Формирование учетной политики школы на 2018 год

Пример учетной политики в бюджетном учреждении (нюансы)

Как влияет тип учреждения на содержание учетной политики

Бюджетное учреждение относится к группе государственных (муниципальных) учреждений наряду с автономными и казенными. Учетная политика каждого учреждения имеет свою специфику в зависимости:

  • от цели создания учреждения;
  • источников финансирования его деятельности;
  • вида учредителя;
  • степени государственной регламентации финансовой деятельности и диапазона самостоятельности учреждения;
  • иных аспектов.

Содержание учетной политики бюджетного учреждения зависит:

  • от вида и структуры бюджетного учреждения;
  • предмета, цели, видов его деятельности, а также предоставленных полномочий;
  • отраслевых и иных особенностей деятельности бюджетного учреждения.

Об особенностях учетной политики автономного учреждения читайте в статье «Скачать бесплатно учетную политику автономного учреждения».

Подготовительный этап разработки учетной политики

Учетная политика бюджетного учреждения (УП БУ) — основополагающий элемент учетного процесса. Разрабатывать ее необходимо всем бюджетным учреждениям. Другой вопрос — кто будет этим заниматься? По ст. 7 закона № 402-ФЗ «О бухучете» есть несколько вариантов решения этой задачи:

  • заняться разработкой УП БУ самостоятельно, возложив этот процесс на уполномоченного сотрудника учреждения;
  • передать функции ведения учета и разработки УП БУ централизованной бухгалтерии, оказывающей услуги для учреждений госсектора.

Наиболее распространена ситуация, когда УП БУ разрабатывает главбух учреждения. Это позволяет:

  • максимально детализировать учетные нюансы с учетом специфики деятельности учреждения;
  • обеспечить необходимый уровень конфиденциальности информации.

Разработка УП БУ специалистами централизованной бухгалтерии позволяет учреждению сэкономить финансовые ресурсы и решить иные важные задачи (например, по снижению налоговых рисков).

ВАЖНО! С 01.01.2019 все бюджетные организации обязаны публиковать свою учетную политику на сайте централизованной бухгалтерии, а также подробно раскрывать ее положения в отчетности (п. 9 приказа Минфина от 30.12.2017 № 274н).

Структура учетной политики бюджетной организации

Структура УП БУ определяется самим учреждением с учетом обязательных элементов, регламентированных законом № 402-ФЗ о бухучете и отраслевыми НПА. К примеру, в п.6 Инструкции к единому плану счетов для госучреждений (утвержден приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н) предусмотрены следующие обязательные составные части УП БУ:

  • рабочий план счетов, отвечающий необходимому уровню аналитики информации — за основу принимается План счетов бухучета бюджетных учреждений (утвержден приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н);

Об основных разделах плана счетов учреждения и составе бюджетных счетов читайте здесь.

  • учетные алгоритмы, включающие методы оценки имущества и обязательств;
  • процедуры, направленные на обеспечение сохранности имущества учреждения (инвентаризационные мероприятия, порядок организации ВФК (внутреннего финансового контроля));

О том, с какого документа начинается любая инвентаризация, читайте в статье «Приказ о проведении инвентаризации — образец заполнения».

  • схема отражения в учете событий после отчетной даты;
  • «документальные» процедуры (формы первички и учетных регистров, порядок документооборота, детализация технологии обработки учетной информации);
  • иные организационно-методологические решения.

УП БУ включает в себя положения, относящиеся к бухгалтерскому и налоговому учету. Поскольку эти положения не всегда совпадают, учетная политика либо состоит из двух частей (бухгалтерской и налоговой), либо представлена двумя самостоятельными документами. Разработанную учетную политику потребуется утвердить приказом.

Форму приказа об утверждении учетной политики можно скачать здесь.

Приложения к учетной политике бюджетного учреждения

Специфика бюджетного учетного процесса способствует тому, что УП БУ отличается от учетной политики коммерческой фирмы многообразием приложений. Если коммерческая фирма может ограничиться стандартным набором обязательных приложений к своей учетной политике (рабочий план счетов, график документооборота, формы учетных регистров и первички), то УП БУ только этими элементами не обходится.

О приложениях к учетной политике коммерческой компании читайте здесь.

В приложениях к УП БУ в зависимости от специфики его работы может детализироваться информация (кроме перечисленных обязательных элементов) в виде:

  • инструкций: о порядке принятия обязательств, алгоритмах определения срока службы хозяйственного инвентаря, о процедуре проведения инвентаризации;
  • перечислений состава комиссий: по поступлению и выбытию активов, для проведения внезапной ревизии кассы;
  • перечней: имеющих право подписи первички ответственных лиц; должностей сотрудников, с которыми заключается договор о полной материальной ответственности;
  • положений: о ВФК, о служебных командировках;
  • других документов (методик, схем).

Разработчик УП БУ определяет самостоятельно (исходя из специфики работы и требований НПА):

  • состав приложений к УП БУ;
  • степень детализации информации в приложениях;
  • порядок изменения приложений.

О том, как в БУ проводится инвентаризация обязательств, читайте в материале «Инвентаризация финансовых обязательств в бюджетном учреждении».

Методологические аспекты составления учетной политики

При разработке УП БУ в части методологических вопросов бухучета требуется учесть следующее:

  • УП БУ должна отражать особенности работы учреждения по аспектам, не урегулированным нормативно либо по тем, в отношении которых законодательно предоставлено право выбора;
  • применение установленных УП БУ учетных алгоритмов должно производиться последовательно из года в год.

Далее остановимся на методологических нюансах УП БУ в разрезе основных объектов учета.

Учет нефинансовых активов

Посвященный учету нефинансовых активов раздел УП БУ может содержать:

  • алгоритм определения срока полезного использования основного средства (ОС), если его наименование отсутствует в классификаторе;
  • порядок определения: текущей оценочной стоимости ОС (комиссионно, при помощи экспертной оценки), стоимости ликвидируемых частей ОС и начисленной на них амортизации;
  • схему присвоения ОС уникального инвентарного номера;
  • особенности учета отдельных объектов имущества (библиотечного фонда, программного обеспечения);
  • перечень особо ценного имущества по его видам;
  • порядок забалансового учета имущества;
  • особенности учета НМА;
  • нюансы учета МПЗ (принятие на учет, оценка, списание);
  • методику раздельного учета расходов при формировании себестоимости оказываемых учреждением услуг по их видам с указанием списка прямых и накладных расходов;
  • иные учетные аспекты.

О специфике учета ОС в бюджетных учреждениях читайте здесь.

Учет финансовых активов

При разработке этого раздела УП БУ предусматривается:

  • порядок учета денежных средств на лицевых счетах учреждения;
  • «кассовые» алгоритмы: ведения кассовой книги, учета денежных документов;
  • описание процедуры выдачи денежных средств под отчет;
  • иные «денежные» нюансы.

О том, какую нормативку учесть при разработке данного раздела УП БУ, читайте в статье «Учет кассовых операций в бюджетных учреждениях (нюансы)».

Соответствующий раздел может включать порядок учета отдельных видов обязательств:

  • по уплате налогов;
  • по соцобеспечению;
  • по привлечению денежных средств на исполнение обязательств;
  • по переводу активов и обязательств между видами деятельности.

Об учетно-методических аспектах по бюджетным обязательствам читайте здесь.

Учет финансовых обязательств

Среди важных моментов, описываемых в данном разделе УП БУ, можно назвать:

  • методику обособленного учета доходов по видам деятельности;
  • перечень расходов текущего финансового года и систему их учета.

Резервы предстоящих расходов

В данном разделе УП БУ расписываются нюансы формируемых учреждением резервов. К примеру, по резерву для предстоящей оплаты отпусков можно предусмотреть следующие учетные элементы:

  • дату формирования резерва;
  • формулу расчета ежемесячного процента отчислений;
  • предельный размер резерва;
  • инвентаризационные процедуры по резерву;
  • схему списания и доначисления резерва.

В УП БУ отражаются:

  • способы принятия обязательств (момент признания, документ-основание);
  • способы принятия денежных обязательств.

О том, чем примечательна организация бухучета в бюджетном учреждении, читайте в статье «Ведение бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях».

Налоговая учетная политика бюджетного учреждения: где скачать образец на 2020 год

В учетной политике для целей налогового учета в УП БУ отражаются следующие учетные особенности:

  • схема подстройки рабочего плана счетов под нужды налогового учета;
  • алгоритм использования информации, формируемой на бухсчетах, для целей налогового учета;
  • применяемая система налогообложения;
  • способ представления налоговой отчетности;
  • ответственные за ведение налогового учета и представление отчетности лица;
  • формы применяемой первички;
  • формы, порядок и периодичность заполнения налоговых регистров;
  • методологические аспекты учета отдельных видов налоговых обязательств (НДС, налог на прибыль, транспортный налог, налог на имущество).
Читать еще:  Операции, не подлежащие налогообложению ндс: виды и особенности

Образец УП БУ, сформированной как документ, объединяющий бухгалтерскую и налоговую ее части, можно увидеть и скачать на нашем сайте.

Как внедрить разработанную учетную политику в учетный процесс учреждения

Для того чтобы разработанная по всем правилам УП БУ на законных основаниях стала применяться в учреждении, требуется комплекс предварительных организационных мероприятий:

  • оформить приказ об утверждении УП БУ с указанием даты, начиная с которой применение положений УП БУ является обязательным;
  • изучить установленные УП БУ учетные процедуры с работниками, чьи функции связаны с организаций и исполнением учетного процесса;
  • разместить на рабочих местах выписки из учетной политики;
  • произвести настройку применяемого учреждением программного обеспечения под установленные УП БУ нормы (методы, способы);
  • определить ответственных лиц: за поддержание УП БУ в актуальном состоянии, за правильность применения установленных учетных алгоритмов исполнителями.

О том, как часто требуется утверждать учетную политику, читайте в материале «Нужно ли каждый год утверждать учетную политику?».

Процесс разработки и внедрения УП БУ представляет собой комплекс мероприятий. При этом каждый этап требует от ответственных лиц жесткой исполнительской дисциплины и безусловного знания бухгалтерского и бюджетного законодательства.

Как и когда учреждение может изменить учетную политику

Учреждение обязано поддерживать свою учетную политику в актуальном состоянии, а также вправе изменять применяемые учетные способы. В таких случаях в УП БУ вносятся изменения. Их правила таковы:

  • изменения производятся с учетом требований закона о бухучете от 06.12.2011 №402-ФЗ, ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (утверждено приказом Минфина РФ от 06.10. 2008 № 106н), ст. 313 НК РФ (причины внесения изменений, дата начала применения, способы отражения последствий изменений УП БУ в отчетности учреждения);
  • изменения вносятся приказом (распоряжением) руководителя учреждения;
  • должны быть проведены мероприятия, знакомящие персонал учреждения с внесенными изменениями, и необходимые настройки учетной программы.

О том, какие процедуры помогают улучшить учетную политику, читайте в статье «Анализ и аудит учетной политики в организации (нюансы)».

Пример учетной политики в бюджетном учреждении, образец которого размещен на нашем сайте, поможет разобраться в нюансах и тонкостях разработки данного документа и его внедрения в учетный процесс учреждения. Чтобы учетная политика способствовала повышению достоверности учетной информации и формируемой на ее основе отчетности, необходимо разрабатывать ее с учетом специфики деятельности учреждения и поддерживать в актуальном состоянии.

Подготовить учетную политику на 2018 год бесплатно

Правила формирования учетной политики на 2018 год +бесплатный онлайн-серивис для составления шаблона учетной политики ООО.

Мы рады предоставить вам бесплатный онлайн-сервис для подготовки учетной политики на 2018 год:

Мы учли все поправки законодательства и нюансы, важные для формирования учетной политики.

Новое в учетной политике на 2018 год

  1. Федеральным законом от 18.07.2017 года № 160-ФЗ уточнен статус положений по бухгалтерскому учету. Так, ПБУ, утвержденные Минфином России в период с 01.10.1998 года до 01.01.2013 года, признаны федеральными стандартами бухгалтерского учета.
  2. Для целей налогового учета изменился порядок списания убытков и формирования резервов по сомнительным долгам у всех компаний.
  3. С 01.01.2018 в организациях, применяющих упрощенную систему налогообложения, применяется книга доходов и расходов по новой форме, утвержденной Приказом Минфина РФ от 07.12.2016 № 227н.
  4. Введен новый инвестиционный вычет по налогу на прибыль. С 01.01.2018 компании смогут воспользоваться вычетом, который позволяет уменьшить налог на прибыль на расходы по покупке или модернизации основных средств из 3-7 амортизационных групп. Поправки в Налоговый кодекс ввел Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ, который вступает в силу 01.01.2018. Правила расчёта вычета утвердят региональные власти.

Обратите внимание:

  • Вычет коснется лишь суммы налога (авансового платежа), которая зачисляется в бюджеты субъектов по месту нахождения организации и местам нахождения ее подразделений;
  • Оставшиеся затраты, которые формируют и изменяют первоначальную стоимость основных средств (не считая затрат на ликвидацию), допустимо будет списать за счет федеральной части налога на прибыль. Она может снижаться до нуля;
  • Вычет применяется в периоде, когда объект вводится в эксплуатацию или меняется его первоначальная стоимость;
  • Инвестиционный вычет заменяет амортизацию;
  • Применение вычета может привести к тому, что заключаемые сделки будут признаваться контролируемыми;
  • Если объект впоследствии решат реализовать, то полученный доход нельзя будет уменьшить на остаточную стоимость;
  • При реализации объекта до истечения срока полезного использования нужно будет восстановить суммы налога, неуплаченные из-за вычета, а также заплатить пени. Тогда доход от реализации можно будет уменьшить на первоначальную стоимость;
  • При проверке декларации, в которой будет заявлен инвестиционный вычет, налоговый орган вправе требовать пояснений о применении инвестиционного налогового вычета. Срок для ответа на такой запрос – 5 рабочих дней. Кроме того, налоговики смогут истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие правомерность применения такого налогового вычета. Срок их представления – 10 рабочих дней;
  • Решение о применении вычета нужно будет указать в учетной политике для целей налогообложения;
  • Решение о вычете можно поменять в течение трех лет, если другой срок не установит регион.

Сформировать учетную политику можно на странице «Учетная политика 2018» всего за 3 шага:

1. Выбрать систему налогообложения;

2. Отметить нужные параметры;

3. Получить шаблон учетной политики с готовыми формулировками.

Бухсофт Онлайн – это не только сервис для формирования учетной политики, а полноценная программа для ведения бухгалтерского, налогового, складского и кадрового учета. Бухсофт Онлайн не устанавливается на компьютер, поэтому работать можно с любого устройства. Пробный период – 30 дней! За месяц работы вы сами убедитесь, что Бухсофт Онлайн – это удобная и простая программа, и уже не сможете от нее отказаться.

Учетная политика на 2018 год: инструкция для бухгалтера

Какие изменения прописать в учетной политике-2018? Кто должен составлять учетную политику и когда?

Что такое учетная политика?

Это совокупность способов учета, которые организация для себя выбрала. Из тех, конечно, которые доступны по закону.

В п. 2 ст. 8 закона о бухгалтерском учете установлено, что экономический субъект формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.

Если какая-то особенность, способ учета в законе не прописаны, организация самостоятельно его разрабатывает и закрепляет в учетной политике.

Нужно составлять учетную политику для целей налогообложения и бухгалтерского учета. Если организация не обязана вести бухучет, то и УП для целей такого учета можно не делать. Налоговую УП составляют и предприниматели.

Кто и как формирует учетную политику?

Или тот, на которого руководитель организации возложил обязанности по ведению учета.

Требования к учетной политике для бухучета найдете в ПБУ 1/2008. В 2017 году оно серьезно изменилось.

Правила составления учетной политики для целей налогообложения регламентированы в Налоговом кодексе.

Учетная политика для целей налогообложения — это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (п. 2 ст. 11 НК РФ).

Кто подписывает учетную политику?

Когда надо менять учетную политику?

В ст. 8 закона о бухучете сказано, что учетная политика должна применяться последовательно из года в год.

Читать еще:  Порядок заполнения объявления на взнос наличными (бланк)

А потом уже вносятся изменения в нее, которые утверждаются приказом.

Пунктом 6 ст. 8 закона о бухгалтерском учете установлено, что учетная политика может меняться при следующих условиях:

1) при изменении требований, предусмотренных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;

2) при разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;

3) при существенном изменении условий деятельности экономического субъекта.

Изменения учетной политики на следующий год утверждаются обычно в декабре.

Учетная политика-2018

Там есть учетная политика на 2018 год и для целей бухгалтерского, и для целей налогового учета.

Мы учли все изменения законодательства на 2018 год.

Наша учетная политика-2018 — удобный шаблон, который можно подогнать именно под свою организацию.

Корректируем учетную политику на 2018 год

Автор: Гусев А., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

2017 год подходит к концу, и учреждениям пора задуматься о корректировке своей учетной политики на 2018 год. Напомним, что в силу п. 1 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете, п. 6 Инструкции № 157н (муниципальные) учреждения обязаны самостоятельно формировать учетную политику, исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности и полномочий, которые они имеют в соответствии с законодательством РФ. Рассмотрим основные моменты, на которые учреждениям следует обратить внимание при внесении изменений в учетную политику на 2018 год.

Случаи внесения изменений в учетную политику

Напомним, что согласно п. 5 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете учетная политика должна применяться последовательно из года в год. Следовательно, учетная политика должна быть сформирована при создании учреждения. Ежегодное утверждение новой учетной политики противоречит требованиям Закона о бухгалтерском учете. Корректировка учетной политики должна производиться при возникновении необходимости в строго оговоренных случаях, к которым относятся (п. 6 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете):

случаи изменения законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов и нормативных правовых актов органов, регулирующих бухгалтерский учет;

случаи разработки или выбора учреждением способа ведения бухгалтерского учета, применение которого позволит представить в бухгалтерской (финансовой) отчетности достоверную и более уместную информацию;

случаи существенного изменения условий деятельности учреждения, включая его реорганизацию, изменение возложенных на учреждение полномочий и (или) выполняемых им функций.

Отметим, что любое изменение учетной политики должно быть оформлено распоряжением или приказом руководителя учреждения.

Наверное, самый распространенный случай, когда учреждению необходимо скорректировать свою учетную политику, – случай изменения законодательства РФ о бухгалтерском учете. Не станет исключением и приближающийся 2018 год. Так, в соответствии с требованиями ст. 21, 23, 26 – 28 Закона о бухгалтерском учете Минфином должны быть разработаны и утверждены федеральные стандарты бухгалтерского учета для государственных (муниципальных) учреждений. Программа разработки таких стандартов для организаций государственного сектора утверждена Приказом Минфина РФ от 10.04.2015 № 64н. Часть разработанных Минфином стандартов вступает в силу с 01.01.2018. Следовательно, учреждению необходимо скорректировать свою учетную политику с учетом положений вступающих в силу с указанной даты федеральных стандартов. Кроме того, нужно ожидать и очередных изменений в инструкциях № 157н и 174н.

Также отметим, что на сайте Минфина размещен проект приказа «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» (утверждаемый стандарт далее – Стандарт «Учетная политика»). Предлагается, что данный документ начнет применяться тоже с 01.01.2018.

В силу п. 4 Стандарта «Учетная политика»учреждение должно формировать свою учетную политику исходя из особенностей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности, выполняемых им в соответствии с законодательством РФ полномочий и (или) функций, руководствуясь законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами бухгалтерского учета, иными нормативными правовыми актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, а также учетной политикой органа, осуществляющего полномочия и функции учредителя.

Если в отношении какого-либо объекта бухгалтерского учета законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами бухгалтерского учета, иными нормативными правовыми актами не установлены правила его отражения в бухгалтерском учете, учреждение по согласованию с учредителем и с финансовым органом соответствующего публично-правового образования определяет учетную политику исходя из требований, установленных Федеральным стандартом «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора», утвержденным Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н (далее – Стандарт «Основы бухучета»).

Пунктом 5 Стандарта «Учетная политика» предусмотрено, что формирование учетной политики должно осуществляться главным бухгалтером учреждения или иным физическим (юридическим) лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Напомним, что именно главный бухгалтер несет ответственность за ведение бухгалтерского учета и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности ответственность. В свою очередь, утверждение учетной политики является обязанностью руководителя учреждения. Необходимо отметить, что в случае передачи ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности учреждения в централизованную бухгалтерию орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, вправе определить применяемую учетную политику.

Как мы отметили выше, вносить изменения в учетную политику можно исключительно в строго определенных случаях, установленных Законом о бухгалтерском учете. При этом не будут считаться изменениями учетной политики (п. 11 Стандарта «Учетная политика»):

применение способа организации и ведения бухгалтерского учета для отражения фактов хозяйственной жизни, которые отличны по существу от фактов хозяйственной жизни, имевших место ранее;

утверждение нового способа организации и ведения бухгалтерского учета для отражения фактов хозяйственной жизни, которые возникли в деятельности учреждения впервые.

Стандартом «Учетная политика» предусмотрено, что последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, финансовые результаты деятельности и (или) движение денежных средств учреждения, должны оцениваться в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики производится на дату, с которой применяются указанные изменения.

Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов и иных нормативных правовых актов органов, регулирующих бухгалтерский учет, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном соответствующим нормативным правовым актом. Если соответствующий нормативный правовой акт не устанавливает порядок отражения последствий изменения учетной политики либо данные изменения вызваны иными причинами, оказавшими или способными оказать существенное влияние на финансовое положение, финансовые результаты деятельности и (или) движение денежных средств учреждения, последствия изменений отражаются путем применения измененной учетной политики к фактам хозяйственной жизни так, как если бы названная учетная политика применялась с момента возникновения соответствующего факта хозяйственной жизни (ретроспективное применение измененной учетной политики).

При этом подлежат корректировке входящие остатки по статье «Финансовый результат экономического субъекта» бухгалтерского баланса, а также значения связанных статей бухгалтерской (финансовой) отчетности за самый ранний предшествующий год, для которого в бухгалтерской (финансовой) отчетности раскрываются сравнительные показатели, либо на начало отчетного года, если иное не является практически возможным. Скорректированные сравнительные показатели предшествующего года (годов) приводятся в бухгалтерской (финансовой) отчетности отчетного года под заголовком «Пересчитано».

Суммы корректировок сравнительных показателей отражаются записями по счетам бухгалтерского учета в периоде, в котором произошло изменение учетной политики.

Стандарт «Учетная политика» предусматривает следующие способы применения изменений учетной политики;

1. Перспективный способ. Измененная учетная политика применяется к фактам хозяйственной жизни, возникающим после даты соответствующего изменения учетной политики.

Читать еще:  Как установить сертификат эцп на компьютер?

2. Ретроспективный способ. Измененная учетная политика применяется к фактам хозяйственной жизни таким образом, как если бы измененная учетная политика применялась с момента возникновения соответствующего факта хозяйственной жизни. Ретроспективное применение измененной учетной политики выполняется путем корректировки сравнительных показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий год (годы).

Ретроспективное применение измененной учетной политики не является практически возможным, если оценка в денежном выражении последствий данного изменения (п. 16 Стандарта «Учетная политика»):

не может быть произведена в связи с недостаточностью (отсутствием) информации за соответствующий предшествующий год;

требует использования оценочных значений, основанных на информации, которая не была доступна на дату представления бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий год.

В случае ретроспективного применения измененной учетной политики утвержденная бухгалтерская (финансовая) отчетность за предшествующий год (годы) не подлежит пересмотру, замене и повторному представлению пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В соответствии с п. 17 Стандарта «Учетная политика»в отношении изменений учетной политики, оказавших или способных оказать существенное влияние на финансовое положение, финансовые результаты деятельности и (или) движение денежных средств учреждения, в пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности раскрывается следующая информация:

1) обоснование изменения учетной политики;

2) содержание изменения учетной политики;

3) порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской (финансовой) отчетности, включая указание на обстоятельства, в связи с которыми применяется выбранный порядок, и дата, с которой применяется измененная учетная политика;

4) в случае ретроспективного применения измененной учетной политики:

суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской (финансовой) отчетности за каждый из предшествующих годов, для которых в бухгалтерской (финансовой) отчетности раскрываются сравнительные показатели;

сумма корректировки, относящаяся к годам, предшествующим тем, для которых в бухгалтерской (финансовой) отчетности раскрываются сравнительные показатели, в той степени, в которой это практически возможно.

Необходимо отметить: если изменение учетной политики обусловлено применением вновь принятого нормативного правового акта или измененного нормативного правового акта, раскрытию также подлежит факт отражения последствий изменения учетной политики в соответствии с порядком, предусмотренным принятым или измененным нормативным правовым актом.

В случае если раскрытие информации согласно п. 17 Стандарта «Учетная политика» по какому-то отдельному предшествующему году, для которого в бухгалтерской (финансовой) отчетности раскрываются сравнительные показатели, или по годам, предшествующим тем, для которых в бухгалтерской (финансовой) отчетности раскрываются сравнительные показатели, является невозможным, соответствующий факт подлежит раскрытию в пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности вместе с указанием отчетного периода, в котором начнется применение измененной учетной политики.

По нашему мнению, учреждению следует озаботиться корректировкой своей учетной политики с учетом вышеуказанных положений Стандарта «Учетная политика».

Далее перейдем непосредственно к разделам учетной политики.

Рабочий план счетов

Напомним, что государственные (муниципальные) учреждения, как и другие организации, должны осуществлять бухгалтерский учет в соответствии с рабочим планом счетов, включающим все используемые учреждением счета бухгалтерского учета, в том числе забалансовые. Обращаем внимание, что разработать и утвердить рабочий план счетов нужно в обязательном порядке.

В первую очередь следует обратить внимание на изменения, внесенные Приказом Минфина РФ от 27.09.2017 № 148н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее – Приказ № 148н).

Данным приказом скорректированы наименования следующих счетов бухгалтерского учета:

Что написать в учетной политике учреждения на 2018 год

В декабре 2017 года финансовое ведомство неоднократно разъясняло порядок применения новых федеральных стандартов бухучета в госсекторе. Одна из важнейших задач при переходе на применение новых норм – корректировка учетной политики государственного (муниципального) учреждения.

Вопрос, который надо решить в Учетной политике

Рекомендации

1. Применяемые способы начисления амортизации

Пункт 36 стандарта «Основные средства» предусматривает 3 метода начисления амортизации: линейный, метод уменьшаемого остатка и пропорционально объему продукции. Причем по разным группам основных средств можно использовать разные методы.

2. Особенности применения первичных (сводных) учетных документов

Опишите в учетной политике порядок документального оформления операций по изменению стоимостных оценок объектов учета, досрочном расторжении договоров пользования, реклассификации объектов учета

3. Порядок проведения инвентаризации

В ближайшее время, вероятно, в Методуказания по проведению инвентаризации N 49 будут внесены изменения и этот документ больше не будет распространяться на организации госсектора. Поэтому детальный порядок проведения различных категорий активов лучше уже сейчас прописать в учетной политике

4. Особенности ведения учета отдельных объектов основных средств, учитываемых на балансовых счетах вне зависимости от их стоимости

В частности, надо подробно описать порядок учета оружия, спецсредств, особо ценного имущества

5. Способ учета суммы накопленной амортизации основных средств при переоценке

Надо выбрать один из двух способов учета накопленной амортизации, перечисленных в п. 41 стандарта «Основные средства»

6. Порядок определения стоимостных оценок объектов имущества, полученных в рамках необменных операций

Речь, в частности, идет об имуществе, полученном в порядке:

  • дарения (безвозмездного получения);
  • принятия выморочного имущества;
  • получения объектов по распоряжению собственника без указания стоимостных оценок;
  • при выявлении объектов, созданных в рамках ремонтных работ.

Обратите внимание! Методы определения справедливой стоимости описаны в разделе V стандарта «Концептуальные основы. «. Предусмотрена возможность выбора между методом рыночных цен и методом амортизированной стоимости замещения.

7. Дополнительная аналитика по отдельным видам основных средств

В частности, можно предусмотреть специальную аналитику для учета объектов:

  • полученных в неоперационную (финансовую) аренду;
  • переданных в операционную аренду;
  • полученных в безвозмездное пользование;
  • переданных в безвозмездное пользование при операционной аренде;
  • находящихся в эксплуатации;
  • учтенных в запасе;
  • находящихся на консервации

8. Методы оценки имущества на забалансовых счетах

  • по остаточной стоимости объекта, при наличии;
  • в условной оценке 1 объект, 1 рубль — при нулевой остаточной стоимости или при отсутствии стоимостных оценок.

9. Порядок и периодичность определения объектов имущества, не соответствующих критериям актива

Оценка соответствия объектов имущества понятию «Актив» может проводиться:

  • в рамках годовой инвентаризации, проводимой в целях составления годовой отчетности
  • при проведении инвентаризации по любым основаниям;
  • в течение года – по мере необходимости

10. Порядок группового учета основных средств

Согласно п. 10 стандарта «Основные средства» в один инвентарный объект объединяются объекты имущества, если:

  • срок их полезного использования одинаков;
  • стоимость не существенна.

Порядок реализации этого пункта определите в учетной политике.

11. Порядок учета операций по замене частей в ходе эксплуатации основного средства

Согласно п. 27 стандарта «Основные средства» при замене отдельных составных частей объекта затраты по такой замене могут увеличивать его стоимость с одновременным уменьшением стоимости основного средства на стоимость выбывающих частей. В учетной политике надо закрепить применение положений этого пункта в отношении групп основных средств.

12. Порядок организации инвентарного учета и начисления амортизации по структурной части объекта

Согласно п. 10 стандарта «Основные средства» единицей учета может быть структурная часть объекта имущества, если:

  • по ней можно определить период поступления будущих экономических выгод, полезного потенциала
  • она имеет иной срок полезного использования и значительную стоимость от общей стоимости объекта.

Какую стоимость считать значительной, лучше написать в учетной политике.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector