При выдаче спецодежды минфин требует ндс

НДС по спецодежде: когда вычет допустим?

Письмо Министерства финансов РФ №03-07-11/49604 от 25.08.2016

Минфин России сообщил о налоговых последствиях по НДС в случае, если работники, занятые на работах с вредными и опасными условиями труда, не возвращают работодателю полученную спецодежду.

Обеспечение работников спецодеждой

Трудовым кодексом РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя (ч. 1 ст. 212 ТК РФ). Работодатель обязан, в частности, приобретать за счет собственных средств и выдавать работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, спецодежду в соответствии с установленными нормами. Спецодежда должна пройти обязательную сертификацию или декларирование соответствия в порядке, установленном законодательством РФ о техническом регулировании (ч. 2 ст. 212, ч. 1 ст. 221 ТК РФ).

Если работники, занятые на работах с вредными и опасными условиями труда, не возвращают работодателю полученную спецодежду, то право собственности на нее переходит к работникам. Передачу права собственности на спецодежду следует рассматривать как операцию по реализации товаров, облагаемую НДС.

В комментируемом письме разъяснено: если право собственности на спецодежду переходит к работнику, то есть происходит реализация спецодежды, то «входной» НДС по такой спецодежде принимается к вычету. Однако из письма неясно, относится ли это к любой передаче права собственности на спецодежду (на возмездной и безвозмездной основе).

Кроме того, следует отметить, что подход Минфина России не является бесспорным. Так, даже если работник возвращает спецодежду по окончании срока ее полезного использования работодателю, то в процессе носки спецодежда используется, например, в процессе производства продукции (работ, услуг), реализация которых облагается НДС. То есть можно говорить, что в любом случае использование спецодежды производится в рамках операций, облагаемых НДС. Следовательно, сумма НДС, предъявленная поставщиком спецодежды, принимается к вычету после принятия ее к учету, на основании первичных документов и счета-фактуры, вне зависимости от того, какой порядок движения спецодежды установлен конкретным работодателем (подп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172, п. 2 ст. 169 НК РФ).

Налог на прибыль организаций

Стоимость приобретенной спецодежды учитывается в составе материальных расходов одним из двух способов (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ):

полностью по мере ввода в эксплуатацию;

постепенно, исходя из срока полезного использования спецодежды или других экономически обоснованных показателей.

Выбранный порядок учета необходимо закрепить в учетной политике организации для целей налогообложения прибыли (ст. 313 НК РФ).

Бухгалтерский учет

Учет спецодежды производится в соответствии с Методическими указаниями по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденными приказом Минфина России от 26.12.2002 № 135н (далее — Методические указания).

Спецодежда принимается к учету по фактической себестоимости – исходя из суммы фактических затрат на ее приобретение или изготовление (п. 11 Методических указаний). До выдачи работникам она учитывается в составе оборотных активов организации по счету «Материалы» на отдельном субсчете «Специальная оснастка и специальная одежда на складе» (п. 13 Методических указаний). При выдаче спецодежды ее фактическая себестоимость относится на субсчет «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации» (п. 20 Методических указаний).

В общем случае стоимость выданной спецодежды погашается линейным способом исходя из сроков ее полезного использования (п. 26 Методических указаний). Однако точного указания, с какого месяца начинается такое списание (с месяца передачи в эксплуатацию или со следующего) в Методических указаниях не содержится. Поэтому порядок списания работодатель устанавливает самостоятельно и закрепляет в учетной политике (п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н).

Пример 1. Учет спецодежды со сроком использования более года.

Предположим, организация закупила спецодежду стоимостью 14 160 рублей (в том числе НДС 2160 рублей). В месяце приобретения спецодежда выдана работнику, занятому в основном производстве. Срок полезного использования спецодежды составляет 2 года (24 месяца). Учетной политикой организации установлено, что погашение стоимости спецодежды начинается с месяца передачи ее в эксплуатацию.

Бухгалтер сделает проводки:

В месяце приобретения спецодежды:

ДЕБЕТ 10 субсчет 10-10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе» КРЕДИТ 60

— 12 000 руб. (14 160 руб. – 2160 руб.) — принята к учету спецодежда;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

– 2160 руб. – отражен НДС, предъявленный продавцом спецодежды;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19

– 2160 руб. – НДС принят к вычету;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

— 14 160 руб. – оплачена спецодежда;

ДЕБЕТ 10 субсчет 10-11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации» КРЕДИТ 10 субсчет 10-10

— 12 000 руб. – спецодежда выдана работнику;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10 субсчет 10-11

— 500 руб. (12 000 руб. / 24 мес.) – часть стоимости спецодежды отнесена на затраты основного производства.

Ежемесячно в течение следующих 23 месяцев:

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10 субсчет 10-11

— 500 руб. – часть стоимости спецодежды отнесена на затраты основного производства

В то же время допускается единовременное списание стоимости спецодежды, срок полезного использования которой согласно нормам выдачи не превышает года (п. 21 Методических указаний).

Пример 2. Учет спецодежды со сроком использования не более года.

Организация приобрела спецодежду стоимостью 3540 рублей (в том числе НДС 540 рублей) и в том же месяце выдала ее работнику, занятому в основном производстве. Срок полезного использования спецодежды составляет 6 месяцев.

Бухгалтер сделает проводки:

ДЕБЕТ 10 субсчет 10-10 КРЕДИТ 60

— 3000 руб. (3540 руб. – 540 руб.) — принята к учету спецодежда;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

– 540 руб. – отражен НДС, предъявленный продавцом спецодежды;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19

– 540 руб. – НДС принят к вычету;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

— 3540 руб. – оплачена спецодежда;

ДЕБЕТ 10 субсчет 10-11 КРЕДИТ 10 субсчет 10-10

— 3000 руб.- спецодежда выдана работнику;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10 субсчет 10-11

— 3000 руб. стоимость спецодежды отнесена на затраты основного производства.

Поделиться

Распечатать

Электронная версия журнала
«НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА»

Самое популярное издание бухгалтерских нормативных документов с комментариями к ним от экспертов и разработчиков.

Приобретаем СИЗ за счет средств ФСС. НДС-последствия

Автор: Кошкина Т. Ю., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

В Письме от 20.06.2018 № 03-07-11/42124 Минфин сообщил, что в случае приобретения работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (СИЗ) за счет страховых взносов, подлежащих уплате в ФСС, суммы НДС, предъявленные продавцами этих товаров, к вычету не принимаются. Правда ли, что эти разъяснения противоречат ранее выпущенным письмам, и есть ли у налогоплательщиков основания не соглашаться с мнением о невозможности применения налоговых вычетов?

Для начала напомним содержание нескольких писем.

Реквизиты письма

Краткое содержание

От 14.08.2015 № 03-07-11/47007

Согласно п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ, в случае использования данных товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС. В связи с этим суммы НДС по приобретенным товарно-материальным ценностям, стоимость которых (без учета НДС) уменьшает страховые взносы в ФСС, принимаются к вычету в общеустановленном порядке

От 04.04.2016 № 03-07-11/18789

Согласно п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории РФ товаров (работ, услуг), в случае приобретения этих товаров (работ, услуг) для осуществления операций, облагаемых НДС, после принятия на учет таких товаров (работ, услуг) на основании счетов-фактур, выставленных продавцами.

Суммы НДС по выполненным работам (оказанным услугам), предъявленные организациями, проводящими СОУТ, принимаются к вычету у организации-заказчика в вышеуказанном порядке, в том числе в случае, если финансовое обеспечение этих работ (услуг) частично осуществляется за счет сумм страховых взносов, подлежащих перечислению в ФСС

Читать еще:  Налоговая система сша и других зарубежных стран

От 15.12.2017 № 03-07-11/84162

В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ, в случае использования данных товаров (работ, услуг) для осуществления операций, облагаемых этим налогом.
Вместе с тем на основании пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ в случае получения налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы РФ субсидий на возмещение затрат (включая налог), связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом НДС, суммы налога, предъявленные при приобретении таких товаров (работ, услуг), подлежат восстановлению.
Согласно ст. 10 БК РФ к бюджетам бюджетной системы РФ относятся в том числе бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ.
Таким образом, в случае оплаты приобретаемых производственных аптечек за счет страховых взносов, подлежащих уплате в ФСС, суммы НДС, предъявленные продавцами этих аптечек, вычету не подлежат

В комментируемом письме, указывая на невозможность применения вычета, Минфин ссылается на следующие положения:

п. 2.1 ст. 170 НК РФ, согласно которому в случае приобретения товаров (работ, услуг), в том числе ОС и НМА, имущественных прав, за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы РФ, суммы НДС, предъявленные налогоплательщику либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, вычету не подлежат;

ст. 10 БК РФ, в соответствии с которой к бюджетам бюджетной системы РФ относятся в том числе бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ.

Некоторые специалисты, проследив динамику перечисленных писем, высказывают мнение о том, что финансовое ведомство, признавая право на вычет, руководствовалось одними нормами гл. 21 НК РФ, а затем изменило свое мнение в угоду фискальным интересам, обосновав запретительную позицию другими положениями гл. 21 НК РФ и Бюджетного кодекса. Это утверждение неверно, как и совет «не обращать внимания на запретительную позицию Минфина, а руководствоваться судебной практикой, например Постановлением ФАС ЗСО от 29.11.2011 по делу № А27-6121/2011, и принимать предъявленные продавцами суммы налога к вычету в общем порядке».

К сведению. В данном судебном акте указано:

в подтверждение права на применение вычетов по НДС со стоимости приобретенных СИЗ налогоплательщик представил счета-фактуры, товарные накладные, платежные поручения;

общество выполнило требования ст. 171 и 172 НК РФ для получения права на налоговый вычет;

согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», обоснованность получения налоговой выгоды не может быть поставлена в зависимость от источника привлечения средств, то есть приобретение СИЗ за счет средств ФСС не свидетельствует о том, что налогоплательщик не понес реальных затрат по уплате НДС своему контрагенту;

отказ инспекции в применении налогового вычета необоснован.

Поясним, на чем основано наше мнение. Однако для начала еще раз подчеркнем, что, разрешая вычет, Минфин апеллировал к положениям ст. 171 и 172 НК РФ об общих правилах принятия НДС к вычету, а, высказываясь против применения вычетов, чиновники ссылались на ст. 170 НК РФ (пп. 6 п. 3 и п. 2.1) и ст. 10 БК РФ.

В 2015 году, когда Минфином было выпущено первое из представленных в таблице писем (разрешающее вычет), пп. 6 п. 3 (об обязанности восстановить НДС) предусматривал: в случае получения налогоплательщиком субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией. Поскольку средства ФСС не являются средствами федерального бюджета, у Минфина не было оснований ссылаться на эту норму.

Пункт 2.1 был введен в ст. 170 НК РФ Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ и для большинства налогоплательщиков вступил в силу 01.01.2018 (исключение составляют субъекты естественных монополий, которые будут руководствоваться им с 01.01.2019).

Других положений, запрещающих вычет в рассматриваемой ситуации, гл. 21 НК РФ не содержала, поэтому финансисты не могли не признать, что вычет осуществляется на общих основаниях, то есть получение возмещения из средств ФСС не препятствует принятию «входного» налога к вычету.

Этим же объясняется и положительная для налогоплательщиков позиция, изложенная в Письме № 03-07-11/18789.

Обратите внимание. Средства ФСС, выделенные в качестве финансового обеспечения страхователем предупредительных мер, подпадают под определение субсидии. Дело в том, что согласно п. 1 и 2 ст. 78 БК РФ субсидии предоставляются:

на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат;

из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, из бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, а также из местного бюджета.

На момент выпуска Письма № 03-07-11/84162 (конец 2017 года) формулировка пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ была подкорректирована законодателем, и речь в ней шла уже не о субсидиях из федерального бюджета, а субсидиях из бюджетов бюджетной системы РФ (данное нововведение начало применяться с 01.07.2017). Соответственно, в связи с тем, что в силу ст. 10 БК РФ к бюджетам бюджетной системы РФ относятся в том числе бюджеты государственных внебюджетных фондов, включая ФСС, Минфин сделал вывод в пользу интересов государства, а не налогоплательщиков.

До 01.01.2018 пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ обязывал восстанавливать НДС в случае, если сумма полученной субсидии включала в себя сумму налога. В иных случаях налоговые органы (вопреки мнению Минфина (Письма от 23.10.2015 № 03-07-11/60945, от 02.10.2015 № 03-07-11/56446, от 19.01.2012 № 03-07-11/15) и ФНС (Письмо от 14.04.2016 № СД-4-3/6551@) требовали восстанавливать НДС, но суды вставали на сторону налогоплательщиков (Постановления АС ПО от 31.03.2016 № Ф06-6771/2016 по делу № А65-11365/2015, АС СЗО от 29.09.2015 № Ф07-7133/2015 по делу № А13-15788/2014, ФАС ПО от 01.07.2014 по делу № А65-22566/2013).

С указанной даты названная норма дополнена положением о том, что обязанность восстановления НДС возникает независимо от факта включения суммы налога в субсидии и (или) бюджетные инвестиции на возмещение затрат.

Таким образом, различие выводов в письмах, датированных 2015 – 2018 годами, связано с внесением в гл. 21 НК РФ нововведений. А потому не соответствует действительности мнение о том, что Минфин изменил свою точку зрения произвольно, необоснованно и без учета арбитражной практики.

И еще один нюанс. Вывод о невозможности применения вычета из летнего письма 2018 года не расходится с формулировкой п. 2.1 ст. 170 НК РФ, в котором употребляется выражение «вычетам не подлежат». А вот в пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ, который положен в основу вывода в декабрьском письме 2017 года, речь идет о восстановлении НДС. Но это не мешает чиновникам говорить именно о том, что НДС со стоимости приобретаемых за счет страховых взносов производственных аптечек к вычету не принимается. Понятно, что восстановление налога и применение вычета – не одно и то же. Первое невозможно без второго, ведь восстанавливается именно НДС, ранее принятый к вычету. В связи с этим иногда высказывается мнение о допущенной чиновниками небрежности при выборе фраз. Иными словами, вывод должен был бы быть таким: налогоплательщик вправе в общем порядке принять к вычету НДС, а затем восстановить его (на основании решения органа ФСС). На наш взгляд, причина кроется не в небрежности формулировок.

Известно, что одним из условий получения возмещения за счет средств ФСС (зачета сумм затрат в счет начисленных страховых взносов) является наличие у организации плана финансового обеспечения предупредительных мер в текущем календарном году, форма которого предусмотрена приложением к Правилам финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденных Приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н. Этот план составляется с учетом перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, разработанного по результатам проведения СОУТ, и (или) коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников). Иными словами, приобретая СИЗ, организация изначально предполагает, что затраты будут покрыты за счет средств ФСС (субсидий). Раз так, зачем принимать НДС к вычету, если в скором времени налог придется восстановить в связи с принятием территориальным органом ФСС решения о финансовом обеспечении предупредительных мер? Кроме того, на момент выпуска письма Президентом РФ уже был подписан Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ, который ввел в ст. 170 НК РФ новый п. 2.1, предусматривающий запрет на принятие к вычету НДС в случае, если покупки приобретены за счет субсидий, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы РФ. Представляется, именно два этих фактора и определили высказанную в письме точку зрения.

Читать еще:  Задаток включается в базу по ндс при получении

В заключение ответим на сформулированный в начале консультации вопрос. На наш взгляд, Письмо Минфина России № 03-07-11/42124 о невозможности принятия к вычету НДС в случае приобретения СИЗ за счет страховых взносов, подлежащих уплате в ФСС, не противоречит ранее выпущенным письмам финансового ведомства. Поскольку вывод чиновников основан на новой норме (п. 2.1 ст. 170 НК РФ вступил в силу 01.01.2018), у налогоплательщиков нет оснований не соглашаться с официальной точкой зрения.

И последнее. В том же п. 2.1 ст. 170 НК РФ сказано, что не подлежащие вычету суммы налога:

включаются в расходы при исчислении налога на прибыль организаций при условии, что затраты на приобретение товаров (работ, услуг), в том числе ОС и НМА, а также имущественных прав, учитываются в составе налоговых расходов (в том числе через начисленную амортизацию), и при условии ведения раздельного учета;

не включаются в расходы при отсутствии у налогоплательщика раздельного учета суммы налога по покупкам, приобретаемым (оплачиваемым) за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций.

Таким образом, выполнив требование об организации раздельного учета сумм НДС, налогоплательщик сможет учесть их в составе расходов, уменьшающих базу по налогу на прибыль.

Минфин разъяснил, когда выдача спецодежды облагается НДС

Если выданная работникам спецодежда не возвращается, то право собственности на нее переходит к ним. Это операция по реализации товаров, облагаемая НДС, разъяснил Минфин в письме от 25.08.2016 № 03-07-11/49604.

Если работники не возвращают выданную им спецодежду, то право собственности на нее переходит к ним. Передача права собственности в данном соучае является операцией по реализации товаров (п. 1 ст. 39 НК РФ), которая облагается НДС.

Суммы НДС по указанной спецодежде принимаются к вычету в общеустановленном порядке (См. также Учет расходов на дополнительную спецодежду).

Отчетность за 3 квартал 2019 года

Выбор шеф-редактора: о самом главном и интересном

© 2007–2019 ООО «Актион управление и финансы»

Газета «Учет. Налоги. Право» – еженедельная газета для бухгалтеров.

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет. Налоги. Право».
Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Настоящий сайт не является средством массовой информации. В качестве печатного СМИ газета «Учет.Налоги.Право» зарегистрирована Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62334 от 03.07.2015;

При выдаче спецодежды минфин требует ндс

Возможна ситуация, когда увольняющийся работник по собственному желанию и по договоренности с фирмой не возвращает выданную ему ранее спецодежду, а забирает себе. Необходимо ли в таком случае удерживать НДС с суммы компенсации, полученной с работника?

По мнению Минфина России, фирме следует это делать*(1). Свою точку зрения ведомство обосновывает тем, что вручение спецодежды в рассматриваемой ситуации является передачей права собственности на товары на возмездной основе, которая считается реализацией*(2) и, следовательно, облагается НДС*(3).

Однако позиция финансового ведомства достаточно спорна. Удержание денежных средств за невозвращенную спецодежду можно рассматривать и как взимание с работника компенсации затрат, понесенных фирмой на ее приобретение, которая не облагается НДС. Единичные судебные решения это подтверждают*(4). Вместе с тем при отсутствии массовой арбитражной практики, сложившейся в пользу компаний, есть риск наступления неблагоприятных налоговых последствий. И хотя при проверках контролеры, как правило, не обращают пристального внимания на факты неудержания НДС с компенсаций за спецодежду ввиду небольшого размера возможных доначислений, все же рекомендуем фирмам правильно удерживать налог и принять меры для минимизации потенциальных претензий.

Работодатель обязан за счет собственных средств приобретать и выдавать спецодежду своим сотрудникам, выполняющим отдельные виды работ*(5). При этом она является собственностью организации и при увольнении подлежит возврату*(6). Если же работник не вернет спецодежду, фирме будет причинен ущерб в виде уменьшения ее имущества*(7). В этом случае сотрудник обязан его возместить.

При передаче спецодежды работнику при увольнении налоговая база по НДС возникает в момент удержания компенсации из последней зарплаты. Именно в этот момент необходимо начислить налог с компенсации*(8).

Порядок выдачи, возврата, а также расчета и оплаты компенсации стоимости спецодежды должен быть закреплен в трудовом (коллективном) договоре (см. образец ниже).

Фрагмент договора. Получение, возврати компенсация спецодежды

Подготовлено с использованием системы ГАРАНТ

Работодатель обязан:
— на время исполнения Работником своих трудовых обязанностей за свой счет обеспечивать Работника в течение всего срока действия настоящего трудового договора специальной одеждой, обувью и другими средствами индивидуальной защиты, соответствующей полу, росту, размеру Работника, а также характеру и условиям выполняемой работы.

Периодичность выдачи спецодежды и средств индивидуальной защиты, нормы выдачи определяются Работодателем согласно Правилам выдачи специальной (фирменной) одежды в организации, с которыми Работник ознакомился до подписания настоящего Договора;
— за свой счет своевременно обеспечивать ремонт и замену специальной одежды, выданной Работнику.

Работник обязуется:
— бережно относиться к полученной от Работодателя спецодежде и средствам индивидуальной защиты;
— при прекращении трудовых отношений либо по окончании срока ношения взамен получаемой новой спецодежды, а также при переводе Работника на другую работу, для которой ношение специальной одежды не требуется, возвратить Работодателю полученную спецодежду и средства индивидуальной защиты;
— в случае утраты по вине Работника полученной спецодежды и средств индивидуальной защиты либо невозврата спецодежды Работником в определенных настоящим трудовым договором случаях возместить Работодателю стоимость одежды/средств защиты исходя из ее фактической стоимости, с учетом степени износа.

Обосновывающими начисление НДС с сумм компенсаций будут являться любые документы, подтверждающие выбытие спецодежды у работодателя. На нормативном уровне форма таких документов не установлена, в связи с чем компании необходимо самостоятельно разработать эти формы и закрепить их в учетной политике. Содержание разработанных документов должно соответствовать требованиям статьи 9 Закона о бухучете*(9).

Размер компенсации, удерживаемой с работника, определяется исходя из рыночных цен, действующих в местности, где находится фирма на день увольнения, но не ниже стоимости спецодежды по данным бухгалтерского учета, включая степень ее износа*(10). Степень износа определяется в зависимости от способа учета спецодежды, применяемого в организации. Действующее налоговое законодательство предоставило компаниям право выбора способа бухучета спецодежды. Так, организации могут вести учет спецодежды, срок полезного использования которой более 12 месяцев, по правилам, установленным Методическими указаниями по учету МПЗ*(11), либо применять правила, установленные ПБУ 6/01 «Учет основных средств»*(12). В любом случае используемый способ учета необходимо отразить в учетной политике организации. Если фирма учитывает спецодежду в порядке, предусмотренном для основных средств*(13), то остаточная стоимость является фактической себестоимостью за вычетом сумм начисленной амортизации. Однако немногие компании используют этот метод в силу того, что в данном случае со стоимости спецодежды придется платить налог на имущество.

Читать еще:  Отражаем расходы на такси в налоговом учете (нюансы)

Более распространенный вариант — погашение стоимости спецодежды линейным способом исходя из сроков службы, установленных типовыми отраслевыми нормами *(14). При этом если выдача спецодежды этими документами не предусмотрена, то срок службы определяет сама компания и закрепляет его в учетной политике.

Для спецодежды, срок эксплуатации которой, согласно нормам выдачи, не превышает 12 месяцев, предусмотрено единовременное списание стоимости*(15). Здесь для расчета износа также можно использовать отраслевые нормы или нормы, установленные компанией.

Пример

Комплект спецодежды был куплен фирмой за 3540 руб. (в т.ч. НДС — 540 руб.). В учетной политике предусмотрено, что спецодежда, независимо от стоимости и срока использования, учитывается в составе материально-производственных запасов. При этом ее выдача типовыми отраслевыми нормами не предусмотрена.

Компания самостоятельно установила срок полезного использования спецодежды 14 месяцев. Спецодежда была выдана работнику, использовалась им в течение 6 месяцев, а впоследствии он уволился и решил забрать ее себе. Согласно трудовому договору работник должен оплатить остаточную стоимость спецодежды. Право собственности переходит к сотруднику в момент выплаты компенсации при увольнении. Операцию по начислению НДС с суммы удержанной компенсации следует отразить в бухгалтерском учете следующими проводками.

Дебет 10-10 Кредит 60
— 3000 руб. — спецодежда оприходована на склад;
Дебет 19 Кредит 60
— 540 руб. — отражен «входной» НДС с покупки спецодежды;
Дебет 68 Кредит 19
— 540 руб. — НДС принят к вычету;
Дебет 10-11 Кредит 10-10
— 3000 руб. — спецодежда выдана работнику.
Ежемесячная сумма списания:
3000 руб. х 1/14 мес. х 100% = 214,29 руб.
Сумма износа после 6 месяцев эксплуатации:
214,29 руб. x 6 мес. = 1285,74 руб.
Сумма компенсации, которую должен заплатить работник:
3000 — 1285,74 = 1714,26 руб.
1714,26 руб. + 1714,26 руб. х 18% = 2022,83 руб.
Дебет 20 Кредит 10-11
— 1285,74 руб. — стоимость спецодежды, которая списана в течение 6 месяцев эксплуатации;
Дебет 91-2 Кредит 10-11
— 2023,83 руб. — списание остаточной стоимости спецодежды;
Дебет 91-2 Кредит 68
— 308,57 руб. (1714,26 руб. х 18%) — начислен НДС к уплате в бюджет;
Дебет 73 Кредит 91-1
— 2023,83 руб. — передача спецодежды сотруднику;
Дебет 70 Кредит 73
— 2022,83 руб. — сумма компенсации, удержанная из зарплаты увольняющегося работника.

*(1) письма Минфина России от 09.07.2013 N 03-07-11/26420, от 22.04.2005 N 03-04-11/87
*(2) п. 1 ст. 39 НК
*(3) подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ
*(4) пост. ФАС ДО от 20.10.2008 N Ф03-2901/2008
*(5) ст. 212, 221 ТК РФ
*(6) п. 64 Методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утв. приказом Минфина России от 26.12.2002 N 135н (далее — Методические указания)
*(7) ст. 238 ТК РФ
*(8) п. 1 ст. 176 НК РФ; ст. 84.1, 140 ТК РФ
*(9) Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ
*(10) ст. 246 ТК РФ
*(11) утв. приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н
*(12) утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н
*(13) п. 9 Методических указаний; письмо Минфина России от 12.05.2003 N 16-00-14/159
*(14) п. 26 Методических указаний
*(15) п. 21 Методических указаний

Банк экспертных заключений

Если у Вас появились вопросы в области бухгалтерского учета, налогообложения, права или кадров и Вам нужен ответ на основании законодательной базы с ссылками на первоисточники, смело обращайтесь к нам. Опытные специалисты практики подготовят ответ с обоснованием и выводами по Вашему вопросу.

Организацией приобретена спецодежда за счет собственных средств и подано заявление о финансовом обеспечении предупредительных мер в ФСС РФ. По суммам, уплаченным поставщику, НДС принят к вычету, при этом стоимость спецодежды в расходах по налогу на прибыль не учитывалась. ФСС РФ принято решение о возмещении расходов на приобретение спецодежды. Нужно ли в этом случае восстанавливать НДС? И если нужно, то можно ли включить восстановленный НДС в состав расходов при исчислении налога на прибыль?

При возмещении страхователю расходов на приобретение спецодежды из бюджета ФСС РФ организация обязана восстановить НДС, ранее принятый к вычету. Восстановленный НДС учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Обоснование:

В общем случае приобретать спецодежду для работников работодатель должен за счет собственных средств (ст. 212 ТК РФ РФ). При этом налогоплательщик имеет право принять к вычету НДС, предъявленный поставщиком спецодежды, если она приобретена для облагаемых НДС операций, при наличии правильно оформленного счета-фактуры после принятия спецодежды к учету (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 Налогового кодекса РФ).

К случаям восстановления НДС относится получение налогоплательщиком субсидий из бюджетов на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг) (пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ).

При этом НДС подлежит восстановлению независимо от того, включает в себя субсидия сумму НДС или нет.

Расходы на приобретение спецодежды российского производства могут быть компенсированы ФСС РФ (пп. «г» п. 3 Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденных Приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н — далее Правила № 580н).

В счет финансового обеспечения расходов организация может уменьшить начисленную сумму взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащую уплате (п. 2 Правил № 580н; п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 05.12.2017 № 364-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»).

ФСС РФ является одним из бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, которые относятся к бюджетам бюджетной системы РФ. Это следует из норм ст. 10 Бюджетного кодекса РФ,

В последних разъяснениях Минфин России подтвердил, что сумма возмещения, поступающая из ФСС, относится к бюджетным средствам, и организации не вправе получить вычет НДС по расходам, финансируемым из ФСС РФ (письмо Минфина России от 15.12.2017 № 03-07-11/84162). Кроме того, уточнено, что средства, полученные из ФСС РФ на осуществление предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в счет ранее понесенных расходов, включаются в состав внереализационных доходов на основании ст. 250 НК РФ. При этом расходы организации на приобретение спецодежды могут учитываться в составе расходов по налогу на прибыль согласно пп. 7 п. ст. 264 НК РФ при соответствии условиям п. 1 ст. 252 НК РФ.

Поэтому, при возмещении расходов на приобретение спецодежды из бюджета ФСС НДС, ранее принятый к вычету, подлежит восстановлению. Восстановление НДС производится в периоде получения возмещения (субсидии).

Ранее Минфин не возражал против вычета по товарам, стоимость которых уменьшала взносы в ФСС РФ и считал, что можно принять к вычету НДС в общем порядке, если они приобретаются для осуществления операций, облагаемых НДС (письма Минфина России от 04.04.2016 № 03-07-11/18789, от 14.08.2015 № 03-07-11/47007).

Таким образом организация обязана восстановить НДС при возмещении расходов на приобретение спецодежды из бюджета ФСС РФ.

В перечне расходов, установленном ст. 264 НК РФ, восстановленный НДС прямо не поименован. В связи с этим, суммы НДС, восстановленные при получении субсидии, могут учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией в соответствии с пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Автор: Нечаева Т.Б.
ООО «ИК Ю-Софт» Региональный центр Сети КонсультантПлюс

Если Вы не нашли ответа на свой вопрос, обращайтесь к нам за консультацией. Мы с удовольствием ответим на Ваш вопрос на основании проверенных документов, включенных в Систему Консультант Плюс

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector