Реализацию абонементов на спортивные мероприятия освободят от ндс

Организация (спортивный комплекс), оказывает услуги бассейна, имеется также тренажерный зал, зал бокса, танцевальный зал, универсальный зал. Физические лица могут заниматься как самостоятельно, так и с тренером (инструктором). В универсальных залах будут проводиться различные спортивные занятия, например баскетбол, волейбол, танцы. Какие услуги в данном случае облагаются НДС, а какие нет?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Услуги по предоставлению в пользование за плату бассейна, тренажерного зала, зала бокса, танцевального зала, универсального зала для занятий физической культурой и спортом относятся к услугам по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий для целей применения пп. 14.1 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Обоснование позиции:
Реализация на территории РФ услуг населению по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС (пп. 14.1 п. 2 ст. 149 НК РФ).
Понятие услуги по организации и проведению физкультурных и физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, а также перечень услуг, в отношении которых применяется указанное освобождение от налогообложения НДС, НК РФ не предусмотрены. В этой связи они применяются в том значении, в каком они используются в иных отраслях законодательства (п. 1 ст. 11 НК РФ).
С учетом п.п. 26, 29 ст. 2 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее — Закон N 329-ФЗ) под услугами по организации и проведению физкультурных мероприятий, оказанными населению, понимаются услуги по проведению организованных занятий граждан физической культурой в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития (смотрите, например, письма Минфина России от 25.07.2018 N 03-07-11/52210, ФНС России от 08.11.2016 N СД-4-3/21104@).
В отношении понятия физкультурно-оздоровительных мероприятий в письме Минспорта России от 21.02.2013 N 05-06-10/889 (смотрите также письмо Минфина России от 30.04.2013 N 03-07-07/15366) было сообщено, что федеральное законодательство не содержит определения данного понятия. При этом было дано понятие физкультурно-оздоровительным услугам, под которыми понимается деятельность исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя в поддержании и укреплении здоровья, физической реабилитации а также проведении физкультурно-оздоровительного и спортивного досуга (соответствует определению, данному в п. 3.1 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 52024-2003 «Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования»).
Судебная практика, по сути, приравнивает услуги по организации и проведению физкультурных мероприятий к услугам по организации и проведению физкультурно-оздоровительных мероприятий (постановления АС Северо-Западного округа от 11.02.2016 N Ф07-2346/16 по делу N А56-20960/2015, Тринадцатого ААС от 15.06.2016 N 13АП-9831/16).
Под спортивными мероприятиями понимаются спортивные соревнования, а также тренировочные мероприятия, включающие в себя теоретическую и организационную части, и другие мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям с участием спортсменов (п. 19 ст. 2 Закона N 329-ФЗ).
Согласно разъяснениям Минфина России услуги, оказываемые населению по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий на территории фитнес-клуба, как индивидуально, так и под руководством тренера, освобождаются от налогообложения НДС (письма Минфина России от 13.04.2015 N 03-07-07/20872, от 03.02.2015 N 03-07-07/4071).
Как следует из письма ФНС России от 08.11.2016 N СД-4-3/21104@, операции по реализации услуг по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, оказываемые фитнес-центрами, освобождаются от налогообложения НДС при условии, что реализуемые услуги соответствуют понятиям, установленным Законом N 329-ФЗ (смотрите также письмо ФНС России от 10.12.2014 N ГД-4-3/25567).
При этом ранее Минфин России и ФНС России сообщали, что по вопросам отнесения конкретных видов услуг к услугам по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий следует руководствоваться перечнем услуг физической культуры и спорта, предусмотренным Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93. От налогообложения НДС освобождаются услуги по организации и проведению физкультурных и оздоровительных мероприятий, поименованные в названном классификаторе и оказываемые населению (письма Минфина России от 31.01.2012 N 03-07-07/12, ФНС России от 31.07.2013 N ЕД-4-3/13881@).
Налоговые органы отмечали, что услуги физической культуры и спорта включены в группу 07, подгруппу 071000 «Проведение занятий по физической культуре и спорту, проведение спортивно-зрелищных мероприятий», в соответствии с которой проведение занятий по физической культуре и спорту соответствует кодам 071100-071167, а проведение спортивно-зрелищных мероприятий — кодам 071200-071214 (письма УФНС России по г. Москве от 30.03.2012 N 16-15/27672, от 01.12.2011 N 16-15/166614). Услуги, которые относились к подгруппе 072000 «Предоставление объектов физической культуры и спорта для населения, прочие услуги физической культуры и спорта», налоговые органы не упоминали в качестве освобождаемых от налогообложения НДС.
Вместе с тем в постановлениях АС Северо-Западного округа от 11.02.2016 N Ф07-2346/16 по делу N А56-20960/2015, Тринадцатого ААС от 15.06.2016 N 13АП-9831/16 судьи поддержали налогоплательщика, которой не облагал НДС услуги по занятиям, в частности, в тренажерном зале, бассейне, в ринге и зоне бокса (по мнению налоговой инспекции услуги, оказываемые обществом следовало квалифицировать как предоставление объектов физической культуры и спорта для населения, прочие услуги физической культуры и спорта.). При этом дополнительные услуги (в частности, аренда полотенец; аренда сейфов; аренда шкафчиков; предоставление во временное пользование залов спортивных игр для занятий) налогоплательщик относил к операциям, облагаемым НДС в общеустановленном порядке.
При этом в постановлении Шестого ААС от 13.04.2016 N 06АП-957/16 налоговый орган согласился с тем, что предоставление в аренду физическому лицу спортивного игрового зала для проведения занятий по баскетболу согласно расписанию подпадает под действие пп. 14.1 п. 2 ст. 149 НК РФ.
В рассматриваемой ситуации спортивный комплекс предоставляет в пользование населению за плату бассейн, тренажерный зал, танцевальный зал, зал бокса, универсальный зал.
Отметим, что оказание физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг предполагает, что занятия и тренировки следует проводить в присутствии тренера (преподавателя, инструктора) и при наличии в физкультурно-оздоровительном или спортивном сооружении медицинского работника; для потребителей услуг необходимо проводить инструктаж по безопасности, учитывающий специфику физкультурно-оздоровительных занятий, тренировок и соревнований по конкретным видам спорта (п.п. 4.3.5, 4.3.7 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 52025-2003 «Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Требования безопасности потребителей»).
В этой связи мы полагаем, что оказание услуг по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий (которые включает в себя услуги по проведению организованных занятий граждан физической культурой) может заключаться в создании (организации) необходимых условий для занятий физическими лицами физической культурой и спортом. Создав такие необходимые условия, спортивный комплекс, предоставляя в пользование за плату соответствующие объекты для занятий физической культурой, оказывает услуги по проведению организованных занятий граждан физической культурой.
Полагаем, что по этой причине в последних разъяснениях Минфина России и ФНС России не упоминается о необходимости использования классификаторов для отнесения конкретных видов услуг к услугам по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий (пп. 14.1 п. 2 ст. 149 НК РФ также не обязывает налогоплательщиков при квалификации оказываемых услуг руководствоваться какими-либо классификаторами (ОКУН, ОКВЭД2 или ОКПД2)) и допускается, что услуги по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий могут оказываться как индивидуально, так и под руководством тренера при условии, что они соответствуют понятиям, установленным Законом N 329-ФЗ.
Соответственно, то обстоятельство, что, например, в бассейне или тренажерном зале физические лица могут заниматься самостоятельно (не под руководством тренера (инструктора)) не свидетельствует о том, что организация не оказывает услуги по проведению организованных занятий граждан физической культурой в целях пп. 14.1 п. 2 ст. 149 НК РФ.
С учетом изложенного выше мы придерживаемся мнения, что услуги по предоставлению в пользование за плату бассейна, тренажерного зала, зала бокса, танцевального зала, универсального зала для занятий физической культурой и спортом относятся к услугам по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий для целей применения пп. 14.1 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Читать еще:  Оценка и управление налоговыми рисками организации

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Арыков Степан

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

31 августа 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Проведение спортивных мероприятий и реализация входных билетов не облагаются НДС

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики в части вопросов применения налога на добавленную стоимость сообщает.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ (далее — Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав. При этом статьей 149 Кодекса установлен перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) налогом на добавленную стоимость.

Так, в соответствии с подпунктом 14.1 пункта 2 статьи 149 Кодекса от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождены услуги, оказываемые населению, по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.

Кроме того, подпунктом 13 пункта 3 статьи 149 Кодекса предусмотрено освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость операций по реализации входных билетов, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, организациями физической культуры и спорта на проводимые ими спортивно-зрелищные мероприятия; оказание услуг по предоставлению в аренду спортивных сооружений для подготовки и проведения указанных мероприятий. При этом конкретный перечень услуг Кодексом не предусмотрен. По нашему мнению, при решении вопросов применения освобождения от налогообложения следует руководствоваться Федеральным законом от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», а также Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93.

Об освобождении от налогообложения НДС проведения спортивных мероприятий

Статья 149 Налогового кодекса РФ содержит перечень услуг социальной направленности, реализация которых населению освобождается от обложения НДС.

Читать еще:  Фнс предостерегла инспекции от доначисления ндфл на расходы налогоплательщиков

Согласно нормам подпункта 14.1 пункта 2 и подпункта 13 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ НДС не облагаются:

  • услуги, оказываемые населению, по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;
  • операции по реализации входных билетов, форма которых утверждена как бланк строгой отчетности, организациями физической культуры и спорта на проводимые ими спортивно-зрелищные мероприятия;
  • оказание услуг по предоставлению в аренду спортивных сооружений для подготовки и проведения указанных мероприятий.

О вычетах нужно заявлять

Как показывает судебная практика, мало иметь право на применение льготы, для ее реализации необходимо заявлять в декларации сумму вычета по НДС. То есть о праве на применение вычетов по НДС плательщик должен заявлять путем их декларирования в подаваемых в налоговый орган декларациях. Если суммы вычетов не были указаны в декларации, это можно исправить, подав уточненную декларацию с соответствующими суммами. Инспекторы не должны самостоятельно учитывать при расчете налоговой обязанности плательщика суммы входного НДС, приходящиеся на льготную часть выручки (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 01.03.2012 № А67-3076/2011).

В другом рассматриваемом нами споре общество посчитало, что инспекторы неправомерно отказали ему в применении вычетов по НДС. Инспекторы же полагают, что фирма занизила базу по НДС в связи с неправильным применением льготы, предусмотренной подпунктом 13 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ.

Согласно подпункту 13 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению на территории России операции по реализация входных билетов, форма которых утверждена как бланк строгой отчетности, организациями физической культуры и спорта на проводимые ими спортивно-зрелищные мероприятия; оказание услуг по предоставлению в аренду спортивных сооружений для их подготовки и проведения.

Арбитражные суды объяснили причину, по которой фирма не могла применять указанную налоговую льготу. Проводимые обществом мероприятия не относятся к спортивно-зрелищным, форма документов не соответствует бланкам строгой отчетности, образец которого утвержден приказом Минфина России от 25.02.2000 № 20н «Об утверждении бланков строгой отчетности». Плательщик не заявил вычеты по НДС в декларации.

Читать еще:  Табель учета рабочего времени - форма т-13 (бланк)

Применение налоговых вычетов по НДС является правом общества, носит заявительный характер посредством их декларирования в подаваемых декларациях и может быть реализовано только при соблюдении установленных условий.

Следовательно, само по себе наличие у организации первичных документов, подтверждающих право на применение вычета, без указания суммы вычета в декларации, не позволяет уменьшить подлежащий уплате в бюджет по итогам налогового периода НДС.

Таким образом, право на применение вычетов по НДС возникает у плательщика после отражения в налоговой декларации. Соответственно, если организация не заявляет о вычетах по НДС в декларации, инспекторы не учитывают их самостоятельно при определении базы.

Недекларирование вычетов и непредставление инспекции документов, подтверждающих данные вычеты, не лишает налогоплательщиков права на их применение в дальнейшем. Такие суммы вычетов по НДС можно указать в уточненной декларации, и представить ее в налоговый орган (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.01.2012 № А67-896/2011).

Матч выиграли болельщики

Поправка касается небольшого числа налогоплательщиков. «Эти изменения затрагивают исключительно организации физической культуры и спорта, которые проводят спортивно-зрелищные мероприятия и реализуют абонементы на них. Раньше (и эти правила еще пока действуют) при реализации абонементов на спортивно-зрелищные мероприятия платили НДС по ставке 18% от стоимости абонемента», — рассказал Дмитрий Липатов, партнер компании «Деловой фарватер».

По мнению эксперта, изменения в налоговое законодательство улучшают положение налогоплательщиков. Налоговое бремя для них уменьшится, как и расходы бизнеса (на уплату НДС и на администрирование НДС). Закон вступает в силу не сразу, а по частям. «Так, пункт 1 статьи 1 этого закона вступает в силу с 01.04. 2015 года. А пункт 2 статьи 1 этого закона вступает в силу с 01.01.2016 года. Абонементы от НДС будут освобождены с 1 апреля 2015 года. Именно про них говорится в пункте 1 статьи 1 закона. Поясню по срокам: пункт 1 статьи 1 закона вносит изменения в НДС, а пункт 2 статьи 1 вносит изменения в налог на прибыль. В соответствии со статьей 2 закона он вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Этот закон опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 29.12.2014 года. Т.е. вступить в силу он сможет не ранее 29.01.2014 года. Но очередной налоговый период для НДС начинается 01.04.2015 года, а для налога на прибыль — 01.01.2016 года. Поэтому закон вступит в силу по частям и именно в эти даты», — сказал Дмитрий Липатов.

Другие эксперты также позитивно оценивают эти изменения. «Этот закон является положительным для налогоплательщиков, он сделает бизнес в сфере спорта более привлекательным для инвесторов и предпринимателей. Кроме того, он должен помочь развитию спорта в стране и повышению интереса граждан к спортивно-зрелищным мероприятиям, поскольку из-за отмены НДС на абонементы спрос на них должен возрасти, ведь цены тогда должны стать меньше. Это сделает посещение спортивно-зрелищных мероприятий более доступным, в результате у населения может вырасти интерес к занятиям спортом (самостоятельным или с помощью различных спортивных секций)», — считает Михаил Филиппов, эксперт центра «Общественная Дума».

Отметим, что возможное снижение цен на билеты сейчас окажется крайне своевременным. В условиях кризиса граждане начинают экономить на всех необязательных расходах, в том числе на билетах на концерты, в театр, в кино и на спортивные мероприятия. Хотя настоящих болельщиков это вряд ли остановит.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector