В закон «о бухгалтерском учете» готовятся поправки

4 важных изменения в закон о бухучете

Что случилось?

Государственная дума приняла в третьем чтении законопроект № 620132-7, который вносит поправки в Федеральный закон «О бухгалтерском учете». Всего депутаты поддержали четыре важные поправки, с которыми бухгалтеры столкнутся уже совсем скоро, как только закон подпишет Президент России Владимир Путин и его официально опубликуют на едином портале и в СМИ. Поэтому самое время узнать о грядущих изменениях подробнее.

Организаций госсектора больше не будет

Из Федерального закона о бухгалтерском учете законодатели удалили термин «организации государственного сектора». Теперь в ФЗ о бухучете они будут называться «организации бюджетной сферы». При этом Федеральные стандарты бухгалтерского учета (ФСБУ) для госсектора переименовывать не будут, они будут считаться после вступления поправок в силу Федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов.

Запрет на исправление ошибок в бухгалтерских отчетах

Законодатели внесут поправки в Федеральный закон от 28.11.2018 № 444-ФЗ, которыми введут серьезные ограничения на исправление ошибок и неточностей, выявленных в бухгалтерской отчетности после ее сдачи. После вступления изменений в силу бухгалтеры больше не смогут исправлять такие ошибки после утверждения бухотчетности. Правда, только при условии, если федеральными законами или учредительными документами организации предусмотрено обязательное утверждение бухотчетности.

При необходимости исправления ошибки в уже сданной бухгалтерской отчетности исправленный экземпляр организация должна напривить в ИФНС в виде электронного документа по ТКС не позднее чем через 10 рабочих дней со дня, следующего за днем внесения исправления в бухотчетность либо за днем утверждения годовой бухотчетности, если федеральными законами или учредительными документами фирмы предусмотрено утверждение бухотчетности. Напомним, с 2020 года обязательный экземпляр бухотчетности будет направляться в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в налоговый орган для размещения в специальном ресурсе ГИР БО, оператором которого назначена ФНС России.

Федеральные стандарты бухучета

Законопроект предусматривает, что ФСБУ устанавливают минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета в организациях всех форм собственности. При этом проведение экспертизы стандартов бухгалтерского учета государственных финансов (бывших организаций госсектора) будет проводиться отдельным экспертным органом — Советом по стандартам бухгалтерского учета государственных финансов. В связи с этим в ФЗ о бухучете появится новая статья 25.1, которая будет регулировать деятельность этого Совета, его права и обязанности. Членами совета смогут стать эксперты, имеющие высшее образование, безупречную деловую (профессиональную) репутацию и опыт профессиональной деятельности в сфере госуправления и финансов, бухгалтерского учета, государственного финансового контроля или аудита.

Полномочия главного бухгалтера

Законопроект предусматривает внесение нового абзаца в статью 9 «Первичные учетные документы». В соответствии с ним главные бухгалтеры организаций получают больше полномочий. Когда поправки будут утверждены и вступят в силу, письменные требования главного бухгалтера или иного должностного лица, на которое возложено ведение бухучета, либо лица, с которым заключен договор об оказании бухгалтерских услуг, в отношении соблюдения установленного порядка документального оформления фактов хозяйственной жизни, представления документов (сведений), необходимых для ведения бухгалтерского учета, станут обязательными для всех работников организации, а не только для бухгалтерии.

Изменения в законе о бухгалтерском учете

Информационное сообщение Минфина России от 22 августа 2019 г. N ИС-учет-20 «Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии».

Федеральным законом от 27 июля 2019 г. N 247-ФЗ (далее — Федеральный закон N 247-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и ряд других федеральных законов.

Изменения вступили в силу 26 июля 2019 г. Положения, касающиеся представления исправленной бухгалтерской отчетности в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее — ГИРБО), вступят в силу с 1 января 2020 г. вместе с нормами, устанавливающими новый порядок представления бухгалтерской отчетности организаций в этот государственный ресурс .

Введена обязанность работников организации соблюдать требования главного бухгалтера

Статьей 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» установлены требования к ведению первичных учетных документов организации. Федеральным законом N 247-ФЗ данная статья дополнена положением об обязанности работников организации исполнять требования главного бухгалтера в отношении соблюдения установленного порядка документального оформления фактов хозяйственной жизни, а также представления документов (сведений), необходимых для ведения бухгалтерского учета, должностному лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Указанные требования главного бухгалтера должны быть оформлены в письменной форме.

В случае отсутствия должности главного бухгалтера в организации данная норма распространяется на требования иного должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Если ведение бухгалтерского учета передано другому лицу (юридическому или физическому), с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, то работники организации также обязаны исполнять указанные требования такого лица.

Запрещено изменение утвержденной бухгалтерской отчетности

В соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете» утверждение бухгалтерской отчетности осуществляется в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами. В частности, статьей 48 Федерального закона «Об акционерных обществах» предусмотрено утверждение годовой бухгалтерской отчетности акционерного общества общим собранием акционеров, статьей 33 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» к компетенции общего собрания участников общества отнесено утверждение годовых бухгалтерских балансов общества с ограниченной ответственностью, согласно статье 20 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» собственник имущества унитарного предприятия утверждает бухгалтерскую отчетность такого предприятия.

Читать еще:  П. 3 ст. 168 нк рф (2017-2018): вопросы и ответы

Федеральным законом N 247-ФЗ установлен запрет на внесение изменений в бухгалтерскую отчетность организации после ее утверждения. Данный запрет распространяется на случаи, когда утверждение бухгалтерской отчетности предусмотрено федеральными законами и (или) учредительными документами организации.

Установлен порядок представления исправленной бухгалтерской отчетности в ГИРБО

Федеральным законом N 247-ФЗ установлен порядок представления исправленной бухгалтерской отчетности в ГИРБО, который с 1 января 2020 г. будет вести ФНС России.

В случае исправления организацией ошибки в бухгалтерской отчетности , обязательный экземпляр которой включен в ГИРБО, организация обязана представить экземпляр исправленной бухгалтерской отчетности (т.е. отчетности, в которой ошибка исправлена) для включения в этот государственный информационный ресурс. Исправленная отчетность представляется:

в налоговый орган по месту своего нахождения (т.е. в тот же налоговый орган, в который отчетность была представлена первоначально);

в виде электронного документа;

по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым ФНС России;

не позднее чем через 10 рабочих дней со дня, следующего за днем внесения исправления в отчетность. Если изменения в бухгалтерскую отчетность внесены при утверждении ее (по решению акционеров, участников, т.п.), то исправленная отчетность представляется не позднее чем через 10 рабочих дней, следующих за днем утверждения отчетности;

в форматах, утвержденных ФНС России;

в порядке, утвержденном ФНС России.

Полномочия по ведению бюджетного учета распространены на организации, не являющиеся организациями бюджетной сферы

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона «О бухгалтерском учете» этот Федеральный закон применяется при ведении бюджетного учета нефинансовых и финансовых активов и обязательств Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, операций, изменяющих эти активы и обязательства, а также при составлении, представлении, рассмотрении и утверждении бюджетной отчетности.

Федеральным законом N 247-ФЗ установлено, что положения Федерального закона «О бухгалтерском учете», относящиеся к организациям бюджетной сферы, распространяются на иные организации при осуществлении ими полномочий по ведению бюджетного учета и (или) составлению и представлению бюджетной отчетности. В соответствии со статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации такими полномочиями обладают получали бюджетных средств. Например, в случае если государственному унитарному предприятию переданы полномочия государственного заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных контрактов на осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности, то такое предприятие обязано вести бюджетный учет, составлять и представлять бюджетную отчетность (как получатель бюджетных средств). Аналогичное требование установлено в подобной ситуации для муниципальных унитарных предприятий, государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний.

Изменен состав документов, регулирующих бухгалтерский учет

В статье 21 Федерального закона «О бухгалтерском учете» установлен перечень документов в области регулирования бухгалтерского учета. Федеральным законом N 247-ФЗ данный перечень дополнен федеральными и отраслевыми стандартами бухгалтерского учета государственных финансов (ранее — только федеральные и отраслевые стандарты бухгалтерского учета).

Согласно внесенным изменениям федеральные стандарты бухгалтерского учета государственных финансов устанавливают минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета для организаций бюджетной сферы. Федеральные стандарты бухгалтерского учета устанавливают минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета для всех остальных экономических субъектов.

Уточнен порядок внесения изменений в программу разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета

Статьей 26 Федерального закона «О бухгалтерском учете» определен порядок разработки и утверждения программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета. Этот порядок предусматривает, среди прочего, уточнение программы в целях обеспечения соответствия федеральных стандартов бухгалтерского учета потребностям пользователей бухгалтерской отчетности, международным стандартам, уровню развития науки и практики бухгалтерского учета.

Федеральным законом N 247-ФЗ скорректирован порядок внесения изменений в программу. Установлено, что программа уточняется при необходимости (ранее — ежегодно).

Уточнены основания для внесения изменений в правила бухгалтерского учета

Согласно статье 30 Федерального закона «О бухгалтерском учете» до утверждения в установленном порядке федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные до дня вступления в силу этого Федерального закона.

В соответствии с Федеральным законом N 247-ФЗ в указанный период Минфин России и Банк России вправе вносить изменения в правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные ими до дня вступления в силу Федерального закона «О бухгалтерском учете». При этом уточненная норма не ставит внесение изменений в названные правила в зависимость от изменения законодательства (ранее — допускались лишь изменения правил, обусловленные изменением законодательства).

Скорректированы отдельные требования к бухгалтерскому учету организаций бюджетной сферы

Федеральным законом N 247-ФЗ внесены изменения в отдельные положения Федерального закона «О бухгалтерском учете», посвященные организациям бюджетной сферы. В частности, предусмотрено, что:

Читать еще:  Изменен порядок вступления в силу отчетности по налогам

бюджетным законодательством могут быть установлены случаи, когда ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются не руководителем организации бюджетной сферы, а иным лицом (статья 7 Федерального закона «О бухгалтерском учете», часть 1);

порядок передачи полномочий по ведению бухгалтерского учета и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности организациями бюджетной сферы устанавливается бюджетным законодательством (статья 7 Федерального закона «О бухгалтерском учете», часть 3.1);

требования к главному бухгалтеру (иному должностному лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета), установленные частью 4 статьи 7 Федерального закона «О бухгалтерском учете», распространяются на организации бюджетной сферы, составляющие консолидированную (сводную) бюджетную отчетность, консолидированную отчетность государственных (муниципальных) учреждений (ранее — только на органы управления государственных внебюджетных фондов и государственных территориальных внебюджетных фондов) (статья 7 Федерального закона «О бухгалтерском учете», часть 4);

первым отчетным годом организации бюджетной сферы, созданной после 30 сентября, является период с даты ее создания по 31 декабря того же календарного года включительно (ранее — период с даты государственной регистрации по 31 декабря календарного года, следующего за годом государственной регистрации, включительно, если иное не было установлено самой организацией). Федеральным законом «О бухгалтерском учете», федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов может быть установлен иной порядок исчисления первого отчетного года (статья 15 Федерального закона «О бухгалтерском учете», часть 3);

порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности организации бюджетной сферы при ее ликвидации (упразднении) устанавливается Минфином России (статья 17 Федерального закона «О бухгалтерском учете», часть 4.1);

порядок организации и осуществления организациями бюджетной сферы внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни устанавливается с учетом положений бюджетного законодательства о внутреннем финансовом контроле (статья 19 Федерального закона «О бухгалтерском учете», часть 3);

федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, утвержденные Минфином России до вступления в силу Федерального закона N 247-ФЗ, признаются федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов (статья 4 Федерального закона N 247-ФЗ).

Введен порядок подготовки стандартов бухгалтерского учета государственных финансов

В связи с выделением федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов из федеральных стандартов бухгалтерского учета Федеральным законом N 247-ФЗ предусмотрены отдельные порядки разработки и принятия таких стандартов, а именно:

Минфин России разрабатывает и утверждает программу разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов наряду с программой разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета (статья 26 Федерального закона «О бухгалтерском учете»);

при Минфине России создается Совет по стандартам бухгалтерского учета государственных финансов. Этот Совет проводит экспертизу проектов федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета государственных финансов (статья 25.1 Федерального закона «О бухгалтерском учете»). Он будет действовать наряду с Советом по стандартам бухгалтерского учета, из сферы деятельности которого исключены стандарты бухгалтерского учета государственных финансов (статья 25 Федерального закона «О бухгалтерском учете»).

Уточнена терминология

В Федеральный закон «О бухгалтерском учете» внесены следующие терминологические уточнения:

термин «организации государственного сектора» заменен термином «организации бюджетной сферы». Аналогичное уточнение внесено в Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности»;

термин «органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов» заменен термином «органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и территориальными государственными внебюджетными фондами».

Кроме того, расширен перечень экономических субъектов, относящихся к организациям бюджетной сферы: в их число дополнительно включены органы местной администрации.

См. Информационное сообщение от 13 декабря 2018 г. N ИС-учет-12.

Порядок исправления ошибок в бухгалтерском учете и отчетности установлен Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности», утвержденным приказом Минфина России от 28 июня 2010 г. N 63н.

С 26 июля вступили в силу поправки в закон о бухучете: важные новшества для учреждений

С 26 июля начали действовать поправки, внесенные в Закон о бухучете (Федеральный закон от 26 июля 2019 № 247-ФЗ). Некоторые из них связаны с изменением терминологии:

— вместо понятия «организации государственного сектора» теперь применяется понятие «организации бюджетной сферы»;

— термин «стандарты бухгалтерского учета для организаций госсектора» заменен на «стандарты бухгалтерского учета государственных финансов».

Вместе с тем ряд внесенных поправок существенно влияет на организацию бухгалтерского учета в учреждениях. Определим ключевые изменения:

1. Требования главного бухгалтера по документальному оформлению фактов хозяйственной жизни, представлению первичных и иных документов для ведения бухучета являются обязательными для всех сотрудников организации. Следует учитывать, что данная норма распространяется и на аналогичные требования, предъявляемые иным лицом, ответственным за ведение бухгалтерского учета в учреждении. Это может быть как руководитель, выполняющий функции главбуха, так и сторонний бухгалтер или организация, с которыми заключен договор на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета.

2. Внесение исправлений в отчетность после ее утверждения недопустимо. Новое требование Закона о бухучете согласуется с нормами СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», согласно которым исправления вносятся в бухгалтерский учет датой обнаружения ошибки с проведением ретроспективного пересчета остатков в отчетности.

Читать еще:  В ближайшие три года налоги не увеличатся

3. Ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета в организациях бюджетной сферы должны осуществляться, в том числе с учетом положений бюджетного законодательства. Соответствующая оговорка появилась в ст. 7 Закона о бухучете, определяющей, что ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта. Уточним: ориентированы эти изменения на участников бюджетного процесса – ПБС. Дело в том, что согласно БК РФ ведение бюджетного учета и составление бюджетной отчетности являются бюджетными процедурами, частью бюджетных полномочий. Но казенное учреждение не наделено бюджетными полномочиями – это компетенция финоргана, соответственно, вопросы, связанные с организацией бюджетного учета и составлением бюджетной отчетности, регулируются бюджетным законодательством. Как было отмечено заместителем директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России С.В.Сивец на нашем интернет-семинаре, в БК РФ в этой связи также планируется предусмотреть соответствующую норму, закрепляющую полномочия по организационно-техническому регулированию бюджетного учета и составлением бюджетной отчетности за финорганом, а не за руководителем учреждения-ПБС.

4. Порядок организации и осуществления внутреннего контроля в учреждении следует устанавливать с учетом положений бюджетного законодательства о внутреннем финансовом контроле.

5. Стандарты бухгалтерского учета государственных финансов будут проходить обязательную экспертизу в специальном Совете по стандартам бухучета государственных финансов.

Готовы поправки в закон «О бухгалтерском учете»

Минфин России представил к общественному обсуждению на Федеральном портале проектов нормативно-правовых актов законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете».

Закон дополняется положением об обязательности для всех сотрудников экономического субъекта требований главного бухгалтера, иного должностного лица, на которое возложено ведение бухучета, либо лица, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухучета, по документальному оформлению фактов хозяйственной жизни, представлению первичных учетных документов и иных документов (сведений), необходимых для ведения бухучета.

Также разграничиваются полномочия и функции совета по стандартам бухгалтерского учета посредством создания двух самостоятельных экспертных органов, регулирующих вопросы организаций коммерческого сектора и организаций бюджетной сферы. Создается совет по стандартам бухгалтерского учета и совет по стандартам бухгалтерского учета государственных финансов.

В пояснительной записке сообщается, что советы создаются для проведения экспертизы проектов федеральных и отраслевых стандартов бухучета, а также федеральных и отраслевых стандартов бухучета государственных финансов на предмет соответствия их законодательству, потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухучета.

Кроме того, законопроектом закрепляются положения по применению усиленной квалифицированной электронной подписи экономическими субъектами при составлении электронного документа, подтверждающего факт хозяйственной деятельности. Наименование «организации государственного сектора» заменяется на «организации бюджетной сферы».

Что нового ждет бухгалтеров: обзор поправок в закон о бухучете

На днях в третьем чтении был принят законопроект № 620132-7, который вносит поправки в закон о бухучете.

Что поменяется — расскажем.

Однако в уже принятые ФСБУ для госсектора вносить изменения из-за переименования не будут.

ФСБУ для организаций госсектора, утвержденные до дня вступления в силу этого нового закона, признаются федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов.

Новым законом предусматривается, что проведение экспертизы стандартов бухучета государственных финансов будет проводиться отдельным экспертным органом — советом по стандартам бухгалтерского учета государственных финансов.

Ему посвящена новая статья в законе — 25.1. В этом совете с правом голоса будет участвовать широкий круг экспертов, в том числе негосударственных.

Кандидаты в члены этого совета должны иметь высшее образование, безупречную деловую (профессиональную) репутацию и опыт профессиональной деятельности в сфере госуправления и финансов, бухучета, государственного финансового контроля или аудита.

Теперь письменные требования главного бухгалтера или иного должностного лица, на которое возложено ведение бухучета, либо лица, с которым заключен договор об оказании бухгалтерских услуг в отношении соблюдения установленного порядка документального оформления фактов хозяйственной жизни, представления документов (сведений), необходимых для ведения бухгалтерского учета, обязательны для всех работников организации.

Бухотчетность

Внесение исправлений в бухгалтерскую отчетность после ее утверждения не допускается, если федеральными законами или учредительными документами организации предусмотрено утверждение бухотчетности.

Как известно, с 2020 года обязательный экземпляр бухотчетности будет представляться в электронном виде по ТКС в налоговый орган для размещения в специальном ресурсе ГИР БО, за который будет отвечать ФНС.

Новые правила вводятся Федеральным законом от 28.11.2018 № 444-ФЗ, который вносит изменений в закон о бухучете.

Законопроект, о котором мы рассказываем, вносит поправки в 444-ФЗ, которые касаются сдачи уточненной бухотчетности.

В случае исправления ошибки в уже сданной бухгалтерской отчетности, исправленная бухотчетность представляется в ИФНС в виде электронного документа по ТКС не позднее чем через 10 рабочих дней со дня, следующего за днем внесения исправления в бухотчетность либо за днем утверждения годовой бухотчетности, если федеральными законами или учредительными документами фирмы предусмотрено утверждение бухотчетности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector