Что сказать в суде, чтобы вернули налоги, переплаченные больше 3 лет назад?

Как вернуть налог, излишне уплаченный более трех лет назад: выводы из судебных решений

По традиции инспекторы используют любую возможность, чтобы отказать в возврате излишне уплаченного налога. Чаще всего поводом для отказа служит истечение срока, отведенного для возврата. Большинство таких конфликтов разрешается в арбитраже. Мы проанализировали арбитражную практику этого года и выяснили, какие аргументы помогают налогоплательщикам одержать победу.

Когда нужно подать заявление о возврате

Возврату и зачету излишне уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов посвящены две статьи Налогового кодекса: 78 и 79. В первой говорится о случаях, когда налогоплательщик сам допустил переплату. Во второй — о ситуациях, когда налоговики принудительно взыскали чрезмерную сумму.

В обеих статьях названы сроки, в течение которых можно подать в инспекцию заявление о возврате или зачете.

Если налогоплательщик заплатил в бюджет больше, чем следовало, и у него нет недоимки по другим налогам, заявление можно подать в течение трех лет с момента уплаты (п. 7 ст. 78 НК РФ).

Если излишнюю сумму налога взыскали сотрудники ИФНС, то заявление необходимо написать с течение месяца со дня, когда налогоплательщик узнал о таком взыскании, или со дня вступления в силу соответствующего судебного решения (п. 3 ст. 79 НК РФ).

А как быть компаниям и предпринимателям, которые не уложились в эти сроки? В случае принудительного взыскания нужно руководствоваться пунктом 3 статьи 79 НК РФ. Там говорится, что вернуть или зачесть переплату можно в судебном порядке, причем исковое заявление надо написать в течение трех лет с момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишнего взыскания. При «самостоятельной» переплате действует та же норма. На это указал Президиум ВАС РФ в постановлении от 08.11.06 № 6219/06.

Почему возникают сложности

Все было бы просто и понятно, если бы удавалось с легкостью определить момент, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о переплате. Но в законе на этот счет нет указаний, а на практике возникают разногласия между инспекторами и бухгалтерами. Представители ИФНС утверждают, что такой момент наступил более трех лет назад, поэтому право на возврат потеряно. Организации и ИП заявляют, будто три года еще не истекли, и настаивают на возврате.

Точки в спорах ставят судьи. При этом исход дела и аргументы, которые сыграли решающую роль, во многом зависят от особенностей каждой ситуации. Посмотрим, к каким выводам чаще всего приходят арбитры в наиболее распространенных ситуациях.

Ситуация первая: переплата произошла из-за ошибки бухгалтера

Часто причиной излишней уплаты налогов является невнимательность бухгалтера, указавшего неверную сумму, неправильный код бюджетной классификации и пр. Ошибка остается незамеченной до тех пор, пока ее не выявит очередная сверка взаиморасчетов с ИФНС. Если три года с даты излишней уплаты уже истекли, налогоплательщику приходится возвращать деньги через суд.

Налоговики традиционно заявляют, что бухгалтер должен узнать о переплате сразу после перевода средств в бюджет. Но судьи, как правило, с ними не соглашаются и признают, что излишняя уплата стала очевидна только во время сверки (см., например, постановления ФАС Московского округа от 24.02.11 № КА-А40/203-11 и от 29.03.11 № КА-А40/1628-11).

В большинстве случаев одним из главных аргументов является тот факт, что инспекторы знали о переплате еще до сверки, но не сообщили бухгалтеру. А между тем обязанность налоговиков информировать об излишних платежах в бюджет закреплена пунктом 3 статьи 78 НК РФ. Судьи расценивают эту обязанность инспекторов как еще одно доказательство права налогоплательщика на возврат (постановления ФАС Уральского округа от 04.04.11 № Ф09-1603/11-С3 и ФАС Западно-Сибирского округа от 24.03.11 № А75-5895/2010).

Встречаются и решения в пользу ИФНС. Так, ФАС Северо-Кавказского округа сделал вывод, что организация должна была заметить переплату не в день сверки, а раньше — при подаче декларации, при наступлении срока уплаты или при самой уплате (постановлении от 04.02.11 № А22-937/2010). К счастью, вердикт в пользу налоговиков — скорее исключение, нежели правило.

Ситуация вторая: излишняя уплата вызвана искажениями налогооблагаемой базы

Другая распространенная причина излишней уплаты налога — неверное определение облагаемой базы. Последовательность событий здесь такова. Как только бухгалтер обнаружит завышение базы, он подает уточненную декларацию. Инспекторы в свою очередь проводят камеральную проверку, и отражают переплату в карточке расчетов с бюджетом. Если со дня перевода денег прошло более трех лет, с заявлением о возврате налогоплательщику приходится обращаться в суд.

Такие споры в основном заканчиваются победой организаций и ИП. Хотя налоговики убеждены, что моментом, когда бухгалтер узнал о переплате, является дата перечисления средств, судьи принимают другую позицию. Они соглашаются с налогоплательщиком, что о выявлении ошибки можно судить по дате «уточненки», и именно от нее нужно отсчитывать три года для обращения в суд (см, например, постановление ФАС Центрального округа от 18.01.11 № Ф10-5928/2010).

Случается, что налогоплательщик имеет право на льготу, но не знает о ней. Потом получает соответствующую информацию и применяет льготу задним числом. При этом отправной точкой для исчисления трехлетнего срока, по мнению судей, является день получения информации о льготе. Так было в случае с учреждением, которое получило письмо от местных властей. В письме сообщалось, что некоторые совершенные учреждением операций освобождены от налогообложения. Судьи пришли к выводу, что налог подлежит возврату, несмотря на то, что он перечислен более трех лет назад (постановление ФАС Уральского округа от 10.03.11 № Ф09-376/11-С2).

Иногда случаются и отрицательные для налогоплательщиков решения суда. Одна компания сначала подала в ИФНС «уточненки», а спустя два года — заявление о возврате, на которое налоговики ответили отказом. ФАС Восточно-Сибирского округа не признал за организацией право на возврат переплаты, потому что с точки зрения судей три года следует исчислять не с момента подачи заявления, а с даты подачи уточненной декларации (постановление от 09.06.11 № А58-7281/10).

Ситуация третья: факт переплаты обусловлен судебным решением

Еще одну категорию споров о возврате составляют случаи, когда чрезмерная уплата налогов подтверждена решениями судов.

Это относится к ситуации, когда бухгалтер нашел ошибку в облагаемой базе, подал уточненную декларацию, а инспекторы провели камеральную проверку и не подтвердили уменьшение базы. Далее компания оспорила решение по проверке в арбитраже, и выиграла спор. Однако со дня перечисления налога прошло более трех лет, и возврат переплаты стал возможен только в судебном порядке. Здесь арбитры единодушно приходят к выводу, что три года на подачу иска следует отсчитывать с даты, когда вступил в силу вердикт, аннулировавший решение по «камералке» (см., например, постановление ФАС Московского округа от 06.07.11 № Ф05-5670/11).

Поводом для признания переплаты может служить и оспоренное решение по выездной проверке. Есть пример, когда организация победила и в первой, и в апелляционной инстанции. Но пока шли тяжбы, трехлетний срок с момента переплаты оказался пропущен. Однако ФАС Московского округа подтвердил право на возврат, посчитав, что бухгалтер узнал об излишней уплате в день, когда вступило в силу решение по апелляционной жалобе (постановление от 09.08.11 № Ф05-7508/11).

Ситуация четвертая: переплата вызвана тем, что налогоплательщик не предъявил к вычету НДС

Особняком стоят случаи, когда излишняя уплата произошла из-за непредъявленного вычета НДС. Впоследствии бухгалтер подает уточненную декларацию, где с опозданием указывает вычет и ставит налог к возмещению. Но инспекторы проводят камеральную проверку и отказывают в возмещении, ссылаясь на пункт 2 статьи 173 НК РФ. В нем говорится, что возмещение невозможно, если декларация подана по истечении трех лет с момента окончания соответствующего налогового периода.

В этом случае у компаний и ИП остается единственный пусть — добиться возмещения через суд. При этом действует общий срок исковой давности, равный трем годам с даты, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своего права на возмещение (постановление Пленума ВАС РФ от 18.12.07 № 65).

Судьи считают, что о нарушении права стало известно при вынесении решения по камеральной проверке и отказа в возврате НДС. Если три года с даты такого решения не прошли, инспекция обязана перечислить деньги (постановления ФАС Северо-Западного округа от 18.01.11 № Ф07-14164/2010 и от 03.08.11 № Ф07-6258/11).

Срок давности возврата переплаты по налогам

Автор: Галина Кардашян
Главный бухгалтер-методолог 1С-WiseAdvice

Бывают ситуации, когда уплаченная сумма налога превышает необходимую. Законодательство предусматривает возврат таких «излишков», но лишь до истечения установленного срока. Рассказываем про срок давности возврата переплаты по налогам.

Почему появляются «лишние» налоговые платежи

Излишне уплаченный налог далеко не всегда возникает из-за существенных недостатков в учете. Иногда к переплате приводят и банальные технические сбои или опечатки.

Основные причины перечисления в бюджет «лишних» средств следующие:

  1. Ошибка при расчете. Ситуации здесь могут быть самыми различными, в зависимости от вида платежа: завышение облагаемой базы, неправильное применение ставок, неиспользование положенных льгот и т.п.
  2. Ошибка при перечислении. Тут речь идет о технических опечатках при заполнении платежек.
  3. Переплата по авансам. Многие налоги с годичным периодом предусматривают ежеквартальную уплату авансов. Поэтому, если в конце года произошло существенное снижение облагаемой базы, то ранее перечисленные суммы могут превысить налог, рассчитанный за период в целом.
Читать еще:  Фнс россии раскроет дополнительные сведения о компаниях

Теоретически переплата может возникнуть по любому налогу. Но на практике речь обычно идет об «оборотных» обязательных платежах: НДС, налог на прибыль, а для спецрежимов — УСН.

По налогам, которые платятся на основе физических показателей (земельный, транспортный, ЕНВД и т.п.), переплата возникает намного реже.

Это понятно — площадь зданий или количество транспортных средств учесть относительно несложно, да и меняются они далеко не так часто и существенно, как показатели выручки или затрат.

Как выявить переплату

Для обнаружения любых ошибок в учете необходима налаженная система внутреннего контроля.

Если речь идет о расчетах, то основным методом проверки их корректности является регулярная сверка с контрагентами, в данном случае — с налоговиками.

Сверять данные по обязательным платежам нужно не реже раза в квартал. А крупным компаниям, которые имеют «разветвленный» бизнес и платят множество налогов, лучше делать это ежемесячно.

Хотя закон и обязывает чиновников сообщать бизнесменам о выявленных переплатах (п. 3 ст. 78 НК РФ), но рассчитывать на это не следует. Ведь любой возврат из бюджета — это «минус» для отчетных показателей ИФНС. А каких-либо наказаний для налоговиков за несообщение этих сведений не предусмотрено.

Поэтому бизнесмену необходимо полностью брать процесс сверки в свои руки, не надеясь на чиновников.

Переплата обнаружена — что дальше?

Закон предусматривает два варианта «использования» налогоплательщиком переплаты — зачет и возврат.

Причем зачесть «лишние» платежи можно только в счет выплат, зачисляемых в тот же бюджет или внебюджетный фонд (п. 1 и 1.1 ст. 78 НК РФ).

Если же бизнесмен решил вернуть переплату живыми деньгами, то налоговики все равно имеют право сначала провести зачет имеющейся задолженности перед соответствующим бюджетом (п. 5 и 6 ст. 78 НК РФ).

По мнению Высшего Арбитражного Суда, такой зачет — вид принудительного взыскания. Поэтому чиновники должны выполнить всю соответствующую процедуру: направить налогоплательщику требование и, только в случае его неисполнения, вынести решение (определение ВАС РФ от 21.02.2008 г. № 1395/08).

Руководителю, желающему избежать судебных разбирательств, в первую очередь следует изучить результаты сверки расчетов и направить заявление о возврате уже с учетом имеющейся недоимки.

Указанное заявление можно подать в ИФНС как на бумаге, так и онлайн, заверив его усиленной квалифицированной электронной подписью.

При заполнении документов на возврат нужно использовать формы, утвержденные письмами ФНС РФ: на бумажном носителе — № ММВ-7-8/182@ от 14.02.2017, в электронном виде – № ММВ-7-8/137@ от 18.03.2019.

На возврат средств закон отводит налоговикам месяц, причем в течение первых 10 дней они должны принять решения и еще через 5 дней — сообщить о нем заявителю (п. 6, 8, 9 ст. 78 НК РФ). При пропуске срока возврата начисляются пени по ставке рефинансирования ЦБ РФ.

Бизнесмен должен заявить о своем желании зачесть или вернуть переплату в течение 3 лет с момента ее появления (п. 7 ст. 78 НК РФ). О том, как быть, если этот срок уже прошел — расскажем в следующем разделе.

Что делать, если срок для возврата пропущен

Предположим, что три года с момента появления переплаты уже истекли. Значит ли это, что шансов вернуть деньги уже не осталось? Давайте разбираться…

Во-первых, нужно определиться с самим моментом возникновения переплаты.

Многие налоги (например, на прибыль) исчисляются по авансовой схеме. При этом в течение года бизнесмен платит авансы, а окончательный расчет производится на основании годовой декларации.

Возникает вопрос: когда образуется переплата — в момент перечисления промежуточного платежа или при сдаче декларации, формирующей итоговую облагаемую базу за год?

Важно!

По мнению Верховного Суда РФ, точкой отсчета является дата сдачи декларации либо установленный законом срок, если отчет сдан позднее (определение от 03.09.2015 г. № 306-КГ15-6527).

Эту позицию ВС РФ можно распространить и на возврат других обязательных платежей с авансовой схемой уплаты: УСН, налога на имущество и т.п. Кроме того, по мнению судей, даже если три года прошло и с даты подачи декларации, это не исключает возможности вернуть переплату. Ведь нормы ст. 78 НК РФ являются специальными и позволяют налогоплательщикам получить излишне уплаченные средства без обращения в суд.

А если срок, установленный НК РФ, пропущен, то это не лишает бизнесмена права на защиту своих интересов в суде в общем порядке. В данном случае трехлетний срок давности по налоговой переплате будет исчисляться с даты, когда налогоплательщик узнал о ней (например, дата акта сверки).

Нужно отметить, что аналогичную позицию ранее высказывал и ВАС (п. 79 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57).

Важно!

Неполучение информации о переплате от налоговиков не является основанием для продления срока возврата (определение ВС РФ от 30.08.2018 № 307-КГ18-12491). Это еще один аргумент в пользу того, что налогоплательщику необходимо самому инициировать сверку расчетов с ИФНС.

Переплата по налогам встречается довольно часто. Ее причиной могут быть как технические ошибки, так и особенности исчисления отдельных видов обязательных платежей.

Закон предоставляет налогоплательщику два варианта «закрытия» переплаты — зачет и возврат.

В обоих случаях НК РФ отводит на подачу заявления три года. С точки зрения высших судебных инстанций, если по налогу предусмотрены авансы, то указанный срок отсчитывается с даты сдачи годовой декларации.

Но даже если три года с этой даты уже прошли, но бизнесмен докажет, что узнал о переплате позднее, он может вернуть свои деньги через суд на общих основаниях.

Поэтому переплаты по техническим причинам исключены. Если же ошибся штатный бухгалтер клиента (еще до передачи учета на аутсорсинг), мы в кратчайшие сроки выявим отклонение и вернем средства в ваш бизнес.

Можно ли вернуть переплату налога после трехлетнего срока?

В этой статье речь пойдет о возврате/взыскании излишне уплаченных сумм налога, пеней и штрафов за пределами трехлетнего срока по результатам уточненной налоговой декларации

Сразу замечу, что рассматриваемая ситуация довольно спорная, вопреки сложившемуся мнению налогового органа существует разнообразная судебная практика, которая, к сожалению, не гарантирует в полной мере защиту интересов налогоплательщика в получении своих «кровных».

Нередко случается, что небрежное отношение, ошибка или случайность приводит к тому, что при сдаче первоначальной отчетности сумма того или иного налога к уплате завышена. Проходит время – допустим, три года, – и новый бухгалтер или аудитор замечают погрешность и подают уточненную налоговую декларацию с указанием меньшей суммы или сведя к нулю обязанность по уплате налога. Одновременно направляется заявление о возврате налога.

Подали. Ждем. И ничего налоговый орган не пишет и возвращать не собирается.

В такой ситуации, по мнению налогового органа, проведение камеральной проверки и совершение в связи с этим соответствующих действий необязательно. В карточке лицевого счета налогоплательщика по-прежнему числятся все те же суммы, а в случае принудительного взыскания налога постановление все так же находится на исполнении у пристава-исполнителя, а инкассовые поручения в банке.

При этом с бездействием налогового органа можно поспорить.

Согласно п. 3 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

Статья 78 НК РФ является императивной, и восстановление трехлетнего срока, в течение которого можно обратиться с заявлением о возврате суммы излишне уплаченного налога, законом не предусмотрено. НК РФ не содержит нормы, устанавливающей срок давности для взыскания пени. Ограничительный трехлетний срок установлен для зачета (возврата) излишне уплаченного налога.

Исходя из смысла п. 2 ст. 80, абз. 2 п. 1 ст. 81, ст. 88 НК РФ, следует, что праву налогоплательщика представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию корреспондирует обязанность налоговой инспекции принять налоговую декларацию, провести в установленный срок камеральную проверку и по ее результатам осуществить соответствующие действия, в том числе по отражению в карточке расчетов с бюджетом соответствующих сведений.

Как правило, инспекция списывает свое бездействие на некую техническую ошибку, которую исправляют, извиняются, но вернуть уже взысканный или излишне уплаченный налог отказываются, все так же ссылаясь на пропуск трехлетнего срока.

Позицию неправомерности рассуждений подтверждает и постановление ФАС Московского округа от 14.05.2008 г. № КА-А40/3987-08-2 по ОАО «Научно-производственное объединение «Московский радиотехнический завод».

В судебном акте указано, что ссылка налогового органа на невозможность проверки заявленных налогоплательщиком расходов в связи с представлением уточненных деклараций за пределами трех лет неправомерна. Ограничение, касающееся трехлетнего срока проведения налоговых проверок, введенное с 1 января 2007 г., не распространяется на камеральные налоговые проверки (ст. 88 НК РФ в редакции федерального закона от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ). То обстоятельство, что уточненные налоговые декларации представлены после составления акта проверки, не имеет значения, поскольку расходы были понесены в соответствующие периоды, уменьшая тем самым базу налога на прибыль и приводя к возникновению переплаты в последующем налоговом периоде.

Исходя из норм Налогового кодекса, делаем выводы.

Согласно п. 7 ст. 78 НК РФ зачет или возврат производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

В то же время данная норма применительно к п. 3 ст. 79 НК РФ не препятствует налогоплательщику в случае пропуска срока на подачу такого заявления в налоговый орган обратиться непосредственно в суд с иском о возврате из бюджета суммы излишне уплаченного налога в порядке арбитражного судопроизводства в течение трех лет со дня, когда он узнал или должен был узнать об этом факте.

Читать еще:  Коды по видам оплаты труда в табеле рабочего времени

Согласно п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Вот с этого момента начинаются разногласия в судебной практике.

ВАС РФ указывает, что моментом, когда налогоплательщик узнал о факте излишней уплаты налога, не может считаться момент совершения им действий по корректировке своего налогового обязательства и представлению уточненной налоговой декларации. Вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания непропущенным срока на возврат налога (постановление Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 г. № 12882/08).

Наиболее выгодную для налогоплательщика позицию отражает постановление ФАС Московского округа от 13.02.2009 г. № КА-А40/293-09, указывая, что трехлетний срок, предусмотренный п. 3 ст. 79 НК РФ, следует исчислять с момента составления акта сверки расчетов, которым налоговая инспекция и налогоплательщик окончательно определили суммы переплат по налогам. Вывод сделан с учетом того, что до этого момента у налогового органа и налогоплательщика имелись разногласия относительно сумм переплаты и пеней.

На мой взгляд, мнение ФАС Западно-Сибирского округа также заслуживает внимания (постановление от 11.02.2009 г. № Ф04-558/2009(20510-А46-40).

Сказано следующее. Трехлетний срок давности взыскания в судебном порядке сумм излишне уплаченного налога должен исчисляться с момента представления налогоплательщиком уточненной декларации с суммой налога к уменьшению, а не с момента составления в последующем акта сверки расчетов с бюджетом, поскольку налогоплательщик знал об излишней уплате налога с момента представления уточненной налоговой декларации. Подписание в дальнейшем налоговым органом акта сверки расчетов не означает возникновения права налогоплательщика на предъявление заявления о возврате сумм излишне уплаченного налога в течение трех лет со дня подписания налоговым органом акта сверки, поскольку иное толкование фактически делает недействующими положения ст. 78 НК РФ (с учетом позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 21.06.2001 г. № 173-О, пленума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 28.02.2001 г. №5, Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 8.11.2006 г. №6219/06) относительно установления предельного срока для возврата излишне уплаченного налога, так как налогоплательщик может обратиться по истечении любого периода времени с требованием о проведении сверки расчетов, и налоговый орган будет обязан составить и подписать соответствующий акт.

Подобные решения принимались и совсем недавно: см., например, постановление ФАС Уральского округа от 14.01.2010 г. № Ф09-10147/09-С3.

Арбитры постановили, что в связи с выявлением бухгалтерских ошибок налогоплательщик подал уточненные налоговые декларации. Поскольку налоговый орган не представил доказательств того, что уточненные налоговые декларации поданы в связи с очевидными обстоятельствами, которые могли быть установлены при подаче первоначальной налоговой декларации, о злоупотреблении налогоплательщиком своим правом (подача уточненных деклараций с единственной целью искусственно продлить срок для возврата налога), суд пришел к выводу, что срок исковой давности по требованию о возврате налога следует исчислять с даты подачи уточненной налоговой декларации.

Для укрепления своей позиции можно рассмотреть постановление ФАС Дальневосточного округа от 3.08.2010 г. № Ф03-5155/2010.

Суд решил, что по мнению ИФНС, налогоплательщиком пропущен установленный п. 7 ст. 78 НК РФ трехлетний срок возврата излишне уплаченного за 2004 г. налога на прибыль, поскольку заявление о возврате подано 22.01.2008 г.

Как указал суд, признавая позицию ИФНС неправомерной, налогоплательщик узнал о наличии переплаты 4.07.2007 г. после подачи уточненной налоговой декларации; с заявлением в суд об обязании ИФНС возвратить излишне уплаченный налог на прибыль налогоплательщик обратился в пределах трехлетнего общего срока исковой давности, установленного ст. 196 ГК РФ.

Некоторые суды считают, что таким днем, когда налогоплательщик узнал о нарушении своего права, а именно о факте излишней уплаты налога, является день, когда налоговый орган отказал в возврате суммы налога. Подробнее с этими мнениями можно ознакомиться в следующих судебных актах: постановление ФАС Поволжского округа от 19.10.2007 г. № А65-14762/2006; постановление ФАС Дальневосточного округа от 21.06.2007 г. № Ф03-А51/07-2/2021.

В заключение добавлю, что рассматриваемая тема, конечно, более объемна по своему содержанию. Споры относительно исчисления сроков продолжаются и по сей день, но никогда не стоит отказываться от возможности вернуть переплаченный налог. Более того, если по результатам камеральной проверки уточненной декларации инспекция все же отразила изменение в карточке лицевого счета, то, соответственно, при «соблюдении бюджетов» аналогичными способами можно попробовать произвести зачет.

Как вернуть переплату налога, если прошло больше трех лет

«Арсенал предпринимателя», 2013, N 12

С ситуацией, когда необходимо вернуть излишне уплаченный налог, может столкнуться любой индивидуальный предприниматель. Переплата возникает не только вследствие ошибки, допущенной самим налогоплательщиком при формировании налоговой базы. Нередко причиной становятся действия налоговых органов, которые взыскивают с ИП в рамках проводимых контрольных мероприятий излишнюю сумму. Рассмотрим, как порядок действий предпринимателя по возврату налога зависит от причины возникновения переплаты, а также можно ли вернуть налог по истечении трехлетнего периода.

Алгоритм, прописанный в НК РФ

Чтобы разобраться в алгоритме действий с выявленной переплатой налога, необходимо обратиться к ст. ст. 78 и 79 Налогового кодекса РФ. Эти нормы регламентируют порядок возврата и зачета излишне уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов.

Вариант 1. Предприниматель сам переплатил налог

Согласно ст. 78 Налогового кодекса РФ устанавливают возможные решения в отношении излишне уплаченного налога в случаях, когда налогоплательщик допустил переплату по своей вине.

Фрагмент документа. Пункт 1 ст. 78 Налогового кодекса РФ (извлечение)

Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей .

По общим правилам предприниматель, допустивший переплату, вправе самостоятельно выбрать между зачетом излишне уплаченных сумм в счет предстоящих платежей и их возвратом. При этом возврат излишне уплаченных денежных средств производится за счет средств бюджета или внебюджетного фонда, в который произошла переплата.

Срок, в течение которого коммерсант может воспользоваться своим правом на зачет или возврат сумм налога, ограничен тремя годами с момента поступления излишней суммы в бюджет (п. 7 ст. 78 НК РФ).

Фрагмент документа. Пункт 7 ст. 78 Налогового кодекса РФ.

Вариант 2. Налоговый орган взыскал с ИП больше положенного

Статья 79 Налогового кодекса РФ посвящена порядку возврата налога в случае, если переплата возникла по вине налогового органа.

В такой ситуации срок возврата денежных средств составляет всего один месяц, который начинает исчисляться со дня, когда налогоплательщик узнал о таком взыскании, или со дня вступления в силу соответствующего судебного решения (п. 3 ст. 79 НК РФ).

Особые условия

Возврат либо зачет излишне уплаченных денежных средств в полном объеме возможен только в отношении налогоплательщика, не имеющего какой-либо задолженности перед бюджетом. При наличии недоимки зачет или возврат производится лишь после того, как часть переплаты будет направлена в счет погашения недоимки или иной имеющейся задолженности (п. 6 ст. 78 НК РФ).

При этом зачет излишка в счет имеющейся недоимки производится налоговиками самостоятельно при его обнаружении, тогда как для зачета переплаты в счет предстоящих платежей или для его возврата необходимо письменное заявление налогоплательщика.

Срок рассмотрения заявления предпринимателя составляет 10 дней, по истечении которых налоговый орган выносит соответствующее решение. Форма заявления о возврате (зачете) излишне уплаченного (взысканного) налога является свободной.

Вернуть через суд

В п. 3 ст. 79 НК РФ определено, что в случае пропуска налогоплательщиком сроков для обращения в налоговый орган о возврате переплаты возврат денежных средств возможен только в судебном порядке. Напомним, что этот срок составляет три года с момента, когда налогоплательщик самостоятельно допустил переплату, и один месяц при принудительном взыскании излишней суммы налоговыми органами. Вместе с тем иск в судебный орган налогоплательщик может подать в течение трех лет со дня, когда он узнал или должен был узнать о факте переплаты.

Судебная практика. Правило о подаче иска в трехлетний срок со дня, когда предприниматель узнал или должен был узнать о факте переплаты, действует вне зависимости от того, была она допущена им самостоятельно либо была взыскана с него налоговиками (Постановление Президиума ВАС РФ от 08.11.2006 N 6219/06).

Спорные вопросы о сроке исковой давности

Как показывает практика, наибольшее количество споров между предпринимателями и контролерами по этой, казалось бы, несложной процедуре возврата переплаты касается определения момента, когда ИП должен был узнать о факте перечисления денежных средств в бюджет в размере, превышающем его реальные обязательства.

Читать еще:  Счет-фактура по старой форме: когда он законен

События, после которых о переплате известно

На законодательном уровне невозможно закрепить исчерпывающий перечень фактов, которые могут считаться моментом, когда налогоплательщик должен был узнать об излишней уплате налога. В связи с этим вопрос определения данного момента решается в судебном порядке в каждом случае индивидуально с учетом оценки причины, по которой была допущена переплата, изменения налогового законодательства в данный период времени и пр. При этом бремя доказывания ложится на налогоплательщика.

Судебная практика. В Постановлении от 25.02.2009 N 12882/08 Президиум ВАС РФ указал, что вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств. В частности, необходимо установить:

  • причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога;
  • наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации;
  • изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода;
  • другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания непропущенным срока на возврат налога (Постановление ФАС Поволжского округа от 03.12.2012 по делу N А12-1283/2012).

В соответствии со ст. 65 АПК РФ доказывать в суде эти обстоятельства будет именно налогоплательщик, а не инспекция (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14.05.2012 по делу N А20-1884/2010).

Исходя из анализа арбитражной практики можно выделить факты, которые наиболее часто становятся предметом рассмотрения арбитрами в качестве событий, после которых налогоплательщику должно было стать известно о наличии переплаты или после которых он не мог достоверно узнать об этом.

Факт, свидетельствующий о том, что предприниматель знал о переплате

Предприниматель должен был узнать о переплате из акта налогового органа, составленного по итогам налоговой проверки. Правом на обращение в суд предприниматель может воспользоваться в течение трехлетнего срока с момента вынесения решения контролеров, а не с момента окончания проверяемого периода.

Судебная практика. Об излишней уплате ЕНВД налогоплательщик узнал только из акта выездной налоговой проверки и ранее указанной даты не мог узнать о наличии у него этой переплаты, так как осуществлял предпринимательскую деятельность, подпадающую, по его мнению, под специальный режим налогообложения. Право на обращение в суд с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы ЕНВД у налогоплательщика возникло после составления инспекцией акта выездной налоговой проверки (Постановление Президиума ВАС РФ от 21.12.2010 N 3972/10 по делу N А09-9907/08-30).

Факт, не подтверждающий знание о переплате

Подача предпринимателем первоначальной налоговой декларации не является моментом, когда налогоплательщик узнал о факте излишней уплаты налога.

Судебная практика. В случаях с уточненными декларациями многое зависит от ситуации. К примеру, в Постановлении от 14.07.2010 N КА-А41/7262-10 ФАС Московской области указал, что надо учитывать причину, по которой налогоплательщик допустил переплату. Налоговики, ссылаясь на Постановление Президиума ВАС РФ N 12882/08, определили, что срок исковой давности следует исчислять не с дат подачи уточненных налоговых деклараций, а с дат уплаты налога по первоначальным декларациям. Судьи же отметили, что причиной переплаты налога явилось отсутствие определенности по вопросу налогового учета расходов на приобретение, наладку и внедрение программ для ЭВМ в силу того, что специальных норм учета данных расходов НК РФ не устанавливает. Позиция же чиновников менялась: указанные расходы подлежали учету то на дату начала использования, то на момент возникновения расходов. Как следствие, суд посчитал, что срок исковой давности налогоплательщик не пропустил, так как о наличии переплаты ему стало известно в результате подачи уточненных налоговых деклараций.

Но есть и обратные случаи. Президиум ВАС РФ в Постановлении от 25.02.2009 N 12882/08 указал, что отсчет течения срока исковой давности нужно вести с даты представления первоначальной декларации: моментом, когда налогоплательщик узнал о факте излишней уплаты налога, не может считаться момент совершения им действий по корректировке своего налогового обязательства и представлению уточненной налоговой декларации.

Неуважительные причины пропуска исковой давности

Анализ судебной практики позволяет выявить причины пропуска исковой давности, которые налогоплательщики приводят в свое оправдание, но не признаются арбитрами уважительными:

  • некомпетентность сотрудников, ответственных за формирование отчетности (Постановление Президиума ВАС РФ от 26.07.2011 N 18180/10 по делу N А19-7006/09-18-32);
  • налоговый орган не сообщил налогоплательщику о факте переплаты, хотя обязан это делать в силу п. 3 ст. 78 НК РФ (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14.05.2012 по делу N А20-1884/2010);
  • налоговый орган не предоставил официальный ответ в десятидневный срок, ведь подать документы в суд можно, только получив отказ налогового органа вернуть переплату (п. 33 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

Что делать, если три года истекли Обратиться в суд

Исходя из вышеизложенного предпринимателю, решившему вернуть излишне уплаченный налог, обнаруженный по истечении трех лет с момента его уплаты, нужно соблюдать следующий алгоритм действий:

Шаг 1. Собрать доказательства, подтверждающие дату обнаружения им переплаты.

Шаг 2. Подать в налоговый орган мотивированное заявление о возврате или зачете переплаченной суммы налога.

Шаг 3. Подать исковое заявление в суд в течение трех месяцев:

  • после получения отказа налоговиков вернуть или зачесть переплату;
  • с момента окончания 10-дневного срока со дня подачи соответствующего заявления при отсутствии официального отказа вернуть или зачесть переплаченную сумму налога.

Алгоритм действий налогоплательщика при возврате излишне удержанных налоговиками сумм является аналогичным порядку действий, применяемому при самостоятельной переплате.

Списать сумму долга

Если предприниматель, имеющий устаревшую переплату, примет решение не затевать судебный спор с налоговиками по поводу ее возврата либо в отношении данной переплаты вступит в законную силу судебное решение об отказе в восстановлении срока давности для ее возврата, налогоплательщик вправе списать сумму излишне уплаченного налога. Списание возможно только при обращении налогоплательщика в налоговый орган с просьбой о списании указанных сумм, в том числе отмененных налогов.

При отсутствии такого обращения налоговики не вправе самостоятельно осуществить списание переплаты даже в отношении предпринимателей, своевременно представляющих в налоговый орган отчетность (Письмо ФНС России от 01.11.2013 N НД-4-8/19645@).

Возврат переплаты по налогу по истечению 3-летнего срока: судебная практика

Согласно пункту 7 статьи 78 НК РФ, налог, излишне переплаченный субъектом хозяйствования в бюджет, подлежит возврату при обращении плательщика в ФНС с заявлением в течение 3-х лет с момента возникновения переплаты. В статье разберем, как осуществляется возврат переплаты по налогу по истечению 3-летнего срока, а также рассмотрим примеры из судебной практики последних лет.

Как вернуть переплату по налогу в общем порядке

Для возврата переплаты по налогу, возникшей в связи с излишней переплатой плательщика или взысканием ФНС, субъекту хозяйствования следует обратиться в территориальный орган фискальной службой с заявлением, составленным по форме 1150058 (бланк можно скачать здесь ⇒ Заявление о возврате налогов и сборов).

Вместе с заявлением в ФНС необходимо подать документы, подтверждающие переплату:

  • акт сверки с ФНС (бланк можно скачать здесь ⇒ Акт сверки с ФНС (бланк));
  • налоговую декларацию;
  • прочие документы, подтверждающие основания для отражения операций (счета-фактуры, акты выполненный работ, расходные накладные).

По факту поступления заявления, ФНС назначает камеральную проверку сроком до 30-ти календарных дней, по результатам которой налоговый орган выносит решение о выплате либо об отказе в возврате средств.

ФНС вправе отказать плательщику в возврате в случае, если за субъектом хозяйствования числиться задолженность по налогу в виде недоимки, неоплаченного штрафа/пени. В данном случае переплата первоначально направляется на погашение задолженности, после чего остаток суммы ФНС перечисляет заявителю.

Срок, в течение которого ФНС должна уведомить заявителя о результатах проверки – 30 календарных дней с момента принятия заявления. Выплата средств на расчетный счет производится в течение 10-ти дней с момента отправки уведомления.

Возврат переплаты по налогу по истечению 3-летнего срока: пошаговая инструкция

В случае если плательщик обратился в ФНС по истечению 3-х лет с момента возникновения переплаты, то решение о выплате или об отказе в возврате переплаты принимает суд.

Ниже представлена пошаговая инструкция, которая поможет плательщику разобраться в процедуре оформления иска в суд.

Этап-1. Подтверждение переплаты

Перед обращением в суд подготовьте документы, которые в ходе судебного рассмотрения послужат основанием Ваших требований:

  • акт сверки с ФНС с подтверждением суммы переплаты на указанную дату;
  • копия заявления о возврате переплаты, по которому получен отказ в связи с истечением установленного срока обращения;
  • копия решения ФНС об отказе в возмещении (бланк можно скачать здесь ⇒ Решение ФНС об отказе в возмещении налога);
  • прочие документы, подтверждающие факт и сумму переплаты, а также обоснованность возврата.

Также в суд можно предъявить переписку с ФНС (уведомления, письма) с информацией, существенной для судебного рассмотрения.

Этап-2. Составление искового заявления

Исковое заявление необходимо составить по форме, утвержденной п. 1 ст. 199 Административно-процессуального кодекса РФ.

В тексте документа четко и кратко изложите суть претензии. Обязательно ссылайтесь на нормативно-правовые акты (статьи НК РФ, пункты закона), а также на конкретные документы (декларация, счет-фактура, т.п.), которые являются основаниям для предъявления претензии в адрес ФНС.

Бланк документа можно скачать здесь ⇒ Исковое заявление ФНС.

Этап-3. Оплата госпошлины

Перед обращением в суд позаботьтесь об уплате госпошлины, сумма которой определяется в зависимости от цены иска (суммы возврата):

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector