Упрощенная отчетность малого бизнеса

Упрощенная отчетность малого бизнеса

Критерии отнесения предприятий к категории малого бизнеса

Условия отнесения предприятий к категории малого бизнеса установлены ст. 4 закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ:

1. 25% предельно допустимая доля участия в уставном капитале организации:

  • РФ, субъекта или муниципального образования РФ;
  • общественных и религиозных организаций или объединений;
  • благотворительных или иных фондов.

Исключение составляют активы инвестиционных фондов.

2. Общая доля участия иностранного капитала и одного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектами малого бизнеса, не должна превышать 49%. Исключения составляют:

  • хозяйствующие субъекты, применяющие или внедряющие результаты интеллектуальной деятельности (программы ЭВМ, баз данных, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, ноу-хау), права на которые принадлежат учредителям, являющимся бюджетными или автономными учреждениями:
    • научными учреждениями;
    • образовательными организациями высшего профессионального образования;
  • юридические лица, участники которых относятся к организациям, получающим государственную поддержку инновационной деятельности согласно перечню Правительства РФ в формах, установленных законом «О науке и государственной научной политике» от 23.08.1996 № 127-ФЗ.

3. Среднесписочная численность работников — не более 100 человек за предшествующий календарный год.

4. Доход от реализации не превышает 800 млн руб. без НДС за предшествующий календарный год (п. 1 постановления Правительства от 04.04.2016 № 265).

О том, что отличает бухучет, организуемый на предприятиях, относимых к малым, читайте в материале «Особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях».

Упрощение состава отчетности

Упрощение состава отчетности выражается в сокращении числа обязательных к представлению форм. Для субъектов малого бизнеса обязательными являются отчет о финансовых результатах и бухгалтерский баланс.

Скачать актуальные бланки бухотчетности для малого предприятия можно здесь.

Дополнительные формы отчетности — отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, отчет о целевом использовании средств — представляются при необходимости пояснения дополнительных сведений для проведения детальной оценки финансового положения и результатов деятельности компании (информация Минфина России № ПЗ-3/2012, письмо Минфина от 03.04.2012 № 03-02-07/1-80).

О правилах заполнения дополнительных форм читайте в статье «Заполнение формы 3, 4 и 6 бухгалтерского баланса».

Упрощение отчетности по объему информации

Упрощается и порядок детализации данных:

  • Баланс и отчет о финансовых результатах могут включать объединенные показатели; постатейная детализация необязательна (подп. «а» п. 6 приказа Минфина России «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 02.07.2010 № 66н).
  • Малые предприятия, некоммерческие организации и участники проекта «Сколково» имеют право на применение особых (менее детальных) форм отчетности, утвержденных приказом № 66н (п. 6.1 приказа № 66н, письмо Минфина России от 27.12.2013 № 07-01-06/57795).
  • Для предоставления отчетности в электронном виде используется формат, утвержденный письмом ФНС от 16.07.2018 №ПА-4-6/13687@.
  • Если организации необходимо предоставить дополнительные формы отчетности (отчет об изменении капитала, отчет о движении денежных средств, отчет о целевом использовании средств), то она вправе включить в них только существенную информацию, важную для оценки ее финансового состояния (подп. «б» п. 6 приказа № 66н).
  • Для полного понимания особенностей формирования показателей баланса и отчета о финансовых результатах в приложении необходимо раскрыть положения учетной политики организации (информация Минфина России № ПЗ-3/2012).

В то же время за малыми предприятиями закреплено право принимать решение о выборе формы отчетности для сдачи: упрощенной либо обычной, составляемой в общеустановленном порядке (п. 6 приказа № 66н). Решение должно быть принято руководством организации.

Об особенностях составления бухотчетности для малых предприятий читайте в материалах:

Некоторые юрлица имеют право выбора формы (полной или упрощенной) для сдачи бухгалтерской отчетности в налоговый орган. К числу таких лиц относятся малые предприятия, некоммерческие организации и участники проекта «Сколково». Упрощение отчетности происходит не только за счет сокращения числа отчетов, но и путем укрупнения их показателей.

Упрощенная отчетность для малого бизнеса

Согласно закону о бухгалтерском учете № 402-ФЗ, малые предприятия могут отчитываться по упрощенной форме. Каковы особенности такой отчетности, и кто имеет право ее подавать?

Что такое упрощенная отчетность

Упрощенная отчетность включает следующие обязательные формы: бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и отчет о целевом использовании средств (для НКО). Прочие формы, а именно отчеты об изменении денежных средств и движении капитала, можно не составлять.

Преференция для малых компаний заключается не только в сокращении количества обязательных форм, но и в упрощении их структуры. Формы упрощенной отчетности содержат меньше полей по сравнению с традиционными.

Какие предприятия являются малыми

Законом установлено несколько критериев, которым должны соответствовать компании и ИП, чтобы являться субъектами малого бизнеса. Их значения периодических корректируются. На сегодняшний день действуют следующие критерии:

  • Объем дохода не более 800 млн рублей за предшествующий год. Именно дохода, а не выручки, как было ранее. При этом подразумевается весь доход, который учитывается для целей налогообложения.
  • Не более 100 работников по среднесписочной численности за прошлый год.
  • Если доля компании принадлежит юридическим лицам, то действуют ограничения:
    • доля благотворительных и иных фондов, общественных и религиозных организаций, РФ и ее субъектов, а также муниципальных образований может быть не более 25%;
    • доля иностранного юридического лица и организации, которая не относится к субъектам малого и среднего бизнеса — не более 49%.

В отдельных случаях правила, ограничивающие участие в капитале малого предприятия иных юрлиц (пункт 3), могут не применяться. Например, они игнорируются для участников проекта «Сколково» и для организаций, чья работа связана с внедрением результатов интеллектуальной деятельности (ноу-хау, компьютерных программ и т. д.). При этом прочие критерии должны исполняться.

Однако не любое малое предприятие может подавать упрощенную отчетность. Например, микрофинансовым организациям и юридическим консультациям это запрещено. Также отчитываться в полной форме должны любые организации, чья отчетность подлежит обязательному аудиту. Перечень субъектов, которые не могут подавать упрощенную отчетность, приведен в пункте 5 статьи 6 закона 402-ФЗ.

Упрощенный баланс: особенности

Форма упрощенного баланса приведена в приложении № 5 к постановлению № 66н от 02.07.2010. В соответствии с пунктом 6 этого приказа, группы статей баланса можно не детализировать.

Баланс составляется на основании данных учета, который ведется на предприятии. Субъекты малого бизнеса могут ввести учет в упрощенном варианте, изложенном Минфином в памятке от 03.06.2015 № ПЗ-3/2015. Например, разрешено не применять ПБУ 18/2. В этом случае строки, в которых отображаются отложенные налоговые активы и обязательства, в балансе будут отсутствовать. Кроме того, субъекты малого бизнеса могут не создавать резервы, за исключением резервов по сомнительным долгам. Также разрешено применять кассовый метод учета. А вот ретроспективный пересчет показателей баланса при выявлении в предыдущих периодах ошибки можно не применять. В этом случае прибыль или убыток подлежит включению в прочие доходы или расходы текущего периода.

В заключение подчеркнем, что применение упрощенной отчетности является правом малого предприятия, но не обязанностью. При желании можно составить полноценный бухгалтерский баланс и все прочие отчеты.

Бухгалтерская финансовая отчетность субъектов малого предпринимательства 2017. Форма по КНД 0710096 (бланк)

​Упрощенная бухгалтерская отчетность

В нашей консультации мы рассказывали о том, что субъекты малого предпринимательства могут вести упрощенный бухучет. О составе и сроках сдачи бухгалтерской отчетности 2017-2018 субъектами малого предпринимательства расскажем в нашем материале.

Упрощенный бухучет? Упрощенная отчетность!

Малые предприятия имеют право не только вести упрощенный бухгалтерский учет, но и формировать бухгалтерскую отчетность по упрощенной системе.

Читать еще:  Как платить налог на землю, если кадастровая стоимость участка не определена

Упрощенная отчетность предполагает составление упрощенного бухгалтерского баланса, упрощенного отчета о финансовых результатах, а для некоммерческих организаций – упрощенного отчета о целевом использовании средств.

Другие формы бухгалтерской отчетности малые предприятия могут не составлять вовсе, если посчитают, что информация в других формах не будет являться существенной для оценки финансового положения малого предприятия или его финансовых результатов (п. 6 Приказа Минфина от 02.07.2010 № 66н).

При этом при составлении упрощенной бухгалтерской отчетности в 2018 году малые предприятия руководствуются следующим подходом:

  • в бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о целевом использовании средств включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);
  • в приложениях к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, отчету о целевом использовании средств приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

В то же время право применения упрощенного бухучета не лишает малые предприятия выбора: они могут вести бухучет как «большие», а также составлять годовую отчетность в полном объеме.

Упрощенные формы отчетности

Упрощенные формы бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о целевом использовании средств для малых предприятий 2017-2018 утверждены Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н.

Приведем бланки форм упрощенной бухотчетности с графой «Код» в формате Excel.

При представлении упрощенной отчетности в налоговую инспекцию на бумаге необходимо использовать машиночитаемую форму упрощенной бухгалтерской отчетности (форма по КНД 0710096). Ранее использовалась форма с кодом по КНД 0710098. Ее нужно было представлять за 2013 — 2014 гг.

Скачать бланк формы в удобном для заполнения формате PDF можно здесь.

Когда сдавать упрощенную отчетность

Особенности в сроках представления годовой бухгалтерской отчетности для малых предприятий законом не предусмотрены. Как и все организации, не позднее 31 марта они обязаны представлять годовую отчетность по своему месту нахождения:

Если 31 марта совпадет с выходным днем, сдать отчетность можно не позднее следующего за ним рабочего дня (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

За 2016 год сдать годовую отчетность малые предприятия должны были не позднее 31.03.2017.

За 2017 год сдать годовую бухгалтерскую отчетность малые предприятия должны не позднее 02.04.2018.

Упрощенная бухгалтерская отчетность: кто сдает

Составление упрощенной бухгалтерской отчетности – это своего рода послабление, которое предоставляется далеко не всем. У бухгалтеров периодически возникают вопросы об упрощенной бухгалтерской финансовой отчетности, кто сдает ее и при каких условиях. Однако чтобы ответить на вопрос, кто сдает упрощенную бухгалтерскую отчетность, а точнее, кто имеет право сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность, необходимо определиться с тем, у кого вообще есть право на упрощенный бухучет. И связь здесь прямая: кому можно сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность, им же можно вести и упрощенный бухучет. Но это далеко не значит, что если у вас есть право вести упрощенный учет, вы должны его вести и обязаны сдавать только упрощенную финотчетность. Вы по-прежнему можете вести бухгалтерский учет в полном объеме и, соответственно, представлять полный комплект бухгалтерской отчетности. И даже если вы применяете упрощенный бухучет, сдавать весь комплект бухгалтерской отчетности вам никто не может запретить.

Какие организации сдают упрощенную бухгалтерскую отчетность?

Вести упрощенный бухучет и готовить финансовую отчетность в упрощенном формате в 2018 году имеют право лица, перечисленные в ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»:

В ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ указаны те хозяйствующие субъекты, которые не вправе вести упрощенный бухучет. К ним относятся:

  • организации, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту;
  • жилищные и жилищно-строительные кооперативы;
  • кредитные потребительские кооперативы;
  • микрофинансовые организации;
  • организации государственного сектора;
  • политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения;
  • коллегии адвокатов;
  • адвокатские бюро;
  • юридические консультации;
  • адвокатские и нотариальные палаты;
  • некоммерческие организации, внесенные в реестр иностранных агентов.

Указанный выше перечень в отношении упрощенной бухгалтерской отчетности 2017-2018 (кто может сдавать ее, а кому такое право не предоставлено) является закрытым. При этом нужно руководствоваться ч. 4 с учетом требований ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ . Это значит, что ответить утвердительно на вопрос, может ли НКО сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность, нельзя, руководствуясь лишь ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ , где указано, что некоммерческие организации относятся к тем, кто сдает упрощенную бух отчетность. В частности, нужно проверить, не относится ли такая НКО к некоммерческим организациям, включенным в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента. Если относится, то вести упрощенный бухучет такой организации нельзя.

А может ли ломбард сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность? Здесь уже нужно знать лишь то, относится ли такая организация к субъектам малого предпринимательства. Ведь прямого запрета на упрощенную отчетность в отношении ломбардов в Федеральном законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ нет.

Зарабатывай деньги

Упрощенная бухгалтерская отчетность

Что такое упрощенная бухгалтерская отчетность

Упрощенная бухотчетность отличается от обычной отчетности, прежде всего объемом (п. 1 ст. 14 закона № 402-ФЗ). В состав обычной отчетности включаются, помимо баланса и отчета о финансовых результатах, приложения к ним — отчеты о движении денежных средств, об изменениях капитала, а также пояснительная записка. Тем же, кто сдает упрощенную бухотчетность, достаточно всего двух форм: баланса и отчета о финрезультатах. Организациям, получавшим целевые средства, следует также заполнить форму отчета об их целевом использовании.

Организация, имеющая право на упрощенную отчетность, может отчитываться по обычным формам, если такой способ для него удобнее. В любом случае, тот кто имеет право сдавать упрощенную бухотчетность, должен закрепить в учетной политике — обычный или упрощенный способ он будет применять.

Второе отличие упрощенной отчетности от обычной – это сами отчетные формы. Они имеют меньшее количество строк для заполнения, а все показатели отражаются укрупненно по группам, без детализации по статьям.

Для тех, кто сдает упрощенную бухотчетность 2017, действуют формы бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н (в ред. от 06.04.2015). Приложение № 5 к приказу содержит следующие бланки упрощенной бухотчетности:

  • Бухгалтерский баланс,
  • Отчет о финрезультатах,
  • Отчет о целевом использовании средств.

Предприятие, ведущее упрощенный бухучет само решает, нужно ли сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность, или полный комплект бухотчетности с приложениями и пояснениями, если это имеет значение для оценки его финансового состояния (п. 6 приказа № 66н).

Кто имеет право сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность

Сдавать бухгалтерскую отчетность по упрощенным формам могут организации, перечисленные в п. 4 ст. 6 закона № 402-ФЗ:

  • малые предприятия, отвечающие критериям ст. 4 закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ;

К субъектам малого предпринимательства, кому можно сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность в 2017 г., относятся предприятия, у которых в прошлом году доход не превышал 2 млрд руб., а среднесписочная численность работников была максимум 250 человек. Может ли микропредприятие сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность? Очевидно, что может, поскольку они тоже входят в сектор малого бизнеса, а критерии для микропредприятий значительно ниже указанных значений.

  • некоммерческие организации (ст. 2 закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ);

Некоммерческие организации (НКО) не преследуют получение прибыли. Они создаются для реализации государственных целей в сфере образования, культуры, медицины, для ведения благотворительной деятельности и т.п. Получать доход от дополнительных платных услуг они могут, только если это не противоречит основной цели их создания. О том, может ли НКО сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность указано в п. 4 Информации Минфина РФ ПЗ-1/2015. НКО, кроме баланса и отчета о финрезультатах, в составе упрощенной отчетности представляют отчет о использовании целевых средств.

  • участники проекта «Сколково» — их деятельность регулируется законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ.
Читать еще:  Инспекция не расскажет о налоговых «грехах» контрагента

Упрощенная бухгалтерская финансовая отчетность за 2018 год

Упрощенная бухгалтерская финансовая отчетность — баланс и отчет о финансовых результатах, которые расположены на одном бланке и имеют сокращенную форму. Право предоставлять такую отчетность предоставлено организациям, относящимся к категории малого бизнеса. Расскажем подробнее, кто сдает упрощенную бухгалтерскую финансовую отчетность, и как заполнить бланк правильно. КонсультантПлюс БЕСПЛАТНО на 3 дня Получить доступ

Для субъектов малого бизнеса предусмотрен целый ряд особенностей составления годового отчета. В частности, специально для них приказом Минфина № 66н утвержден бланк КНД 0710096 — упрощенная бухгалтерская финансовая отчетность. Сроки и порядок ее направления в органы Росстата и ФНС не отличаются от установленных для всех остальных юрлиц. Единственная привилегия — маленький бланк и отсутствие обязанности давать пояснения. Разберемся подробнее, упрощенная бухгалтерская финансовая отчетность, кто сдает годовой отчет в таком виде и какие существуют исключения.

Кто считается малым бизнесом

Для начала выясним, кто имеет право на такую привилегию предусмотренную Федеральным законом от 06.12.2011 № 402 «О бухгалтерском учете», а именно, поймем, кого можно считать представителями малого бизнеса. Критерии отнесения организаций и индивидуальных предпринимателей к этой категории прописаны в действующей редакции Федерального закона от 24.07.2007 № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Так, в 2019 году малым предприятием считаются организации, у которых:

  • средняя численность работников за 2018 год не превышает 100 человек (как правильно посчитать работников, рассказано в приказе Росстата от 30.12.2014 № 739). В микропредприятии не может работать свыше 15 человек;
  • размер дохода от ведения предпринимательской деятельности не превышает 800 млн рублей за год для малых предприятий и 120 млн рублей за год для микропредприятий. Такие значения установлены правительством. Аналогичные ограничения предусмотрены для балансовой стоимости активов организации, под которой следует понимать остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов организации. Вычислить этот показатель возможно только на основании данных бухгалтерского учета.
  • доля участия в уставном капитале Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, а также общественных и религиозных организаций и благотворительных фондов, а также российских юридических лиц не превышает 25 %, а доля участия иностранных организаций — 49 %. Однако из этого правила существуют исключения. Так, ограничения по участию в уставном капитале не распространяются на хозяйственные общества и партнерства, которые работают над практическим применением результатов интеллектуальной деятельности, при условии, что исключительные права на эти результаты принадлежат их учредителям. Кроме того, требование не распространяется на организации, получившие статус участника проекта в соответствии с , и другие компании, включенные в Перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике», утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.07.2015 № 1459-р.

Важно помнить, что с 10.08.2016 ФНС России ведет единый реестр МСП и к малым предприятиям фактически относятся только те организации и ИП, которые в него включены.

Исключения из правил

Порядок того, для кого возможен упрощенный учет и упрощенная бухгалтерская финансовая отчетность, регулирует ФЗ о бухучете. В его статье 20 сказано, что такое право является одним из принципов регулирования бухучета в России. Однако не все МП имеют на это право. Так, в пункте 4 статьи 6 Закона № 402-ФЗ приведен закрытый перечень юридических лиц, которые обязаны вести полный учет, а значит, сдавать годовой отчет в полном объеме. К ним относятся:

  • жилищные и жилищно-строительных кооперативы;
  • микрофинансовые организации;
  • кредитные потребительские кооперативы;
  • нотариальные палаты;
  • юридические консультации;
  • коллегии адвокатов;
  • адвокатские бюро;
  • организации государственного сектора;
  • политические партии;
  • некоммерческие организации, которые включены в реестр, предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7 «О некоммерческих организациях», в качестве иностранных агентов.

Если организация является малым предприятием по всем критериям, но при этом является МФО, потребительским кооперативом или адвокатским бюро, упрощенная финансовая отчетность не для нее, сдавать все отчеты придется в полном варианте. Тем же организациям, которым повезло, можно скачать бланк бухгалтерской финансовой отчетности за 2018 год в конце этой статьи и заполнить его по образцу.

Упрощенная финансовая отчетность — 2019

Для упрощенного учета у субъектов малого бизнеса законодатели давно обещают разработать специальный федеральный стандарт. Однако это обещание до сих пор не выполнено, поэтому малые предприятия руководствуются целым рядом законов и нормативных актов, в частности, такой учет и отчетность регулируют:

  • Федеральный закон от 06.12.2011 № 402 «О бухгалтерском учете»;
  • Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденное приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н;
  • Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н;
  • приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»;
  • другие действующие нормативные документы по бухгалтерскому учету.

Хотя малые предприятия не должны подавать вместе с годовым отчетом пояснительную записку, в силу пункта 39 ПБУ 4/99 они имеют право предоставить контролирующим органам любую дополнительную информацию о себе. Эта информация подается в произвольной форме, так как не является утвержденным приложением к отчету.

Упрощенная бухгалтерская финансовая отчетность за 2018 год оформляется в соответствии с порядком, изложенным в информации Минфина № ПЗ-3/2015. В документе дано право самостоятельно принимать решение о включении в годовой отчет форм об изменениях капитала и движении денежных средств. Кроме того, МП может самостоятельно разработать форму отчета, используя упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах. Однако она должна быть предоставлена на утвержденном бланке — форма по кнд 0710099. За 2018 год в excel скачать бесплатно бланк можно в конце этой статьи. Что касается ИП на упрощенке без наемных работников — отчетность они предоставляют по другой форме, КНД 1152017.

Упрощенная бухгалтерская финансовая отчетность: пример заполнения

Малые предприятия имеют право раскрывать в упрощенном годовом отчете меньший объем информации, по сравнению с остальными организациями. Так, актив баланса малого предприятия состоит из одного раздела вместо двух, в нем нужно отразить всего пять показателей плюс итог. В пассиве баланса — один раздел из шести показателей плюс итог. В силу закона № 402-ФЗ, всем строкам, по которым указаны укрупненные показатели («Материальные внеоборотные активы», «Нематериальные, финансовые и другие оборотные активы»), необходимо присвоить код, соответствующий наибольшему из вошедших в сумму строки показателей.

Кроме того, заполняя строку «Материальные внеоборотные активы», необходимо включить данные о дебетовых сальдо по счетам 01, 03, 07, 08 (за исключением субсчетов 08-5 и 08-8), 15 и 60, а также указать сальдо по счету 16 и кредитовое сальдо по счету 02. Заполняя строку «Нематериальные, финансовые и другие внеоборотные активы», необходимо включить в нее дебетовые сальдо по счетам 04, 58, 97, а также субсчетам 08-5, 08-8, 55-3, 73-1 и кредитовое сальдо по счетам 05 и 59. Это определено в пункте 35 ПБУ 4/99.

Читать еще:  Основные правила ведения бухучета в тсж (нюансы)

В упрощенном отчете о финансовых результатах для малых предприятий всего семь строк вместо обычных 18, а также полностью отсутствует раздел «Справочные данные». Организация может не указывать данные о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности и не предоставлять информацию по ее сегментам. Любые события бухучета должны отражаться в отчете только из требования рациональности, как это предписано пунктом 19.4 информации Минфина. В соответствии с этим документом, при формировании бухгалтерской отчетности субъектам малого бизнеса необходимо исходить из того, что в бухгалтерской отчетности должно быть дано достоверное и полное представление о финансовом положении организации, результатах ее деятельности и обо всех изменениях в финансовом положении за год.

В качестве образца того, как должна выглядеть упрощенная отчетность (КНД 0710096), мы взяли условное ООО «Пример», скачать бесплатно бланк упрощенной бухгалтерской отчетности за 2019 год (а точнее — за 2018 год, в 2019-м он только сдается) можно в конце статьи. Фирма применяет упрощенную систему налогообложения «доходы» со ставкой налога 6 %. Она занимается оценочной деятельностью. У нее отсутствуют нематериальные, финансовые и другие оборотные и внеоборотные активы. Учетной политикой организации предусмотрено, что выручка определяется по мере поступления денег от покупателей, а расходы признаются по мере их оплаты и относятся на уменьшение финансового результата текущего периода, как это предусмотрено в ПБУ 1/2008 и ПБУ 10/99.

Упрощенная система бухгалтерского учета для малого бизнеса

На официальном сайте Минфина (minfin.ru) представлен новый документ – Информация № ПЗ-3/2010 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства» (далее – Информация № ПЗ-3/2010). В нем обобщены вопросы применения упрощенной системы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства. Как же рассматривают финансисты ведение бухгалтерского учета на малых предприятиях?

Кому предназначены рекомендации Минфина?

В очередной раз возвращаемся к проблемам бухгалтерского учета «упрощенцев» [1] . Это в первую очередь связано с перспективой введения обязательного бухгалтерского учета для всех организаций и индивидуальных предпринимателей уже с 2012 года. Напомним, что соответствующий законопроект принят Госдумой в первом чтении, его окончательное принятие планируется этой осенью. И льгот для «упрощенцев» по ведению бухгалтерского учета в нем нет.

А Минфин продолжает настаивать на том, что независимо от применяемого налогового режима организации обязаны вести полноценный бухгалтерский учет. Нормы законодательства об обществах с ограниченной ответственностью (ГК РФ, Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью») и об акционерных обществах (Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах») обязывают их вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность, а также утверждать распределение прибыли и убытков. Вышеуказанные нормы законодательства РФ подлежат применению всеми акционерными обществами и обществами с ограниченной ответственностью, включая перешедшие на УСНО (Письмо Минфина РФ от 31.05.2011 № 03-11-06/2/85).

Рекомендации, приведенные в Информации № ПЗ-3/2010, предназначены для субъектов малого бизнеса, критерии отнесения к которому определены Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». К субъектам малого предпринимательства относятся зарегистрированные в установленном порядке юридические лица и индивидуальные предприниматели, соответствующие следующим условиям:

  • для юридических лиц – суммарная доля участия в уставном капитале РФ, субъектов РФ и других указанных в законе лиц не должна превышать 25%;
  • средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек;
  • выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должны превышать предельные значения, установленные Правительством РФ, – 400 млн руб. (Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 №556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»).

Прежде чем следовать рекомендациям Минфина по ведению упрощенного варианта бухгалтерского учета, «упрощенцы» должны проверить, по всем ли критериям они подходят под категорию субъектов малого бизнеса, особенно те организации, которые имеют разноплановый состав учредителей. По таким показателям, как средняя численность работников и выручка от реализации, вопросов к «упрощенцам» возникнуть не может.

Упрощенная система бухгалтерского учета

Принципы построения и ведения бухгалтерского учета определяются в учетной политике. Учетная политика – это принятая совокупность способов ведения бухгалтерского учета: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности (ПБУ 1/2008 [2] ).

Учетная политика должна обеспечивать:

  • полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);
  • своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);
  • большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);
  • отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);
  • тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);
  • рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины организации (требование рациональности).

Для субъектов малого предпринимательства при выполнении прочих требований к учетной политике важным является требование рациональности. Из этого исходит и Минфин в своих рекомендациях. Условия хозяйствования и величина организации имеют решающее значение при организации бухгалтерского учета субъектов малого бизнеса.

Предпочтительные формы ведения бухгалтерского учета. Субъектам малого предпринимательства рекомендованы в качестве предпочтительных следующие организационные формы ведения бухгалтерского учета (в зависимости от объема учетной работы):

  • ввести в штат должность бухгалтера;
  • передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации (централизованной бухгалтерии) или бухгалтеру-специалисту;
  • вести бухгалтерский учет лично руководителем.

Данные варианты предусмотрены Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», также Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации [3] .

Какой вариант выбрать руководителю малого предприятия? Ответ на этот вопрос зависит прежде всего от объема учетной работы. Во-вторых, важным фактором являются личные предпочтения руководителя: кому-то нравится работать со своим бухгалтером, а кому-то проще передать ведение бухгалтерского учета и сдачу всей отчетности сторонней организации.

Только вариант ведения бухгалтерского учета лично руководителем представляется сомнительным. Например, руководителю
аудиторской фирмы не составляет никакого труда вести бухгалтерский учет и сдавать отчетность своей организации. А вот руководителю строительной организации, наверное, это будет сделать сложно. Все-таки каждый должен заниматься своим делом.

Сокращенный вариант рабочего плана счетов. Для практической реализации требования рациональности Минфин предлагает сократить количество синтетических счетов в принимаемом субъектом малого бизнеса рабочем плане счетов бухгалтерского учета по сравнению с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций [4] . Данные рекомендации приведем в таблице 1.

Упрощенный вариант рабочего плана счетов

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector