Возможен вычет ндс по доставке товаров грузополучателю

Когда могут отказать в вычете НДС при отсутствии ТТН?

В каких случаях нужна товарно-транспортная накладная (далее по тексту – ТТН)? По каким причинам налоговики могут отказать в вычете при отсутствии у компании ТТН? Правомерно ли на основании ТТН рассчитать сумму НДС, подлежащую возмещению из бюджета?

Прежде чем перейти к анализу судебных баталий в части отказов НДС при огрехах либо отсутствии ТТН, несколько слов о том, в каких случаях необходимо наличие ТТН.

ТТН представляет собой первичный сопроводительный документ, который предназначен для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом (постановление Госкомстата РФ от 28.11.1997 г. №78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте»).

Когда необходима ТТН?

Для того чтобы понимать, когда заполнять ТТН, нужно определиться, кто осуществляет перевозку: сторонний перевозчик, сам поставщик, либо покупатель собственными силами.

Если покупатель самовывозом вывозит товар со склада поставщика, то оформлять ТТН не нужно, ведь услуги по перевозке не оказываются. Также не требуется оформлять ТТН, если поставщик сам доставляет товар покупателю. В данном случае достаточно товарной накладной в двух экземплярах (по форме ТОРГ-12, если компания использует унифицированные формы первичной документации либо по собственной разработанной форме либо УПД).

А если покупатель заказывает перевозку товаров транспортной компании, то есть является заказчиком перевозки, необходимо без ТТН не обойтись. В этой ситуации транспортный раздел ТТН заполняется покупателем (т.е. непосредственным заказчиком транспортных услуг), а товарный раздел – поставщиком товара.

Причина отказа в вычете НДС

Теперь обозначим общие условия применения налоговых вычетов. Право на налоговые вычеты по НДС возникает у компании при соблюдении им условий, предусмотренных ст.171 и ст.172 НК РФ. Условиями вычета по НДС по товарам (работам, услугам) являются:

факт приобретения товаров (работ, услуг);

принятие приобретенных товаров (работ, услуг) на учет (оприходование);

наличие у покупателя надлежаще оформленного счета-фактуры, выставленного поставщиком товаров (работ, услуг), с указанием суммы НДС;

для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения по НДС.

Таким образом, одним из условий для вычета НДС является принятие на учет товаров в соответствии с правилами бухгалтерского учета и документальным оформлением факта приобретения товаров.

Обратимся к требованиям ст.9 Федерального закона от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Применительно к рассматриваемой ситуации, таким документом может быть товарная накладная по форме ТОРГ-12, УПД, либо любой первичный учетный документ, содержащий обязательные реквизиты.

Финансисты также разъясняли, что «…в случае принятия товаров на учет на основании товарной накладной по форме ТОРГ-12 налогоплательщиком, не являющимся заказчиком перевозки, отсутствие у него товарно-транспортной накладной по форме №1-Т не является основанием для отказа в применении налоговых вычетов по НДС по приобретаемым товарам» (письмо Минфина РФ от 30.10.2012 г. №03-07-11/461). Указанному письму предшествовала сформулированная позиция высших судей (Определение ВАС РФ от 19.3.2008 г. №3284/08, Постановление ВАС РФ от 09.12.2010 г. №8835/10): «…общество осуществляло операции по приобретению (купле-продаже) товара, а не выступало в качестве заказчика по договору перевозки. Следовательно, наличие ТТН не является обязательным условием для подтверждения принятия товаров на учет и, соответственно, основанием для применения налоговых вычетов по НДС».

Налоговики также разъясняли, что ТТН обязательна к применению отправителями и получателями грузов, поскольку она служит основанием для расчетов между заказчиком транспортной перевозки и перевозчиком. И если покупатель заказчиком перевозки не является, то и наличие ТТН у получателя груза (т.е. покупателя) необязательно. При этом принятие на учет товаров возможно и на основании товарной накладной по форме №ТОРГ-12 (письмо ФНС РФ от 18.08.2009 г. №ШС-20-3/1195).

Несмотря на официальную позицию финансистов, налоговиков, высших судей, на практике и по сей день немало судебных баталий, касающихся правомерности применения вычетов НДС при отсутствии ТТН.

По каким причинам налоговики отказывают в вычете НДС из-за отсутствия (огрехов) ТТН?

Несмотря на положительные для компаний разъяснения контролирующих органов, налоговики на местах, зачастую отказывают в праве на вычет по причине отсутствия (или содержащей дефекты) ТТН.

Такие претензии сами по себе необоснованны, но при наличии иных факторов, могут служить основанием для отказа в возмещении НДС.

Претензия №1. У компании отсутствует ТТН (при наличии остальных первичных документов, оформленных надлежащим образом).

При наличии у компании товарной накладной налогоплательщиком, не являющимся заказчиком перевозки, отсутствие ТТН не является основанием для отказа в применении налоговых вычетов по НДС в части приобретаемых товаров.

Важно!

И если компания осуществляла операции по приобретению товара и не выступала в качестве заказчика по договору перевозки, то отказ налоговиков в применении налоговых вычетов по причине отсутствия ТТН является необоснованным (постановления АС Поволжского округа от 28.05.2018 г. №А12-29559/2017, от 08.05.2018 г. №А12-20171/2017, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2017 г. №А55-16133/2016).

Претензия №2. Невозможно установить стоимость товаров на основании ТТН и, соответственно, сумму НДС.

Зачастую налоговики, отказывая в возмещении НДС, мотивируют это тем, что объем поставленных товаров, рассчитанный на основании данных ТТН, различается с фактурными данными. Например, в одном из споров, документами, с помощью которых налоговики рассчитывали сумму НДС, не подлежащего возмещению, являлись ТТН, в которых содержались сведения об объеме перевезенных лесоматериалов, и протоколы допросов водителей.

Но, как отметили судьи, налоговики не учли, что в ТТН не содержатся сведения о сорте поставленных лесоматериалов и их стоимости (в зависимости от сорта), данные сведения отражены в выставленных в адрес компании счетах-фактурах.

Поскольку из ТТН невозможно установить сорт поставленной лесопродукции, невозможно установить и ее стоимость, а, следовательно, невозможно рассчитать сумму НДС по технологии, применяемой налоговым органом, суд пришел к выводу, что произведенное налоговой инспекцией распределение входного НДС не основано на достоверных данных (постановление АС Восточно-Сибирского округа от 20.04.2017 г. №А19-11338/2016).

Претензия №3. По условиям договора должна составляться ТТН, иначе продукция считается непоставленной.

Компанию подозревают в создании искусственного документооборота и, как следствие, получении необоснованной налоговой выгоды.

Чаще всего, налогоплательщики проигрывают в спорах с налоговиками по причине получения необоснованной налоговой выгоды. И ТТН (ее отсутствие либо дефекты в оформлении) служит дополнительным доказательством нереальности сделки, а товар фактически не приобретался и не доставлялся покупателю.

Так, в одном из споров рассматривалась ситуация, когда по условиям договора продукция считалась поставленной, если помимо фактической передачи продукции, покупателю предоставлены документы подтверждающие право собственности на продукцию (приходная квитанцияф-13, накладные, счета-фактуры, ТТН по форме №СП-31* на каждую машину и т.п.). А при непредставлении или представлении указанных документов в неполном объеме продукция считается непоставленной.

Постановлением Госкомстата РФ от 29.09.1997 г. №68 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету сельскохозяйственной продукции и сырья» утверждена форма ТТН на перевозку зерна №СП-31.

Напомним, что с 2013 г. унифицированные формы документов применять необязательно, можно разработать собственные (ст.9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Главное, чтобы форма содержала обязательные реквизиты, предусмотренные в п. 2 ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ. Однако на практике сельхозпредприятия используют привычные формы, утвержденные Госкомстатом РФ.

Рассматривая подобный спор, налоговики исследовали оформленные ТТН и пришли к следующему выводу: в ТТН указаны пункты погрузки находящиеся в Ростовской области, при том, что контрагенты общества не находятся в Ростовской области, не обладают ни трудовыми, ни материальными ресурсами для хранения товара, ни по месту своей регистрации ни по месту отгрузки товара.

Таким образом, документы свидетельствуют о том, что указанные адреса не соотносятся с поставкой от данного лица, поскольку компания не имеет складских помещений, а пункты погрузки не соответствуют юридическому адресу ни организации поставщика, ни его субпоставщиков.

Кроме того, при исследовании представленных ТТН судом установлено, что в них отсутствует информация о декларации о соответствии партии зерна требованиям технического регламента и отсутствует информация, обеспечивающая прослеживаемость зерна, предусмотренная п.16 ст.14 ТР ТС 015/2011 «О безопасности зерна» (место происхождения, информация о ГМО), информация о декларации соответствии партии зерна (пшеницы) требованиям ТР ТС 015/2011, предусмотренной ст.3 ТР ТС 015/2011 «О безопасности зерна», а именно, о месте происхождения, назначения зерна, о наличии в зерне ГМО и т.д.

При этом правила заполнения формы №СП-31 распространяются на юридических лиц, осуществляющих деятельность по закупке, хранению, переработке и реализации зерна. Только ТТН формы №СП-31, составленные в соответствии с Рекомендациями по заполнению отраслевых форм учетных документов зерна и продуктов его переработки, утвержденных Приказом Росгосхлебинспекции от 04.04.2003 г. №20, и Техническим регламентом «О безопасности зерна», позволяют дать оценку реальности поставки зерна, в отношении которого заявлен вычет по НДС.

Читать еще:  Минфин невыгодно расширил одно из условий ндс-вычета

Транспорт, указанный в ТТН принадлежит физическим лицам, которые опровергли факт поставки товара по представленным документам.

Как отметили суды, налогоплательщик, располагая надлежащим (ненадлежащим) образом оформленными ТТН формы №СП-31, сертификатами, декларациями о соответствии и т.д., мог проявить должную осмотрительность и осторожность посредством установления фактического перемещения товара (зерна), оценить действия поставщика на предмет его добросовестности или создание искусственного документооборота и, как следствие, своевременно отказаться от исполнения договора.

И вердикт суда — компания, не получая (не истребуя) от поставщика все документы, предусмотренные действующим законодательством и договорами, а также надлежащим образом оформленные ТТН формы №СП-31, не может считаться проявившей должную осмотрительность.

Кроме того данные пункты договора опровергают сам факт поставки с учетом отсутствия у заявителя указанных документов. Поэтому компании было отказано в вычете НДС (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2018 г. №А53-37776/2017).

Важно!

В аналогичных спорах компании также проигрывали налоговикам по причине отсутствия реального совершения хозяйственных операций поставщиками. А отсутствие финансово-хозяйственных взаимоотношений между компанией и контрагентами, указывает на недостоверность сведений в первичных документах, на основании которых компанией заявлены вычеты по НДС. Непредставление ТТН свидетельствует об отсутствии хозяйственных операций с контрагентами (Определение ВС РФ от 26.04.2018 г. №308-КГ17-5480, постановления АС Центрального округа от 31.07.2018 г. №А84-2180/2017, Волго-Вятского округа от 09.07.2018 г. №А43-34637/2016).

Обсуждаем сложности при «транзитной» торговле

«Транзитной» торговлей обычно называют такой способ продаж, при котором продавец реализует товар покупателю не со своего склада, а непосредственно от поставщика (производителя) товара. По отношению к поставщику продавец выступает в роли покупателя, а по отношению к конечному покупателю он является продавцом. То есть «транзитный» продавец лишь дает поручение поставщику: кому и когда тот должен отгрузить товар.

И «транзитному» продавцу, и поставщику нужно правильно оформить накладные и счета-фактуры. Иначе инспекторы могут отказать и конечному покупателю, и «транзитному» продавцу в вычете входного НДС, а также в учете расходов на покупку товаров.

Оформляем накладные при «транзитной» поставке

Мы первый раз выступаем в роли «транзитного» продавца. Покупатель сам забирает товар со склада нашего поставщика. Право собственности мы получаем от поставщика в момент передачи им товара нашему покупателю. И одновременно мы передаем право собственности своему покупателю.
Получается, что мы не сможем расписаться ни в получении этого товара, ни в его отпуске.
Как нам оформить накладную ТОРГ-12 для покупателя и как должна быть заполнена накладная поставщика, чтобы потом от инспекторов не было обвинений в нереальности сделки? И что писать в счетах-фактурах?

: Поскольку вы товар не получаете и не отпускаете своему покупателю, пропишите в договоре или в поручении на отгрузку, что грузополучателем является третье лицо. Тогда в накладной, которую поставщик оформит для вашей организации, он укажет:

  • в качестве поставщика и грузоотправителя — себя;
  • в качестве плательщика — вашу организацию, ведь вы для поставщика являетесь покупателем;
  • в качестве грузополучателя — конечного покупателя.

Ваша организация, поскольку она не является ни грузоотправителем, ни грузополучателем, в этой накладной вообще не должна расписываться. В ней не нужно расписываться и вашему покупателю, ведь он должен получить товары, купленные у вас по вашим продажным ценам (а не по тем ценам, по которым вы покупаете товары у поставщика).

Таким образом, до момента отгрузки товара покупателю ваша организация должна передать поставщику накладную для покупателя. Именно в ней и должен расписаться представитель вашего покупателя.

Бывает, что и поставщик, и покупатель «на всякий случай» расписываются и в первой накладной (составленной поставщиком «транзитному» продавцу), и во второй (составленной «транзитным» продавцом покупателю).

Но тогда по документам получится задвоение отгрузки товара у поставщика и задвоение его получения у конечного покупателя (причем по разным ценам). Что неверно с экономической точки зрения.

Об оформлении накладных «транзитным» продавцом нам рассказали аудиторы.

ОБМЕН ОПЫТОМ

“ Оформление ТОРГ-12 в случае транзитной торговли имеет свои особенности. Логично следующее оформление товарной накладной «транзитным» продавцом:

  • в строке «Грузоотправитель» нужно указать первого поставщика;
  • в строке «Грузополучатель» — конечного покупателя;
  • в строке «Поставщик» — «транзитного» продавца;
  • в строке «Плательщик» — конечного покупателя;
  • в строке «Основание» — реквизиты договора между продавцом и покупателем товара.

Реквизиты «Отпуск груза произвел» не заполняются. При этом в накладной следует сделать отметку «Отгрузка транзитом». При таком оформлении у покупателя налоговых рисков по НДС и налогу на прибыль в связи с тем, что строка «Отпуск груза произвел» останется незаполненной, не буде т ” .

После отгрузки товара вашему покупателю поставщик должен будет передать вам оригиналы двух ваших накладных:

  • первую — которую он выписал вам;
  • вторую — вашу накладную, которую вы составили для покупателя, но уже с подписью представителя покупателя, свидетельствующей о том, что товар им получен. Для подтверждения отгрузки поставщик может оставить себе копию этой накладной.

При заполнении своего счета-фактуры, а также при проверке счета-фактуры, полученного от поставщика, надо учесть следующие особенности. Поставщик выставляет счет-фактуру в обычном порядке, но в качестве грузополучателя по строке 4 указывает не вашу организацию, а конечного покупателя (которому вы продаете товар). А ваша организация в счете-фактуре, выставляемом покупателю, должна указать своего поставщика в качестве грузоотправителя (строка 3). Все остальное заполняете в обычном порядке.

В общем, строки «Грузополучатель» и «Грузоотправитель» в счетах-фактурах должны быть заполнены так же, как и в товарных накладных, к которым они выписаны. В таком случае претензий у проверяющих быть не должно.

Накладная с недочетами не повод для отказа в НДС-вычете

Мы недавно начали заниматься «транзитом». В накладных ТОРГ-12, которые нам выписывает продавец (он, кстати, тоже продает «транзитом»), просим себя указывать в качестве грузополучателей. Но склада нет ни у нас, ни у нашего продавца — просто ни он, ни мы не хотим, чтобы покупатели знали конечного поставщика. Товар доставляет дружественная нам транспортная компания. В накладных, выставляемых нашим покупателям, мы указаны как грузоотправитель. При выездной проверке инспекторы сказали, что в качестве грузоотправителя должен быть указан тот, с чьего склада идет отгрузка. Поскольку у нашего продавца склада нет (как и у нас), ставят под сомнение реальность сделки и хотят отказать в вычете НДС. Правы ли они и как нам отстоять вычет? Или при «транзитной» торговле мы вообще не имеем права на вычет НДС, так как не получали товар?

: Право на вычет НДС у «транзитного» продавца есть. И специалисты налоговой службы с этим согласны.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ При «транзитной» торговле «транзитный» продавец может заявить вычет по товару, который он приобрел у поставщика и продал конечному покупателю, если эти операции облагаются НДС и сам «транзитный» продавец является плательщиком этого налог а статьи 171, 172 НК РФ . Разумеется, в бухучете эти товары «транзитный» продавец должен принять к учету, получить от поставщика счет-фактуру и первичные учетные документы.

Ну и не забывайте о том, что «транзитный» продавец обязан исчислить НДС с реализации товара конечному покупател ю ” .

Но вы нарушили правила заполнения ТОРГ-12 — в качестве грузоотправителя действительно должен быть указан тот, кто отгружает товар. Это же правило действует и при заполнении транспортных накладных. Иногда налоговики отказывают в вычете, если в ТОРГ-12 и ТТН в качестве грузоотправителя указаны разные лица.

Для подтверждения вычета НДС вам нужно доказать реальность сделк и пп. 4, 5 Постановления Пленума ВАС от 12.10.2006 № 53 . Предоставьте инспекции все договоры (как с поставщиком, так и с покупателем), связанные с куплей-продажей конкретного товара. Также приложите все накладные (товарные и транспортные), чтобы было видно, у кого вы купили товар, кто этот товар отгрузил, кому и на каком основании.

Кстати, ФАС Московской области в одном из своих постановлений пришел к выводу, что законодательство не связывает право на вычет НДС с нарушением или соблюдением порядка оформления товарных накладны х Постановления ФАС МО от 29.02.2012 № А40-127306/10-90-714, от 22.11.2010 № КА-А40/14471-10 . Есть решения и других судов, которые считают, что неточности или ошибки в накладных не могут быть основанием для отказа в возмещении НДС Постановления ФАС СКО от 21.01.2010 № А63-654/2009-С4-30; 15 ААС от 03.02.2011 № 15АП-15033/2010 .

Учет продажи «транзитного» товара необходим

Мы товар от поставщика не получаем — он поставляется покупателю со склада нашего поставщика. На какой счет нам приходовать товар? Или его вообще можно не прогонять через бухучет? И в какой момент нам определить выручку от реализации в налоговом и бухгалтерском учете?

Читать еще:  Ст. 180 тк рф: вопросы и ответы

: Отражать товар на счетах бухучета нужно. Во-первых, иначе вы не сможете учесть в расходах стоимость проданных товаров. А во-вторых, принятие товара к учету — одно из условий для вычета входного НДС п. 1 ст. 172 НК РФ .

Груз можно доставить покупателю любым видом транспорта. Если при этом товар на территорию РФ не попадает, то о начислении НДС можно не думать

Несмотря на то что на свой склад вы товар не получаете, для оприходования «транзитных» товаров можно использовать счет 41 «Товары»:

  • субсчет 41-1 «Товары на складах», предназначенный для учета товаров на оптовых и распределительных базах, складах;
  • отдельный субсчет второго порядка к субсчету 41-1. Его можно назвать «Товары, продаваемые со складов поставщиков» или «Товары, продаваемые транзитом».

Некоторые используют для учета «транзитных» товаров счет 45 «Товары отгруженные», отражая на нем товары на дату получения права собственности на них от поставщика. Хотя по экономической сути на этом счете должны отражаться лишь товары, которые отгружены самой организацией в адрес покупателей.

На самом деле не столь важно, на каком конкретно счете (субсчете) вы будете учитывать транзитные товары. Главное — показать оприходование и выбытие товаров в своем бухучете.

И в налоговом, и в бухгалтерском учете выручку от продажи товара в вашей ситуации надо определить на момент получения товара покупателем от поставщик а ст. 249 НК РФ; пп. 5, 6 ПБУ 9/99 . На эту же дату вы можете списать стоимость проданных товаров на расход ы ст. 320 НК РФ; п. 5 ПБУ 10/99 . Таким образом, у вас и оприходование, и выбытие товара будут отражены в один день.

Бухучет при доставке «транзитного» товара покупателю

По нашему указанию поставщик отправляет товар нашему покупателю по железной дороге. В момент передачи товара перевозчику мы получаем право собственности на него. Перевозку оплачиваем и организуем мы. Право собственности на товар к нашему покупателю переходит после получения им товара на свой склад. Какие проводки нам сделать в бухучете?

: Схема проводок по продаже товара будет такая.

Продавец доставляет товар покупателю силами сторонних перевозчиков: как оформлять счета-фактуры и применять вычет по НДС

Доставка товара зачастую происходит следующим образом: поставщик нанимает перевозчика и оплачивает его услуги, а покупатель компенсирует стоимость транспортировки. Такая схема удобна, но порождает ряд проблем с начислением и вычетом НДС. Ситуация значительно осложняется, если кроме продавца, покупателя и перевозчика в схеме задействованы посредники. Чтобы покупатель мог беспрепятственно принять вычет, а продавцу не пришлось начислять налог, нужно соблюдать простые правила, о которых идет речь в этой статье.

Вводная часть

Очень часто транспортировка товара от поставщика к покупателю происходит по следующей схеме. Продавец организует доставку, привлекая для этого стороннего перевозчика и оплачивая его услуги из собственных средств. Затем покупатель возмещает поставщику деньги, потраченные на перевозку. Таким образом, покупатель перечисляет продавцу сумму, которая состоит из стоимости товара и из компенсации транспортных расходов.

Очевидно, что «входной» НДС по стоимости доставки покупатель стремится принять к вычету. Но сделать это можно не всегда, а только в случае, когда все документы по сделке оформлены верно. Чтобы не допустить ошибок, нужно придерживаться определенных правил.

Правило первое: необходим посреднический договор

Помимо договора поставки продавцу надо заключить с покупателем еще один договор — на оказание посреднических услуг. По его условиям продавец должен выступать в роли агента или комиссионера, а покупатель — в роли принципала или комитента. Агент оказывает принципалу услуги по поиску поставщика транспортных услуг. Все документы по перевозке агент (он же продавец) заключает от своего имени.

Документооборот будет таким. Сначала сторонний перевозчик выставит счет-фактуру на услуги по транспортировке на имя агента (продавца). Затем агент перевыставит счет-фактуру на имя принципала (покупателя), указав в строках 2, 2а и 2б данные стороннего перевозчика. Такой порядок предусмотрен правилами заполнения счета-фактуры, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.12.11 № 1137 (подробнее об этом читайте в статье «НДС при посреднических сделках: что должен сделать посредник»). На основании перевыставленного счета-фактуры покупатель сможет принять к вычету «входной» НДС по услугам доставки.

При отсутствии посреднического договора продавец лишается права перевыставить счет-фактуру по доставке на имя покупателя. В этом случае остается единственный документ — счет-фактура, выставленный перевозчиком на имя продавца. Поскольку покупатель там не упомянут, вычесть НДС ему не удастся, хотя фактически транспортировку оплатил именно покупатель. К аналогичным выводам пришел и Минфин России в письме от 15.08.12 № 03-07-11/299 (см. «Минфин разъяснил, в каком случае возможен вычет НДС по услугам, связанным с доставкой товаров, которую организует продавец»).

К слову, заключение посреднического договора выгодно не только для покупателя, но и для продавца. Чиновники убеждены: оплата доставки, которую покупатель компенсировал поставщику, увеличивает облагаемую базу по НДС последнего (письмо Минфина России от 06.02.13 № 03-07-11/2568, «Полученные от покупателя суммы в возмещение затрат поставщика на доставку товара облагаются НДС»). Но если продавец является агентом или комиссионером, налог с компенсации платить не придется. Дело в том, что услуги по доставки оказывает не посредник, а сторонний перевозчик. А, согласно статье 146 НК РФ, без реализации нет и объекта налогообложения.

Правило второе: на товар и на доставку нужны отдельные счета-фактуры

Случается, что продавцы, стремясь сократить количество документов по сделке, выписывают покупателю счет-фактуру, где указана и стоимость товара, и стоимость доставки. Такой подход является ошибочным. На самом деле необходимы два счета-фактуры: первый — на товар (указывается стоимость товара), второй — на транспортировку (указывается стоимость транспортировки). При этом, как уже говорилось выше, второй счет-фактура должен быть перевыставленным вариантом документа, выписанного сторонним перевозчиком на имя продавца.

Объяснение простое: поскольку продавец доставляет товар не своими силами, а при помощи стороннего перевозчика, он не является поставщиком транспортных услуг. Как следствие, продавец товара не вправе выставлять счет-фактуру по доставке от своего имени. Если же он включит стоимость транспортировки в «товарный» счет-фактуру, покупатель лишится права на вычет НДС по перевозке. Данная точка зрения совпадает с позицией Минфина (см. письмо Минфина России от 13.04.16 № 03-07-09/21127; «Продавец товаров не должен включать в счет-фактуру стоимость услуг по доставке, которые были оказаны грузоперевозчиком»).

Правило третье: если между продавцом и перевозчиком есть другие звенья, необходимо понять, какова роль каждого из участников цепи

Нередко в транспортировке товара участвуют не только продавец, покупатель и сторонний перевозчик, но и другие лица. В частности, очень распространена ситуация, когда продавец привлекает не самого перевозчика, а его посредника. Возможен и другой вариант, при котором продавец товара нанимает агента, который находит для него перевозчика. В любом случае схема доставки несколько усложняется, и это зачастую приводит к путанице с документами. Чтобы не допустить ошибок, следует четко представлять себе, какова роль каждого из звеньев цепи.

Продавец товара привлекает не самого перевозчика, а его посредника

Схема доставки выглядит следующим образом. Сторонний перевозчик привлекает агента, который находит клиентов, готовых оплатить услуги по доставке. Таким клиентом является продавец товара. В свою очередь продавец товара сам является посредником по отношению к покупателю и находит для него поставщика транспортных услуг (об этом подробно говорилось выше).

В этом случае документооборот будет таким. Сначала агент перевозчика выставит в адрес продавца товара счет-фактуру на услуги доставки, где в качестве поставщика укажет себя (а не настоящего перевозчика). Затем продавец товара перевыставит этот счет-фактуру на имя покупателя, указав в строках 2, 2а и 2б данные агента (а не настоящего перевозчика). На основании перевыставленного счета-фактуры покупатель сможет принять к вычету «входной» НДС по услугам доставки.

Продавец товара нанимает агента, который находит перевозчика

Схема доставки выглядит следующим образом. Покупатель товара нанимает посредника (продавца товара), чтобы тот нашел для него поставщика транспортных услуг. В свою очередь посредник (продавец товара) тоже нанимает агента и перепоручает ему поиск поставщика транспортных услуг. В итоге агент находит стороннего перевозчика, и тот доставляет товар от поставщика к покупателю.

В этом случае документооборот будет таким. Сначала сторонний перевозчик выставит счет-фактуру на услуги по транспортировке на имя агента. Затем агент перевыставит счет-фактуру на имя продавца товара, указав в строках 2, 2а и 2б данные стороннего перевозчика. После чего продавец товара еще раз перевыставит счет-фактуру на имя покупателя товара, и в строках 2, 2а и 2б тоже укажет стороннего перевозчика. На основании этого счета-фактуры покупатель сможет принять к вычету «входной» НДС по услугам доставки.

Зависит ли вычет по НДС от грузополучателя в с/ф?

Аноним сказал(-а): 21.04.2009 12:19

Читать еще:  Документы для «камералки» по ндс нужно представлять, только если освобождение – льгота

Зависит ли вычет по НДС от грузополучателя в с/ф?

Мы перепродавцы. Наш поставщик выставил нам с/ф и тн, где грузополучатель — мы, но должна быть другая указана организация, куда они непосредственно доставляют товар. Вот и думаю или просить переделать или оставить. так указано и товарной накладной. может ли это при налоговой проверке повлиять на правомерность вычета по НДС.
и еще. даже если переделаем с/ф, можно не переделывать тн? это на что-то влияет?

Аноним сказал(-а): 22.04.2009 10:01

Тоня сказал(-а): 22.04.2009 10:03

Аноним сказал(-а): 22.04.2009 10:14

Прошло всего 2 поставки. На первую поставку получили ТН в 2- экз. и СФ, наш руководитель распичался и в графе «груз принял» и в графе «груз получил грузополучатель». Выписали в адрес покупателя тоже тн и сф. Там кладовщик расписался только в графе «груз принял» .(по незнанию).

со второй поставкой, посчитавши, что мы разобрались кто-где должен расписываться, сделали так: мы получаем ТН расписываемся — только в графе «груз принял», а наш покупатель — только в графе «груз получил грузополучатель».

но однако в тн и сф — грузополучатели — мы, а мы выставляем конечному покупателю — там он. но ведь при транзите не так же должн быть

что посоветуете, боюсь за НДС . сильно, суммы большие

Аноним сказал(-а): 22.04.2009 10:46

Тоня сказал(-а): 22.04.2009 11:15

Аноним сказал(-а): 22.04.2009 11:27

Хорошо, допустим, мы с производителем переделаем, но с конечным покупателем — проблема, большая структура, там никто этим заниматься не будет. т.е. получится, что у нас с производителем буду правильные, а с покупателем — неправильные, т.е. там будет указано, что грузоотправители — мы! . думаю доходы ведь всегда признают .

т.е. лучше нам переделать??

Аноним сказал(-а): 22.04.2009 12:50

Аноним сказал(-а): 22.04.2009 13:12

Заключены обычные договоры купли-продажи. Это ТРАНЗИТНАЯ ПОСТАВКА! Вот и есть перепродавцы.
забалансовый здесь не при чем, приходуем на 41 счет
речь идет о том, что доках есть грузоотправитель, грузополучатель, продавец и покупатель. так вот при транзите заполненять их нужно иначе, нежели при обычной поставке. а нам сразу указали грузополучателя не правильно, т.е. нас, а д.б. указать того, куда они везут, т.е. нашему покупателю

Товарно-транспортная накладная и вычет по НДС: точку в дискуссии поставил Президиум ВАС РФ

Товарно-транспортная накладная (ТТН) — это больше, чем просто документ. В последние годы ТТН превратилась в некий камень преткновения для налогоплательщиков, желающих включить в состав налоговых вычетов по НДС суммы налога, уплаченные при приобретении товара, который от склада поставщика до склада покупателя перемещался при помощи автотранспортного средства. В судебных решениях периодически встречаются описания ситуаций, когда налоговый орган категорически возражал против применения налоговых вычетов, если сумма НДС, уплаченная при приобретении товаров, не подтверждалась наличием ТТН.

Понять причины этой проблемы довольно сложно, поскольку ФНС России высказалась за ее решение в максимально конструктивном для налогоплательщика ключе. В частности, в письме от 18.08.2009 № ШС-20-3/1195 главный налоговый орган страны весьма точно указал на ограниченность сферы применения ТТН:

Выдержка из документа

«. Действующая в настоящее время форма товарно-транспортной накладной N 1-Т обязательна к применению юридическими лицами, являющимися отправителями и получателями грузов. При этом она служит основанием для расчетов между заказчиком транспортной перевозки и перевозчиком. Если покупатель заказчиком перевозки не является, то действующий порядок наличия товарно-транспортной накладной у получателя груза (покупателя) не предусматривает.»

Тем не менее, редкий налогоплательщик, приходующий товар, доставленный автотранспортом, не сталкивался с проблемой влияния ТТН на налоговый вычет.

Возможно, точка зрения об обязательности наличия ТТН для формирования налогового вычета по НДС базируется на категоричном утверждении, содержащемся в абзаце третьем пункта 6 Инструкции Минфина СССР № 156, Госбанка СССР № 30, ЦСУ СССР № 354/7, Минавтотранса РСФСР № 10/998 от 30.11.1983 «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом»:

Выдержка из документа

«Товарно-транспортная накладная является единственным документом, служащим для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета.»

Именно на эту норму обратил внимание Минфин России в письме от 26.05.2008 № 03-03-06/1/333, указав на обязательность ТТН для учета соответствующих расходов для целей налогообложения прибыли:

«. Затраты на транспортные услуги сторонних организаций по доставке товаров могут быть учтены налогоплательщиком в составе материальных расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, только при наличии оформленной товарно-транспортной накладной по утвержденной форме N 1-Т.»

А в 2009 году градус дискуссии поднялся, благодаря позиции Верховного Суда РФ, отказавшего в признании недействительной указанной нормы (Решение от 26.08.2009 № ГКПИ09-589 и Определение от 10.11.2009 № КАС09-515).

Таким образом, сложилась парадоксальная ситуация: ФНС России считала возможным вычет по НДС при отсутствии ТТН (если покупатель товара не является заказчиком перевозки), а налоговые органы на местах увязывали применение данного вычета с наличием ТТН (независимо от того, имела место перевозка товара или его доставка).

Ошибочность позиции территориальных налоговых органов состояла в отождествлении ими понятий «перевозка», «доставка» и «самовывоз».

В частности, включение в договор поставки условий о доставке товара поставщиком или о его самовывозе покупателем рассматривалось ими как условие о перевозке товара и как основание для истребования у налогоплательщика ТТН.

Между тем, еще в начале 2007 года Президиум ВАС РФ дважды указывал на достаточность товарной накладной для подтверждения права на возмещение НДС при экспорте товаров (Постановления от 30.01.2007 № 13219/06 и от 13.02.2007 № 14243/06). Тем не менее, указанная правовая позиция была высказана применительно к довольно специфической ситуации, в связи с чем, видимо, не получила должного восприятия среди налогоплательщиков и налоговых органов.

В связи с этим трудно переоценить значение постановления Президиума ВАС РФ от 09.12.2010 № 8835/2010 по вопросу о месте и роли ТТН для налоговых вычетов по НДС. Поскольку окончательный текст данного постановления на момент подготовки настоящего материала еще не опубликован, судить о его содержании можно по определению ВАС РФ от 20.09.2010 № ВАС-8835/10. В нем предложено исключительно верное, на наш взгляд, решение рассматриваемой проблемы.

Отметим, что позиция налогового органа и нижестоящих судебных инстанций была основана на том, что «поскольку в данном случае приобретенный товар перевозился автомобильным транспортом, непредставление товарно-транспортной накладной по форме N 1-Т в подтверждение факта перемещения товара в адрес общества позволяет признать правомерным решение инспекции в части отказа в праве на налоговый вычет по операции приобретения товара».

Возражая против указанной позиции, состав судей ВАС РФ отметил:

В Альбоме унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций, утвержденном Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132 … содержится первичный учетный документ в виде товарной накладной формы ТОРГ-12. Упомянутая накладная применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации и составляется в двух экземплярах… Как установлено судами, представленные заявителем товарные накладные по форме ТОРГ-12 содержат сведения о грузоотправителе, грузополучателе, поставщике, плательщике, о наименовании товара, его количестве и цене, а также указание на должности лиц отпустивших и принявших товар, их подписи, тем самым подтверждают факт отгрузки товара.

Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 25.12.1998 N 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций» установлены требования по заполнению и содержанию товарной накладной формы ТОРГ-12, наличие товарно-транспортной накладной по учету торговых операций не предусматривается.

В соответствии с Постановлением Госкомстата Российской Федерации N 78 от 28.11.1997 товарно-транспортная накладная формы N 1-Т предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом, является документом, определяющим взаимоотношения по выполнению перевозки грузов, служащим для учета транспортной работы и расчетов с организациями — владельцами автотранспорта за оказанные им услуги по перевозке грузов.

В данном случае общество осуществило операции по приобретению товаров, и не выступало в качестве заказчика по договору перевозки.

Как видим, состав судей ВАС РФ очень точно указал на необходимость дифференцированного подхода к перевозке товаров с одной стороны и к их доставке (самовывозу) — с другой. Если в первом случае речь действительно идет об операции по перевозке товаров, то во втором хозяйственная операция должна оцениваться исключительно как торговая. Соответственно, и состав документов, необходимых для подтверждения налогового вычета по НДС, будет различным. Никакой необходимости в подтверждении вычета ТТН при торговых операциях нет. Отрадно, что Президиум ВАС РФ согласился с мнением состава судей. Остается лишь дождаться окончательного текста постановления и надеяться на то, что работники налоговых органов не будут тянуть с его изучением.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector