Ужесточается ответственность за работу иностранцев без договора

Штрафы работодателю за иностранного работника в 2019 году: какие штрафы ждут работодателя за работу иностранных граждан без документов и за нелегальных работников без оформления

В современных реалиях экономики множество компаний и частных лиц в России прибегают к использованию труда иностранных работников для организации своей деятельности.

Однако привлечение иностранного труда, с точки зрения процесса оформления и дальнейшего ведения учета иностранных кадров, значительно отличается от правил оформления граждан РФ и регламентируется специальным трудовым и миграционным законодательством, нарушение которых приводит к штрафу за привлечение иностранной рабочей силы.

Наиболее распространенные случаи нарушения миграционного и трудового законодательств работодателем и штрафы работодателю за нелегалов и иностранцев мы подробно рассмотрим в нашей статье.

Будем надеяться, что эта информация позволит работодателям избежать штрафа за привлечение иностранцев к работе в организации.

Для более удобного перемещения по странице вы можете воспользоваться навигацией:

Самые частые штрафы работодателю за иностранца и размер суммы штрафов

Чаще всего работодателя мигранта штрафуют за:

  • Отсутствие полного пакета документов;
  • Нарушение трудового законодательства;
  • Уклонение от оформления трудового договора;
  • Нарушение государственных нормативных требований охраны труда;
  • Непроведение или неправильное проведение оценки условий труда на рабочих местах;
  • Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей;
  • Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

Нарушение предусмотренных законом правил миграционного учета влечет за собой административные штрафы и иные меры воздействия, как на работодателя, так и на рабочего-мигранта, при этом в роли работодателя может выступать как юридическое, так и физическое лицо.

В данном материале мы постарались более подробно рассмотреть информацию именно о штрафах работодателю за мигранта в организации или при работе у частного лица, чтобы окончательно разобраться в вопросе правильного оформления трудовой деятельности иностранцев со стороны работодателя и ответить на вопрос, как не допустить штраф за иностранного рабочего в организации.

Наиболее распространенные нарушения, за которые работодатель может получить штраф за иностранного работника в 2019 году

Штрафы работодателю за нарушение миграционного законодательства

  • Штраф за работу без патента или работника без разрешения на работу

В случае если иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность на территории работодателя без разрешительных документов (патент на работу / разрешение на работу), то его деятельность будет считаться нелегальной. В данном случае будет выписан штраф за наем иностранца без разрешения или патента.

  • Штраф работодателю за иностранца с документами, у которых истек срок действия

Так как миграционное законодательство жестко регламентирует необходимость наличия полного пакета документов у мигранта на протяжении всего периода его работы, работодатель должен тщательно отслеживать сроки действия всех документов, чтобы не получить штраф за мигрантов, в случае если хотя бы один документ перестанет действовать.

Например, в случае если в организации работает иностранец, которого официально приняли на работу по всем правилам и с полным пакетом документов, но через несколько месяцев после начала его работы в компании у него кончилась регистрация, но он все еще продолжает работать в компании, работодатель получит штраф за нелегала в случае выявления сего факта при проверке инспекцией, так как работник даже без одного действующего документа уже не может легально осуществлять трудовую деятельность в РФ.

Другой пример: иностранный сотрудник, который работает у работодателя по патенту вовремя не оплатил налог НДФЛ по этому патенту, авансовый платеж просрочил на 3 дня, и его патент аннулировали.

Однако ни иностранца, ни работодателя о таких вещах не уведомляют. Соответственно иностранец может продолжать работать, думая, что патент все еще действует, и в случае проверки УФМС выпишет штрафы за нелегалов работодателю, в частности штраф за отсутствие патента на работу и привлечение нелегальной иностранной рабочей силы.

Поэтому очень важно следить за тем, чтобы работники-иностранцы, которые работают по патенту, вовремя оплачивали ежемесячные авансовые платежи по патентам, так как просрочка оплаты ведет к аннулированию документа.

Также необходимо внимательно проверять все остальные документы иностранного гражданина и постоянно отслеживать их сроки действия, так как при просрочке документов, вину косвенно возложат и на работодателя, и ему также начислят крупный штраф за иностранного работника.

  • Штраф за работу не по профессии

В случае если иностранный гражданин работает не по профессии, которая указана в патенте / разрешении на работу, его трудовая деятельность также считается нелегальной, а значит работодатель также получает штраф за нелегальную работу мигранта.

Важно помнить, что патент выдают на конкретную специальность, и работодатель может допускать сотрудника исключительно к тем видам работ, которые прописаны в его патенте.

В противном случае инспекция имеет право выписать штраф работодателю за каждого иностранца, который работает не по профессии.

Во всех вышеперечисленных случаях штраф за нелегалов выписывают и организации и физическому лицу, в зависимости от того, работал ли иностранец на частное лицо или на юридическое.

При этом размер штрафа за нелегалов для физических лиц в 2019 году – от 5 000 до 7 000 рублей. Размер штрафа за нелегалов для юрлиц — от 400 000 до 1 000 000 рублей, также возможна приостановка деятельности предприятия на период от 14 до 90 суток.

При этом на должностное лицо размер штрафа за нелегала составляет от 35 000 — 70 000 рублей.

  • Штраф за привлечение мигрантов

В случае если работодатель не получив специального разрешения на привлечение иностранцев принял на работу иностранного гражданина, инспекция выписывает штрафы за привлечение и использование иностранной рабочей силы в размере от 35 000 до 70 000 рублей на должностное лицо, штраф за привлечение иностранной рабочей силы на юридическое лицо составит от 400 000 до 1 000 000 рублей, также возможна приостановка деятельности предприятия на срок от 14 до 90 суток.

Размер же штрафа за использование иностранной рабочей силы на физическое лицо составит от 5000 до 7000 рублей.

  • Штраф работодателю за не уведомление

В случае если работодатель не уведомил или нарушил сроки уведомления ФМС о факте заключения трудового договора с иностранным гражданином или расторжении договора и увольнении иностранца с работы, то будет наложен штраф работодателю за мигранта в размере от 5000 до 7000 рублей на физ лицо, от 35 000 — 70 000 рублей на должностное лицо и штраф за неуведомление об увольнении или найме иностранного работника на юр лицо — от 400 000 до 1 000 000 рублей.

Штрафы работодателю за нарушение трудового законодательства

  • Штраф за работу без оформления

В случае если работодатель берет мигранта на работу, но не оформляет его официально в штат компании и не заключает с ним трудовой договор, работник будет считаться нелегалом, а работодатель в случае выявления сего факта получит штраф за неоформленного иностранного работника.

Самого же нелегала ждет выдворение за пределы РФ и штраф в размере 5 000 рублей.

  • Штраф за оформление трудового договора с нарушениями

В случае если работодатель при приеме на работу допустил ошибки в трудовом договоре с иностранным гражданином, например, указал неверную дату или данные сотрудника, то договор будет считаться недействительной, а трудовая деятельность мигранта – незаконной, то работодатель получит на мигранта штраф за работу без трудового договора и официального оформления иностранца на работу.

Читать еще:  Можно ли заплатить таможне с заблокированного налоговиками счета?

В обоих случаях трудовая инспекция выпишет штрафы работодателю за нарушение ТК РФ, так как работник официально не оформлен.

При этом размер штрафа за нарушение ТК для физических лиц – от 5000 до 10000 рублей, размер штрафа для юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей, на должностное лицо размер штрафа за нарушение трудового законодательства работодателем составит от 10 000 до 20 000 рублей.

Штрафы работодателю за нарушение условий охраны труда

Как узнать, есть ли у работодателя штрафы за иностранных работников?

После проверки организации ФМС составляет акт, в котором фиксирует результаты ее проведения, он так и называется «Акт проверки».

Первая часть акта — вводная, в ней указывается время и дата проведения, реквизиты и адрес объекта. Вторая часть акта – основная, в ней описываются все нарушения, факты и доказательства, которые были выявлены при проверке.

Акт создают в двух экземплярах, один из которых передают в компанию, второй оставляют в материалах дела ФМС. Далее материалы дела передаются представителю компании под роспись.

Из него работодатель полностью узнает обо всех выявленных нарушениях и о том, какие штрафы уфмс наложила на юридическое лицо за нелегалов.

Если организация решит оспорить результат проверки ФМС и штрафы, то необходимо будет идти в суд именно с этим актом.

Если вам была полезна наша статья про штрафы за иностранных рабочих, пожалуйста, плюсаните материал:

За трудоустройство иностранных граждан и лиц без гражданства, при отсутствии трудового договора, последует штраф

МВД внесло предложение о введении новых санкций за трудоустройство иностранных граждан и лиц без гражданства, при отсутствии трудового или гражданско-правового договора

С 29 августа 2017 года идет публичное обсуждение проекта федерального закона «О внесении изменений в статьи 18.10, 18.15, 23 1 и 23 3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Данный законопроект разработан в рамках реализации пункта 3.6 протокола заседания Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу о мерах по совершенствованию государственной миграционной политики в интересах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, который направлен на усовершенствование законодательства в сфере контроля за выполнением гражданами государств-членов Евразийского экономического союза и их работодателями положений Договора ‎о Евразийском экономическом союзе в части, касающейся осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации.

Договор содержит положения, согласно которых государство может привлекать работников другого государства-члена без необходимого на то разрешения для осуществления трудовой деятельности, поэтому осуществление контроля за трудовой деятельностью таких работников затрудняется.

Достаточно сложно осуществлять контрольные функции и за соблюдением цели въезда иностранных граждан или лиц без гражданства, так как им не требуется на то разрешение или патент.

По правилам пункта 5 статьи 96 Договора, а также статьи 2 Федерального закона от 25.07.2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» трудоустройство иностранных граждан и лиц без гражданства должно осуществляться на основании трудового или гражданско-правового договора, однако ответственность за их отсутствие предусматривается в части только трудового, но не миграционного законодательства.

Для решения неопределенности при осуществлении контрольных мероприятий относительно иностранных работников, для которых не требуется разрешение на осуществление трудовой деятельности, законопроектом предлагается дополнить Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации нормами, которые будут устанавливать ответственность за отсутствие у иностранного работника, лица без гражданства, или работодателя, принявшего такого работника, трудового или гражданско-правового договора, а также в случаях, если у работника в миграционной карточке отсутствует запись «работа» в целевом назначении прибытия в страну, за исключением лиц, прибывших по иной причине, но имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами право на осуществление трудовой деятельности.

Предложенные дополнения предусматривают ответственность за осуществление иностранными гражданами или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации без заключения трудового или гражданско-правового договора с работодателем в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового. Кроме того, трудоустройство иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, при отсутствии заключенного трудового или гражданско-правового договора, повлечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от двух до пяти тысяч рублей;
  • на должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяносто суток.

В случаях, когда работодатель привлекает к трудовой деятельности иностранного гражданина или лицо без гражданства, не заявивших в качестве цели пребывания «работу» на территории Российской Федерации, за исключением отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства, ответственность так же устанавливается в виде административного штрафа:

  • на граждан — от двух тысяч до пяти тысяч рублей;
  • на должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

На данный момент ответственности за подобное в миграционном законодательстве нет и работодателя можно лишь оштрафовать за уклонение от заключения трудового договора, а сумма штрафа для юридических лиц составляет от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Помощник адвоката Коллегии «Терновцов и партнеры»
Екатерина Гладких

Как в договоре субподряда запретить привлекать иностранцев без разрешения

Статьи по теме

Субподрядчик привлекает к работе иностранцев, которые не имеют разрешения на работу. Это грозит подрядчику крупным штрафом. Чтобы снизить риск, нужно в договоре запретить привлекать таких работников и установить неустойку за нарушение запрета.

Согласно миграционному законодательству нельзя привлекать к работе иностранных граждан, у которых нет на это разрешения. Но субподрядчики нередко действуют в обход этого правила. Однако за нарушение закона накажут подрядчика. За каждого иностранца, который работал без разрешения, могут начислить до 800 тыс. рублей, а общая сумма штрафа окажется еще выше.

Так, с одной компании проверяющие взыскали по 250 тыс. рублей за каждое из шести нарушений (постановление ВС РФ от 03.07.15 № 308-АД15-5367 по делу № А15-823/2014).

Остались вопросы по подряду? Ответ найдется в Системе Юрист

Подрядчику следует предусмотреть в договоре субподряда неустойку за каждого сотрудника-нарушителя. Это позволит возместить штраф за нарушение миграционного законодательства.

Что грозит подрядчику за работников без разрешения

Субподрядчики нарушают установленные правила, поскольку труд незаконных мигрантов дешевле, а ответственность возлагается на подрядчика. Поэтому проблема с привлечением иностранцев без разрешений на работу остается актуальной многие годы. Подрядчик сильно рискует: всего за троих мигрантов компанию могут оштрафовать на 1 200 000 рублей (постановление АС Уральского округа от 08.12.15 № Ф09-9807/15 по делу № А07-12578/2015).

Закон устанавливает высокие санкции за нарушение правил трудоустройства иностранцев, кроме того, полиция может вынести постановление о приостановлении деятельности компании (ст. 18.15 КоАП РФ). Основную ответственность за нарушение миграционного законодательства несет подрядчик, а не субподрядчик или заказчик работ.

Читать еще:  Как выплатить пособие по беременности и родам, если на счетах нет денег

Заказчик отвечает за нарушение миграционного законодательства, только если сам допустит к работам лицо без разрешения (решение Московского городского суда от 24.11.15 № 7–12407/2015). Если проверяющий орган привлечет заказчика, а нарушение допустил исполнитель, суд прекратит производство по процессуальным основаниям (решение Ленинградского областного суда от 09.07.14 № 7–917/2014).

Часто в договоре подряда заказчик прямо требует от подрядчика ответственности за соблюдение миграционного законодательства. Например, условие об этом может выглядеть так:

  • несет ответственность перед заказчиком за надлежащее выполнение работ привлеченными им субподрядчиками за координацию их деятельности;
  • обязуется использовать при строительстве квалифицированных сотрудников, которые имеют разрешение на работу в РФ, а также допуски на производство специальных работ;
  • гарантирует, что его персонал и подрядчики обладают необходимым опытом и квалификацией для производства работ по настоящему договору и для успешной сдачи объекта в эксплуатацию.

За нарушения подрядчик несет полную ответственность перед государственными органами».

Если подрядчик сформулирует такое же условие в договоре с субподрядчиком, это не снимет с подрядчика административной ответственности. То есть когда субподрядчик привлечет к работе иностранцев без разрешения на работу, за это оштрафуют подрядчика (ч. 2 ст. 706 ГК РФ).

Например, в одном деле подрядчик доверил выполнение работ субподрядчикам. Субподрядчики наняли мигрантов, не имевших разрешения на работу. За это подрядчика привлекли к ответственности.

Подрядчик обратился в суд с требованием признать незаконным постановление о наложении штрафа. Он считал, не является субъектом правонарушения, поскольку условия договоров субподряда предусматривали ответственность исполнителей за соблюдение миграционного законодательства. В договорах присутствовали положения, идентичные договору между заказчиком и подрядчиком. Подрядчик указал, что самостоятельно не вел работы на объекте, это делали субподрядчики, и привлекать следует их. Они как исполнители нанимали иностранцев без разрешений на работу.

Однако суд не удовлетворил требования истца. Суд подчеркнул, что договоры субподряда не освобождают подрядчика от ответственности за допуск иностранных лиц без разрешений (постановление АС Северо-Кавказского округа от 09.07.15 № Ф08-3844/2015 по делу № А32-233/2014).

Как запретить субподрядчику привлекать работников без разрешения

Чтобы уменьшить риски подрядчика, в договоре с субподрядчиком нужно:

  • закрепить условие, что исполнителю запрещено привлекать иностранцев без разрешений на работу;
  • установить неустойку и прописать, что субподрядчик будет обязан возместить убытки подрядчику, если того оштрафуют за нелегалов.

Запрет на привлечение иностранцев без разрешения на работу может выглядеть так:

«Субподрядчик обязуется не привлекать к трудовой деятельности иностранных граждан или лиц без гражданства, не имеющих разрешения на работу, если такое разрешение требуется в соответствии с законом.

Как правило, стороны подробно оговаривают всевозможные виды нарушений и устанавливают конкретные суммы штрафов за каждый факт или количество выявленных сотрудников-нарушителей без разрешения на работу.

В таком случае подрядчик вправе взыскать сумму штрафа за любое нарушение».

Требование возместить убытки вследствие штрафов можно сформулировать следующим образом:

«Субподрядчик возмещает убытки подрядчика в размере штрафов, которые подрядчик понес или должен будет понести из-за нарушений, допущенных субподрядчиком. Подрядчик вправе удержать суммы штрафов из оплаты субподрядчику при окончательном расчете».

Нужно иметь в виду, что подрядчик должен будет доказать в суде вину субподрядчика, размер убытков и причинно-следственную связь между действиями субподрядчика и убытками.

Ответственность работодателя за прием на работу без трудового договора

Официальное трудоустройство — залог социальных гарантий, наличия отпуска и других преимуществ. При устройстве в организацию сотрудник желает быть защищенным от действий работодателя, который не учитывает положения нормативно-правовых актов, нарушает права трудящихся. Некоторые предприятия предпочитают работать без заключения договора со специалистами, что освобождает учредителя от уплаты налоговых взносов, отчислений в Пенсионный фонд, обязанности соблюдать интересы работающих в фирме людей.

Сотрудники, устраиваясь на работу, зачастую не обращают внимания на вид заключаемых договоров между сторонами. Им необходимо проявлять правовую грамотность, так как каждый из типов соглашений предполагает свои условия профессиональной деятельности и последствия неисполнения обязательств руководителем.

Трудовой или гражданско-правовой договор с работником

Правовые отношения, складывающиеся между сторонами при трудоустройстве, регулируются законом через положения Гражданского ( статья 420 ) и Трудового кодексов ( глава 10-14 ). Согласно каждому из них, юридические и физические лица вправе заключать два типа договоров – гражданско-правовой и трудовой . Они имеют существенные различия, но многие организации предпочитают оформлять соглашение первого варианта, так как оно очерчивает отношения с сотрудником, не акцентируя внимание на защите прав работника.

Основными отличиями этих двух форм договоров являются:

  • Установление предмета деятельности – в трудовом договоре им выступает обязательство выполнять вид работ, за что человек получает денежные средства, подчиняется нормам дисциплины, а руководитель обеспечивает условия для реализации функций, а также оплачивать труд по установленным срокам. Гражданско-правовые отношения предполагают получение результата от выполняемой деятельности и соответствующую заработную плату не за рабочий процесс, а за результат.
  • Согласно статье 22 ТК , фирма обязуется выплачивать зарплату равноценно произведенному труду с учетом его квалификации, наличия стажа, сложности работ, качества их выполнения, при этом ее размер не может составлять меньше МРОТ . При оформлении гражданской формы договора человек получает деньги только за достигнутый результат – количество изделий по выработке, качество оказанных услуг и т.д.
  • В трудовом законодательстве имеется представление о финансовой, материальной и имущественной ответственности сторон, граждане и юридические лица связываются возможностью наложения дисциплинарных взысканий, в гражданских же правоотношениях эти пункты отсутствуют, документы составляются только на договорной основе.

Во всех государственных учреждениях, финансируемых из средств федеральных, региональных, местных бюджетов, заключаются трудовые договоры, так как они подразумевают стабильность и надежность, призваны защитить права той стороны, которая в случае невыполнения условий осталась ущемленной.

Плюсы и минусы работы без договора

Трудоустройство без оформления отношений на официальной основе согласно нормам законодательства в большинстве случаев предполагает выгоду для работодателей, ведь в таком случае:

  • на стороны не распространяются законодательные нормы, поэтому фирма не обязана обеспечивать комфортные условия для выполнения работ, может устанавливать сроки выплаты зарплаты на свое усмотрение;
  • учреждение не уплачивает сборы в налоговую инспекцию и Пенсионный фонд, тем самым экономя прибыль;
  • руководство в любой момент может расторгнуть отношения с работником, так как только согласно трудовым нормам он обязан уведомлять его заранее и увольнять лишь по объективным причинам.

Преимуществами в этой форме устройства для специалиста является:

  • увеличение оплаты труда, так как заработанные им денежные средства полностью могут выдаваться ему наличными (не отчисляются в налоговый орган и Пенсионный фонд);
  • не требуется полный сбор документов, актуальный для официального способа трудоустройства;
  • отсутствие обязательств по уведомлению при увольнении и ответственности за имущество.

ВАЖНО! Для работодателя работники, поступающие на работу неофициальным образом, могут представлять серьезные риски в виде больших штрафов, особенно при их нахождении на территории страны нелегально, без гражданства.

Таким образом, плюсы ведения деятельности без контракта важны в основном для юридического лица, а основным минусом считается возможность контролирующих органов привлечь его к ответственности. Для граждан в этом вопросе можно рассмотреть преимущества, но необходимо учитывать и риски правовой незащищенности в случае конфликтных ситуаций, обернувшихся нарушенными правами.

Читать еще:  Как присваивается табельный номер сотруднику?

Можно ли работать без заключения договора с сотрудником

Прием сотрудника на работу неофициально без договора не разрешается законодательством. Согласно статье 67 ТК , если гражданин допущен руководителем до исполнения должностных обязанностей, контракт считается заключенным. После чего организация обязана оформить его в письменном виде в течение 3 рабочих дней с того момента, как специалист начал выполнять работу.

Какую ответственность несет работодатель за отсутствие трудового договора

Существует 2 вида ответственности работодателя за неоформление трудового договора – административное и уголовное наказание.

К административной ответственности по статье 5.27 КоАП относятся следующие меры воздействия на нарушителей:

  • штраф в виде 20 тысяч рублей для работодателя лично;
  • санкция в качестве 100 тысяч рублей для организации.

ВАЖНО! Налоговый кодекс ( статья 123 ) в этом случае предполагает право учреждения, занимающегося налогами и сборами, взыскать с фирмы все неуплаченные за период работы человека взносы, а также штраф в размере 20% от их общей суммы.

Меры воздействия в сфере уголовного преследования возникают в соответствии со статьей 199.1 УК . Они реализуются в таких формах:

  • штрафные санкции от 100 до 300 тысяч рублей либо оплаты труда виновного в течение 1 года;
  • назначение принудительных работ до 2 лет с отстранением от ранее выполняемых функций до 3 лет;
  • арест до 6 месяцев;
  • нахождение в государственном режимном учреждении до 2 лет с отстранением от ранее выполняемых функций до 3 лет.

Если эти действия обернулись крупными размерами нарушений (то есть в казну государства в течение 3 лет не осуществлялись отчисления, сумма которых составила более 5 миллионов рублей), человеку могут назначить:

  • штрафные санкции от 300 до 500 тысяч рублей либо в сумме оплаты труда от 2 до 5 лет;
  • назначение принудительных работ до 5 лет с отстранением от ранее выполняемых функций до 3 лет;
  • нахождение в государственном режимном учреждении до 6 лет с отстранением от ранее выполняемых функций до 3 лет.

Какую меру применить в той или иной ситуации, решает судебный орган с учетом всех обстоятельств дела.

Действия работника, если работодатель не хочет оформить трудовые отношения

Если после собеседования работодатель выразил желание принять физическое лицо в свою организацию, но официально заключать контракт отказывается, это сразу должно насторожить человека, так как он, в первую очередь, сам стоит на защите своих интересов.

ВАЖНО! Особенно рискованной является ситуация, когда руководитель предлагает поработать в течение испытательного срока без контракта. Тогда специалист в случае увольнения может остаться без работы и оплаты труда.

Если фирма не желает составлять его, у соискателя имеется несколько вариантов развития событий:

  • не связывать себя отношениями с организацией;
  • настаивать на оформлении всех необходимых данных;
  • начать исполнять функции, но предусматривать возможность сбора информации для отстаивания своей позиции в суде в случае неполучения соответствующих гарантий.

Каждый специалист самостоятельно принимает решение о своих действиях, которые он будет предпринимать в той или иной ситуации, но они должны соответствовать нормам законодательства и исходить из собственных интересов по защите прав.

Как доказать факт работы на нанимателя

Разбор ситуаций, создавшихся в результате конфликтной ситуации в организации, происходит в судебном порядке. Только в этой обстановке специалист должен доказывать свою правоту и факт выполнения работы за определенный период времени у руководителя.

Сделать это можно несколькими способами фиксации:

  • предоставление документации, касающейся деятельности фирмы – платежные поручения, счета и другие информационные носители, где указаны реквизиты учреждения и фамилия с инициалами гражданина;
  • направление фотоотчета, где запечатлено пребывание работника по месту заработка;
  • с помощью свидетельских показаний, когда другие работники могут подтвердить факт осуществления деятельности.

Если разбирательство касается взыскания заработной платы, то устанавливается срок исковой давности , который равен одному году с момента ее невыплаты или отказа в начислении.

Пресса о ВАС РФ

Заказчик в ответе за иностранных работников подрядчика

Заказчик, не принявший достаточных мер для исключения допуска к работе подрядчиком иностранных граждан с нарушением требований миграционного законодательства, может быть привлечен к ответственности по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ (постановление Президиума ВАС РФ от 05.06.2012 № 17221/11).

Общество — арендатор нежилого помещения заключило договор подряда с физическим лицом на ремонт этого помещения. Согласно договору ремонтные работы на объекте выполняются силами подрядчика. Сотрудники ФМС в ходе выездной проверки обнаружили что один иностранный гражданин, работающий на объекте в качестве подсобного рабочего, не имеет разрешения на работу. В результате был составлен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление о привлечении общества к ответственности по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 250 000 руб. Общество не согласилось с этим, так как, по его мнению, ответственность за привлечение этого работника лежит на подрядчике, и обратилось в суд с заявлением о признании постановления незаконным.

Суды отказали обществу в удовлетворении исковых требований. Они сослались на распоряжение Правительства Москвы от 09.06.2003 № 48 «О повышении ответственности заказчиков и подрядных строительных организаций за привлечение и использование иностранной и иногородней рабочей силы на объектах города Москвы». Согласно распоряжению подрядные организации, равно как и заказчики работ, несут ответственность за использование иностранной рабочей силы, привлекаемой к работам, выполняемым как собственными силами, так и субподрядными организациями, проверяя у последних подтверждение на право трудовой деятельности на территории Москвы.

Суды пришли к выводу, что доводы общества надуманны и направлены на уклонение от административной ответственности. Оно не приняло достаточных мер во избежание допуска к работе иностранных граждан с нарушением требований миграционного законодательства.

Коллегия судей ВАС РФ с выводами судов не согласилась. Под привлечением иностранного гражданина к трудовой деятельности в РФ понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина. Трудовой договор не в письменной форме считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. Представителем работодателя является лицо, которое в соответствии с законом, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица (организации) либо локальными нормативными актами или в силу заключенного с этим лицом трудового договора наделено полномочиями по найму работников (п. 12 постановления Пленума ВАС РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).

Иностранного гражданина к трудовой деятельности привлек подрядчик. Кроме того, исходя из договора подряда подрядчик может подбирать персонал для выполнения ремонтно-отделочных работ исключительно из числа граждан РФ. Подрядчик, привлекая иностранца к работе, действовал самостоятельно. При этом он не являлся представителем общества, наделенным в установленном порядке полномочиями по найму работников. Поэтому вывод судов о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина заказчиком, а не подрядчиком необоснован. Более того, ссылка судов на распоряжение Правительства Москвы от 09.06.2003 № 48 ошибочна, поскольку в тексте распоряжения имеются положения, устанавливающие ответственность подрядчиков за использование иностранной рабочей силы без соответствующего разрешения, а не заказчиков.

Президиум ВАС РФ решения судов оставил без изменения, а требования общества без удовлетворения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector