Малый и средний бизнес хотят освободить от административных штрафов

На первый раз прощается! Малый и средний бизнес освобождается от штрафов за первое административное нарушение

Административное правонарушение, совершенное впервые, больше не повлечет штрафных санкций для ИП или организации малого или среднего бизнеса. Сотрудники этих предприятий также не будут оштрафованы. Такие поправки в Кодекс об административных правонарушениях уже прошли процедуру одобрения в Совете Федерации и направлены президенту.

Штрафы предлагается заменить предупреждением, даже если такое наказание не предусмотрено КоАП РФ или законами субъекта РФ.

Впрочем, виновным удастся отделаться предупреждением только в том случае, если правонарушение не повлекло имущественного ущерба, не стало причиной чрезвычайных ситуаций и не вызвало вреда или угрозы:

  • жизни и здоровью людей;
  • объектам животного и растительного мира;
  • окружающей среде;
  • объектам культурного наследия;
  • безопасности государства.

В противном случае нарушитель обязан будет устранить нарушение в установленные сроки. Если это требование не будет выполнено, на виновного будут наложены штрафные санкции.

Кроме того, штраф не может быть заменен предупреждением при некоторых видах административных правонарушений, связанных, например, с подделкой документов, бланков, штампов и печатей, незаконным вознаграждением от имени юридического лица, манипулированием ценами на рынке электроэнергии, недобросовестной конкуренцией и злоупотреблением доминирующим положением на рынке.

Закон вступит в силу с момента его официальной публикации.

«Онлайн помощник» – бесплатный онлайн-сервис Первого БИТа позволяет оперативно получать онлайн-консультации и быть в курсе важных изменений законодательства. За каждым пользователем «Онлайн помощника» закрепляется персональный менеджер.

Для малого бизнеса вместо штрафа – предупреждение

Послабление для малого и среднего бизнеса прописано в Федеральном законе от 03.07.16 № 316-ФЗ и вступило в силу с 04.07.16. Речь идёт о замене административного штрафа на предупреждение, если правонарушение было совершено впервые.

Для этого были внесены изменения в ст. 1.4, 3.4, 4.1 КоАП РФ и введена новая ст. 4.1.1 КоАП РФ.

Предупреждение

Согласно п. 1 ст. 29.11 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.

По смыслу этих норм, предупреждённое лицо фактически освобождается от материального наказания, но должно будет самостоятельно исправить то, из-за чего оно получило предупреждение.

Конкретных сроков для этого в КоАП РФ не установлено, из чего можно предположить, что этот срок должен быть разумным и достаточным.

Если же новая проверка снова выявит рассмотренное нарушение, то очевидно, что оно будет считаться повторным.

Кого освобождают?

Условия для замены штрафов

Перечень правонарушений и наказаний за них приведён в Разделе II КоАП РФ.

Если в тексте конкретной статьи есть указание на возможность применения предупреждения, то к малому и среднему бизнесу должно применяться предупреждение.

А вот в том случае, если в тексте конкретной статьи такого вида наказания, как предупреждение нет, то для малого и среднего бизнеса как раз и применяется льгота в виде замены административного штрафа предупреждением.

При этом должны также соблюдаться следующие условия:

  • отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ;
  • отсутствие угрозы безопасности государства;
  • отсутствие угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • отсутствие имущественного ущерба.
    Не может быть заменён административный штраф на предупреждение только по ограниченному количеству статей:
  • ст. 14.31. Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке;
  • ст. 14.31.2. Манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности);
  • ст. 14.32. Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности;
  • ст. 14.33. Недобросовестная конкуренция;
  • ст. 19.3. Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации;
  • ст. 19.5. Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль;
  • ст. 19.5.1. Неисполнение решения коллегиального органа, координирующего и организующего деятельность по противодействию терроризму;
  • ст. 19.6. Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения;
  • ст. 19.8. Непредставление ходатайств, уведомлений (заявлений), сведений (информации) в федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы, органы регулирования естественных монополий или органы, уполномоченные в области экспортного контроля;
  • ст. 19.8.2. Непредставление ходатайств, уведомлений (информации), сведений (информации) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации;
  • ст. 19.23. Подделка документов, штампов, печатей или бланков, их использование, передача либо сбыт;
  • ст. 19.27. Представление ложных сведений при осуществлении миграционного учета;
  • ст. 19.28. Незаконное вознаграждение от имени юридического лица;
  • ст. 19.29. Незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего;
  • ст. 19.30. Нарушение требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса;
  • ст. 19.33. Невыполнение требований о представлении образцов продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования.
Читать еще:  Образец заявления на выдачу справки 2-ндфл

Как видите, наиболее вероятным для малого и среднего бизнеса является столкновение с правонарушениями по ст. ст. 19.5, 19.6 и 19.33. По всем остальным статьям Раздела II, в принципе, можно получить обычное предупреждение.
Рассмотрим, например, новую редакцию — Федеральный закон от 03.07.16 № 290-ФЗ — ст. 14.5 КоАП РФ, посвящённую нарушениям в сфере применения ККМ. Так, например, в обновлённом п. 2 этой статьи указано, что неприменение ККТ в установленных законодательством РФ о применении ККТ случаях влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1/4 до 1/2 размера суммы расчёта, произведённого без применения ККТ, но не менее 10 000 руб.; на юридических лиц — от 3/4 до одного размера суммы расчёта, произведённого с использованием наличных денежных средств или электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее 30 000 руб. Как видите, здесь не предусмотрено такое наказание как предупреждение. Статья входит в Раздел II КоАП РФ. Следовательно, можно предположить, что для лиц малого и среднего бизнеса, совершивших данное правонарушение в первый раз, возможно назначение наказания в виде предупреждения на основании ст. 4.1.1 КоАП РФ. А вот применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, или применение ККТ с нарушением установленных законодательством РФ о применении ККТ порядка регистрации ККТ, порядка, сроков и условий её перерегистрации, порядка и условий её применения влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1500 до 3000 руб.; на юридических лиц — предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 5000 до 10 000 руб. Так как здесь наказание в виде предупреждения уже предусмотрено, то к лицам малого и среднего бизнеса, совершившим такое правонарушение впервые, должно применяться именно оно. Источник: Палата налоговых консультантов

Штраф подождет

Но это касается только впервые «провинившихся» бизнесменов. И если нарушение не повлекло за собой угрозу жизни и здоровью людей и не причинило вреда окружающей среде или памятникам культуры.

Также заменить штраф предупреждением будет невозможно, если предприниматель злоупотребляет доминирующим положением на рынке, ведет недобросовестную конкуренцию, нарушает миграционное законодательство или занимается подделкой документов. Нельзя будет отделаться предупреждением и при передаче чиновникам незаконного вознаграждения от имени юрлица и при нарушениях в сфере образования.

Читать еще:  Нужно ли исчислять ндфл со стоимости обязательного медосмотра?

Новация позволит снизить административную нагрузку и давление на малый и средний бизнес. Президент не раз обозначал важность создания комфортного пространства для ведения бизнеса в стране. «На прошедшем форуме в Санкт-Петербурге глава государства еще раз отметил необходимость наращивания форм поддержки малого и среднего бизнеса и последовательного формирования ниши для его работы», — заметила юрист правового департамента Heads Consulting Екатерина Билык. Раньше особые условия применялись только к одной категории граждан — лицам, выполняющим государственные функции, — депутатам, судьям, прокурорам, сотрудникам Следственного комитета.

«Новые поправки в Кодекс об административных правонарушениях не смогут привести к злоупотреблению субъектами малого бизнеса, так как для них есть ограничения. И, как уже было сказано, достаточно жесткие и обширные, — уточнила Екатерина Билык. — Соответственно, если нарушение будет совершаться повторно, одним предупреждением бизнесмены не ограничатся».

Одновременно с предупреждением будут выдаваться предписания об устранении нарушений. Отдельно оговаривается, что если нарушения не были устранены, будет применяться штраф.

«Чтобы избежать штрафа, компания обязана будет выполнить все предписания в полном объеме и в установленные сроки», — пояснила Билык.

По словам экспертов, чаще всего компании малого и среднего бизнеса привлекаются к административной ответственности за нарушения в области санитарных норм и пожарной безопасности и требований к доведению достоверной информации до потребителей.

Несмотря на то что новые поправки в законодательство, по сути, смягчают наказание для компаний, они также направлены на профилактику административных правонарушений, поскольку имеют строго ограниченные условия применения.

«Кроме того, новая норма вводит большую дифференциацию применения административной ответственности к малому и среднему бизнесу соразмерно характеру совершенного правонарушения», — подчеркнула юрист адвокатского бюро А2 Елена Хафизова. По ее мнению, такой подход законодателя обеспечивает баланс интересов контрольно-надзорных органов и предприятий малого и среднего бизнеса.

Предупреждение вместо штрафа для субъектов малого и среднего предпринимательства

В начале июля 2016 года законодатель привел весь профессиональный мир в полное недоумение количеством новых нормативных правовых актов, которые были приняты им в различных сферах деятельности. Обо всех принятых актах в области здравоохранения Факультет Медицинского Права регулярно сообщает своим читателям в новостных заметках и статьях.

Одним из интереснейших актов, на наш взгляд, стал Федеральный закон от 03 июля 2016 года № 316-ФЗ, утвердивший особые условий применения мер административной ответственности для субъектов малого и среднего предпринимательства. Данные изменения были внесены в Кодекс РФ об административных правонарушениях и вступили в законную силу 04 июля 2016 года и безусловно могут иметь отношение к медицинским и фармацевтическим организациям.

Об изменениях

Суть изменений достаточно проста: при определенных условиях административное наказание в виде административного штрафа для субъектов малого и среднего предпринимательства подлежит замене на предупреждение (статья 4.1.1 КоАП РФ). Подобное положение распространяется не только на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных к указанной категории лиц, но и на руководителей и иных работников указанных юридических лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно – распорядительных или административно – хозяйственных функций (часть 3 статьи 1.4 КоАП РФ).

Условия замены вида административной ответственности

Вышеназванным актом установлены некоторые условия для подобной замены вида административной ответственности, а именно:

  • в случае, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II Кодекса РФ об административных правонарушениях или законом субъекта РФ об административных правонарушениях;
  • если субъектом малого или среднего предпринимательства административное правонарушение совершено впервые;
  • если административное правонарушение выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
  • замена административного наказания может быть осуществлена при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Читать еще:  Смена усн-объекта не даст принципалу учесть расходы

Отметим, что замена ответственности или отказ от нее не должен производится на усмотрение лиц, участвующих в возбуждении и рассмотрении административного дела. Указанная норма носит императивный характер и подлежит безусловному применению в ситуации, когда имеются все основания (перечисленные выше условия) для подобной замены вида административной ответственности на предупреждение .

К административным правонарушениям, при которых применяется подобная замена, относятся:

  • статья 6.8 КоАП РФ (незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества);
  • статья 6.28 КоАП РФ (нарушение установленных правил в сфере обращения медицинских изделий);
  • статья 6.33 КоАП РФ (обращение фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок);
  • статья 14.1 (часть 2 и 3) КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии);
  • статья 19.20 КоАП РФ (осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии);
  • иные.

Также введено положение о том, что в случае подобной замены вида административной ответственности дополнительное административное наказание, предусмотренное соответствующей санкцией статей раздела II КоАП РФ (а этот раздел как раз и устанавливает различные виды административных правонарушений) или закона субъекта РФ об АП, не применяется (часть 3 статьи 4.1.1 КОАП РФ).

Не все так просто

Следует отметить, что подобные послабления установлены не для всех составов административных правонарушений. К подобным административным правонарушениям, которые каким- либо образом могут коснуться медицинских организаций, отнесены следующие:

  • статья 14.31 КоАП РФ (злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке);
  • статья 14.33 КоАП РФ (недобросовестная конкуренция);
  • статья 19.5 КоАП РФ (невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль);
  • статья 19.6 КоАП РФ (непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения);
  • статья 19.33 КоАП РФ (невыполнение требований о представлении образцов продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования).

В заключении

О категориях лиц, которые могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, можно ознакомиться в статьях на нашем сайте, а именно «Изменения в критериях определения субъектов малого и среднего предпринимательства» и «Об изменении финансовых показателей отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства».

Малый бизнес хотят освободить от административных штрафов за нарушения, совершенные впервые

Возможности: в случае принятия законопроекта, будет устранено чрезмерное административное принуждение в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.

Правительством РФ разработан Проект Федерального закона, согласно которому предлагается внести изменения в КоАП РФ. Согласно проекту, субъекты малого и среднего предпринимательства, а также должностные лица таких юридических лиц, не будут штрафоваться за административные правонарушения, совершенные впервые – штраф может быть заменен на предупреждение.
Условия применения наказания в виде предупреждения перечислены в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ:
отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства;
отсутствие угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
отсутствие имущественного ущерба.

Предлагается следующий порядок реализации новых положений:
1. выдача уполномоченным органом предписания об устранении нарушений;
2. устранение организацией (ИП) нарушений я обязательных требований до рассмотрения дела об административном правонарушении;
3. привлечение организации к ответственности в виде предупреждения (при условии выполнения предписания).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector