В россии планируется ввести институт налогового консультирования

В РФ могут ввести институт налогового консультирования

В Госдуму внесен законопроект, направленный на повышение уровня и эффективности взаимодействия налогоплательщиков с налоговыми органами. Автор документа – депутат Андрей Макаров.

Законопроект вводит в РФ институт налоговых консультантов и налоговых консультаций. Правовые основы регулирования деятельности по налоговому консультированию предлагается закрепить в отдельном законе. При этом, под налоговым консультированием понимается деятельность, осуществляемая налоговыми консультантами или налоговыми консультациями по оказанию консультационных услуг в сфере отношений, регулируемых законодательством.

В налоговое консультирование планируется включить, в частности, оказание услуг по:

  • консультированию по вопросам применения положений законодательства о налогах и сборах, иного законодательства, регулирующего правоотношения, участником которых являются налоговые органы РФ, подготовке заключений по их применению;
  • стратегическому налоговому планированию для консультируемых лиц, оценке налоговых рисков, а также подготовке рекомендаций по ведению налогового учета, объектов налогообложения, порядку применения налоговых льгот, налоговых вычетов;
  • составлению налоговой отчетности;
  • подготовке документов, подлежащих представлению консультируемыми лицами в налоговые органы;
  • представлению налоговой отчетности и других документов консультируемых лиц в налоговые органы;
  • представлению интересов консультируемых лиц в налоговых органах, органах государственной власти и местного самоуправления, по вопросам, регулируемым законодательством;
  • информированию консультируемых лиц об изменениях в законодательстве.

Установлены права и обязанности налогового консультанта, налоговой консультации, а также консультируемых лиц. Так, при осуществлении налогового консультирования налоговый консультант, налоговая консультация могут: на основании договора о налоговом консультировании давать заключения консультируемым лицам по вопросам применения законодательства; получать у консультируемого лица устные и письменные пояснения по вопросам, возникшим в процессе консультирования, а также дополнительные сведения и документы; отказаться от налогового консультирования в случае непредставления консультируемым лицом необходимых документов и сведений или в иных случаях, предусмотренных договором; привлекать на договорной основе иных налоговых консультантов, специалистов и экспертов.

В качестве одной из гарантий независимости налогового консультанта установлен запрет на истребование либо изъятие документов и сведений, переданных налоговому консультанту консультируемым лицом, а также сведений и документов, полученных от третьих лиц в процессе налогового консультирования, за исключением случаев, установленных уголовно-процессуальным законодательством РФ.

При этом, любые полученные налоговым консультантом, налоговой консультацией сведения о консультируемом лице будут составлять тайну налогового консультирования. Исключением станут сведения, разглашенные консультируемым лицом самостоятельно или с его согласия, сведения о заключении с консультируемым лицом договора, сведения о величине оплаты услуг налогового консультанта, налоговой консультации.

В случае одобрения законопроекта, статус налогового консультанта смогут приобрести физические лица, имеющие действующий квалификационный аттестат налогового консультанта, являющиеся членами саморегулируемой организации налоговых консультантов и соответствующие иным установленным требованиям. Статус налоговой консультации будет доступен юридическим лицам, созданным в форме коммерческой организации для осуществления деятельности по налоговому консультированию, являющимся членами саморегулируемой организации налоговых консультантов, имеющим численность налоговых консультантов, являющихся работниками налоговой консультации на основании трудовых договоров, не менее трех, и соответствующим иным требованиям.

До 1 января 2017 года налоговым консультантам могут разрешить осуществлять деятельность по налоговому консультированию без квалификационного аттестата налогового консультанта.

В целях обеспечения общественных интересов в ходе осуществления налогового консультирования предусмотрено создание Совета по деятельности в области налогового консультирования, состоящего из представителей государственных органов, саморегулируемых организаций налоговых консультантов, а также независимых представителей. Гарантию качества услуг по налоговому консультированию планируется обеспечить ведением государственного реестра налоговых консультантов, налоговых консультаций, включение в который возможно только при выполнении налоговым консультантом требований к профессиональному уровню, регулярному прохождению контроля качества работы, систематическому повышению квалификации.

Автор проекта отмечает, что в настоящее время услуги по налоговому консультированию, постановке, восстановлению и ведению налогового учета, составлению налоговых расчетов и деклараций входят в состав прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью, и оказываются аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами. Однако пользователями таких услуг являются, в основном, крупные и средние организации. Физические лица, общение которых с налоговыми органами не носит систематического характера и связано, главным образом, с однократным декларированием доходов, разовой самостоятельной уплатой налогов или получением налоговых вычетов, могут быть не осведомлены о существовании налогового консультирования как такового. По мнению депутата, это порождает недостаточный уровень налоговой грамотности значительного количества налогоплательщиков, что приводит к многочисленным ошибкам при заполнении налоговых деклараций, несвоевременной или неполной уплате налогов, следствием чего, в свою очередь, является применение к налогоплательщикам мер налоговой ответственности.

Предлагаемые нормы планируется ввести в действие с 1 января 2015 года.

Как отмечается в пояснительной записке к документу, его принятие и реализация позволит существенно повысить общий уровень правовой и экономической грамотности и качественно улучшить взаимодействие между налогоплательщиками и налоговыми органами, что будет способствовать формированию современной и качественной налоговой системы в РФ.

Текст законопроекта № 529626-6 «О налоговом консультировании» и материалы к нему размещены на официальном сайте Госдумы.

Создание института налогового консультирования на условиях государственного регулирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Орлова Анастасия Александровна

Статья посвящена проблемам создания института налогового консультирования в России. Рассматриваются этапы становления и развития налогового консультирования. Оценивается вклад профессиональных объединений налоговых консультантов в развитии рынка налогового консультирования. Определены современные перспективные тенденции взаимодействия Федеральной налоговой службы с налогоплательщиками. Автором подчеркивается необходимость создания регламентированных условий функционирования института налогового консультирования , способствующих развитию цивилизованного рынка консалтинговых услуг.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Орлова Анастасия Александровна

The Establishment of the Institute of Tax Consulting in the Context of State Regulation

The article is devoted to the establishment of the Institute of tax consulting in Russia. Consider the stages of formation and development of tax consulting in the Russian Federation. The contribution of the professional associations of tax consultants in the development of the tax consulting market. Defined the modern advanced trends in the interaction of the Federal tax service and taxpayers. The author proposes the creation of regulated terms of the functioning of the Institute of tax consulting , contributing to the development of a civilized market of consulting services.

Текст научной работы на тему «Создание института налогового консультирования на условиях государственного регулирования»

Этапы становления и развития налогового консультирования в РФ

Период Название этапа Основные характеристики Документы

1999-2002 Создание институциональных основ налогового консультирования Учреждение комиссии и сети консультационных пунктов по налоговому консультированию МНС РФ. Оказание услуг в области налогового консультирования специалистами при МНС РФ. Кодификация налогового законодательства, вызывавшая потребность в консультационных услугах информационного характера Письмо МНС России от 16 мая 2000 г. №АП-6-15/377 «Об организации и проведении консультационной работы»

2000-2002 Развитие налогового консультирования Развитие налогового консалтинга аудиторскими фирмами Постановление Министерства труда и социального развития России от 04 августа 2000 г. № 57, которое дополнило Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих новой квалификационной должностью «Консультант по налогам и сборам»

2002-2012 Увеличение объемов рынка налогового консалтинга Рынок консалтинговых услуг получил саморегулирование и непрерывно развивался как по объемам выручки от реализации услуг, так и по укреплению отдельных направлений налогового консалтинга Зарегистрирована Палата налоговых консультантов, введена аттестация налоговых консультантов

2012- наст. время Кризис института налогового консультирования в РФ Имплементация в НК РФ новых международных норм налогового регулирования. Усиление потребностей налогоплательщиков в получении квалифицированных услуг по правильному применению нормативно-пра-вовых актов РФ Существуют два обсуждаемых законопроекта «О налоговом консультировании», первый — законопроект 2012 г. подготовленный Палатой налоговых консультантов*, который обсуждается на протяжении уже нескольких лет, второй — законопроект от 13 мая 2014 г. № 529626-6**

*Проект федерального закона о налоговом консультировании. [Электронный ресурс] // Палата налоговых консультантов: сайт Палаты налоговых консультантов. URL: http://www.palata-nk.ru/attachfiles/zakon-nalog.pdf (дата обращения: 16.03.2016).

**Проект федерального закона № 529626-6 от 13 мая 2014 г. «О налоговом консультировании». [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс: сайт справочно-правовой системы Консультант Плюс. URL: http://static.consultant.ru/obj/file/doc/fz_270514-2.pdf (дата обращения: 16.03.2016).

вого поля (какое-либо регулирование деятельности налоговых консультантов дей- g ствующим законодательством РФ не предусмотрено). Консультанты решают вопрос ^ о своей ответственности исключительно в договоре об оказании консультационных о услуг. о

Вопросам сущности и необходимости развития налогового консультирования m уделяется внимание в учебных и научных публикациях. Д. Г. Черник определяет х консалтинг как профессиональную консультационную деятельность по оказанию н помощи специалистами-консультантами руководителям и управленческому персо- «с налу различных предприятий и организаций в анализе и решении проблем их m функционирования и развития, осуществляемую в форме советов, рекомендаций и вырабатываемых совместно с клиентом решений [1, с. 13].

Коллектив авторов в учебном пособии под редакцией Л. И. Гончаренко под налоговым консультированием подразумевают вид профессиональной деятельности по оказанию заказчику на платной основе услуг, содействующих должному исполнению налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами, иными лицами обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах [2, с. 8].

В. Н. Тютюриков подчеркивает необходимость определения прав и обязанностей консультантов [3, с. 26-29].

В рамках рекомендаций ОЭСР о формировании общей модели будущего роста и, в частности, создании прозрачной, благоприятной и предсказуемой среды для ведения бизнеса в России актуальным является рассмотрение вопроса о развитии института налоговой медиации в системе налогового администрирования.

В настоящее время политика государственных органов РФ сводится к информированию налогоплательщиков, контролю над соблюдением налогового законодательства и отказу от решения вопросов налогового консультирования налогоплательщиков. Согласно пп. 4 и 5 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны бесплатно информировать налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения.

Читать еще:  Справка с места работы - бланк и образец заполнения

В рамках процесса информирования ФНС предоставляет в пользование налогоплательщикам электронные сервисы. Функционирует и развивается официальный сайт ФНС1, успешно действует институт досудебного урегулирования налоговых споров, подтвердил свою эффективность пилотный проект по горизонтальному мониторингу налогоплательщиков.

Перспективными тенденциями взаимодействия Федеральной налоговой службы с налогоплательщиками являются:

• налоговый мониторинг (вступил в силу с 1 января 2016 г.);

• предварительные налоговые разъяснения (tax rulling);

• совершенствование системы обязательного досудебного обжалования.

Внедрение налоговой медиации актуально в условиях изменчивости и в связи

с расширением налогового законодательства, которое обусловлено усложнением бизнес-процессов, финансовых инструментов и т. д. Международная практика налогового регулирования свидетельствует о том, что превентивные меры в форме предварительных соглашений с налогоплательщиками являются более эффективным средством снижения налоговых рисков в отличие от судебных споров. При этом

1 Официальный сайт Федеральной налоговой службы России: www.nalog.ru

2 в налоговых отношениях с помощью механизма медиации можно разрешить спорные ^ противоречивые с точки зрения методологии вопросы.

о Роль медиатора на современном этапе выполняет институт консалтинга, при о этом деятельность по налоговому консультированию в РФ практически не регули-го руется на государственном уровне.

х Налоговое консультирование как вид деятельности получило свое развитие в про-н- цессе оказания услуг по управленческому консультированию и является одним из

Институт налогового консультирования в РФ: проблемы и перспективы

экономические науки

  • Индиенко Арина Арсеновна , студент
  • Лапина Елена Николаевна , кандидат наук, доцент, доцент
  • Ставропольский Государственный Аграрный Университет
  • ПРОЕКТ
  • НАЛОГОВОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
  • НАЛОГИ
  • КОНСУЛЬТАНТ
  • ПРОФЕССИЯ

Похожие материалы

Признание налогового консультирования самостоятельным видом деятельности во многом предопределили постоянное увеличение налоговых документов которые регулируют налогообложение как физических, так и юридических лиц; активное вовлечение граждан в налоговые правоотношения; и в целом развитие налогового законодательства.

Налоговое консультирование (консультирование по налогам и сборам) – вид профессиональной деятельности по оказанию заказчику (консультируемому лицу) на платной основе услуг, содействующих должному исполнению налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами и иными лицами обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

Профессия налогового консультанта имеет огромные перспективы, так как относится к числу достаточно молодых в широком спектре финансовых специальностей. Данная профессия с каждым годом в различных отраслях экономики набирает все большую востребованность и популярность.

Но на данный момент существуют некоторые проблемы, затрудняющие развитию данной специальности, которые необходимо решить для дальнейшего эффективного и успешного функционирования.

Одна из главных проблем — это отсутствие самостоятельного законодательного регулирования налогового консультирования.

Постановлением Министерства финансов России от 4 августа 2000 года № 57 было внесено дополнение в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, касающееся новой квалификационной характеристики «Консультант по налогам и сборам». Это стало важным шагом в развитии налогового консультирования. На сегодняшний день это постановление является практически единственным и наиболее значимым в развитии данной специальности.

На протяжении десяти лет в профессиональных кругах налоговых консультантов обсуждается вопрос о принятии закона о налоговом консультировании. В 2004 году этого не получилось сделать. Тем не менее 23 мая 2014 года депутатом Государственной Думы был вне сен проект о налоговом консультировании, который по сей день находится в рассмотрении. Он подготовлен с целью регулирования деятельности по налоговому консультированию и определения правового статуса налогового консультанта и консультируемых лиц.

В настоящее время требуется поддержка данного Федерального закона, так как нормативная и экономическая база налоговых консультантов недостаточно сформирована и слаба.

Развитие налогового консультирования вызвало и необходимость выработки единых правил, стандартов и механизмов профессии. Профессионального кодекса налогового консультанта в России пока не существует.

Недостаток профессиональных высококвалифицированных кадров − так же одна из важных проблем.

В связи с этим в 2002 году была создана Палата налоговых консультантов, которая возложила на себя функции:

  • обеспечение аттестации налоговых консультантов;
  • разработка специальных учебных программ, реализующиеся через аккредитованных образовательные организации.

Но в образовательном плане есть так же проблемы− это недостаточное количество учебно- методической литературы и недостаток преподавателей для обучения налогового консультанта. Данная специальность находится на той стадии развития, когда отсутствие специальных учебников, книг и пособий является своеобразным тормозом.

Следующая проблема налогового консультирования− налоговый консалтинг в России на сегодняшний день — это услуга для богатых. Как следует из рейтингов и исследований, проводимых компанией «Эксперт РА», основными покупателями услуг налогового консультирования являются крупные компании из наиболее рентабельных отраслей: машиностроение, добывающая промышленность и т.д. Представители же малого и среднего бизнеса намного реже используют данные услуги, так как у них существует давно сложившийся стереотип, что решением налоговых вопросов занимается штатный бухгалтер и не причин привлекать специального человека для решения текущих и стратегических проблем. Данный стереотип оправдывается решением оптимизации налогов компании.

Развитие в Российской Федерации института налогового консультирования является необходимой и важной задачей. Можно определить направления совершенствования данной специальности в России, при сравнении с другими странами:

  1. Совместная работа организаций налоговых консультантов с государственными органами. Как например в Голландии организации налогового консультирования обсуждают актуальные вопросы с государством, тем самым решая проблемы деятельности в настоящем и будущем.
  2. Обязательное страхование ответственности налогового консультанта. Как например это достаточно давно функционирует в Германии, Великобритании и странах Восточной Европы. Без данной функции организации налогового консультирования не выдается лицензия на осуществление деятельности.
  3. Ответственность налоговых консультантов. В России существует гражданско- правовая (договорная) ответственность, в то время как в Великобритании уже давно функционирует законодательная ответственность, что является наиболее эффективным источником использования организаций налогового консультирования.

НК РФ – это один из рекордсменов среди кодексов по частоте вносимых изменений. Общая часть НК РФ действует с 1 января 2000 года, и за это время поправки вносились в нее более 200 раз. Одно это уже затрудняет исчисление налогов – но налоговый закон к тому же и сформулирован непросто.

Поэтому услуги налоговых консультантов, помогающих разобраться в хитросплетениях налоговых норм, весьма востребованы – особенно бизнесом. Конечно, сегодня специальный правовой статус налоговых консультантов в законе не закреплен, однако эта отрасль консалтинга уже давно и успешно развивается. Обычно в качестве налоговых консультантов выступают адвокаты (или, как уточняют они сами, «налоговые адвокаты»), юрисконсульты, не имеющие адвокатского статуса, либо экономисты.

Сегодня у таких специалистов есть возможность подтвердить свою компетентность путем сдачи квалификационного экзамена в Палате налоговых консультантов и получить соответствующий аттестат. На сегодняшний день выдано более 10 тыс. квалификационных аттестатов по специальности «Консультант по налогам и сборам».

Сегодня профессионал может получить статус налогового консультанта, успешно завершив образовательные курсы при Палате налоговых консультантов. Однако в настоящее время этот статус государством не признается. Аттестат налогового консультанта, конечно, играет определенную роль – но только как конкурентное преимущество на рынке юридических услуг или актив соискателя при трудоустройстве.

Кроме того, статус налогового консультанта может использоваться в качестве доказательства обоснованности судебных расходов на квалифицированную юридическую помощь.

Список литературы

  1. Крамаренко, Л.А. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / Л.А. Крамаренко, М.Е. Косов. — М.: ЮНИТИ, 2013. — 576 c.
  2. Кулешова, Л. В. Налоги и налогообложение: учебно-практическое пособие / Л. В. Кулешова, Е. Н. Лапина, Е. А. Остапенко ; Ставропольский гос. аграрный ун-т. – Ставрополь, 2014. – 96 с.
  3. Лапина Е. Н., Светличная Е. Ю. «Специальные налоговые режимы как инструменты поддержки малого бизнеса» / Экономика и социум. 2015. № 1-3 (14). С. 913-916.
  4. Лапина Е. Н., Остапенко Е. А. Налоги и налогообложение: Рабочая тетрадь для студентов направления 38.03.01 Экономика / ФГБОУ ВПО Ставропольский государственный аграрный университет. Ставрополь, 2015.
  5. Перов, А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие для бакалавров / А.В. Перов, А.В. Толкушкин. — М.: Юрайт, 2013. — 996 c.

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Все решат за вас

В ФНС считают, что консультанты могут стать посредниками между налогоплательщиками и налоговиками. Например, помочь разобраться с интернет-сервисами ФНС или оказать правовую поддержку при досудебном рассмотрении споров. Насколько сегодняшний налоговый консультант выполняет эту роль? Что нужно сделать, чтобы приблизиться к идеалу? Поможет ли этому принятие закона о налоговом консультировании? На эти и другие вопросы «РБГ» отвечает президент Палаты налоговых консультантов России (ПНК), действительный член Российской академии естественных наук, профессор Дмитрий Черник.

Без создания института налогового консультирования дальнейшее использование новых технологий, разрабатываемых и применяемых для облегчения уплаты налогов, будет затруднительно, полагает глава ФНС. Согласны ли вы с этим?

Дмитрий Черник: Прежде всего сама идея необходимости налогового консультирования в нашей стране зародилась в недрах налоговой службы. Первые шаги были предприняты министерством по налогам и сборам в то время, когда министром был еще Александр Починок. И Михаил Мишустин отдает отчет, насколько этот институт не враг ФНС, а друг, союзник и помощник. В целом я согласен с его высказываниями, но могу сказать, что проблемы здесь, конечно, будут. То, что сейчас бурно развиваются новые информационные технологии в области взаимоотношений налоговой службы и налогоплательщиков — это факт. Но то, что общая компьютерная грамотность в нашей стране, особенно у людей старшего поколения, отстает от тех темпов, которыми развиваются компьютерные технологии, это тоже факт. И налоговые консультанты здесь нужны и должны сыграть определенную роль. Многие люди вынуждены будут обращаться к кому-то за помощью: либо непосредственно к работникам налоговой службы, загруженным до предела, либо к консультантам.

Сколько сейчас в России практикующих налоговых консультантов? Достаточно ли этих специалистов для квалифицированной помощи налогоплательщикам?

Дмитрий Черник: Прежде всего надо понимать, что такое налоговый консультант сегодня. ПНК выдает квалификационный аттестат налоговым консультантам — тем, кто прошел соответствующее обучение в одной из аккредитованных ПНК образовательных организаций. Сегодня их более 70 от Южно-Сахалинска до Калининграда. Свыше трети этих образовательных организаций — государственные учебные заведения, в том числе университеты. Но нужно иметь в виду, что количество специалистов, которые прошли обучение (сегодня это более 12 тысяч человек), и число людей, которые работают непосредственно налоговыми консультантами, не совпадают. Последних значительно меньше.

Читать еще:  График рабочего времени на 2018 год - скачать бланк

Дмитрий Черник: Потому что большинство налоговых консультантов, пройдя обучение, продолжают работать в своих организациях. Сегодня компании уже не возлагают всю ответственность за правильную уплату налогов на бухгалтерию, как это было раньше. Крупные компании создают у себя налоговые управления, налоговые отделы, налоговые подразделения. В них консультанты чрезвычайно востребованны. Эти люди не будут разъяснять населению, как платить налоги, или могут заниматься этим от случая к случаю. Если говорить о налоговых консультантах как о людях свободной профессии, то их сейчас большой дефицит. Конечно, не такой, как 10 лет назад. Тогда не было вообще ничего, и любой человек мог просто объявить себя налоговым консультантом. Сегодня налоговые консультанты получают квалификационные аттестаты ПНК и каждые два года подтверждают свою квалификацию. Но это очень малое количество по сравнению с реальными потребностями.

Профессия налогового консультанта в России пока очень дефицитная. Давайте сопоставим потребности и реальности. Для этого возьмем опыт зарубежных стран. Примерная картина такая, хотя есть различия по разным странам. США, передовые страны Европы, Австралия имеют такое соотношение: на 10 работников налоговой службы в стране работает 11 налоговых консультантов. Это усредненные данные, по странам они могут немного колебаться. Например, в Австралии на 18 млн населения 18 тыс. работников Австралийского налогового управления и 21 тыс. налоговых консультантов. Посмотрим, что получится, если применить это соотношение к России. Сегодня у нас примерно 140 тыс. налоговых работников. Значит, нужно около 155 тыс. налоговых консультантов. А реально действуют, помимо тех, кто внутри компаний, 5 тысяч. Отсюда и возникает потребность. Пока ее закрывают консалтинговые компании, в которых многие сотрудники имеют аттестаты ПНК.

В Госдуме сейчас на рассмотрении находится закон, вводящий обязательное досудебное обжалование всех решений налоговых органов. По мнению экспертов, консультанты могут оказать налогоплательщикам существенную помощь, если предусмотреть их участие в досудебном рассмотрении споров. Согласны ли вы с этим?

Дмитрий Черник: Что такое досудебное разбирательство? Это значит, налогоплательщик не нашел взаимности с первичной налоговой инспекцией. У него уже возник налоговый спор. И, конечно, идти с этим спором в вышестоящий налоговый орган сложно. Каждой организации поможет, если ее будет сопровождать налоговый консультант или работник консультационной службы. Шансы на объективное рассмотрение вопроса повысятся. Налоговый консультант — это человек, который работает на налогоплательщика, защищает его интересы. Но в то же время он должен не только защитить своего клиента, минимизировать ему налоги, оспорить что-то у налоговой службы, но и помочь платить налоги грамотно. Консультант является для своего клиента и представителем государства тоже. Потому что в конечном счете наше государство должно быть заинтересовано в том, чтобы налоги платились правильно. Это значит, что не должно быть недоплаты, но не должно быть и переплаты. Это равновесие должен обеспечить налоговый консультант. Если человек хочет скрыться от налогов, спрятать доходы, ему тогда не нужно идти к налоговому консультанту.

В настоящее время правильно говорить не о минимизации, а об оптимизации налогообложения, а также о снижении, если не ликвидации, налоговых рисков. Ведь санкции в нашей стране достаточно суровы.

Понимаете, когда человек просто читает НК РФ, это одно, а налоговый консультант, который детально знает все вопросы, это совсем другое. Только при детальном знании законов можно оптимизировать налоги и при этом уменьшить общую сумму платежа. Это правильное оформление сделок, это грамотное применение налоговых льгот и так далее. Мы работаем в правовом поле российского законодательства. Это правовое поле позволяет довольно широко маневрировать финансовыми ресурсами. Мы ни в коем случае не беремся уменьшать налоговые платежи таким образом, чтобы увеличивать финансовые риски, чтобы впоследствии возникли судебные претензии. Кстати, государство так же заинтересовано в том, чтобы налоги не наносили финансовый ущерб организациям. Они должны уплачиваться, но не переплачиваться.

Должна ли быть законодательно установлена ответственность налогового консультанта?

Дмитрий Черник: Мы можем трактовать это понятие довольно широко. Прежде всего налоговое консультирование — это определенный вид деятельности, это рыночная инфраструктура. И ответственность налогового консультанта определяется не законом и вышестоящими актами, а одним-единственным простейшим документом, который называется договор. Договор заключается между налоговым консультантом и клиентом, будь то юридическое или физическое лицо. В этом договоре прописана и ответственность консультанта. Если он дал неправильные советы, и налоговая инспекция оштрафовала клиента, что должен сделать клиент? Он должен открыть договор, который подписал, посмотреть в него. Что там предусмотрено, это и есть ответственность налогового консультанта. Иногда люди понимают ответственность так: дал совет налоговый консультант, и все, вы становитесь неприкасаемым. А если не дай бог вас оштрафуют, то тогда консультант должен платить за вас все штрафы, пени и так далее. В принципе такую систему можно создать. Только вряд ли хоть какой-нибудь клиент захочет в эту систему перейти, потому что если речь пойдет о такой ответственности, то тогда наверняка должна появиться во взаимоотношениях третья сторона. Это страховая компания. А вмешательство в это дело страховой компании, да еще с полным страхованием рисков, до заоблачных высот поднимет цену на услуги консультантов.

И надо иметь в виду еще одно обстоятельство, от которого нельзя открещиваться. НК РФ, хотя он совершенствуется с 1999 года, не является идеальным документом. В нем присутствуют и противоречия, и неясности. Да и просто многообразие хозяйственной деятельности может не уложиться ни в какие листы бумаги. И в любой момент может случиться оказия.

Отчет, который у вас с удовольствием примут в одной инспекции, забракуют в соседней, наложат штрафы и пени. Вы помните, когда в России профессия главбуха была крайне дефицитной и главбух часто обслуживал четыре-пять и более разных компаний, то он жаловался, что по одинаковой ситуации в одной инспекции принимают отчет, а в другой — накладывают штрафы, пени. А представляете себе разброс по территории России? А если добавить субъективный фактор в отношениях, то становится понятно, что полная, стопроцентная ответственность налогового консультанта вряд ли реальна в нашей сегодняшней жизни. Хотя, может быть, мы будем идти к этому и по мере совершенствования налогового законодательства, развития налоговой грамотности и налогового консультирования, вполне возможно, мы к этому и придем. Но это будущее.

Может ли помочь развитию налогового консультирования принятие закона, регламентирующего их работу? Или это, скорее, создаст препоны для работы практикующих налоговых консультантов? Многие эксперты считают, что принятие закона ограничит возможности оказывать услуги по налоговому консультированию для юристов и аудиторов, сделав это прерогативой только аттестованных налоговых консультантов.

Дмитрий Черник: Я реалист и всегда им был. Но за любым законом стоят судьбы многих людей. Я прекрасно понимаю, что есть интересы адвокатов. Не считаться с ними нельзя. Выбросить их из сферы налогового консультирования, приняв закон, — это пахнет запретом на профессию. Ты адвокат, если кого-то по голове ударили, иди, защищай этого человека, то ли того, кого ударили, то ли того, кто ударил. А налогами заниматься не смей. Адвокат — это квалифицированный юрист, если он еще знаком с налоговым законодательством, то получается квалифицированный специалист. В ПНК не только экономисты, но и многие юристы прошли обучение, получили аттестаты налоговых консультантов. Нужно ли делать некую узкую касту консультантов? Вопрос очень непростой, дискуссионный, я бы сказал.

Законопроект разрабатывается. Уже было много вариантов. Как в свое время было много вариантов НК РФ. Но среди тех, кто работает в области налогового консультирования, включая ученых, есть разногласия. Причем по многим вопросам. В том числе по такому: что такое налоговый консультант. Человек свободной профессии, как частнопрактикующий врач, или юрист, или предприниматель? Очень многое зависит от того, каким закон будет. Идеального законопроекта мне пока видеть не удалось. Как ни парадоксально, я как президент ПНК выступал, скорее, критиком различных законопроектов. Последний «круглый стол» на эту тему был в прошлом году в Госдуме. Его подготовкой занимался соответствующий комитет. Рассматривался законопроект, который разрабатывался в недрах ПНК с участием работников ФНС. Участники «круглого стола» пришли к выводу, что его нужно серьезно править.

Принцип законодательства в античности гласил, что сначала некое явление общественной жизни должно войти в социальную жизнь, укорениться, а уже потом создавался закон. Вот мы сейчас и находимся в той стадии, когда налоговые консультанты как явление существуют, их необходимость очевидна, клиентура понятна. Мы уже набили себе шишки. Какие-то вопросы решили. Можно переходить к принятию закона, но, повторяю, продуманно и без излишней торопливости. Нужен закон, который учтет интересы всех, прежде всего налогоплательщика, а также государства.

России нужно 150 тысяч налоговых консультантов

Профессия «налоговый консультант» для нашей страны достаточно новая. Немногие вузы на данный момент способны подготовить квалифицированных профессионалов в этой области. С вопросами о подготовке и работе налоговых консультантов мы обратились к президенту Палаты налоговых консультантов, доктору экономических наук, профессору, академику РАЕН, государственному советнику налоговой службы I ранга Дмитрию Чернику.

— Дмитрий Георгиевич, расскажите о налоговой системе в России.

— Налоговая система в России сравнительно новая, она существует с 1992 года. Раньше, в царской России была стройная и четкая налоговая система, но в 1917 году она была разрушена, и только в 1991 году ее начали воссоздавать. Современная налоговая система со всеми многочисленными изменениями действует с 1992 года. Налоговое законодательство очень сложное не только в России, но и во всех странах мира — это естественно. Дополнительная сложность российского налогового законодательства связана с тем, что его становление совпало с изменением общественного строя в России. Проще говоря, в 1992 году в России началась реставрация капитализма. Поэтому у нас одновременно идут становление и развитие налоговой системы и крупные изменения в экономике и строе страны вообще. В силу этого последние 16-17 лет мы живем в условиях непрерывной налоговой реформы: изменения, дополнения, введение одних налогов, отмена других, изменение порядка исчисления налогов и так далее.

Читать еще:  Минфин вновь заверил, что вводить прогрессивную ндфл-шкалу не будут

— Трудно быть налоговым консультантом в нашей стране?

— В принципе, профессия налогового консультанта такая же, как профессия бухгалтера или филолога. Но если в западных странах эта профессия существует лет сто, а то и двести, то у нас квалифицированных специалистов лет 10-15 назад не было вообще. Плюс все та же специфика переходного периода. Сколько он еще продлится? Я думаю, те, кто устраивал нам этот «переход», предполагали управиться за два-три года, но поскольку мы с самого начала пошли весьма неверными дорогами, наша экономическая реформа буксует, и налоговая реформа будет проходить еще лет десять. К 2020 году, может быть, что-то стабилизируется, а пока в развитии налоговой системы мы идем методом проб и ошибок.

— Когда и каким образом появилась Палата налоговых консультантов?

— Если система налогообложения у нас возникла в 90-92 годах, то налоговые консультанты появились намного позже. По сути дела, налоговое консультирование начало развиваться в нашей стране где-то с 2001 года. Сначала налоговые консультанты потребовались государству, и была создана Государственная налоговая служба РФ, которая затем преобразовалась в Министерство по налоговым сборам. Потом потребовались люди, специализирующиеся исключительно на консультативной помощи организациям и физическим лицам. В 2002 году была зарегистрирована Палата налоговых консультантов. Ее основателями стали РосНОУ, Институт экономики и финансов «Синергия», Московский социально-экономический институт, ГУУ и Научно-методологический центр при Министерстве по налоговым сборам.

— Каковы основные задачи Палаты?

— В первую очередь, это становление и развитие налогового консультирования в России. Во-вторых, координация деятельности по подотовке, переподготовке и повышению квалификации налоговых консультантов, практическая помощь специалистам в этой сфере, обеспечение информационной связи между ними. Палата имеет свой печатный орган, проводит круглые столы, конференции, международные семинары. В 2008 году Палата стала членом-наблюдателем Европейской конфедерации налоговых консультантов. И третья ее задача заключается в обобщении предложений о том, в какую сторону должна двигаться налоговая реформа. Так как вокруг Палаты объединены квалифицированные специалисты в области налогооблажения, мы критически оцениваем существующие законопроекты, вносим свои предложения. Часто налоговому консультанту тяжело пробиться в какие-то государственные органы, поэтому мы контактируем с министерствами финансов и экономического развития, Налоговой службой, Госдумой, Советом Федерации, доводим наши идеи до высших законодательных и исполнительных органов власти.

— Какое образование необходимо получить человеку, чтобы стать налоговым консультантом?

— Налоговый консультант должен быть одновременно и экономистом, и юристом. Это профессия, которая объединяет две специальности, поэтому мы определили, что налоговым консультантом может быть человек с высшим экономическим или юридическим образованием, который несколько лет проработал по специальности. После этого он уже может пройти обучение по программе подготовки налоговых консультантов, сдать экзамены и получить аттестат Палаты.

— Какие требования Палата предъявляет вузам, которые занимаются подготовкой и повышением квалификации налоговых консультантов?

— У нас существует такой порядок: вузы, которые хотят выдавать аттестат Палаты налоговых консультантов, должны аккредитоваться. Мы очень строго подходим к отбору тех, кто аккредитуется. В прошлом году было 96 аккредитованных вузов, в этом — 85 (около 30 в Москве, остальные — за ее пределами). Мы сочли работу ряда вузов в последние два-три года неудовлетворительной, подготовку не очень хорошей и лишили их аккредитации. Нам важно не увеличивать количество вузов, а повышать качество обучения.

— А есть вузы, которые можно было бы привести в пример?

Активнейшим образом готовит налоговых консультантов РосНОУ, могу также выделить Воронежский государственной университет, Приморский государственный университет, Московский социально-экономический институт, Государственный университет управления и целый ряд институтов и университетов на бескрайних просторах Сибири.

— Можно ли стать налоговым консультантом, минуя Палату?

— Очень важно, чтобы обучение налоговых консультантов велось по одним программам — и в Москве, и в Петербурге, и в Южно-Сахалинске, и в Калининграде. Это главная цель Палаты. Именно для того, чтобы обеспечить эту единую систему, стандартизировать подготовку, программы обучения разрабатываются и утверждаются Палатой, которая имеет для этого общественный орган — УМ Совет, объединяющий ведущих специалистов, ученых, практиков. В наших программах обучения своевременно учитываются изменения налогового законодательства. Программы, не утвержденные Палатой, просто не принимаются во внимание, и мы не считаем людей, которые подготовились по каким-то другим программам, налоговыми консультантами.

— Палата сама экзаменует кандидатов в налоговые консультанты?

Да, экзамен проводит Палата. Состав комиссии согласовывается с Палатой, председатель и ответственный секретарь экзаменационной комиссии назначаются Палатой, билеты, задания разрабатываются в Палате. Представители Палаты вскрывают запечатанный пакет с экзаменационными билетами на глазах группы и членов комиссии. Это позволяет обеспечить единую систему подготовки на всей территории России.

— В связи с постоянными изменениями налогового законодательства как часто налоговым консультантам приходится переучиваться?

— Аттестат Палаты выдается на два года. По истечении этого периода налоговый консультант, если он хочет продолжать свою деятельность, должен подтвердить квалификацию. Здесь есть несколько способов.

Первый — классический: прийти в Палату или в одно из аккредитованных учебных заведений, прослушать лекции, поработать на семинарах, сдать экзамены (72-часовая программа).

Второй путь — в Москве существует Центр налогового консультирования и стажировки, где консультант, подтверждающий свое звание, сидит и принимает население, любого, кто зашел. А рядом сидит консультант-наставник (преподаватель) и контролирует, насколько испытуемый правильно беседует, дает советы и консультации. Только при крайней необходимости наставник вмешивается. Отработав 72 часа по такой программе, консультант подтверждает свою квалификацию.

Третий способ — мы засчитываем научные публикации. Если человек предоставляет несколько крупных научных публикаций в солидных изданиях в области налогообложения, то мы подтверждаем ему звание консультанта. И так каждые два года.

Подтверждение квалификации может проходить также и в форме зачета ситуаций. Налоговый консультант направляет в Палату не менее 30 ситуаций, Палата проводит их экспертизу и принимает решение о зачете или отказе в зачете предоставленных ситуаций.

— Не планируется ли уменьшить или увеличить срок действия аттестата Палаты?

— Пока нет, планируется другое. Возможно, будет введена категорийность, наподобие классных чинов в налоговой службе. Например, если вы работаете первый год, вы — консультант третьей категории, два раза вы продлили аттестат, успешно работаете — повышаете свою классность, переходите из третьего класса во второй, потом из второго в первый. Этот вопрос сейчас в стадии проработки. Увеличение срока действия аттестата будет возможно только тогда, когда стабилизируется налоговое законодательство.

— Как вы относитесь к подготовке специалистов за рубежом?

— За рубежом уровень образования гораздо ниже нашего. Передовой опыт мы перенимаем: проводим международные симпозиумы, приглашаем высококлассных специалистов из-за границы, но только для обмена опытом, ни в коем случае не для обучения наших консультантов. Я не видел ни одного иностранца, который знал бы российское законодательство. Нет в мире человека, который может нас учить. В России работают четыре крупных аудиторских компаний, действующие по всему миру, — такого количества ошибок, как у них, по-моему, нет ни у одной российской компании.

— Нужно ли законодательно регулировать деятельность налоговых консультантов?

— Особой необходимости в этом, на мой взгляд, нет, хотя такой закон готовится. Но прежде, чем вырабатывать концепцию закона, необходимо устранить множество неясностей. Например, налоговый консультант — это кто? Свободный специалист, типа частного врача или адвоката, или предприниматель? Можно найти достаточно аргументов и в защиту того, что это свободная профессия, и того, что это предпринимательская деятельность. Кроме того, налоговый консультант чаще всего работает не сам по себе, обычно он — сотрудник какой-то компании. Этот вопрос очень сложный, и мы над ним будем работать не спеша, а не по сиюминутному требованию масс.

— Каков статус такого специалиста, как налоговый консультант?

— Статус специалиста, на мой взгляд, определяет рынок. Вы можете ему медаль выдать и высшую категорию назначить, но если клиент им не доволен, ничего не поможет.

— А степень ответственности за работу?

— Понимаете, это все сказки. Степень ответственности определяется договором. Мы вошли в рыночные отношения и до сих пор этого не поняли. Эти вещи регулирует рынок. Например, вы договорились, что обслуживаете предприятие, оно вам платит, а налоговая инспекция предприятие штрафует. Если по договору ответственность за такое развитие событий лежит на вас, то штраф ложится на вас. Оштрафовали на 10 миллионов, вы платите их сами, но только стоимость услуг налогового консультанта в этом случае будет составлять 15 миллионов. В России, по крайней мере, все определяется договором, будь то лица физические или юридические.

— А существует ли практика страхования рисков?

— Обязательно. Любой налоговый консультант может обратиться в страховую компанию. Деятельность аудиторских, консалтинговых компаний страхуется. Если консультант работает на свой страх и риск один, он тоже, как правило, страхуется. Страховая компания непременно является участником этого процесса.

— Хватает ли нашей стране специалистов в сфере налогового консультирования?

— На данный момент количество обученных специалистов — свыше семи тысяч, продливших квалификационный аттестат — свыше двух с половиной тысяч. В таких странах как США, Англия, Франция, Германия, Австралия соотношение «налоговый инспектор — налоговый консультант» примерно 10/11. В России примерно 142 тысячи налоговых инспекторов, то есть потребность в налоговых консультантах — 155 тысяч, а реально есть семь тысяч. Так что эта профессия в нашей стране очень перспективная.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector