Нюанс расчета совокупных налогов для заявительного возмещения ндс

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 1 апреля 2010 г. N 03-07-08/84 О расчете совокупной суммы уплаченных налогов для целей применения заявительного порядка возмещения НДС и об особенностях применения указанного порядка в случае представления налогоплательщиком уточненной декларации по НДС

Вопрос: Открытое акционерное общество просит дать мотивированный ответ по следующему вопросу.

Федеральным Законом от 17.12.2009 N 318-ФЗ часть вторая НК РФ дополнена ст. 176.1, предусматривающая право налогоплательщика на применение заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость (далее — НДС).

Согласно пп. 1 п. 2 ст. 176.1 НК РФ налогоплательщики вправе применить заявительный порядок возмещения НДС, если за три календарных года, предшествующих году, в котором подается заявление о применении заявительного порядка, сумма уплаченных НДС, акцизов, налога на прибыль и налога на добычу полезных ископаемых составляет не менее 10 миллиардов рублей. При этом для целей применения заявительного порядка не учитываются суммы налогов, уплаченные в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ и в качестве налогового агента.

Просим вас подтвердить, что сумма уплаченных налогов для целей применения заявительного порядка возмещения НДС определяется без учета сумм налогов, возвращенных налогоплательщику в порядке ст. 78 и 79 НК РФ, а также ст. 176 НК РФ как компании-экспортеру.

Кроме того, просим вас подтвердить, что в связи с принятием данного закона:

1. У налогоплательщика отсутствует обязанность возвращать сумму НДС, полученную в заявительном порядке по первичной налоговой декларации до завершения камеральной проверки, и уплачивать проценты, предусмотренные п. 17 ст. 176.1, в случае подачи уточненной налоговой декларации, в которой указана большая сумма к возмещению НДС, чем по первичной декларации;

2. Сохраняется механизм применения заявительного порядка возмещения НДС и порядок принятия налоговым органом решения о возмещении сумм налога при подаче уточненной налоговой декларации после возмещения налога по первичной декларации, но до завершения ее камеральной проверки.

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики, рассмотрев ваше письмо по вопросам расчета совокупной суммы-уплаченных налогов для целей применения заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость и особенностей применения указанного порядка в случае представления налогоплательщиком уточненной декларации по налогу на добавленную стоимость, сообщает.

В соответствии с пунктом 2 статьи 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) право на применение заявительного порядка возмещения налога имеют налогоплательщики — организации, у которых совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная за три календарных года, предшествующих году, в котором подается заявление о применении заявительного порядка возмещения налога, без учета сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации и в качестве налогового агента, составляет не менее 10 млрд. рублей.

На основании положений пункта 3 статьи 45 Кодекса обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком-организацией с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа или отражения на лицевом счете организации, которой открыт лицевой счет, операций по перечислению соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации либо со дня вынесения налоговым органом в соответствии с Кодексом решения о зачете сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующих налогов.

Таким образом, совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, рассчитанная для целей применения заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость исходя из сумм, фактически уплаченных налогоплательщиком за три календарных года, а также сумм излишне уплаченных или излишне взысканных других налогов, зачтенных в счет исполнения обязанности по уплате вышеназванных налогов, не подлежит уменьшению на сумму налога на добавленную стоимость, возвращенную налогоплательщику в данном трехлетнем периоде в порядке, установленном статьей 176 Кодекса.

Что касается сумм излишне уплаченных или взысканных налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, возвращенных в порядке статей 78 и 79 Кодекса, то совокупная сумма налогов подлежит уменьшению на данные суммы возвращенных налогов.

Относительно особенностей применения заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость в случае представления налогоплательщиком уточненной декларации по налогу на добавленную стоимость сообщаем следующее.

Пунктом 24 статьи 176.1 Кодекса установлено, что в случае, если уточненная декларация подана налогоплательщиком после принятия налоговым органом решения о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, но до завершения камеральной налоговой проверки, то указанное решение по ранее поданной декларации отменяется не позднее дня, следующего за днем подачи уточненной декларации. При этом не позднее дня, следующего за днем принятия решения об отмене решения о возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, налоговый орган уведомляет налогоплательщика о принятии данного решения. Суммы, полученные налогоплательщиком (зачтенные налогоплательщику) в заявительном порядке, должны быть возвращены им с учетом процентов, предусмотренных пунктом 17 статьи 176.1 Кодекса, в порядке, определенном пунктами 17 — 23 статьи 176.1 Кодекса. Согласно данному порядку налоговым органом направляется налогоплательщику требование о возврате в бюджет полученных им (зачтенных ему) в заявительном порядке сумм налога и уплате процентов за пользование бюджетными средствами, на основании которого налогоплательщик обязан уплатить указанные суммы, включая проценты, в течение пяти дней с даты его получения.

Учитывая изложенное, в случае подачи налогоплательщиком уточненной декларации после принятия налоговым органом решения о возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, но до завершения камеральной налоговой проверки, налогоплательщик обязан на основании требования налогового органа возвратить полученные (зачтенные) в заявительном порядке суммы налога на добавленную стоимость с учетом процентов за пользование этими средствами независимо от того, какая сумма налога отражена в уточненной декларации (большая или меньшая по сравнению с суммой налога, указанной в ранее поданной декларации). При этом действующие нормы Кодекса не препятствуют в этом случае в отношении сумм налога на добавленную стоимость, заявленных к возмещению в уточненной декларации, применить заявительный порядок возмещения налога.

Одновременно отмечаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 года N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 1 апреля 2010 г. N 03-07-08/84

Текст письма опубликован в приложении к газете «Учет. Налоги. Право» — «Официальные документы» от 27 апреля 2010 г. N 17

Возмещение НДС

Компании и ИП, работающие на общем налоговом режиме, вправе возместить из бюджета часть уплаченного НДС. Для этого нужно следовать прописанным в Налоговом кодексе правилам.

Кто и на каких условиях вправе возместить НДС

«НДС к возмещению» — это часть налога, которая образовалась у налогоплательщика по завершении налогового периода (у НДС это квартал, согласно ст. 163 НК РФ) из-за того, что суммы налоговых вычетов больше, чем рассчитанная в общем порядке сумма налога (п. 2 ст. 173 НК РФ).

В ст. 143 НК РФ закреплено, что к плательщикам налога на добавленную стоимость относят:

  • компании;
  • ИП;
  • лиц, перевозящих товары через таможенную границу.

Перечисленные выше плательщики НДС, рассчитывая налог к уплате, вправе использовать по НДС налоговые вычеты — суммы «входного» налога, уплаченные поставщикам в составе стоимости приобретенных у них ресурсов.

Отдельно остановимся на налоговых агентах по НДС. Налогоплательщики этой категории могут осуществить вычет НДС, если работают на ОСНО, перечисляют в бюджет НДС, используют приобретенные ресурсы в облагаемой НДС деятельности и в состоянии подтвердить право на вычет соответствующими бумагами (счетами-фактурами, платежками). Исключением являются компании, которые:

  • продают в России конфискованное имущество, реализуют имущество по судебному решению, реализуют клады, а также ценности, относящиеся к бесхозным, скупленным или перешедшим государству в наследство (п. 4 ст. 161 НК РФ);
  • выступают посредниками при продаже продукции (услуг или работ) иностранных компаний, которые не состоят на налоговом учете в России (п. 5 ст. 161 НК РФ).

Это значит, что НДС к вычету могут принять налоговые агенты:

  • если продают в России продукцию (услуги или работы), которые приобрели у иностранных компаний, не состоящих на учете в России (п. 1 ст. 161 НК РФ);
  • если берут в аренду у органов госвласти или местного самоуправления объекты государственного/муниципального имущества (п. 3 ст. 161 НК РФ);
  • если продают в России имущество, которое закреплено за госучреждениями или предприятиями, составляет госказну и т.п. (п. 3 ст. 161 НК РФ).

При этом налоговый агент в случае выплаты аванса за приобретаемые ресурсы может воспользоваться правом на налоговый вычет только после принятия этих ресурсов к учету и оформления первички (письмо ФНС России от 12.08.2009 № ШС-22-3/634).

Налогоплательщики на ОСНО, которые перечисляют поставщикам авансы за продукцию (услуги или работы), также могут получить налоговый вычет с предоплаты в счет грядущих поставок, но только при наличии счета-фактуры (п. 12 ст. 171 НК РФ).

Отметим, что налогоплательщики на свое усмотрение могут применить или нет вычет с аванса в рамках одного налогового периода, разделять НДС к вычету между несколькими периодами запрещено (письмо Минфина России от 22.11.2011 № 03-07-11/321).

После оприходования продукции от поставщика налогоплательщик принимает к вычету НДС из отгрузочного счета-фактуры и при этом восстанавливает НДС из авансового счета-фактуры.

При расторжении (изменении) договора с поставщиком авансовый налог, который приняли к вычету, восстанавливается в квартале прекращения (изменения) договора (п. 3 ст. 170, п. 12 ст. 171, п. 9 ст. 172 НК РФ).

Формула, как высчитать от суммы 20 % НДС:

НДС = НБ × 20 / 100,

где НБ — база по НДС;

20 — налоговая ставка в 2019 году.

Обратите внимание, что в 2018 году ставка НДС равнялась 18 %, а расчет НДС с 1 января 2019 года ведется по ставке 20 %.

В декабре 2018 года и с января 2019 года налогоплательщикам следует следить за используемыми ставками, так как НДС 20 % применим только к продукции, отгрузка которой осуществлена в 2019 году, при этом не имеет значения дата подписания договора. Если договор заключается в 2018 году, пропишите в нем налоговые ставки 18 и 20 % для включал действующую на тот момент ставку, заключите с контрагентом дополнительное соглашение, в котором укажите отгрузку по ставке налога 20 %.

Читать еще:  Как взыскивают взносы … и другие интересные новости за неделю (13.05.2017 – 19.05.2017)

Отметим, что возврат в 2019 году товара, который отгрузили в 2018 году, производится по ставке отгрузки — 18 %. При этом продавец должен представить скорректированный счет-фактуру.

Сдайте декларацию НДС без ошибок и расхождений

Контур.Экстерн проверит, что декларация заполнена корректно и отсутствуют расхождения в данных с вашими контрагентами. Вы отчитаетесь по НДС за несколько кликов.

Порядок возмещения НДС из бюджета

Действующим законодательством закреплены два способа, применив которые, возможно возместить НДС:

  1. обычный (общий) — возмещение НДС осуществляется по итогам камеральной проверки (ст. 176 НК РФ);
  2. заявительный — возврат налога происходит при определенных обстоятельствах до завершения камеральной проверки (ст. 176.1 НК РФ).

Обычный (общий) порядок возмещения НДС

Налогоплательщик может вернуть НДС из бюджета в случае превышения по окончании налогового периода сумм вычетов над суммой рассчитанного в общем порядке НДС (п. 2 ст. 173 НК РФ).

Возврат налога в большинстве случаев осуществляется в обычном порядке, который предполагает следующие действия (ст. 176 НК РФ):

  1. Налогоплательщик сдает в ИФНС декларацию по НДС и заявление на возмещение налога.
  2. Налоговая служба проводит камеральную проверку, в ходе которой проявляет наличие нарушений требований НК РФ и, если необходимо, запрашивает подтверждающие расчеты налогоплательщика документы.
  3. Если нарушений не обнаружено, в семидневный срок по завершении проверки налоговая служба принимает решение возместить НДС.
  4. Если в ходе проверки обнаружены нарушения, инспектор налоговой службы в течение 10 дней после проверки оформляет акт. Акт и документы, подтверждающие налоговое нарушение, в пятидневный срок вручаются налогоплательщику, у которого есть 15 дней на подачу возражений в письменной форме.
  5. По истечении срока подачи возражений руководитель ИФНС или его заместитель должны рассмотреть материалы проверки и решить, возмещать или нет НДС (его часть). Принятое решение в письменной форме отправляется налогоплательщику в пятидневный срок.
  6. Если налоговая инспекция принимает положительное решение, деньги возвращаются налогоплательщику на расчетный счет при условии, что у него нет задолженности по федеральным налогам и другим сборам. Иначе суммы автоматически будут зачтены в счет недоимок.

Отметим, что возврат НДС не позднее пяти дней с момента, как ИФНС приняла соответствующее решение, осуществляет казначейство. Если указанный срок будет нарушен, налогоплательщик получит процент за просрочку по действующей ставке рефинансирования.

Заявительный (ускоренный) порядок возмещения НДС

Возместить НДС можно не только в обычном порядке, но и в заявительном или ускоренном (ст. 176.1 НК РФ).

Ускоренным порядком могут воспользоваться не все налогоплательщики, а только попадающие в указанные ниже категории:

1. Компании и ИП, перечислившие совокупно в бюджет НДС, акцизы, налоги на прибыль и на добычу ископаемых (без учета налогов, уплаченных в качестве налоговых агентов и в связи с вывозом продукции за границу) на сумму не менее 2 млрд рублей за три календарных года, идущих перед годом реализации права ускоренного возмещения налога. Для таких налогоплательщиков заявительный порядок действует, если они существуют минимум три года на момент представления декларации.

2. Компании и ИП, которые кроме декларации по НДС, позволяющей возместить налог, представили банковскую гарантию. В данной ситуации банковская гарантия представляет собой обязательство банка заплатить за налогоплательщика возмещенный (зачтенный) ускоренным способом налог по первому требованию ИФНС, если решение о возврате (зачете) НДС отменят согласно правилам ст. 176.1 НК РФ.

Отметим, что выдается банковская гарантия только банком, соответствующим требованиям ст. 74.1 НК РФ. Такая гарантия должна действовать в течение 10 месяцев от подачи декларации по НДС, позволяющей возместить налог, а ее сумма должна быть достаточной для возврата в бюджет возмещаемого НДС. При этом банк, гарантирующий исполнение перечисленных обязательств, самостоятельно в течение суток с момента выдачи банковской гарантии уведомляет об этом факте ИФНС налогоплательщика.

3. Компании и ИП, которые выступают резидентами территории опережающего социально-экономического развития или резидентами свободного порта Владивосток и с декларацией по НДС подали договор поручительства управляющей компании. Указанный договор предусматривает, что, если в течение 15 дней с момента получения требования от ИФНС налогоплательщик не вернул в бюджет возмещенный ему НДС, возврат в полном объеме осуществит управляющая компания.

Действующим законодательством предусмотрены следующие требования к поручителям:

  • это должна быть российская компания;
  • общая сумма НДС, акцизов, налогов на прибыль и на добычу ископаемых (без учета налогов, уплаченных в качестве налоговых агентов и в связи с вывозом продукции за границу) составляет не менее 2 млрд рублей. Сумма перечисленных налогов считается за три года, идущих перед годом представления заявления о заключении договора поручительства;
  • по действующим договорам поручительства сумма обязательств поручителя составляет не более 50 % чистых активов поручителя по состоянию на 31 декабря предшествующего года;
  • поручитель не осуществляет процесс реорганизации (ликвидации);
  • поручитель не находится в процессе банкротства;
  • у поручителя нет задолженности по налоговым платежам.

Перечисленные выше налогоплательщики, чтобы ускоренно возместить НДС, должны в пятидневный срок после представления декларации подать в ИФНС заявление.

Получив заявление, налоговый орган имеет пять дней, чтобы проверить права налогоплательщика на возмещение НДС заявительным способом и наличие у него недоимок по налогам. По окончании этого срока выносится решение о возврате налога в ускоренном порядке или об отказе возместить налог. В течение пяти дней ИФНС должна сообщить налогоплательщику свое решение.

Если решение положительное, то на следующий рабочий день после его принятия ИФНС направляет в казначейство поручение возместить налогоплательщику налог по указанным реквизитам. У казначейства есть пять дней на выполнение поручения. В случае задержки налогоплательщику положена компенсация в виде процентов, рассчитываемых исходя из действующей ставки рефинансирования за каждый просроченный день.

Если по итогам проверки нарушения не обнаружены и если налогоплательщик с декларацией представлял банковскую гарантию, ИФНС в семидневный срок направит соответствующее решение налогоплательщику, а на следующий день — заявление в банк об освобождении от обязательств по банковской гарантии. В ситуации с договором поручительства ситуация аналогична.

Если налогоплательщик получил отказ в возврате НДС ускоренным способом, ИФНС проводит камеральную проверку в порядке и в сроки, прописанные в ст. 176 НК РФ. По итогам проверки составляется акт, его вместе с возражениями налогоплательщика, при наличии таковых, рассматривает руководитель ИФНС или его заместитель, который в пятидневный срок направляет письменную форму принятого решения налогоплательщику. Одновременно с решением налогоплательщик получает требование вернуть возмещенный ускоренным способом НДС и проценты на сумму возмещения в размере двойной ставки рефинансирования.

Причины, по которым налоговый орган может отказать в возврате НДС

Как говорилось ранее, чтобы вернуть НДС, налогоплательщик должен применять ОСНО, перечислять в бюджет НДС и иметь подтверждающие документы на «входящий» и «исходящий» налог.

Возмещение НДС из бюджета напрямую связано с суммами налоговых вычетов, потому компании и ИП должны следить за безопасной долей вычетов по НДС. Что это за доля? В общем виде она представляет собой максимально допустимый процент налога, который налогоплательщики могут вернуть из бюджета, не рискуя привлечь внимание проверяющих. Этот процент определяет ФНС и публикует на официальном портале nalog.ru в ежегодном отчете по форме 1-НДС.

По информации ФНС в IV квартале 2018 года безопасный вычет по НДС составлял 86,9 %. По итогам I квартала 2019 года в среднем по стране процент увеличился до 89,2 %.

Компании или ИП, чтобы не ошибиться с суммой возмещения НДС в 2019 году и правильно посчитать долю вычетов по НДС, нужно использовать декларацию по форме КНД 1151001 (применяется с 2019 года) и следующую формулу:

Доля вычетов по НДС налогоплательщика = Сумма заявленного вычета по НДС (стр. 190 разд. 3 декларации) / Сумма НДС к уплате с учетом восстановленных сумм (стр. 118 разд. 3 декларации).

Пример. ООО «Солнышко» за I квартал 2019 года реализовало продукции на общую сумму 250 000 руб. (в т. ч. НДС — 41 667 руб.). Закупочная цена продукции составляла 195 000 руб. (в т. ч. НДС — 32 500 руб.). Указанные операции отразятся в учете компании так:

Как считать совокупную сумму налогов для заявительного возмещения НДС и неуплаты акцизов

В письме от 22.06.2016 N СД-4-3/10922@ ФНС рассказала об определении совокупной суммы уплаченных налогов за три календарных года. Это необходимо в целях применения заявительного порядка возмещения НДС и освобождения от уплаты акцизов без банковской гарантии в отношении экспорта и операций по передаче подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, собственнику. В отношении акциза такая возможность была введена федеральным законом от 08.06.2015 N 150-ФЗ и доступна налогоплательщикам, у которых, в частности, совокупная сумма налогов, уплаченная за три календарных года, предшествующих налоговому периоду, на который приходится дата совершения освобождаемых от налогообложения акцизами операций, составляет не менее 10 млрд рублей.

При заявительном порядке возмещения НДС соответствующий лимит сейчас составляет 7 млрд рублей.

Для определения того, какие суммы участвуют в расчете совокупной суммы налогов, ФНС в обоих случаях (в том числе в целях неуплаты акциза) предлагает руководствоваться своим письмом от 23 июля 2010 г. N АС-37-2/7390@. В эту сумму включаются:

  • поступления денежных средств в уплату по НДС, акцизам, налогу на прибыль и НДПИ по расчетным документам, в которых показатель «Дата списания со счета плательщика» (поле 71) относится к трехлетнему периоду, предшествующему году, в котором подается заявление о применении заявительного порядка возмещения НДС, и зачисленные на соответствующие счета органов Федерального казначейства. Данные поступления учитываются независимо от того, относится ли уплаченный налог к категории излишне уплаченных либо излишне взысканных;
  • суммы налогов, не являющихся НДС, акцизами, налогом на прибыль и НДПИ, зачтенных в счет уплаты НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и НДПИ, по которым дата принятия решения о зачете приходится на соответствующий трехлетний период;
  • суммы НДС и акцизов, зачтенные в счет уплаты НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, по которым дата принятия решения о зачете приходится на вышеуказанный период.

Совокупная сумма налогов уменьшается на суммы излишне уплаченных или излишне взысканных НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, в отношении которых налоговым органом принято решение о возврате. Не участвуют в расчете совокупной суммы налогов суммы НДС, акцизов, подлежащие возмещению, в отношении которых налоговым органом принято решение о возврате.

В целях освобождения от уплаты акцизов при давальческой переработке помимо документов, подтверждающих уплату налогов, следует представлять копии документа, выданного собственнику сырья (материалов) налоговым органом и подтверждающего уплату собственником сырья (материалов) налогов в сумме не менее 10 млрд рублей за указанный период.

Согласно статье 2 федерального закона «Об исчислении времени» календарный год обозначает период времени с 1 января по 31 декабря. Указанные документы, выданные налоговым органом в текущем календарном году, могут быть представлены налогоплательщиком в налоговый орган в целях освобождения от уплаты акцизов без представления банковской гарантии однократно в отношении всех налоговых периодов текущего календарного года, в которых совершаются освобождаемые от налогообложения акцизами операции.

Читать еще:  Как платить ндфл, если работник работает и в головной организации, и в ее подразделении?

Указанные документы могут быть представлены в налоговый орган одновременно с декларацией по акцизам за первый налоговый период текущего календарного года, в котором налогоплательщик начинает использовать право на освобождение от уплаты акцизов без банковской гарантии.

Налоговиками такие документы составляются в произвольной форме.

Разъяснены особенности применения заявительного порядка возмещения НДС

При введении любой новой нормы налогового законодательства у организаций возникает множество вопросов. Ведь практика ее применения только начинает складываться. Поэтому разъяснения финансового ведомства в этот период весьма интересны, так как демонстрируют наиболее вероятные тенденции взаимоотношений контролирующих органов и налогоплательщиков на ближайшую перспективу. Одним из нововведений стал заявительный порядок возмещения НДС. Правда, применять его позволено не всем налогоплательщикам, а только тем, которые соответствуют установленным критериям. ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ от 01.04.10 № 03-07-08/84

СУТЬ НОВОГО ПОРЯДКА ВОЗМЕЩЕНИЯ
Смысл заявительного порядка, установленного статьей 176.1 НК РФ, состоит в том, что отдельным организациям разрешено получить из бюджета заявленный к возмещению НДС до окончания проверки декларации. То есть не дожидаясь, пока налоговый орган закончит камеральную проверку и примет по ее результатам решение о полном (либо частичном) возмещении налога или откажет в этом.

Категории налогоплательщиков, имеющие право воспользоваться новым порядком, перечислены в пункте 2 статьи 176.1 НК РФ.

Получив заявление организации о возмещении НДС в заявительном порядке, налоговики должны оценить, относится ли она к одной из указанных категорий, и в пятидневный срок принять решение о возврате налога. При этом за счет возмещаемой суммы они могут самостоятельно произвести зачет имеющихся у налогоплательщика недоимок по налогам. Такой зачет также осуществляется на основании решения инспекции.

Если камеральная проверка завершится для налогоплательщика неблагополучно, суммы излишне возмещенного НДС подлежат возвращению в бюджет, а за все время неправомерного пользования ими должны быть уплачены проценты. Они равны двукратной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действующей в соответствующий период.

Казалось бы, все описано ясно и недвусмысленно. Однако, как показывает опыт, в ходе практической реализации нововведений организации и эксперты почти всегда выявляют особенности, которые способны привести к возникновению спорных ситуаций.

На какие же тонкости обратили внимание налогоплательщики в комментируемых письмах?

СЧИТАЕМ СУММУ УПЛАЧЕННЫХ НАЛОГОВ
Итак, заявительный порядок возмещения НДС разрешен тем налогоплательщикам, у которых совокупная сумма налогов, уплаченных за три предыдущих календарных года, составляет не менее 10 млрд руб.

Вот организация и поинтересовалась, что следует понимать под уплаченными налогами. Действительно, три года — срок немалый, и в его рамках могли быть случаи не только уплаты налогов, но и их возврата, а также возмещения того же НДС. Нельзя исключать и того, что за это время налоговики проводили зачеты переплат одних налогов в счет недоимок по другим.

Как посчитать, соблюден ли критерий, позволяющий обойтись без обращения в банк за гарантией? Надо ли брать «валовой» показатель или только разницу между платежами и возмещением налога из бюджета?

Ответы на эти вопросы Минфин России дал в комментируемом письме от 01.04.10 № 03-07-08/84. Он напомнил, что фактически уплаченными считаются не только налоги, перечисленные со счета налогоплательщика на счет соответствующего бюджета, но также суммы налогов, штрафов и пеней, которые ранее были излишне уплачены или взысканы и по решению налогового органа зачтены в счет погашения обязательства по уплате налогов.

Из определенной таким образом суммы уплаченных за три года налогов нужно вычесть те, которые признаны излишне уплаченными (взысканными) и были фактически возвращены компании.

По нашему мнению, остались неясными некоторые стороны проблемы. Например, не вполне очевидно, сочтут ли налоговики возвращенными те суммы излишне уплаченных (взысканных) налогов, по которым подано заявление о зачете в счет будущих платежей без указания на конкретный период такого зачета. Аналогичный вопрос остался и в отношении платежей, которые были совершены в большей сумме, чем величина налоговых обязательств, заявленных в соответствующих декларациях.

ПРИМЕР 1
Организация отразила в декларации за I полугодие 2010 года сумму прибыли 500 млн руб. С нее начислен налог 100 млн руб., который уплачен в бюджет.

Однако III квартал оказался неудачным, и налогооблагаемая прибыль за 9 месяцев 2010 года составила всего лишь 450 млн руб. Соответственно налог на прибыль с этой суммы — 90 млн руб.

Организация подала в ИФНС заявление с просьбой направить возникшую переплату в счет будущих платежей, не конкретизируя ни период, ни налог.

Возможно и такое. Предположим, что в I квартале 2010 года в декларации по НДС была указана сумма налога к уплате 446 400 руб. Вычетов налогоплательщик заявил на 88 000 руб.

В итоге к перечислению в бюджет по этой декларации причиталось 358 400 руб., но перечислено было 400 000 руб. В результате образовалась излишне уплаченная сумма, которая составила 41 600 руб.

Предприятие решило не направлять в налоговую инспекцию письмо о зачете или возврате.

По нашему мнению, есть вероятность, что в первом случае налоговики примут сумму налога на прибыль как уплаченную и согласятся включить ее в расчет лимита не по мере списания в счет будущих налоговых платежей, а в периоде фактической уплаты.

Во втором случае скорее всего сумма, превышающая заявленное в декларации налоговое обязательство по НДС, не будет расцениваться как уплаченный налог. Она может быть признана авансовым платежом, который в расчете лимита не участвует. Однако утверждать, что налоговики станут рассуждать именно так, невозможно.

ЧТО СЧИТАТЬ НЕДОИМКОЙ
Налогоплательщик поинтересовался также порядком возмещения НДС в ситуации, когда в лицевом счете отражена недоимка, возникшая, например, в связи с принятием решения по результатам выездной проверки, по которой есть решение (определение) суда о принятии обеспечительных мер, запрещающих налоговикам взыскивать ее до завершения судебного разбирательства.

С одной стороны, недоимка имеется. Но с другой стороны, до окончания спора взыскать ее нельзя. Поэтому организация справедливо предположила, что в данном случае налоговые органы могут формально руководствоваться упоминанием о недоимке в статье 176.1 НК РФ и, например, вернут НДС в заявительном порядке за вычетом этой недоимки в расчете на завершение судебного процесса в свою пользу.

В комментируемом письме от 05.04.10 № 03-07-08/95 специалисты министерства сослались на пункт 4 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.04 № 83*.

* «О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации».

Они напомнили, что принятие судом обеспечительных мер хотя и не означает, что решение налоговых органов признано недействительным, но вместе с тем приостанавливает его. То есть налоговики не вправе ни препятствовать расходованию организацией своих средств, ни предпринимать действия для получения этих сумм бюджетом, в том числе в виде удержаний или зачетов.

Поэтому налогоплательщик, добившийся принятия судом обеспечительных мер в отношении решения налоговиков, может быть спокоен: налоговые органы при возмещении НДС в заявительном порядке не имеют права уменьшить возвращаемые из бюджета средства на суммы таких недоимок.

УТОЧНЕННАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРИ ЗАЯВИТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ ВОЗМЕЩЕНИЯ
Был затронут еще один технический, но весьма важный вопрос. Он касается ситуации, когда камеральная проверка поданной декларации еще не закончена, а налогоплательщик представляет «уточненку».

Пункт 9.1 статьи 88 НК РФ предусматривает прекращение проверки ранее поданной декларации и всех действий налогового органа, а в отношении «уточненки» начинается новая камеральная проверка.

Если по первичной декларации, согласно заявлению организации, применялся заявительный порядок возмещения налога, то при подаче уточненной может возникнуть ситуация, когда налоговики все еще проводят проверку, но сумма НДС уже возвращена, то есть поступила на его счет. То, что в этом случае первая камеральная проверка прекращается, очевидно. Но что будет с полученной из бюджета суммой?

К тому же уточненная декларация может содержать как большую, так и меньшую сумму налоговых обязательств компании по сравнению с первоначальным вариантом. Как поступить: вернуть часть суммы в бюджет или получить из бюджета дополнительные средства?

По мнению Минфина России, указанные положения статьи 88 НК РФ дают однозначный ответ. Необходимо все вернуть к исходной ситуации: решение о возмещении НДС отменяется, выставляется требование о возврате налога, и организация (или ее банк-гарант) перечисляет полученный из бюджета НДС обратно. У налогоплательщика есть на это пять дней. Причем неважно, содержит ли уточненная декларация большую или меньшую сумму НДС к возмещению по сравнению с первоначальной.

Зато предприятие может подать заявление о возмещении НДС в заявительном порядке уже в отношении уточненной декларации, и налоговый орган в таком случае действует по обычному алгоритму.

По нашему мнению, такая логика имеет право на существование. Прекращение камеральной проверки первичной декларации означает, что стороны возвращаются в исходное положение и начинают все заново.

Иначе налогоплательщики могли бы получить инструмент, позволяющий длительное время на абсолютно законных основаниях пользоваться бюджетными средствами почти бесплатно, однократно подав декларацию к возмещению и в дальнейшем с определенной периодичностью (например, каждые один-два месяца) представляя уточненные декларации.

КАК ПРИМЕНЯТЬ СТАВКУ РЕФИНАНСИРОВАНИЯ
Организация уточнила и порядок начисления процентов за пользование бюджетными средствами, когда возмещенная сумма НДС подлежит возврату.

Дело в том, что статья 176.1 НК РФ говорит о необходимости применения именно удвоенной ставки рефинансирования.

Можно предположить, что компания опасалась, что проценты будут рассчитываться так же, как начисляют пени на недоимки, то есть по 1/300 ставки рефинансирования за каждый день. Ведь пени, исходя из норм статьи 75 НК РФ, тоже фактически являются платой за пользование бюджетными средствами, поскольку призваны компенсировать потери бюджета от несвоевременного поступления налогов.

К тому же из статьи 176.1 НК РФ нельзя понять, являются ли указанные проценты единственным дополнительным платежом налогоплательщика в бюджет или ему могут начислить и пени. Ведь бюджет недополучил платежи на сумму неправомерно возмещенных в заявительном порядке сумм НДС.

Разъяснения по этому аспекту проблемы благоприятны для налогоплательщиков. Статья 176.1 НК РФ в отличие от статьи 75 НК РФ никакого специального порядка использования ставки рефинансирования не содержит. Поэтому при расчете нужно исходить из фактической, а не условной продолжительности календарного года, то есть определять процентную ставку за день как 1/365 (1/366) учетной ставки ЦБ РФ. Эти проценты являются единственной формой платы за пользование бюджетными средствами. Никакие пени дополнительно не начисляются.

Специалисты ведомства сообщили и дополнительную информацию по этому вопросу. Они указали, что, поскольку ставка рефинансирования в последнее время меняется довольно часто, налоговики будут определять суммы процентов исходя из всех ставок, которые действовали с момента получения налогоплательщиком средств из бюджета до возврата излишнего возмещения.

Читать еще:  Упрощенцам хотят разрешить не сдавать отчетность

ПРИМЕР 2
Предположим, налогоплательщик 27 января 2010 года получил сумму возмещения НДС. Возврат излишнего возмещения он произвел на основании решения налогового органа по результатам камеральной проверки декларации 4 мая 2010 года.

Расчет ставки процентов за день будет осуществлен следующим образом:
— с 28 января по 23 февраля — по 0,048% (учетная ставка 8,75% х 2 раза/ 365 дн.);
— с 24 февраля по 28 марта — по 0,047% (учетная ставка 8,5% х 2 раза/ 365 дн.);
— с 29 марта по 29 апреля — по 0,045% (учетная ставка 8,25% х 2 раза/ 365 дн.);
— с 30 апреля по 4 мая — по 0,044% (учетная ставка 8% х 2 раза/365 дн.).

После того как суммы процентов будут определены по каждой ставке, все результаты складываются и общая сумма включается в требование, выставляемое налогоплательщику.

Статья напечатана в журнале «Документы и комментарии» №13, июль 2010 г.

Заявительный порядок возмещения НДС 2019

Автор: Светлана Валюнина
главный бухгалтер-консультант 1С-WiseAdvice

Если компания хочет получить возмещение НДС из бюджета, в общем случае нужно ждать минимум два месяца, пока налоговая инспекция будет проверять декларацию и выносить положительное или отрицательное решение на возмещение. Все это время налогоплательщик фактически кредитует государство за свой счет.

Некоторые компании могут не ждать так долго, а получить деньги на расчетный счет за 11 дней в заявительном порядке. Такая возможность предусмотрена статьей 176.1 Налогового кодекса РФ. Это отличная возможность пополнить оборотные средства, не привлекая кредиты. Расскажем подробнее, как возместить налог на добавленную стоимость в ускоренном порядке.

Что представляет собой заявительный порядок возмещения НДС

Это значит, что государство возвращает НДС по заявлению еще до того, как проверит декларацию и убедится, что организация действительно имеет право на возмещение.

Но эта возможность доступна не всем, а только организациям с солидными отчислениями в бюджет и тем, кто имеет банковскую гарантию или поручительство от другой организации.

Налогоплательщик имеет право на заявительный порядок возмещения, если соответствует одному из следующих критериев (п. 2 ст. 176.1 НК РФ):

  1. Существует не меньше трех лет и за последние три года заплатил налогов (НДС, НДПИ, налог на прибыль и акцизы) не меньше, чем на 2 млрд руб. При расчете совокупной суммы налогов в нее не включают ранее возмещенный НДС (письмо от 31.08.2017 № 03-07-11/55788).
  2. Предоставил банковскую гарантию.
  3. Является резидентом территории опережающего экономического развития или свободного порта Владивосток и предоставил гарантию от управляющей компании.
  4. Имеет поручительство от другой организации, если эта организация старше трех лет, за последние три года заплатила от 2 млрд руб. налогов, не имеет долгов перед бюджетом, не находится в процессе банкротства, ликвидации или реорганизации. Сумма обязательств по поручительству не может быть больше 50% от чистых активов поручителя.

Банк или организация, которые выдали гарантию, должны будут за свой счет возместить убытки бюджету, если после камеральной проверки декларации окажется, что налогоплательщик не имел права на возмещение НДС и не вернул полученные деньги по требованию.

Проблемы возмещения НДС и другие актуальные для участников ВЭД вопросы вы можете обсудить на заседаниях Клуба директоров. Записаться на мероприятие можно заранее. А здесь вы можете посмотреть отчет о заседании закрытого Клуба директоров, которое состоялось 21 марта 2019 года.

Как выглядит процедура возмещения НДС в заявительном порядке

Шаг 1. Налогоплательщик сдает декларацию с НДС к возмещению.

Шаг 2. В течение пяти дней после сдачи декларации отправляет в налоговую инспекцию банковскую гарантию, если она нужна (или договор поручительства, или договор с управляющей компанией) и заявление о применении заявительного порядка.

Шаг 3. Налоговая инспекция рассматривает заявление и в течение пяти дней выносит положительное или отрицательное решение. После этого у налоговиков есть пять дней, чтобы сообщить о решении налогоплательщику. В случае отказа контролеры должны указать в решении, какой именно пункт Налогового кодекса не выполнен.

Шаг 4. Если решение было положительным, уже на следующий рабочий день ИФНС отправляет поручение в казначейство, а оттуда в течение пяти дней перечисляют деньги на счет организации.

Итого процедура занимает максимум 11 рабочих дней со дня подачи заявления до поступления денег на счет.

С 12 дня, если к этому времени деньги не поступят на расчетный счет компании, начинают «капать» проценты. Налоговая инспекция должна вместе с суммой возмещения перечислить на счет организации проценты, исходя из действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Внимание!

Если у организации есть недоимка по налогам, пеням и штрафам, полагающуюся к возмещению сумму налоговики автоматически зачтут в счет этих долгов, а на счет организации перечислят только остаток, если он будет.

Заявительный характер возмещения НДС никак не влияет на камеральную проверку по декларации. Ее будут проверять с таким же пристрастием, как и другие декларации с возмещением, а значит будут задавать вопросы, запрашивать документы и, возможно, вызывать на комиссии для беседы. Поэтому организация, которая идет на возмещение в заявительном порядке, должна быть на 100% уверена в каждом примененном вычете. Если хотя бы часть вычетов снимут, придется возвращать деньги в бюджет с двойными процентами.

Если вам нужно возмещение – вы его получите. В отличие от штатных бухгалтеров, которые не хотят лишний раз «связываться» с возмещением, чтобы не привлекать внимания налоговиков, мы уверенно возвращаем деньги в оборот компании. Мы строго следим за оформлением документов, не боимся вопросов и отстаиваем вычеты.

Заявление о применении заявительного порядка

Утвержденной формы заявления нет. Есть только требование Налогового кодекса, что в заявлении налогоплательщик должен прописать обязательство вернуть полученные деньги с процентами в бюджет, если по результатам проверки решение о возмещении будет отменено.

За образец можно взять эту форму:

Получение банковской гарантии

Гарантию может выдать только банк, который есть в специальном перечне Минфина. Этот перечень постоянно обновляется.

В перечень попадают банки, которые соответствуют условиям статьи 74.1 Налогового кодекса РФ, а именно:

  • работают не меньше пяти лет и имеют лицензию ЦБ РФ;
  • имеют не меньше одного миллиарда собственных средств;
  • последние 6 месяцев соблюдали все нормативы закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
  • не имеют требование от Центробанка о финансовом оздоровлении.

Суммы, прописанной в гарантии, должно хватить на то, чтобы в случае чего покрыть обязательства перед бюджетом.

Налоговики на местах иногда утверждают, что суммы по гарантии должно хватить и на покрытие процентов за пользование бюджетными деньгами, но ФНС России считает, что сумма, на которую выдана банковская гарантия должна обеспечивать исполнение обязательств по возврату в бюджет в полном объеме только суммы налога, заявленной к возмещению (письмо ФНС России от 05.02.2014 № ГД-4-3/1884).

Гарантия должна действовать минимум 10 месяцев со дня подачи декларации с заявленной суммой возмещения НДС.

Если организация, которая возмещает НДС, и банк, выдавший гарантию, «прописаны» в разных регионах, – это не повод для отказа в возмещении (письмо Минфина РФ от 21.10.2010 № 03-07-11/415).

Процесс получения гарантии схож с получением кредита. Нужно обратиться в банк с заявлением и предоставить пакет документов. Условия предоставления гарантии будут зависеть от финансового состояния организации. Плата за гарантию колеблется от 1 до 10% годовых. Как правило, банки запрашивают обеспечение по гарантии.

Если банк согласился дать гарантию на меньшую сумму, то можно предоставить гарантию на часть суммы, заявленной к возмещению (письмо Минфина от 26.09.2012 № 03-07-15/127).

Что будет после камеральной проверки

Алгоритм зависит от того, выявила ли проверка нарушения.

Ситуация 1. Нарушений не было

Если с декларацией все в порядке, в течение 7 дней после окончания камеральной проверки организация получит от ИФНС информацию в письменной форме, что нарушений нет. Одновременно с этим или не позднее следующего дня банк получит от ИФНС заявление об освобождении от гарантии.

Саму гарантию организация может получить обратно из налоговой инспекции по письменному заявлению.

Ситуация 2. Нарушения были

Если по итогам проверки контролеры выяснят, что организация не имела права на возмещение или возврату подлежала меньшая сумма, контролеры отменят решение о возмещении и направят требование вернуть налог с процентами за пользование бюджетными деньгами исходя из двойной ставки рефинансирования ЦБ РФ (п. 15 ст. 176.1 НК РФ).

У организации будет пять дней на то, чтобы вернуть деньги в бюджет, после чего налоговая инспекция уведомит банк о прекращении обязательств по гарантии.

Если организация не заплатит по требованию, налоговая инспекция направит требование уже в банк, выдавший гарантию.

Если нужно сдать уточненную декларацию

Лучше успеть это сделать до того, как налоговики примут решение о возврате денег. Иначе придется вернуть все полученные по заявительному порядку деньги с двойными процентами (п. 24 ст. 176.1 НК РФ). И не имеет значения, в какую сторону изменилась сумма НДС к возмещению в уточненной декларации – уменьшилась или увеличилась (письмо Минфина от 01.04.2010 № 03-07-08/84).

Верховный суд такую позицию поддерживает.

Судебная практика

Постановление Президиума ВАС РФ ОТ 19.02.2013 № 13366/12. Компания возместила НДС в заявительном порядке, а потом подала «уточненку» с меньшей суммой возмещения и разницу добровольно вернула в бюджет. Но налоговики решили, что компания должна была вернуть все и с процентами.

Одновременно они приняли положительное решение о возмещении НДС уже по другой декларации за следующий квартал и за счет этой суммы покрыли недоимку. Компания не согласилась и обратилась в суд. Суды всех инстанций решили, что положения пунктов 15, 17 и 24 статьи 176.1 Кодекса допускают частичную отмену решения о возмещении налога и возврат в бюджет только излишне полученных сумм. Верховный суд не согласился с этим и отменил решения нижестоящих судов.

Если же подать «уточненку» и заявление на возмещение еще до того, как будет принято решение о возврате, инспекторы просто не будут рассматривать первичную декларацию. Они прекратят камеральную проверку и начнут новую по уточненной декларации. При этом не обязательно получать новую банковскую гарантию. Можно воспользоваться той же, если до окончания срока ее действия осталось не меньше 10 месяцев.

Если у организации все в порядке с документами, НДС можно и нужно возмещать, в том числе с использованием банковской гарантии.

Мы оперативно обрабатываем всю поступающую «первичку» и создаем электронный архив, поэтому всегда готовы к требованиям и проверкам налоговых органов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector