Получить оплату по госконтрактам станет проще

Что делать, если заказчик не платит по госконтракту

Нормы об оплате в 44 ФЗ

Оплата контракта по 44 ФЗ, сроки и порядок выплат установлен ч. 13.1 ст. 34 44-ФЗ. В этой норме указано, что госзаказчик обязан оплатить товар, работу или услуг в срок, не превышающий 30 дней от даты приемки всего контракта или отдельного этапа.

При этом оплата СМП по 44 ФЗ, то есть контрактов (их отдельных этапов), заключенных по результатам торгов, проводимых только среди субъектов малого и среднего предпринимательства или СОНКО, должна быть произведена в течение 15 рабочих дней (ч. 8 ст. 30).

Для некоторых сделок по 44 ФЗ оплата по контракту может происходить в другом порядке. В частности, в ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе установлено, что правительство вправе определить другой порядок оплаты, но только для обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

Что же касается закупок по 223-ФЗ, то в пункте 14 (3) постановления правительства № 1352 от 11.12.2014 указано следующее:

если закупка проводится среди среди любых участников закупок а победителем признается субъект малого и среднего предпринимательства, то срок оплаты исполненных обязательств не может превышать 30 календарных дней от даты подписания документов о приемке.

Таким образом, срок оплаты по договору по 44-ФЗ рассчитывается с даты подписания заказчиком документа о приемке товара, работы или услуги и составляет не больше 30 дней. Однако возникают ситуации, когда заказчик задерживает перечисление денег. В какие инстанции необходимо обратиться для оперативного получения денежного вознаграждения?

Судебные органы

В каждом договоре есть пункт о том, что споры между покупателем и поставщиком, которые те не смогли решить путем переговоров, разбирает Арбитражный суд. Однако он может рассматривать дела от 6 месяцев и дольше.

За повторное административное правонарушение по неоплате обязательств по контракту должностному лицу грозит дисквалификация на срок от года до двух лет. В этом случае с делом будет работать мировой судья (ч. 1 ст. 23.1 КоАП).

Контрольные органы

Кроме арбитража и мирового судьи, ряд контрольных организаций могут повлиять на недобросовестного заказчика так, чтобы оплата товара по 44 ФЗ наконец поступила на расчетный счет исполнителя.

Во-первых, прокуратура. Прокурор выносит постановление об административном правонарушении после того, как установит факт неоплаты. Далее в течение трех суток материалы дела направляют в уполномоченные органы (ч. 1 ст. 28.4, ч. 1 ст. 28.8 КоАП).

Убедиться в том, что этот орган реально помогает поставщикам получить деньги по исполненным сделкам, можно в разделе «Новости» на официальном сайте ведомства.

Прокуратура

Причем надежнее обращаться сразу в Генеральную прокуратуру, а в местные подразделения отправлять копию жалобы.

Во-вторых, УФАС. Данный орган правомочен проводить внеплановые проверки и по итогу возбуждать и рассматривать дела по ст. 7.32.5 КоАП (нарушение сроков оплаты по госконтрактам).

За однократное неисполнение обязанностей на должностное лицо государственного покупателя могут наложить штраф от 30 000 до 50 000 руб.

Итогом рассмотрения таких споров судом или ФАС может стать одно из решений:

  1. Назначение административного наказания.
  2. Прекращение производства по делу об административном правонарушении.

В-третьих, орган внутреннего финансового контроля, который есть у каждого заказчика. Согласно ч. 8 ст. 99 № 44-ФЗ, эта инстанция проверяет ход исполнения контракта, поэтому сюда тоже можно отправить жалобу.

Защитные организации

Ряд организаций, которые занимаются защитой прав и интересов предпринимателей, также могут катализировать получение средств по государственным контрактам. Самым ярким представителем является уполномоченный при Президенте РФ по правам предпринимателей. Омбудсмена привлекает ФАС, например, как третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора.

Общественные организации. Сюда относится, например, ОНФ «За честные закупки», официальный сайт. Гарантий на победу здесь нет, но шансы присутствуют.

Существуют и предпринимательские организации, которые оказывают помощь тем бизнесменам, у которых есть членский билет. Если есть такая возможность, имеет смысл ею воспользоваться.

Кредит, господдержка, инвестор. Как исполнить госконтракт и остаться в плюсе

Госконтракты могут стать для компаний-исполнителей хорошим и стабильным доходом, но не все готовы работать с постоплатой. Останавливает либо отсутствие собственных оборотных средств на исполнение контракта, либо нежелание их тратить.

Юга.ру вместе с онлайн-сервисом Fintender.ru рассказывают, как исполнителям покрыть расходы не из собственного кармана, почему самый простой вариант — взять кредит на исполнение контракта и как это сделать быстро и из любой точки мира.

Fintender.ru — онлайн-сервис Совкомбанка, где участники закупок и сопровождающие их агенты могут оформить необходимые финансовые продукты.

1. Взять кредит на исполнение государственного контракта

Это, пожалуй, самый простой и быстрый способ. Кредит на исполнение контракта — отдельный банковский продукт с более выгодными для компаний-исполнителей условиями. Они значительно отличаются от условий по потребительским кредитам или займам для бизнеса. Кредит на исполнение контракта выдается под конкретные цели, риски для банка здесь минимальны, поэтому ставки меньше и получить одобрение проще.

Описываем преимущества кредита на госконтракт на примере сервиса Fintender.ru:

  • кредит можно получить без финансового обеспечения (залог не нужен);
  • можно взять кредит на большую сумму, что дает возможность исполнять крупные контракты (на Fintender.ru можно получить до 100 млн рублей на эти цели);
  • решение о предоставлении кредита принимается за один день;
  • не надо никуда ходить — процедура получения кредита происходит онлайн, на Fintender.ru есть полноценный электронный документооборот.

Такой кредит можно оформить на сумму, не превышающую 70% стоимости контракта. Банк открывает кредитную линию на срок до 1 года, и компания может использовать средства полностью или выбирать траншами по мере необходимости.

5,2% — средняя ставка по кредитам на исполнение контракта
6,3% — средняя комиссия за открытие кредитной линии
6 месяцев — средний срок, на который такие кредиты берут

*данные сервиса Fintender.ru. Точные условия рассчитываются банком индивидуально в каждом конкретном случае

Рассмотрим пример:

У вас своя молочная ферма, и вы решили принять участие в тендере на поставку молочной продукции в муниципальный санаторий.

Стоимость контракта — 10 млн рублей, он рассчитан на год.

Произведя расчеты, вы понимаете, что потребуются дополнительные деньги: на закупку молока с соседних ферм (производимой вами продукции не хватит), на покупку дополнительного оборудования, на оплату работы сотрудников и найм еще нескольких человек в связи с расширением производства.

Читать еще:  Фнс об ответственности за неприменение фискального накопителя

Тратить оборотные средства вы не готовы, поэтому берете кредит. Максимальная сумма — 70% от стоимости контракта, то есть 7 млн рублей.

  • заполняете заявку на сайте Fintender.ru (вам понадобятся качественные фото или сканы требуемых документов, также для банка важна прозрачная отчетность);
  • открываете расчетный счет (заявку на открытие можно также подать через Fintender.ru);
  • оплачиваете единоразовую комиссию за открытие кредитной линии (рассчитывается индивидуально);
  • обеспечиваете ежемесячную оплату процента по кредиту;
  • получаете деньги от банка на расчетный счет, используете эти средства для расширения производства;
  • заказчик оплачивает каждую партию поставленного товара в течение 30 дней с даты поставки. Эта сумма идет в счет погашения кредита (процент по кредиту за год — около 350 тыс. рублей, рассчитывается индивидуально).

В итоге за год ваша компания вырастает в полтора раза, оборотные средства на это практически не тратились, ваши вложения — минимальны.

Светлана Смирнова

директор по продуктам и технологиям корпоративного блока Совкомбанка

— Финансирование исполнения госконтракта — актуальная тема и для новичков в закупках, и для опытных поставщиков, которые хотят выйти на новый уровень и получить крупные контракты. Заказчики требовательны к исполнителям и не всегда готовы рисковать, перечисляя аванс или оплату без конкретного результата. Поэтому исполнителю часто необходимы серьезные средства. Не стоит бояться участвовать в госзакупках, но важно адекватно оценивать свои возможности и использовать технологичные финансовые продукты. Совкомбанк предоставляет их через Fintender.ru и дает возможность получить кредиты и банковские гарантии онлайн за короткий срок.

2. Попросить аванс у заказчика

Можно договориться с заказчиком, что он выплатит часть денег до начала выполнения обязательств по госконтракту. Это будет авансирование, то есть частичная предоплата. Будет ли аванс предусмотрен условиями соглашения, зависит от заказчика: по закону, это его добровольное решение, а не обязанность. В большинстве случаев авансирование не предусматривается.

По 44-ФЗ (закон о закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд) аванс может составлять до 100%, но на очень ограниченное количество предметов контракта (подписка на печатные издания, обучение сотрудников, проведение госэкспертизы, приобретение авиа- и железнодорожных билетов, путевок, договоры страхования). От 30 до 80% может составлять аванс за выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. До 30% заказчик готов заплатить за строительство и ремонт находящихся в госсобственности объектов капстроительства. При этом размер обеспечения исполнения контракта связан с размером аванса: если аванс превышает 30% НМЦК (начальная максимальная цена контракта), размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса.

С 223-ФЗ (закон о закупках отдельными видами юрлиц) ситуация аналогичная — каких-либо норм, непосредственно относящихся к правилам авансирования исполнения договоров, нет. В законах есть лишь норма, согласно которой заказчик обязан прописывать в документации решение об осуществлении авансирования. Также там должен быть указан размер предварительной оплаты и срок такой выплаты.

3. Найти инвестора

Можно найти инвестора напрямую — спросить знакомых или воспользоваться услугами компаний по инвестированию тендеров. Существуют специализированные краудлендинговые онлайн-платформы, предлагающие такие услуги. Инвесторам это выгодно: госзаказчики — платежеспособные контрагенты, а система закупок обеспечивает прозрачность. Однако инвесторы могут запросить довольно большой процент (иногда больше половины) от исполненного контракта.

С инвестором заключается инвестиционный договор, в котором прописывают обязанности сторон и условия финансирования. Реализация их со стороны заказчика (им выступает исполнитель контракта, а инвестор в договоре — вкладчик) может включать, например, предоставление отчетов о реализации проекта, привлечение необходимых лиц. А со стороны вкладчика — передачу денежных средств.

4. Получить господдержку

В российских регионах есть краевые и областные фонды и центры, которые не только помогают предпринимателям консультациями, но и оказывают финансовую поддержку. В основном они ориентированы на субсидии для малого и среднего бизнеса и микрозаймы для развития предприятий, также выдают поручительства. Последний пункт и может помочь в госзакупках — в случае нехватки у компании залоговой базы для получения кредита. На Кубани, к примеру, такую помощь предоставляет краевой фонд развития бизнеса и фонд микрофинансирования.

На поручительство компания может претендовать при определенных условиях, среди которых регистрация бизнеса и минимум полгода работы на территории региона, хорошая кредитная история и отсутствие налоговой задолженности.

Как получить поручительство?

  • обратиться к организации — партнеру фонда (это может быть банк);
  • узнать, нужно вам поручительство фонда или нет;
  • направить заявку на получение поручительства и необходимый пакет документов;
  • ждать решения фонда в течение 3-5 дней;
  • при положительном решении заключить трехсторонний договор.

Что делать, если Вам НЕ ЗАПЛАТИЛИ по госконтракту: три простых шага

В настоящее время происходит массовое нарушение прав предпринимателей в части неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиками обязательств по оплате поставки товаров/выполненных работ по государственным и муниципальным контрактам.

Тема неоплаты по госконтрактам – больной вопрос для предпринимателей. Вовремя не поступившие на счёт средства – это долги по заработной плате, просрочки по кредитам, пени и штрафы, потеря доверия поставщиков. Для малого предпринимательства неисполнение государством финансовых обязательств может грозить закрытием производства.

На совещании Юрия Чайки, прошедшем в Екатеринбурге в конце прошлого месяца, было отмечено что, наиболее частые нарушения – заключение контрактов в отсутствие бюджетного лимита, включение в них неправомерных условий, а также коррупционные проявления и безответственность должностных лиц. Потери региональных бюджетов из-за взысканных штрафных санкций исчисляются десятками миллионов рублей.

Однако, судя по статистике, только 1% предпринимателей обращается в прокуратуру.

Напоминаем, что с 16.12.2016г. срок оплаты по государственным и муниципальным контрактам для субъектов МСП составляет 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке товара (выполнении работы, оказании услуги) по договору (отдельному этапу договора) (п.14 (3) Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014г. №1352).

Что делать, если Вам НЕ ЗАПЛАТИЛИ по исполненному госконтракту?

Специально для Вас мы разработали слайд-схему по алгоритму действий при неисполнении обязательств заказчика по госконтракту:

написание претензии заказчику;

обращение с иском в арбитражный суд субъекта РФ;

обращение в органы прокуратуры Вашего субъекта РФ.

Образцы документов приложены к данной статье.

Важно знать: в органы прокуратуры РФ можно обратиться на любой стадии.

Дополнительно информируем Вас о том, что согласно распоряжения Генерального прокурора РФ введен Всероссийский день приема предпринимателей, который проводится в рабочее время в первый вторник каждого месяца сотрудниками всех структурных подразделений прокуратуры России – от Генеральной прокуратуры Российской Федерации до прокуратур городского и районного звена.

Читать еще:  Расчет платы за загрязнение окружающей среды - 2017-2018

В Генеральной прокуратуре РФ прием будет вестись сотрудниками Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства, управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции и управления по рассмотрению обращений и приему граждан по адресу: г. Москва, Благовещенский пер., д. 10.

«Мало выиграть госконтракт, надо еще умудриться деньги потом получить»

Предприниматели Высокой Горы намекнули, почему район за год из лидера бизнес-рейтинга скатился до 10-го места

Тимур Нагуманов и Ко продолжает бизнес-вояж по районам Татарстана, чтобы узнать, как чувствует себя малый и средний бизнес. Предпринимательское сообщество Высокой Горы озадачило казанских гостей рядом проблем: бизнесмены рассказали о том, как с боем пробиваются к госзаказу, как ждут деньги по госконтрактам и каковы расценки на электроэнергию в промпарках. Сетования бизнеса и ответы омбудсмена слушал корреспондент «БИЗНЕС Online».

Тимур Нагуманов похвалил бизнесменов Высокогорского района за лидерство в бизнес-рейтинге среди районов РТ в 2017 году, однако не забыл напомнить о 10-м месте в 2018-м

«Работа с госконтрактом — это отдельная специфическая тема»

Вчера уполномоченный при президенте РТ по защите прав предпринимателей Тимур Нагуманов похвалил бизнесменов Высокогорского района за лидерство в бизнес-рейтинге среди районов РТ в 2017 году, однако не забыл напомнить о 10-м месте в 2018-м.

Первый же вопрос оказался от одного из крупнейших предприятий Высокогорского района — завода «СафПласт». «Еще в июле 2018 года мы заключили контракт на поставку нашей продукции в рамках госзаказа по ремонту трассы M7 в Нижнем Новгороде, — рассказала главный бухгалтер предприятия Светлана Авдякова. — Наш покупатель оплатил поставку, мы получили денежные средства в казначейство, и уже третий месяц они находятся там. Мы их получить не можем по двум причинам. Во-первых, не могли долго объяснить нашим поставщикам, чтобы они проставляли в первичных документах идентификатор госконтракта без открытия счета в казначействе. Во-вторых, когда мы начали предоставлять для проверки документы в казначейство, они каждый раз предъявляли новые требования. Причем такие, которые они не объявляли в прошлый раз. Проблема оказалась в постановлении по госзаказам, которое очень размыто». Придирки казначейства касались, например, отсутствия электронных подписей на платежных поручениях. В банках подобной практики нет вообще. И предприятию пришлось платить из собственного кармана, чтобы получить бумаги со стандартной синей печатью.

«Мало выиграть госконтракт, надо еще умудриться деньги потом получить, — философски отметил Нагуманов. — Работа с госконтрактом — это отдельная специфическая тема. Предпринимателей мы обычно зазываем: „Давайте, работайте с государством“. На деле люди сталкиваются с тем, что с госконтрактами нужно уметь работать отдельно. Развязать клубок [проблем] не удается. Должны быть четкие правила, которые не меняются в процессе. Это не всегда происходит».

А коммерческий директор «СафПласта» Марсель Ханукаев поделился с «БИЗНЕС Online» еще одной проблемой: «Много говорят про экспортное ориентирование, но для нас проблемой стали заградительные пошлины. И очень нас подкосил рост тарифов на перевозки. Я не специалист в данном вопросе и не могу ответить, последствия ли это внедрения „Платона“ или просто повышения цены ГСМ, но логистическая составляющая — проблема для нашей экспортной ориентированности».

Популяризуемым по указке сверху, как и работа МСБ с госзаказом, стал проект по открытию промплощадок в Татарстане. Но технические условия для открытия производств оказались не продуманными до конца

Проблемы промплощадок

Популяризуемым по указке сверху, как и работа МСБ с госзаказом, стал проект по открытию промплощадок в Татарстане. Но технические условия для открытия производств оказались не продуманными до конца. В частности, многих резидентов промпарка Высокой Горы волнует вопрос тарифа на электричество. «Мы знаем, что в разработке находится программа по снижению ставки тарифа электроэнергии. Это для резидентов было бы определенным бонусом к стремлению вступить в промплощадки. Когда реализуют программу и как она будет работать?» — спросила представитель управляющей компании промплощадки на Высокой Горе, представившаяся Алиной.

«Программа в разработке, сроки не могу сказать, потому что идет обсуждение в кабинете министров, — ответил заместитель генерального директора фонда поддержки предпринимательства РТ Вячеслав Коваль. — Мы видим и знаем боль предпринимателей, которые говорят о высокой цене на электроэнергию».

«Это боль большинства промплощадок, — дополнил ответ Нагуманов. — Они создавались бегом-бегом, и этот нюанс не учли. У нас поручение президента [РТ] есть, чтобы мы нашли решение проблемы. Срок был обозначен серединой февраля. Ждем ответа от коллег из органов исполнительной власти. Знаю кулуарно, что решение пока не найдено и сроки будут сдвигаться».

Насима Мирзанурова (слева) дала поручение местной прокуратуре проанализировать все закупки, которые прошли в районе за последний год

Скромные победители тендеров, тротуары и регистрационные номера

Несколько минут занял монолог руководителя «Биектау-Сервиса» Рената Гибадуллина, который решил рассказать об опыте участия в тендерах: «Бюджетные организации, такие как высшие учебные заведения или военные заводы, где крутятся большие деньги, во всех тендерных документах для малого и среднего бизнеса прописывают условия по проведению тендера в течение недели. Организации не хотят пускать чужих людей до выполнения заказа. А если начнешь жаловаться, то тебя просто не будут допускать до закупок. Возьмите договоры 5–6 учебных заведений и посмотрите, кто их выигрывал. Одни и те же люди. Все об этом знают и молчат. Это крик души человека, который крутится в данном бизнесе круглые сутки».

Начальник отдела по надзору за исполнением налогового и финансового законодательства прокуратуры РТ Насима Мирзанурова тут же дала поручение местной прокуратуре проанализировать все закупки, которые прошли в районе за последний год.

«Я же не говорил про Высокогорский район, — решил уточнить Гибадуллин. — Я, к примеру, привожу КФУ».

«Если поручение дадите проверять все районные контракты по строительству, у нас на встречах никто из строителей не будет говорить, — поспешил успокоить запал прокуратуры Нагуманов. — Обычно строители молчат тихонько, а когда с ними в кулуарах встречаешься, то они говорят, что все плохо. И важно, что обо всем этом вы говорите публично».

Читать еще:  Уведомление по всем налогам «физиков» будет единым

Конкретную организацию для проверки прокуратуры решил указать глава Дубъязского сельского поселения Асхат Низамов, который пожаловался на магазин «Пятерочка». Сеть пришла в 2016 году и расположила магазин около главной дороги населенного пункта. И главу возмутило, что рядом не была обустроена автомобильная парковка. Это заставляет людей выходить на проезжую часть. Бизнес-омбудсмен напомнил, что сам ранее был главой района и понимает важность прихода бизнеса, а также необходимость найти финансирование на обустройство тротуара для пешеходов, но отдельная дорожка решила бы конфликт.

Оплату по госконтракту может получить третье лицо

Верховный суд РФ считает, что исполнитель может уступить третьему лицу право требовать оплату по госконтракту. Ранее, в 2016 г., Министерство финансов РФ заявляло, что для контрактов, заключенных по 44-ФЗ, цессия недопустима. После появления прецедента в конце апреля 2017 г., следует ориентироваться на позицию Верховного суда.

Закон 44-ФЗ запрещает только перемену исполнителя контракта. Передавать право требовать оплату по контракту другому лицу не запрещено. Гражданский кодекс РФ не позволяет победителю торгов уступать свои права, если по закону заключить договор можно только на торгах. Однако уступки денежного требования этот запрет не касается.

Ярослав Вахитов, руководитель проекта МЭЛТОР, рассказал Т94: «Уступка прав денежного требования (цессия) по фактически выполненным контрактам возможна, так как личность исполнителя для заказчика уже не имеет значения. Соответствующие разъяснение дал 20 апреля Верховный суд. У администрации Петрозаводского городского округа был муниципальный контракт с «ЛСМ Ленстроймонтаж». До окончания срока его расторгли по соглашению сторон. Затем подрядчик уступил права требования долга по оплате контракта на 11,5 млн руб. обществу «МВМ ГРУПП». Разногласия возникли из-за применения п. 7 ст. 448 Гражданского кодекса. Эта норма запрещает победителю торгов «уступать права и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора». Верховный суд разъяснил, что поставщик (подрядчик, исполнитель), выполнивший свои обязательства по контракту, заключенному в соответствии с 44-ФЗ, имеет право передать другому лицу право требовать с заказчика оплату. Запрет, предусмотренный Гражданским кодексом применяться не может, поскольку при исполнении заказчиком обязанности по уплате денежных средств личность кредитора не имеет существенного значения для должника».

Казалось бы, все довольно просто и понятно. Однако, если обозначенное Верховным судом право исполнителя на уступку прав денежного требования не будет четко закреплено и разъяснено в законе, о нем постоянно будут забывать или стараться обойти.

Ситуацию разъясняет Дмитрий Казанцев, начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center: «Исполнитель может уступить третьему лицу право требовать оплату по госконтракту. Такое право у подрядчиков должно быть. И так в госконтракте подрядчик является самой слабой и незащищенной стороной. Неплохо было бы такое право закреплять в госконтракте. Не потому, что право без этого будет недействительно, а чтобы у второго кредитора не возникло проблем с взысканием задолженности. Если же возникнут такие проблемы, то подрядчику придется за меньшие деньги переуступать это право требования денег. Кроме этого, неплохо было бы закрепить такое право и в самом законе о контрактной системе. Например, за поставщиком такое право можно закрепить при просрочке платежа более чем на 30 дней. В целом же это полумера: если переуступать только право требования денег за госконтракт, то подрядчик останется в накладе. Получается, мало того, что поставщик должен сбивать цену на аукционе, так еще и уступать из невыплаченных денег процент второму кредитору, у которого есть свои интересы. Поэтому, чтобы не ставить подрядчика в неудобные условия, нужно закреплять за самим подрядчиком право требовать от заказчика хотя бы деньги за просрочку, либо закреплять за кредитором право взыскивать не только деньги по контракту, но и пени, и штрафы. И для заказчика это будет стимулом, и для подрядчика будет меньше финансовых рисков. Если же они расторгли контракт по соглашению сторон, то выход один: поставщик требует сумму, пропорциональную исполненным обязательствам. Ситуации, когда по соглашению сторон прописывается отказ поставщика от финансовых требований заказчика, в принципе быть не должно. По умолчанию, должен работать принцип справедливости: сколько заработал — столько и получил либо сам, либо от своего поручителя. Личность кредитора существенного значения не имеет для заказчика при исполнении обязательства по оплате. При этом цессия недопустима для контрактов, заключенных по 44-ФЗ. В отличии от 44-ФЗ, в 223-ФЗ можно не прописывать такое право на уровне закона. Грубо говоря, по 44-ФЗ работают субъекты власти, для них все, что не закреплено в законе, то не разрешено. А по 223-ФЗ действуют коммерческие субъекты, и для них все, что не запрещено, то разрешено».

Елена Дыбова, вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ, уточняет: «Уступка третьему лицу права требовать оплату по госконтракту — это всем известный принцип факторинга. Сейчас передача требований набирает популярность. Для многих предпринимателей это выход: например, когда нет возможности долго замораживать оборотные деньги. Подобная схема имеет право на жизнь. Личность кредитора никакого значения для заказчика не имеет. Если произошла переуступка, то какая разница, кому платить. Сейчас идет дискуссия о том, чтобы внести изменения в 44-ФЗ и предусмотреть в контрактной системе принцип факторинга. В конечном итоге в законе будет прописано право переуступки. При этом участники закупки обязательно должны отражать право требовать оплату третьему лицу в госконтракте. Пока все это не прописано в законе, цессия допустима на усмотрение заказчика. Но на практике заказчики не будут этим заниматься, так как у них формально не прописано таких полномочий, это нужно регламентировать».

Итак, пока в 44-ФЗ не приняты соответствующие изменения, подрядчикам придется вооружаться мнением Верховного суда и стараться донести его до заказчиков. Однако, нельзя не отметить, что без взаимного стремления выстроить здоровые деловые отношения даже поправки в 44-ФЗ помогут слабо. Чтобы соблюдалась буква закона, обе стороны должны хотеть ее соблюдать, а чтобы работы по контракту выполнялись, обеим сторонам следует прилагать для этого все усилия. Только тогда вопросы о переуступке прав требования денег будут подниматься редко и решаться легко.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector