Влечет ли представление декларации по устаревшей форме ответственность по ст. 119 нк рф?

Практика применения ответственности за непредставление налоговой декларации

Согласно статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации одной из обязанностей налогоплательщика является представление в установленном порядке налоговых деклараций.

Налоговая декларация является официальным письменным заявлением налогоплательщика о полученных им за определенный период доходах, произведенных расходах, существующих источниках доходов, исчисленной сумме налога, налоговых льготах и других, связанных с исчислением и уплатой налога, данных. Налоговая декларация должна подаваться в налоговый орган в указанные законом сроки. Непредставление или несвоевременное представление налоговой декларации влечет ответственность в установленном порядке.

Непредставление декларации вовремя является самостоятельным видом налогового правонарушения. Поэтому на применение ответственности не влияет, например, факт уплаты налогоплательщиком суммы налога. Не освобождает от ответственности за неподачу декларации и то, что подлежащая уплате сумма налога равна нулю в связи с отсутствием доходов. Данной позиции придерживается, в частности, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа. Так, этим судом было рассмотрено дело о взыскании с индивидуального предпринимателя налоговых санкций за несвоевременную подачу налоговых деклараций по налогу с продаж и НДС (Постановление от 26 ноября 2002 г. N А78-5403/02-С2-8/168-Ф02-3441/02-С1). ФАС ВСО установил, что суд первой инстанции сделал неверный вывод о том, что обязанность по представлению налоговой декларации в налоговый орган возникает лишь в случае получения доходов. ФАС ВСО также отметил, что согласно пункту 1 статьи 119 НК РФ при непредставлении налогоплательщиком в установленный срок налоговой декларации при отсутствии в налоговых декларациях сумм подлежащих уплате налогов, следует применять минимальный размер налоговых санкций — 100 рублей за каждую не представленную вовремя декларацию. В отношении установленного законом минимального размера штрафа следует заметить, что он взыскивается только в тех случаях, когда размер суммы штрафа, исчисленный в процентном отношении к сумме подлежащего уплате налога в соответствии со статьей 119, составляет менее 100 рублей. Поэтому штраф в минимальном размере не может быть применен к тем налогоплательщикам, которые полностью уплатили налог, но не представили налоговую декларацию по этому налогу. На это особо обратил внимание Президиум Высшего Арбитражного Суда в Постановлении от 20 августа 2002 г. N 2209/02.

Остановимся подробней на статье 119 НК РФ, так как именно она устанавливает ответственность за непредставление налоговой декларации. Согласно пункту 1 данной статьи, в случае если с момента окончания срока подачи декларации прошло не более 180 дней, с налогоплательщика взыскивается штраф в размере 5% от подлежащей уплате суммы налога за каждый полный или неполный месяц, начиная с 1-го дня просрочки, но не более 30% и не менее 100 рублей. Если же после окончания срока подачи декларации прошло более 180 дней, с налогоплательщика взыскивается штраф в размере 30% от подлежащей уплате суммы налога плюс 10% от той же суммы за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го дня (п. 2 ст.119 НК РФ). Одновременное привлечение налогоплательщика к ответственности на основании пункта 1 и пункта 2 статьи 119 является неправомерным. Данный вывод подтверждает письмо МНС РФ от 28 сентября 2001 года N ШС-6-14/734.

Отметим, что статья 119 НК РФ применяется только в отношении налоговых деклараций. В частности, она не предусматривает ответственность за нарушение срока представления расчетных ведомостей в отделения Фонда социального страхования. О неправомерном привлечении к ответственности по статье 119 НК РФ за несвоевременное представление расчетов в ФСС неоднократно было указано в постановлениях федеральных арбитражных судов округов (например, в Постановлениях ФАС МО N КА-А40/5360-02 от 14.08.2002 г., N КА-А40/5133-02 от 29 июля 2002 г., N КА-А40/5451-02 от 12 августа 2002 г.).

Неправомерным является и такое действие налогового органа, как привлечение к ответственности по статье 119 за представление декларации, в которой не отражены сведения о сумме налога. Подобный случай был рассмотрен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа (Постановление от 10 января 2002 г. N Ф04/72-1423/А45-2001). Согласно приведенным в Постановлении данным налогоплательщик представил в установленные законодательством о налогах и сборах сроки декларации по налогу с продаж за октябрь, ноябрь и декабрь 1999 года и 2000 год, согласно которым у предприятия отсутствовали суммы налога, подлежащие взносу в бюджет. Позже налогоплательщик представил дополнительные налоговые декларации по налогу с продаж за октябрь, ноябрь и декабрь 1999 года и 2000 год, на основании которых предприятие должно уплатить налог в размере 32211 рублей. Налоговая инспекция расценила действия налогоплательщика как непредставление деклараций и вынесла решение о привлечении налогоплательщика к ответственности по пунктам 1 и 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации. ФАС ЗСО указал в решении, что налогоплательщик привлечен к ответственности по статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации необоснованно.

Отмена решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за несвоевременную подачу налоговой декларации может быть произведена судом не только на основании неправильного применения норм материального права, но и в результате нарушения порядка привлечения налогоплательщика к ответственности. Согласно статье 101 НК РФ производство по делу о налоговом правонарушении должно осуществляться при соблюдении определенных требований. Так, по акту налоговой проверки налогоплательщик имеет право представить письменные объяснения или возражения, в этом случае материалы проверки должны рассматриваться в присутствии представителя налогоплательщика. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган должен известить налогоплательщика заблаговременно. И только в случае если налогоплательщик несмотря на извещение не явился, материалы проверки, включая представленные налогоплательщиком возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие. Нарушение данных требований может служить основанием для отмены решения налогового органа судом. Подтверждением сказанного служит Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 октября 2002 г. N А26-1891/02-02-02/95. В Постановлении рассмотрена ситуация, когда налоговая инспекция не известила налогоплательщика по надлежащему адресу о ведении производства о налоговом правонарушении, а также о времени и месте рассмотрения материалов проверки. В результате налогоплательщик не имел возможности представить письменные объяснения или возражения. Суд признал, что инспекцией был нарушен порядок привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, и посчитал необходимым отменить ее решение.

Нередко, рассматривая дело о применении ответственности за непредставление налоговой декларации, суд принимает во внимание наличие обстоятельств, смягчающих ответственность. Согласно статье 112 НК РФ такими обстоятельствами признаются: тяжелые личные или семейные обстоятельства, угроза или принуждение в силу материальной, служебной или иной зависимости, а также иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими ответственность. Например, из Постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 марта 2002 г. N Ф09-425/02АК следует, что суд может признать смягчающими ответственность обстоятельствами такие, как незначительность просрочки или совершение правонарушения впервые. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа согласно пункту 3 статьи 114 НК РФ подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с установленным Налоговым кодексом размером.

Хотелось бы также обратить внимание налогоплательщиков на существование срока давности взыскания налоговых санкций. Согласно статье 115 НК РФ такой срок составляет 6 месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта. Как правило, факт несвоевременного представления налогоплательщиком декларации обнаруживается налоговой инспекцией в результате камеральной проверки. В этом случае составление акта законом не предусмотрено, поэтому срок давности исчисляется с той даты, когда налоговый орган получил декларацию. При подаче налоговым органом иска по истечении 6 месяцев с момента получения декларации срок давности взыскания санкции считается пропущенным. В результате суд может принять решение об отсутствии оснований для взыскания штрафа (например, Постановление ФАС Уральского округа от 6 сентября 2001 г. N Ф09-1777/01-АК).

В заключение необходимо подчеркнуть, что российское право не является прецедентным. Решения судов, вынесенные по конкретным делам, не являются источниками права, и поэтому они не обязательны для других судов при рассмотрении аналогичных дел. Тем не менее, решения федеральных арбитражных судов округов и Высшего Арбитражного Суда РФ имеют исключительно большое значение, так как нижестоящие суды нередко ими руководствуются в целях единообразного применения правовых норм.

Наталья Селиванова,
юрист компании «Гарант»

Наталья Селиванова, юрист компании «Гарант»

Статья 119. Непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества, расчета по страховым взносам)

1. Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета

Читать еще:  По освобожденным от ндс операциям можно выставлять счета-фактуры с пометкой «без налога»

влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

2. Непредставление управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества в налоговый орган по месту учета в установленный законодательством о налогах и сборах срок

влечет взыскание штрафа в размере 1 000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления.

Комментарий к Ст. 119 НК РФ

Обязанность представления налоговой декларации установлена ст. 80 НК РФ. В соответствии с п. 1 данной статьи налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу. Причем под налоговой декларацией как видом налоговой отчетности понимается отчетность как физических, так и юридических лиц. Налоговая декларация должна быть подана в установленный срок.

Объектом налогового правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, является установленный порядок представления в налоговые органы налоговой декларации. Непосредственный объект анализируемого налогового правонарушения — нарушение установленных сроков представления налоговых деклараций.

Статья 119 НК РФ состоит из двух пунктов.

В соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб.

Сроки для представления налоговых деклараций установлены следующими положениями части второй НК РФ:

а) п. 5 ст. 174 НК РФ. В соответствии с п. 5 ст. 174 НК РФ налогоплательщики по НДС (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в п. 5 ст. 173 НК РФ, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ.

Налоговые агенты, не являющиеся налогоплательщиками или являющиеся налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом;

б) абз. 2 п. 4 ст. 174.1 НК РФ. Согласно положениям данного пункта участник договора инвестиционного товарищества — управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета, в срок, предусмотренный п. 5 ст. 174 НК РФ, представляет в налоговый орган по месту своего учета отдельную налоговую декларацию по НДС по каждому договору инвестиционного товарищества;

в) п. 5 ст. 204 НК РФ. В соответствии с п. 5 ст. 204 НК РФ налогоплательщики акцизов обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, в которых они состоят на учете, налоговую декларацию за налоговый период в части осуществляемых ими операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с гл. 22 «Акцизы» НК РФ, в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, а налогоплательщики, имеющие свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, — не позднее 25-го числа 3-го месяца, следующего за отчетным;

г) абз. 2 п. 1 ст. 229 НК РФ, в соответствии с которым налоговая декларация по НДФЛ представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено ст. 227.1 НК РФ;

д) п. 3 ст. 289 НК РФ. Согласно его положениям налогоплательщики (налоговые агенты) по налогу на прибыль представляют налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации в сроки, установленные для уплаты авансовых платежей;

е) п. 1 ст. 333.15, п. 2 ст. 333.14 НК РФ. В соответствии с ними налоговая декларация по водному налогу представляется налогоплательщиком в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога, т.е. не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом;

ж) п. 2 ст. 345 НК РФ. В соответствии с п. 2 ст. 345 НК РФ налоговая декларация по НДПИ представляется не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом;

з) п. 2 ст. 346.10 НК РФ. Согласно п. 2 ст. 346.10 НК РФ налогоплательщики ЕСХН представляют налоговую декларацию:

1) по итогам налогового периода не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, за исключением случая, предусмотренного ниже;

2) не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором согласно уведомлению, представленному налогоплательщиком в налоговый орган в соответствии с п. 9 ст. 346.3 НК РФ, им прекращена предпринимательская деятельность в качестве сельскохозяйственного товаропроизводителя, признаваемого таковым в соответствии с гл. 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)» НК РФ;

и) п. 1 ст. 346.23 НК РФ. Согласно п. 1 ст. 346.23 НК РФ по итогам налогового периода налогоплательщики в связи с применением УСН представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в следующие сроки:

1) организации — не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных п. п. 2 и 3 ст. 346.23 НК РФ);

2) индивидуальные предприниматели — не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных п. п. 2 и 3 ст. 346.23 НК РФ);

к) п. 3 ст. 346.32 НК РФ. Исходя из положений п. 3 ст. 346.32 НК РФ налоговые декларации по ЕНВД по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода;

л) п. 3 ст. 363.1 НК РФ. Согласно п. 3 ст. 363.1 НК РФ налоговые декларации по транспортному налогу представляются налогоплательщиками, являющимися организациями, не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом;

м) п. 2 ст. 370 НК РФ. В данном случае предусмотрено, что налоговая декларация по налогу на игорный бизнес за истекший налоговый период представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту регистрации объектов налогообложения не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом;

н) п. 3 ст. 386 НК РФ. В соответствии с п. 3 ст. 386 НК РФ налоговые декларации по налогу на имущество организаций по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;

о) п. 3 ст. 398 НК РФ. Налоговые декларации по земельному налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Положения п. 1 ст. 119 НК РФ имеют ряд особенностей:

1) к ответственности согласно положениям п. 1 ст. 119 НК более не может быть привлечен только налогоплательщик, имеющий самостоятельный налоговый статус. Исходя из изменений, внесенных Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям», с 1 января 2015 г. к налоговой ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ могут быть привлечены не только налогоплательщики, но и другие лица, например налоговые агенты;

2) если декларация представлена с нарушением срока, но налог уплачен до подачи налоговой декларации и до вынесения инспекцией решения о привлечении к ответственности, у налогового органа отсутствуют основания для взыскания с налогоплательщика штрафа (Определение ВАС РФ от 18 августа 2011 г. N ВАС-10766/11 по делу N А40-86405/10-142-458);

Читать еще:  Особенности учета затрат на ремонт основных средств

3) вне зависимости от того, что суммы налога за налоговые периоды равны нулю, привлечение к ответственности за представление деклараций с нарушением установленных законом сроков применяется в размере низшего предела санкции, установленной п. 1 ст. 119 НК РФ (п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК Российской Федерации»);

4) сумма штрафа по п. 1 ст. 119 НК РФ рассчитывается исходя из не уплаченной в установленный срок суммы налога. Из указанной формулировки теперь следует, что неуплаченную сумму налога при расчете штрафа нужно определять на дату истечения срока перечисления налога. До 2014 г. в п. 1 ст. 119 НК РФ предусматривался штраф исходя из неуплаченной суммы налога, в связи с чем возникали вопросы о том, на какую дату ее следовало определять. При этом судьи ВАС РФ разъясняли, что размер неуплаченной суммы определяется на момент истечения срока уплаты налога (абз. 2 п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК Российской Федерации»);

5) штраф по ст. 119 НК РФ может быть применен только после представления налогоплательщиком налоговой декларации, но не расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода. Нарушение порядка исчисления и (или) уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Из взаимосвязанного толкования п. 3 ст. 58 и п. 1 ст. 80 НК РФ следует разграничение двух самостоятельных документов — налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода, то установленной ст. 119 НК РФ ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как поименован этот документ в той или иной главе части второй НК РФ (Письмо ФНС России от 22 августа 2014 г. N СА-4-7/16692 «О применении отдельных положений Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК Российской Федерации»).

Пунктом 2 ст. 119 НК РФ установлена ответственность за непредставление управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества в налоговый орган по месту учета в установленный законодательством о налогах и сборах срок и определен штраф в размере 1 тыс. руб. за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления.

При определении порядка, правил и сроков представления деклараций, расчета финансового результата в налоговый орган необходимо руководствоваться положениями ст. ст. 23, 24.1, 80, 81 НК РФ и соответствующими статьями части второй НК РФ, определяющими срок представления декларации, применительно к каждому налогу.

Размеры налоговых санкций, предусмотренных ст. 119 НК РФ, подлежат уменьшению или увеличению в соответствии с правилами ст. ст. 112, 114 НК РФ.

Какова ответственность за опоздание с декларацией?

Виды ответственности за просрочку декларации

За нарушение срока представления налоговой декларации (а также расчета по страховым взносам) установлено два вида ответственности:

  • налоговая — по ст. 119 НК РФ — для организации и ИП;
  • административная — по ст. 15.5 КоАП РФ — для должностных лиц юрлица.

Привлечь к ответственности могут каждого из указанных субъектов одновременно. Двойного наказания здесь нет.

Налоговая ответственность за опоздание с декларацией

Согласно ст. 119 НК РФ штраф за просрочку рассчитывается в процентах от не уплаченной в установленный срок суммы налога, отраженной в «опоздавшей» декларации. Его величина составляет 5% этой суммы за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для представления декларации, но не менее 1000 руб. и не более 30 % от суммы.

Неуплаченную сумму налога при расчете штрафа нужно определять на дату истечения срока перечисления налога.

Минимальный штраф в размере 1000 руб. может быть предъявлен и в том случае, если недоимка либо сумма налога к уплате отсутствует, но декларация представлена с опозданием (абз. 3 п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, письма Минфина России от 14.08.2015 № 03-02-08/47033, ФНС России от 22.08.2014 № СА-4-7/16692).

ВАЖНО! Оштрафовать по ст. 119 НК РФ могут только за декларацию по итогам налогового периода. Если для налога предусмотрена сдача промежуточной отчетности за отчетные периоды (как, например, по налогу на прибыль), за опоздание с ней применяется не 119-я статья, а ст. 126 НК РФ. То есть штраф составляет 200 руб. (п. 17 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, письмо ФНС от 22.08.2014 № СА-4-7/16692). А вот за промежуточный РСВ должна применяться именно ст. 119 НК РФ. Так считает ФНС (см. решение от 19.08.2019 № СА-4-9/16407@).

Административный штраф за декларацию

Нарушение сроков представления налоговой декларации является также административным правонарушением по ст. 15.5 КоАП РФ, за которое должностные лица налогоплательщика могут быть привлечены к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа в размере от 300 руб. до 500 руб. Таким должностным лицом может быть руководитель организации, главбух или другое лицо, которое отвечает за ведение учета и налоги.

Что касается ИП, то к ним ст. 15.5 КоАП РФ не применяется. Они платят только налоговый штраф по ст. 119 НК РФ (ст. 2.4, 15.3 КоАП РФ).

И не забывайте, что за просроченную декларацию или РСВ могут заблокировать счет.

Подробнее — в нашей рубрике «Блокировка счета».

Два штрафа и блокировка счета — вот что может ожидать налогоплательщика, который не сдаст вовремя налоговую декларацию или расчет страховых взносов. Не нарушить отчетные сроки вам всегда помогут материалы нашего сайта. Например, этот.

Ответственность за непредставление (несдачу) налоговой декларации и другой отчетности

Статья 119 Налогового кодекса РФ — Непредставление налоговой декларации
(расчета финансового результата инвестиционного товарищества)

(по состоянию на 01 марта 2018 года)

Непредставление установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета

влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Непредставление управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества в налоговый орган по месту учета в установленный законодательством о налогах и сборах срок
влечет взыскание штрафа в размере 1 000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления.

Статья 119 1 . Нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета)

Несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей.

Статья 119 2 . Представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения

Представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере сорока тысяч рублей.

Те же деяния, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере восьмидесяти тысяч рублей.

Комментарий к статье 119 Налогового кодекса РФ

Статья 119 НК РФ устанавливает ответственность за нарушение сроков представления налоговой декларации. При этом ответственность за направление декларации неустановленной (устаревшей, утратившей силу) формы названной нормой не предусмотрена.

Следовательно, привлечение налогоплательщика к ответственности за представление налоговой декларации неустановленной (устаревшей, утратившей силу) формы неправомерно.

За непредставление (несвоевременное представление) налогового расчета ответственность, предусмотренная статьей 119 НК РФ, не применяется. Ответственность за несвоевременное представление указанного расчета установлена пунктом 1 статьи 126 НК РФ.

Читать еще:  Сегодня на форуме: работа с «1с»

Физические лица, получившие доход, должны сдать до 30 апреля следующего года налоговую декларацию (3-НДФЛ), т.е. «сдать» сами себя.

Организации, в зависимости от выбранной системы налогообложения, сдают декарации в разные сроки. Информацию о сроках отчетности можно узнать в налоговом календаре для бухгалтера.

Налоговую декларацию можно предоставить в налоговую инспекцию:

по электронным каналам связи (если это прямо предусмотрено нормативными актами).

Статья 119 НК РФ не предусматривает ответственности за нарушение установленного способа представления налоговой декларации. Как разъяснено в письме Управления МНС России по г. Москве от 12.10.2004 N 11-15/65542, порядок представления налоговой декларации по почте, установленный статьей 80 НК РФ, считается нарушенным, если отсутствует опись вложения, и это может повлечь за собой наступление налоговой ответственности по статье 119 НК РФ.

Датой представления налоговой декларации, отправленной по почте, является дата, указанная в штампе «Почта России». При этом дата, указанная на календарном штемпеле оператора почтовой связи, подтверждает только дату приема декларации с описью вложения от налогоплательщика и в целях применения статьи 80 НК РФ не признается датой представления налоговой декларации.

Декларация, поданная не в полном объеме, не содержит все сведения, необходимые для осуществления налогового контроля над налогоплательщиком, не позволяет проверить правильность исчисления и уплаты налога. Следовательно, такой документ не отвечает установленным пунктом 1 статьи 80 НК РФ требованиям к такому документу, как декларация, и не может считаться представленным в пределах установленного срока. Этот вывод подтверждает и судебная практика (см. например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.02.2006 N А19-22309/05-5-Ф02-321/06-С1).

С изменением статьи 119 Налогового кодекса РФ появилась неясность в определении размера штрафа, когда налог уплачен в установленный срок, но налоговая декларация не предоставлена, либо несвоевременно подана нулевая декларация:

из буквального толкования статьи 119 следует, что штраф за несвоевременное представление декларации должен составлять 0 рублей так как неуплаченная сумма (т.е. налоговая база для уплаты штрафа) равна 0 рублей;

1 000 рублей, т.к. такой минимальный штраф установлен указанной нормой.

Письмом Минфина от 21.10.10 № 03-02-07/1479 разъяснено, что представление налогоплательщиком налоговой декларации после 2 сентября 2010 года с нарушением срока влечет взыскание штрафа, установленного статьей 119 НК РФ Минимальный штраф подлежит взысканию в соответствии со статьей 119 Кодекса за указанное налоговое правонарушение также и в случае, когда сумма налога, указанная в налоговой декларации, представленной в налоговый орган с нарушением срока, уплачена налогоплательщиком своевременно и полностью.

Ничего другого от Минфина ожидать не приходится, ведь не надо забывать, что основная функция этого государственного органа – наполнение государственного бюджета. Поэтому предлагаю дождаться судебной практики на этот счет.

С 1 января 2014 года из пункта 1 исключено указание на субъекта правонарушения — налогоплательщика. Таким образом, с 1 января 2014 года по ст. 119 НК РФ могут быть оштрафованы, например, налоговые агенты по НДС.

Кроме того, с 1 января 2014 года оштрафовать по ст. 119 НК РФ можно и лиц, не являющихся плательщиками НДС, в случае выставления счетов-фактур с выделенной суммой налога. До этой даты вопрос о привлечении их к ответственности также являлся спорным. Причем Президиум ВАС РФ принял сторону организаций и предпринимателей. Он указал, что неплательщики НДС не могут быть привлечены к ответственности за непредставление деклараций по данному налогу (см., например, Постановление Президиума ВАС РФ от 30.10.2007 N 4544/07).

Разъяснения Минфина по применению статьи 119 НК

Письмом Минфина России от 07.10.2011 № 03-02-08/108 разъяснены вопросы ответственности за непредставление налоговой декларации в установленный срок.

Налогоплательщик обязан представлять в налоговый орган в установленный законом срок налоговую декларацию, в том числе и при отсутствии налога к уплате (информационное письмо Президиума ВАС России от 17.03.03 № 71).

За невыполнение данного требования предусмотрена налоговая ответственность (ст. 119 НК РФ), минимальный штраф составляет 1000 руб.

Разъяснения ФНС РФ по применению статьи 119 НК
Письмо
от 18 декабря 2012 г. № АС-4-2/21574

Федеральная налоговая служба в связи с поступающими запросами территориальных налоговых органов по вопросу разъяснения порядка привлечения к ответственности организаций, которые не предоставляют бухгалтерскую и налоговую отчетность, сообщает следующее.

Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет в соответствии с пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119 и 129.4 Налогового кодекса, влечет в соответствии с пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый не представленный документ.

Нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет в соответствии со статьей 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 15.6 КоАП РФ, влечет согласно статьи 15.6 КоАП РФ наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей.

При этом следует учитывать положение пункта 2 статьи 108 Налогового кодекса, из которого следует, что никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20.06.2011 по делу N А27-13715/2010 (Определением ВАС РФ от 16.01.2012 N ВАС-11154/11 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)).

Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации довести настоящее письмо до подведомственных налоговых органов.

Статья написана и размещена в 2010 году. Дополнена — 04.10.2014, 14.11.2014, 02.03.2018

ФАС: Если декларация была представлена по устаревшей форме, привлечь налогоплательщика к ответственности по ст. 119 НК РФ нельзя

Статьей 119 НК РФ предусмотрена ответственность за непредставление декларации в срок, установленный налоговым законодательством. Декларация по НДС должна быть подана не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 174 НК РФ). Однако ни одной из этих статей не предусмотрены последствия подачи декларации с нарушением установленной формы (например, по ранее установленной, уже не действующей форме).

ФАС Поволжского округа рассмотрел спор о привлечении организации к ответственности в следующей ситуации: декларация была подана в налоговый орган в электронном виде до истечения срока ее представления, что подтверждается отчетом об успешном принятии документа, а также письмом налогового органа. Однако инспекция не приняла декларацию к исполнению как представленную не по установленной форме. Налогоплательщик подал надлежащую декларацию позднее, уже по истечении установленного ст. 174 НК РФ срока, и на этом основании был привлечен к ответственности по ст. 119 НК РФ. Суд проанализировал положения п. 1 ст. 119 НК РФ, из которого следует, что налогоплательщик может быть привлечен к налоговой ответственности лишь за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации. Нарушение порядка или формы подачи декларации не образует состав правонарушения, предусмотренного ст. 119 НК РФ. Поэтому суд пришел к выводу, что если налогоплательщик своевременно представил декларацию, даже по ранее установленной форме, то обязанность, предусмотренная п. 5 ст. 174 НК РФ, считается исполненной, что исключает привлечение его к ответственности по ст. 119 НК РФ.

Аналогичные выводы содержатся в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа 04.12.2007 N А17-2379/5-2007.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector