Фнс разъяснила, по какой ставке уплачивается налог за сельхозугодия

Если земля сельскохозяйственного назначения не используется

Автор: А. Б. Сухов

Как изменяется ставка земельного налога при неиспользовании сельскохозяйственного участка? Что если такое нарушение было недолгим?

В сельском хозяйстве большое значение имеет эффективное использование земель. С учетом недостаточно благоприятного для разведения сельскохозяйственных культур климата нашей страны важно эффективно использовать уже освоенные участки.

При этом применяются разные методы стимулирования владельцев земельных участков для работы на них, в том числе налоговое регулирование.

При неиспользовании участка по назначению ставка повышается.

В соответствии со ст. 389 НК РФ земельные участки, в частности сельскохозяйственного назначения, являются объектом обложения земельным налогом. Но для участков разных категорий установлены различные налоговые ставки (ст. 394 НК РФ).

В общем случае применяется ставка в размере 1,5%, но для некоторых категорий земельных участков она равна 0,3%, в том числе для земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства[1]>.

Согласно ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения считаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в частности земле как природному объекту (ст. 42 ЗК РФ).

Из пункта 3 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» следует, что факт неиспользования земельного участка для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности устанавливает орган государственного земельного надзора.

До принятия в судебном порядке по иску названного органа решения о принудительном изъятии такого земельного участка у его собственника отводится не менее трех лет, в течение которых данный собственник может все же приступить к использованию участка по целевому назначению.

К сведению:

Признаки неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности приведены в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 № 369 (для признания неиспользования достаточно одного из них):

на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы;

на сенокосах не производится сенокошение;

на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30% площади земельного участка;

на пастбищах не производится выпас скота;

на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений

залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15% площади земельного участка;

залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30%;

закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20% площади земельного участка.

В Письме Минфина России от 16.07.2014 № 03-05-04-02/34879[2]> указано, что, если земельный участок признан уполномоченным органом неиспользуемым для сельскохозяйственного производства, налогообложение в отношении всего этого участка должно производиться по налоговой ставке, установленной представительным органом муниципального образования в отношении прочих земель и не превышающей 1,5%, начиная с налогового периода, в котором вынесено решение о выявленном нарушении, до начала налогового периода, в котором нарушение устранено (см. также Письмо Минфина России от 03.06.2015 № 03-05-04-02/32131).

Согласно п. 1 ст. 393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу является календарный год.

Пример.

В августе 2016 года выявлен факт неиспользования собственником земельного участка сельскохозяйственного назначения в соответствии с данной целью. В сентябре 2017 года признано, что это нарушение устранено.

Согласно разъяснению Минфина за все отчетные периоды 2016 года, в том числе за I, II и III кварталы, земельный налог собственник должен уплатить по ставке 1,5% как для прочих земель.

За все отчетные периоды 2017 года земельный налог уплачивается по ставке 0,3% как для земель сельскохозяйственного назначения.

За прошедшие до вынесения того и другого решения отчетные периоды следует представить уточненные декларации.

Если нарушение было недолгим.

Добросовестный хозяйствующий субъект, если в отношении него выявлен факт неиспользования земельного участка по сельскохозяйственному назначению, старается как можно быстрее исправить нарушение. Возможно, он сможет это сделать в том же налоговом периоде, когда нарушение зафиксировано.

По данному вопросу в Письме Минфина России от 23.08.2017 № 03-05-04-02/54186[3] отмечается, что НК РФ не определен порядок применения налоговой ставки для земельного участка, отнесенного к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах, который не используется для сельскохозяйственного производства, если полномочным органом государственного земельного надзора в налоговом периоде было выявлено правонарушение, связанное с неиспользованием земельного участка для сельскохозяйственного производства, а налогоплательщиком данное правонарушение было устранено в этом же налоговом периоде.

Чиновники напомнили, что согласно п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

В связи с этим, по их мнению, в таком случае исчисление суммы земельного налога должно производиться по налоговым ставкам, установленным нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ.

То есть в течение всего налогового периода следует применять пониженную налоговую ставку, установленную для земель сельскохозяйственного назначения.

Каковы перспективы?

Впрочем, в последнем названном письме Минфин указал на то, что подготовлен проект закона, который при неиспользовании земельного участка в соответствии с его сельскохозяйственным назначением предусматривает применение ставок земельного налога все-таки с точностью даже не до отчетного периода, а месяца.

В этом законопроекте Минсельхоз, который его разработал, предложил дополнить ст. 396 НК РФ пунктом 17. Согласно ему для земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах (за исключением земельных участков, указанных в абз. 3 – 5 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ), не используемых для сельскохозяйственного производства, исчисление суммы налога производится по налоговым ставкам в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ (то есть как для прочих земель) начиная с налогового периода, в котором установлен факт неиспользования таких земельных участков, до месяца, в котором указанное правонарушение устранено.

Отсюда следует, что налог должен исчисляться по общей ставке весь налоговый период, в котором зафиксировано нарушение, а в том налоговом периоде, когда оно будет устранено, данная общая ставка применяется с начала периода до месяца устранения.

Однако такая формулировка совершенно не проясняет, как же поступать, если само нарушение и его устранение принадлежат к одному периоду. Непонятно, почему Минфин именно в Письме № 03-05-04-02/54186 сослался на этот законопроект. По нашему мнению, совершенно необходимо с точностью до месяца определять и начало применения общей ставки. Или, например, указать, что по общей ставке надо считать налог с начала налогового периода, в котором допущено нарушение, до месяца, в котором оно исправлено.

А если соответствующая поправка в законопроект не будет внесена, то по-прежнему, как правильно указал Минфин, с учетом п. 7 ст. 3 НК РФ весь такой налоговый период можно будет применять пониженную ставку земельного налога.

[1] См. статью Н. К. Сенина «О пониженной ставке по земельному налогу для сельхозземель», № 4, 2016, стр. 66.

[2] Доведено до территориальных налоговых органов Письмом ФНС России от 30.07.2014 № БС-4-11/14944@.

[3] Доведено до территориальных налоговых органов Письмом ФНС России от 28.08.2017 № БС-4-21/16987@.

ЕСХН: как работает и кто может применять

ЕСХН — единый сельскохозяйственный налог.

Это налоговый режим для производителей, которые работают в растениеводстве, животноводстве, лесном и сельском хозяйствах. Этот режим освобождает ИП и компании от уплаты нескольких налогов:

  1. Налога на прибыль. Исключение — налог на дивиденды и некоторые виды долговых обязательств для ООО.
  2. НДФЛ для ИП.
  3. Налога на имущество, если оно используется в сельскохозяйственном бизнесе.

Рассказываем, кто и при каких условиях может работать на ЕСХН. Статья поможет разобраться в общих моментах, но для нюансов рекомендуем обратиться к бухгалтеру.

Кто может работать на ЕСХН

Для работы на ЕСХН организации и ИП должны соответствовать таким требованиям:

  1. Заниматься производством, переработкой и реализацией сельхозпродукции. Ключевое слово — производство. Если покупаете малину у фермера и делаете из нее варенье, перейти на ЕСХН не получится.
  2. Доля доходов от сельскохозяйственной деятельности должна быть не меньше 70% от всех доходов. Это все доходы, которые пришли по сельскохозяйственным кодам ОКВЭД. Например, группа кодов 01 касается растениеводства, животноводства, а 03 — рыболовства.

Для рыбохозяйств есть дополнительное условие: должны быть свои или арендованные судна, а численность работников меньше 300 человек.

А это список организаций и ИП, кому закон запрещает работать на ЕСХН:

  1. Производители подакцизных товаров, например алкоголя или парфюмерии.
  2. Представители игорного бизнеса.
  3. Казенные и бюджетные учреждения.

Если простым языком, то так: собираете малину, делаете варенье и продаете — можно работать на ЕСХН. Просто покупаете малину и делаете из нее варенье — нельзя работать на ЕСХН.

Как платить ЕСХН

Налог считают по такой формуле:

ЕСХН = Налоговая база × Ставка налога

Налоговая база — это доходы минус расходы и убытки прошлых лет.

В расчете налога ничего сложного нет. Сложно определить, какие доходы и расходы можно учитывать. В налоговом кодексе есть полный список доходов и расходов. Например, в список доходов входят доходы от продажи товара, от сдачи земельных участков в аренду и проценты по банковскому вкладу. В список расходов — расходы на зарплату сотрудникам, выплату компенсаций и пособий, покупку семян, рассады, удобрений, кормов и лекарств для животных, содержание служебного транспорта.

ст. 346.5 НК РФ — порядок определения доходов и расходов

Доходы можно уменьшить на убытки прошлых лет.

Ставка налога. Раньше ставка была фиксированной, но с 2019 года каждый регион может устанавливать свою. Максимально — 6%.
В Кемеровской области предприниматели на ЕСХН платят налог по ставке 3% до 2021 года, в Москве — по ставке 6%, а в Московской области нулевая ставка. Предпринимателям из Подмосковья не нужно платить налог — только заполнять декларацию.

Читать еще:  Упрощенцам хотят разрешить не сдавать отчетность

Когда платить

ЕСХН платят дважды в год:

  1. До 25 июля текущего года — авансовый платеж по итогам первого полугодия.
  2. До 31 марта следующего года — платеж по итогам года.

В расчетах поможет бухгалтер, но вот короткий пример.

За первые полгода предприниматель заработал — 600 000 Р , расходы — 400 000 Р . Ставка налога — 6%.

Считаем авансовый платеж, который нужно заплатить до 25 июля:

(600 000 Р − 400 000 Р ) × 6% = 12 000 Р

Во втором полугодии предприниматель заработал 800 000 Р , расходы — 700 000 Р . Нужно рассчитать сумму ЕСХН за весь год, а потом вычесть из нее уже внесенный авансовый платеж.

Налог за весь год:

(600 000 Р + 800 000 Р ) − (400 000 Р + 700 000 Р ) × 6% = 18 000 Р

Вычитаем авансовый платеж:

18 000 Р − 12 000 Р = 6000 Р .

Эту сумму нужно уплатить по итогам года — до 31 марта следующего года.

В реальности расчеты обычно сложнее. Нужно понимать, какие расходы можно учесть, а какие — нет. Поэтому я рекомендую обратиться за помощью к опытному бухгалтеру.

НДС на ЕСХН

С 2019 года сельхозпроизводители на ЕСХН обязаны платить НДС. Но есть случаи, когда от этой обязанности компанию или ИП могут освободить:

  1. Если компания или ИП подали заявление о желании воспользоваться льготой в том же году, когда были зарегистрированы.
  2. Если перешли с ОСН на ЕСХН с 1 января и одновременно подали заявление на освобождение от НДС.
  3. Если доход от деятельности по ЕСХН за предыдущий год не превысил лимит. Для каждого года он разный. В 2018 году — 100 млн рублей, в 2019 году — 90 млн рублей, в 2020 году — 80 млн рублей.

Во всех случаях уведомление подают в налоговую по месту нахождения компании или по месту жительства ИП. Срок — до 20 числа месяца, в котором начали применять льготу.

Учет и отчетность на ЕСХН

ИП и компании по-разному отчитываются перед налоговой.

Учет ИП. Предприниматели не обязаны вести бухучет. Вся отчетность у них — это книга доходов и расходов и налоговая декларация.

Книгу доходов и расходов (КУДиР) можно вести онлайн или в бумажном виде. ЕСХН — единственный режим, на котором нужно регистрировать книгу в налоговой: бумажную — до начала ведения, электронную распечатывают и относят до 31 марта следующего года.

Налоговую декларацию нужно сдать до 31 марта года, следующего за отчетным. За 2019 год декларацию нужно сдать до 31 марта 2020.

Если сельхозпроизводитель прекращает работу в течение года, он должен уведомить об этом налоговую и сдать декларацию до 25 числа следующего месяца. К примеру, предприниматель прекратил работать в мае и в этом же месяце уведомил об этом налоговую. Декларацию ему нужно подать до 25 июня.

Учет в компаниях. У компаний все сложнее — им нужно вести бухучет: составлять бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах, вести учет доходов и расходов, которые участвуют в расчете налога. Налоговую декларацию подают один раз в год, до 31 марта.

Небольшие сельхозкомпании, например крестьянские и фермерские хозяйства и потребкооперативы, могут вести бухучет по упрощенной схеме. Но бухгалтер все равно понадобится.

Как перейти на ЕСХН

Перейти на ЕСХН с другого налогового режима можно один раз в год. Переход оформляют с 1 января следующего года. Порядок такой:

  1. Заполняете заявление в двух экземплярах.
  2. Несете его в налоговую по месту нахождения компании или месту жительства ИП.

Все это надо сделать до 31 декабря текущего года.

Новые ИП и компании могут подавать уведомление вместе с другими документами на регистрацию или в течение 30 календарных дней после регистрации. Если опоздать, придется работать на ОСН и платить все налоги.

Пример заполненного уведомления о переходе на ЕСХН для компании

Совмещение ЕСХН с другими налоговыми режимами

Предприниматели могут совмещать ЕСХН с патентом и ЕНВД — единым налогом на вмененный доход, а компании — только с ЕНВД. Правда, есть нюанс: нельзя продавать сельскохозяйственную продукцию через собственные торговые точки и столовые. Продавать огурцы со своей грядки в своем овощном ларьке нельзя, но их может купить у вас сосед и продавать в своем ларьке.

При совмещении режимов доля доходов от сельхоздеятельности должна быть не ниже 70% от дохода по всем видам бизнеса.

Снятие с учета ЕСХН

Компания или ИП должны сняться с учета по ЕСХН в трех случаях:

  1. Если потеряли право работать на ЕСХН.
  2. Если больше не ведут деятельность на ЕСХН, например если компания закрыла сельскохозяйственное направление бизнеса.
  3. Если хотят перейти на другую систему налогообложения.

В любом из этих случаев нужно подать уведомление в двух экземплярах в налоговую по месту нахождения компании или по месту жительства ИП. На это есть 15 дней с момента решения.

При утрате права на ЕСХН вместе с уведомлением подают специальное сообщение.

Потеря права на ЕСХН

Компания и ИП теряют право на ЕСХН, если больше не соответствуют требованиям законодательства по этой системе налогообложения. Например, начали производить подакцизные товары или выручка от сельхоздеятельности стала меньше 70%.

Если потеряли право на ЕСХН, об этом надо сообщить в налоговую. Тогда придется заплатить налоги, будто весь год работали на общей системе.

Например, первые полгода компания занималась производством и продажей меда. Во втором полугодии она сменила профиль и стала выпускать медовуху — это подакцизный товар. Больше работать на ЕСХН нельзя, поэтому компания перешла на ОСН. Она обязана заплатить налоги по ОСН за весь год, даже с дохода от производства и продажи меда.

Вернуться на ЕСХН можно только через год после того, как утратили право на спецрежим.

Преимущества и недостатки ЕСХН

Главный плюс ЕСХН — освобождение от уплаты других налогов. Что еще хорошо:

  1. Уведомительный характер перехода. Сначала начинаете работать, потом сообщаете в налоговую.
  2. ИП могут совмещать с ЕНВД и патентом, компании — только с ЕНВД.
  3. Простая система учета. Нужно платить налог два раза в год и один раз в год сдавать декларацию.
  4. К учету можно принять больше расходов, чем по УСН. Лимита расходов нет.
  1. Доходы и расходы учитываются по кассовому методу, то есть по фактическому поступлению и списанию средств со счета. Это влияет на расчет налога. Если какие-то оплаты задерживаются и, например, вместо декабря пройдут в январе, то учесть их можно будет только в следующем году.
  2. Нужно следить, чтобы выручка по сельхозпродукции была не ниже 70% от всего оборота.

Обратитесь к опытному бухгалтеру. Не решайте сложные вопросы и не считайте налог по статьям из интернета. Законы меняются, статьи устаревают, из-за этого потом могут быть проблемы с налоговой.

Как облагаются налогом разные земельные участки: разъяснения налоговиков

ФНС выпустила письмо № БС-4-21/5157@ от 23.03.2018, в котором разъяснила ряд вопросов, касающихся налогообложения земельных участков и администрирования земельного налога.

Отсутствие данных в ЕГРН

В ряде ситуаций сведения о таких ранее возникших правах на земельные участки не содержатся у органов Росреестра и могут представляться в налоговые органы в виде заверенных копий документов о ранее возникшем праве.

Допустимо ли налоговым органам использовать такие документы для целей налогового администрирования, в т.ч. полученные из органов местного самоуправления? Нет, ответила ФНС.

Исходя из ч. 1 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права на земельные участки, возникшие до дня вступления в силу Закона N 122-ФЗ и не зарегистрированные в ЕГРН, признаются юридически действительными при отсутствии их регистрации в ЕГРН. Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей.

НК не предусматривает использование для администрирования налога в отношении ранее учтенных участков сведений, полученных из органов местного самоуправления.

Для исчисления налога регламентирован информационный обмен налоговых органов с органами Росреестра, обеспечивающими ведение ЕГРН.

Для внесения в ЕГРН сведений о ранее учтенном участке может использоваться порядок госрегистрации ранее возникших прав, согласно ч. 1 ст. 69 Закона N 218-ФЗ.

Для регистрации ранее возникших прав без личного обращения в регистрирующий орган физлица — правообладателя ранее учтенного участка ст. 12 Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления могут подавать от имени граждан (в качестве уполномоченных лиц) заявления о госрегистрации прав на недвижимое имущество и иные документы в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав (в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или ИЖС).

В дальнейшем сведения о зарегистрированных в ЕГРН правах на ранее учтенные участки передаются в налоговые органы в соответствии с п. 4 ст. 85 НК.

Неиспользование земли по назначению

Согласно абз. 2 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать, в частности, 0,3% в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.

Как следует из данной нормы НК, для применения налоговой ставки в размере, не превышающем 0,3%, необходимо соблюдение одновременно двух условий: отнесение земельного участка к определенной категории или виду разрешенного использования (к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах) и использование этого земельного участка для сельскохозяйственного производства.

Таким образом, если земельный участок отвечает указанным выше критериям, налогообложение производится по налоговой ставке, не превышающей 0,3%. В случае, если земельный участок признан уполномоченным органом неиспользуемым для сельскохозяйственного производства, налогообложение в отношении участка должно производиться по налоговой ставке, установленной представительным органом муниципального образования в отношении «прочих земель» и не превышающей 1,5%, начиная с налогового периода, в котором вынесено решение о выявленном нарушении, до начала налогового периода, в котором нарушение устранено (независимо от перехода прав на такой земельный участок от одного налогоплательщика к другому).

Земля под трансформаторной подстанцией

В соответствии с абз. 3 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК налоговые ставки для исчисления налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3% кадастровой стоимости, в частности, в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса).

Читать еще:  Как применить вычет ндс по экспортным операциям

Законодательство о налогах не содержит понятия жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса. При этом в силу положения ст. 11 НК институты, понятия и термины других отраслей законодательства РФ, используемые в НК, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК.

Так, согласно п. 24 ст. 1 ГрК система коммунальной инфраструктуры — комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.

В соответствии со ст. 19 ЖК жилищный фонд — это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории РФ.

Как следует из указанных положений, для квалификации определенных объектов недвижимого имущества в качестве объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса необходимо установить, что их функционирование направлено на обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов (муниципальных образований), а также тот факт, что они необходимы для эксплуатации жилищного фонда. Данная правовая позиция находит отражение в Определении Верховного Суда РФ от 27.02.2017 г. N 301-КГ16-20969, от 02.12.2016 N 306-КГ16-15969 и Определении Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.09.2010 N ВАС-10062/10.

Участок ИЖС у юрлица

ФНС пояснила, что ставка не зависит от того, кому принадлежит участок – юрлицу или физлицу.

В соответствии с абз. 3 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК налоговые ставки для исчисления налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3% кадастровой стоимости, в частности, в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.

Законодательство о налогах не содержит понятия жилищного строительства. При этом в силу положения ст. 11 НК институты, понятия и термины других отраслей законодательства РФ, используемые в НК, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК.

Так, согласно ч. 3 ст. 48 ГрК, осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи).

Таким образом, используемое в ГрК понятие «объект индивидуального жилищного строительства» не связано с предоставлением (приобретением) исключительно физлицом земельного участка, на котором осуществляется указанное строительство.

Следовательно, в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, применение налоговых ставок не зависит от их принадлежности налогоплательщикам-физическим или юридическим лицам.

Заполнение декларации при разных коэффициентах

— с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты госрегистрации прав на данные земельные участки вплоть до госрегистрации прав на построенный объект недвижимости;

— с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты госрегистрации прав на построенный объект недвижимости.

Однако Порядок заполнения налоговой декларации по земельному налогу, утвержденный приказом ФНС России от 10.05.2017 № ММВ-7-21/347@, не предусматривает возможности применять два разных коэффициента в течение одного налогового периода.

Скоро это недоразумение будет исправлено, ответили в ФНС.

Переданным на государственную регистрацию в Минюст приказом ФНС России от 02.03.2018 N ММВ-7-21/118@ предусмотрены соответствующие дополнения к порядку заполнения налоговой декларации.

Налог на имущество на ЕСХН

Единый сельскохозяйственный налоговый режим долгое время не относился к популярным спецрежимам налогообложения, поскольку не так много предпринимателей выбрали своей стезей сельхозпродукцию. Однако в свете последних политических событий, в том числе наложения западных санкций, сельхозпроизводителей стало значительно больше. Поэтому законодатели несколько пересмотрели налоговое бремя для тех, кто будет на ЕСХН в 2018 году и далее.

Какие нововведения ждут плательщиков ЕСХН? Как будет производиться оплата ими налога на имущество, а в каких случаях платить не понадобится? Как рассчитывать и учитывать этот налог? Обо всем этом мы расскажем в нашей статье.

Революционные нововведения для ЕСХН

Налоговый кодекс РФ получил несколько поправок в статьях, касающихся налогообложения на ЕСХН: для этого был принят Федеральный закон 27.11.2017 №335-ФЗ о внесении соответствующих изменений. Главных новшеств два:

  • введение уплаты НДС в 2019 года;
  • изменение оснований для освобождения от налога на имущество с 2018 года.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Ограничения освобождения от налога на имущество означают, что теперь он обязателен к уплате, за исключением оговоренных НК РФ ситуаций.

Что изменилось в уплате налога на имущество при ЕСХН

Как мы помним, до недавнего времени производители сельскохозяйственной продукции, выбравшие для налогообложения систему ЕСХН, были полностью освобождены от уплаты налога на имущество организаций. Что касается выбравших такой режим индивидуальных предпринимателей, они должны были оплатить налог на имущество физлиц только с той недвижимости, которая не служила им для их деятельности. С 01.01.2018 года положение несколько изменится: налоговая нагрузка на сельскохозяйственный бизнес возрастает.

В пункте 3 статьи 346.1 Налогового кодекса России говорится о том, что отныне предприниматели на ЕСХН становятся плательщиками налога на имущество. Не оплачивать его разрешено лишь со следующих объектов:

  • непосредственно применяющихся для производства профильной (сельскохозяйственной) продукции;
  • используемых для первичной и промышленной переработки полученной продукции;
  • нужных для оказания услуг производителями сельхозтоваров.

Эти условия одинаковы как для организаций, так и для сельхозпроизводителей — ИП.

Какое имущество облагается налогом

Налоговый кодекс обозначил сферу применения налогооблагаемого имущества, но не уточнил, какие именно его объекты имеются в виду, не разделил его по квалификационным признакам, по видам применения в сельхоздеятельности и пр. Поэтому возможны разночтения в отношении определения налоговой базы, которые могут стать причиной конфликтов с налоговой службой. Что же делать, чтобы их избежать?

Поскольку закон является новым, поправки вступили в силу относительно недавно, еще не сложилось системы его функционирования, не было прецедентов по возникшим спорам. Во избежание неоднозначных ситуаций рекомендуем перед тем, как разделить облагаемое налогом имущество и освобожденное от него, проконсультироваться в своей территориальной ИНФС.

ВАЖНО! Желательно попросить у сотрудников налоговой службы письменные разъяснения: это избавит вас от возможных проблем в будущем и станет аргументом в вашу пользу в любых спорах.

По общему правилу в базу налога на имущество входят все движимые и недвижимые (учитываемые по кадастровой стоимости) объекты, кроме земельных участков и транспортных средств: для них существуют отдельные налоги (земельный и транспортный).

Разделить объекты нельзя обложить налогом

В этой фразе запятая может быть до или после слова «нельзя» – от этого зависит предполагаемая налоговая база.

Критерием распределения имущественной базы на облагаемую и необлагаемую данным налогом является раздельный бухгалтерский учет.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Особенности раздельного учета облагаемого и необлагаемого имущества должны быть отражены во внутренней учетной политике организации.

Но что делать, если по факту часть имущества применяется одновременно и для сельскохозяйственной, и для иной предпринимательской деятельности? В таких случаях обычно затруднительно провести раздельный бухучет объектов основных средств. На помощь придет вспомогательный способ определения налогооблагаемой доли, основанный на результате предпринимательской деятельности, а именно выручке от реализации (оказании услуг, работ). Следует сравнить выручку от сельскохозяйственной деятельности с выручкой от иной деятельности, выполняемой с помощью данного ОС. Остаточная стоимость такого имущества определяется пропорционально доле дохода от иной, не сельскохозяйственной деятельности, в общей сумме выручки организации.

В число объектов, безусловно облагаемых налогом на имущество по новому законодательству, попадут:

  • административные здания фирмы;
  • офисные помещения;
  • жилой и гостиничный фонд;
  • общежития для рабочих;
  • столовые и т.п.

К СВЕДЕНИЮ! Налог платит не только собственник данных объектов, но и предприниматель или фирма на ЕСХН, взявшие их в аренду или зафрахтовавшие.

Итог: определение базы имущественного налога

Исходя из информации Письма Минфина №03-11-10/2342 от 18 января 2018 года, налог на имущество организаций исчисляется по следующим основаниям:

  • если основное средство применяется по профилю ЕСХН, налог на это имущество платить не нужно;
  • если ОС используют для другой приносящей доход деятельности, оно становится налоговой базой;
  • параллельное использование ОС делает основанием для исчисления долю выручки организации от несельскохозяйственных видов деятельности в общей доходной денежной массе;
  • имущество, находящееся на консервации, не входит в налогооблагаемую базу независимо от сферы его целенаправленного применения.

Для предпринимателей — физических лиц на ЕСХН налоговая база по имущественному налогу исчисляется налоговиками, затем присылается уведомление, согласно которому и следует произвести оплату. Облагаются налогом объекты недвижимости ИП: сведения о них подаются в ИНФС органами государственного кадастрового учета и органами, регистрирующими имущественные права.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! ИП не должны будут предоставлять подтверждающие льготу документы ИНФС: налоговики сами будут брать сведения из соответствующих источников и запросят бумаги, только если данные невозможно получить из иных источников. Сообщить о льготе можно будет без личного визита – в электронной форме.

Цифровые лимиты имущественного налога

Налог на имущество платится с объектов, входящих в состав ОС, использующихся более 1 года. Регионами устанавливаются собственные ставки (федеральные законы утверждает лишь максимальную), возможность льгот и полного освобождения. В таблице представлены важные цифры, касающиеся ограничений по ставкам налога на имущество, в том числе и для плательщиков ЕСХН.

Предельные ставки налога и сроки подачи деклараций

Фнс разъяснила, по какой ставке уплачивается налог за сельхозугодия

В предыдущих номерах нашего журнала мы уже рассказывали о налоге на имущество. Напомним, что с 2018 года теперь и у плательщиков ЕСХН появилась обязанность уплачивать налог на имущество по основным средствам, которые не задействованы в производстве, переработке или реализации сельхозпродукции. Плательщики налога на имущество должны сдавать раз в квартал расчет авансовых платежей, раз в год — декларацию.

Весь вопрос состоял в том, по каким конкретно объектам основных средств должен быть рассчитан налог. И вот наконец-то поступили долгожданные разъяснения от финансовых ведомств, о которых мы «мечтали». Но, как это часто бывает, не все мечты оправдались. В связи с тем, что перед составлением расчета за 1 квартал 2018 года на нас обрушился шквал звонков, в данной статье рассмотрим порядок расчета налога на имущество плательщиками ЕСХН с учетом новых комментариев.

В предыдущем номере нашего журнала за январь-март 2018 года, № 1 (страница 47) мы приводили методические рекомендации по расчету налога на имущество для плательщиков ЕСХН, освобождение по налогу на имущество для которых действует лишь в отношении имущества, которое используется:

Читать еще:  Оплата детского сада – облагаемый доход работника

Но в отношении объектов, напрямую неиспользуемых в сельхоздеятельности, вопрос налогообложения долго оставался открытым. И уже перед представлением расчета появились долгожданные разъяснения по налогообложению таких объектов (Письмо МФ РФ от 9 апреля 2018 г. 03-05-05-01/23083).

Согласно Письму к имуществу, используемому при производстве сельхозпродукции (ее переработке и т. д.), относится:

• имущество, непосредственно используемое для указанных целей (сельскохозяйственная техника, цеха по переработке сельскохозяйственной продукции и тому подобное);

• имущество, обеспечивающее процесс производства и/или реализации (административные здания или помещения, гаражи для сельскохозяйственной техники и тому подобное).

В отношении имущества, которое сельхозпроизводитель сдает другому лицу в аренду, это освобождение не применяется. Следовательно, со сдаваемых в аренду основных средств нужно платить налог на имущество; также налог необходимо платить с непроизводственных объектов (жилых домов, домов культуры, детских садов и прочего имущества, учитываемых на балансе «ЕСХН-щика»).

Налоговая декларация

Налоговая декларация по налогу на имущество состоит из следующих листов и разделов (п. 1.2 Порядка, утв. Приказом ФНС от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@):

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет

Определение налоговой базы и исчисление суммы налога в отношении подлежащего налогообложению имущества российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства

Информация об объектах недвижимого имущества, облагаемых налогом по среднегодовой стоимости

Исчисление суммы налога за налоговый период по объекту недвижимого имущества, налоговая база в отношении которого определяется как кадастровая стоимость

Поквартальная отчетность по налогу называется налоговым расчетом по авансам и имеет утвержденную форму, отличную от формы декларации, создаваемой по итогам года. Сдать ее необходимо в утвержденный на федеральном уровне срок — не позднее 30-го числа месяца, наступившего после соответствующего квартала. Для отчета за 1 квартал 2018 года из-за переносов она смещается на 03.05.2018. Сроки для уплаты налога, указанного в налоговом расчете, определяются каждым из регионов самостоятельно и могут не совпадать.

Льготы для сельхозтоваропроизводителей

Налог на имущество – это региональный налог, поэтому обязательно ознакомьтесь с законодательством вашего региона.

Ниже приведем информацию о наличии льгот для сельскохозяйственных предприятий в отдельных регионах:

1) Свердловская область — подп. 3 п. 2 ст. 3 закона от 27.11.2003 № 35-ОЗ установлена льгота для с/х организаций (доля более 70 %) — налог не платится, расчеты/декларации подаются вместе с заявлением на предоставление льготы и подтверждающими долю 70 % документами;

2) Красноярский край — подп. «у» п. 3 ст. 2 закона от 08.11.2007 № 3-674 — с/х организации (доля более 70 %) освобождены от уплаты налога. По итогам налогового периода организации представляют в налоговые органы документы, подтверждающие выполнение условий предоставления налоговой льготы, установленной настоящим подпунктом; налог не платится, расчеты/декларации подаются (хотя как было устно пояснено предприятиями Красноярского края – налоговая ежеквартальные расчеты по налогу не требует);

3) Новосибирская область — закон от 16.10.2003 № 142-ОЗ — сельскохозяйственные товаропроизводители освобождаются от исчисления и уплаты авансовых платежей при условии, что за предыдущий год в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70 %; авансы по налогу не платятся, расчеты ежеквартально не подаются; декларация и налог – только по итогам года (до 30.03.2019);

4) Краснодарский край – закон от 26.11.2003 № 620-КЗ. Льгот нет для с/х организаций. Уплата авансовых платежей по налогу производится по итогам отчетного периода в пятидневный срок со дня, установленного для представления налогового расчета по авансовым платежам по налогу. Уплата налога по итогам налогового периода производится в десятидневный срок со дня, установленного для представления налоговой декларации по итогам налогового периода;

5) Ростовская область – закон от 10.05.2012 № 843-ЗС. Льгот нет для с/х организаций. Уплата налога — в десятидневный срок со дня представления декларации (с 30.03.2019). Авансы в пятидневный срок со дня, установленного для представления налогового расчета по авансовым платежам. Налоговые расчеты представляются не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода;

6) ЯНАО – закон от 27.11.2003 № 56-ЗАО. Освобождены от налога организации, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку и до 31.12.2020 освобождены организации, осуществляющие первичную и последующую промышленную переработку сельскохозяйственной продукции, произведенной на территории ЯНАО, в сертифицированную пищевую продукцию и реализацию этой продукции, при условии, что в доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем 70 процентов за отчетный (налоговый) период. Налог не платится, расчеты/декларации подаются;

7) Алтайский край – закон от 27.11.2003 № 58-ЗС. Льгот нет;

8) Омская область — от 21.11.2003 № 478-ОЗ – подп. 8 п. 2 ст. 2 — налоговая ставка устанавливается в размере 0,01 процента для организаций, созданных не ранее 1 января 2013 года (за исключением организаций, созданных путем реорганизации) и осуществляющих на территории Омской области в текущем налоговом периоде производство товаров, выполнение работ, оказание услуг по одному или нескольким видам экономической деятельности, предусмотренным классами 01 и 02 раздела А «Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство», разделом C «Обрабатывающие производства» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), — в отношении не бывшего ранее в эксплуатации имущества производственного назначения, созданного, приобретенного за плату, при одновременном соблюдении следующих условий:

— доля доходов от осуществления указанных видов экономической деятельности по итогам отчетного (налогового) периода составляет не менее 70 процентов в сумме всех доходов организации за указанный период;

— среднесписочная численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, за налоговый период составляет не менее 50 человек;

— неосуществление деятельности по производству подакцизных товаров, а также добыче и реализации полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.

Указанные в настоящем подпункте организации исчисляют налог по налоговой ставке в размере 0,01 процента в течение первых десяти лет со дня их государственной регистрации;

9) Московская область — Законами от 21.11.2003 № 150/2003-ОЗ «О налоге на имущество организаций в Московской области» и от 24 ноября 2004 года № 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области» льгот для с/х организаций не предусмотрено.

Вывод: Из представленных выше регионов льгота установлена в виде освобождения от налога в Свердловской области, Красноярском крае и ЯНАО.

Таким образом, сельскохозяйственные организации этих регионов при заполнении налогового расчета за 1 квартал 2018 года (и последующие кварталы), делают расчет налога по имущество, исключительно не участвующему в сельскохозяйственной деятельности, ставят по строке 130 раздела 2 код льготы, установленной регионом – 2012000. После кода льготы и знака «/» указывают слева направо номер, пункт и подпункт статьи регионального закона, которым установлена льгота. Для каждой структурной единицы отведено четыре знако-места. Свободные знако-места заполняются нулями.

Например, льгота установлена подп. 4 п. 2 ст. 54 регионального закона. Тогда строку 130 раздела 2 расчета нужно заполнить, расположив реквизиты статьи регионального закона в следующем порядке: номер статьи (54), номер пункта (2), номер пункта (4). В итоге должно получиться так: 2012000/005400020004.

Имущество, прямо или косвенно участвующее в сельскохозяйственной деятельности, налогообложению не подлежит, а значит, в декларации вообще не отражается.

Необходимость исчисления авансов по налогу на имущество по завершении квартала зависит от того, введены ли в регионе отчетные периоды для этого налога. Установление таких периодов предполагает обязательность поквартальной отчетности и осуществления платежей по ее итогам.

Из анализа законов субъектов РФ, представленных выше, от исчисления авансовых платежей освобождена только Новосибирская область; следовательно, остальные из рассматриваемых регионов расчеты подают ежеквартально.

Ставки налога на имущество

При общих условиях (отсутствия каких-либо льгот и преференций в регионе) ставки налога на имущество в 2018 году:

1) движимое имущество, приобретённое до 1 января 2013 года – 2,2 % от остаточной балансовой стоимости;

2) недвижимое имущество, не включённое в перечень по ст. 378.2 НК РФ – 2,2 % от остаточной балансовой стоимости;

3) недвижимое имущество, включённое в перечень по ст. 378.2 НК РФ – 2 % от кадастровой стоимости;

4) движимое имущество, приобретённое после 1 января 2013 года – не более 1,1 %.*

* С 2018 года прекратила действовать федеральная льгота по движимому имуществу, которое организации приняли на учет после 2013 года (ст. 381.1 НК). Но регионы вправе сами установить такие льготы (ст. 381.1 НК). Ставка не может превышать 1,1 процента (п. 3.3, 4 ст. 380 НК).

В отношении движимых объектов, принятых на учет в качестве ОС с января 2013 года, региональные власти вправе предоставлять льготу по налогу на имущество организаций, вплоть до полного освобождения от налога (п. 2 ст. 381.1 НК РФ). Льгота действует в том случае, если с даты выпуска имущества прошло не более трех лет.

В Письме МФ РФ России от 09.04.2018 № 03-05-05-01/23087 содержится ответ на вопрос, когда истекают указанные три года и как рассчитать налог.

Под термином «выпуск промышленной продукции» понимается изготовление продукции производителем. Дата выпуска (изготовления) продукции (товара) может определяться на основании технических (заводских) паспортов, этикеток, наклеек на товар, каталогов и других документов, а также по результатам независимой экспертизы. В целях применения налоговой льготы в отношении движимого имущества, с даты выпуска которого прошло не более трех лет, необходимо учитывать день, месяц и год изготовления продукции, указанные в названных выше документах. Если в информации изготовителя значится только год изготовления, то датой изготовления техники следует считать 1 июля года изготовления; если названы месяц и год изготовления — то 15-е число месяца, указанного в информации изготовителя.

Таким образом, регион устанавливает ставку в отношении движимого имущества, приобретённого после 1 января 2013 года – при этом эта региональная льгота может применяться только к движимому имуществу, с даты выпуска которого прошло не более трех лет. Если с момента выпуска основного средства прошло более трех лет – оно подлежит обложению по ставке 1,1 %, несмотря на установленную регионом льготу.

Мало где из регионов приняли законы о том, как облагать имущество из п. 25 ст. 381 НК РФ; в Московской области установлена нулевая ставка (Закон Московской области от 03.10.2017 № 159/2017-ОЗ).

В подавляющем большинстве регионов налог за 2018 год нужно платить по ставке 1,1 %, а в Крыму и Севастополе – 1 %.

Рассмотрим пример

В организации (на ЕСХН) имеются следующие объекты основных средств:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector