Штраф за неуплату налога — когда его быть не должно?

Можно ли избежать штрафа при уплате НДФЛ позже срока?

Автор: Данченко С.П., эксперт журнала

В силу самых разных причин налоговые агенты нередко перечисляют НДФЛ в бюджет позже установленного срока. Согласно действующим нормам кроме пени в этом случае налоговики начисляли еще и штраф за несвоевременный НДФЛ – 20 % от неперечисленной суммы, – что выливалось в весьма ощутимые потери налогового агента. Но с 2019 года ситуация изменится – штрафа можно будет избежать. Подробности – в нашем материале.

Уплата НДФЛ позже срока = пени + штраф.

Действующая редакция ст. 123 НК РФ устанавливает для налоговых агентов ответственность за неправомерное неудержание и неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом: штраф в размере 20 % от суммы, подлежащей удержанию или перечислению.

На практике данная норма наиболее широко применяется в отношении налоговых агентов по НДФЛ в случае перечисления сумм налога позже установленных сроков. Получается, что если налоговый агент перечислил сумму НДФЛ позже установленного срока, но сделал это сам независимо от требований налогового органа, а также уплатил пени, то ему ответственности все равно не избежать: при выездной налоговой проверке ему будет начислен штраф за несвоевременную уплату налога. При этом штраф за несвоевременный НДФЛ будет начислен независимо от того, на какое время был задержан платеж и по какой причине.

Еще в Письме Минфина России от 04.04.2017 № 03-02-08/19755 было сказано, что НК РФ не предусмотрено освобождение налогового агента от ответственности в зависимости от срока неправомерного неисполнения им установленной обязанности по удержанию и перечислению суммы налога в бюджетную систему РФ. Что же касается причины, по которой НДФЛ не был уплачен в установленный срок, финансисты отмечают, что отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения согласно пп. 2 п. 1 ст. 109 НК РФ является обстоятельством, исключающим привлечение этого лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. При применении налоговой санкции судом или налоговым органом, рассматривающим дело, учитываются обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, или обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения (ст. 111 и 112 НК РФ).

Но на практике ни отсутствие умысла в совершении налогового правонарушения, ни совершение налогового правонарушения впервые, ни тяжелое финансовое положение налогового агента, ни какие-либо другие причины не принимались налоговыми органами в качестве обстоятельств, исключающих или смягчающих вину в данном случае. Это связано с принципиальным подходом контролирующих органов к рассматриваемому вопросу: источником перечисления налоговым агентом сумм НДФЛ в бюджетную систему РФ являются суммы денежных средств, удерживаемые у налогоплательщиков (Письмо Минфина России от 15.10.2012 № 03-02-07/1-253).

В Письме от 15.03.2018 № 03-04-05/16172 представители Минфина прямо указали, что налоговый агент перечисляет не свои денежные средства, а денежные средства, удержанные непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Соответственно, не перечислив в установленный срок НДФЛ, налоговый агент незаконно пользуется денежными средствами налогоплательщиков, что недопустимо.

При этом на практике налоговики пытались применить ст. 123 НК РФ и в случае своевременной уплаты НДФЛ в бюджет, но с ошибками в платежном поручении, например при уплате НДФЛ обособленным подразделением организации. Хотя согласно правовой позиции ВАС налоговый агент признается исполнившим свои обязательства перед бюджетной системой РФ в случае исчисления, удержания и перечисления налога на соответствующий счет Федерального казначейства (Постановление Президиума ВАС РФ от 23.07.2013 № 784/13 по делу № А06-9384/2011). Также Президиум ВАС пришел к выводу о том, что неправильное указание в платежных документах кода ОКАТО не ведет к образованию недоимки и не может рассматриваться как основание для начисления сумм пеней, поскольку налог в бюджетную систему РФ налоговым агентом перечислен в установленный срок. Аналогичная позиция отражена в Определении ВС РФ от 10.03.2015 № 305-КГ15-157 по делу № А40-19592/14. Соответственно, указание реквизитов организации вместо указания реквизитов ее обособленного подразделения не является основанием для признания обязанности по уплате налога в бюджетную систему РФ неисполненной.

В Письме ФНС России от 24.11.2017 № ГД-4-11/23852 однозначно сказано, что НК РФ не предусматривает ответственности за ненадлежащее исполнение налоговым агентом своих обязанностей, в частности за нарушение порядка перечисления удержанного НДФЛ. Следовательно, если налоговым агентом НДФЛ был удержан и перечислен своевременно и в полном объеме, у налогового органа не имеется оснований для привлечения его к налоговой ответственности в соответствии со ст. 123 НК РФ. Данная позиция нашла свое отражение еще в Постановлении ВАС РФ от 24.03.2009 № 14519/08.

При этом налоговики напоминают, что нарушение порядка перечисления налога приводит к трудностям идентификации налоговым органом платежей, а также сложностям для самого налогового агента при уточнении оснований, типа и принадлежности платежа. С этим трудно не согласиться.

Последняя инстанция – Конституционный суд.

Сложившаяся ситуация не могла устроить налоговых агентов, и они обращались в суд. Но суды принимали сторону налоговиков, указывая, например, что обстоятельств, объективно препятствовавших своевременному исполнению обязанности по перечислению удержанного НДФЛ в бюджет, налоговым агентом не приведено и судами не установлено, в связи с чем штраф за несвоевременный НДФЛ по ст. 123 НК РФ начислен правомерно (Определение ВС РФ от 19.12.2016 № 305-КГ16-17454 по делу № А40-189421/2015). И это несмотря на то, что налоговый агент в данном случае при отсутствии ошибок в представленных расчетах по НДФЛ самостоятельно погасил задолженность в бюджет по НДФЛ и уплатил пени.

Последней инстанцией в данном споре оставался Конституционный суд, в который и обратился налоговый агент (Постановление КС РФ от 06.02.2018 № 6-П). Он оспорил конституционность п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ.

Согласно п. 4 ст. 81 НК РФ если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях:

представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;

представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.

По мнению налогового агента (ОАО), положения п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ противоречат ст. 19, 46 и 55 Конституции РФ, поскольку позволяют освобождать налогового агента от налоговой ответственности (штрафа) за несвоевременное перечисление в бюджет удержанных им сумм НДФЛ лишь в том случае, если он представит уточненную налоговую отчетность. Поскольку же при изначально правильно составленной отчетности это условие исполнить нельзя, освобождением от налоговой ответственности за такую просрочку могут пользоваться лишь налоговые агенты, представившие недостоверную налоговую отчетность.

Кроме этого, ОАО указывало на то, что штраф по ст. 123 НК РФ не зависит от срока просрочки уплаты НДФЛ и факта самостоятельного устранения задолженности до окончания налогового периода с уплатой пеней в возмещение ущерба казне.

Принимая во внимание расхождения в понимании положений п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ, имеющие место в судебной практике, Конституционный суд пришел к выводу, что эти положения в их взаимосвязи и с учетом их места в системе правового регулирования не должны толковаться как лишающие налогового агента, допустившего просрочку в уплате НДФЛ, который был правильно исчислен им в представленном налоговому органу расчете, права на освобождение от налоговой ответственности. При этом КС РФ установил следующие условия:

налоговый агент уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления удержанного налога или о назначении выездной налоговой проверки;

отсутствие доказательств, указывающих на то, что несвоевременное перечисление налоговым агентом в бюджет сумм налога носило преднамеренный характер, не было результатом его упущения (технической или иной ошибки).

Данный вывод был очень важен для налоговых агентов, поскольку, во-первых, он обязывает законодателя устранить расплывчатость приведенных налоговых норм, а во-вторых, дает налоговому агенту, который обратился в Конституционный суд, возможность пересмотреть решения суда, вынесенного ранее, по вновь открывшимся обстоятельствам со ссылкой на данное постановление КС РФ. Таким образом, конституционно-правовой смысл взаимосвязанных положений п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ, выявленный Конституционным судом, является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

ОАО использовало свой шанс и отсудило у налоговиков всю сумму штрафа, которая была ранее начислена по ст. 123 НК РФ (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.07.2018 по делу № А40-189421/15-108-1542).

Штрафа можно избежать: условия установлены.

В целях реализации Постановления КС РФ № 6-П, которым взаимосвязанные положения п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ признаны не противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они не препятствуют освобождению от налоговой ответственности за несвоевременное перечисление в бюджет сумм НДФЛ налоговых агентов, не допустивших искажения налоговой отчетности, если они самостоятельно (до момента, когда им стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременной уплаты налога или о назначении выездной налоговой проверки) уплатили необходимые суммы налога и пени, а несвоевременное перечисление ими в бюджет соответствующих сумм явилось результатом технической или иной ошибки и носило непреднамеренный характер, законодатель внес изменения в НК РФ.

Читать еще:  Код ошибки 50 в сзв-стаж — что значит?

28.12.2018 был опубликован Федеральный закон от 27.12.2018 № 546-ФЗ[1]. Начало действия документа – 28.01.2019.

Статья 123 НК РФ дополнена п. 2, согласно которому налоговый агент освобождается от ответственности, предусмотренной названной статьей, при одновременном выполнении следующих условий:

налоговый расчет (расчет по налогу) представлен в налоговый орган в установленный срок;

в налоговом расчете (расчете по налогу) отсутствуют факты неотражения или неполноты отражения сведений и (или) ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей перечислению в бюджетную систему РФ;

налоговым агентом самостоятельно перечислены в бюджетную систему РФ сумма налога, не перечисленная в установленный срок, и соответствующие пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления суммы налога или о назначении выездной налоговой проверки по такому налогу за соответствующий налоговый период.

Внесенная норма позволяет налоговому агенту избежать штрафа в 20 % от не перечисленной в установленный срок суммы НДФЛ, но при выполнении ряда условий:

отчетность по НДФЛ, в частности расчет по форме 6-НДФЛ, корректна и представлена в установленный срок;

сумма налога уплачена налоговым агентом самостоятельно до активизации налогового органа по данному вопросу;

пени рассчитаны самим налоговым агентом и уплачены в бюджет.

Безусловно, данные новшества убирают дискриминацию в отношении налоговых агентов и уравнивают их в правах с налогоплательщиками: теперь за пропуск сроков перечисления НДФЛ в бюджет нужно будет уплатить только пени при выполнении прочих условий.

В заключение отметим, что ст. 123 НК РФ применяется не только в отношении налоговых агентов по НДФЛ, но и в отношении налоговых агентов по НДС и по налогу на прибыль (ст. 174, 287, 310 НК РФ). Соответственно, на них также распространяется действие новой нормы: НК РФ не предусматривается различное применение ст. 123 НК РФ в зависимости от конкретного налога, по которому совершено соответствующее налоговое правонарушение (Письмо Минфина России от 15.10.2012 № 03-02-07/1-253).

[1] «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации».

​Штраф за неуплату налогов

Своевременная выплата налогов — обязанность каждого юридического и физического лица, ведущего хозяйственную деятельность. Штраф за неуплату налогов — наказание за невыполнение обязанностей, установленных НК РФ для налогоплательщиков. Невыполнение данной обязанности является правонарушением, за которое может предусматриваться:

  • уголовная ответственность;
  • административное наказание;
  • налоговая ответственность.

Вид ответственности, который предусмотрен в 2019 году за неуплату налогов, зависит от типа нарушения, а также вида субъекта, совершившего такое нарушение. Однако во всех случаях лицо может понести ответственность только одного вида, к примеру, если назначена налоговая или административная, уголовную уже не назначают. Также несение ответственности за неуплату налогов не освобождает физическое или юридическое лицо от необходимости погасить свою задолженность по налогам.

Штрафы налоговой — наиболее распространенная форма взыскания, которая применяется к физическим или юридическим лицам.

В каких случаях назначаются штрафы налоговой

Дополнительно предусмотрено законом покрытие невыплаченных налогов, штрафов пеней. Она может быть назначена в том случае, если в ходе проверки был установлен факт сокрытия выручки или же несвоевременной выплаты налоговых взносов, по результатам разбирательства был назначен штраф, сроки выплаты такого штрафа были оговорены с представителями компании и документально зафиксированы (в том числе, если такая фиксация была проведена в рамках судебного решения), однако фирма (или частное лицо) так и не внесла суммы по уплате налогов, а также штраф. Пеня в таком случае будет начисляться за каждый день просрочки.

В том случае, если штраф за налоговую декларацию, а также начисленная сумма пени по такому штрафу так и не будут своевременно выплачены, данное взыскание может быть заменено тюремным заключением. Однако такая санкция назначается достаточно редко и применима только к лицам, совершившим наиболее серьезные нарушения налогового законодательства.

Суммы штрафов за неуплату налогов

Размер штрафов за неуплату налогов определяется полностью Налоговым кодексом. В настоящее время определены такие нормативы по выплатам в различных случаях нарушений:

Нарушение, обозначенное Налоговым кодексом

Сумма штрафа при неумышленном нарушении (операционной ошибке)

Сумма штрафа при умышленном нарушении

Неуплата или же неполная уплата налога в результате сокрытия прибыли или других неправомерных деяний

До 20% от суммы неуплаченного налога

До 40% от суммы неуплаченного налога

В настоящее время налоговые службы причисляют к умышленной неуплате налогов не только представление декларации с заведомо неправильными данными или же отказ от предоставления такого документа вовсе, но и сотрудничество с фирмами-однодневками. В том случае, если виновный в укрывательстве налогов будет настаивать на том, что не провел должную проверку контрагентов, и только по этой причине с ними связался, данный факт не будет рассматриваться как смягчающее обстоятельство.

Обращаем ваше внимание на то, что и размер штрафов и сам факт нарушения должен быть установлен налоговой службой непосредственно в ходе проверки. Если же такой проверки проведено не было, назначение штрафа можно считать необоснованным, и следует обжаловать в судебном порядке.

Оплата штрафов за неуплату налогов должна будет производиться в течение 10-ти дней с момента формирования официального определения по такому штрафу.

Когда можно не платить штраф?

Исключение делается только в том случае, если физическое либо же юридическое лицо решит обжаловать данное решение в судебном порядке. В таком случае выплатить налоги и штраф нужно будет уже после вынесения решения судом, если он не признает сторону, обвиняемую в неуплате налогов, невиновной.

Штраф за неуплату налогов

Уплата налогов является непременной обязанностью предприятий, физических лиц и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью. НК РФ предусматривает наказание за невнесение платежей в виде административного взыскания либо уголовной ответственности. Нарушение может осуществляться в форме злостного уклонения либо по неведению.

Может быть начислен штраф за неуплату налогов, к примеру, за сдачу внаем жилья либо за продажу квартиры. Характер санкций обусловлен размером неуплаты и обстоятельствами совершения правонарушения, изложенными в законодательных документах. В них подробно указан регламент наказания, не подлежащий интерпретации.

Основные условия ответственности за неуплату

По законодательству невыплата налоговых платежей считается правонарушением. Оно обычно проявляется в поступках (намеренное занижение суммы налога) либо в безынициативности (отсутствие отчетной документации и оплаты финансовых средств в налоговый орган).

Штрафы налоговой инспекции для физических лиц по закону могут быть наложены лишь в случае наличия решения налоговой инспекции, зафиксировавшего неисполнение обязательств. Его выносят в результате проверки, проведенной налоговой инспекцией, которое может быть обжаловано налогоплательщиком. Лишь в результате решения суда постановление о наказании вступает в силу. Всем недобросовестным налогоплательщикам следует знать, какой штраф действует за неуплату налога или взноса.

Неуплата налога подразумевает:

  • неполную оплату;
  • абсолютное бойкотирование взноса;
  • неверный расчет налоговой суммы;
  • заниженный результат;
  • несвоевременность отчета.

За отсутствие налоговых платежей наступают следующие виды ответственности:

  • финансовая, которая касается всех налогоплательщиков;
  • административная, имеющая отношение к должностным и порой к физическим лицам;
  • уголовная, которой подлежат представители организаций и отдельные граждане.

В любом из этих случаев налоговая инспекция имеет право в принудительном порядке взыскать в пользу государства задолженность, образовавшуюся из-за неплатежа.

Подтверждение вины за нарушение по закону считается долгом налоговиков. Плательщик налогов не должен обосновывать свою непричастность, причем законодательство настаивает на толковании любых сомнений в интересах проверяемого лица. Провинность также может иметь различные виды:

  • умышленная, совершенная преднамеренно;
  • ненамеренная, произошедшая по незнанию, невниманию либо непониманию противоправности своих поступков и последствий.

Штрафы за неуплату

В 2017 году произошло значительное увеличение размера штрафов для неплательщиков. Одни из них полагают, что не стоит оплачивать налог на имущество без извещения. Отдельные юридические лица прибегают к уловкам, чтобы не оплачивать сбор. Законодательство в обоих случаях расценивает такой поворот дела как отказ от оплаты налогов, которые служат для пополнения бюджета. В их число входят:

  • налоги за работников (НДФЛ);
  • на транспортное средство;
  • на имущество;
  • на земельную собственность.

Виды и величина штрафов

НК РФ предполагает единую систему финансовой ответственности за неплатежи. К ним относятся:

  • штрафные санкции;
  • неустойка;
  • взимание через суд.

С самого начала задержки на ставку налога происходит начисление пени. В 2018 году ее величина равна 1/300 доли общей суммы, причем насчитывается она автоматом каждый день до даты погашения задолженности.

Неустойка на местные сборы, к примеру, на транспортный налог, рассчитывается иначе, она устанавливается региональной властью. С 2018 года появились штрафы, наложенные налоговой инспекцией за просрочку.

Статья 122 НК РФ оговаривает отдельно каждый вид штрафных санкций.

Отказ от уплаты сбора за передачу внаем жилья грозит владельцу штрафом за сокрытие доходов физических лиц в размере 20% от годовой прибыли плюс объем самой неуплаты и пени за просрочку. Компании, частично недоплатившие налоги и скрывшие прибыль, должны заплатить штраф за неполную уплату налога на 20% всего заработанного капитала. За неоплату авансовых взносов штрафы не предусмотрены, на них действует лишь начисление неустойки.

Читать еще:  [усн]: как учесть излишки?

Размер штрафа за неплатежи

Размер штрафа за неплатеж транспортного налога обусловлен категорией экологической надежности автомобиля, его параметров и возрастом.

При неуплате подоходного налога за кадровый состав организации юридические лица обязаны уплатить 20% прибыли и 40% в случае умышленного отказа от уплаты. В случае неоплаты единого налога ИП придется заплатить штраф 20 процентов от неуплаченной суммы налога.

Важно! При условии подачи точной декларации, но внесения неполной стоимости сбора, штраф не налагается, придется доплачивать лишь небольшую пеню.

Способы получения уведомлений

О размерах начислений физические лица оповещаются с помощью уведомлений от налогового органа. Однако для их получения следует подать заявление в налоговую инспекцию. Без этого напоминаний не будет, что не является причиной избавления от налога, в результате чего начисляется штраф за уклонение от уплаты налогов.

Оповещение о начисленных налогах и санкциях при непогашении можно узнать в личном кабинете плательщика.

Заявление о налоговых нарушениях

Сообщить о нарушениях можно несколькими способами: персонально, в письменно виде, по электронной почте и на интернет-ресурсе ФНС. Сделать это анонимно не получится. При личном посещении инспекции в приемные часы необходимо будет предъявить документы, написать официальное заявление и доказать свои обвинения.

В письменном виде, как на бумаге, так и в электронной форме, тоже необходимо будет грамотно и без эмоций изложить сухие факты финансовых нарушений. Для подобных целей был разработан сервис «Обратиться в ФНС». Такое обращение также придется подписать, сообщив фамилию, иные персональные данные и доказательства незаконной деятельности.

Обратите внимание! По ФЗ 2006 года неподписанные сообщения не рассматривают.[/alert]

Если заявитель обращается с помощью телефонного звонка, то он может не представляться, но обычно по поводу налогов предлагают обратиться лично, анонимно учитывают лишь сообщения о случаях коррупции. Нужный телефонный номер можно обнаружить на сервисе «Контакты и обращения» электронного ресурса налоговой службы. Специальных образцов или бланков для подобных жалоб не существует, заявление пишут в свободной форме, сообщая сведения о себе, указывая лицо, допускающее нарушения, способы нарушения и получения незаконной прибыли, список приложенных документов при их наличии.

Изменения в законодательстве

С января 2018 года утверждены поправки в НК РФ, отменяющие уведомления о начислении штрафов. Налоговики теперь не должны посылать физическим и юридическим лицам квитанции об уплате налога на транспортные средства, недвижимое имущество.

ИФНС, которая должна получать информацию обо всех покупках и продаже автомобилей и недвижимости, может штрафовать за неуплату налогов за эти операции. Этот закон настаивает на необходимости граждан самим извещать налоговую службу о крупных приобретениях.

Условия отсутствия налоговой ответственности

В декабрьском письме Минфина РФ 2016 года на основании НК разъясняются предписания об отсутствии ответственности за полную или частичную неуплату сборов. Избежать начисления штрафа в размере 20% от неоплаченной суммы не удастся при намеренном занижении налоговой суммы либо иных противоправных шагах. Освобождаются от санкций плательщики при выполнении следующих условий:

  • при предоставлении уточненной декларации до выявления этого факта сотрудниками налоговой инспекции;
  • при внесении недостающего платежа совместно с неустойкой до подачи уточненных сведений, что произойдет при самостоятельном обнаружении ошибки.

Наказание за нарушение налогового законодательства отменяются, если закончился срок давности — 3 года. Однако обычно налоговые инспекторы не ждут так долго. В 2016 году на официальной странице ФНС РФ в интернете были размещены комментарии по поводу расчета этих сроков, различие которых обусловлено видом налогообложения.

Чтобы избежать санкций за неуплату налогов, необходимо самостоятельно отслеживать по интернету налоговые начисления и своевременно оплачивать их, а также вовремя сдавать декларацию о доходах в инспекцию.

Какие пени и штрафы взимаются за неуплату в срок налогов по налоговому уведомлению?

На основании налогового уведомления налогоплательщики — физические лица уплачивают следующие имущественные налоги ( абз. 3 п. 2 ст. 52 , п. 3 ст. 363 , п. 4 ст. 397 , п. 3 ст. 409 НК РФ):

  • транспортный налог;
  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц.

Также на основании налогового уведомления подлежит уплате НДФЛ с доходов, полученных начиная с 2016 г., с которых налоговый агент не смог удержать налог, в связи с чем представил сообщение вам и в налоговые органы ( пп. 4 п. 1 , п. 6 ст. 228 НК РФ; ч. 8 ст. 4 Закона от 29.12.2015 N 396-ФЗ).

Сроки уплаты налогов

По общему правилу срок уплаты указанных налогов — не позднее 1 декабря года, следующего за налоговым периодом (календарным годом), за который они исчислены. Исключением является уплата НДФЛ в отношении доходов, полученных в 2016 г.: он подлежит уплате не позднее 01.12.2018. Учитывая, что эта дата приходится на субботу, заплатить НДФЛ можно не позднее понедельника 03.12.2018 ( п. 7 ст. 6.1 , ст. 216 , п. п. 6 , 7 ст. 228 , п. 1 ст. 360 , п. 1 ст. 363 , п. 1 ст. 393 , п. 1 ст. 397 , ст. 405 , п. 1 ст. 409 НК РФ; Письмо ФНС России от 11.01.2016 N БС-4-11/48@).

Неуплата или несвоевременная уплата налогов по налоговому уведомлению может повлечь:

  • начисление пеней;
  • привлечение к ответственности в виде штрафа;
  • взыскание задолженности по налогу (недоимки), а также пеней и штрафа через суд.

Пени за неуплату налогов

Пеня — это денежная сумма, которая будет начислена вам на сумму задолженности по налогу, если вы уплатите налог с опозданием ( п. 1 ст. 75 НК РФ).

Пени рассчитываются по формуле ( п. п. 3 , 4 ст. 75 НК РФ):

Сумма пеней = не уплаченная в срок сумма налога x количество календарных дней просрочки x 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Банка России.

Справка. Ставка рефинансирования

С 01.01.2016 значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России и с 30.10.2017 составляет 8,25% ( Указание Банка России от 11.12.2015 N 3894-У; Информация Банка России от 27.10.2017).

Если вы не уплатите налог в срок, налоговая инспекция направит вам требование об уплате недоимки по налогу и пеней.

Такое требование должно содержать: сумму задолженности по налогу; размер пеней на момент направления требования; срок уплаты налога; срок исполнения требования; также меры по взысканию налога, которые будут приняты в случае неисполнения требования.

Указанные в требовании суммы вы должны уплатить в течение восьми рабочих дней со дня получения требования, если в нем не указан более продолжительный срок ( п. 4 ст. 69 НК РФ).

В случае направления требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты направления этого письма ( п. 6 ст. 6.1 , п. 6 ст. 69 НК РФ).

Штрафы за неуплату налогов

За неуплату налога вас могут привлечь к ответственности в виде штрафа. Штраф составляет 20% от неуплаченной суммы налога. Если же инспекция докажет, что налог вы не уплатили умышленно, то сумма штрафа увеличится до 40%. При этом привлечь вас к ответственности налоговый орган вправе в течение трех лет с начала календарного года, следующего за тем, в котором налог следовало уплатить ( п. 1 ст. 113 , ст. 122 НК РФ; Информация ФНС России «О разъяснении порядка исчисления срока давности при привлечении к налоговой ответственности»).

Важно знать, что налоговый орган для привлечения вас к ответственности должен иметь доказательства, которые подтверждают совершение правонарушения: располагать документами о том, что инспекция исчислила налог в соответствии с законом, направила вам налоговое уведомление и требование, имеет подтверждение факта и даты получения уведомления.

Последствия неисполнения требований налогового органа в срок

При неисполнении требования в срок налоговый орган может подать заявление в суд, чтобы взыскать задолженность за счет вашего имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, наличных денег ( п. 1 ст. 48 НК РФ).

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования налогового органа сумма вашей задолженности, включая задолженность по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам ( п. 2 ст. 48 НК РФ):

  • превысила 3 000 руб., налоговый орган обращается в суд с заявлением в течение шести месяцев со дня превышения задолженности 3 000 руб.;
  • не превысила 3 000 руб., налоговый орган обращается в суд с заявлением в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

При подаче налоговым органом заявления мировому судье по вашему месту жительства возможно вынесение судебного приказа по данным требованиям, если они являются бесспорными. При этом судебный приказ выносится без судебного разбирательства и вызова сторон ( п. 3 ч. 3 , ч. 3.1 ст. 1 , ст. ст. 22 , 17.1 , 123.1 , 123.2 , п. 3 ч. 3 ст. 123.4 , ч. 2 ст. 123.5 КАС РФ).

Однако если вы до вынесения судебного приказа или в течение 20 дней со дня направления вам копии вынесенного судебного приказа представите свои возражения относительно изложенных в нем требований, в принятии заявления о вынесении судебного приказа будет отказано, а уже вынесенный судебный приказ отменен. В таком случае последует уже судебное разбирательство после обращения налогового органа в суд с административным исковым заявлением ( ч. 1 , 2 ст. 123.7 , ч. 3 ст. 123.5 , ст. ст. 286 , 289 КАС РФ; п. 49 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36).

Кроме того, о неисполненной обязанности по уплате задолженности, образовавшейся с 01.06.2016 (включительно), без деления по видам налогов, налоговый орган может проинформировать вашего работодателя, а также направить ему или иному лицу, выплачивающему вам заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, исполнительный документ о взыскании денежных средств (Письма ФНС России от 21.10.2015 N ГД-4-8/18401@ ( п. п. 6 , 9 ), от 24.11.2016 N ГД-4-8/22302@ ).

Читать еще:  С 2015 года временно пребывающие иностранцы подлежат обязательному соцстрахованию

Неполучение налогового уведомления

Если у вас есть имущество, которое облагается налогом, но в установленный срок налоговое уведомление вам не пришло, следует выяснить в налоговой инспекции по месту жительства или месту нахождения имущества причину неполучения уведомления. Обратиться в налоговый орган можно лично или направить информацию о неполучении уведомления через официальный сайт ФНС России, в том числе через личный кабинет ( п. п. 1 , 5 ст. 83 НК РФ; Письмо ФНС России от 07.11.2016 N БС-4-21/21044@).

При этом вы обязаны не позднее 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (годом), представить в налоговый орган сообщение о каждом объекте налогообложения, по которому не было получено налоговое уведомление. Данное сообщение не представляется в налоговый орган, если вы ранее получали налоговое уведомление в отношении конкретного объекта налогообложения либо не получали его в связи с предоставлением вам налоговой льготы ( п. 2.1 ст. 23 НК РФ).

Если до 31.12.2016 вы представили в налоговый орган сообщение об объекте налогообложения, по которому налоговое уведомление вам не направлялось и налог вами не уплачивался, инспекция вправе начислить налог только за 2016 г. С 2017 г. данная льгота отменена, поэтому при получении сообщения об объектах налогообложения инспекция направит вам уведомление об уплате налога за три предшествующих календарных года, но не ранее момента возникновения права на объект ( абз. 4 п. 2 ст. 52 НК РФ; ч. 5 ст. 7 Закона от 02.04.2014 N 52-ФЗ; Информация ФНС России).

Также следует отметить, что если общая сумма налогов, исчисленных налоговым органом, составляет менее 100 руб., то налоговое уведомление вам не направляется. Однако уведомление с суммой налога менее 100 руб. в любом случае вам направят в том году, по окончании которого налоговый орган теряет право его направить (три предшествующих года) ( п. 4 ст. 52 НК РФ).

Задать вопрос или заказать пособие можно тут

С уважением к вашему бизнесу,

Уже в продаже электронное методическое пособие «Все об уточненной налоговой декларации» автора Сушонковой Елены

Уже в продаже электронное методическое пособие «Все о счетах-фактурах» автора Сушонковой Елены

Подписывайтесь на нас:

Материал подготовлен с использованием системы КонсультантПлюс

Штраф за неуплату налогов

Уплата налогов является непременной обязанностью предприятий, физических лиц и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью. НК РФ предусматривает наказание за невнесение платежей в виде административного взыскания либо уголовной ответственности. Нарушение может осуществляться в форме злостного уклонения либо по неведению.

Может быть начислен штраф за неуплату налогов, к примеру, за сдачу внаем жилья либо за продажу квартиры. Характер санкций обусловлен размером неуплаты и обстоятельствами совершения правонарушения, изложенными в законодательных документах. В них подробно указан регламент наказания, не подлежащий интерпретации.

Основные условия ответственности за неуплату

По законодательству невыплата налоговых платежей считается правонарушением. Оно обычно проявляется в поступках (намеренное занижение суммы налога) либо в безынициативности (отсутствие отчетной документации и оплаты финансовых средств в налоговый орган).

Штрафы налоговой инспекции для физических лиц по закону могут быть наложены лишь в случае наличия решения налоговой инспекции, зафиксировавшего неисполнение обязательств. Его выносят в результате проверки, проведенной налоговой инспекцией, которое может быть обжаловано налогоплательщиком. Лишь в результате решения суда постановление о наказании вступает в силу. Всем недобросовестным налогоплательщикам следует знать, какой штраф действует за неуплату налога или взноса.

Неуплата налога подразумевает:

  • неполную оплату;
  • абсолютное бойкотирование взноса;
  • неверный расчет налоговой суммы;
  • заниженный результат;
  • несвоевременность отчета.

За отсутствие налоговых платежей наступают следующие виды ответственности:

  • финансовая, которая касается всех налогоплательщиков;
  • административная, имеющая отношение к должностным и порой к физическим лицам;
  • уголовная, которой подлежат представители организаций и отдельные граждане.

В любом из этих случаев налоговая инспекция имеет право в принудительном порядке взыскать в пользу государства задолженность, образовавшуюся из-за неплатежа.

Подтверждение вины за нарушение по закону считается долгом налоговиков. Плательщик налогов не должен обосновывать свою непричастность, причем законодательство настаивает на толковании любых сомнений в интересах проверяемого лица. Провинность также может иметь различные виды:

  • умышленная, совершенная преднамеренно;
  • ненамеренная, произошедшая по незнанию, невниманию либо непониманию противоправности своих поступков и последствий.

Штрафы за неуплату

В 2017 году произошло значительное увеличение размера штрафов для неплательщиков. Одни из них полагают, что не стоит оплачивать налог на имущество без извещения. Отдельные юридические лица прибегают к уловкам, чтобы не оплачивать сбор. Законодательство в обоих случаях расценивает такой поворот дела как отказ от оплаты налогов, которые служат для пополнения бюджета. В их число входят:

  • налоги за работников (НДФЛ);
  • на транспортное средство;
  • на имущество;
  • на земельную собственность.

Виды и величина штрафов

НК РФ предполагает единую систему финансовой ответственности за неплатежи. К ним относятся:

  • штрафные санкции;
  • неустойка;
  • взимание через суд.

С самого начала задержки на ставку налога происходит начисление пени. В 2018 году ее величина равна 1/300 доли общей суммы, причем насчитывается она автоматом каждый день до даты погашения задолженности.

Неустойка на местные сборы, к примеру, на транспортный налог, рассчитывается иначе, она устанавливается региональной властью. С 2018 года появились штрафы, наложенные налоговой инспекцией за просрочку.

Статья 122 НК РФ оговаривает отдельно каждый вид штрафных санкций.

Отказ от уплаты сбора за передачу внаем жилья грозит владельцу штрафом за сокрытие доходов физических лиц в размере 20% от годовой прибыли плюс объем самой неуплаты и пени за просрочку. Компании, частично недоплатившие налоги и скрывшие прибыль, должны заплатить штраф за неполную уплату налога на 20% всего заработанного капитала. За неоплату авансовых взносов штрафы не предусмотрены, на них действует лишь начисление неустойки.

Размер штрафа за неплатежи

Размер штрафа за неплатеж транспортного налога обусловлен категорией экологической надежности автомобиля, его параметров и возрастом.

При неуплате подоходного налога за кадровый состав организации юридические лица обязаны уплатить 20% прибыли и 40% в случае умышленного отказа от уплаты. В случае неоплаты единого налога ИП придется заплатить штраф 20 процентов от неуплаченной суммы налога.

Важно! При условии подачи точной декларации, но внесения неполной стоимости сбора, штраф не налагается, придется доплачивать лишь небольшую пеню.

Способы получения уведомлений

О размерах начислений физические лица оповещаются с помощью уведомлений от налогового органа. Однако для их получения следует подать заявление в налоговую инспекцию. Без этого напоминаний не будет, что не является причиной избавления от налога, в результате чего начисляется штраф за уклонение от уплаты налогов.

Оповещение о начисленных налогах и санкциях при непогашении можно узнать в личном кабинете плательщика.

Заявление о налоговых нарушениях

Сообщить о нарушениях можно несколькими способами: персонально, в письменно виде, по электронной почте и на интернет-ресурсе ФНС. Сделать это анонимно не получится. При личном посещении инспекции в приемные часы необходимо будет предъявить документы, написать официальное заявление и доказать свои обвинения.

В письменном виде, как на бумаге, так и в электронной форме, тоже необходимо будет грамотно и без эмоций изложить сухие факты финансовых нарушений. Для подобных целей был разработан сервис «Обратиться в ФНС». Такое обращение также придется подписать, сообщив фамилию, иные персональные данные и доказательства незаконной деятельности.

Обратите внимание! По ФЗ 2006 года неподписанные сообщения не рассматривают.[/alert]

Если заявитель обращается с помощью телефонного звонка, то он может не представляться, но обычно по поводу налогов предлагают обратиться лично, анонимно учитывают лишь сообщения о случаях коррупции. Нужный телефонный номер можно обнаружить на сервисе «Контакты и обращения» электронного ресурса налоговой службы. Специальных образцов или бланков для подобных жалоб не существует, заявление пишут в свободной форме, сообщая сведения о себе, указывая лицо, допускающее нарушения, способы нарушения и получения незаконной прибыли, список приложенных документов при их наличии.

Изменения в законодательстве

С января 2018 года утверждены поправки в НК РФ, отменяющие уведомления о начислении штрафов. Налоговики теперь не должны посылать физическим и юридическим лицам квитанции об уплате налога на транспортные средства, недвижимое имущество.

ИФНС, которая должна получать информацию обо всех покупках и продаже автомобилей и недвижимости, может штрафовать за неуплату налогов за эти операции. Этот закон настаивает на необходимости граждан самим извещать налоговую службу о крупных приобретениях.

Условия отсутствия налоговой ответственности

В декабрьском письме Минфина РФ 2016 года на основании НК разъясняются предписания об отсутствии ответственности за полную или частичную неуплату сборов. Избежать начисления штрафа в размере 20% от неоплаченной суммы не удастся при намеренном занижении налоговой суммы либо иных противоправных шагах. Освобождаются от санкций плательщики при выполнении следующих условий:

  • при предоставлении уточненной декларации до выявления этого факта сотрудниками налоговой инспекции;
  • при внесении недостающего платежа совместно с неустойкой до подачи уточненных сведений, что произойдет при самостоятельном обнаружении ошибки.

Наказание за нарушение налогового законодательства отменяются, если закончился срок давности — 3 года. Однако обычно налоговые инспекторы не ждут так долго. В 2016 году на официальной странице ФНС РФ в интернете были размещены комментарии по поводу расчета этих сроков, различие которых обусловлено видом налогообложения.

Чтобы избежать санкций за неуплату налогов, необходимо самостоятельно отслеживать по интернету налоговые начисления и своевременно оплачивать их, а также вовремя сдавать декларацию о доходах в инспекцию.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector