С 1 июля будут изменения в ндс-льготах на медизделия

Об освобождении от НДС при реализации медицинских изделий с регистрационными удостоверениями

С 1 января по 30 июня 2017 года включительно при реализации медицинских изделий, на которые имеются регистрационные удостоверения как на изделия медицинского назначения (медицинскую технику), применяется льготное налогообложение НДС.

Минфин России разъяснил вопросы освобождения от уплаты НДС (применения налоговой ставки НДС 10%) при реализации медицинских изделий (медицинской техники).

Сообщается, что налоговая льгота применяется в отношении медицинских изделий, на которые предоставлено регистрационное удостоверение на медицинское изделие или до 1 января 2017 года регистрационное удостоверение на изделие медицинского назначения (медицинскую технику).

Предельный срок замены регистрационных удостоверений старого образца на изделия медицинского назначения (медицинскую технику) продлен до 1 января 2021 года.

Таким образом, с 1 января 2017 года по 30 июня 2017 года включительно реализация медицинских изделий, на которые имеются регистрационные удостоверения как на изделия медицинского назначения (медицинскую технику), подлежит льготному налогообложению НДС.

Вопрос: В соответствии с абз. 4 пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории РФ медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством РФ, в частности важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий. Положения данного абзаца применяются при представлении в налоговые органы регистрационного удостоверения на медицинское изделие или до 01.01.2017 также регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинской техники).

В связи с проводимой на государственном уровне заменой бланков регистрационных удостоверений в РФ разрешена реализация медицинских товаров со следующими видами регистрационных удостоверений:

  • регистрационное удостоверение на медицинское изделие (удостоверение нового образца);
  • регистрационное удостоверение на изделие медицинского назначения (медицинскую технику) (удостоверение старого образца).

Оба вида регистрационных удостоверений являются действительными в соответствии с пп. «б» п. 2 Постановления Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416 «Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий», в котором установлено, что регистрационные удостоверения на изделия медицинского назначения и медицинскую технику бессрочного действия, выданные до дня вступления в силу настоящего Постановления, действительны и подлежат замене до 01.01.2021 на регистрационные удостоверения по форме, утверждаемой Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения.

Из буквального прочтения абз. 4 пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ следует, что при наличии у медицинских товаров действительного регистрационного удостоверения нового образца, выданного на медицинское изделие, реализация таких товаров освобождается от НДС, а при наличии у медицинских товаров действительного регистрационного удостоверения старого образца бессрочного действия, выданного на изделие медицинского назначения (медицинской техники), реализация таких товаров освобождается от НДС до 01.01.2017, а с 01.01.2017 — облагается НДС по ставке 18%.

С 01.07.2017 Федеральным законом от 07.03.2017 N 25-ФЗ (далее — Закон) абз. 4 пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ изложен в новой редакции: «Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством РФ, в частности медицинских изделий. Положения данного абзаца применяются при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31.12.2021 регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику)), выданного в соответствии с законодательством РФ».

Таким образом, с 01.07.2017 и до 31.12.2021 Законом вновь возвращается налоговая льгота (освобождение от налогообложения) по реализации изделий медицинского назначения (медицинской техники) при представлении в налоговый орган действительного регистрационного удостоверения старого образца, выданного согласно законодательству РФ.

Применяется ли освобождение от НДС с 01.01.2017 по 30.06.2017 при реализации в РФ важнейших и жизненно необходимых изделий медицинского назначения (медицинской техники) с действительным регистрационным удостоверением старого образца, выданным на медицинское изделие (медицинскую технику) согласно законодательству РФ и действующим до 31.12.2021?

В соответствии с абз. 3 пп. 4 п. 2 ст. 164 НК РФ (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ) налогообложение производится по налоговой ставке 10% при реализации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства, в частности медицинских изделий, за исключением важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ. Положения данного абзаца применяются при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения на медицинское изделие или до 01.01.2017 также регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинской техники).

Из буквального прочтения данной нормы следует, что при наличии у медицинских товаров, за исключением важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий, действительного регистрационного удостоверения нового образца, выданного на медицинское изделие, реализация таких товаров облагается НДС по ставке 10%, а при наличии у таких медицинских товаров действительного регистрационного удостоверения старого образца бессрочного действия, выданного на изделие медицинского назначения (медицинской техники), реализация таких медицинских товаров облагается НДС по ставке 10% до 01.01.2017, а с 01.01.2017 — по ставке 18%.

Законом с 01.07.2017 абз. 3 пп. 4 п. 2 ст. 164 НК РФ изложен в новой редакции: «Налогообложение производится по налоговой ставке 10% при реализации следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства, в частности медицинских изделий, за исключением медицинских изделий, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ. Положения данного абзаца применяются при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31.12.2021 регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику)), выданного в соответствии с законодательством РФ».

Таким образом, с 01.07.2017 и до 31.12.2021 Законом вновь возвращается пониженная ставка 10% для операций по реализации изделий медицинского назначения (медицинской техники) при представлении в налоговый орган действительного регистрационного удостоверения старого образца, ранее выданного согласно законодательству РФ.

Согласно Письму Минфина России от 04.10.2016 N 03-07-07/57595 в отношении медицинских изделий, по которым с 01.01.2017 регистрационные удостоверения будут недействительны, применять пониженную ставку НДС в размере 10% после этой даты оснований не имеется. Следовательно, если регистрационное удостоверение является действительным, то применение ставки НДС 10% допустимо.

Применяется ли ставка НДС 10% с 01.01.2017 по 30.06.2017 при реализации в РФ медицинских товаров с действительным регистрационным удостоверением на медицинское изделие (медицинскую технику) старого образца, выданным согласно законодательству РФ и действующим до 31.12.2021?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 10 июля 2017 г. N 03-07-07/43550

В связи с письмом по вопросу применения с 1 января по 1 июля 2017 года освобождения от налога на добавленную стоимость (налоговой ставки в размере 10 процентов) при реализации в Российской Федерации медицинских изделий, зарегистрированных в качестве изделий медицинского назначения (медицинской техники), сообщаем.

Согласно абзацу четвертому подпункта 1 пункта 2 статьи 149 и абзацу третьему подпункта 4 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) освобождение от налога на добавленную стоимость (применение налоговой ставки в размере 10 процентов) осуществляется в отношении медицинских изделий, на которые представлено регистрационное удостоверение на медицинское изделие или до 1 января 2017 года регистрационное удостоверение на изделие медицинского назначения (медицинскую технику).

На основании Федерального закона от 7 марта 2017 г. N 25-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», вступившего в силу с 1 июля 2017 года, освобождение от налога на добавленную стоимость (применение ставки налога в размере 10 процентов) в отношении медицинских изделий (медицинской техники) применяется при представлении в налоговые органы регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31 декабря 2021 года регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику)), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В то же время в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 г. N 160 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 1416» предельный срок замены регистрационных удостоверений старого образца на изделия медицинского назначения (медицинскую технику) продлен до 1 января 2021 года.

Читать еще:  При продаже квартиры, полученной по договору мены, можно учесть расходы на ее приобретение

Таким образом, регистрационные удостоверения на изделия медицинского назначения и медицинскую технику бессрочного действия, выданные до дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 1416, являются действительными до 1 января 2021 года.

Учитывая изложенное, с 1 января 2017 года по 30 июня 2017 года включительно при реализации в Российской Федерации медицинских изделий, на которые имеются регистрационные удостоверения как на изделия медицинского назначения (медицинскую технику), применяется освобождение от налога на добавленную стоимость (ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов).

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налогоплательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Правительство расширило перечень медизделий, подпадающих под льготы на НДС

Поправки внесены в Постановление Правительства РФ №1042 от 30 сентября 2015 года.

При этом Минздрав так и не учел пожелание участников рынка применить нормы ретроспективно, обеспечив налоговый вычет с медизделий, ввезенных или реализованных начиная с 1 января 2019 года, сославшись на возможное поступление «большого количества обращений за возвратом из федерального бюджета излишне уплаченных сумм налога».

Исключение сделано только для МИ, в регудостоверениях которых включен код 32.50.50.000 (изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие), аннулированный приказом Росстандарта №1190-ст от 29 декабря 2018 года.

Единый перечень МИ с обнуленной или 10-процентной ставкой НДС правительство утвердило еще в сентябре 2015 года. В льготный список вошли очковая оптика, средства для реабилитации инвалидов, диагностическое оборудование и ряд других МИ.

В январе 2017 года после вступления в силу нового ОКПД2 из-за несовершенства механизма перевода часть кодов медицинских изделий, ранее облагаемых налогом при ввозе и реализации по льготной ставке 10% или освобожденных от налогообложения, перешла в категории, не обладающие такими льготами.

В качестве решения проблемы производители и поставщики МИ предлагали два пути: либо обращаться в Минэкономразвития и просить внести изменения в ОКПД2, чтобы скорректировать выпавшие коды МИ для получения льготного НДС, либо просить Минздрав добавить недостающие коды в ПП №1042, регламентирующее предоставление льготы по отдельным видам МИ.

В итоге в 2017 году производители медицинских изделий и ассоциация IMEDA обратились в Минздрав с просьбой скорректировать сложившуюся практику – внести соответствующие изменения в ПП №1042. Однако тогда озабоченность участников рынка поддержки у регуляторов не нашла.

Летом 2018 года производители и дистрибьюторы МИ вновь обратились в профильные ведомства с просьбой пересмотреть условия начисления НДС для «выпавших» из регламента видов МИ. Как поясняли тогда Vademecum в Минпромторге, ведомство совместно с Минэкономразвития проводит работу по рассмотрению возможности аннулирования, изменения и включения отдельных позиций МИ в ОКПД2. В Минэкономразвития и Минздраве ситуацию прояснить не смогли.

Осенью 2018 года консалтинговая компания «Медрелис» смогла дойти с проблемой до первого вице-премьера РФ Антона Силуанова. В конце октября он направил письмо председателю комитета Госдумы по здравоохранению Дмитрию Морозову, в котором предложил указать в профильных постановлениях не уточненные, а более общие коды ОКПД2, объединяющие большую часть профильных медизделий. Соответствующие предложения вице-премьер направил в Минздрав и Минпромторг России, а в декабре 2018 года Минздрав анонсировал начало разработки поправок в ПП №1042.

Освобождение от НДС при продаже медицинских изделий

Налоговая ситуация с медизделиями по состоянию на 01.01.2017

В редакции гл. 21 НК, действовавшей в 2016 г., было закреплено правило, по которому от обложения НДС могли освобождаться продажи в РФ важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий, поименованных в специальном правительственном Перечн е Постановление Правительства от 30.09.2015 № 1042 . Для этого в налоговый орган надо было представит ь подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ (ред., действ. до 01.07.2017) :

• или регистрационное удостоверение на медицинское изделие нового образц а Приказ Росздравнадзора от 16.01.2013 № 40-Пр/13 ;

• или регистрационное удостоверение на изделие медицинского назначения (медицинской техник и) Постановление Правительства от 27.12.2012 № 1416 (далее — Постановление № 1416) .

Начиная с 1 января 2017 г. по тем медицинским товарам (технике и изделиям медназначения), на которые не были оформлены удостоверения нового образца (именно как на медицинские изделия), нельзя было применять освобождение от НДС, даже если конкретный вид таких изделий числился в специальном Перечне. А удостоверения старого образца с 01.01.2017 утрачивали силу (хотя они и были бессрочного действи я) подп. «б» п. 2 Постановления № 1416 (ред., действ. до 22.02.2017) .

Так что поставщики стали продавать медицинскую технику и изделия медицинского назначения, предъявляя покупателям НДС.

«Февральская революция» по медизделиям

Во второй половине 2017 г. контролирующие органы задним числом решили дать свободу от НДС жизненно важным медизделиям

В середине февраля вышло в свет Постановление Правительства, продлевающее до 01.01.2021 срок действия старых бессрочных регистрационных удостоверений, выданных на изделия медицинского назначения (медицинскую техник у) Постановление Правительства от 10.02.2017 № 160 . Вступило оно в силу с 22 февраля 2017 г. Указ Президента от 23.05.96 № 763

Это заметили далеко не все продавцы и покупатели медицинских изделий. Более того, в Налоговый кодекс изменения не вносились. И не было веских оснований для освобождения от НДС продаж медицинских изделий с удостоверениями старого образца.

Так что большинство продавцов продолжило и в I, и во II квартале 2017 г. продавать с НДС медицинские изделия и технику, на которые имелись удостоверения старого образца.

Покупателям, соответственно, выставлялся счет-фактура с выделенной суммой НДС. А те, в свою очередь, принимали этот входной налог к вычету после принятия к учету таких медизделий и медтехники.

Изменения в гл. 21 НК с 01.07.2017

В поправках, внесенных в НК РФ, в частности, было учтено продление действия удостоверений старого образца на медицинские изделия и медицинскую технику. Теперь (и вплоть до 31.12.2021) освобождаются от обложения НДС медицинские изделия, по которым в инспекцию представлен о подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ :

• удостоверение медицинского изделия, выданное в соответствии с правом ЕАЭС Приказ Минздрава от 27.03.2017 № 133н ;

• регистрационное удостоверение на медицинское изделие либо регистрационное удостоверение на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданное в соответствии с российским законодательством.

То есть с III квартала 2017 г. стало однозначно понятно, что реализация медтехники и изделий медицинского назначения, на которые имеются регистрационные удостоверения старого образца, освобождается от обложения НДС. Разумеется, если они поименованы в правительственном Перечн е Постановление Правительства от 30.09.2015 № 1042 .

Минфин освободил медизделия от НДС с начала года

В сентябре 2017 г. ФНС довел а Письмо ФНС от 11.09.2017 № СД-4-3/17943 до нижестоящих налоговых органов такую позицию Минфина: в период с 01.01.2017 по 30.06.2017 включительно при реализации в РФ медицинских изделий, на которые имеются регистрационные удостоверения бессрочного действия старого образца (как на изделия медицинского назначения или медицинскую технику), должно было применяться освобождение от НДС Письма Минфина от 28.08.2017 № 03-07-15/55097 , от 10.07.2017 № 03-07-07/43550 .

Что делать с входным НДС по необлагаемым медизделиям

Рассмотрим такую ситуацию: организация приобрела во II квартале 2017 г. медицинскую технику или изделия медицинского назначения с НДС. На эту технику/ изделия имелись бессрочные регистрационные удостоверения старого образца. Организация получила счет-фактуру от поставщика, приняла технику или медизделия в качестве покупных товаров, после чего был заявлен вычет входного НДС. Впоследствии, уже после 01.07.2017, такая техника/ изделия продаются. Причем ясно, что их продажа освобождена от НДС. Надо определиться, как быть с входным НДС, предъявленным ранее к вычету.

Читать еще:  Узнайте, нужно ли вам сдать 3-ндфл за 2014 год

Если признать такой вычет ошибкой, то придется подавать уточненную декларацию за II квартал. А чтобы не было претензий — предварительно доплачивать сумму НДС и уплачивать пени ст. 81 НК РФ . Вот как комментирует рассматриваемую ситуацию специалист налоговой службы.

Входной НДС, предъявленный поставщиком медицинских изделий

— Покупатель во II квартале 2017 г. приобрел медицинское изделие с НДС, получил счет-фактуру с выделенной суммой налога. С учетом последних разъяснений ФНС России по аналогичным вопросам он имеет право на вычет входного НДС, предъявленного поставщиком такого медицинского издели я подп. 15, 22 п. 2 ст. 149 НК РФ; Письма ФНС от 05.07.2017 № СД-4-3/12986@ , от 23.09.2016 № СД-4-3/17871@ , от 23.12.2016 № СА-4-7/24825@ (п. 8 Обзора) .

Вместе с тем согласно разъяснениям Минфина России (доведены до налоговых органо в Письмо ФНС от 11.09.2017 № СД-4-3/17943 ) с 1 января по 30 июня 2017 г. освобождение от НДС распространяется на реализацию на территории РФ медицинских изделий, на которые имеются регистрационные удостоверения как на изделия медицинского назначения (медицинскую техник у) Письмо Минфина от 28.08.2017 № 03-07-15/55097 .

В связи с этим при реализации в III квартале 2017 г. медицинских изделий, освобождаемых от НДС на основании подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ, суммы НДС, принятые к вычету во II квартале 2017 г., подлежат восстановлению в III квартале 2017 г. подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ

Поэтому уточненную декларацию по НДС за II квартал 2017 г. подавать не требуется.

Как видим, у проверяющих вряд ли возникнут претензии к вычету входного НДС во II квартале. И это правильно. Во-первых, действовавшая в то время редакция Налогового кодекса не давала однозначных оснований для освобождения таких операций от НДС.

А во-вторых, даже если признать ошибкой то, что продавец предъявил покупателю счет-фактуру с выделенной суммой НДС, это обстоятельство само по себе не препятствует вычету. К примеру, исполнитель предъявил заказчику НДС по работам (связанным с реставрацией объекта культурного наследия), которые освобождены от обложения НДС подп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ . Финансовое ведомство разъяснило, что заказчик в такой ситуации имеет право на вычет НДС, ошибочно предъявленного исполнителе м Письмо ФНС от 05.07.2017 № СД-4-3/12986@ . Судьи также на стороне налогоплательщиков. Они считают, что покупатель имеет право на вычет, если есть счет-фактура от продавца и соблюдаются иные условия для вычета НДС. А поставщик должен уплатить полученный налог в бюдже т Постановление КС от 03.06.2014 № 17-П ; Постановление Президиума ВАС от 30.01.2007 № 10627/06 ; п. 13 разд. «Судебная коллегия по экономическим спорам» Обзора судебной практики ВС № 4 (2016), утв. Президиумом ВС 20.12.2016; Письмо ФНС от 23.12.2016 № СА-4-7/24825@ (п. 8 Обзора) .

Получается, что вычет входного НДС правомерен, но его надо восстановить, поскольку товар (изделия медицинского назначения и/или медтехника) использован в не облагаемых НДС операциях.

Посмотрим, можно ли признать такой восстановленный налог в «прибыльных» расходах. Вот какие разъяснения дает специалист Минфина.

Признание восстановленного НДС в расходах

— Если сумма НДС, принятого к вычету при приобретении товара (изделий медицинского назначения и медицинской техники), подлежит восстановлению, то такая сумма восстановленного НДС может включаться в состав расходов при расчете налоговой базы по налогу на прибыл ь ст. 264 НК РФ .

Условие. Торговая организация «Медтехника», применяющая общий режим налогообложения, приобрела в мае 2017 г. медицинскую технику, на которую имелось бессрочное регистрационное удостоверение старого образца. Стоимость медтехники составила 153 400 руб.: 130 000 руб. — цена без НДС, сумма НДС по ставке 18% — 23 400 руб.

В мае 2017 г. товар принят к учету и заявлен вычет НДС.

Медтехника продана в сентябре 2017 г. за 200 000 руб. без НДС.

Решение. В III квартале 2017 г. организация «Медтехника» должна восстановить вычет входного НДС. Для этого на сумму восстановленного НДС (23 400 руб.) надо зарегистрировать в книге продаж счет-фактуру поставщика, на основании которого налог ранее был принят к вычет у п. 14 Правил ведения книги продаж, утв. Постановлением Правительства от 26.12.2011 № 1137 .

Вносить изменения в книгу покупок за II квартал 2017 г. не требуется.

Изменения по НДС 1 июля 2019 года: обзор для бухгалтера

Что изменилось по НДС с 1 июля 2019 года? Какие поправки в НК РФ коснулись НДС? Как внедрить корректировки по НДС и кого они вообще касаются? Поясним в обзоре для бухгалтера. Также см. “Декларация по НДС за 2 квартал 2019 года: пример“.

Новые правила вычетов и раздельного учета НДС при «экспорте» работ и услуг с 1 июля 2019 г.

С 1 июля изменится расчет НДС при осуществлении раздельного учета.С этой даты вступают в силу изменения в ст.170 и ст.171 НК РФ, определяющие новые правила учета входного НДС при выполнении работ и оказании услуг, местом реализации которых в соответствии со ст.148 НК РФ не является территория РФ (Федеральный закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ). Мы расскажем на примерах как применять данные поправки.

Как сейчас…

Как известно, если налогоплательщик осуществляет облагаемую и необлагаемую НДС деятельность, он должен вести раздельный учет входного НДС в порядке, установленном п.4 ст.170 НК РФ.

НДС, относящийся исключительно к облагаемым операциям принимается к вычету, а относящийся исключительно к необлагаемым операциям — включается в стоимость приобретений (п.2 и п.4 ст.170 НК РФ). НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для облагаемых и необлагаемых операций (так называемый «общехозяйственный» НДС), распределяется в соответствующей пропорции между облагаемыми и необлагаемыми операциями. По общему правилу пропорцию определяют по итогам квартала, исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг) облагаемых и необлагаемых НДС в общей стоимости отгрузок за квартал. Для сопоставления показателей при расчете пропорции берут выручку и другие доходы от реализации товаров (работ, услуг) без НДС.

Такой порядок в настоящее время (до 01.07.2019 г.) применяется и при осуществлении операций, местом реализации которых территория РФ не является (Определение КС РФ от 04.06.2013 N 966-О, Постановление Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 N 1407/11, Письмо Минфина России от 01.07.2015 N 03-07-08/37896). Они приравнены к необлагаемым операциям.

К сведению!

При оказании услуг и выполнении работ, местом реализации которых в соответствии со ст.148 НК РФ или Договором о ЕАЭС территория РФ не является, объекта обложения НДС не возникает (п.1 ст.146 НК РФ). Соответственно российский налогоплательщик НДС не исчисляет, счета-фактуры не выставляет.

Изменения НДС с 1 июля 2019 года

С 1 июля 2019 года оказание услуг и выполнение работ, местом реализации которых территория РФ не признается, в целях ведения раздельного учета входного НДС приравняют к облагаемым операциям. Т.е. при выполнении работ и оказании услуг не на территории РФ входной НДС, относящийся к таким операциям принимается к вычету (пп.3 п.2 ст.171 НК РФ в ред. с 01.07.2019) и при расчете пропорции в целях распределения НДС такие операции считаются облагаемыми (п.4 ст.170 НК РФ в ред. с 01.07.2019). Исключения составляют работы и услуги, которые указаны в ст.149 НК РФ — операции, освобождаемые от налогообложения. Т.е. по операциям, которые могли бы освобождаться от НДС, если бы местом их реализации была территория РФ порядок ведения раздельного учета останется прежним.

Таким образом, по «экспортируемым» работам и услугам, которые не указаны в «перечне необлагаемых» по ст.149 НК РФ, у российских организаций появится дополнительное конкурентное преимущество перед иностранными компаниями: расходы и налоговая нагрузка по НДС у российских компаний снизиться, а если они осуществляют только деятельность, местом реализации которой территория РФ не является, то из бюджета можно будет получить возмещение входного НДС (начислений по НДС нет, а вычет входного НДС есть). Т.е. изменение правил вычета и раздельного учета для «экспортеров» работ и услуг с 01.07.2019 г. — это своеобразная нулевая ставка НДС как при экспорте товаров.

Читать еще:  Порядок утилизации основных средств (нюансы)

Обратите внимание!

При реализации товаров, местом реализации которых в соответствии со ст.147 НК РФ территория РФ не является, правила раздельного учета не изменятся. Входной НДС, относящийся к таким операциям к вычету не принимается.

Пример 1. Организация оказывает консалтинговые услуги российским организациям и исчисляет НДС по ставке 20%. В июле 2019 года были оказаны консалтинговые услуги иностранной компании, не имеющей регистрации на территории РФ. Местом реализации таких услуг территория РФ не является (пп.4 п.1 ст.148 НК РФ), поэтому иностранной организации НДС не предъявляется. Такие услуги не указаны в ст.149 НК РФ, а значит, все суммы входного НДС, предъявленные налогоплательщику в 3-м квартале 2019 года, организация вправе принять к вычету.

Пример 2. Организация реализует аксессуары для компьютерной техники, облагаемые НДС по ставке 20%. Также организация занимается разработкой программного обеспечения и реализует права на него по лицензионным договорам.

В 3-м квартале 2019 года организация реализовала товары на сумму 120 000 тыс. руб., в т.ч. НДС — 20 000 тыс. руб.

В 3-м квартале организация также передала права на программы ЭВМ по лицензионным договорам:

  • иностранным покупателям на сумму 5000 тыс. руб.
  • российским покупателям на сумму 15 000 тыс. руб.

Также были оказаны рекламные услуги иностранной компании. Стоимость услуг составила 3 000 тыс. руб. и российской компании на сумму 1 200 тыс. руб., в т.ч. НДС- 200 тыс. руб.

В 3-м квартале 2019 года организацией были приобретены товары (работы, услуги) для использования исключительно для реализации товаров (компьютерных аксессуаров) на сумму 96 000 тыс., в т.ч. НДС — 16 000 тыс. руб.

Стоимость приобретенных в 3-м квартале 2019 года товаров (работ, услуг), относящихся исключительно к передаче прав на программы ЭВМ (по арендной плате и коммунальным услугам за офис, в котором размещаются только работники, занимающиеся разработкой программ ЭВМ, права на которые передаются на основании лицензионных договоров) составила 1 200 тыс. руб., в т.ч. НДС 200 тыс. руб.

Стоимость приобретенных в 3-м квартале 2019 года товаров (работ, услуг), относящихся исключительно к рекламным услугам составила 180 тыс. руб., в т.ч. НДС 30 тыс. руб.

Стоимость товаров (работ, услуг), приобретенных для использования во всех видах деятельности организации («Общехозяйственные расходы») составила 720 тыс. руб., в т.ч. НДС −120 тыс. руб.

Восстанавливать НДС тоже не надо!

Изменения внесены и в п.3 ст.170 НК РФ, устанавливающий случаи восстановления НДС. С 1 июля 2019 года при реализации работ или услуг, местом реализации которых в соответствии со ст.148 НК РФ территория РФ не является требуется восстановить НДС только, если такие операции указаны в ст. 149 НК РФ (освобождались бы от НДС, если бы местом их реализации была территория РФ). В таком случае, как и прежде, восстановить НДС необходимо по товарам (работам, услугам), которые начинают использоваться в «освобожденных» операциях (пп.2.1 ст.170 НК РФ в ред. с 01.07.2019 г.).

Пример 3. В июле 2019 года российская организация оказала услуги по перевозке товаров за пределами РФ (из Германии во Францию) на собственном автомобиле (основное средство). Это реализация не на территории РФ (пп.5 п.1.1 ст.148 НК РФ). В ст.149 НК РФ такие услуги не поименованы. Поэтому, учитывая изменения в НК РФ, организации не нужно восстанавливать НДС по автомобилю, участвующему в операциях, не являющихся объектом обложения НДС. Если бы такую операцию организация произвела во 2-м квартале 2019 года, ей пришлось бы восстановить НДС с остаточной стоимости основного средства (автомобиля).

Как видим для целей раздельного учета входного НДС работы и услуги, местом реализации которых территория РФ не является, квалифицируются так же, как и операции «на внутреннем рынке», что делает конкурентно способным оказание таких услуг (выполнение работ) иностранным компаниям.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 1 апреля 2016 г. N 03-07-11/18691 О представлении в налоговые органы регистрационных удостоверений на медицинские изделия (изделия медицинского назначения), освобождаемые от налогообложения налогом на добавленную стоимость

Вопрос: В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) налогом на добавленную стоимость реализацией медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации. Данное положение применяется при представлении в налоговые органы регистрационного удостоверения на медицинское изделие или до 1 января 2017 года также регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинской техники);

Согласно пункту 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 мая 2014 г. N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» в силу пункта 6 статьи 88 Кодекса при проведении камеральной налоговой проверки налогоплательщики по требованию налоговых органов обязаны представлять документы, подтверждающие право на налоговые льготы в случае их использования. При применении указанной нормы судам необходимо принимать во внимание определение понятия «налоговая льгота», данное в пункте 1 статьи 56 Кодекса, согласно которому льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками. В связи с этим действие пункта 6 статьи 88 Кодекса распространяется на те из перечисленных в статье 149 Кодекса основания освобождения от налогообложения, которые по своему характеру отвечают понятию налоговой льготы. Так, например, подпункт 5 пункта 2 статьи 149 Кодекса устанавливает налоговую льготу в отношении столовых, образовательных и медицинских организаций.

Таким образом, можно сделать вывод: освобождение от НДС по отдельным операциям (предоставление займов и т.п.), предусмотренное ст. 149 НК РФ для всех налогоплательщиков, не является льготой, поскольку льгота — это преимущество для конкретных налогоплательщиков (п. 1 ст. 56 НК РФ). А перечень необлагаемых операций является единым для всех налогоплательщиков. Поэтому налоговые инспекторы не вправе запрашивать документы в таких случаях.

На основании вышеизложенного просим пояснить: должно ли закрытое акционерное общество ежеквартально в рамках камеральной проверки по операциям, не облагаемым НДС, предоставлять подтверждающие документы, истребуемые налоговыми органами, с учетом письма Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 3 декабря 2014 г. N 03-07-15/61906 и постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 мая 2014 г. N 33?

Ответ: В связи с письмом по вопросу о необходимости представления в налоговые органы регистрационных удостоверений на медицинские изделия (изделия медицинского назначения), освобождаемые от налогообложения налогом на добавленную стоимость на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.

Согласно нормам Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) представление в налоговые органы вместе с налоговыми декларациями документов, подтверждающих право на указанное освобождение, Кодексом не предусмотрено.

В то же время необходимо отметить, что на основании пункта 6 статьи 88 Кодекса и Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 9 июня 2005 г. N 287-О налоговые органы вправе при проведении камеральной налоговой проверки истребовать в порядке, установленном статьей 93 Кодекса, у налогоплательщиков, применяющих освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость, документы, подтверждающие право налогоплательщиков на это освобождение.

Обзор документа

Возник вопрос о необходимости представления в налоговые органы регистрационных удостоверений на медизделия (изделия медицинского назначения), освобождаемые от НДС.

НК РФ не предусмотрено представление в налоговые органы вместе с декларациями документов, подтверждающих право на указанное освобождение.

В то же время налоговые органы вправе при проведении камеральной налоговой проверки истребовать у налогоплательщиков, применяющих освобождение от НДС, документы, подтверждающие право на это освобождение.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector