Отсутствие продавца по адресу — не повод снимать расходы и вычеты

Налоговики больше не смогут снять расходы и вычеты по формальным основаниям

Теперь достаточно доказать, что сделка была реальной, тогда налоговики не смогут снять расходы и вычеты. Зато теперь официально нельзя уменьшать налоги за счет сделок с мнимыми контрагентами. Такие поправки в НК РФ внес Федеральный закон от 18.07.2017 № 163-ФЗ, который вступает в силу с 19 августа.

Налоговики больше не смогут снять расходы и вычеты по формальным основаниям. Инспекторы не вправе предъявлять претензии к сделкам, если:

  • первичку подписали неизвестные либо сотрудник без доверенности;
  • у контрагента компании есть нарушения в сфере налогов и сборов;
  • можно было заключить более выгодную сделку с другим контрагентом.

Еще до изменений в кодексе ФНС запретила доначисления из-за одних только подписей (письмо от 23.03.2017 № ЕД-5-9/547). Теперь правило записано в законе.

Компания не обязана следить за добросовестностью контрагента. Не важно, нарушает он закон или нет, если сделка реальная, инспекторы не вправе доначислить налоги. Кроме того, компания теперь не обязана проверять на добросовестность контрагентов второго, третьего звеньев.

В чем минусы для компаний. Кодекс официально запретил налоговые схемы. Инспекторы вправе снять расходы и вычеты, если докажут, что:

  • сделка была нереальная;
  • компания заключила договор с целью уйти от налогов;
  • контракт исполнил не тот поставщик, с которым у компании договор.

В ФНС нам сообщили, что цель новой статьи 54.1 НК РФ в том, чтобы доначисления были объективные.

ФНС снимает расходы и вычеты из-за поставщиков: как их защитить

Статьи по теме

Документы даже проверенных партнеров могут попасть под подозрение инспекторов. Компания рискует лишиться расходов и вычетов без видимых причин.Редакция связалась с инспекторами и подготовила советы для каждого случая. Они помогут не поссориться с контрагентом и не потерять на налогах.

Партнер не отчитался по сделке

На камеральной прверке декларации программа инспекторов действительно ищет парный счет-фактуру поставщика. Если есть «разрыв», налоговики потребуют дать пояснения или снять спорные суммы. В первую очередь проверьте реквизиты проблемных счетов-фактур. Не исключено, что вы ошиблись при их регистрации. Например, указали неверный номер или дату документа. Тогда в ответе на требование укажите верные данные. Направьте документ инспекторам в течение пяти рабочих дней (п. 3 ст. 88 НК).

При проверке налоговикам надо предоставить полный пакет документов по контрагентов: досье, отчет о должной осмотрительности, результаты мониторинга и другие. Сформировать их за полминуты можно в сервисе «РНК: Проверка контрагентов». Введите ИНН и название фирмы и получите все нужные документы.

Совет. Если в вашей декларации все в порядке, свяжитесь с продавцом. Он мог неверно зарегистрировать счет-фактуру или вовсе не показать выручку. Попросите уточнить сведения и направить вам подтверждающее письмо. В идеале нужно уложиться в пять рабочих дней, чтобы успеть ответить инспекторам и подтвердить пояснения письмом партнера. К формализованному ответу добавьте развернутые пояснения (см. образец 1).

Пояснения, если продавец не включил счет-фактуру в декларацию

Поставщик не предоставил счет-фактуру

Принять налог к вычету без счета-фактуры не получится. Первичка и договор с выделенным налогом — недостаточные основания. Свяжитесь с главбухом партнера и его руководителем. Не исключено, что рядовой бухгалтер не в курсе ваших договоренностей. Постарайтесь договориться соблюдать их.

Заставить упрощенца выставить счет-фактуру не получится, даже если в договоре стоимость сделки указана с НДС. Финансисты считают, что такое условие в договоре не обязывает спецрежимника выставлять счет-фактуру (письмо Минфина от 15.02.2018 № 03-07-14/9470).

На практике сложности с получением счета-фактуры могут возникнуть, даже если партнер на общем режиме. Кодекс не устанавливает обязанность продавца передать документ покупателю (постановление Арбитражного суда Московского округа от 30.10.2017 по делу № А40-110081/2016). Из этого правила есть исключение. В договоре, помимо суммы с НДС, стороны могут предусмотреть условие о предоставлении покупателю счета-фактуры. Тогда действуют не только нормы налогового законодательства, но и Гражданский кодекс.

Совет. Пропишите в отдельном пункте договора порядок документооборота с партнером и установите сроки для передачи счета-фактуры. На случай, если контрагент не пришлет счет-фактуру вовремя, предусмотрите неустойку (ст. 431.2 ГК и определение Верховного суда от 28.09.2017 № 308-ЭС17-13430).

Приведем фрагмент договора:

…Продавец обязуется своевременно выставлять покупателю счета-фактуры (первичные, корректировочные, исправленные). Срок, чтобы передать счет-фактуру покупателю, — не позднее 5 (пяти) календарных дней с момента:

— получения предоплаты;
— отгрузки товара;
— изменения стоимости отгруженных товаров;
— предъявления требования покупателя об исправлении ошибок в счете-фактуре.

При нарушении сроков выставления и передачи счетов-фактур и первичных документов продавцу начисляются пени в размере 1/150 ставки рефинансирования за каждый календарный день просрочки…

Может ли первичка с дефектом подтверждать расходы и вычеты НДС

Практически любой бухгалтер сталкивался с тем, что первичный документ поставщика оказывался с изъяном. Например, не было какой-либо информации, которая предусмотрена унифицированной формой или Законом о бухгалтерском учете. Либо эта информация в документе не соответствует действительности. А налоговики используют это как повод, чтобы снять расходы и вычеты по НДС.

Какие претензии предъявляют налоговики к первичным документам

К чему придираются налоговики в ходе проверок? Чаще всего это либо недостоверные сведения в первичке, либо отсутствие нужных реквизитов.

Наиболее часто встречающейся претензией налоговиков к первичке является отсутствие определенных сведений в документе. К примеру:

  • в товарных накладных отсутствуют наименования должностей лиц, их подписавших, и расшифровки подписей, нет сведений о грузоотправителе, грузополучателе, реквизитов транспортных накладных, даны неполные сведения о покупател е Постановления ФАС СКО от 08.07.2011 № А32-56123/2009; ФАС УО от 30.06.2011 № Ф09-3562/11 ;
  • в товарно-транспортных накладных не заполнена графа «Отпуск разрешил», не указаны данные о стоимости товаров, не расшифрована подпись должностного лица поставщика в графе «Отпуск груза произвел», не заполнена графа «Груз получил грузополучатель » Постановление ФАС СЗО от 26.09.2011 № А13-7842/2010 ;
  • в справке о стоимости выполненных работ (форма № КС-3) и акте приемки выполненных работ (форма № КС-2) не указаны даты их подписани я Постановление ФАС СЗО от 18.05.2012 № А52-1706/2011 ;
  • в отчете о расходе основных материалов в строительстве в сопоставлении с расходом, определенным по производственным нормам (форма № М-29), не полностью заполнены все граф ы Постановление ФАС УО от 30.05.2011 № Ф09-2880/11-С3 .

Иногда контрагент вносит в документ неверные сведения, например:

  • в товарных накладных стоимость поставки, указанная цифрами, не совпадает с суммой, указанной пропись ю Постановление ФАС СЗО от 22.04.2011 № А56-40217/2010 ;
  • в закупочных актах приведены недостоверные сведения о паспортных данных лиц, у которых приобретен това р Постановление ФАС СКО от 29.09.2011 № А15-2558/2010 .

Наконец, самая серьезная претензия — документ подписан неустановленным лицом, так как руководитель или другое должностное лицо организации-продавца отрицает факт подписания документа.

Однако во всех этих ситуациях можно отстоять расходы и вычеты по НДС. Для этого нужно убедить судей в реальности сделки.

Что возразить проверяющим

Сами по себе дефекты в документах не свидетельствуют о документальной неподтвержденности затрат и вычетов НДС Постановление ФАС УО от 30.05.2011 № Ф09-2880/11-С3 . Главы 21 и 25 НК РФ не содержат норм, по которым к налоговому учету не могут быть приняты первичные документы, оформленные с нарушениями. Определяющим является то, что приобретенные товары (работы, услуги) используются в коммерческой деятельности и приняты к учету. Именно это имеет решающее значение для целей налогообложени я Постановление ФАС СЗО от 18.05.2012 № А52-1706/2011 . То есть, если товары (работы, услуги) реально приобретены, недочеты в бумагах некритичны.

Читать еще:  Бывшему работнику имущественный вычет не предоставляется

Документы, оформленные от имени несуществующего юридического лица, не могут служить основанием для учета расходов и вычетов НДС Постановления Президиума ВАС от 31.05.2011 № 17649/10, от 01.02.2011 № 10230/10 . Однако если организация, у которой вы что-то приобрели, была зарегистрирована, но затем на момент заключения договора уже перестала существовать по причине реорганизации, то расходы учесть можно, если доказать, что вы о реорганизации ничего не знали и не могли знать. Например, при заключении договора проверили факт создания и государственной регистрации контрагента, ознакомившись с реестром, размещенным на сайте ФНС. И в нем не было данных о прекращении деятельности этого юридического лица либо о начале процедуры реорганизаци и Постановление Президиума ВАС от 09.03.2010 № 15574/09 .

Что касается подписей на первичных документах, то покупатель не обязан исследовать их достоверност ь Постановления ФАС УО от 22.03.2012 № Ф09-1851/12, от 14.06.2011 № Ф09-3306/11-С3 . Поэтому, даже если представитель продавца открещивается от подписи, притом что ваша компания ничего не знала и не должна была знать о фиктивности «автографа», это не лишает вас права учесть расходы и применить вычеты НДС по реальным покупка м Постановление Президиума ВАС от 08.06.2010 № 17684/09 . Кроме того, представитель контрагента может отрицать подпись, чтобы уйти от ответственности, ведь в соответствии с Конституцией РФ никто не обязан свидетельствовать против себ я ст. 51 Конституции; Постановление ФАС ПО от 17.02.2011 № А65-34405/2009 .

Заметим: если к отказу контрагента от подписи на первичке добавляются другие признаки, на основании которых покупателя можно заподозрить в нечестности, то риск доначислений увеличиваетс я Постановление Президиума ВАС от 11.11.2008 № 9299/08 . К таким признакам, в частности, относятс я п. 5 Постановления Пленума ВАС от 12.10.2006 № 53 :

  • невозможность реального совершения операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для этого;
  • отсутствие необходимых условий для достижения результатов деятельности (персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств);
  • совершение операций с товаром, который не производился в объеме, указанном в документах.

ОБМЕН ОПЫТОМ

“ Достаточно часто налоговые органы вменяют организациям и предпринимателям отсутствие должной осмотрительности при проведении хозяйственных сделок с контрагентами. Так, отсутствие регистрации контрагента в ЕГРЮЛ может повлечь отказ в вычете НДС. В связи с этим многие организации проверяют реальность деятельности лиц, с которыми намерены заключать сделки.

Еще в 2006 г., после выхода Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», в нашей организации был разработан шаблон письма, которое направляется потенциальному поставщику еще на стадии согласования договора. В письме мы, ссылаясь на это Постановление, просим поставщика предоставить копии свидетельств о регистрации, о постановке на учет в налоговых органах, страниц устава, в которых указан юридический адрес и руководящий орган юридического лица, решения о назначении руководителя организации. Дополнительно самостоятельно проверяем наличие информации о поставщике в ЕГРЮЛ на сайте ФНС.

Как правило, руководитель и главный бухгалтер редко собственноручно подписывают первичные документы, только если ваш поставщик очень небольшая фирма с маленьким штатом. Чаще всего первичные документы и счета-фактуры подписывают лица, производящие отпуск товара, либо менеджеры по работе с клиентами и т. д. Такая ситуация допустима, надо только заранее подстраховаться. Мы всегда запрашиваем у наших поставщиков приказ или доверенность на право подписи. Форма этих документов может быть произвольной, нужно только, чтобы в них было четко указано, кто и какие именно документы имеет право подписывать, и присутствовал образец подписи уполномоченного лица.

Обычно поставщики не возражают и предоставляют такой пакет документов.

Со своей стороны будьте готовы к тому, что и вас покупатели попросят предоставить похожий пакет документов, в том числе и приказ на право подписи или доверенност ь ” .

Если вы обнаружили дефекты в первичке самостоятельно, то лучше обратитесь к контрагенту, чтобы он исправил недочеты. Это поможет избежать споров и судебного разбирательства. Если же дело все-таки дойдет до суда и решение будет в вашу пользу, есть все шансы, что налоговики не будут его обжаловать. Еще в феврале 2011 г. ФНС выпустила Приказ, согласно которому, принимая решения об этом, налоговики должны учитывать сложившуюся судебную практик у п. 1 Приказа ФНС от 09.02.2011 № ММВ-7-7/147@ . А практика, как мы показали, складывается в пользу покупателя, заключившего реальную сделку.

Теперь инспекции не будут снимать вычеты и расходы?

Однодневки – поставщики, и однодневки в цепочке поставщиков, новый подход ФНС?

Должная осмотрительность оспаривание

Что будут проверять в 2017

Что будут запрашивать у налогоплательщика

Какие документы подготовить налогоплательщику

Если сняли вычеты и расходы — Как оспорить решение налоговой читайте здесь

Адвокат Гордон А.Э.

После публикации судебной практики Верховного Суда РФ по налоговым спорам в феврале 2017 возникло мнение, что налоговые проверки по НДС и по прибыли упростятся. Эксперты высказывают мнения: «ФНС запретила инспекциям снимать расходы и вычеты».

Действительно, налоговая учится на своих ошибках. И после неоднократных разъяснений Верховного Суда РФ налоговые проверки, очевидно, будут проходить по новому, что подтверждает письмо-указание ФНС России от 23.03.2017 № ЕД-5-9/547@.

Вместе с тем, мы не разделяем оптимизма коллег — налоговых консультантов, налоговых юристов и адвокатов по налогам. В письме ФНС отсутствуют запреты снимать вычеты и расходы. Прочтите название письма: «О выявлении обстоятельств необоснованной налоговой выгоды». О выявлении обстоятельств …., запрета на выявление необоснованной налоговой выгоды ни кто не отменял .

Напротив, ФНС в письме сделала указание инспекциям помимо уже применяемых методов оспаривания правомерности вычетов и расходов, взять на вооружение новый.

Вывод для налогоплательщиков очевиден:

  • налоговые проверки по НДС и по налогу на прибыль будут проводиться еще более углубленно,
  • будут истребоваться новые группы документов,
  • увеличивается значимость допроверочных мероприятий.

Новые риски в налоговых проверках по НДС и по налогу на прибыль

Цель письма ФНС — устранить выявленные в 2016 году судами (Верховным Судом РФ) недостатки по доказыванию инспекциями фактов необоснованной налоговой выгоды крупными и крупнейшими налогоплательщиками, это написано в тексте письма.

По нашему мнению, основная тема рекомендаций ФНС – совершенствование системного подхода инспекций в снятии вычетов и расходов при наличии однодневок в цепочках поставщиков. Что называется — снимать вычеты и расходы «не мытьем, так катанием». Разъяснена необходимость и методика применения доказывания необоснованной налоговой выгоды, особенно при доказанности реальных хозяйственных операций.

Реальные хозяйственные операции

Последний оплот налогоплательщиков в борьбе за налоговые вычеты и расходы – реальность хозяйственных операций. Именно на этой основе – не опровергнутая налоговым органом реальность хозяйственных операций основаны значимые решения Верховного Суда РФ в 2016 году: определение от 29.11.2016 № 305-КГ16-10399 по делу № А40-71125/2015 (ООО «Центррегионуголь»), от 6 февраля 2017 г. № 305-КГ16-14921 по делу № А40- 120736/2015 (ПАО «СИТИ»). В первом из них, поддерживая налогоплательщика, судьи ВС отметили:

противоречия в доказательствах, подтверждающих последовательность движения товара от изготовителя к налогоплательщику, но не опровергающих сам факт поступления товара налогоплательщику, равно как и факты неисполнения соответствующими участниками сделок (поставщиками первого, второго и других звеньев по отношению к налогоплательщику) обязанности по уплате налогов сами по себе не могут являться основанием для возложения соответствующих негативных последствий на налогоплательщика, выступившего покупателем товаров.

Это наиболее положительный для налогоплательщиков вывод ВС в данном деле. Его наличие оставляет надежду на возможность защититься в налоговом споре в случае обнаружения проблемных поставщиков.

Читать еще:  С 01.01.2015 не нужно округлять взносы при уплате

То есть, наличие однодневки в цепочке, или сделка налогоплательщика непосредственно с однодневкой, если доказано, что хозяйственные операции реально имели место, это не основание для снятия вычетов и расходов.

Вместе с тем, обтекаемая формулировка ВС «противоречия в доказательствах, подтверждающих последовательность движения товара от изготовителя к налогоплательщику», подразумевающая наличие однодневок в цепочке, истолкована ФНС в письме в свою пользу:

В этом случае налоговыми органами в качестве самостоятельного основания для возложения негативных последствий на налогоплательщика не могут приводиться признаки недобросовестности контрагентов второго и последующих звеньев цепочки перечисления денежных средств по выпискам банков.

То есть, наличие однодневок в цепочке поставщиков, выявленное при налоговой проверке, не является самостоятельным основанием для снятия вычетов и расходов. Что не исключает снятия вычетов и расходов при наличии совокупности с иными обстоятельствами.

Во всяком случае, наличие таких поставщиков становятся основаниями для проведения налоговой проверки.

Учитывая, что письмо адресовано инспекциям ФНС по крупнейшим налогоплательщикам, для которых цепочка поставщиков товаров, работ, услуг – обычное явление, новый порядок налоговых проверок коснется многих.

Необоснованная налоговая выгода

Что будет проверять и доказывать налоговая

ФНС предписала проводить налоговые проверки по НДС и по налогу на прибыль в два этапа и раскрыла обстоятельства, подлежащие установлению в каждом:

1) Выявление прямого умысла налогоплательщика на получение необоснованной налоговой выгоды через систему контрагентов

1) Устанавливаются факты юридической, экономической и иной подконтрольности, в том числе на основании взаимозависимости спорных контрагентов проверяемому налогоплательщику,

2)Устанавливаются обстоятельства, свидетельствующие о согласованности действий участников сделки (сделок), а также (или) доказательства нереальности хозяйственной операции (операций) по поставке товаров (выполнению работ, оказанию услуг),

При не установлении подконтрольности, налоговая переходит к следующему этапу проверки:

2) Выявление минимизации налогов, через использование однодневок самим налогоплательщиком:

1)Установление недобросовестности действий самого налогоплательщика по выбору контрагента;

2)Установление обстоятельств, свидетельствующих о невыполнении соответствующей хозяйственной операции контрагентом налогоплательщика (по первому звену).

По мнению ФНС в последнем случае, на налогоплательщика не могут быть возложены негативные последствия, если он проявил должную осмотрительность в выборе контрагента при условии реальности хозяйственных операций.

При этом, установление по результатам налоговой проверки факта подписания документов от имени контрагентов лицами, отрицающими их подписание и наличие у них полномочий руководителя, путем проведения допросов и почерковедческих экспертиз не является безусловным и достаточным основанием для вывода о непроявлении налогоплательщиком должной осмотрительности и осторожности при заключении сделки со спорным контрагентом и не может рассматриваться как основание для признания налоговой выгоды необоснованной.

Изложенная ФНС в письме позиция Верховного Суда не должна вводить налогоплательщиков в заблуждение. Сделанная Верховным Судом оговорка: не является безусловным и достаточным основанием для вывода …, не гарантирует от отказа в вычетах и снятия расходов.

ФНС использует эту оговорку в письме и предписывает инспекциям на местах не ограничиваться только указанными доказательствами, и дает указание на необходимость собирать и другие доказательства, по мимо допроса руководителей и почерковедческих экспертиз. Какие именно доказательства налоговая будет собирать, об этом будет сказано ниже.

Снова должная осмотрительность!

Применение вычетов по НДС, расходов при исчислении налога на прибыль – это налоговая выгода налогоплательщика от применения правил Налогового кодекса РФ. Верховный Суд в определении от 29.11.2016 № 305-КГ16-10399 напомнил:

Согласно пункту 10 постановления N 53, налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности, и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом.

Из чего ВС сделал вывод: мотивы выбора контрагента только условиями сделки и коммерческой привлекательностью – не достаточны для признания действий налогоплательщика с должной осмотрительностью.

По мнению ВС помимо условий и коммерческой привлекательности необходимо оценивать:

1) деловую репутацию,

2) платежеспособность контрагента,

3) риск неисполнения обязательств контрагентом и предоставление обеспечения их исполнения,

4) наличие у контрагента необходимых ресурсов (производственных мощностей, технологического оборудования, квалифицированного персонала)

5) наличие у контрагента соответствующего опыта

ВС считает эти критерии известными с 2010г. и ссылается на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2010 N 15658/09.

Цель ФНС — опровергнуть должную осмотрительность

ФНС в определении от 29.11.2016 № 305-КГ16-10399 увидела путь, как отказать в вычетах и снять расходы, если реальность хозяйственных операций подтверждена, но в цепочке сделок или в одной сделке имеется фирма-однодневка — оспаривание должной осмотрительности в сделках с проблемными поставщиками. В определении ВС отметил:

опровергая проявление должной осмотрительности, налоговый орган вправе приводить аргументы о том, что налогоплательщик исходил лишь из коммерческой привлекательности сделки и не придавал значения добропорядочности контрагентов, а также доказывать, что налогоплательщик должен был знать о допускаемых контрагентами нарушениях.

Из чего ФНС сделан вывод: В ходе налоговой проверки необходим анализ выбора поставщиков.

Что будут проверять налоговики в 2017

В указанном выше письме ФНС, помимо прочего, установлена необходимость запрашивать у налогоплательщика документы и информацию относительно действий налогоплательщика при осуществлении выбора контрагента:

1)документы, фиксирующие результаты поиска, мониторинга и отбор контрагента;

2)источник информации о контрагенте (сайт, рекламные материалы, предложение к сотрудничеству, информация о ранее выполняемых работах контрагента);

3)результаты мониторинга рынка соответствующих товаров (работ, услуг), изучения и оценки потенциальных контрагентов;

4)документально оформленное обоснование выбора конкретного контрагента (закрепленный порядок контроля за отбором и оценкой рисков, порядок проведения тендера и др.);

Согласно указаниям ФНС в делах о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды мероприятия налогового контроля должны проводиться в рамках предпроверочного анализа, камеральных и выездных налоговых проверок.

Налоговым органом в акте налоговой проверки должны быть отражены все доказательства, свидетельствующие о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

Налоговым органам рекомендовано особое внимание уделять оценке достаточности и разумности принятых налогоплательщиком мер по проверке контрагента. Необходимо оценивать:

1)обоснованность выбора контрагента проверяемым налогоплательщиком, исследовать вопросы:

— отличался ли выбор контрагента от условий делового оборота или установленной самим налогоплательщиком практики осуществления выбора контрагентов,

— каким образом оценивались условия сделки и их коммерческая привлекательность, деловая репутация, платежеспособность контрагента, риск неисполнения обязательств, наличие у контрагента необходимых ресурсов (производственных мощностей, технологического оборудования, квалифицированного персонала) и соответствующего опыта, заключались ли налогоплательщиком сделки преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязательств.

В ходе налоговой проверки будут устанавливать:

1)отсутствие личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании – поставщика (подрядчика) и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании покупателя (заказчика) при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;

2) отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании – контрагента,

3) отсутствие у налогоплательщика копий документа, удостоверяющего личность руководителя контрагента или уполномоченного лица контрагента;

4) отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и (или) производственных и (или) торговых площадей;

5) отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (отсутствуют реклама в средствах массовой информации, рекомендации партнёров или других лиц, сайт контрагента и т.п. При этом следует принимать во внимание наличие доступной информации о других участниках рынка (в том числе производителях) идентичных (аналогичных) товаров (работ, услуг), в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам;

6) отсутствие у налогоплательщика информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ;

7) отсутствие у налогоплательщика информации о наличии у контрагента необходимой лицензии, если сделка заключается в рамках лицензируемой деятельности, а равно – свидетельства о допуске к определённому виду или видам работ, выданного саморегулируемой организацией.

Читать еще:  По земельному налогу новая декларация

По результатам «обследования» налоговая будет располагать совокупностей сведений для обоснования вывода о проявлении должной осмотрительности при выборе контрагента.

Оспорить такой мотивированный вывод будет возможно только в случае такого-же формального подхода к сбору сведений инспекциями, на что ФНС указывает в начале своего письма.

В любом случае налогоплательщика пока «спасает» противовес в мотивировке Верховного Суда согласно которому Вывод об отсутствии должной осмотрительности не может быть основан только на немотивированном выборе контрагента, налоговая помимо этого должна еще доказать информированность налогоплательщика о допускаемых контрагентах нарушениях (не исполнение налоговых обязательств).

Налоговики сняли вычет по НДС, что делать?

На комиссиях по легализации налоговая предлагает самостоятельно убрать вычеты по НДС, «камеральщики» без предупреждений снимают вычеты в связи с тем, что контрагент не заплатил НДС или не ответил на запрос по встречной проверке. Когда стоит оспаривать действия налоговиков, а когда лучше пойти на уступки и, например, перенести вычеты на следующие периоды? Ответ на этот и другие вопросы ищите в нашей статье.

Решение зависит от того, кто из налоговиков снимает вычет

Налоговиков, снимающих вычеты, условно можно разделить на две большие группы. И от того, из какой группы инспектор решит снять вычет, зависит порядок дальнейших действий компании.

Комиссии по легализации

Если ИФНС предлагает убрать вычет по НДС на комиссии по легализации налоговой базы, то происходит это зачастую из-за прямых указаний, поступивших из налогового управления. И управление ждет отчет о выполнении. Уже по этой причине рекомендации инспекторов убрать по-хорошему все, что превышает предельный уровень допустимых вычетов, будут, мягко говоря, настойчивыми.

В большинстве случаев имеет смысл выполнить «просьбу» налоговиков. Тем более, что они сами, как правило, соглашаются принять «лишний» входной НДС к вычету в течение трех последующих лет.

Контроль налоговых рисков, в частности, превышения компанией доли вычета по НДС входит в стандарт обслуживания 1С-WiseAdvice . В случае приближения к «опасной» норме вычетов мы, по согласованию с клиентом, переносим их на более поздние сроки. Такой контроль помогает обеспечить «режим невидимки», то есть снижает риск того, что ИФНС возьмет компанию на карандаш и будет рассматривать ее как потенциальный объект для налоговой проверки.

Разумеется, инспекторы могут допустить ошибки в определении правильного лимита – в этом случае имеет смысл им возразить. В этих и других спорных ситуациях мы оказываем всестороннюю экспертную поддержку во взаимоотношениях с ИФНС, помогаем подготовиться к налоговой комиссии и в целом до конца отстаиваем позицию нашего клиента.

Налоговая проверка

Некоторые компании до сих пор покупают так называемый «бумажный» НДС по фиктивным сделкам в целях:

  • увеличения НДС к вычету;
  • снижения налоговой нагрузки.

Какую бы длинную цепочку контрагентов ни гарантировали торговцы НДС (селлеры), в итоге налоговая предлагает самостоятельно убрать вычеты по НДС в связи с тем, что:

  • прямой контрагент не заплатил НДС;
  • контрагент 2‐го и последующих звеньев не заплатил НДС.

Очевидно, что, чем короче цепочка, тем быстрее придет требование или уведомление от налоговиков. Но в любом случае сотрудники ФНС имеют все технические возможности для самого глубокого раскручивания цепочки.

Отметим, что в эту группу попадают и случаи, когда компания не покупала «бумажный» НДС, а всего лишь проявила неосмотрительность при выборе контрагента, который:

  • проигнорировал необходимость представления налоговой декларации по НДС;
  • не оплатил НДС в бюджет.

Последствия будут те же, что для покупателей «бумажного» НДС. В том числе и для случая, когда налогоплательщик не отреагировал на «рекомендации» комиссии по легализации. Если сумма предположительных доначислений позволяет инспекции назначить выездную налоговую проверку – такая проверка будет назначена.

Взаимодействие с налоговой на «камералке»

В отличие от комиссии по НДС, где компанию убеждают убрать вычеты по «нехорошим» контрагентам, в ходе камеральной проверки декларации по НДС инспекторы не просят сразу и безоговорочно убирать вычет, который налоговая сочла «бумажным». Если есть хоть какая-то надежда, имеет смысл ответить на полученное от «камеральщиков» требование – дать пояснения, предоставить документы, – а не бежать сломя голову формировать уточненную декларацию по НДС.

Все вышесказанное в очередной раз подчеркивает, насколько важную роль в ходе налоговой проверки играют первичные документы. В нашей компании это прекрасно осознают. Именно с целью оптимизации процесса обработки и хранения «первички» специалистами 1C-WiseAdvice была разработана уникальная технология обработки первичных документов «Процессинг».

Суть ее в том, что сканированные копии документов (оригиналов) прикрепляются к аналогичным в 1С, и после этого бухгалтеры нашей компании работают только с этими сканами. Благодаря этому при поступлении запросов и требований из инспекции наши специалисты оперативно:

  • готовят подробные и аргументированные ответы;
  • формируют пакет документов (при необходимости).

Как убрать НДС к вычету

С переносом НДС на последующие кварталы обычно проблем не бывает, если бухгалтер учел некоторые правила:

  1. Ограничение по сроку
    Декларацию, в которую перенесен вычет, надо подать не позднее 3 лет с окончания квартала, в котором возникло право на вычет НДС.
  2. Синхронизация с Книгой покупок
    Приложение к декларации по НДС с реестром счетов-фактур, дающих право на вычет, должно быть сформировано на основании Книги покупок. Соответственно, зарегистрировать счет-фактуру с НДС к вычету, перенесенным на более поздние периоды, необходимо в периоде фактического заявления вычета, а не сразу после его получения.

Если НДС к вычету убран самими налоговиками и компания не планирует отстаивать свои права в суде, то необходимо:

  • сторнировать ранее примененный вычет (отразить его сумму с минусом проводкой Д 68.2 К 19);
  • списать сумму со счета 19 на счет 91.2 (взамен проводки по начислению НДС (Д 91.2 К 68.2).

Если сняли вычет по НДС, нужно ли его убирать из расходов прибыли?

Перенос вычета НДС не означает, что нельзя отражать в налоговом учете затраты, на которые начислен входной НДС. Тем более, если такие расходы – косвенные и должны быть сразу учтены при расчете базы по налогу на прибыль.

Конечно, «камеральщики» проверяют соотношение данных в декларациях по НДС и прибыли. И, скорее всего, компании придет требование или уведомление с целью получения объяснения расхождений. Объяснение можно сформировать на двух бесспорных утверждениях:

  • перенос вычета по НДС с целью соблюдения лимитов;
  • отсутствие у налогоплательщика права сдвигать расходы в налоговом учете на будущее по собственному желанию.

Как правило, такие объяснения налоговики принимают положительно.

Важно!

В пределах одного календарного года перенос расходов с одного месяца (даже в разных кварталах) на другой не грозит штрафами.

Действующий порядок корректировки декларации по налогу на прибыль также не допускает переноса расходов на более позднее время по своему желанию. В налоговом учете, на основании которого компании рассчитывают налогооблагаемую прибыль, можно лишь исправлять ошибки, учитывая в текущем периоде забытые расходы прошлых лет.

Однако к убыточным периодам такой порядок не применяется. Так что расходы нужно отражать даже тогда, когда у компании нет доходов.

Конечно, «убыточная» декларация по прибыли – это почти гарантированный вызов на комиссию по легализации. Убытки на протяжении нескольких лет – один из критериев отбора для выездной налоговой проверки. Тем не менее расходы необходимо отражать по дате их возникновения. Как в налоговом учете, так и в бухгалтерском: применять счет 97 «Расходы будущих периодов» в этом случае нельзя.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector