Разработка проектов нормативов образования отходов

ПНООЛР — этапы разработки проекта, расшифровка, обновление закона в 2019 году

Экологическая ситуации не становится лучше. Виной тому служат предприятия, которые не соблюдают требований экологических нормативов. Особенно это касается вновь открытых компаний, которые стараются соблюдать режим экономии, в том числе и на экологической безопасности. Именно поэтому отечественные законодатели вынуждены принимать соответствующие законы. Один из таких – ФЗ – 89 от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления».

Как расшифровать ПНООЛР

В соответствии с нормативами ФЗ-89, предприниматели, вне зависимости от формы организации предприятия, обязаны разрабатывать ПНООЛР, а его расшифровка: проект нормативов образования отходов и лимитов их размещения. Методические рекомендации при разработке ПНООЛР указаны в приказе 349 Минприроды РФ от 5 августа 2014 г.

Статья 11 ФЗ-89 описывает какие организации должны иметь документ. Это любые организации и предприятия в результате деятельности которых образуются опасные отходы.

Логично, что любая организация образует отходы. Но документ требуется для компаний, деятельность которых связана с образованием именно опасных и вредных отходов, влияющих негативно на окружающую среду и людей.

ПНООЛР должны иметь и граждане, которые занимаются предпринимательством без получения статуса юридического лица.

С 1 января 2019 года в статью 18 ФЗ-89 вносятся изменения, устанавливающие новый порядок нормирования деятельности при обращении с отходами.

C 1 января 2019 года ПНООЛР по статье 18 ФЗ-89 необходимо будет разрабатывать при I и II категории. Такие категории присваиваются объектам, оказывающим негативное воздействие на природу. При установлении категорий, основываются на критериях. Выделяют категории I, II, III, IV, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации.

Процесс разработки: этапы, какие документы нужны

Приступать к созданию ПНООЛР целесообразно как минимум за полгода до появления проверяющих органов. Можно самостоятельно разработать необходимые нормативы, но лучше обратиться в специальные организации. Практика показывает, что этот вариант экономный и менее трудозатратный.

Обратившись в компанию, этапы разработки будут следующими:

  1. Предоставление компании исходных данных, таких как: технологических карт, результаты замеров выбросов прошлого года;
  2. Эколог должен лично посетить предприятие и оформить список отходов по кодам ФККО. Инвентаризация источников загрязнения или образования отходов — специалист отмечает процессы, в результате которых образуются отходы и территорию на которых их хранят или утилизируют;
  3. Подготовка проекта: расчет объема образуемых отходов. На этом же этапе определяют класс опасности образующихся отходов. Параллелльно на предприятии должны быть проведены работы:
    • по учету количества отходов;
    • оборудование мест хранения отходов;
    • оформление паспорта отходов с описанием класса опасности;
    • получить лицензию на сбор, транспортировку и размещение отходов I — IV класса опасности.
  4. Согласование проекта в Росприроднадзоре. ПНООЛР должен быть составлен в 2х экземплярах: один для Росприроднадзора, второй — для самой организации, для которой проект рзрабатывается.

Пакет ПНООЛР включает в свой состав следующие материалы:

  1. Общие данные о предприятии
  2. Информацию, о его деятельности
  3. Данные об образующихся производственных отходах
  4. Расчет норм образования отходов
  5. Карта движения отходов
  6. Информация о мерах, принимаемых по отношению к отходам
  7. Иные параметры опасных отходов.

Документы, необходимые для разработки Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР):

  1. Учредительные документы, в т.ч.:
    • Полное наименование юр. лица (сокращенное наименование, фирменное наименование, организационно-правовая форма)
    • Юридический адрес
    • Фактический адрес местонахождения
    • Адреса всех филиалов предприятия
    • Почтовый адрес
    • выписка ЕГРЮЛ
    • Номера телефонов, факса, адрес электронной почты юр. лица
    • ИНН, дата постановки на учет, серия и номер свидетельства (копия свидетельства о постановке на налоговый учет)
    • Коды ОКПО, ОКОПФ, ОКВЭД, ОГРН, ОКАТО
    • ФИО директора предприятия
    • Копия свидетельства о государственной регистрации юр.лица
  2. Платежное поручение с живой печатью банка об оплате гос.пошлины за выдачу лимитов.
  3. Перечень всех видов образующихся отходов производства и потребления.
  4. Копии паспортов на отходы I-IV классов опасности, акты отбора проб и протоколы биотестирования на отходы V класса опасности
  5. Сведения об основных направления деятельности предприятия (краткая информация о производственно-хозяйственной деятельности предприятия)
  6. Договор аренды или свидетельство собственности на право землепользования, здания, помещения и сооружения с графическим материалом по расположению занимаемой территории.
  7. План-схема предприятия с размерами территории и обозначением мест временного накопления отходов (контейнеров, бочек, площадок)
  8. Численность работников предприятия
  9. Основные производственные показатели работы
  10. Перечень структурных подразделений предприятия
  11. Наличие объектов хранения и захоронения отходов, находящихся в собственности, владении, пользовании
  12. Наличие прилегающей территории (её площадь)
  13. Сведения об арендаторах
  14. Наличие лицензии на сбор, транспортировку, использование, обезвреживание и размещение отходов производства и потребления у предприятия.
  15. Перспектива развития предприятия в ближайшие 5 лет, которая влечет увеличение количества отходов.
  16. Наличие медпункта, мест общественного питания
  17. Описание технологических процессов по каждому структурному подразделению (цеху, участку), производственные операции, производимая продукция, используемое сырье и материалы.
  18. Режим работы предприятия
  19. Наличие очистных сооружений сточных вод, установок для водоподготовки,пылеулавливающих и газоочистных установок (в случае наличия — паспорта на данные установки).
  20. Справка о расходе сырья, материалов и топливно-энергетических ресурсов (фактически, предыдущий или настоящий год, план на будущий год)
  21. Справка о транспортных средствах, находящихся на балансе предприятия с указанием марки, количества, планируемого пробега, мест их стоянки (хранения), технического обслуживания и ремонта.
  22. Сведения о применяемом технологическом оборудовании.
  23. Количество и марка люминесцентных ламп.
  24. Статистические данные об образовании, размещении, использовании, обезвреживании отходов за последние 3 года (при наличии подтверждающие документы: акты выполненных работ, акты приема-передачи и т.д.)
  25. Сведения о спецодежде: периодичность списания; стирка (периодичность, кто осуществляет, наличие договора). После списания, куда передается спецодежда.
  26. Площадь складских помещений, в том числе площадь, подлежащая уборке, м2.
  27. Количество ливневых канализационных колодцев, подлежащих зачистке. Способ зачистки. Периодичность зачистки, раз/год.
  28. Договора трехсторонние (образователь отходов-перевозчик-полигон) или прямые (образователь отходов – полигон) на размещение и обезвреживание отходов; договора на использование отходов; лицензии полигонов
  29. Договора на водопотребление и водоотведение, на тепло — и электроснабжение.
  30. Договора на обслуживание АТС, на обслуживание оргтехники.
  31. Доверенности от предприятия на представление интересов компании в контролирующих организациях
  32. Квалификационный аттестат об экологическом образовании ответственного за экологию на предприятии (приказ о назначении ответственного лица за охрану окружающей среды)
  33. Предыдущий проект ПНООЛР (если есть)

Для создания ПНООЛР предприниматель должен приготовить данный набор документов, но следует отметить, что у предприятий, которые занимаются разными видами деятельности, набор документов может отличаться, но, в общем, он выглядит так.

Срок создания, согласования, утверждения и действия плана

Длительность создания этого документа составляет несколько дней. Составление этого плана, дело довольно серьезное и требует от исполнителей наличия серьезных знаний в области экологического законодательства и соответствующих нормативных документов, именно поэтому, многие предприниматели, которым вменено в обязанность, иметь такой план, обращаются в специализированные компании, занимающиеся созданием таких документов. Как правило, время от постановки задачи, до получения комплекта готовой документации занимает порядка 10 – 15 дней. Но, при этом необходимо учитывать то, что в Росприроднадзоре согласование может занять до 30 дней. Стоимость — от 15 000 руб.

Длительность действия ПНООЛР для предпринимателей, занимающихся размещением опасных производственных отходов, равна сроку действия их лицензии. Если такая деятельность осуществляется на определенных территориях, например окрестности озера Байка, то ее длительность может составлять один год и в обязательном порядке подлежит пересмотру.

В других случаях длительность действия ПНООЛР равняется 5 годам.

Согласование ПНООЛР

За отходами, которые появляются в компании контроль, осуществляют несколько государственных организаций — Росприроднадзор, Роспотребнадзор, прокуратура и другие.

Существующее законодательство определило, что план должен быть согласован в надзорных и заинтересованных организациях. Длительность согласования составляет 30 — 45 суток. Но на самом деле, этот процесс может занять более длительное время.

Процесс согласования можно ускорить за счет грамотного составления документации на этапе подготовки и подачи документов.

Получение лимитов на размещение отходов

По итогам согласовывания ПНООЛР в Росприроднадзоре могут быть внесены поправки и замечания, их устраняют в оговоренный срок, все документы должны быть исправлены и по новой отправлены на вторичное согласование. В случае принятия положительного решения ПНООЛР будет утвержден и компания получит определенные лимиты на расположение отходов.

Так, компания получит подтверждение со стороны государства, согласие на заданные объемы получения отходов производства на следующий год.

В эти пределы не входят разнообразные горные породы и полезные ископаемые, которые добывают при выработке карьеров и восстановлении земель.

День, когда произошло утверждение норм и пределов — это и есть дата одобрения поданных документов и принятия решения Росприроднадзором об утверждении ПНООЛР. Информация о принятии решения в отношении того или иного предприятия (предпринимателя), должна быть размещена на официальном ресурсе Росприроднадзора.

Читать еще:  Рабочий день сокращен всего на час — детское пособие работнику не положено

Отсутствие ПНООЛР – последствия

ПНООЛР составляют для организаций разной организационной формы, в результате их деятельности происходит образование производственных отходов различного класса опасности.

Образование отходов без утверждённого ПНООЛР повлечёт за собой ряд отрицательных последствий, обозначенных в ст. 8.2. КоАП.

На простого гражданина может быть наложено взыскание до 2 000 рублей, на должностных лиц до 30 000 рублей, граждан, которые занимаются предпринимательством без получения статуса юридического лица до 50 00 руб., на предприятие 50 000 руб. или остановка его работы на срок до 90 суток.

В случае тяжких последствий возникших из-за отсутствия ПНООЛР, может наступить и уголовная ответственность.

Пример ПНООЛР

В план должны входить следующие пункты:

  • Сведения о гражданине занятым предпринимательской деятельностью без получения статуса юридического лица или предприятии.
  • Данные о хозяйственной и другой деятельности, в результате работы, которого образуются промышленные и иные отходы.
  • Информация о промышленных отходах, их состав, объемы и пр. необходимые расчеты и основание годовых норм образования производственных отходов.
  • План-схема перемещения отходов, данные об использовании или об утилизации получаемых отходов. параметры содержание получаемых отходов на срок до трех лет и аргументация максимального объема скопления отходов.
  • Параметры содержания отходов сроком более трех лет и утилизации (захоронения) полученных в процессе производства отходов. отслеживание состояния окружающей природы на площадях где размещены производственные объекты и их влияния на среду обитания вокруг.
  • Планы по минимизации объемов получения и расположения вырабатываемых отходов, организация соблюдения текущих нормативов и соответствующих правил в части обращения с производственными отходами.

Кроме этого надо подготовить данные о противоаварийных мероприятиях. план по ограничению размещения производственных отходов.

Объем и содержание пунктов может быть изменено в соответствии с особенностями работы предприятия или предпринимателя. Кроме того, согласующий орган имеет право истребовать отдельные дополнительные документы и справки.

Разработка и согласование проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР)

Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР): определение квот образования отходов на предприятии

Немного нескладная для русского языка аббревиатура ПНООЛР расшифровывается как проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Для сокращения его названия также используется название «проект НООЛР» и «проект образования отходов».

Данный проект является одним из самых важных в составе экологической документации на предприятии, поэтому к нему обычно обращено пристальное внимание со стороны инспекторов Росприроднадзора при проверке.

Как следует из полного названия, в ПНООЛР содержится информация о нормативах образования отходов на предприятии и лимитах их размещения на мусорных полигонах. Расшифруем два основных понятия из этого определения.

  • Нормативы образования отходов призваны определить количество отходов определенного вида и класса, которое предполагается к образованию на предприятии за год.
  • Лимиты на размещение отходов показывают количество отходов определенного вида, которые организация имеет право расположить на соответствующем объекте размещения за год.

Для вычисления этих нормативов и лимитов как раз и разрабатывается проект НООЛР и, по сути, это и является основной целью его разработки.

В качестве помощи в корректной разработке ПНООЛР 05.08.2014 года был выпущен Приказ Минприроды РФ № 349 под названием «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение». С полным текстом Приказа № 349 можно ознакомиться здесь .

Методические указания выражают общие требования к его содержанию и виду: показывают структуру самого проекта, методы расчета нормативов отходов, а также требования к техотчету о неизменности производственного процесса.

Сам проект ПНООЛР хоть и разрабатывается сроком на 5 лет, но требует ежегодного подтверждения актуальности и корректности представленных в нем данных путем сдачи технического отчета о неизменности производственного процесса (или, как его еще называют, технического отчета по отходам).

Кроме этого, проект невозможно разработать без наличия на предприятии паспортов отходов с I по IV класса опасности и протоколов биотестирования на отходы V класса. Если данные документы отсутствуют, то их также необходимо разрабатывать.

Кому необходим?

Разработка ПНООЛР является строго обязательной для предприятий крупного бизнеса, а также для государственных бюджетных учреждений.

Отметим, что для предприятий малого и среднего бизнеса своеобразным аналогом ПНООЛР является ежегодная отчетность по отходам .

Критерии отнесения организации к крупному бизнесу:

  • работает свыше 250 сотрудников;
  • годовая выручка свыше 2 млрд рублей;
  • размер иностранного участия в уставном капитале – свыше 25%

Помимо этого, как и упоминалось ранее, ПНООЛР необходимо разрабатывать бюджетным учреждениям (детские сады, школы, ВУЗы, больницы, МУП и т.п.), а также некоммерческим организациям. К ним можно отнести религиозные учреждения, профессиональные объединения, СНТ и различные АНО.

Зачем необходим?

Прежде всего разработка проекта НООЛР нужна самому предприятию для упорядочивания процессов по обращению с отходами.

Если же предприятие или бюджетное учреждение не проявили сознательность и в ходе проверки Росприроднадзора было выявлено отсутствие проекта образования и размещения отходов, то этот факт является серьезным нарушением законодательства и влечет за собой штраф (согласно ст. 8.2 КоАП РФ ):

  • на ответственное лицо — от 10 000 до 30 000 руб.;
  • на предприятие — от 100 000 до 250 000 руб. или приостановка деятельности на период до 3 месяцев.

Отметим, что выплата штрафа все равно не освобождает организацию от необходимости разработать проект ПНООЛР, поэтому намного выгоднее сделать это не дожидаясь визита инспектора Росприроднадзора.

Сколько стоит?

Стоимость проекта нормативов образования отходов начинается от 3 000 руб. за один отход. На стоимость влияет определенное количество факторов — к примеру, срочность выполнения работы и ее объемы, наличие на предприятии паспортов на отходы и протоколов биотестирования.

Сколько ждать?

Разработка и успешное согласование проекта ПНООЛР – процесс небыстрый по объективным обстоятельствам. По закону, процесс согласования проекта нормативов отходов Росприроднадзоре занимает от полутора месяцев, но фактически он может затянуться.

В связи с этим рекомендуем озаботиться этим вопросом как минимум за полгода до момента визита надзорных органов.

К счастью, проект НООЛР разрабатывается на пять лет вперед, с момента объявления официальной даты утверждения нормативов и лимитов по отходам.

После утверждения необходимо только подтверждать выданные нормативы и лимиты путем сдачи техотчета о неизменности производственного процесса раз в год.

Как разработать ПНООЛР самостоятельно, пошаговая инструкция в 4 шага

Разработать ПНООЛР самому своими силами с ноля – долго, трудно, но возможно. От вас потребуется внимательность, терпение, а также не лениться читать нормативную литературу, так как проверяющие органы руководствуются именной ей.

Как уже было сказано в разделе ПНООЛР – что это? главное, для чего предприятиям нужны Лимиты на отходы – это обезопасить себя от штрафов, поэтому мы будем писать эту инструкцию с этой точки зрения, чтобы инспектору сложно было к чему-либо «прицепиться». И так, как сделать проект по отходам?.

Если Ваша организация относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, то вместо разработки ПНООЛР предусмотрен дополнительный вид отчетности СМСП.
Но паспорта на отходы нужно иметь всем организациям, без исключения.

Для начала нужно определиться с перечнем образующихся отходов. При этом нужно учитывать, что проект разрабатывается на 5 лет (за некоторыми исключениями), поэтому в ПНООЛР следует включить даже те отходы, которые образуются не каждый год.
Например: отработанные аккумуляторы (по нормативам они служат 3 года), люминесцентные лампы, шлам от зачистки котлов и им подобные.

Нужно помнить, что есть список отходов, которых не может не быть и о них всегда помнят проверяющие органы. Это такие отходы, как ТБО (от деятельности сотрудников), смет от уборки территории, лампы осветительных приборов. Если у вас есть на балансе транспортное средство, то сразу спросят аж за 11 наименований отходов (это минимум).

Если у вас запланировано введение нового производства или появится техника на балансе уже после согласования Проекта, то лучше всего их сразу учесть при разработке, иначе может потребовать перерасчет и новое согласование.

Идентифицировать отходы следует по последнему обновлению ФККО (Федеральный классификационный каталог отходов). Каталог обновляется периодически, смотрите последнюю версию. Последняя цифра кода отхода обозначает класс опасности. Если на конце стоит 0, значит это объединяющая группа, либо класс опасности не определен.

Составляем паспорта отходов. По закону, паспорт разрабатывается на каждый вид отхода 1-4 класса опасности, на отходы 5 класса паспорт делать не нужно, но в проекте НООЛР они должны быть учтены. По следующей ссылке можно подробно узнать, как составить паспорта на отходы. или посмотреть химический и/или компонентный состав отходов, то переходите по ссылкам.

Читать еще:  Фнс напомнила признаки неблагонадежного контрагента

Проект НООЛР, в зависимости от уровня надзора, разрабатывается в соответствии с:

  1. Приказом МПР РФ № 349 от 05.08.2014 г. Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для предприятий федерального уровня надзора.
  2. методическими указаниями утвержденными региональными органами экологического надзора (контроля) для предприятий регионального уровня надзора.

Методики, в целом, близки, но могут различаться видом таблиц, их последовательностью и так далее. Поэтому нужно внимательно читать региональные методики. Хорошая новость в том, что федеральная методика едина для всей России.

Предприниматели и юридические лица должны рассчитать годовые нормативы образования отходов (расчет лимитов отходов), суммарное количество отходов (исходя из удельных нормативов и/или объемов выпущенной продукции), а также представить действующие договоры на передачу отходов с копиями действующих лицензий.

Начиная с 2016 года введен Экологический сбор – это плата за невыполнение норматива утилизации отходов от использования производимых или импортируемых вами товаров и упаковки, указанных в распоряжении Правительства РФ от 24.09.2015 N 1886-р. Наш совет — выполнять данные нормативы, так как это выходит дешевле, чем платить сбор.

При заключении данных договоров желательно прописывать список передаваемых отходов, а также проверить лицензию на предмет ее действия.

Если у Вас заключен договор с организацией, которая только транспортирует отходы, то следует сделать себе копию договора и лицензии между данной организацией и полигоном (или иным конечным пунктом отходов).

В методических указаниях обычно хорошо описан: порядок и содержание разделов. Описательные разделы не должны вызвать затруднений у предприятий. Просто официальным языком по порядку в свободной форме пишите то, что от Вас хотят.

Если у вас есть места размещения отходов, установки по утилизации, обезвреживанию отходов, то Вам нужно иметь лицензию на соответствующие виды деятельности, а также привести данные объекты в соответствие с требованиями закона.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.07.2017 № 1589-р утвержден перечень отходов, захоронение которых запрещается. Данное распоряжение частично вступает в силу с 01.01.2018 года. Советуем проверять этот перечень. (Скачать таблицу Excel)

Ответственный момент – это расчет образования отходов (Ваш годовой норматив). Считать допускается рекомендованными методами.

Лучше всего, считать на максимум. То есть использовать методы расчета, количество произведенного продукта, затраченных материалов и т.п., чтобы у Вас получились нормативы с запасом. Плату за НВОС можно рассчитать по фактической массе отходов, а вот если превысите лимиты, то заплатите в пятикратном размере за сверхлимит.

Методы расчета образования отходов подробно описаны в Методиках. Выбирают их в зависимости от возможности использования исходных данных. То есть, если у Вас предприятие только начинает работать, то Вы не сможете пользоваться статистическим методом, так как не имеете данных за 3х летний период.

  1. Метод расчета по материально-сырьевому балансу
  2. Метод расчета по удельным отраслевым нормативам образования отходов
  3. Расчетно-аналитический метод
  4. Экспериментальный метод
  5. Метод расчета по фактическим объемам образования отходов (статистический метод)

Расчет образования отходов нужно проводить в соответствии с методиками, удельными нормативами и пр. Обязательно указывать источники информации, откуда взяты формулы и характеристики для расчета.

Рассчитанное количество отходов (в тоннах) заносится в таблицы, образцы которых, обычно, приведены в приложении к Методическим указаниям. Таблицы в проекте тесно связаны, информация в них не должна противоречить, всегда полезно считать контрольные суммы для самопроверки.

Шаг 4, подготовка к сдаче проекта

Формируете, распечатываете проект НООЛР и сохраняете копию на электронный носитель.

Прикладываете схему расположения мест накопления отходов.

Прикладываете копии договоров на передачу отходов и копии лицензий, в том числе Ваших, при их наличии.

Прикладываете копию сопроводительного письма о сдаче паспортов отходов.

Скачиваете образец заявления с сайта местного Управления Росприроднадзора, либо органа регионального экологического контроля, заполняете его.

Прикладываете квитанцию, об оплате госпошлины за выдачу лимитов.

Если у Вас не будет действующих договоров на передачу каких-либо отходов или у организаций будет просроченная лицензия или ее нет, то проект не будет согласован.

Проект действует 5 лет. Утвержденные нормативы и лимиты на размещение отходов действуют 1 год и продляются сдачей ежегодного технического отчета (техотчета) по обращению с отходами.

По всем вопросам, в том числе, если вам требуется помощь или Вы хотите заказать разработку ПНООЛР, пишите в наш адрес.

Для многих организаций требуется разрабатывать проект ПДВ и получать разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Чтобы понять нужно ли это вам, переходите на страницу Проект ПДВ — что это?

Кто должен разрабатывать ПНООЛР?

На основании чего необходимо разрабатывать проект ПНООЛР?

Если опираться на требования статьи 18 Закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», то проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение требуется разрабатывать предприятиям, деятельность которых сопровождается образованием отходов производства и потребления. И тут, казалось бы, все предельно ясно: если есть отходы – предприятие обязано разрабатывать ПНООЛР. Тем не менее, остается множество вопросов, которые возникают у руководителей и специалистов по охране окружающей среды. Например, как быть с проектом у филиалов организаций? Как поступить в случае аренды территории или помещений для осуществления хозяйственной деятельности? Необходимо ли разрабатывать проект предприятиям, относящим себя к МСП? Для всех ли видов отходов разрабатывается проект?

Когда разработка проекта по отходам не требуется?

Начать хотелось бы непосредственно с видов образующихся отходов. Разработка проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение касается только отходов производства и потребления. Согласно Приказу МПР №50 от 25. 02.2010 г. она не затрагивает деятельность, в ходе которой образуются медицинские, радиоактивные или биологические отходы. Эти же отходы не включаются в проект ПНООЛР при наличии отходов производства и потребления на предприятии, для которых разработка проекта является обязательным требованием.

По этой же причине ни проект, ни паспорта опасных отходов не нужно делать предприятиям с медицинским ОКВЭДом.

Разработка проекта по отходам для филиалов предприятия.

При наличии на предприятии филиалов или обособленных подразделений существует два варианта развития ситуации, в основном зависящих от территориального расположения их относительно друг друга.

  1. Если филиалы предприятия территориально располагаются в различных субъектах РФ, то разрабатывать проект ПНООЛР требуется для каждого филиала отдельно. Разработка в данном случае единого проекта по отходам будет являться причиной для отказа в утверждении и согласовании лимитов в контролирующей организации.
  2. Если же филиалы предприятия располагаются на территории единого субъекта РФ, то правомерной будет разработка как единого проекта для всех филиалов, так и для каждого филиала отдельно. Данное решение принимает только руководитель предприятия.

Вопросы разработки проекта арендаторами и арендодателями.

Часто возникает вопрос о том, арендатор или арендодатель должен разрабатывать проект по отходам при предоставлении помещений и территорий в аренду. Стоит отметить, что данное условие в первую очередь определяется договором аренды. Если в нем будет прописано, что образуемые арендатором отходы следует передавать в собственность арендодателя (при его на то разрешении), то это следует оформить отдельным договором. Номер этого договора указываться в проекте ПНООЛР, разрабатываемом арендатором. Эти же отходы должны быть включены и в проект, который разрабатывается арендодателем. При этом ему не нужно получать лицензию по обращению с теми отходы, которые приняты от арендатора.

Если отходы арендатора не передаются арендодателю, то и проект по отходам разрабатывается им самостоятельно.

В каких случаях не требуется разработка проекта или он разрабатывается по упрощенной форме?

ПНООЛР не разработается предприятиями, образующими отходы только в одном случае – если они относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП). Для таких предприятий существует определенная форма отчетности по образующимся, обезвреженные и используемым отходам (или отчетность МСП). Требования к таким отчетам устанавливаются Приказом Минприроды России от 30.11.2010 № 530.

Для некоторых предприятий существует возможность разработки проекта по отходам не в полном объеме. Это возможно при:

  • объеме образования отходов менее 150 тонн в год;
  • в случае отсутствия на предприятии отходов 1 и 2 классов опасности;
  • при образовании отходов 3 класса опасности менее 5% от общего объема образующихся отходов производства и потребления.
Читать еще:  Сегодня на форуме: работа с «1с»

Кто может разработать проект?

Если предприятие уже выяснило, что ему требуется разработка проекта образования отходов и лимитов на их размещение, то приступить к ней следует незамедлительно Это позволит избежать многотысячных штрафов за нарушение природоохранного законодательства, а также снизит размер экологических платежей При отсутствии проекта платежи за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) считаются в 25-кратном размере, с 2019 года – в 100-кратном.

Разработку проекта ПНООЛР предприятие может провести своими силами. В большинстве же случаев руководство предпочитает обращаться в специализированные организации, занимающиеся составлением и согласованием экологической документации. В данном случае, стоимость работ будет составлять от 29900 рублей. Срок в среднем занимает около одного месяца.

Какие исходные документы требуется предоставить?

Для разработки проекта ПНОЛР предприятие подготавливает ряд документов. В их число войдут:

  1. Сведения о самом предприятии – наименование, адреса местонахождения, контакты, реквизиты, правоустанавливающие документы на землю и помещения, сведения о технологическом процессе и исходных материалах, используемых в нем.
  2. Копии договоров со специализированными организациями на прием отходов от предприятия.
  3. Форма отчетности 2-ТП отходы.
  4. Сведения об имеющемся оборудовании для переработки и обезвреживания отходов.
  5. Копия лицензии на обращение с отходами.
  6. Сведения о местах временного накопления отходов на предприятии.
  7. Копии утвержденных паспортов или лабораторных протоколов о химическом составе отходов при их наличии.
  8. Схема промплощадки с нанесенными на нее местами образования отходов.
  9. Прочие документы, касающиеся процессов образования и обращения с отходами или деятельности предприятия в целом.

Особую сложность вызывает наличие документов на вывоз и размещение/утилизацию отходов. К ним можно отнести:

  • договор на вывоз отходов,
  • наличие лицензии,
  • договор с полигоном,
  • наличие лицензии у полигона и уведомления о внесении в реестр.

Состав проекта и дальнейшее согласование.

Сам проект ПНООЛР представляет собой экологический проект, основной целью которого выступает нормирование количества образования отходов на предприятии.

Состав проекта полностью характеризует деятельность предприятия по обращению с отходами, дает их полное описание. Он предусматривает мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду и устанавливает нормативы на образование всех видов отходов.

Обычно в состав проекта входят следующие разделы:

  1. Раздел, дающий характеристику самому предприятию и виду его деятельности, включающий реквизиты, описание производственных площадок и их адресов, и характеристику технологии.
  2. Следующим разделом выступает описание производственного процесса, как источника образования отходов. Зачастую данный раздел оформляется в виде блок-схем движения образующихся отходов внутри предприятия.
  3. Далее приводится раздел, в котором дается характеристика паспортов отходов, которые разрабатываются как самим предприятием, так и организацией, разрабатывающей проект по отходам.
  4. Очередной раздел посвящен расчетом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
  5. В разделе по операционному движению отходов дается описание отходам, которые передаются для дальнейшего обращения сторонним предприятиям.
  6. Далее описываются места, расположенные внутри предприятия и предназначенные для временного накопления отходов.
  7. В следующем разделе дается описание установок по обезвреживанию и переработке отходов, используемых предприятием.
  8. Далее дается характеристика объектов, на которых предприятие размещает отходы
  9. После описывается система наблюдения за состоянием экологии в местах размещения отходов предприятием.
  10. Приводится характеристика мероприятий, направленных на уменьшения влияния отходов на окружающую природную среду.
  11. Последним разрабатывается раздел с предложениями по лимитам размещения отходов.

Далее уже следуют приложения. Они включают заверенные копии договоров, лицензий, карт и т.п.

Готовый проект направляется на согласование в Росприроднадзор, где проверяется в течение 30 рабочих дней. По окончании проверки при положительном результате согласования для предприятия утверждаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Ответственность в случае отсутствия проекта по отходам.

Ответственность за отсутствие проекта устанавливается статьями 8.1 и 8.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ. По первой статье в случае отсутствия разработанного и утвержденного проекта на предприятие налагается штраф в размере до 100 тысяч рублей. По второй статье ответственность возникает при неверном обращении с образующимися отходами и обойдется предприятию в сумму до 250 тысяч рублей.

Разработка и согласование проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР)

Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР): определение квот образования отходов на предприятии

Немного нескладная для русского языка аббревиатура ПНООЛР расшифровывается как проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Для сокращения его названия также используется название «проект НООЛР» и «проект образования отходов».

Данный проект является одним из самых важных в составе экологической документации на предприятии, поэтому к нему обычно обращено пристальное внимание со стороны инспекторов Росприроднадзора при проверке.

Как следует из полного названия, в ПНООЛР содержится информация о нормативах образования отходов на предприятии и лимитах их размещения на мусорных полигонах. Расшифруем два основных понятия из этого определения.

  • Нормативы образования отходов призваны определить количество отходов определенного вида и класса, которое предполагается к образованию на предприятии за год.
  • Лимиты на размещение отходов показывают количество отходов определенного вида, которые организация имеет право расположить на соответствующем объекте размещения за год.

Для вычисления этих нормативов и лимитов как раз и разрабатывается проект НООЛР и, по сути, это и является основной целью его разработки.

В качестве помощи в корректной разработке ПНООЛР 05.08.2014 года был выпущен Приказ Минприроды РФ № 349 под названием «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение». С полным текстом Приказа № 349 можно ознакомиться здесь .

Методические указания выражают общие требования к его содержанию и виду: показывают структуру самого проекта, методы расчета нормативов отходов, а также требования к техотчету о неизменности производственного процесса.

Сам проект ПНООЛР хоть и разрабатывается сроком на 5 лет, но требует ежегодного подтверждения актуальности и корректности представленных в нем данных путем сдачи технического отчета о неизменности производственного процесса (или, как его еще называют, технического отчета по отходам).

Кроме этого, проект невозможно разработать без наличия на предприятии паспортов отходов с I по IV класса опасности и протоколов биотестирования на отходы V класса. Если данные документы отсутствуют, то их также необходимо разрабатывать.

Кому необходим?

Разработка ПНООЛР является строго обязательной для предприятий крупного бизнеса, а также для государственных бюджетных учреждений.

Отметим, что для предприятий малого и среднего бизнеса своеобразным аналогом ПНООЛР является ежегодная отчетность по отходам .

Критерии отнесения организации к крупному бизнесу:

  • работает свыше 250 сотрудников;
  • годовая выручка свыше 2 млрд рублей;
  • размер иностранного участия в уставном капитале – свыше 25%

Помимо этого, как и упоминалось ранее, ПНООЛР необходимо разрабатывать бюджетным учреждениям (детские сады, школы, ВУЗы, больницы, МУП и т.п.), а также некоммерческим организациям. К ним можно отнести религиозные учреждения, профессиональные объединения, СНТ и различные АНО.

Зачем необходим?

Прежде всего разработка проекта НООЛР нужна самому предприятию для упорядочивания процессов по обращению с отходами.

Если же предприятие или бюджетное учреждение не проявили сознательность и в ходе проверки Росприроднадзора было выявлено отсутствие проекта образования и размещения отходов, то этот факт является серьезным нарушением законодательства и влечет за собой штраф (согласно ст. 8.2 КоАП РФ ):

  • на ответственное лицо — от 10 000 до 30 000 руб.;
  • на предприятие — от 100 000 до 250 000 руб. или приостановка деятельности на период до 3 месяцев.

Отметим, что выплата штрафа все равно не освобождает организацию от необходимости разработать проект ПНООЛР, поэтому намного выгоднее сделать это не дожидаясь визита инспектора Росприроднадзора.

Сколько стоит?

Стоимость проекта нормативов образования отходов начинается от 3 000 руб. за один отход. На стоимость влияет определенное количество факторов — к примеру, срочность выполнения работы и ее объемы, наличие на предприятии паспортов на отходы и протоколов биотестирования.

Сколько ждать?

Разработка и успешное согласование проекта ПНООЛР – процесс небыстрый по объективным обстоятельствам. По закону, процесс согласования проекта нормативов отходов Росприроднадзоре занимает от полутора месяцев, но фактически он может затянуться.

В связи с этим рекомендуем озаботиться этим вопросом как минимум за полгода до момента визита надзорных органов.

К счастью, проект НООЛР разрабатывается на пять лет вперед, с момента объявления официальной даты утверждения нормативов и лимитов по отходам.

После утверждения необходимо только подтверждать выданные нормативы и лимиты путем сдачи техотчета о неизменности производственного процесса раз в год.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector