Чтобы «снять» вычет по недействительной сделке нужна уточненка по ндс

Налоговики сняли вычет по НДС, что делать?

На комиссиях по легализации налоговая предлагает самостоятельно убрать вычеты по НДС, «камеральщики» без предупреждений снимают вычеты в связи с тем, что контрагент не заплатил НДС или не ответил на запрос по встречной проверке. Когда стоит оспаривать действия налоговиков, а когда лучше пойти на уступки и, например, перенести вычеты на следующие периоды? Ответ на этот и другие вопросы ищите в нашей статье.

Решение зависит от того, кто из налоговиков снимает вычет

Налоговиков, снимающих вычеты, условно можно разделить на две большие группы. И от того, из какой группы инспектор решит снять вычет, зависит порядок дальнейших действий компании.

Комиссии по легализации

Если ИФНС предлагает убрать вычет по НДС на комиссии по легализации налоговой базы, то происходит это зачастую из-за прямых указаний, поступивших из налогового управления. И управление ждет отчет о выполнении. Уже по этой причине рекомендации инспекторов убрать по-хорошему все, что превышает предельный уровень допустимых вычетов, будут, мягко говоря, настойчивыми.

В большинстве случаев имеет смысл выполнить «просьбу» налоговиков. Тем более, что они сами, как правило, соглашаются принять «лишний» входной НДС к вычету в течение трех последующих лет.

Контроль налоговых рисков, в частности, превышения компанией доли вычета по НДС входит в стандарт обслуживания 1С-WiseAdvice . В случае приближения к «опасной» норме вычетов мы, по согласованию с клиентом, переносим их на более поздние сроки. Такой контроль помогает обеспечить «режим невидимки», то есть снижает риск того, что ИФНС возьмет компанию на карандаш и будет рассматривать ее как потенциальный объект для налоговой проверки.

Разумеется, инспекторы могут допустить ошибки в определении правильного лимита – в этом случае имеет смысл им возразить. В этих и других спорных ситуациях мы оказываем всестороннюю экспертную поддержку во взаимоотношениях с ИФНС, помогаем подготовиться к налоговой комиссии и в целом до конца отстаиваем позицию нашего клиента.

Налоговая проверка

Некоторые компании до сих пор покупают так называемый «бумажный» НДС по фиктивным сделкам в целях:

  • увеличения НДС к вычету;
  • снижения налоговой нагрузки.

Какую бы длинную цепочку контрагентов ни гарантировали торговцы НДС (селлеры), в итоге налоговая предлагает самостоятельно убрать вычеты по НДС в связи с тем, что:

  • прямой контрагент не заплатил НДС;
  • контрагент 2‐го и последующих звеньев не заплатил НДС.

Очевидно, что, чем короче цепочка, тем быстрее придет требование или уведомление от налоговиков. Но в любом случае сотрудники ФНС имеют все технические возможности для самого глубокого раскручивания цепочки.

Отметим, что в эту группу попадают и случаи, когда компания не покупала «бумажный» НДС, а всего лишь проявила неосмотрительность при выборе контрагента, который:

  • проигнорировал необходимость представления налоговой декларации по НДС;
  • не оплатил НДС в бюджет.

Последствия будут те же, что для покупателей «бумажного» НДС. В том числе и для случая, когда налогоплательщик не отреагировал на «рекомендации» комиссии по легализации. Если сумма предположительных доначислений позволяет инспекции назначить выездную налоговую проверку – такая проверка будет назначена.

Взаимодействие с налоговой на «камералке»

В отличие от комиссии по НДС, где компанию убеждают убрать вычеты по «нехорошим» контрагентам, в ходе камеральной проверки декларации по НДС инспекторы не просят сразу и безоговорочно убирать вычет, который налоговая сочла «бумажным». Если есть хоть какая-то надежда, имеет смысл ответить на полученное от «камеральщиков» требование – дать пояснения, предоставить документы, – а не бежать сломя голову формировать уточненную декларацию по НДС.

Все вышесказанное в очередной раз подчеркивает, насколько важную роль в ходе налоговой проверки играют первичные документы. В нашей компании это прекрасно осознают. Именно с целью оптимизации процесса обработки и хранения «первички» специалистами 1C-WiseAdvice была разработана уникальная технология обработки первичных документов «Процессинг».

Суть ее в том, что сканированные копии документов (оригиналов) прикрепляются к аналогичным в 1С, и после этого бухгалтеры нашей компании работают только с этими сканами. Благодаря этому при поступлении запросов и требований из инспекции наши специалисты оперативно:

  • готовят подробные и аргументированные ответы;
  • формируют пакет документов (при необходимости).

Как убрать НДС к вычету

С переносом НДС на последующие кварталы обычно проблем не бывает, если бухгалтер учел некоторые правила:

  1. Ограничение по сроку
    Декларацию, в которую перенесен вычет, надо подать не позднее 3 лет с окончания квартала, в котором возникло право на вычет НДС.
  2. Синхронизация с Книгой покупок
    Приложение к декларации по НДС с реестром счетов-фактур, дающих право на вычет, должно быть сформировано на основании Книги покупок. Соответственно, зарегистрировать счет-фактуру с НДС к вычету, перенесенным на более поздние периоды, необходимо в периоде фактического заявления вычета, а не сразу после его получения.

Если НДС к вычету убран самими налоговиками и компания не планирует отстаивать свои права в суде, то необходимо:

  • сторнировать ранее примененный вычет (отразить его сумму с минусом проводкой Д 68.2 К 19);
  • списать сумму со счета 19 на счет 91.2 (взамен проводки по начислению НДС (Д 91.2 К 68.2).

Если сняли вычет по НДС, нужно ли его убирать из расходов прибыли?

Перенос вычета НДС не означает, что нельзя отражать в налоговом учете затраты, на которые начислен входной НДС. Тем более, если такие расходы – косвенные и должны быть сразу учтены при расчете базы по налогу на прибыль.

Конечно, «камеральщики» проверяют соотношение данных в декларациях по НДС и прибыли. И, скорее всего, компании придет требование или уведомление с целью получения объяснения расхождений. Объяснение можно сформировать на двух бесспорных утверждениях:

  • перенос вычета по НДС с целью соблюдения лимитов;
  • отсутствие у налогоплательщика права сдвигать расходы в налоговом учете на будущее по собственному желанию.

Как правило, такие объяснения налоговики принимают положительно.

Важно!

В пределах одного календарного года перенос расходов с одного месяца (даже в разных кварталах) на другой не грозит штрафами.

Действующий порядок корректировки декларации по налогу на прибыль также не допускает переноса расходов на более позднее время по своему желанию. В налоговом учете, на основании которого компании рассчитывают налогооблагаемую прибыль, можно лишь исправлять ошибки, учитывая в текущем периоде забытые расходы прошлых лет.

Однако к убыточным периодам такой порядок не применяется. Так что расходы нужно отражать даже тогда, когда у компании нет доходов.

Конечно, «убыточная» декларация по прибыли – это почти гарантированный вызов на комиссию по легализации. Убытки на протяжении нескольких лет – один из критериев отбора для выездной налоговой проверки. Тем не менее расходы необходимо отражать по дате их возникновения. Как в налоговом учете, так и в бухгалтерском: применять счет 97 «Расходы будущих периодов» в этом случае нельзя.

Камералка при НДС-возмещении: как бороться с документальным беспределом

Получив декларацию по НДС с суммой налога к возмещению, независимо от размера этой суммы (хоть 1 руб.), налоговый орган обязательно проведет камеральную проверку этой деклараци и п. 1 ст. 176 НК РФ . При этом он вправе истребовать у вас документы, подтверждающие обоснованность вычет а п. 8 ст. 88 НК РФ , но какие именно — в НК РФ не уточняется. По мнению Минфина, это любые документы, которые подтверждают правомерность заявленного вычета, поскольку их перечень, установленный в ст. 172 НК РФ, не является закрыты м Письма Минфина от 01.11.2011 № 03-07-08/302, от 17.08.2011 № 03-07-14/85 .

Читать еще:  Показатели рентабельности - коэффициент и уровень

ПРЕДУПРЕЖДАЕМ РУКОВОДИТЕЛЯ

Если организация предъявит даже копеечную сумму НДС к возмещению, нужно готовиться к тому, что инспекция затребует множество различных документов, в том числе не обязательно касающихся вычета. Среди них могут быть также документы о взаимоотношениях с контрагентами.

Воодушевленные такой позицией, на практике налоговики зачастую просят предоставить им «все на свете и топор», включая документы, не имеющие никакого отношения к НДС-вычету (например, сведения о работниках, доверенности на получение товара). Мало того, они заставляют бухгалтеров составлять различные аналитические записки, реестры сведений о поставщиках и покупателях, делать расшифровки отдельных строк декларации, давать письменные пояснения о причинах увеличения доли налоговых вычетов, об особенностях работы с контрагентами. Понятно, что налоговики стоят на страже бюджета и у них есть указание сверху бороться за каждую копейку, но какие-то рамки должны быть.

Мы решили разобраться, какие документы налоговики все-таки вправе затребовать, а что им можно не представлять, чем вы рискуете в этом случае и есть ли шансы оспорить их абсурдные требования.

Какие документы могут требовать по НК и что будет за их непредставление

Устанавливая право налогового органа истребовать подтверждающие вычет документы, ст. 88 НК отсылает нас к ст. 172 НК. То есть истребовать можно не какие угодно документы, а только те, которые прямо указаны в этой статье как необходимые для применения вычето в пп. 1, 9 ст. 172 НК РФ; Постановление ФАС МО от 15.09.2009 № КА-А40/9257-09 :

  • счета-фактуры поставщиков;
  • первичные документы, подтверждающие оприходование товарно-материальных ценностей (к примеру, товарные накладные), акты о выполнении работ или оказании услуг;
  • платежные документы, подтверждающие перечисление авансов;
  • договоры с поставщиками, когда этими договорами предусмотрена уплата аванса.

Причем речь необязательно идет о договоре как едином документе, подписанном обеими сторонами. В его роли могут выступать документы (например, письма), которыми обменивались стороны, где достаточно ясно выражено намерение заключить догово р см., например, Постановление ФАС ЦО от 02.08.2011 № А64-6563/2010 .

Этот вывод подтверждается и арбитражной практикой. Суды считают, что не являются документами, обосновывающими правомерность НДС-вычета, в частности:

Мнение читателя

“ У нас НДС к возмещению — 30 000 руб. Пришло требование представить кучу документов, даже штатное расписание. Направили только то, что касается вычета, так налоговики выехали по нашему юридическому адресу и, не найдя нас там, потребовали сдать уточненку без возмещения, так как мы якобы незаконно работаем. Говорю им: дайте акт с отказом в возмещении, который мы пойдем оспаривать. Но акт они не составляют (а все сроки уже прошли), инспектор звонит мне с угрозами нас закрыть, шлет смс директору (. ) с вызовом в ИФНС. Нервы сдают . ”

Вера Олеговна,
главный бухгалтер, г. Москва

Но понятно, что арбитражная практика инспекциям не указ, она не мешает им выставлять требования о представлении нереального количества документов. Вот получаете вы такое требование, и перед вами встает вопрос: исполнять его полностью либо пойти на принцип и дать только то, что касается заявленного вычета?

Напомним, что затребованные налоговиками документы нужно представить в течение 10 рабочих дней со дня получения требования. Представляемые документы должны быть в виде копий, заверенных подписью руководителя и печатью организации (подписью предпринимателя ) пп. 2, 3 ст. 93, п. 6 ст. 6.1 НК РФ . Если этот срок будет пропущен, налоговики могут:

  • оштрафовать организацию (предпринимателя) за каждый непредставленный документ на 200 руб. п. 1 ст. 126 НК РФ Для руководителя фирмы штраф будет 300— 500 руб. ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ ;
  • снять вычет, доначислить НДС и даже оштрафовать за неуплату налога. В этом случае штраф составит 20% от неуплаченной сумм ы п. 1 ст. 122 НК РФ .

Выбираем вариант поведения

ВАРИАНТ 1 — для бесконфликтных. Смириться с требованием, постараться за отведенный 10-днев ­ный срок сделать копии всего, что запросили налоговики, и доставить бумаги в инспекцию либо отправить по почте.

Если вы понимаете, что по времени не укладываетесь, тогда не позднее следующего рабочего дня после получения требования не поленитесь и направьте в ИФНС в произвольной форме письмо с просьбой о продлении срока, обязательно указав в нем п. 3 ст. 93 НК РФ :

  • тот срок, в который вы предполагаете уложиться;
  • причину, по которой документы не могут быть представлены своевременно. Ею может быть все тот же внушительный объем бумаг.

Письмо может выглядеть, например, так.

Руководителю
инспекции ФНС России № 2 по г. Москве
от ООО «Марабу»,
ИНН 7702134420, КПП 770201001,
123022, г. Москва, ул. Мещанская, д. 7

Исх. № 68/2012 от 20.04.2012

ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРОДЛЕНИИ СРОКА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ

В ответ на полученное 19.04.2012 требование о представлении документов от 16.04.2012 № 125/12-Т, подлежащее исполнению согласно п. 3 ст. 93 НК РФ не позднее 04.05.2012, сообщаем следующее.

Поскольку объем истребуемых документов составляет около 3000 страниц, подготовить полный комплект документов в назначенный срок не представляется возможным ввиду отсутствия необходимых ресурсов.

В связи с этим на основании п. 3 ст. 93 НК РФ просим продлить срок представления документов до 12.05.2012 включительно. О принятом решении просим сообщить по телефону: 8 (499) 941-67-27 (контактное лицо — Зацепина Фаина Федоровна), а копию принятого решения выслать по нашему адресу.

В течение 2 рабочих дней со дня получения такого заявления инспекция должна принять по нему решение, и не факт, что оно будет положительны м п. 3 ст. 93 НК РФ . Поэтому не ждите от них ответа, продолжайте копировать. Если ИФНС откажет вам в продлении срока, тогда в пределах отведенного вам времени вы дадите ей все, что успеете, а остальное донесете потом.

Если вас оштрафуют по ст. 126 НК РФ, то знайте: сам по себе значительный объем истребуемых документов суды обычно расценивают как смягчающее обстоятельств о Постановления ФАС МО от 03.04.2012 № А40-89503/11-99-406; ФАС ЗСО от 01.09.2011 № А45-22563/2010; 1 ААС от 18.02.2010 № А11-10509/2009; 14 ААС от 13.02.2012 № А05-7784/2011; 18 ААС от 02.02.2012 № 18АП-12916/2011; 9 ААС от 29.03.2012 № 09АП-5197/2012-АК и снижают штраф минимум в два раз а подп. 3 п. 1, п. 2 ст. 112, п. 3 ст. 114 НК РФ .

А вкупе с заявлением о продлении срока (в удовлетворении которого инспекция вам отказала) значительный объем запрошенных бумаг некоторые суд ы Постановления ФАС СЗО от 22.04.2011 № А56-40217/2010; ФАС МО от 02.02.2011 № КА-А40/17596-10, от 08.12.2010 № КА-А40/14679-10 вообще считают обстоятельством, исключающим (!) вину налогоплательщик а подп. 4 п. 1 ст. 111 НК РФ . Так что приведенное нами заявление лучше подать в ИФНС.

Одну столичную фирму оштрафовали как за непредставление документов только потому, что из-за гигантского объема запрошенных бумаг (более 37 000) часть из них она представила в несистематизированном виде (просто сложила все подряд в коробки). Поэтому у налоговиков, по их словам, видите ли, «не было возможности с ними ознакомиться». Естественно, суд организацию от штрафа освободи л Постановление ФАС МО от 27.03.2012 № А40-93860/11-140-400 .

Ох, нелегкая это работа — обосновать налоговикам вычет по НДС

Но знаете, что обидно? Даже если вы будете дневать и ночевать у ксерокса и все-таки представите в инспекцию абсолютно все истребуемые бумаги, это не гарантирует, что вам без проблем возместят НДС. Ведь чем больше у налоговиков документов, тем больше у них поводов к вам придраться.

Читать еще:  Счет 60 в бухгалтерском учете (нюансы)

Они запросто могут отказать в вычете из-за ошибок, допущенных при заполнении первички (к примеру, неверно указаны фамилии водителей или дата получения груза в ТТН Постановление 15 ААС от 29.02.2012 № 15АП-146/2012, от 19.01.2012 № 15АП-13972/2011 ), и даже из-за банальной опечатки (в акте сдачи-приемки услуг была указана улица Славная вместо Сплавна я Постановление 13 ААС от 27.02.2012 № А56-37041/2011 ). Отрадно, что хоть суды признают: отдельные ошибки в подтверждающих документах не должны влиять на применение НДС-вычет а Постановления 9 ААС от 11.03.2012 № 09АП-2640/2012-АК; 19 ААС от 13.07.2011 № А14-3272/2010/110/24; 18 ААС от 19.11.2010 № 18АП-10669/2010; 16 ААС от 11.02.2010 № 16АП-3066/09(1) .

Но если вы уверены, что в ваших документах комар носа не подточит, тогда есть все шансы благополучно получить возмещение налога.

ВАРИАНТ 2 — для принципиальных и решительных. Направить в инспекцию только те подтверждающие документы, которые напрямую касаются заявленного вычета. Вместе с ними следует приложить письмо о том, что поступившее в ваш адрес требование не соответствует НК РФ и нарушает ваши права и законные интересы, поскольку часть запрашиваемых документов не относится к предмету проверк и Постановление Президиума ВАС от 08.04.2008 № 15333/07 . Тем самым вы дадите понять, что знаете свои права и готовы за себя постоять, в том числе и в суде.

Есть вероятность, что дальше они цепляться не будут. Но надеяться на это не надо. Наоборот, нужно настроиться на борьбу, так как, скорее всего, за таким вашим демаршем последуют все возможные негативные последствия, о которых мы сказали выше (отказ в вычете, доначисления НДС, штрафы по статьям 122 и 126 НК РФ).

Правила борьбы

ШАГ 1. Дожидаетесь вынесения и получения на руки сразу всех решений:

  • об отказе в возмещении НДС;
  • о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности либо по ст. 126 НК, либо по ст. 122 НК, либо по обеим статьям вместе.

О том, как можно подать иск в арбитражный суд в электронном виде, мы писали: 2011, № 12, с. 20

ШАГ 2. Обжалуете их в досудебном порядке в вышестоящий налоговый орган (УФНС). Это обязательная стадия для обоих видов названных решени й п. 5 ст. 101.2, п. 3 ст. 176 НК РФ; Постановление Президиума ВАС от 24.05.2011 № 18421/10 .

ШАГ 3. Если решение, вынесенное вышестоящим управлением, вас не устраивает, обращаетесь в суд.

Кто-то может спросить: а почему бы сразу не пойти в суд признавать недействительным требование о представлении документов? Ведь это экономит кучу времени. Суд может зарубить требовани е приложение № 5 к Приказу ФНС от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@ в следующих ситуациях:

  • в нем не указаны наименования запрашиваемых документов и их количеств о Постановления ФАС МО от 29.03.2012 № А40-66634/11-129-286; ФАС ВСО от 18.01.2012 № А78-4030/2011 ;
  • требование выставлено за рамками трехмесячного срока, отведенного на проведение камералк и п. 2 ст. 88 НК РФ; Постановление Президиума ВАС от 17.11.2009 № 10349/09; Письма Минфина от 18.02.2009 № 03-02-07/1-75, от 24.11.2008 № 03-02-07/1-471 ;
  • какие-либо из требуемых документов ранее уже были представлены в ИФНС п. 5 ст. 93 НК РФ (например, ваша учетная политика на текущий год, если вы ведете раздельный учет облагаемых и необлагаемых операций);
  • требование не вручено лично представителю организации (предпринимателю) либо не направлено заказным письмом с уведомление м п. 1 ст. 93 НК РФ; Постановление ФАС ВВО от 10.02.2012 № А17-1672/2011 .

Так-то оно так. Но, во-первых, получив копию вашего искового заявления, налоговики могут быстренько выставить вам нормальное требование, к которому уже не придерешься. Во-вторых, если даже они пропустят трехмесячный срок, они могут отказать вам в вычете по какой-нибудь другой причине, зачастую надуманной. Например, сослаться на ваши связи с фирмами-однодневками. А могут просто тянуть резину, не вынося никакого решения. И тогда вам придется еще раз идти в суд оспаривать их бездействие.

Да, и еще. От наших коллег, ранее работавших в налоговых инспекциях, мы достоверно знаем, что нередко строптивых налогоплательщиков, которые по суду все-таки добиваются возмещения своего кровного НДС, «камеральщики» в отместку просят включить в план выездных проверок.

Что делать, если ИФНС просит уточненки из-за подозрений в связях с однодневкой

Статьи по теме

Если инспекторы заподозрят, что среди контрагентов компании однодневка, они могут запросить уточнение отчетности. Когда уточненная декларация не требуется? И как доказать, что компанией была проявлена должная осмотрительность?

В адрес компании нашей читательницы пришло сообщение, в котором налоговики попросили уточненки по НДС и прибыли. В сообщении сказано, что одного из контрагентов инспекторы считают однодневкой. Поэтому из-за подозрительного поставщика налоговики просят компанию пересмотреть сумму налоговых обязательств и внести изменения в декларации по НДС и налогу на прибыль. Компания работала с контрагентом в 2014 году, и проявила тогда должную осмотрительность, заключая контракт. Все документы на руках, услуги он действительно оказал. Правда, с тех пор контракты с этим контрагентом не заключали. Как реагировать на запрос о подаче уточненных деклараций, рассказали налоговики и независимые эксперты.

Однодевка и уточненная декларация: мнение ФНС

— Компании не о чем беспокоиться, если она не использовала контрагента-однодневку с целью ухода от налогов. Но в случае проверки потребуется представить все документы, подтверждающие реальность сделки с поставщиком. Если таких бумаг нет, безопаснее подать уточненки по НДС и налогу на прибыль. А чтобы избежать штрафа, перед этим надо доплатить налоги и пени.

Однодневка и уточненная декларация: мнение инспекторов

Наталья Ежова, советник государственной гражданской службы 3-го класса:

— В данном случае контролеры не требуют, а лишь рекомендуют уточненные декларации. Компания вправе сама решить, следовать ли рекомендации. Но игнорировать письмо не стоит. Можно составить встречное письмо о том, что компания не обязана уточнять отчетность, так как операции с контрагентом реальные. Также рекомендую написать, что до заключения сделки организация проявила должную осмотрительность — вела переговоры, запрашивала копии устава, деклараций, проверяла контрагента через сервисы на сайте ФНС. Можно также пояснить, как именно компания использовала результаты оказанных услуг.

Однодневка и уточненная декларация: мнение юристов

— Компания вправе проигнорировать письмо с требованием предоставить уточненную декларацию. В то же время у организации есть риски, так как налоговики заподозрили, что среди контрагентов однодневка, а компания не проявила должную осмотрительность. Чтобы подтвердить расходы и вычеты, одной первички недостаточно. Потребуется доказать, что сделка реальная, а компания проявила должную осмотрительность при выборе контрагента и не знала о том, что он нарушал законодательство. В этом случае налоговики не вправе снять расходы и вычеты.

— Снять расходы и вычеты инспекторы вправе, только если докажут, что компания знала о нарушениях контрагента или не проявила должной осмотрительности. Это следует из пункта 10 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53. Чтобы защититься, надо подготовить документы, подтверждающие, что поставщик не однодневка. Подойдут переписка с контрагентом, копии его лицензий, свидетельств о праве собственности, паспортов на автомобили и т. п.

Читать еще:  Безвозмездно полученные от госзаказчика исключительные права с 2015 года не влияют на налоговую базу по прибыли

Однодневка и уточненная декларация: мнение « УНП »

— Уточненная декларация в этом случае — это не обязанность компании. И не надо доплачивать налоги, если сделка была реальной, а с документами все в порядке. Но налоговикам стоит ответить письменно, причем безопаснее в течение пяти рабочих дней (ст. 88 НК РФ). В письме можно сообщить, что компания проявила должную осмотрительность при выборе поставщика. И она была уверена, что контрагент — не однодневка. А именно: запросила копию устава, проверила полномочия директора, адрес на массовость и т. п. Распечатки с сайтов и прочие бумаги стоит приложить к ответу. Это поможет компании избежать выездной ревизии. Если таких документов нет, то их можно запросить у поставщика. Иначе есть риск, что инспекторы снимут расходы и вычеты.

Налоговики требуют снять вычет НДС

Компаниям, у которых слишком большие вычеты по НДС, следует подготовиться к беседе с налоговиками. Для чего фирму вызывают на комиссию и как противостоять требованиям инспекторов, читайте в статье подготовленной экспертами журнала «Актуальная бухгалтерия».

Фирма, у которой большая доля вычета по НДС, может стать объектом пристального внимания налоговиков. В каждом регионе допустимая доля вычетов по оценке инспекторов своя. Обычно она составляет не более 90 процентов. Как показывает практика, руководство фирм, которые превышают этот показатель, вызывают на комиссии по НДС, где с помощью уговоров, а иногда и угроз заставляют искусственно занизить вычеты и представить уточненные декларации по НДС.

Комиссия по НДС

Обычно на комиссиях инспекторы требуют пояснить, почему у компании такая большая сумма вычетов и сколько запланировано перечислить в бюджет НДС в дальнейшем. Поэтому представителю компании следует подготовить письменные разъяснения. Размер вычетов можно объяснить закупкой большой партии товаров, разницей ставок НДС при закупке сырья и реализации продукции, увеличением вычетов по капитальным вложениям. Можно подготовить и примерный расчет размера НДС, который компания планирует в предстоящие периоды уплатить в бюджет. Важно помнить, что нельзя отдавать инспекторам ни один из подготовленных документов. Налоговики в рамках такого мероприятия не вправе ни затребовать их, ни тем более оставлять у себя.

Контролеры разными способами будут воздействовать на фирму, чтобы она увеличила сумму налога. Иногда они специально запугивают, грозя пристальным вниманием, повышенным контролем, проведением выездных проверок. Зачастую угрозы остаются только словами. Комиссию проводят потому, что налоговики просто не могут по-другому воздействовать на компанию. Значит, при камеральной проверке декларации никаких нарушений не выявлено.

Руководителям и главным бухгалтерам, которые уверены в своем учете, можно посоветовать не идти на поводу у налоговиков. Ставя вычеты или заявляя налог к возмещению, фирма не нарушает налоговое законодательство. Она не обязана искусственно завышать свои обязательства. Главное, чтобы были соблюдены необходимые условия для вычета НДС.

Требование перенести вычет

Зачастую инспекторы предлагают не просто убрать вычеты, а перенести их на последующие кварталы, чтобы в каждом из них налог был к уплате.

Согласно законодательству фирма вправе предъявить к вычету НДС в том периоде, в котором выполнены три условия: товары приняты к учету (п. 1 ст. 172 НК РФ), используются в деятельности, облагаемой НДС, или предназначены для перепродажи (п. 2 ст. 171 НК РФ), от поставщика получен счет-фактура (п. 2 ст. 169, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Глава 21 Налогового кодекса не содержит запрета на использование вычета в следующем периоде, равно как и не предусматривает ответственности за применение вычета в более позднем периоде.

Однако и Минфин России, и налоговое ведомство не поддерживают произвольный перенос периода вычета без объективной причины (отсутствие сумм налога к начислению, более позднее получение первичных документов и счетов-фактур и т. д.) (письмо Минфина России от 03.02.2011 № 03-07-09/02). По их мнению, для того, чтобы заявить вычет по НДС в более позднем периоде, чем возникло право на него, необходимо подать уточненную декларацию. Она должна быть за тот налоговый период, в котором возникло право на применение вычета (письма Минфина России от 13.10.2010 № 03-07-11/408, УФНС России по г. Москве от 09.12.2009 № 16-15/130771).

Исходя из этого, если у компании нет опоздавших документов и есть реализация, фирма не вправе переносить вычет на более поздний период. Следуя такой позиции, инспекторы изначально предлагают фирме вариант, с которым налоговое ведомство не согласно. И никто не застрахован от того, что контролеры не предъявят в дальнейшем претензий, если фирма примет их условия и перенесет вычет на последующий квартал. Это может повлечь доначисление налога, пени и штраф.

Позицию фирмы, которая перенесла вычет на последующий квартал без уважительных причин, можно отстоять в суде (определение ВАС РФ от 09.12.2010 № ВАС-15373/10; пост ФАС ВСО от 08.06.2011 № А19-27017/09, ФАС ПО от 09.06.2011 № А65-23964/2010, ФАС МО от 31.01.2011 № КА-А40/17675-10, ФАС УО от 02.03.2010 № Ф09-1093/10-С2), но это лишняя трата времени и денег. Этого можно избежать, если не идти на поводу у чиновников.

Также следует учитывать, что раньше документы проще было признавать опоздавшими, так как в основном они были бумажными. Поскольку сейчас активно внедряются электронные счета-фактуры, уже невозможно нечаянно «потерять» документ или признать его запоздавшим. Все данные по выставлению и получению счета-фактуры отражаются в том числе и у оператора связи.

Каждая компания самостоятельно принимает решение, следует ли ей отдавать законные вычеты или нет. В первом случае целесообразно воспользоваться ситуацией и выставить свои условия и требования по смягчению налогового контроля, более лояльного отношения к компании. Зачастую инспекторы идут на мировую и заключают взаимовыгодное негласное соглашение. Например, компания может обсудить с контролерами дальнейшие суммы пополнения бюджета, которые устроят обе стороны. Налоговики могут заранее предупреждать компанию о контрольных мероприятиях, закрывать глаза на мелкие недочеты и принимать фирму как VIP-клиента. Компания же должна придерживаться намеченного уровня налогов.

Мнение:

Андрей Приходько, заместитель начальника отдела налоговых споров группы компаний «Транснефть»

Два пути решения

В случае недовольства налоговиков декларацией по НДС, в которой указаны суммы налога к возмещению или заявлены большие вычеты, а также при наличии их просьб откорректировать налоговую отчетность, указав большую сумму налога к уплате, существуют два основных подхода.

Первый вариант можно охарактеризовать как принципиальный. Сущность его состоит в том, чтобы последовательно отстаивать свои права. Учитывая, что подобные предложения о корректировке фирмой своих налоговых обязательств в угоду интересам инспекторов неправомерны, их можно игнорировать, если компания уверена в правильности применения вычетов.

Результатом подобного поведения может быть либо принятие инспекцией решения о возмещении НДС, либо составление акта камеральной проверки, в котором содержится перечень претензий налоговиков.

Другой путь характеризуется лояльным отношением к просьбам налоговиков. Выражается это во внесении изменений в данные декларации по НДС. При этом компания может перенести часть вычетов на более поздние налоговые периоды, показав в декларации сумму налога к уплате.

Фирма вправе заявить вычеты путем подачи декларации, за исключением случаев, когда она подается по истечении трех лет после окончания налогового периода, в котором у нее возникло право на вычеты (п. 2 ст. 173 НК РФ).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector