Расходы на подготовку производства могут уменьшать прибыль

Расходы, связанные с подготовкой производства, вы можете признать в периоде их возникновения

Вы можете уменьшить прибыль на сумму расходов на внедрение нового направления деятельности еще до того, как она начнет приносить доход. С этим согласились и в Минфине России. Совсем другое дело в бухучете. Указанные расходы вы сможете начать списывать лишь после того, как начнется выпуск новой продукции (работ, услуг). Письмо Министерства финансов РФ от 06.09.07 № 03-03-06/1/646

В НАЛОГОВОМ УЧЕТЕ ВЫ ИМЕЕТЕ ДЕЛО С КОСВЕННЫМИ РАСХОДАМИ.

Если вы несете затраты на освоение нового вида деятельности, вы вправе признать их в налоговом учете еще до начала выпуска и реализации новой продукции (работ, услуг). В комментируемом письме Минфин России разрешил признавать такие расходы в периоде их возникновения. Указанными расходами могут быть затраты на лицензирование, сертификацию, арендную плату, коммунальные платежи, рекламу, зарплату и т. д., а также амортизация нового оборудования.

Позиция финансового ведомства соответствует Налоговому кодексу РФ. Расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов признаются прочими расходами (подп. 34 п. 1 ст. 264 НК РФ). Такие расходы являются косвенными и полностью списываются в текущем налоговом периоде (п. 2 ст. 318 НК РФ).

Спор о возможности учета расходов, относящихся к деятельности, которая еще не приносит доходы, давний. Позиция налоговиков известна: если доходов нет, признать расходы нельзя. Оспаривать претензии инспекторов, которые не принимают такие расходы, компаниям приходится в суде. К счастью, судьи поддерживают налогоплательщиков. Например, в постановлении Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 9 июня 2006 г. № А38-4713-12/257-2005(12/7- 2006) сказано: из содержания норм Налогового кодекса РФ «не следует, что исключение расходов из налоговой базы по налогу на прибыль связано с обязательным получением налогоплательщиком положительного результата от осуществления деятельности».

Если вы окажетесь в положении таких налогоплательщиков, покажите налоговому инспектору комментируемое письмо. Разъяснения Минфина должны убедить чиновника, и обращаться в суд вам не придется.

. А В БУХУЧЕТЕ — С РАСХОДАМИ БУДУЩИХ ПЕРИОДОВ

В бухгалтерском учете затраты на освоение новых производств вы можете включить в расходы только после того, как начнется выпуск новой продукции. А в периоде возникновения таких затрат вы должны учесть их как расходы будущих периодов.

Списывать затраты на освоение нового направления нужно равномерно в течение периода, в котором они обеспечивают компании доходы от реализации новой продукции (работ, услуг). Это следует из пункта 19 ПБУ 10/99 (Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденное приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н). Например, расходы на оформление лицензии нужно списать в течение срока ее действия, поскольку такие расходы обеспечивают доходы именно на такой отрезок времени.

Если указанный период не ограничен, тогда промежуток времени для списания расходов будущих периодов можно самостоятельно установить в учетной политике. Ведь бухгалтерские нормативные документы не разъясняют, как поступать в такой ситуации. К примеру, расходы на конструкторскую разработку нового изделия, по которому заранее не установлен период его выпуска. В учетной политике утверждено, что стоимость такой разработки списывается, например, за пять лет, следующих за началом выпуска изделия.

ПРИМЕР

Помимо основного вида деятельности (оптовой торговли) ООО «Импульс» планирует открыть производство кондитерских изделий.

Разработку рецептов и технических условий, регистрацию таких условий ООО «Импульс» заказало специализированной лаборатории. Стоимость ее услуг составила 42 000 руб. (без НДС). Акт об их оказании подписан в июне 2007 года. Выпуск кондитерских изделий начался 1 октября 2007 года.

Расходы на услуги лаборатории в налоговом и бухгалтерском учете бухгалтер списал по-разному. Для налогообложения расходы на услуги лаборатории он полностью учел в июне 2007 года. А в бухучете — равномерно, в течение периода с октября 2007 года по сентябрь 2008 года. Ежемесячно бухгалтер будет списывать по 3500 руб. (42 000 руб. : 12 мес.). Из-за указанных различий в учете организации образуется налогооблагаемая временная разница в сумме 42 000 руб. и соответствующее ей отложенное налоговое обязательство в сумме 10 080 руб. (42 000 руб. x 24%). Начиная с октября 2007 года по мере списания затрат на разработку рецептов и технических условий указанные суммы будут ежемесячно уменьшаться на 1/12.

В июне 2007 года бухгалтер сделал следующие проводки:

ДЕБЕТ 97 КРЕДИТ 60

— 42 000 руб. — отражена стоимость услуг лаборатории в составе расходов будущих периодов;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расходы по налогу на прибыль» КРЕДИТ 77

— 10 080 руб. — отражена сумма возникшего налогового обязательства.

С октября 2007 года по сентябрь 2008 года ежемесячно бухгалтер сделает в учете следующие записи:

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 97

— 3500 руб. — включена часть расходов будущих периодов в расходы по обычным видам деятельности;

ДЕБЕТ 77 КРЕДИТ 68 субсчет «Расходы по налогу на прибыль»

— 840 руб. (3500 руб. х 24%) — уменьшено отложенное налоговое обязательство.

Как легально уменьшить налог на прибыль

Статьи по теме

Предпринимателю важно знать что для снижения платежей по налогу на прибыль существует много легальных, то есть, предусмотренных законом инструментов. Рассмотрим, как и в каких случаях их можно применить.

Как снизить налог на прибыль организации

Главный способ снизить налог на прибыль – это вообще его не платить. Однако этот способ предусматривает либо нечто нелегальное, либо переход на другие системы налогообложения – УСН, ЕНВД или же стать ИП и купить патент. Но это радикальные способы избавиться от обязанности платить налог на прибыль.

Полезные документы для скачивания

Если же платить налог нужно, например, размеры бизнеса не позволяют упростить собственную систему налогообложения, и предприятие работает по основной системе налогообложения (ОСНО), то и в этом случае «удешевить» налоговую составляющую бизнеса можно. Поэтому рассмотрим, как уменьшить налог на прибыль при ОСНО.

Уменьшить налог на прибыль ОСНО означает уменьшить налогооблагаемую базу. Этого можно достичь двумя путями:

  1. уменьшить доходы: что нас не интересует ввиду нелегальности (например, не отражать выручку) или по причине того, что это противоречит самой природе коммерческой деятельности;
  2. увеличить затраты: легальные способы снижения налога на прибыль предусматривают инструменты грамотной работы с затратами предприятия. Но это должно быть не повальное увеличение затрат, потому что в конечном итоге выгоднее окажется заплатить налог, чем завысить себестоимость. Речь идет о перераспределении расходов, которые и так имеются, но ранее не учитывались при налогообложении прибыли, то есть не уменьшали налогооблагаемую базу.

Товароучетная программа Бизнес.Ру позволит вам автоматизировать бухгалтерскую и налоговую отчетность, всегда быть в курсе всех взаиморасчетов с сотрудниками и поставщиками, контролировать денежные потоки в компании, а личный календарь напомнит вам о важных событиях. Ознакомьтесь с полным функционалом программы для магазинов Бизнес. Ру бесплатно>>>

Основной способ уменьшения налога — перевести капитальные затраты в текущие

Капитальные затраты фирма не может списать сразу в себестоимость. Это касается приобретения основных средств, машин, оборудования, зданий и сооружений, которые предприниматель использует в коммерческой деятельности.

Капитальные затраты при этом списываются в себестоимость не сразу, а постепенно, в течение срока полезного использования этого капитального имущества.

Происходит это через амортизацию. К примеру, если срок службы здания 20 лет, то затраты на его приобретение или строительство будут списываться в себестоимость в течение всех 20 лет. Автомобили, оборудование, станки обычно списываются в течение 5-10 лет.

Капитальный ремонт перевести в текущий

Когда требуется произвести капитальный ремонт офисного помещения – поменять окна, пристроить входную группу, что-то перепланировать, то затраты на этот капремонт увеличивают стоимость самого здания и тоже будут списываться вместе со стоимостью здания.

То есть, если вы потратите определенную сумму в текущем месяце на капремонт, то списать ее в затраты вы сможете в течение нескольких лет. Хотя экономически целесообразно списать сразу и, соответственно, получить уменьшение налога на прибыль в текущем году, а не в течение следующих нескольких лет.

Сделать это можно, например, заключив договор со строительной (ремонтной) организацией на оказание услуг не по капитальному, а по текущему ремонту.

Казалось бы, сумма, затраченная на капительный ремонт в любом случае будет списана в затраты и, в любом случае, уменьшит себестоимость и вроде бы – какая разница, когда это произойдет? Здесь действует общее правило стоимости денег: сегодня деньги всегда дороже, чем завтра.

Важно! Сэкономив деньги на налоге на прибыль сейчас вы сможете использовать их на развитие завтра!

Однако в случае перевода «капиталки» в текущие расходы нужно быть осторожными: не все расходы можно списать в текущие – есть четкое разделение того, какие расходы куда относятся и люфт для принятия решения «капитальный или текущий ремонт» на самом деле небольшой.

У налоговой инспекции могут возникнуть вопросы, на которые придется ответить и доказать правильность своих действий.

Основные средства перевести в арендованные

Для этого свои основные средства, в том числе, здания и сооружения, вам нужно передать (или продать) другой фирме, а потом у той фирмы арендовать.

Вы продолжите в своей обычной деятельности использовать свое оборудование, но его стоимость уже будете списывать в затраты не маленькими частями в течение нескольких лет, а в виде арендных платежей, которые значительно больше сумм амортизации.

Читать еще:  Ответственность за выплаты «в конвертах» хотят ужесточить

В качестве арендодателя может выступить фирма, которую вы же сами и создадите, эта фирма будет работать по упрощенной системе налогообложения. В таком случае она еще не будет облагаться налогом на имущество, уплачиваемого с остаточной стоимости основных средств.

Конечно, сумма арендных платежей, которую вы спишите в себестоимость своей фирмы, будет одновременно доходом другой вашей фирмы, работающей по УСН. Но даже с учетом уплаты 6% с доходов той фирмы экономия ваших средств будет внушительной.

А если вы передадите в ту фирму основные средства, по которым амортизация уже завершена, то вы получите двойной эффект выгоды: вы спишете в затраты стоимость аренды имущества, стоимость которого уже когда-то учли в себестоимости и при уменьшении налога на прибыль.

Применяя эту схему необходимо учесть, что все затраты, списываемые в себестоимость и уменьшаемые налогом на прибыль, должны быть экономически обоснованными.

Дело в том, что налоговая служба может признать сделку по передаче имущества в другую фирму и обратной аренде мнимой и придется заплатить налог на прибыль «по полной». Чтобы этого не произошло, нужно будет доказать, что все, что вы сделали, было оправдано.

Для этого можно сделать так, чтобы созданная фирма, работающая по УСН, делала что-то еще, кроме сдачи в аренду вам вашего же имущества, и это имущество использовала бы в этой другой деятельности.

Как уменьшить налог на прибыль для ИП

Уменьшение налога за счет лизинга

Если вы собираетесь приобрести основные средства или оборудование, лучше это сделать в лизинг. Лизинг, или финансовая аренда, позволяет к приобретаемому имуществу применить ускоренную амортизацию, списав в затраты и уменьшив тем самым налог на прибыль быстрее и в большей сумме, чем списывая в затраты стоимость основных средств по обычной схеме амортизации.

Ускоренная амортизация применяется не вами, а лизинговой компанией, у которой вы покупаете основное средство. Уплачиваемые лизинговые платежи вы списываете в затраты в том же периоде, когда платите.

Используя лизинг, вы списываете в себестоимость имущество в течение срока действия договора лизинга (обычно 1-3 года). Если бы вы самостоятельно приобрели имущество и списывали, применяя обычные нормы амортизации, то это списание у вас растянулось бы лет на 10 и больше.

Среди плюсов использования лизинга еще и то, что на приобретение имущества вы тратите не сразу всю необходимую для этого сумму, а частями. И даже уплачивая лизинговой фирме ее комиссию (обеспечивая ей рентабельность работы) и компенсируя ей проценты по банковскому кредиту, который лизинговая компания чаще всего использует, вы все равно остаетесь в плюсе.

Программа для упрощения ведения финансовой отчетности магазина Бизнес.Ру обладает большим набором возможностей и решений для вашего бизнеса. Вы сможете автоматизировать налоговую и бухгалтерскую отчетность, ускорить выписку документов и исключить возможные ошибки при заполнении. Попробуйте полную версию программы для автоматизации работы магазина Бизнес.Ру бесплатно>>>

Другие способы снизить налог на прибыль

Снижение налогов за счет создания резервов

У фирмы может возникнуть ситуация, когда в какой-то период времени у нее будет много определенных затрат. Это может быть, например, плановый ремонт основных средств или сезон отпусков, когда основная часть сотрудников уходит в отпуск летом и выдать отпускные нужно практически всем и сразу.

Резерв – это своего рода копилка, когда фирма откладывает деньги небольшими суммами в течение года, а потом все накопленное тратит одномоментно.

Создание резервов по будущие большие затраты не позволяет в прямом смысле снизить платежи по налогу на прибыль по итогам налогового периода (по итогам года), но снижает размер ежеквартальных авансовых платежей. С точки зрения концепции разности цены денег между сегодня и завтра это выгодно.

Списание убытков прошлых лет также приводит к снижению налогов

Если фирма в какой-то год получила прибыль, а до этого был убыток, то этот убыток можно перенести на текущий период, снизив тем самым налог на прибыль.

Причем убыток прошлого года можно перенести полностью одно суммой или разделить на части и уменьшать налог на прибыль в течение 10 лет: например, прошлогодний убыток списать в затраты не в текущем году, а через 3 или 4 года.

Оффшоры способствуют снижению налогов

В мире существует несколько десятков юрисдикций (стран), в которых система налогообложения максимально упрощена. Чаще все налоги сводятся к уплате единственной ежегодной пошлины. К тому же бухгалтерский учет как таковой вести не нужно: он сводится к элементарному подсчету доходов и расходов.

Оффшорная система снижения налогового бремени подходит не всем. Дело в том, что размер пошлины во многих оффшорах обратно пропорционален уставному капиталу фирмы: чем больше уставный капитал, тем меньше пошлина. Получается, что воспользоваться преимуществами низкого налогообложения в оффшорах могут только фирмы крупного бизнеса.

Читайте также на тему налогообложения:

Программа для автоматизации работы с бухгалтерской и налоговой отчетностью в розничных магазинах.

  • Торговый и складской учет
  • Интеграция с фискальными регистраторами
  • Полная поддержка 54-ФЗ и ЕГАИС
  • CRM, заказы и сделки
  • Печать первичных документов
  • Банк и касса, взаиморасчеты
  • Интеграция с интернет-магазинами
  • Интеграция со службами доставки
  • Интеграция с IP-телефонией
  • Email и SMS рассылка
  • КУДиР, налоговая декларация (УСН)

Расходы на подготовку и переподготовку кадров: налоговый и бухгалтерский аспект

Условия для уменьшения налогооблагаемой прибыли

Согласно подп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, которые уменьшают величину налогооблагаемой прибыли организации, относятся «расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика, на договорной основе». Однако при этом специально устанавливается, что указанные расходы могут быть включены организацией в число затрат, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, только при выполнении условий, определяемых в п. 3 ст. 264 НК РФ.

Вот эти условия:

  • услуги оказываются российскими образовательными учреждениями, получившими государственную аккредитацию (имеющими лицензию), либо иностранными образовательными учреждениями, имеющими соответствующий статус;
  • подготовку (переподготовку) проходят штатные работники предприятий;
  • программа подготовки (переподготовки) способствует повышению квалификации и более эффективному применению профессиональных качеств работника в рамках деятельности предприятия.

Следовательно, для того, чтобы успешно применять рассматриваемые положения ст. 264 НК РФ на практике, нам необходимо уяснить нормативные определения таких понятий как подготовка и переподготовка кадров; образовательное учреждение.

1. Подготовка и переподготовка кадров

Прежде всего, следует отметить, что согласно п. 3 ст. 264 НК РФ, не признаются расходами на подготовку и переподготовку кадров:

  • расходы, связанные с организацией развлечения, отдыха или лечения,
  • расходы, связанные с содержанием образовательных учреждений или оказанием им бесплатных услуг,
  • расходы, связанные с оплатой обучения в высших и средних специальных учебных заведениях работников при получении ими высшего и среднего специального образования.

Указанные расходы для целей налогообложения не принимаются.

Данное правило представляет собой основное отличие принимаемых для целей налогообложения расходов на обучение в соответствии с НК РФ от ранее действовавшего законодательства. Иными словами, расходы на получение образования не должны учитываться при формировании налогооблагаемой базы.

Так, например, в организации работает человек, имеющий среднее специальное образование. Он решает поступить на платное вечерние отделение в ВУЗ, чтобы получить высшее образование. При этом организация оплачивает ему расходы на обучение. Эти расходы как расходы на получение работником образования не уменьшают налогооблагаемой прибыли.

2. Образовательное учреждение

Под образовательными учреждениями понимаются юридические лица, осуществляющие образовательный процесс, т.е. реализующие одну или несколько образовательных программ. Образовательные программы определяют содержание определенного образовательного уровня и подразделяются на общеобразовательные и профессиональные программы.

Переподготовка кадров и повышение квалификации кадров производятся государственными образовательными учреждениями и прошедшими аккредитацию негосударственными образовательными учреждениями повышения квалификации, к которым относятся:

  1. Академии (за исключением академий, являющихся образовательными учреждениями высшего профессионального образования).
  2. Институты повышения квалификации (усовершенствования):
    • отраслевые;
    • межотраслевые;
    • региональные.
  3. Курсы (школы, центры) повышения квалификации, учебные центры службы занятости.

Образовательные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки могут осуществлять также структурные подразделения повышения квалификации (п. 10 постановления Правительства РФ № 610):

  1. Образовательные учреждения высшего профессионального образования:
    • факультеты повышения квалификации преподавателей и специалистов;
    • межотраслевые региональные центры;
    • факультеты по переподготовке специалистов с высшим образованием и др.
  2. Образовательные учреждения среднего профессионального образования:
    • — отделения переподготовки специалистов;
    • — курсы повышения квалификации специалистов предприятий (объединений), организаций и учреждений.

Профессиональная переподготовка осуществляется по дополнительным профессиональным образовательным программам двух типов:

  1. Совершенствование знаний специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности.
  2. Совершенствование знаний специалистов для получения дополнительной квалификации.

Работники предприятия согласно ст. 197 Трудового кодекса РФ имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям. Но необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель (ст. 196 ТК РФ). Согласование интересов работников и работодателей происходит путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем.

Содержание профессиональной подготовки и переподготовки кадров

Профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося (п. 1 ст. 21 Закона РФ «Об образовании»).

Профессиональная подготовка может быть получена в следующих образовательных учреждениях (п. 3 ст. 21 Закона РФ «Об образовании»):

  1. Начального профессионального образования (профессионально-технических и других училищах данного уровня).
  2. Других образовательных учреждениях (межшкольных учебных комбинатах, учебно-производственных мастерских, учебных участках (цехах), а также в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, прошедших аттестацию и имеющих соответствующие лицензии).
Читать еще:  Уже со следующего года работодателей могут обязать брать на работу выпускников без опыта

Профессиональная переподготовка осуществляется учреждениями повышения квалификации и подразделениями образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования. Профессиональная переподготовка проводится с учетом профиля полученного образования специалистов (п. 1 приказа Минобразования России № 2571) на базе высшего и среднего профессионального образования (п. 8 приказа Минобразования России № 2571).

При этом согласно п. 9 приказа Минобразования России № 2571 уровень образования специалистов, проходящих профессиональную переподготовку, должен быть не ниже уровня образования, требуемого для нового вида профессиональной деятельности или для получения дополнительной квалификации. Информация об уровне образования (квалификации и специальности) работника содержится в дипломе о высшем или среднем профессиональном образовании.

Профессиональная переподготовка для выполнения нового вида профессиональной деятельности осуществляется на основании установленных квалификационных требований к конкретным профессиям или должностям (п. 2 приказа Минобразования № 2571). Информация о квалификационных требованиях к конкретным профессиям или должностям содержится в должностных инструкциях каждого работника.

Нормативный срок прохождения профессиональной переподготовки для выполнения нового вида профессиональной деятельности должен составлять свыше 500 часов аудиторных занятий.

Образовательные учреждения повышения квалификации выдают слушателям, успешно окончившим курс обучения, диплом о профессиональной переподготовке государственного образца.

Профессиональная переподготовка для получения дополнительной квалификации проводится по дополнительным профессиональным программам, формируемым в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для присвоения дополнительной квалификации, устанавливаемыми Минобразования России совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции, и реализуется для специалистов, освоивших одну из основных образовательных программ высшего или среднего профессионального образования, для которых предназначена данная дополнительная квалификация. Профессиональная переподготовка для получения дополнительной квалификации проводится путем освоения дополнительных профессиональных образовательных программ (п. 2 приказа Минобразования № 2571).

Нормативный срок прохождения профессиональной подготовки для получения специалистами дополнительной квалификации должен составлять не менее 1000 часов трудоемкости.

Образовательные учреждения повышения квалификации выдают слушателям, успешно окончившим курс обучения, диплом о присвоении квалификации государственного образца.

Цель повышения квалификации — обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.

Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работника. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем. Повышение квалификации осуществляют образовательные учреждения повышения квалификации.

Повышение квалификации включает в себя следующие виды обучения (п. 7 постановления Правительства РФ № 610):

  • краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата;
  • тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия, организации или учреждения;
  • длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.

Образовательные учреждения повышения квалификации выдают слушателям, успешно окончившим курс обучения, следующие документы государственного образца (п. 28 постановления Правительства РФ № 610):

  • удостоверение о повышении квалификации — для лиц, прошедших краткосрочное обучение или участвующих в работе тематических и проблемных семинаров по программе в объеме от 72 до 100 часов;
  • свидетельство о повышении квалификации — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 100 часов.

Подготовка и переподготовка аудиторов

Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона РФ «Об аудиторской деятельности» каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым уполномоченным федеральным органом. Обучение по программам повышения квалификации осуществляется лицами, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности.

Согласно п. 3.1 правила (стандарта) аудиторской деятельности «Образование аудитора», каждый аттестованный аудитор должен ежегодно проходить курс повышения квалификации в объеме не менее 40 часов по программе, разработанной и утвержденной ЦАЛАК, в УМЦ или иных организациях, определяемых ЦАЛАК и утверждаемых Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации. При этом согласно п. 4.5 указанного правила (стандарта) подтверждением повышения квалификации аудитора является документ установленного образца о прохождении ежегодного повышения квалификации в УМЦ или иных организациях, определяемых ЦАЛАК, в объеме не менее 40 часов.

Следовательно, для аудиторских организаций правомерно отнесение расходов на обучение аудиторов к расходам на повышение квалификации.

Бухгалтерский и налоговый учет этих расходов

В целях рациональной организации бухгалтерского учета расходов на обучение представляется целесообразным отражать:

  1. На счете 26 «Общехозяйственные расходы» по субсчету «Расходы, учитываемые для целей налогообложения» оплату услуг образовательных учреждений при соблюдении одновременно следующих условий:
    • обучаемые физические лица состоят в штате предприятия;
    • наличие договора с образовательным учреждением;
    • услуги по обучению были оказаны российскими образовательными учреждениями, имеющими соответствующую лицензию, либо иностранными образовательными учреждениями, имеющими соответствующий статус;
    • обучение связано с производственной необходимостью — наличие определенных навыков у обучаемого работника, связанных с предметом обучения, закреплено в должностной инструкции данного работника;
    • порядок обучения соответствует разработанным предприятием учебным планам и программам для подготовки и переподготовки специалистов;
    • обучение подтверждено соответствующими документами — по окончании обучения работником были получены соответствующие документы (дипломы, свидетельства, удостоверения);
    • данные расходы не связаны с обучением работников в средних и высших специальных учебных заведениях при получении ими высшего и среднего специального образования.
  2. На счете 26 «Общехозяйственные расходы» субсчет «Расходы, не учитываемые для целей налогообложения» — если не выполняется хотя бы одно из перечисленных выше условий.
  3. На счете 91 «Прочие расходы» субсчет 2 «Внереализационные расходы» также учитываются расходы на обучение, если они связаны с обучением работников в средних и высших специальных учебных заведениях при получении ими высшего и среднего специального образования.

Расходы по налогу на прибыль

Расходы по налогу на прибыль – это расходы, на которые организация может уменьшить свои доходы. Но для того, чтобы расходы можно было признать для целей налогообложения прибыли, они должны соответствовать определенным критериям. Такие расходы должны быть (п. 1 ст. 252 НК РФ):

  • обоснованны. То есть экономически оправданы и выражены в денежной форме;
  • документально подтверждены. Организация вправе использовать для подтверждения любые документы, оформленные в соответствии с законодательством РФ, в том числе и косвенные. Часто для подтверждения одной операции требуется несколько документов: например, договор и платежное поручение, или приказ о направлении в командировку, проездные документы и чеки;
  • произведены для ведения деятельности, направленной на получение дохода. То есть расходы по своему содержанию должны соответствовать характеру деятельности организации, но не обязательно должны привести к получению организацией дополнительного дохода и/или прибыли (Письмо Минфина от 05.09.2012 № 03-03-06/4/96 ). Иными словами, если вы оплатили, к примеру, своим сотрудникам обучение на курсах английского языка, хотя ваша организация никогда не работала с иностранными партнерами и не собирается этого делать, признать такие расходы направленными на получение дохода будет сложно.

Расходы по налогу на прибыль: перечень

Расходы, принимаемые для целей налогообложения прибыли 2019, можно разделить на 2 основные группы (п. 2 ст. 252 НК РФ):

  • расходы, связанные с производством и реализаций. Это материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации, прочие расходы (п. 2 ст. 253 НК РФ);
  • внереализационные расходы (ст. 265 НК РФ). Они заслуживают отдельного внимания.

Перечни этих расходов есть в НК. Но они открытые. То есть любые затраты, которые по сути подходят под соответствующий вид расхода, могут быть учтены при расчете налога на прибыль.

Но кроме расходов, уменьшающих сумму доходов от реализации и внереализационных доходов, в НК предусмотрены расходы, не учитываемые в целях налогообложения прибыли перечень (ст. 270 НК РФ). Среди них:

  • суммы начисленных дивидендов (п. 1 ст. 270 НК РФ);
  • пени, штрафы, иные санкции, перечисляемые организацией в бюджет, государственные внебюджетные фонды (п. 2 ст. 270 НК РФ);
  • средства и имущество, переданные по договорам кредита и займа (п. 12 ст. 270 НК РФ) и др.

Как вы понимаете, даже самый обоснованный на первый взгляд расход не учитывается при расчете налога на прибыль, если он указан в этом списке.

Расходы на подготовку и переподготовку кадров: налоговый и бухгалтерский аспект

Условия для уменьшения налогооблагаемой прибыли

Согласно подп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, которые уменьшают величину налогооблагаемой прибыли организации, относятся «расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика, на договорной основе». Однако при этом специально устанавливается, что указанные расходы могут быть включены организацией в число затрат, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, только при выполнении условий, определяемых в п. 3 ст. 264 НК РФ.

Вот эти условия:

  • услуги оказываются российскими образовательными учреждениями, получившими государственную аккредитацию (имеющими лицензию), либо иностранными образовательными учреждениями, имеющими соответствующий статус;
  • подготовку (переподготовку) проходят штатные работники предприятий;
  • программа подготовки (переподготовки) способствует повышению квалификации и более эффективному применению профессиональных качеств работника в рамках деятельности предприятия.
Читать еще:  Заявление на получение налогового уведомления: бланк

Следовательно, для того, чтобы успешно применять рассматриваемые положения ст. 264 НК РФ на практике, нам необходимо уяснить нормативные определения таких понятий как подготовка и переподготовка кадров; образовательное учреждение.

1. Подготовка и переподготовка кадров

Прежде всего, следует отметить, что согласно п. 3 ст. 264 НК РФ, не признаются расходами на подготовку и переподготовку кадров:

  • расходы, связанные с организацией развлечения, отдыха или лечения,
  • расходы, связанные с содержанием образовательных учреждений или оказанием им бесплатных услуг,
  • расходы, связанные с оплатой обучения в высших и средних специальных учебных заведениях работников при получении ими высшего и среднего специального образования.

Указанные расходы для целей налогообложения не принимаются.

Данное правило представляет собой основное отличие принимаемых для целей налогообложения расходов на обучение в соответствии с НК РФ от ранее действовавшего законодательства. Иными словами, расходы на получение образования не должны учитываться при формировании налогооблагаемой базы.

Так, например, в организации работает человек, имеющий среднее специальное образование. Он решает поступить на платное вечерние отделение в ВУЗ, чтобы получить высшее образование. При этом организация оплачивает ему расходы на обучение. Эти расходы как расходы на получение работником образования не уменьшают налогооблагаемой прибыли.

2. Образовательное учреждение

Под образовательными учреждениями понимаются юридические лица, осуществляющие образовательный процесс, т.е. реализующие одну или несколько образовательных программ. Образовательные программы определяют содержание определенного образовательного уровня и подразделяются на общеобразовательные и профессиональные программы.

Переподготовка кадров и повышение квалификации кадров производятся государственными образовательными учреждениями и прошедшими аккредитацию негосударственными образовательными учреждениями повышения квалификации, к которым относятся:

  1. Академии (за исключением академий, являющихся образовательными учреждениями высшего профессионального образования).
  2. Институты повышения квалификации (усовершенствования):
    • отраслевые;
    • межотраслевые;
    • региональные.
  3. Курсы (школы, центры) повышения квалификации, учебные центры службы занятости.

Образовательные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки могут осуществлять также структурные подразделения повышения квалификации (п. 10 постановления Правительства РФ № 610):

  1. Образовательные учреждения высшего профессионального образования:
    • факультеты повышения квалификации преподавателей и специалистов;
    • межотраслевые региональные центры;
    • факультеты по переподготовке специалистов с высшим образованием и др.
  2. Образовательные учреждения среднего профессионального образования:
    • — отделения переподготовки специалистов;
    • — курсы повышения квалификации специалистов предприятий (объединений), организаций и учреждений.

Профессиональная переподготовка осуществляется по дополнительным профессиональным образовательным программам двух типов:

  1. Совершенствование знаний специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности.
  2. Совершенствование знаний специалистов для получения дополнительной квалификации.

Работники предприятия согласно ст. 197 Трудового кодекса РФ имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям. Но необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель (ст. 196 ТК РФ). Согласование интересов работников и работодателей происходит путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем.

Содержание профессиональной подготовки и переподготовки кадров

Профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося (п. 1 ст. 21 Закона РФ «Об образовании»).

Профессиональная подготовка может быть получена в следующих образовательных учреждениях (п. 3 ст. 21 Закона РФ «Об образовании»):

  1. Начального профессионального образования (профессионально-технических и других училищах данного уровня).
  2. Других образовательных учреждениях (межшкольных учебных комбинатах, учебно-производственных мастерских, учебных участках (цехах), а также в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, прошедших аттестацию и имеющих соответствующие лицензии).

Профессиональная переподготовка осуществляется учреждениями повышения квалификации и подразделениями образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования. Профессиональная переподготовка проводится с учетом профиля полученного образования специалистов (п. 1 приказа Минобразования России № 2571) на базе высшего и среднего профессионального образования (п. 8 приказа Минобразования России № 2571).

При этом согласно п. 9 приказа Минобразования России № 2571 уровень образования специалистов, проходящих профессиональную переподготовку, должен быть не ниже уровня образования, требуемого для нового вида профессиональной деятельности или для получения дополнительной квалификации. Информация об уровне образования (квалификации и специальности) работника содержится в дипломе о высшем или среднем профессиональном образовании.

Профессиональная переподготовка для выполнения нового вида профессиональной деятельности осуществляется на основании установленных квалификационных требований к конкретным профессиям или должностям (п. 2 приказа Минобразования № 2571). Информация о квалификационных требованиях к конкретным профессиям или должностям содержится в должностных инструкциях каждого работника.

Нормативный срок прохождения профессиональной переподготовки для выполнения нового вида профессиональной деятельности должен составлять свыше 500 часов аудиторных занятий.

Образовательные учреждения повышения квалификации выдают слушателям, успешно окончившим курс обучения, диплом о профессиональной переподготовке государственного образца.

Профессиональная переподготовка для получения дополнительной квалификации проводится по дополнительным профессиональным программам, формируемым в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для присвоения дополнительной квалификации, устанавливаемыми Минобразования России совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции, и реализуется для специалистов, освоивших одну из основных образовательных программ высшего или среднего профессионального образования, для которых предназначена данная дополнительная квалификация. Профессиональная переподготовка для получения дополнительной квалификации проводится путем освоения дополнительных профессиональных образовательных программ (п. 2 приказа Минобразования № 2571).

Нормативный срок прохождения профессиональной подготовки для получения специалистами дополнительной квалификации должен составлять не менее 1000 часов трудоемкости.

Образовательные учреждения повышения квалификации выдают слушателям, успешно окончившим курс обучения, диплом о присвоении квалификации государственного образца.

Цель повышения квалификации — обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.

Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работника. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем. Повышение квалификации осуществляют образовательные учреждения повышения квалификации.

Повышение квалификации включает в себя следующие виды обучения (п. 7 постановления Правительства РФ № 610):

  • краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата;
  • тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия, организации или учреждения;
  • длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.

Образовательные учреждения повышения квалификации выдают слушателям, успешно окончившим курс обучения, следующие документы государственного образца (п. 28 постановления Правительства РФ № 610):

  • удостоверение о повышении квалификации — для лиц, прошедших краткосрочное обучение или участвующих в работе тематических и проблемных семинаров по программе в объеме от 72 до 100 часов;
  • свидетельство о повышении квалификации — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 100 часов.

Подготовка и переподготовка аудиторов

Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона РФ «Об аудиторской деятельности» каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым уполномоченным федеральным органом. Обучение по программам повышения квалификации осуществляется лицами, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности.

Согласно п. 3.1 правила (стандарта) аудиторской деятельности «Образование аудитора», каждый аттестованный аудитор должен ежегодно проходить курс повышения квалификации в объеме не менее 40 часов по программе, разработанной и утвержденной ЦАЛАК, в УМЦ или иных организациях, определяемых ЦАЛАК и утверждаемых Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации. При этом согласно п. 4.5 указанного правила (стандарта) подтверждением повышения квалификации аудитора является документ установленного образца о прохождении ежегодного повышения квалификации в УМЦ или иных организациях, определяемых ЦАЛАК, в объеме не менее 40 часов.

Следовательно, для аудиторских организаций правомерно отнесение расходов на обучение аудиторов к расходам на повышение квалификации.

Бухгалтерский и налоговый учет этих расходов

В целях рациональной организации бухгалтерского учета расходов на обучение представляется целесообразным отражать:

  1. На счете 26 «Общехозяйственные расходы» по субсчету «Расходы, учитываемые для целей налогообложения» оплату услуг образовательных учреждений при соблюдении одновременно следующих условий:
    • обучаемые физические лица состоят в штате предприятия;
    • наличие договора с образовательным учреждением;
    • услуги по обучению были оказаны российскими образовательными учреждениями, имеющими соответствующую лицензию, либо иностранными образовательными учреждениями, имеющими соответствующий статус;
    • обучение связано с производственной необходимостью — наличие определенных навыков у обучаемого работника, связанных с предметом обучения, закреплено в должностной инструкции данного работника;
    • порядок обучения соответствует разработанным предприятием учебным планам и программам для подготовки и переподготовки специалистов;
    • обучение подтверждено соответствующими документами — по окончании обучения работником были получены соответствующие документы (дипломы, свидетельства, удостоверения);
    • данные расходы не связаны с обучением работников в средних и высших специальных учебных заведениях при получении ими высшего и среднего специального образования.
  2. На счете 26 «Общехозяйственные расходы» субсчет «Расходы, не учитываемые для целей налогообложения» — если не выполняется хотя бы одно из перечисленных выше условий.
  3. На счете 91 «Прочие расходы» субсчет 2 «Внереализационные расходы» также учитываются расходы на обучение, если они связаны с обучением работников в средних и высших специальных учебных заведениях при получении ими высшего и среднего специального образования.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector