Трудовым инспекциям могут поручить взыскивать долги по зарплате

Трудовым инспекциям могут предоставить право принудительно взыскивать задолженность по зарплате

Минтруд России предлагает утвердить порядок принудительного исполнения работодателем обязанности по выплате начисленных, но не выплаченных работнику зарплаты и других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений. В этих целях планируется дополнить Трудовой кодекс новой ст. 361, а трудовые инспекции наделить правом принудительно взыскивать такую задолженность. Соответствующий законопроект представлен министерством для независимой антикоррупционной экспертизы и публичного обсуждения 1 .

Документом предполагается, что сначала трудовой инспектор будет выдавать работодателю-неплательщику предписание с указанием срока выплаты зарплаты сотрудникам. При невыполнении предписания в установленный срок планируется выносить решение о принудительном взыскании, которое будет обладать силой исполнительного листа. Указанное решение будет направляться для исполнения в ФССП России, а его копия в течение трех рабочих дней со дня его принятия – работодателю, который в течение 10 дней со дня его получения сможет оспорить его в установленном порядке в суд.

Какие документы не вправе требовать трудовая инспекция в ходе проверки? Пользователи системы ГАРАНТ могут получить оперативную помощь экспертов по телефону, подключив новый продукт «Советы экспертов. Проверки, налоги, право «

Кроме того, планируется ввести правило, согласно которому при установлении в ходе внеплановой проверки нарушения требований трудового законодательства и других НПА по оплате труда, трудовой инспектор сможет запросить у работодателя документы, связанные с соблюдением обязательных требований по оплате труда, в отношении всех работников данного работодателя.

Независимая антикоррупционная экспертиза и публичное обсуждение документа завершатся 18 апреля.

1 С текстом законопроекта «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (по вопросам совершенствования механизмов обеспечения своевременности и полноты выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику)» можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID:02/04/03-18/00079462).

Как взыскать задолженность по зарплате с работодателя

Проблема невыплаты заработной платы, несоблюдения сроков выплат в настоящее время стоит достаточно остро. В законодательстве РФ предусмотрен комплекс статей и норм, призванных защитить права работников. Контроль в сфере оплаты труда могут осуществлять сразу несколько властных структур. Вместе с тем, работники, попавшие в ситуацию, при которой они не могут своевременно получить заработанные деньги, часто не знают, куда им обращаться, как правильно оформить такое обращение, если работодатель пренебрегает своими обязанностями по трудовому договору. Как взыскать задолженность по зарплате с работодателя – этой теме будет посвящен наш материал. У работника есть возможность защиты своих прав в судебном и досудебном порядке.

Универсальной инструкции, как получить свои деньги с работодателя, нет, каждый подобный случай индивидуален. Есть несколько способов, позволяющих решить проблему:

  • переговоры с работодателем;
  • отказ от продолжения работы;
  • обращение в спецкомиссию по трудовым спорам, она же КТС;
  • обращение в трудовую инспекцию, она же ГИТ;
  • обращение в прокуратуру.

Разберем каждый способ подробнее.

Переговоры с работодателем

Работодатель обязан выплачивать зарплату не реже 2-х раз в месяц, по определенным дням. Они прописываются в трудовом договоре, положении об оплате труда либо в колдоговоре (ТК РФ, ст. 136-4). В определенных случаях достаточно устного обращения в администрацию либо письменного с требованием погасить долг. В той же статье ТК указывается, что задержку зарплаты администрация обязана компенсировать (расчет по ставке 1/300 рефинансирования). Ставка применяется за каждый день задержки, срок начинает отсчитываться после официально установленного дня выплаты. В ЛНА может быть установлена и более высокая компенсация.

На заметку! Компенсационные суммы начисляются на сумму заработной платы после удержания НДФЛ, причитающуюся «на руки».

Отказ от работы

Отказ от работы, приостановка трудовой деятельности возможны, если администрация не отреагировала на обращение (ТК РФ, ст. 142, п. 2). Здесь важен срок – 2 недели задержки выплат дают право не выходить на работу после письменного заявления об этом, переданного работодателю. Важно официально зарегистрировать его в секретариате, с получением пометки на втором экземпляре документа о приеме. Некоторые категории работников лишены права приостанавливать деятельность по данной статье (военные, энергетики, газовики и др., их полный список содержит статья). По мнению ВС РФ (обзор суд. практики, утв. Постановлением от 10/03/10 г., вопр. 4) время вынужденного отказа от работы должно оплачиваться по среднему заработку сотрудника.

Работник обязан выйти на работу на следующий день после получения официального уведомления в письменной форме о том, что ему готовы выплатить зарплату. Это работодатель обязан сделать в день выхода работника. Зарплата выдается с компенсацией за задержку.

Комиссия по трудовым спорам

КТС создается как орган для разрешения индивидуальных трудовых споров в организациях или их подразделениях по инициативе работников или (и) работодателей. Порядок работы комиссии рассмотрен в ряде статей ТК РФ (ст. 382, 384-389). Срок обращения в комиссию составляет три месяца с момента, когда работник узнал о невыплате зарплаты. Если решение КТС в пользу работника администрацией не исполняется, тот вправе получить документ, подтверждающий решение в его пользу, и обратиться ФССП. Приставы обязаны принять решение к исполнению.

Обращение в трудинспекцию

ГИТ – еще один эффективный путь решения возникшей проблемы. ГИТ имеет широкие полномочия по защите прав трудящихся случае задержек выплат. Обращение не может быть анонимным, но у заявителя есть право не раскрывать свою личность перед администрацией (ТК РФ, ст. 358). Это нужно указать в обращении. Суть жалобы должна быть сформулирована кратко и по существу, с указанием периода невыплаты, суммы, иных важных для рассмотрения обстоятельств. В доказательство наличия трудовых отношений целесообразно приложить копию трудового соглашения. Срок рассмотрения такой жалобы – месяц. Игнорирование предписания ГИТ грозит работодателю немалыми штрафами (ТК РФ, ст.360, КоАП, ст. 5.27), иной ответственностью, вплоть до уголовной (УК РФ, ст. 145.1).

Обращение в прокуратуру

Прокуратура также принимает заявления о нарушениях выплат по трудовым договорам. В обращении указываются те же сведения, что и в жалобе ГИТ. Не забудьте указать собственные контактные данные и все известные данные работодателя, допустившего нарушение. В конце обращения обязательно поставить личную подпись и дату, приложить копию договора, доказательства невыплаты зарплаты, если они есть. Срок рассмотрения прежний – 30 дней. Он может увеличиваться вдвое в исключительных случаях. У граждан есть возможность обратиться в прокуратуру через сайт и сервис «интернет-приемная», отправить письмо по почте как заказное, либо отнести обращение в приемную лично.

Иск в суд – как сделать все правильно

Если все перечисленные выше действия не дали результата, обращаются в суд. В условиях невыплаты денег приходится думать, как собрать документы, оформить иск, не пропустить сроки без помощи адвоката. Прежде всего разберемся со сроками.

Общее правило по срокам обращения в суд индивидуальных трудовых споров – 3 месяца с момента, когда сотруднику стало (могло стать) известно о нарушении прав (ст. 392 ТК РФ, ч. 1). В то же время случаи невыплат заработной платы предполагают срок более длительный – 1 год (ст. 392 ТК РФ, ч. 2).

Постановление Пленума ВС РФ от 17/03/04 г. №2 (п.56) утверждает, что, если работник не увольняется в условиях задержки или неполной выплаты зарплаты, срок обращения в суд для него во всех случаев не будет пропущен.

Если произошло увольнение, срок отсчитывается со дня увольнения. Если срок пропущен по уважительной причине (например, доказанная травма или болезнь работника), суд может восстановить его.

При обращении в суд соблюдается следующий ниже порядок действий:

  1. Подготовка пакета документов.
  2. Подача иска.
  3. Предварительное разбирательство.
  4. Суд.
  5. Судебное решение. Если иск удовлетворен, это оформляется судебным приказом.
  6. Направление приказа для исполнения в службу приставов.

Пакет документов состоит из:

  • искового заявления;
  • копии паспортных данных;
  • справки о доходах;
  • должностной инструкции;
  • трудового соглашения;
  • приказа о приеме на работу;
  • расчета задолженности по зарплате;
  • выписки из банка с реквизитами перечисления платежа;
  • иных документов, дополнительно подтверждающих факт задолженности.

Если работник уже уволен, нужна копия трудовой книжки, подтверждающая увольнение.

Дополнительным фактором в пользу работника будут доказательства, что он уже пытался решить вопрос в досудебном порядке, например, обращался в ГИТ, КТС, прокуратуру, с заявлением к работодателю.

На этапе предварительного разбирательства стороны в суде пытаются договориться, предъявляют свои аргументы, зачастую находят решение. Если этого не произошло, назначается срок судебного заседания. Принятое в пользу работника судебное решение администрация имеет право оспорить в десятидневный срок. В то же время работник может потребовать, кроме возврата долга и процентов за просрочку, компенсацию морального ущерба (ТК РФ, ст. 237 абз.2).

Читать еще:  Основные зарплатные налоги в 2017 году

Обязательным является расчет задолженности по зарплате. Он делается истцом на основе данных, полученных от работодателя: либо отдельным документом, либо в тексте иска.

Если представители работодателя отказываются предоставлять документы, необходимые суду, работник имеет право оформить письменный запрос. Работодатель должен дать ответ и предоставить все документы в течение трех дней после получения запроса (ТК РФ, ст. 62).

Если в фирме принято выдавать зарплату или ее часть «в конвертах», доказательством реальных причитающихся сумм могут служить неофициальные документы: расписки, «серые ведомости» за прошлые месяцы, подтвержденные подписями работников, любые иные документы. Могут помочь и показания свидетелей, коллег. Следует также иметь в виду, что положительное решение в пользу работника ведет к необходимости уплаты дополнительного НДФЛ.

Самое важное

Взыскать задолженность по зарплате можно разными способами: обращением с заявлением к работодателю, обращением в инспекцию по труду, комиссию по трудовым спорам, в прокуратуру. Если это не дает эффекта, следует обратиться в суд, соблюдая сроки исковой давности.

Принудительное взыскание невыплаченной зарплаты по решению ГИТ: перспективы

Автор: Шадрина Т., эксперт журнала

Трудовое законодательство (как и любое другое) постоянно совершенствуется: законодатели уточняют отдельные моменты, вводят новые правила, актуализируют процедуры и т. д. В этой статье речь пойдет о готовящихся изменениях в Трудовом кодексе. Данные изменения направлены на совершенствование механизма обеспечения своевременности и полноты выплаты зарплаты работникам.

Ответственность за невыплату зарплаты.

Обязанности любого работодателя закреплены в ст. 22 ТК РФ. Обеспечение работникам равной оплаты труда равной ценности и выплата в полном размере причитающейся работникам зарплаты в сроки, установленные правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором, как основные обязанности прямо названы в данной норме. Это значит, что при контрольно-надзорных мероприятиях на своевременность и объем выплат всегда обращается внимание.

За нарушение правил выплаты зарплаты и иных выплат, причитающихся работнику, предусмотрена ответственность:

ст. 236 ТК РФ – материальная. Напомним, что за нарушение срока выплат работодатель обязан выплатить их с уплатой денежной компенсации в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Если в срок зарплата выплачена, но не полностью, размер денежной компенсации исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя;

ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ – административная. В частности, данной нормой предусмотрен штраф за невыплату или неполную выплату в срок зарплаты, а также установление ее в размере менее МРОТ: руководителям учреждений грозит штраф в сумме до 20 000 руб., а учреждениям – до 50 000 руб. Причем, если будет выявлен повторный факт совершения таких правонарушений, штрафы будут посерьезнее – до 30 000 руб. и до 100 000 руб. соответственно (ч. 7 ст. 5.27 КоАП РФ);

ст. 145.1 УК РФ – уголовная. Если будет установлено, что руководитель организации не выплачивал зарплату частично свыше трех месяцев, он будет оштрафован на сумму до 120 000 руб. либо наказан иным способом – лишением права занимать определенные должности, принудительными работами либо лишением свободы. А вот если руководитель полностью не выплачивает зарплату более двух месяцев или платит работникам зарплату менее МРОТ, он будет оштрафован на сумму от 100 000 до 500 000 руб. или к нему будет применено одно из перечисленных выше наказаний – принудительные работы и т. д.

Как видим, ответственность достаточно серьезная. Но это не мешает некоторым руководителям и задерживать зарплату, и выплачивать ее не в полном объеме. Это подтверждается статистическими данными. Так, на 01.11.2017 суммарная задолженность по заработной плате составила 3,5 млрд руб. и по сравнению с 01.10.2017 увеличилась на 118 млн руб. (на 3,5 %).

Поскольку работник в трудовых отношениях представляет более слабую сторону, государство должно обеспечивать надлежащую защиту прав и интересов. Поэтому сейчас рассматривается проект федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ (по вопросам совершенствования механизмов обеспечения свое­временности и полноты выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику». В чем же его суть?

Полномочия контролеров.

Защита права работника на своевременную и полную выплату зарплаты в соответствии с его квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы осуществляется способами, предусмотренными трудовым законодательством, включая государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства. Однако действующие механизмы и инструменты обеспечения соблюдения трудового законодательства нуждаются в развитии и совершенствовании.

Государственный надзор за соблюдением трудового законодательства осуществляет федеральная инспекция труда, состоящая из федерального органа исполнительной власти (Роструда) и его территориальных органов – государственных инспекций труда (ГИТ).

Полномочия федеральной инспекции названы в ст. 356 ТК РФ. В законопроекте предлагается расширить круг таких полномочий и добавить в них организацию и проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений трудового законодательства в соответствии с ежегодно утверждаемыми программами профилактики нарушений. В числе таких мероприятий федеральной инспекции труда законопроектом предусматривается:

обеспечение размещения на официальном сайте в Интернете перечня нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;

разработка и опубликование руководства по соблюдению обязательных требований, проведение семинаров и конференций, разъяснительная работа в средствах массовой информации и иными способами;

принятие мер по принудительному исполнению работодателем обязанности по выплате начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений.

Кроме этого, законодатели решили чуть расширить права государственных инспекторов труда. Их основные права перечислены в ст. 357 ТК РФ. Именно в нее и планируется добавить положения о том, что инспекторы вправе будут не только предъявлять работодателям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений, направлять в суды требования о ликвидации организаций, запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты и т. д., но и:

предостерегать о недопустимости нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

принимать решение о принудительном исполнении работодателем обязанности по выплате начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений.

Также в законопроекте предлагается предоставить право инспектору, в случае обнаружения в ходе внеплановой проверки любых нарушений норм по оплате труда хотя бы по одному работнику предприятия, затребовать у работодателя представления документов и информации по всем работникам данного работодателя.

Напомним, что основными документами, которыми регламентируется порядок проведения проверок, являются Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) и Постановление Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 (далее – Постановление № 875).

Кроме того, порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определен ст. 360 ТК РФ. Именно в нее и будут внесены коррективы относительно прав инспектора при внеплановой проверке.

Плановые проверки проводятся на основании ежегодных планов, утверждаемых органами контроля, которые согласовываются с прокуратурой и до 31 декабря текущего года размещаются на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ в Интернете.

Такие проверки проводятся не более одного раза в три года. Есть, конечно, исключения из этого правила. Например, в отношении организаций, осуществляющих виды деятельности в сферах здравоохранения, образования, социальной сфере, сфере теплоснабжения, электроэнергетики, плановые проверки могут проводиться два раза и более в три года.

Согласно ст. 9 Закона № 294-ФЗ о плановой проверке работодатель уведомляется не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения. Срок проведения проверки не может превышать 20 рабочих дней.

Внеплановые проверки проводятся по основаниям, предусмотренным ст. 360 ТК РФ и п. 10 Постановления № 875, например, на основании поступления в ГИТ обращений и заявлений граждан. О проведении такой проверки работодатель уведомляется не менее чем за 24 часа до ее начала любым доступным способом (ст. 10 Закона № 294-ФЗ).

Внеплановая выездная проверка по обращениям и заявлениям граждан, органов государственной власти и местного самоуправления, СМИ может быть проведена незамедлительно. При этом предварительное уведомление работодателя о проведении проверки по данному основанию, а также по заявлению работника о нарушении его трудовых прав не допускается (ст. 360 ТК РФ).

Читать еще:  Порядок и образец заполнения формы 3-информ в 2018 году

Порядок принудительного исполнения обязанности по выплате зарплаты.

Помимо наделения инспекторов полномочиями принимать решение о принудительном исполнении работодателем обязанности по выплате работнику заработной платы, в законопроекте предлагается порядок, в соответствии с которым будет осуществляться принудительное взыскание с работодателя зарплаты и других сумм, причитающихся работнику.

Для этого в проекте предложено ввести в ТК РФ новую ст. 360. Как же будет осуществляться такое взыскание?

Инспектор ГИТ при проведении контрольно-надзорного мероприятия, в случае выявления нарушений в оплате труда в части сроков или объема выплат, должен будет выдать предписание об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, связанных с выплатой работнику заработной платы или других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений. Напомним, что такая обязанность установлена ст. 17 Закона № 294-ФЗ.

Отметим, что инспектор ГИТ обязан принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению. Если будет установлено, что работодатель не выполнил в установленный срок законное предписание инспектора об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных актов, связанных с выплатой работнику зарплаты или других выплат, инспектор может принять решение о принудительном исполнении работодателем обязанности по выплате начисленных, но не выплаченных работнику сумм, осуществляемых в рамках трудовых отношений.

Законопроектом предусматривается условие, когда решение о принудительном исполнении не принимается. Так, если между работником и работодателем заключено соглашение о реструктуризации на срок не более двух месяцев выявленной задолженности по заработной плате или другим выплатам, государственный инспектор вправе не выдавать соответствующего решения.

В какие сроки может быть принято решение о принудительном исполнении? Такое решение может быть принято государственным инспектором труда по истечении срока, установленного в предписании на устранение нарушений, и при отсутствии сведений о его исполнении. Принять решение о принудительном исполнении можно не позднее одного месяца:

после истечения срока исполнения предписания;

после вступления судебного решения в законную силу, если работодатель обжаловал решение инспектора.

Решение о принудительном исполнении подписывается государственным инспектором труда и заверяется печатью соответствующей территориальной инспекции. Копия решения в течение трех рабочих дней после дня его принятия направляется работодателю.

Работодатель, не согласный с решением о принудительном исполнении, вправе будет оспорить его в течение 10 дней со дня получения в установленном порядке в суде.

Обратим внимание на исполнение решения, принятого инспектором. Согласно предложениям законодателей решение о принудительном исполнении является исполнительным документом.

Как взыскать задолженность по зарплате: пошаговая инструкция

Трудовое право обязывает работодателей оплачивать труд наёмных сотрудников дважды в месяц. Сроки и размер выплат оговариваются в трудовом контракте, заключаемом при приёме на работу. Однако в ряде случаев возникают ситуации, когда заработная плата задерживается или не выплачивается вовсе.

Как взыскать задолженность по зарплате?

Алгоритм действий по взысканию задолженности по зарплате зависит от целого спектра факторов:

  • официально или неофициально трудился человек;
  • белая или серая у него была зарплата;
  • уволен он или сохраняет трудовые отношения;
  • функционирует предприятие или обанкротилось.

С работодателя

Если сроки начисления заработанных средств нарушаются регулярно, но трудовые отношения продолжаются, то порядок действий сотрудников зависит от сроков и обстоятельств задержки.

Период невыплаты

Порядок действий

Примечание

Без трудового договора

Практика успешных судебных тяжб между неофициально трудоустроенными работниками и их недобросовестными работодателями свидетельствует о необходимости сбора доказательной базы для двух моментов:

  1. факт наличия трудовых отношений – не разового выполнения работ, а именно трудовых, в качестве доказательств могут выступать документы, имеющие непосредственное отношение к работодателю, и/или свидетельствующие об исполнении истцом трудовой функции (приказ о назначении, акты выполненных работ, подписанные работником от лица фирмы и т.д.);
  2. размер заработной платы – расчётные листки, выписка со счёта, корешки кассовых ордеров и пр.

Если размер заработной платы подтвердить не удастся, суд взыщет с работодателя в пользу работника по среднему размеру для этой должности в регионе.

В исковом заявлении, соответственно, отражают сразу несколько требований:

  • об установлении факта наличия трудовых отношений;
  • о взыскании задолженности по зарплате;
  • о взыскании неустойки;
  • о взыскании компенсации за моральный ущерб;
  • о взыскании расходов по оплате труда юриста (если дело поручено специалисту).

С банкрота

Если предприятие было признано арбитражным судом банкротом, то все задолженности по заработной плате делят на две группы:

  • реестровая – возникшая до принятия судом решения;
  • текущая – после судебного решения.

После объявления фирмы банкротом следует подать на имя управляющего требование о погашении задолженности с приложением справки о размерах долга и копии трудового контракта. Реестровая часть долга будет выплачена во вторую очередь после материальных выплат по несчастным случаям, а текущая – сразу после оплаты судебных расходов и работы управляющего.

Как можно взыскать с работодателя чёрную зарплату?

Если официально трудоустроенный человек может отстаивать свои права в трудовой инспекции, прокуратуре и суде, то получатели неофициальных доходов восстановить справедливость могут только через суд. При этом им предстоит запастись доказательствами размера доходов и периодичности их начисления:

  • диктофонные записи о реальных выплатах;
  • зарплатные ведомости из бухгалтерии;
  • справки на кредит по форме банка и пр.

Поводом для обращения в суд становится невыплата заработной платы при увольнении либо задержка неофициального дохода при регулярной выплате «белой» части.

Как взыскать серую зарплату через суд?

Алгоритм взыскания по суду серого заработка состоит из следующих этапов:

  • сбор доказательной базы для подтверждения факта работы на предприятии;
  • составление искового заявления в суд;
  • рассмотрение доказательств в ходе заседания;
  • вынесение решения.

Если суд сочтёт доказательства истца достаточными, то решение будет вынесено в его пользу, а работодателя обяжут устранить нарушения в течение месяца.

Иск подаётся в суд по месту нахождения ответчика (его филиалов) или месту подписания трудового контракта.

Куда обращаться?

Для обращения составляют заявления в инстанции, контролирующие соблюдение трудового законодательства. Подавать обращения можно последовательно или одновременно:

  • в трудовую инспекцию;
  • в прокуратуру;
  • в суд по месту нахождения компании.

Сколько могут взыскивать приставы зарплату?

В суде, как правило, дело решается в пользу истца. По итогам судебные приставы получают исполнительный лист и приступают к процедуре взыскания:

  • предлагают добровольно исполнить требование в установленный законом срок;
  • накладывают арест на счета и имущество организации.

Исполнительное делопроизводство продолжается до тех пор, пока не будет выплачена вся сумма долга.

Таким образом, взыскать задолженность по зарплате можно как официально трудоустроенным гражданам, так и получателям «чёрной» и «серой» зарплат. При обращении в надзорные и судебные инстанции следует запастись необходимыми доказательствами своей правоты. Долг может быть погашен работодателем добровольно, через конкурсного управляющего или в ходе исполнительного производства.

Взыскание невыплаченной зарплаты трудовой инспекцией: что изменят в ТК

Речь пойдет о готовящихся изменениях в Трудовом кодексе. Изменения направлены на совершенствование механизма обеспечения своевременности и полноты выплаты зарплаты работникам.

Ответственность за невыплату зарплаты

За нарушение правил выплаты зарплаты и иных выплат, причитающихся работнику, предусмотрена ответственность:

ст. 236 ТК РФ – материальная. Напомним, что за нарушение срока выплат работодатель обязан выплатить их с уплатой денежной компенсации в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Если в срок зарплата выплачена, но не полностью, размер денежной компенсации исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя;

ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ – административная. В частности, данной нормой предусмотрен штраф за невыплату или неполную выплату в срок зарплаты, а также установление ее в размере менее МРОТ: руководителям учреждений грозит штраф в сумме до 20 000 руб., а учреждениям – до 50 000 руб. Причем, если будет выявлен повторный факт совершения таких правонарушений, штрафы будут посерьезнее – до 30 000 руб. и до 100 000 руб. соответственно (ч. 7 ст. 5.27 КоАП РФ);

ст. 145.1 УК РФ – уголовная. Если будет установлено, что руководитель организации не выплачивал зарплату частично свыше трех месяцев, он будет оштрафован на сумму до 120 000 руб. либо наказан иным способом – лишением права занимать определенные должности, принудительными работами либо лишением свободы. А вот если руководитель полностью не выплачивает зарплату более двух месяцев или платит работникам зарплату менее МРОТ, он будет оштрафован на сумму от 100 000 до 500 000 руб. или к нему будет применено одно из перечисленных выше наказаний – принудительные работы и т. д.

Читать еще:  Определяем срок использования б/у объектов

Как видим, ответственность достаточно серьезная. Но это не мешает некоторым руководителям и задерживать зарплату, и выплачивать ее не в полном объеме. Это подтверждается статистическими данными. Так, на 01.11.2017 суммарная задолженность по заработной плате составила 3,5 млрд руб. и по сравнению с 01.10.2017 увеличилась на 118 млн руб. (на 3,5 %).

Поскольку работник в трудовых отношениях представляет более слабую сторону, государство должно обеспечивать надлежащую защиту прав и интересов. Поэтому сейчас рассматривается проект федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ (по вопросам совершенствования механизмов обеспечения свое­временности и полноты выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику». В чем же его суть?

Полномочия контролеров

Государственный надзор за соблюдением трудового законодательства осуществляет федеральная инспекция труда, состоящая из федерального органа исполнительной власти (Роструда) и его территориальных органов – государственных инспекций труда (ГИТ).

Полномочия федеральной инспекции названы в ст. 356 ТК РФ. В законопроекте предлагается расширить круг таких полномочий и добавить в них организацию и проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений трудового законодательства в соответствии с ежегодно утверждаемыми программами профилактики нарушений. В числе таких мероприятий федеральной инспекции труда законопроектом предусматривается:

  • обеспечение размещения на официальном сайте в Интернете перечня нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;
  • разработка и опубликование руководства по соблюдению обязательных требований, проведение семинаров и конференций, разъяснительная работа в средствах массовой информации и иными способами;
  • принятие мер по принудительному исполнению работодателем обязанности по выплате начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений.

Кроме этого, законодатели решили чуть расширить права государственных инспекторов труда. Их основные права перечислены в ст. 357 ТК РФ. Именно в нее и планируется добавить положения о том, что инспекторы вправе будут не только предъявлять работодателям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений, направлять в суды требования о ликвидации организаций, запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты и т. д., но и:

  • предостерегать о недопустимости нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • принимать решение о принудительном исполнении работодателем обязанности по выплате начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений.

Также в законопроекте предлагается предоставить право инспектору, в случае обнаружения в ходе внеплановой проверки любых нарушений норм по оплате труда хотя бы по одному работнику предприятия, затребовать у работодателя представления документов и информации по всем работникам данного работодателя.

Напомним, что основными документами, которыми регламентируется порядок проведения проверок, являются Федеральный закон от 26.12.2008 № 294‑ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294‑ФЗ) и Постановление Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 (далее – Постановление № 875).

Кроме того, порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определен ст. 360 ТК РФ. Именно в нее и будут внесены коррективы относительно прав инспектора при внеплановой проверке.

Плановые проверки проводятся на основании ежегодных планов, утверждаемых органами контроля, которые согласовываются с прокуратурой и до 31 декабря текущего года размещаются на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ в Интернете.

Такие проверки проводятся не более одного раза в три года. Есть, конечно, исключения из этого правила. Например, в отношении организаций, осуществляющих виды деятельности в сферах здравоохранения, образования, социальной сфере, сфере теплоснабжения, электроэнергетики, плановые проверки могут проводиться два раза и более в три года.

Согласно ст. 9 Закона № 294‑ФЗ о плановой проверке работодатель уведомляется не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения. Срок проведения проверки не может превышать 20 рабочих дней.

Внеплановые проверки проводятся по основаниям, предусмотренным ст. 360 ТК РФ и п. 10 Постановления № 875, например, на основании поступления в ГИТ обращений и заявлений граждан. О проведении такой проверки работодатель уведомляется не менее чем за 24 часа до ее начала любым доступным способом (ст. 10 Закона № 294‑ФЗ).

Внеплановая выездная проверка по обращениям и заявлениям граждан, органов государственной власти и местного самоуправления, СМИ может быть проведена незамедлительно. При этом предварительное уведомление работодателя о проведении проверки по данному основанию, а также по заявлению работника о нарушении его трудовых прав не допускается (ст. 360 ТК РФ).

Порядок принудительного исполнения обязанности по выплате зарплаты

Для этого в проекте предложено ввести в ТК РФ новую ст. 360. Как же будет осуществляться такое взыскание?

Инспектор ГИТ при проведении контрольно-надзорного мероприятия, в случае выявления нарушений в оплате труда в части сроков или объема выплат, должен будет выдать предписание об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, связанных с выплатой работнику заработной платы или других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений. Напомним, что такая обязанность установлена ст. 17 Закона № 294‑ФЗ.

Отметим, что инспектор ГИТ обязан принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению. Если будет установлено, что работодатель не выполнил в установленный срок законное предписание инспектора об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных актов, связанных с выплатой работнику зарплаты или других выплат, инспектор может принять решение о принудительном исполнении работодателем обязанности по выплате начисленных, но не выплаченных работнику сумм, осуществляемых в рамках трудовых отношений.

Законопроектом предусматривается условие, когда решение о принудительном исполнении не принимается. Так, если между работником и работодателем заключено соглашение о реструктуризации на срок не более двух месяцев выявленной задолженности по заработной плате или другим выплатам, государственный инспектор вправе не выдавать соответствующего решения.

В какие сроки может быть принято решение о принудительном исполнении? Такое решение может быть принято государственным инспектором труда по истечении срока, установленного в предписании на устранение нарушений, и при отсутствии сведений о его исполнении. Принять решение о принудительном исполнении можно не позднее одного месяца:

– после истечения срока исполнения предписания;

– после вступления судебного решения в законную силу, если работодатель обжаловал решение инспектора.

Решение о принудительном исполнении подписывается государственным инспектором труда и заверяется печатью соответствующей территориальной инспекции. Копия решения в течение трех рабочих дней после дня его принятия направляется работодателю.

Работодатель, не согласный с решением о принудительном исполнении, вправе будет оспорить его в течение 10 дней со дня получения в установленном порядке в суде.

Обратим внимание на исполнение решения, принятого инспектором. Согласно предложениям законодателей решение о принудительном исполнении является исполнительным документом.

То есть оно приравнивается к исполнительным листам, выдаваемым судами общей юрисдикции и арбитражными судами, судебным приказам, нотариально удостоверенным соглашениям об уплате алиментов, удостоверениям, выдаваемым комиссиями по трудовым спорам, и т. д. (ст. 12 Закона № 229‑ФЗ).

Таким образом, принудительное исполнение работодателем обязанности по выплате начисленных, но невыплаченных сумм, причитающихся работникам, будет осуществляться судебными приставами на основании соответствующего решения инспектора ГИТ.

Работодателям такое нововведение, конечно, не понравится, поскольку получается, что решения ГИТ о принудительном списании денежных средств со счетов учреждений в счет не выплаченных работнику сумм уравниваются с актами судов. Принудительное изъятие денежных средств без решения суда является существенным ограничением прав работодателей. Куда лучше было бы, если бы в случае выявления в ходе проверки фактов задержки выплаты начисленной заработной платы документы, составленные по результатам контрольного мероприятия, являлись достаточным доказательством для обращения работника в суд.

Но законодатели считают, что возможность принудительно исполнять обязанность работодателя не дублирует полномочия судебных органов и призвана защитить работника, как наиболее слабую сторону в трудовых отношениях.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector