изложенного прошу дать ответ на вопрос: Облагается ли оказание услуг по перевозке грузов с использованием арендованных автотранспортных средств с экипажем ЕНВД, либо деятельность должна облагаться по общей системе налогообложения?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо от 07.07.2011 N 1 по вопросу порядка применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и, исходя из информации, содержащейся в письме, сообщает следующее.

В соответствии со статьей 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.

Согласно статье 346.27 Кодекса транспортные средства — это автотранспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили). К транспортным средствам не относятся прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски.
Под количеством имеющихся на праве собственности или ином праве (владения, пользования и (или) распоряжения) транспортных средств следует понимать количество автотранспортных средств (не более 20 единиц), предназначенных для оказания платных услуг по перевозке пассажиров и грузов, находящихся у налогоплательщиков, в том числе арендованных (полученных) в целях осуществления данной предпринимательской деятельности.

Читать еще:  Проверка контрагента – сервис от фнс в помощь для составления декларации по ндс

Определение понятия «автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов» в Кодексе отсутствует. При этом пунктом 1 статьи 11 Кодекса установлено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

Так, договорные отношения в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке грузов и пассажиров регулируются главой 40 «Перевозка» Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

Пунктом 1 статьи 784 ГК РФ установлено, что перевозка грузов и пассажиров осуществляется на основании договора перевозки.

В соответствии со статьей 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Статьей 636 ГК РФ определено, если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства с экипажем, арендатор несет расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в том числе расходы на оплату топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов и на оплату сборов.

В целях применения главы 26.3 Кодекса предоставление услуг по перевозке пассажиров и грузов при фактическом использовании арендованного транспортного средства, осуществляемое в рамках договора аренды транспортного средства с экипажем, рассматривается как предпринимательская деятельность в сфере оказания услуг по перевозке пассажиров и грузов, которая облагается единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Следовательно, если при предоставлении услуг по перевозке грузов использовалось менее 20 автотранспортных средств, из которых часть арендована по договорам аренды транспортного средства с экипажем, то налогообложение данных услуг производится в соответствии с главой 26.3 Кодекса.

Заместитель директора департамента
С.В.Разгулин

Сколько автомобилей можно иметь на ЕНВД и как их учитывать, если они были на ремонте

Добрый день всем нашим читателям, особенно ИП, занимающимся пассажирскими и грузоперевозками и платящим ЕНВД. Почему именно им? Потому что сегодняшняя статья посвящена теме, актуальной именно для этой категории ИП.

Содержание

Не один раз нам задавали вот такой вопрос: «у меня две машины, но езжу только на одной, почему мне нужно платить налог за две машины?» Или вот еще пример: «если одна из машин месяц стояла на ремонте, то нужно ли мне платить за нее налог или нет?»

Как раз об этих и других ситуациях и пойдет речь ниже.

Сколько автомобилей можно иметь ИП, чтобы перейти на ЕНВД

То, что ИП и ООО, оказывающие услуги по перевозке грузов (а также пассажиров) могут перевести эти виды деятельности на уплату ЕНВД, для вас, думаю, не новость. Вот только вмененка, как и любой другой спецрежим, имеет свои ограничения. И здесь важно помнить:

Для того чтобы вы могли применять ЕНВД, общее количество автотранспортных средств в вашем распоряжении не должно быть больше 20 штук.
В их число входят автомашины, находящие у вас:

  • В собственности;
  • На праве пользования;
  • На праве распоряжения;
  • На праве владения.

Проще говоря, вы складываете свои машины и машины, взятые в аренду или лизинг, и получаете общее количество машин в вашем распоряжении. Это подтверждает письмо Минфина № 03-11-11/38756 от 06.07.2016 г.Если оно меньше или равно 20 автосредствам – вы можете применять ЕНВД, если больше 20 штук – вы не можете применять ЕНВД.

Важно! В расчете не принимают участие машины, которые принадлежат вам, но вы их сдали по договорам аренды другим ИП или ООО (письмо Минфина № 03-11-09/43179 от 27.07.2016 г.).

Исходя из вышесказанного, делаем вывод: возможность использования ЕНВД зависит не от факта эксплуатации автосредств, а от их наличия в целом. То есть, даже если часть транспортных средств, которые у вас есть, вы не эксплуатируете, в расчет лимитного количества автомашин для применения ЕНВД вы их все равно включаете. Например, у вас есть 23 машины, 4 из которых в данный момент не эксплуатируются: ЕНВД вы применять не можете, так как количество машин у вас превышает лимит в 20 штук.

Нужно ли платить ЕНВД по автомобилям, которые были на ремонте

При расчете самого ЕНВД вам требуется значение физического показателя по вашей деятельности. Для грузоперевозок, например, это количество автосредств, используемых для перевозки грузов. Логично, что машина, находящаяся на ремонте, не может перевозить грузы. Надо ее учесть расчете налога или нет?
Машину, находящуюся на ремонте, не нужно учитывать в составе физического показателя при расчете налога на ЕНВД.

Это подтверждает письмо ФНС № СД-4-3/10366@ от 10.06.2016 г. В бухучете основных средств есть такое понятие как «основные средства в ремонте» — так вот здесь с автотранспортом как раз такая ситуация.

Важно! Автомашина, отправленная в ремонт, не учитывается в составе физического показателя с начала месяца, в котором она на этот ремонт отправлена. Автосредство снова включается в состав физического показателя с начала месяца, в котором оно поступило назад с ремонта.

Ситуации, конечно же, бывают разные. Приведем несколько условных примеров:

  • У ИП из двух имеющихся машин в июле и августе использовались оба автосредства, 5 сентября одна из машин поставлена на ремонт и по состоянию на 30 сентября не отремонтирована. Физический показатель в 3 квартале по месяцам составит: июль – 2, август – 2, сентябрь — 1.
  • У ИП из двух имеющихся машин в июле использовались оба автосредства, 5 августа одна из машин поставлена на ремонт, вышла из ремонта 25 августа. Физический показатель в 3 квартале по месяцам составит: июль – 2, август – 2, сентябрь — 2.
  • У ИП из двух имеющихся машин в июле использовались оба автосредства, 5 августа одна из машин поставлена на ремонт, вышла из ремонта 3 сентября. Физический показатель в 3 квартале по месяцам составит: июль – 2, август – 1, сентябрь — 2.
  • У ИП имеется одно автосредство, которое он использовал в июле и августе. 25 августа он купил еще одну машину и начал использовать ее в своей деятельности. Физический показатель в 3 квартале по месяцам составит: июль – 1, август – 2, сентябрь — 2.

Могут ли быть вопросы со стороны налоговой

Конечно, могут! У вас в собственности две грузовых машины, а вы, например, показываете в декларации в составе физических показателей только одну – естественно, налоговая захочет узнать, почему вы занижаете физический показатель, а вместе с ним налоговую базу и сам налог ЕНВД.

Что тут ответить?

Неиспользование автомашины по «уважительным» причинам придется доказывать, причем документально. Например, то, что она стояла на ремонте, подтвердит договор с автосервисом, акт приема-передачи выполненных работ к нему, наконец, можно сделать приказ руководителя юрлица о проведении ремонта автосредства.
Здесь лучше собрать все возможные документы. Потому что, если ваша автомашина стояла на ремонте «у дяди Васи в гараже», а «дядя Вася», естественно, не заключал с вами никакой договор на услуги по ремонту транспортного средства, то доказать налоговикам неиспользование машины и правомерность ее исключения из физического показателя будет очень и очень проблематично.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector