Налоговикам поручено повысить собираемость взносов: к чему готовиться страхователям?

Блог о налогах Владимира Турова

Учим законно снижать налоги с 2003 года

Автор: Наталья Нагорнова • 22.09.2016 • 12:47 • Бизнес • 7 376 • 0

Налоговые мифы, часть 1. «Реформа страховых взносов»

Радикальные меры по спасению казны каждую неделю разрабатывает Минфин. Политика «из крайности в крайность» стала обычным явлением в ведомстве и на этот раз затронула тему страховых взносов. Чего и следовало ожидать, так как уже с 1 января 2017 года контроль за выплатами в пенсионный фонд, фонды обязательного медицинского и социального страхования переходят под крыло налоговиков. Однако, идеи ведомства по изменению расчетов этих сборов не так уж страшны и революционны.

26% страховых: много или мало?

Минфин предлагает ввести единую ставку по страховым взносам и зафиксировать ее на уровне 26%. Постепенно снижая, начиная с 29% в 2017 году и 28% – в 2018 году. Сейчас социальные платежи рассчитываются по замысловатой схеме: в ПФР – 22% до 796 000 руб., и свыше этой суммы еще 10%, в ФСС – 2,9% до 670 000 руб., и свыше этой суммы – 0%, в ФОМС – 5,1%. 212-ФЗ, в котором подробно описаны принципы, методика расчета страховых взносов и категории льгот теряет силу с 1 января 2017 года. И выборочно переходит в Главу 34 НК. Возможно, в преддверии перехода за страховыми взносами в ведомство налоговиков, Минфин задумался о налогоплательщиках и решил изобрести поблажки, а соответствующие правки в Налоговом кодексе не заставят ждать. Попробуем развеять мифы относительно новой арифметики страховых платежей.

Миф №1: Фиксированная ставка меньше существующей и сократит выплаты в фонды

Приведение к общему знаменателю сотрет зарплатные границы, на которые опираются сейчас все расчеты. Но озадачит новыми головоломкам те компании, сотрудники которых получают зарплату сверх установленных пределов. Соответственно, страховые платежи с зарплаты свыше 66 334 руб./месяц увеличатся примерно на 3%-7%.

Что касается граждан, со средним уровнем заработной платы (на июнь 2016 года по данным Росстата – 38 447 руб.), то здесь на страховых взносах работодатели сэкономят.

Поэтому, создается двоякая ситуация: и переплачиваем и экономим одновременно. Но данное условие не касается категорий льготников, которые пока никто не отменял. Однако, чиновники в лице Минфина видят целесообразность и выгоду в возможной реализации новой методики расчета. И, на первый взгляд, явное снижение до 26%, на самом деле приведет к увеличению взносов за высокооплачиваемых специалистов.

Миф №3: Сотрудникам с высокой оплатой труда придется платить зарплату в конвертах

Логичное развитие событий, с одним-единственным «НО»:

Раз «страховые налоги» на дорогой персонал увеличатся более чем на 1 пункт, компании начнут искать пути их минимизации… И вернутся назад к старым-добрым зарплатам в конвертах, с которыми уже который год борется правительство. Получается, план «выхода из тени» Минтруда накроется медным тазом.

НО, не стоит забывать, что выплаты в фонды переходят под контроль ФНС. Поэтому увильнуть от налоговиков не удастся. Уже сейчас можно с уверенностью сказать, что появится новое поле для проверок, и карать фискальная служба будет по всей строгости НК. Согласно 122 статье НК за несвоевременную уплату или неуплату страховых оштрафуют на 20% и 40%. Также, раз страховые взносы станут «полноценными налогами», чиновники рассматривают меры наказания за уход от уплаты в особо крупных размерах в соответствии с УК РФ. Новый повод лишний раз подергать бизнесменов принесет плоды уже в следующем году: эффективность ФНС превысит в разы нынешнюю работу фондов. Поступления в бюджет страховых стремительно взлетят, появится новая арбитражная практика, бизнес станет искать пути ухода от 26-процентного сбора… Но увеличится ли размер пенсий и разного рода социальных выплат, станет ли бесплатная медицина действительно бесплатной и доступной?

Миф №3: Белая зарплата «дорогих» сотрудников снизится

Пожалуй, самое страшное и хаотичное последствие – бардак на рынке труда. Независимо от того, на какой отметке остановится процент страховых взносов. Опека ФНС заставит компании сделать выбор:

  • либо в пользу щедрых выплат персоналу и не менее щедрых взносов в пользу социального обеспечения;
  • либо в материальном «равенстве» между рядовым менеджером и управленцем, и экономии для организации;
  • либо использовать законные методы оптимизации страховых взносов.

А о делении зарплаты на «черную» и «белую» придется забыть навсегда. Кому захочется платить штрафы в 40-кратном размере и попасть под статьи Уголовного кодекса?


Мария Морозова

Юрист, налоговый консультант юридической компании «Туров и Партнеры»:

С 2017 года исчисление и уплату страховых взносов будет регулировать Налоговый кодекс, а Федеральный закон от 24.07.09 № 212-ФЗ утратит силу. Исключение составят — взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и на обязательное медицинское страхование неработающего населения. В первой части кодекса изменения коснулись порядка администрирования. Страховые взносы приравнены к налогам и сборам. Во второй части Налогового кодекса появилась новая глава 34. Закон был подписан Президентом 3 июля 2016 года. Что же собственно нам ожидать от этой реформы?
В значительной части положения новой главы 34 НК РФ полностью повторяют Федеральный закон № 212-ФЗ. Прежними остались нормы, касающиеся плательщиков, тарифов, объекта обложения и базы для начисления страховых взносов.Предполагалось, что одна из целей изменений — снижение административной нагрузки на плательщиков. Соответственно, будет только один контролирующий орган, который сможет проводить комплексные проверки как в отношении налогов, так и в части взносов, что снизит нагрузку на финансовые подразделения компаний. Но по факту число контролирующих органов не сократится.
Страхователи будут представлять расчеты в инспекцию по месту учета. Часть плательщиков смогут по желанию отчитываться в электронном виде. Налоговые органы будут взыскивать недоимки по взносам и соответствующие пени и штрафы, которые образуются на 1 января 2017 года. При этом расчеты на страховые вычеты проверять будет ФСС. А ежемесячный отчет по форме СЗВ-М плательщики по-прежнему обязаны представлять в ПФР. Налоговики и фонды будут обмениваться информацией и уведомлять друг друга о постановке плательщиков на учет.
Хочу обратить ваше внимание, что риски связанные с выплатой зарплаты в конвертах значительно увеличиваются. Налоговики будут доказывать, что администрирование взносов им отдали не зря, а учитывая их полномочия, следует готовиться к ужесточению проверок. ФСС также не захочет отставать и усилит контроль за расходами.
Причина возврата взносов налоговикам после семи лет администрирования их фондами — недостаточная эффективность. А значит, можно ожидать, что в следующем году инспекции сразу ринутся на проверки. Нужно будет отразить, что показатели собираемости страховых взносов повысились. А как вы знаете налоговики могут проверять три предшествующих года.
Налоговые органы смогут производить выемку документов, допрашивать и проводить опросы плательщиков и их сотрудников, взыскивать недоимки и приостанавливать операции по счетам. К проведению выездных проверок в части взносов налоговики смогут по запросу привлекать сотрудников следственных и оперативных органов.
К взносам будут применять и нормы кодекса о налоговых санкциях. За несвоевременную уплату или неуплату страховых взносов оштрафуют на 20 и 40 процентов от этой суммы (ст. 122 НК РФ). Так же напоминаю, что сейчас в разработке находится законопроект, который предусматривает уголовную ответственность за неуплату взносов.
Упрощенцы, которые осуществляют социально значимые виды деятельности, могут применять пониженные тарифы по страховым взносам (подп. 5 п. 1, подп. 3 п. 2, п. 6 ст. 427 НК РФ). Но здесь есть неприятные ограничения.Можно будет применять УСН, если остаточная стоимость основных средств не превышает 150 млн рублей. Сейчас этот лимит равен 100 млн. А лимит по доходу составит 120 млн за год. Индексировать пороговые суммы дохода в течение четырех следующих лет не будут. Но начислять страховые взносы по пониженным тарифам смогут только те упрощенцы, у которых доходы за налоговый период не превысят 79 млн рублей (в общем случае лимит — 120 млн руб.). Требование о 70-процентной выручке по льготируемому виду деятельности сохранили.
Подведем итог. Контролирующих органов станет больше, отчетности станет больше, проверки станут жестче. Соответственно платить зарплату в конвертах станет намного опаснее. Лучше использовать легальные методы экономии зарплатных налогов и не находится в постоянном страхе.

Читать еще:  Внесены изменения в пбу 1/2008 по учетной политике

Белый бизнес, как итог всех налоговых реформ

Бизнес подведут к чистоте и легальности, ответственности управленцев как за компанию в целом, так и за каждого сотрудника в отдельности. Поэтому, используйте грамотные способы оптимизации, посредством заключения договоров гражданско-правового характера, и привлекайте к сотрудничеству ИП. Это поможет сэкономить и на страховых взносах, и на НДФЛ. Также можно создать обслуживающую компанию, деятельность которой попадает под льготу по уплате страховых взносов на основании главы 34 НК.

Страховые взносы под контролем налоговой: чего ожидать, к чему готовиться

Что ж давайте попробуем вместе разобраться, чем это обернётся для бизнеса. Несложно догадаться, что подобное делегирование нехарактерных для налоговиков полномочий произошло неслучайно. Причиной послужила низкая собираемость данных взносов и острая необходимость в наполнении госбюджета. На практике это нововведение обернётся ужесточением контроля над процессом сбора страховых взносов.

Итак, на замену взносов в ФСС, Пенсионный фонд (далее – ПФР) и ФОМС придёт ЕССС, который расшифровывается как единый социальный страховой сбор.

Важно! За ФСС остаётся контроль над взносами «на травматизм», который будет перечисляться на отдельный код бюджетной классификации.

Основные изменения в ряд законов, связанные с данными нововведениями содержатся в Федеральном законе № 250-ФЗ от 03.07.16 г. и в № 243-ФЗ от 03.07.16 г. В частности, последний с января 2017 г. дополняет Налоговый кодекс целой новой главой 34, посвящённой страховым взносам. А базисом для изменений послужила Дорожная карта, посвящённая единому механизму администрирования страховых взносов.

Кому и когда платить

Маленьким приятным бонусом для бухгалтеров будет отправка платежей с «новоиспечённым» сбором на один КБК, вместо нескольких. Его номер станет известен до 01.12.16 г. А вот платежи «на травматизм» нужно перечислять на отдельный КБК. Крайним сроком уплаты ЕССС будет 15 число месяца, который следует за отчётным. А взносы «на травматизм» по-прежнему необходимо перечислять не позже 15 числа месяца, идущего за отчётным. Уплату страховых сборов и их учёт, как и раньше, нужно осуществлять в национальной валюте: в рублях и копейках.

Возврат переплат, ситуация с недоимками

Как и раньше, у страхователей будет право вернуть излишне уплаченные средства, НО с начала 2017 г. согласно п. 6.1. ст.78 НК РФ, если излишне перечисленные взносы на пенсионное страхование были также отражены в персонифицированной отчётности и работники ПФР уже успели отправить их на лицевые счета, то налоговые органы эти деньги уже не вернут. Если по данным на 01.01.17 г. у вас была переплата в фонды, то именно они её и будут вам возвращать, а вот взыскивать недоимку будет уже ФНС. Если штрафы, пени и недоимки на первую дату нового 2017г. удержать будет невозможно, то налоговые органы могут отнести их в состав безнадёжной задолженности и списать в законном порядке (ст. 59 НК РФ). Что касается взносов, оставшихся под контролем ФСС, то переплату по ним будет возвращать этот орган, а порядок будет такой же, который присущ другим взносам.

Перед кем держать ответ

Казалось бы, всё просто: страховые взносы платим на счета налоговой, значит, и контактировать стоит только с ней, НО продолжать взаимодействовать с ПФР, ФОМС и ФСС всё же придётся. Так ПФР будет ждать от вас ежемесячный отчёт СЗВ-М, который с 2017 г. нужно будет подавать не позже 15 числа месяца, идущего за отчётным, и новую форму со сведениями о стаже работников, который необходимо предоставлять ежегодно не позже 1 марта года, который следует за отчётным. С 2017 г. ФСС останется принимать только отчёты по взносу «на травматизм». Формы 4-ФСС, РСВ-1, РСВ-2, РВ-3 с 2017 г. будут упразднены. За 2016г. отчитаться (и предоставить уточнённые сведения) нужно по действующим формам и в соответствующие фонды. Отчёт по новому ЕССС с 2017 г. нужно предоставлять ежеквартально в территориальные органы ФНС. Срок предоставления единого расчета установлен п.7. ст. 431 НК РФ на период не позднее 30 числа месяца, идущего за отчётным кварталом. Предприятия и ИП, у которых работает более 25 человек, обязаны отчитываться в электронной форме, а те, у кого работников меньше имеют право предоставить расчёт на бумажных носителях (п. 10 ст. 431 НК РФ). Таким образом, предприятия будут сдавать расчёт по ЕССС в налоговую, а дальше уже ФНС будет контактировать с ПФР и другими фондами, которые сами между собой распределят сумму страховых взносов.

Хоровод контролёров

Да-да, именно хоровод. Ведь проверять будут и налоговые органы, и фонды. Сольные, и ни от кого другого не зависящие, проверки будет проводить ФСС по платежам «на травматизм». А вот по остальным страховым сборам, начисленным до января 2017 г., контроль остаётся за фондами, которые после проверок передадут данные ФНС. ЕССС будет проверяться уже работниками налоговой в соответствии с правилами налоговых проверок. А это значит, что они проконтролируют и страховой сбор и налоги. То есть если обнаружат несовпадение базы для исчисления ЕССС и НДФЛ, ждите штраф. Есть вероятность, что первое время сотрудники ФНС и ФСС будут ходить к вам парами на выездные проверки: одни будут контролировать верность перечисления страховых взносов, а другие – пособий по временной нетрудоспособности. Во власти ПФР окажется проверка новых сведений о стаже, и останется контроль над персонифицированной отчётностью.

Читать еще:  Каким ип «простят» долги

Штрафные реалии

За грубые нарушения правил учёта расходов и доходов, которые вызвали занижение базы для расчёта взносов, грозит санкция в виде 20 % штрафа от неперечисленного взноса, но не меньше 40 тыс. руб. (п. 3. ст. 120 новой редакции НК РФ). За нарушение срока подачи отчёта ФНС накажет на 5 % от неуплаченного взноса, указанного в данной декларации. Верхней границей штрафа являются 30% от этой суммы, а минимальный – не меньше 1000 р. Штрафы в связи с просрочкой подачи расчёта закреплены в статье 119 НК РФ. А в 120 статье представлено всё разнообразие санкций за нарушение правил учёта доходов, расходов и определения базы для расчёта ЕССС.

Важно! У налоговиков появляется право заморозить операции по счетам страхователя при несвоевременной подаче расчёта по ЕССС.

С начала будущего года ФСС сможет наказать только за сбор «на травматизм». Виды штрафов расписаны в свежей редакции Федерального закона 125-ФЗ в ст. 26. Так, например, за непредставление расчёта по месту учёта и в установленный срок грозит штраф в 5%, но не более 30% от суммы взносов, исчисленных к уплате за последние 3 месяца. Эта санкция, к тому же должна быть не менее 1000 р. (п.1 ст. 26.30).

Штрафы ПФР составляют 500 р. за каждого застрахованного при неподаче сведений о стаже и 1000 р., если вы нарушите установленный порядок предоставления отчётов в электронном виде.

Ольга ГАВРЮШКИНА, руководитель отдела бухгалтерского учёта и налогообложения компании «Лоцман Бизнес-Технологий».

Право собирать страховые взносы предлагают передать налоговикам

Пенсионный фонд проверяет бизнес недостаточно эффективно, считают депутаты Госдумы .

Комитет Госдумы по бюджету и налогам предлагает передать администрирование страховых взносов в Федеральную налоговую службу (ФНС). Об этом «Известиям» рассказал глава комитета Андрей Макаров. По его мнению, это повысит эффективность проверок, а также избавит бизнес от излишнего административного давления.

— Мы представили свои предложения во все заинтересованные ведомства, сейчас ждем реакции, — рассказал Макаров.

По его расчетам, проверки правильности уплаты страховых взносов, которые проводит Пенсионный фонд, не окупают даже затрат на их проведение. При этом страховые взносы, которые собирает Пенсионный фонд России (ПФР), и подоходный налог, которые администрирует налоговая служба, выплачиваются с одной и той же базы — зарплаты сотрудников. Поэтому было бы логично поручить налоговикам проверять этот налог, считает он.

— В среднем эффективность одной проверки ПФР — 26 тыс. рублей, ФНС — свыше 1 млн рублей, — отмечает Макаров.

Представитель ФНС отказался от комментариев. В Минфине и Минтруде не ответили на запрос «Известий». В Минэкономразвития поддерживают инициативу депутата.

— Данные предложения еще не поступили в министерство. Но ранее Минэкономразвития высказывало целесообразность рассмотрения соответствующей инициативы, — говорит помощник министра экономического развития Елена Лашкина.

В Пенсионном фонде категорически не согласны с депутатской оценкой своей работы.

— ПФР эффективен в администрировании страховых взносов — мы выполняем и перевыполняем прогнозные показатели сбора, а уровень задолженности не превышает сегодня 1,2–1,3%. Это два главных критерия, по ним к нам претензий нет, — говорит официальный представитель Пенсионного фонда России Марита Нагога. — За 6 лет администрирования страховых взносов Пенсионным фондом их сбор увеличился ровно в два раза — с 1,9 трлн рублей в 2010 году до почти 4 трлн в 2015-м.

По ее мнению, расчеты депутата некорректны, так как подоходный налог платится не только с зарплаты, но и с других доходов, поэтому и получается, что формально сборы ФНС выше.

— ПФР администрирует страховые взносы на пенсионное и медицинское страхование с базы обложения — фонда оплаты труда (ФОТ), база для НДФЛ, помимо ФОТ, включает дивиденды и проценты, страховые выплаты, множество других доходов, получаемых налогоплательщиком. Поэтому сопоставлять доначисления по проверкам ФНС и ПФР не вполне корректно из-за различий в базе обложения, — продолжает Нагога. — Есть также принципиальные различия в определении доначислений по проверкам. У налоговиков в доначисления по НДФЛ включаются суммы, фактически начисленные и удержанные с налогоплательщика, но не уплаченные в ФНС. А ПФР начисленные, но не уплаченные суммы страховых взносов относит к недоимке и в суммы доначислений не включает. Кроме того, важнейшая задача проверок ПФР — определение правильности применения тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые дифференцированы в зависимости от условий труда работника и категории страхователя.

Эксперты также сомневаются в том, что смена администратора страховых взносов значительно повысит эффективность их сбора.

— Сегодняшнее положение дел не позволяет дать однозначный ответ, будет ли это эффективно, — говорит партнер коллегии адвокатов «Барщевский и партнеры» Павел Хлюстов. — На первый взгляд расширение полномочий ФНС может быть полезно как бюджету, так и бизнесу, ведь вместо нескольких проверяющих органов останется один. Однако не всё так просто. Дело в том, что ФНС понадобится существенно увеличить штат своих сотрудников. Поскольку уровень зарплаты у сотрудников ФНС значительно выше, чем у сотрудников ПФР и ФСС, затраты на содержание штата могут превысить доходы от увеличения сборов. Поэтому, прежде чем принимать окончательное решение, правительству РФ предстоит серьезная работа по экономическому анализу.

— Подобное решение имеет высокие шансы оказаться недостаточно результативным. Повышение нагрузки на налоговые органы, скорее всего, снизит их эффективность в администрировании налогов и сборов. В итоге может понизиться собираемость налогов и не будут достигнуты ожидаемые результаты по собираемости страховых взносов, — соглашается партнер компании «Деловой фарватер» Сергей Варламов. — Реформа заставит бизнес перестраиваться под новые правила, что вызовет дополнительные издержки для компаний.

Налог с плюсом

ФНС занимается администрированием страховых взносов с прошлого года. Сборы страховых платежей по итогам 2017 года выросли на 483 миллиарда рублей. «Январь-февраль показывает по темпам также плюс 13,9 процента, то есть достаточно высокие темпы сбора», — рассказал на встрече с председателем правительства глава службы Михаил Мишустин. «То есть вы хотите сделать вывод, что передача функций по администрированию социальных платежей в налоговую службу себя оправдала и позволила собрать большее количество таких платежей», — заключил премьер.

Вместе с администрированием страховых взносов налоговая служба получила и все накопленные по ним разбирательства с долгами. В задолженности сегодня насчитывается около 522 миллиардов рублей. «Мы сейчас занимаемся ее взысканием. Соответственно, часть задолженности списывается. Это то, что касается восьми МРОТ, — пояснил Мишустин. — Было соответствующее поручение президента в Послании. И на сегодняшний день мы уже разобрались с этой задолженностью. Надеемся дополнительно взыскать в бюджет то, что возможно, то, что подлежит взысканию».

Читать еще:  Досудебный порядок урегулирования налоговых споров

Налоговые поступления в казну тоже исправно прирастают: на 20 процентов в консолидированный бюджет и на 32 процента в федеральный. «Соответственно, если смотреть на показатели закона о федеральном бюджете, которые были уже уточнены по макропоказателям, то они исполнены на 102,6 процента, — отметил глава ФНС. — То есть практически все, что было рассчитано, выполнено». Налоговое администрирование дало 24 процента увеличения — около 400 миллиардов рублей — ненефтегазовых доходов. Общая же их доля в бюджете составила 60 процентов. «Если говорить непосредственно о конкретных налогах, то поступления налога на прибыль стали основными драйверами роста. Это плюс 18,8 процента, в общей сумме плюс 520 миллиардов рублей», — уточнил Мишустин. Налог на добавленную стоимость растет в течение пяти лет благодаря системе автоматизированного контроля за возмещением налога на добавленную стоимость, и рост его составил 15,5 процента. Налог на доходы физических лиц показал плюс 7,7 процента.

Налоговая старается повышать эффективность выездных проверок. За пять лет их количество снизилось более чем в два раза: с 40 тысяч в 2013 году, то текущих 20 тысяч в год. А результативность поднялась почти в три раза. «Непосредственно взыскание налогов после соответствующих доначислений растет, — сказала руководитель службы. — Сейчас это около 9,5 миллиона рублей. Очень важно, что нет пустых проверок, которые не приводят к результату». Сумма взысканных платежей на одну проверку выросла на 40 процентов. При этом оценкой качества работы ФНС может быть снижение количества претензий к службе.

«На сегодняшний день — снижение почти в восемь раз. У нас их осталось чуть более 11 тысяч. И удельный вес требований, рассмотренных в пользу бюджета, — порядка 80 процентов», — подчеркнул Михаил Мишустин.

— В восемь раз — это довольно существенное изменение, конечно, — прокомментировал Медведев. — Что ж, это все хорошие итоги и для бюджетной системы, и для работы Налоговой службы. Но это, по всей вероятности, связано и с использованием современных способов или методов работы.

Он также призвал ФНС в рамках процессов маркировки различных товаров готовиться к внедрению системы прослеживаемости их движения не только на территории России, но и Евразийского экономического союза.

Право собирать страховые взносы предлагают передать налоговикам

Пенсионный фонд проверяет бизнес недостаточно эффективно, считают депутаты Госдумы.

Комитет Госдумы по бюджету и налогам предлагает передать администрирование страховых взносов в Федеральную налоговую службу (ФНС). Об этом «Известиям» рассказал глава комитета Андрей Макаров. По его мнению, это повысит эффективность проверок, а также избавит бизнес от излишнего административного давления.

— Мы представили свои предложения во все заинтересованные ведомства, сейчас ждем реакции, — рассказал Макаров.

По его расчетам, проверки правильности уплаты страховых взносов, которые проводит Пенсионный фонд, не окупают даже затрат на их проведение. При этом страховые взносы, которые собирает Пенсионный фонд России (ПФР), и подоходный налог, которые администрирует налоговая служба, выплачиваются с одной и той же базы — зарплаты сотрудников. Поэтому было бы логично поручить налоговикам проверять этот налог, считает он.

— В среднем эффективность одной проверки ПФР — 26 тыс. рублей, ФНС — свыше 1 млн рублей, — отмечает Макаров.

Представитель ФНС отказался от комментариев. В Минфине и Минтруде не ответили на запрос «Известий». В Минэкономразвития поддерживают инициативу депутата.

— Данные предложения еще не поступили в министерство. Но ранее Минэкономразвития высказывало целесообразность рассмотрения соответствующей инициативы, — говорит помощник министра экономического развития Елена Лашкина.

В Пенсионном фонде категорически не согласны с депутатской оценкой своей работы.

— ПФР эффективен в администрировании страховых взносов — мы выполняем и перевыполняем прогнозные показатели сбора, а уровень задолженности не превышает сегодня 1,2–1,3%. Это два главных критерия, по ним к нам претензий нет, — говорит официальный представитель Пенсионного фонда России Марита Нагога. — За 6 лет администрирования страховых взносов Пенсионным фондом их сбор увеличился ровно в два раза — с 1,9 трлн рублей в 2010 году до почти 4 трлн в 2015-м.

По ее мнению, расчеты депутата некорректны, так как подоходный налог платится не только с зарплаты, но и с других доходов, поэтому и получается, что формально сборы ФНС выше.

— ПФР администрирует страховые взносы на пенсионное и медицинское страхование с базы обложения — фонда оплаты труда (ФОТ), база для НДФЛ, помимо ФОТ, включает дивиденды и проценты, страховые выплаты, множество других доходов, получаемых налогоплательщиком. Поэтому сопоставлять доначисления по проверкам ФНС и ПФР не вполне корректно из-за различий в базе обложения, — продолжает Нагога. — Есть также принципиальные различия в определении доначислений по проверкам. У налоговиков в доначисления по НДФЛ включаются суммы, фактически начисленные и удержанные с налогоплательщика, но не уплаченные в ФНС. А ПФР начисленные, но не уплаченные суммы страховых взносов относит к недоимке и в суммы доначислений не включает. Кроме того, важнейшая задача проверок ПФР — определение правильности применения тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые дифференцированы в зависимости от условий труда работника и категории страхователя.

Эксперты также сомневаются в том, что смена администратора страховых взносов значительно повысит эффективность их сбора.

— Сегодняшнее положение дел не позволяет дать однозначный ответ, будет ли это эффективно, — говорит партнер коллегии адвокатов «Барщевский и партнеры» Павел Хлюстов. — На первый взгляд расширение полномочий ФНС может быть полезно как бюджету, так и бизнесу, ведь вместо нескольких проверяющих органов останется один. Однако не всё так просто. Дело в том, что ФНС понадобится существенно увеличить штат своих сотрудников. Поскольку уровень зарплаты у сотрудников ФНС значительно выше, чем у сотрудников ПФР и ФСС, затраты на содержание штата могут превысить доходы от увеличения сборов. Поэтому, прежде чем принимать окончательное решение, правительству РФ предстоит серьезная работа по экономическому анализу.

— Подобное решение имеет высокие шансы оказаться недостаточно результативным. Повышение нагрузки на налоговые органы, скорее всего, снизит их эффективность в администрировании налогов и сборов. В итоге может понизиться собираемость налогов и не будут достигнуты ожидаемые результаты по собираемости страховых взносов, — соглашается партнер компании «Деловой фарватер» Сергей Варламов. — Реформа заставит бизнес перестраиваться под новые правила, что вызовет дополнительные издержки для компаний.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector