Текущий год могут проверить заодно с тремя предыдущими?

За какой период может быть проведена налоговая проверка

Период, который может быть охвачен налоговой проверкой, зависит от вида проверки. Налоговые проверки бывают двух видов: камеральные и выездные (п. 1 ст. 87 НК РФ). При этом камеральные и выездные проверки могут проводиться независимо друг от друга, то есть одновременно и по одним и тем же налогам (письмо ФНС России от 13 марта 2014 г. № ЕД-4-2/4529).

Камеральная проверка

В рамках камеральной налоговой проверки инспекция может проконтролировать только тот период, за который организация подала декларацию или расчет, в том числе уточненный (п. 1 ст. 88 НК РФ). Это означает, что если организация сдала в инспекцию декларацию по НДС за II квартал 2015 года, то в рамках камеральной проверки представленной декларации инспекция может проверить правильность расчета этого налога только за II квартал 2015 года. При этом для проведения проверки инспекция вправе использовать данные других отчетных периодов.

Ситуация: можно ли отменить решение инспекции по итогам камеральной проверки? По итогам проверки инспекция сделала выводы, не имеющие отношения к тому периоду, за который была подана декларация (расчет).

Ответ: да, можно, в части тех выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под камеральную проверку.

В рамках камеральной проверки инспекция может проконтролировать только тот период, за который организация подала декларацию или расчет (п. 1 ст. 88 НК РФ). Отступление от этого периода будет нарушением со стороны инспекции. Поэтому решение инспекции по итогам камеральной проверки подлежит отмене в той части выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под проверку. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность этого вывода (см., например, определение ВАС РФ от 17 февраля 2009 г. № 1437/09, постановления ФАС Уральского округа от 21 октября 2008 г. № Ф09-7599/08-С2, Восточно-Сибирского округа от 27 августа 2007 г. № А58-6343/06-Ф02-5686/2007, Северо-Западного округа от 5 марта 2007 г. № А56-16972/2006).

Выездная проверка

В рамках выездной налоговой проверки инспекция может проконтролировать любые периоды. По общему правилу эти периоды не должны выходить за рамки трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении выездной проверки. Это следует из положений абзаца 2 пункта 4 статьи 89 Налогового кодекса РФ. Конкретные периоды выездной проверки должны быть указаны в решении инспекции о проведении проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ).

Аналогичный подход к определению периодов выездной проверки действует и в тех случаях, когда инспекция проводит:

Особый период выездной проверки предусмотрен, если инспекция проводит:

  • первичную выездную проверку в связи с подачей организацией уточненной декларации. В этом случае инспекция может проверить период, за который подана уточненная декларация, даже в том случае, если указанный период превышает три года (абз. 3 п. 4 ст. 89 НК РФ, письмо ФНС России от 29 мая 2012 г. № АС-4-2/8792);
  • повторную выездную проверку в связи с подачей организацией уточненной декларации с суммой налога к уменьшению. В этом случае инспекция может проверить не любой период в пределах трехлетнего ограничения, а только тот, за который подано уточнение (подп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ);
  • выездную проверку в организации, применяющей спецрежим при выполнении соглашения о разделе имущества. В этом случае инспекция может проверить любые периоды в течение всего срока действия указанного соглашения, даже если соглашение вступило в силу три года назад или ранее (п. 1 ст. 346.42 НК РФ);
  • выездную проверку резидента, исключенного из реестра резидентов особой экономической зоны в Калининградской области. Если эта проверка касается налога на прибыль и (или) налога на имущество и решение о ее проведении принято не позднее трех месяцев с момента уплаты соответствующего налога, то инспекция может проверить любые периоды без каких-либо ограничений по годам (абз. 5 п. 10 ст. 288.1, абз. 5 п. 7 ст. 385.1 НК РФ);
  • выездную проверку участника инвестиционного регионального проекта. В таком случае налоговая инспекция может проверить пятилетний период, предшествующий году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Но, чтобы воспользоваться такой возможностью, необходимо, чтобы установленный региональным проектом срок осуществления капвложений составлял пять лет со дня включения организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов (п. 2 ст. 89.2 НК РФ).

Периоды, охватываемые выездной проверкой

Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной налоговой проверки проконтролировать текущий год (год, в котором было принято решение о проведении выездной проверки)?

Трехгодичный период, предусмотренный в законодательстве, ограничивает лишь нижний предел периода, который может быть охвачен выездной проверкой (п. 4 ст. 89 НК РФ). Верхний предел этого периода ограничен датой принятия решения о проведении выездной проверки. Дело в том, что период проверки должен быть определен заранее и отражен в решении о ее проведении (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ). Это значит, что год, в котором инспекция принимает решение о проведении выездной проверки, может быть проверен вплоть до даты принятия такого решения (определение Верховного суда РФ от 9 сентября 2014 г. № 304-КГ14-737).

Проверка текущего года может затрагивать:

  • налоги, которые имеют короткий налоговый период (месяц, квартал). Например, НДС, налоговым периодом по которому является квартал (ст. 163 НК РФ);
  • налоги, налоговым периодом по которым является календарный год, например налог на прибыль (ст. 285 НК РФ).

Во втором случае в ходе проверки инспекция будет контролировать правильность уплаты не самого налога, а авансовых платежей по нему, так как налоговый период еще не закончился. Если при проверке будет обнаружено несвоевременное перечисление авансовых платежей, организации могут быть начислены пени. При этом оштрафовать организацию за такое нарушение налоговая инспекция не вправе. Такой порядок предусмотрен пунктом 3 статьи 58 Налогового кодекса РФ.

Правомерность такого подхода также подтверждена арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 6 декабря 2012 г. № А72-2607/2012, Московского округа от 15 апреля 2009 г. № КА-А40/3000-09-П, Восточно-Сибирского округа от 29 января 2009 г. № А19-3295/08-50-Ф02-7091/08, от 17 октября 2007 г. № А69-3781/05-Ф02-2938/2007, Северо-Западного округа от 2 декабря 2008 г. № А52-5071/2007, Дальневосточного округа от 20 сентября 2007 г. № Ф03-А37/07-2/2195).

Следует отметить, что в отношении организаций – налоговых агентов освобождение от налоговой ответственности за несвоевременное перечисление налогов в бюджет не применяется. Дело в том, что обязанность налоговых агентов по перечислению в бюджет удержанных сумм налогов связана не с окончанием отчетных (налоговых) периодов, а с моментом выплаты доходов налогоплательщикам. Это следует из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 24, статей 161 и 174, пункта 6 статьи 226, статей 287 и 310 Налогового кодекса РФ. Таким образом, если в ходе проверки будет обнаружено, что организация как налоговый агент нарушала сроки уплаты удержанных налогов, инспекция вправе не только начислить ей пени (п. 7 ст. 75 НК РФ), но и оштрафовать по статье 123 Налогового кодекса РФ.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, определения Верховного суда РФ от 9 сентября 2014 г. № 304-КГ14-737 и ВАС РФ от 26 апреля 2013 г. № ВАС-4862/13, постановления ФАС Северо-Западного округа от 19 апреля 2011 г. № А56-25496/2010, от 18 марта 2011 г. № А56-18448/2010, Западно-Сибирского округа от 4 апреля 2011 г. № А03-9949/2010, Уральского округа от 27 января 2011 г. № Ф09-11127/10-С2).

Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной проверки проконтролировать I, II и III кварталы 2011 года? Решение о проведении проверки принято в IV квартале 2014 года.

В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не выходят за рамки трех полных календарных лет (с 1 января по 31 декабря), предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). При этом квартал (месяц), в котором было принято решение, никакого значения не имеет. Если решение о проведении выездной проверки принято в 2014 году (неважно, в каком квартале или месяце данного года), инспекция может проверить любой из периодов, который приходится на 2011, 2012 и 2013 годы. I, II и III кварталы 2011 года входят в указанный промежуток. Поэтому инспекция имеет полное право их проверить. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 20 августа 2009 г. № А55-9816/2008, от 3 июля 2009 г. № А57-8348/2008, Восточно-Сибирского округа от 5 мая 2009 г. № А33-10180/07-Ф02-1850/09, Уральского округа от 21 апреля 2009 г. № Ф09-1805/09-С3).

Читать еще:  Приказ о доплате до мрот - образец 2018 года

Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной проверки проконтролировать период, который уже был проверен в рамках камерального контроля?

В налоговом законодательстве установлен запрет на повторную проверку одного и того же периода по одному и тому же налогу (п. 5 ст. 89 НК РФ). Но это правило действует только в отношении выездных проверок. Иными словами, если инспекция в ходе выездной проверки проконтролировала период по конкретному налогу, то провести еще одну выездную проверку по этому же периоду в отношении того же налога она не сможет. Об исключениях из этого правила см. Когда проводятся повторные налоговые проверки .

Тот факт, что инспекция провела камеральную проверку, значения не имеет и никакого влияния на период выездной проверки не оказывает. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, определения ВАС РФ от 27 апреля 2010 г. № ВАС-5083/10, от 19 мая 2009 г. № ВАС-1588/09, постановления ФАС Поволжского округа от 4 марта 2010 г. № А65-26158/2009, Северо-Западного округа от 2 декабря 2008 г. № А52-5071/2007, Дальневосточного округа от 19 мая 2008 г. № Ф03-А04/08-2/1276).

Ситуация: может ли инспекция изменить период выездной проверки в ходе ее проведения?

Конкретные периоды выездной проверки должны быть указаны в решении инспекции о проведении выездной проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ). Налоговый кодекс РФ не запрещает инспекции вносить изменения в это решение (п. 2 ст. 89 НК РФ).

Более того, приказом ФНС России от 7 мая 2007 г. № ММ-3-06/281 утверждена специальная форма решения о внесении изменений в решение о проведении выездной проверки.

Исходя из указанного можно сделать вывод, что инспекция вправе внести изменения в решение по проверке в ходе ее проведения, в частности изменить период проверки. При этом новый период проверки должен быть указан в специальном решении, которое является приложением к основному решению.

Арбитражные суды подтверждают правомерность такого вывода (см., например, постановление ФАС Московского округа от 11 сентября 2009 г. № КА-А41/7737-09).

Ситуация: можно ли оспорить решение инспекции по результатам выездной проверки? Инспекция вышла за рамки трехлетнего ограничения по периоду проверки.

Ответ: да, можно, в части тех выводов, которые сделаны в отношении периодов, не подпадающих под выездную проверку.

В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не превышают трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). Выход за рамки трехлетнего ограничения будет нарушением со стороны инспекции. Поэтому решение инспекции по итогам выездной проверки можно оспорить в той части выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под выездную проверку (абз. 1 п. 12 ст. 101 НК РФ).

В арбитражной практике есть примеры решений, подтверждающих правомерность этого вывода (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 30 апреля 2009 г. № А05-11647/2008, Волго-Вятского округа от 27 октября 2008 г. № А39-1580/2008, Северо-Кавказского округа от 13 октября 2008 г. № Ф08-6070/2008).

Ситуация: можно ли оспорить решение инспекции по результатам выездной проверки? Инспекция проверила период, который укладывается в трехлетнее ограничение, но превышает период, указанный в решении о проведении проверки.

Ответ: да, можно, но только в той части выводов, которые сделаны в отношении периодов, не указанных в решении о проведении проверки.

Конкретные периоды выездной проверки должны быть определены заранее и указаны в решении о проведении проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ). Инспекторы не могут от них отступать. В противном случае решение инспекции по итогам выездной проверки можно отменить, но только в той части выводов, которые сделаны в отношении периодов, не обозначенных в решении. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 15 сентября 2009 г. № Ф09-6838/09-С3).

Проверка правопреемника

Ситуация: может ли налоговая инспекция провести выездную проверку организации-правопреемника за период, предшествующий реорганизации?

В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не превышают трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). При этом налоговое законодательство не устанавливает специальные требования к проведению выездной проверки в организации-правопреемнике. Следовательно, налоговая инспекция может провести проверку такой организации за период, предшествующий ее реорганизации. Главное, чтобы указанный период не выходил за рамки трехлетнего ограничения. Аналогичные разъяснения содержат письма Минфина России от 29 июля 2011 г. № 03-02-07/1-267, от 5 февраля 2009 г. № 03-02-07/1-48.

Арбитражная практика подтверждает правомерность данного подхода (см., например, определение ВАС РФ от 19 мая 2008 г. № 5863/08, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14 января 2008 г. № А82-4644/2007-14).

Сроки давности: как сосчитать до трех

Если инспекторы не были на предприятии с выездной налоговой проверкой более 3 лет, то иногда они «заодно» проверяют и неохваченный период. В каких случаях они имеют право это делать?

От звонка до звонка

Срок давности привлечения к ответственности установлен статьей 113 Налогового кодекса. Инспекторы могут проконтролировать деятельность предприятия за 3 года, предшествующие выездной проверке. Если же они обнаружат ошибки в более раннем периоде, то начислять штрафы за них контролеры не вправе.

По общему правилу, отсчет срока давности начинается со дня совершения правонарушения (ст. 113 НК). Исключение составляют проступки, предусмотренные статьями 120 и 122 Налогового кодекса. Это грубое нарушение правил учета доходов и расходов. Например, отсутствие первичных документов, счетов-фактур, регистров бухучета; систематическое несвоевременное или неправильное отражение на счетах хозяйственных операций, денежных средств фирмы (ст. 120 НК). А также неуплата или неполная уплата сумм налога (ст. 122 НК). В этих случаях 3 года нужно отсчитывать со следующего дня после окончания налогового периода. Моментом окончания срока давности следует считать дату, когда руководитель ИФНС (или его заместитель) выносит решение о взыскании санкций с предприятия.

Судьи тоже знакомы с арифметикой

Казалось бы, несложно отсчитать 3 года назад, чтобы определить, на какую глубину производить проверку деятельности организации. Однако эти арифметические задачки иногда приходится решать с помощью судей. Например, на одном предприятии контролеры обнаружили недоплату акциза за январь, июль—декабрь 2001 года. Акт выездной проверки и решение были составлены в декабре 2004 года. Налоговый период по акцизам составляет 1 месяц. Отсчет начинают со следующего дня после его окончания. Таким образом, в 3-летнюю глубину проверки попадает только декабрь 2001 года. А начисление предприятию штрафов за январь, июль—ноябрь 2001 года – неправомерно, потому что срок давности уже истек и организация не может быть привлечена к ответственности (п. 4 ст. 109 НК).

Постановлением суда штрафы, начисленные за «сверхлимитные» месяцы, были отменены (постановление ФАС Московского округа от 28 апреля 2006 г. № КА-А40/3039-06). Аналогичные расчеты пришлось производить судьям ФАС Московского округа и при вынесении решения по делу от 28 апреля 2006 г. № КА-А40/3410-06. В этом случае они также приняли сторону компании.

И опять – здравствуйте!

С 1 января 2007 года течение срока давности может быть приостановлено. Делается это в случаях, когда фирма препятствует проведению выездной налоговой проверки. Например, не выдает инспекторам необходимые документы, умышленно затягивает сроки проверки. Об этом говорится в постановлении Конституционного Суда, который считает, что нормы законодательства, предоставляющие права и гарантии добросовестным налогоплательщикам, не распространяются на недобросовестных. Иначе некоторые фирмы стали бы сознательно «тянуть срок» с целью избежать ответственности (постановления КС от 25 июля 2001 г. № 138-0, от 16 октября 2003 г. № 329-0).

Весьма запутанное дело пришлось рассмотреть ФАС Московского округа. Управление ФНС по г. Москве в 2004 году проводило выездную проверку одного предприятия. При этом были обнаружены факты неуплаты налога на прибыль, на пользователей автодорог, на имущество за 2001 год. По итогам проверки начислены санкции. Фирма не согласилась с инспекцией и обратилась в суд с заявлением о признании их решения недействительным по причине истечения срока давности.

Читать еще:  Минфин вновь заверил, что вводить прогрессивную ндфл-шкалу не будут

При рассмотрении дела были установлены следующие обстоятельства. Налоговым периодом по неуплаченным фирмой суммам является год. Значит, исчислять срок давности нужно со дня, следующего за его окончанием. В данном случае это 2002 год. Однако суд также учел и другие факты. Фирма с целью уклонения от уплаты налогов вела документооборот таким образом, что некоторые сделки оформлялись через дочернюю компанию, специально для этого зарегистрированную. А «дочка» по адресу, указанному в учредительных документах, не располагалась, штата сотрудников не имела и вообще никакой деятельности не вела. Документы инспекторам тоже не были представлены.

Таким образом, Управлению очень трудно было проверить деятельность головного предприятия в части бизнеса, который проходил как деятельность дочернего предприятия. Поэтому судьи признали, что компания препятствовала проведению выездной проверки. Они поддержали ИФНС и продлили в данном случае срок давности, сравняв его со временем глубины мероприятия по контролю. Решение Управления ФНС о начислении санкций осталось в силе (постановление ФАС Московского округа от 30 июня 2006 г. № КА-А40/5876-06).

Минфин также решил помочь предприятиям «сосчитать до трех». В письме от 31 августа 2006 г. № 03-02-07/1-238 чиновники финансового ведомства предлагают такую задачу. Допустим, в апреле 2005 года инспекторы начали проверять фирму за 2002-й и 2003 год. В мае контрольные мероприятия были приостановлены и возобновлены через год – в апреле 2006 года. За какой период налоговый орган вправе привлечь организацию к ответственности, если оформление результатов проверки инспекторы начнут только в июле 2006 года? Минфин дает такой ответ: налогоплательщика могут оштрафовать за нарушения, допущенные в 2003-м, 2004-м и 2005 годах. А 2002 год в этом случае может быть охвачен вниманием контролеров, только если предприятие начнет активно препятствовать проведению выездной проверки и по решению суда.

Проверяемый период выездной налоговой проверки

Статьи по теме

В общем случае проверяемый период выездной налоговой проверки составляет три предыдущих года. Читайте, в каких случаях и на сколько контроллеры могут расширить рамки проверки.

По общему правилу инспекторы могут проверять три года, предшествующие году, в котором вынесено решение о выездной проверке. Из этого правила есть исключения. Во-первых, налоговики могут проверять не только предыдущие, но и текущий год. Во-вторых, НК РФ называет ряд условий, при которых контролеры могут углубляться в еще более ранние периоды. Расскажем обо всем подробно.

Какой период охватывает выездная налоговая проверка

Период, охватываемый выездной налоговой проверкой, определен в п.4 ст.89 НК РФ. По общему правилу инспекторы могут рассматривать сведения и документы за три календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Пример

Решение о проведении проверки вынесено 5 декабря 2018 года. Значит, инспекторы могут проверять полноту начисления и уплаты налогов за 2015, 2016 и 2017 годы.

Также период выездной налоговой проверки может затрагивать и текущий год. Дело в том, что НК РФ ограничивает нижний предел, а верхний предел ревизии не ограничен. Следовательно, инспекторы могут проверять деятельность компании вплоть до даты вынесения решения о проверки.

Пример

Возвращаясь к предыдущему примеру, дополним ответ: проверять могут не только 2015-2017 годы, но и период с 1 января до 4 декабря 2018 года.

Правомерность такого подхода подтверждается судебной практикой, например:

  • Определение Верховного суда РФ от 9 сентября 2014 г. № 304-КГ14-737,
  • Постановление ФАС Поволжского округа от 6 декабря 2012 г. № А72-2607/2012,
  • Постановление ФАС Московского округа от 15 апреля 2009 г. № КА-А40/3000-09-П,
  • Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 29 января 2009 г. № А19-3295/08-50-Ф02-7091/08.

За предыдущие три года инспекторы могут проконтролировать любые налоги и сборы. А за текущий год обычно проверяют полноту и правильность начисления:

  • Авансовых платежей по налогам, для которых налоговым периодом является календарный год, например, налог на прибыль или имущество юридических лиц,
  • Налогов с коротким налоговым периодом, например, НДС, для которого налоговый период ограничивается одним кварталом.

Совсем не обязательно, что налоговики будут проверять полностью все три предыдущие года. Они могут выбрать для проведения ревизии любые периоды в пределах предыдущих трех лет. Проверяемый период будет указан в решении о проведении выездной проверки, которое подписывает руководитель налогового органа или его заместитель.

Пример

Решение о проведении проверки вынесено 5 декабря 2018 года. На основании п.4 ст.89 НК РФ налоговики могут проверять 2015, 2016, 2017 и 2018 годы. В решении о проведении проверки указан проверяемый период: с 1 июля 2016 года по 31 декабря 2017 года.

Обратите внимание: на глубину охвата не влияет год, в котором о проверке узнал налогоплательщик. Например, если решение вынесено в декабре 2018 года, а налогоплательщика ознакомили с ним уже в 2019 году, проверке подлежит период с 2015 по 2018 год:

  • Три года, предшествующих году, в котором вынесено решение, то есть 2015, 2016 и 2017 годы,
  • Год, в котором вынесено решение, то есть 2018 год.

Из-за того, что налогоплательщик узнал о проверке в 2019 году, глубина охвата не изменится. Важен только год, в котором принято решение, это подтверждается и судебной практикой (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.06.2012 № А05-14239/2010).

Важные статьи

Когда проверяют период больше трех лет

Выездная налоговая проверка не всегда охватывает трехлетний период, есть исключения.

Во-первых, налоговики смогут выйти за пределы трехлетнего срока, если в рамках выездной проверки налогоплательщик представит уточненную налоговую декларацию. Контроллеры смогут охватить период, за который представлена декларация (абз.3 п.4 ст.89 НК РФ).

Во-вторых, правило трех лет не распространяется на повторные проверки, начатые в связи с подачей уточненной декларации с уменьшением суммы налога. В этом случае так же, как в предыдущем, инспекторы будут контролировать тот период, за который налогоплательщик подал уточненку (пп.2 п.10 ст.89 НК РФ).

В-третьих, не соблюдается правило трех лет при выездной проверке организации, исключенной из реестра резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области. Чтобы выйти за рамки трехгодичного периода, инспекторы должны выполнить два условия (п.16.1 ст.89 НК РФ):

  • Проверять налог на прибыль и налог на имущество юридических лиц,
  • Инициировать проверку не позднее трех месяцев после уплаты соответствующего налога.

В-четвертых, при проверке организации, которая применяет специальный налоговый режим при выполнении соглашения о разделе продукции, инспекторы могут захватить любые периоды в течение срока действия соглашения. В том числе и периоды старше трех лет (п.1 ст.346.42 НК РФ).

Налоговая проверка ООО в первые три года

Многие владельцы компаний уверены в том, что налоговая проверка ООО в первые три года после регистрации фирмы не проводятся. Однако, данное утверждение ошибочно.

Проводится ли налоговая проверка ООО в первые три года работы компании

Плановые проверки должны проводиться контролирующими органами максимум 1 раз в 3 года, согласно ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Но в то же время, согласно указаниям ст. 1 упомянутого закона, положения, регламентирующие проведение ревизий, не могут быть применены в отношении налогового контроля.

Основания, по которым предприятие может подвергнуться контролю со стороны различных структур, перечислены в тексте Приказа ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@:

  • Налоговая инспекция проводит проверки с целью осуществления анализа финансово-экономических показателей компаний.
  • Суммы платежей и их динамику изучают государственные аналитики.
  • Изучению подлежат также показатели бухгалтерского учета — главной задачей контролирующего органа становится выявление существенных отклонений показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от предшествующего (или от среднестатистических показателей подобных компаний) .

После проведения указанных выше процедур в ходе выездных проверок обнаруживаются предприятия, у которых снижаются суммы бюджетных начислений. Анализируются показатели, соответствующие каждому виду налоговых платежей. Случается так, что удается также выявить противоречия между информацией, полученной во время проведения проверки, и сведениями, которыми ранее располагали ревизоры.

Выездная налоговая проверка ООО в первые три года

Если какая-либо компания была выбрана контролирующими органами для проведения выездной проверки, сразу решается вопрос о наличии достаточных оснований для проведения проверок также у контрагентов данной компании и аффилированных лиц. В план ближайших выездных проверок в приоритетном порядке включаются фирмы, подозреваемые (на основании полученной информации) ревизорами в участии в схемах, направленных на минимизацию налоговых обязательств или на уход от уплаты налогов в принципе . Также в план проверок попадают предприятия, чья финансово-хозяйственная деятельность была проанализирована контролирующими органами ранее, в результате чего были получены подтверждения наличия правонарушений с их стороны.

Читать еще:  Интернет-магазин не может быть «вмененщиком»

Важно! Ни в одной статье НК РФ не содержится ограничений по поводу срока функционирования предприятия при назначении выездной проверки. Это означает, что мнение об отсутствии проверок в течение первых 3 лет работы компании является ошибочным.

Действительно, предприятия редко подвергаются проверкам в первые 3 года своего существования, поскольку шансов у контролирующих органов обнаружить нарушения тем меньше, чем короче срок осуществления хозяйственной деятельности. А потому выделять ресурсы на проведение проверок молодых фирм нецелесообразно, если на то не имеется весомых оснований.

Несмотря на то, что главной задачей проведения ревизий является доначисление налогов, могут быть и иные основания для организации контрольных мероприятий. Например, выездная проверка будет организована, если:

  • В налоговую службу поступил запрос из Министерства внутренних дел на проведение совместной проверки по причине обнаружения факта сокрытия доходов или «ухода» от уплаты налогов и сборов в бюджет (подобные инициативы от МВД наблюдаются в случае, если ранее были проведены оперативно-розыскные мероприятия, или в ведомство поступила жалоба).
  • ООО было реорганизовано либо ликвидировано.
  • Налоговая служба получила от компании заявление о возмещении крупной суммы налога на добавленную стоимость из бюджета.
  • ФНС РФ обнаружила недостоверные сведения в поданной компанией декларации.

Налоговая проверка ООО в первые три года по результатам камеральной проверки

Выездная проверка может быть организована налоговой службой в первые 3 года работы компании, если уже были получены результаты проведенной ранее камеральной проверки — ФНС РФ разработала систему отбора компаний для проведения выездных проверок. Например, установлено, что обоснованный выбор фирмы для проведения контрольных мероприятий совершать не получится, пока не будет осуществлен полный всесторонний анализ всех сведений, полученных ИФНС из внешних и внутренних источников :

  • Сведения из внешних источников — это общедоступная информация, а также сведения, полученные налоговой службой на основании соглашений по обмену данными с правоохранительными и контролирующими органами и органами местного самоуправления (государственной власти), в соответствии с российским законодательством.
  • Информация из внутренних источников — это сведения о предприятиях, которые были получены сотрудниками ИФНС самостоятельно.

Какова вероятность того, что будет проведена налоговая проверка ООО в первые три года

Обществам с ограниченной ответственностью действительно обещают, что на протяжении первых 3 лет с даты постановки на учет в налоговых органах их не будут беспокоить контролирующие органы. Однако, существует достаточно много признаков, при соответствии которым фирма незамедлительно привлечет внимание ИФНС и станет объектом выездной проверки, даже несмотря на свою «юность». Давайте разберемся, в каких случаях вряд ли удастся избежать проверки в первые 3 года существования компании:

  • Компания не предоставляет пояснений на уведомления налоговой инспекции.
  • Фирма не предоставляет ИФНС заправшиваемых документов.
  • Уровень рентабельности значительно отклоняется по данным бухгалтерского учета от статистических показателей в аналогичной сфере деятельности.
  • Финансово-хозяйственная деятельность ведется с высоким налоговым риском.
  • Компания неоднократно снималась с учета в одной налоговой службе и регистрировалась в другой (меняла местонахождения).
  • Не раз наблюдалось приближение к предельному значению установленных НК РФ показателей, позволяющих применять специальные режимы налогообложения.
  • Организация ведет финансово-хозяйственную деятельность на основании подписанных с контрагентами-перекупщиками (либо посредниками) договоров, тогда как для этого не имеется обоснованных деловых или экономических целей.
  • ИП отражает в декларациях сумму дохода, полученного за календарный год, которая максимально приближена к размеру затрат.
  • Налоговая нагрузка фирмы оказывается ниже среднего показателя по хозяйствующим субъектам в конкретной области или разновидности экономической деятельности.
  • Компания выплачивает работникам зарплату, которая оказывается ниже среднего уровня в данном субъекте.
  • Наблюдается опережающий темп роста затрат над доходами от продажи товаров, реализации работ и услуг.
  • Фирма в течение нескольких периодов отражает в бухгалтерской отчетности убытки.
  • Компания отражает в декларациях существенные суммы налоговых вычетов.

Как сделать так, чтобы налоговая проверка ООО в первые три года не проводилась

Полностью обезопасить компанию от проведения налоговой проверки невозможно, тем более, что часто контрольные меры налоговой службы осуществляют незаконно. Но можно принять ряд мер, которые максимально обезопасят бизнес:

  • Необходимо изучить критерии, основываясь на которых налоговая инспекция назначает выездные проверки.
  • Следует каждый раз давать пояснения, если фирма подает уточненную декларацию.
  • Руководство должно следить за изменениями минимального размера оплаты труда (МРОТ) — федерального и регионального, чтобы зарплата сотрудников не оказывалась ниже среднего уровня по субъекту РФ.
  • Зарплату лучше выплачивать на карты, безналичным способом.
  • Если фирма подает нулевую отчетность, желательно прикладывать справку из банковского учреждения, свидетельствующую об отсутствии денег на счетах компании.

Законодательные акты по теме

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ

О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля

Приказ ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@

Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок

Типичные ошибки

Ошибка: Руководство компании, зарегистрированной менее 3 лет назад, полагает, что можно оспорить количество ревизий.

Комментарий: Оспорить получится только количество планируемых проверок налоговой службы, но о внеплановых ревизиях руководство фирмы не будет знать, а потому времени на сопротивление и оспаривание законности действий ИФНС не будет. В том случае, если проверки удастся избежать, это привлечет еще больше внимания налоговой инспекции и вызовет подозрение, поэтому очередная проверка будет запланирована вновь, и очень скоро.

Ошибка: Молодая фирма часто подает уточненные декларации, не давая никаких пояснений налоговой службе.

Комментарий: В случае подачи уточненной декларации, следует в обязательном порядке давать пояснения, чтобы инспектор обладал информацией о том, что ООО принимает какие-то меры по устранению недочетов на фирме. Иначе неизбежна выездная налоговая проверка.

Ответы на распространенные вопросы о том, как проводится налоговая проверка ООО в первые три года

Вопрос №1: Привлечет ли внимание налоговой инспекции неоднократное снятие молодой компании с налогового учета с последующей постановкой ее на учет в другом отделении ФНС?

Ответ: Да, в отношении фирм, которые несколько раз меняли место своего нахождения, часто проводятся контрольные мероприятия, даже в течение первых 3 лет существования такого предприятия.

Вопрос №2: Бухгалтер молодой фирмы сообщил руководству о том, что наблюдается значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от статистических показателей в аналогичной сфере коммерческой деятельности. Станет ли это поводом для проведения налоговой проверки?

Ответ: Да, существенное отклонение уровня рентабельности от статистических показателей в аналогичной сфере деятельности привлекает внимание налоговой инспекции, в результате чего назначаются контрольные мероприятия.

Выездные проверки могут проводиться и за отчетные периоды текущего календарного года

Налоговое ведомство дало разъяснения в отношении периодов, по которым может проводиться выездная проверка (письмо ФНС России от 17 апреля 2019 г. № ЕД-4-2/7305 “О рассмотрении обращения”).

Налоговым кодексом установлено право налогового органа проводить выездную проверку за периоды, не превышающие трех календарных лет, предшествующих году, в котором было вынесено решение о проведении такой проверки ( п. 4 ст. 89 НК РФ). В случае же представления уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной проверки проверяется период, за который она и была представлена. Однако норм, запрещающих проводить проверку за отчетные периоды текущего года, в законодательстве не содержится.

О том, может ли специфика деятельности организации послужить основанием для продления срока проведения выездной налоговой проверки, читайте в материале «Выездная налоговая проверка» в «Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ«. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Напомним, что налоговая инспекция не вправе проверять дважды один и тот же период по одним и тем же налогам, а также проводить более двух выездных проверок по одному налогоплательщику в течение календарного года (п. 5 ст. 89 НК РФ). При этом отдельные проверки филиалов и представительств не учитываются. Срок проведения проверки при обычных обстоятельствах не должен превышать двух месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ).

Организация вправе обжаловать результаты выездной налоговой проверки путем подачи письменной жалобы в установленном порядке (п. 1 ст. 139 НК РФ). В случае несогласия с решением по жалобе налогоплательщик может обратиться в суд.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector