Помощь сторонней организации с уплатой взносов за негативное воздействие на окружающую среду можно учесть для усн

Организация применяет УСН с объектом «доходы минус расходы», относится к субъектам малого предпринимательства. Организация платит за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС): за выбросы от передвижного объекта (автомобиль) и за размещение бытовых отходов (офисного и бытового мусора). В соответствии с разъяснениями Минфина России плательщики УСН могут учитывать плату за НВОС как материальные расходы в порядке ст. 254 НК РФ. Организация считает, что лимитов на выбросы от передвижных источников вообще не существует. А с 1 июля 2009 года субъекты малого и среднего предпринимательства отчитываются в уведомительном порядке об образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходах, а не разрабатывают проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Может ли организация полностью учитывать плату за НВОС как расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу по УСН?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
По нашему мнению, Ваша организация вправе учитывать в целях налогообложения плату за атмосферные выбросы от автомобиля в пределах установленных нормативов.
Плата за вывоз бытовых отходов также уменьшает полученные доходы.

Обоснование вывода:
Согласно п. 2 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон N 7-ФЗ) к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в частности, выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ, а также размещение отходов производства и потребления.
В части выбросов в атмосферный воздух сообщаем.
Как известно, негативное воздействие на окружающую среду на основании п. 1 ст. 16 Закона N 7-ФЗ является платным.
В настоящее время Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 (далее — Порядок).
В п. 1 Порядка говорится, что к негативному воздействию на окружающую среду относятся выбросы в атмосферу от передвижных источников. К таким источникам относятся, в том числе, автомобили. Следовательно, организации, эксплуатирующие автомобили, должны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Размер платы определяется в расчете, форма и порядок заполнения которого утверждены приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204.
Формула для расчета платы за атмосферные выбросы от передвижных источников приведена в пп. 2 п. 26 Методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух, утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.09.2007 N 626.
В свою очередь, нормативы платы за автомобильные выбросы в атмосферу утверждены в постановлении Правительства РФ от 12.06.2003 N 344. При этом никаких исключений для субъектов малого и среднего предпринимательства указанное постановление не содержит.
Пункт 1 ст. 346.16 НК РФ содержит закрытый перечень расходов, на которые налогоплательщик, применяющий УСН, уменьшает полученные доходы.
Так, согласно пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму материальных расходов.
В свою очередь, в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся, в частности, платежи налогоплательщика за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и другие аналогичные расходы.
Таким образом, представляется, что Ваша организация при определении объекта налогообложения вправе учитывать плату за атмосферные выбросы от передвижного источника (автомобиля) в составе материальных расходов.
Аналогичное мнение изложено в письмах Минфина России от 21.08.2007 N 03-11-05/193, от 21.03.2007 N 03-06-06-04/1 и от 17.05.2005 N 03-07-03-04/20.
При этом в письмах от 21.08.2007 N 03-11-05/193 и от 21.03.2007 N 03-06-06-04/1 работники финансового ведомства обращают внимание, что уменьшает налоговую базу плата за негативное воздействие на окружающую среду только в пределах установленных нормативов.
Подобное мнение изложено также в письме УФНС России по г. Москве от 28.10.2009 N 16-15/112957. Также в данном письме говорится, что платежи за сверхнормативные выбросы не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
В части платы за размещение бытовых отходов сообщаем.
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон N 89-ФЗ) возлагает на организации ряд обязанностей в связи с ведением деятельности, приводящей к образованию отходов. К таким обязанностям относится, например, внесение платы за их размещение, обоснование класса их опасности и пр.
Вместе с тем хотелось бы отметить, что вопрос о правомерности требования с организаций, не осуществляющих хранение (содержание) отходов в специальных объектах для последующего захоронения, обезвреживания или использования, а также захоронение отходов в специальных хранилищах, платы за образование отходов является спорным.
Пункт 1 ст. 18 Закона N 89-ФЗ определяет, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Пункт 3 ст. 18 Закона N 89-ФЗ предусматривает, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Таким образом, в настоящее время субъекты малого и среднего предпринимательства освобождены от обязанности разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Такая же точка зрения нашла отражение в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 16.08.2010 N Ф07-7723/2010. В данном постановлении судьи пришли к выводу, что у субъекта малого предпринимательства отсутствует обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, установленная п. 3 ст. 18 Закона N 89-ФЗ.
Пункт 6 Порядка устанавливает, что в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.
В результате получается, что, с одной стороны, субъекты малого и среднего предпринимательства не обязаны разрабатывать нормативы образования отходов и лимит на их размещение, а с другой стороны, при отсутствии такого лимита все выбросы являются сверхнормативными.
Однако в п. 2 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50, говорится, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, отнесенные в соответствии с законодательством РФ к субъектам малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в соответствующие территориальные органы Росприроднадзора отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) в уведомительном порядке в соответствии с порядком, утвержденным Министерством природных ресурсов и экологии РФ. При этом лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства являются количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
Следовательно, теперь лимитом на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства будет фактическое количество отходов, направленное на размещение в соответствии с отчетностью организации 1 .
В этой связи полагаем, что и для Вашей организации лимитом на размещение отходов будет фактическое количество отходов, направленное на размещение в соответствии с отчетностью.
Подобная точка зрения изложена в письме Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 22.06.2010 N 00-07-12/3116. В нем, в частности, указывается, что с момента вступления в силу приказа Минприроды России от 25.02.2010 N 50 плата за размещение отходов в пределах показателей, представленных в отчетности, будет исчисляться как за размещение отходов в пределах лимитов.
Плата за вывоз твердых бытовых отходов уменьшает полученные доходы организации, применяющей УСН, на основании пп. 36 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Такое мнение официальных органов изложено, например, в письмах Минфина России от 01.08.2007 N 03-11-04/2/193 и УФНС России по г. Москве от 25.05.2010 N 16-15/054712@).
С учетом изложенного считаем, что полученные организацией доходы уменьшают плату за вывоз фактического количества отходов, направленного на размещение в соответствии с отчетностью организации.
К сожалению, разъяснениями уполномоченных органов и судебными решениями в ситуациях, подобных Вашей, мы не располагаем.

Читать еще:  Камералить ндс будут быстрее

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Завьялов Кирилл

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Мельникова Елена

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
1 Субъекты малого и среднего предпринимательства отчитываются об образовании отходов в органы Ростехнадзора в соответствии с Порядком представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 16.02.2010 N 30.

В праве ли плательщик УСН учесть расходы на оплату услуг сторонней организации по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду?

Департамент налоговой и таможенной политики, рассмотрев обращение по вопросу применения упрощенной системы налогообложения, сообщает.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 и пунктом 2 [K=14;P=346.16;T=статьи 346.16 Налогового кодекса] Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщики при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, уменьшают полученные доходы на материальные расходы, которые принимаются в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль организаций [K=14;P=254;T=статьей 254 Кодекса].

Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 254 Кодекса к материальным расходам относятся затраты налогоплательщика на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика.

К работам (услугам) производственного характера относятся выполнение отдельных операций по производству (изготовлению) продукции, выполнению работ, оказанию услуг, обработке сырья (материалов), контроль за соблюдением установленных технологических процессов, техническое обслуживание основных средств и другие подобные работы.

Пунктом 1 [K=14;P=252;T=статьи 252 Кодекса] предусмотрено, что расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных [K=14;P=265;T=статьей 265 Кодекса], убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Читать еще:  Нет протокола из пфр по отчету сзв-м - что делать?

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В связи с изложенным, расходы организации на оплату выполненных сторонней организацией работ по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду, ведению учета движения отходов, заполнению формы по отходам и составлению и сдаче отчета об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, необходимых для уплаты платежей по загрязнению окружающей среды, учитываются в составе расходов при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

УСН: можно ли учесть расходы на работы по расчету платы за НВОС

Минфин РФ в своем письме от 21.04.2017 № 03-11-06/2/23989 разъяснил, можно ли учесть при УСН расходы на работы по расчету платы за НВОС, ведению учета движения отходов, заполнению формы по отходам, составлению и сдаче отчета об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, выполняемые сторонней организацией.

Ведомство отмечает, что по нормам статьи 346.16 НК РФ налоговая база по УСН включает материальные расходы, которые принимаются в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль.

При этом к материальным расходам относятся затраты на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика.

К работам производственного характера относятся выполнение отдельных операций по производству продукции, выполнению работ, оказанию услуг, обработке сырья, контроль за соблюдением установленных технологических процессов, техническое обслуживание основных средств и другие подобные работы.

В связи с изложенным затраты на оплату работ по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду, ведению учета движения отходов, заполнению формы по отходам и составлению и сдаче отчета об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов включаются в расходы при УСН.

Можно ли учесть при расчете единого налога экологические платежи на УСН?

Вопрос-ответ по теме

Принимаются ли в расходы при УСН: — платежи по декларации «Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду», а также оплата сторонней организации за то что она оформляет (делает нам расчет) «Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду»? Принимаются ли в расходы при УСН — МУП Водоканал нам выставляет ежеквартально акт «за сброс загрязняющих веществ в систему канализации»? Принимаются ли в расходы при УСН — По мировому соглашению мы возмещаем сторонней организации судебные расходы?

Организация, применяющая упрощенку, может учесть в составе расходов плату за негативное воздействие только в пределах допустимых нормативов.

В соответствии с пп. 15 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенки, Ваша организация может учитывать расходы на бухгалтерские, аудиторские и юридические услуги. Поэтому услуги по оформлению отчета примите в затраты.

Также при определении объекта налогообложения упрощенцы могут уменьшить полученные доходы на судебные издержки, при их соответствии критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК.

Согласно п. 2 ст. 346.16 НК РФ состав материальных расходов определяется ст. 254 НК РФ.

Подпунктом 7 п. 1 ст. 254 НК РФ установлено, что к материальным расходам относятся, в том числе расходы на приобретение услуг сторонних организаций за выбросы загрязняющих веществ в природную среду и другие аналогичные расходы.

Читать еще:  А вы верно заполнили декларацию по усн-2014?

Как «упрощенцу» учесть расходы, связанные с негативным воздействием на окружающую среду?

Индивидуальный предприниматель арендует заправку у частного лица и занимается розничной продажей ГСМ (бензин, дизтопливо). ИП применяет упрощенную систему налогообложения (объект «доходы минус расходы»).

1. Стоимость оплаты за негативное воздействие на окружающую среду была отнесена предпринимателем на расходы согласно п. 7 ст. 254 НК РФ как платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду. Правильно ли это?

2. В 2007 г. предпринимателю пришлось заключить договор на разработку нормативов образования отходов и лимиты на их размещение, оформление паспортов опасных отходов и оплатить эти расходы. Можно ли провести указанные затраты как материальные расходы по ст. 254 НК РФ?

1. Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН) и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уменьшают полученные доходы на расходы согласно перечню, установленному п. 1 ст. 346.16 НК РФ, при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ. По общему правилу расходы налогоплательщиков, применяющих «упрощенку», признаются после их фактической оплаты (ст. 346.17 НК РФ).

Указанный перечень расходов является закрытым и не включает такого показателя, как плата за негативное воздействие на окружающую среду. Вместе с тем согласно подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ одним из видов расходов, учитываемых при применении «упрощенки», являются материальные расходы, которые принимаются применительно к порядку, предусмотренному ст. 254 НК РФ для исчисления налога на прибыль организаций (п. 2 ст. 346.16 НК РФ).

К материальным расходам, учитываемым в целях налогообложения, относятся, в частности, платежи налогоплательщика за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и другие аналогичные расходы (подп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ),

То есть платежи за загрязнение окружающей природной среды могут приниматься у плательщиков единого налога при «упрощенке» в составе материальных расходов (см. письмо Минфина России от 17.05.2005 № 03-07-03-04/20). При этом налогоплательщик может уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ) (п. 2 ст. 346.16, п. 1 ст. 252 НК РФ).

Так, п. 4 ст. 270 НК РФ запрещает учитывать в расходах плату за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду. Поэтому при исчислении единого налога налогоплательщики могут учесть в расходах плату за загрязнение окружающей природной среды только в пределах установленных нормативов (см. письмо Минфина России от 21.03.2007 № 03-06-06-04/1).

2. В целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяется Постановлением Правительства РФ от 16.06.2000 № 461. Так, согласно п. 4 указанного Постановления индивидуальные предприниматели и юридические лица, приступающие к осуществлению деятельности в области обращения с отходами, на основании методических указаний Министерства природных ресурсов РФ разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение конкретного вида отходов в конкретных объектах размещения отходов и представляют их на утверждение в территориальные органы Министерства природных ресурсов РФ.

Таким образом, законодательством РФ прямо предусмотрена обязанность организации (предпринимателя) разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение конкретного вида отходов. При этом расходы, связанные с оформлением соответствующих документов, являются необходимым условием осуществления налогоплательщиком хозяйственной деятельности.

По мнению Минфина России, расходы организации (предпринимателя) на разработку в соответствии с требованиями Ростехнадзора проекта документации, необходимой для расчета платы по загрязнению окружающей среды, могут быть признаны в целях налогообложения.

«Упрощенцы» могут учесть такие затраты в составе материальных расходов (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ), которые принимаются согласно подп. 6 п. 1 т. 254 НК РФ как затраты на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями (см. письмо Минфина России от 20.02.2006 № 03-11- 04/2/46).

При этом Минфин обращает внимание налогоплательщиков на то обстоятельство, что для соблюдения требования о документальном подтверждении произведенных затрат (ст. 252 НК РФ) все документы должны быть оформлены в соответствии с порядком, предусмотренным нормативными правовыми актами соответствующих органов исполнительной власти.

И. Горшкова, ведущий эксперт АКДИ «ЭЖ», член Палаты налоговых консультантов

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector