Ввезли из еаэс необлагаемый товар – «евразийский» ндс не уплачивается

НДС при экспорте в страны ЕАЭС

Международная торговля — устойчивый тренд последнего времени. Сегодня свою продукцию в соседние и не только страны продают и большие корпорации, и малые компании, и даже частные предприниматели. Поэтому одно из актуальных требований к современному бухгалтеру — знание экспортных операций. О том, какие документы нужно оформлять при реализации в страны ЕАЭС и какие платить налоги, расскажем в сегодняшней статье.

Экспорт по-русски

Подавляющее большинство российских организаций ведет торговую деятельность с нашими ближайшими соседями. Преимущественно это Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия. Перечисленные страны вместе с Россией образуют Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Кроме того Таджикистан является кандидатом на вступление в в ЕАЭС, а Молдавия имеет статус наблюдателя в союзе.

Государства — члены этого союза договорились об установлении единых правил налогообложения экспортных операций. Отметим, что речь идет об НДС — остальные налоги при экспорте компании уплачивают точно так же, как и при реализации в России.

Реализация в страны ЕАЭС и экспорт в прочие государства имеют мало отличий. И в том, и в другом случае применяется ставка НДС 0%, для подтверждения которой налогоплательщик представляет в ИФНС определенный пакет документов.

Что и кто облагается «экспортным» НДС

Сразу отметим, что на налогоплательщиков, применяющих УСН, требование о подтверждении ставки НДС при экспорте не распространяется. Согласно пункту 2 статьи 346.11 НК РФ, «упрощенщики» признаются плательщиками НДС лишь в отношении товара, который они ввозят на территорию России. Что же касается экспорта, то для компаний и предпринимателей на УСН этот тип операций в части налогообложения не имеет никаких отличий от работы с отечественными покупателями.

А вот организациям, применяющим классическую систему налогообложения (ОСНО), необходимо помнить об особенностях экспортных операций в страны ЕАЭС. И прежде всего о том, что подтверждать ставку НДС 0% нужно по любым товарам, даже по тем, которые в соответствии со статьей 149 НК РФ этим налогом не облагаются. Все дело в том, что в части экспортных операций налогообложение регламентируется нормам международных договоров. И согласно статье 7 НК РФ, такие соглашения имеют приоритет над нормами Налогового кодекса России.

ЕАЭС действует на основе Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.14. Нормы, регулирующие порядок налогообложения при экспорте, указаны в пункте 1 статьи 72 этого договора, а также в пункте 3 приложения № 18 к нему «Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг». Так вот, согласно указанным нормам, для товаров, перечисленных в статье 149 НК РФ, освобождение от обложения НДС по ставке 0% не предусмотрено.

Итак, любой товар, работа или услуга, реализуемая в страны ЕАЭС, для российского плательщика НДС облагается этим налогом по ставке 0%. Это подтверждено письмами Минфина от 16.03.12 № 03-07-13/01-15 и от 12.09.11 № 03-07-13/01-40. При этом в счете-фактуре помимо ставки 0% следует указать код вида товара по ТН ВЭД ЕАЭС — этого требует подпункт 15 пункта 5 статьи 169 НК РФ. В соответствии с требованиями подпункта 1.1 пункта 3 статьи 169 НК РФ, составлять счет-фактуру необходимо и в случае реализации на экспорт товаров, поименованных в статье 149 НК РФ.

Что касается вычетов, то больше не нужно отдельно учитывать «входной» НДС по товарам, которые будут реализованы на экспорт, и восстанавливать его при отгрузке. Теперь порядок вычета НДС (коме сырьевых товаров) соответствует обычному. То есть при наличии счета-фактуры «входной» налог по таким товарам принимается к вычету в том периоде, когда они приняты к учету. Такое правило действует с 1 июля 2016 года, когда вступили в силу соответствующие поправки в российский Налоговый кодекс.

Документы для подтверждения нулевой ставки

Перечень документов, которые должен собрать российский экспортер для подтверждения нулевой ставки НДС, приведен в пункте 4 упомянутого Протокола.

В первую очередь, это договор либо контракт. Причем совершенно необязательно, чтобы в качестве покупателя по этому договору фигурировала организация, зарегистрированная в одной из стран ЕАЭС — достаточно, чтобы на территории союза находился грузополучатель.

Следующий пункт — транспортные, товаросопроводительные и иные документы, которые подтверждают факт перемещения товаров из России в страну назначения. Если законодательством участника ЕАЭС не предусмотрено оформление документов, подтверждающих отдельные виды перемещения (включая перемещение без использования транспортного средства), то такие документы для подтверждения нулевой ставки не предоставляются.

Последнее правило подразумевает, что в отдельных случаях (если это соответствует правилам государства ЕАЭС) при перемещении товара с территории одной страны на территорию другой таможенный досмотр может не производиться. Тем не менее на практике трудности с документами, подтверждающими факт пересечения границы, случаются нередко. Например, представители ИФНС требуют приложить к комплекту документов для подтверждения нулевой ставки талон о прохождении пограничного контроля, который выдается в автомобильных пунктах пропуска через границу.

Такой талон не является транспортным либо товаросопроводительным документом, так могут ли налоговики его требовать? Да, вполне, ведь в пункте 4 Протокола сказано и о прочих документах, оформление которых предусмотрено в стране — участнице ЕАЭС и подтверждает факт перемещения товара через границу.

Подобного рода сложности возникают и при отправке документов почтой либо курьерской службой (DHL, Fedex). Согласно постановлению Президиума ВАС РФ от 06.07.04 № 1200/04, иными документами для целей применения нулевой ставки НДС считаются документы, которые равнозначны транспортным и товаросопроводительным по своему содержанию. Они включают информацию о том, каким способом и по какому маршруту осуществлялась доставка груза с учетом его особенностей. Такими документами, например, могут выступать почтовые или багажные квитанции.

Получается, что отправляя товары в страну ЕАЭС через курьерскую службу, российский налогоплательщик для подтверждения нулевой ставки НДС должен представить в ИФНС документы, составленные перевозчиком, из которых было бы понятно, каким способом и по какому маршруту товары попали с территории России на территорию страны назначения. Если же доставка осуществляется почтой, следует также приложить квитанцию, в которой указаны реквизиты получателя отправления.

Третий документ, который необходимо включить в пакет подтверждающих нулевую ставку, — заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. На нем должна содержаться отметка налогового органа того государства, куда осуществлялась реализация, о том, что налоговые обязательства по этому товару исполнены. Документ составляется по форме, содержащиеся в Протоколе ЕАЭС об обмене информацией от 11.12.09.

Последний документ, предусмотренный Протоколом о взимании косвенных налогов, — выписка из банка. Однако она представляется лишь в том случае, если иное не предусмотрено законодательством страны — участницы ЕАЭС. А поскольку в пункте 1 статьи 165 НК РФ банковская выписка не фигурирует, то российские налогоплательщики могут ее не предоставлять.

Порядок подтверждения

Для того чтобы собрать весь пакет документов, у экспортера есть 180 календарных дней с даты отгрузки. Это правило установлено в пункте 5 Протокола о взимании косвенных налогов. Если в установленный срок документы не будут поданы в ИФНС, придется платить обычный НДС по ставке 18 или 10%. Его следует начислить в том периоде, в котором состоялась экспортная операция. Начиная со 181-го дня после отгрузки, при неподтверждении нулевой ставки и неуплате налога будут начисляться пени.

Бывает, что документы все же удается собрать, хоть и с опозданием. В этом случае уплаченный НДС может быть зачтен или возвращен по правилам статьи 78 НК РФ.

Но если подтвердить нулевую ставку никакой возможности нет, стоит знать — уплаченный НДС можно списать на расходы по налогу на прибыль. Это право подтверждено ФНС в письме от 24.12.13 № СА-4-7/23263 и Минфином в письмах от 20.10.15 № 03-03-06/1/60045 и от 27.07.15 № 03-03-06/1/42961. Объяснение простое: в этом случае налог не был предъявлен покупателю, а оплачивался поставщиком из собственных средств, поэтому запрет из пункта 19 статьи 270 НК РФ не действует.

Отчетность по экспорту в страны ЕАЭС

В соответствии с порядком заполнения декларации по НДС, утвержденным Приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@, операции по экспорту в страны ЕАЭС отражаются в разделе 4 декларации. В качестве приложений пойдут те документы, которыми подтверждалась нулевая ставка. Если же она не была подтверждена, то за тот период, в котором производилась отгрузка, нужно подать уточненную декларацию.

Импорт товаров из стран ЕАЭС: что нужно знать бухгалтеру

В последние годы многие российские предприятия установили устойчивые экономические связи со странами, которые входят в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) — Белоруссией, Казахстаном, Арменией, Киргизией. Причем, заниматься экспортом/импортом в эти страны стали даже небольшие организации и предприниматели. В предыдущей статье «Экспорт товаров в страны ЕАЭС: что нужно знать бухгалтеру» мы ответили на некоторые вопросы, которые возникают у бухгалтера при экспорте. А что нужно знать бухгалтеру об импорте? Как его оформлять? Какие налоги, по каким ставкам и в какие сроки нужно платить? Давайте разбираться.

Вводная информация

Как и в случае с экспортом товаров из России в страны ЕАЭС, налогообложение обратной операции регулируется нормами международного законодательства, которое имеет приоритет перед правилами Налогового кодекса (ст. 7 НК РФ). Основополагающими документами, которые регулируют вопросы уплаты налогов при покупке товаров в Белоруссии, Казахстане, Армении или Киргизии, будут «Договор о Евразийском экономическом союзе» (подписан в г. Астане 29.05.14; далее — Договор о ЕАЭС) и «Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг», который является Приложением № 18 к названному Договору (далее — Протокол).

Обратите внимание: правила, установленные названными документами, применяются не только в отношении товаров, которые куплены для перепродажи, но и в отношении любого другого приобретенного в странах ЕАЭС имущества (например, основных средств или малоценного имущества). Это прямо вытекает из определения термина «товар», приведенного в п. 2 Протокола. Однако правила действуют лишь в случае, когда ввозимые товары приобретены у иностранного поставщика. Если ввозятся товары по договору, заключенному с другой российской организацией, НДС в отношении таких товаров в Российской Федерации не уплачивается (письмо Минфина России от 26.02.16 № 03-07-13/1/10895).

Чем «импортный» НДС-ЕАЭС отличается от внутрироссийского

Особые правила налогообложения касаются прежде всего НДС. Все другие налоги по этим операциям уплачиваются в том же порядке, что и при покупке имущества в РФ (также имеются особенности по уплате акцизов, но в рамках настоящей статьи подакцизные товары мы не рассматриваем).

При ввозе товаров на территорию РФ с территорий государств — членов ЕАЭС импортеру потребуется уплатить НДС. Этот налог должны заплатить даже те организации и ИП, которые по внутрироссийским операциям освобождены от уплаты НДС на основании ст. 145 НК РФ (п. 3 ст. 145 НК РФ). Тут все примерно так же, как и при ввозе товаров из «дальнего зарубежья». Но, в отличие от обычного импорта, НДС при ввозе товаров из ЕАЭС, не является «таможенным», т.е. не подчиняется правилам Таможенного кодекса и уплачивается не на таможне, а уже после ввоза на счета налогового органа по месту учета организации-импортера.

В то же время перечисление НДС на счета инспекции по месту учета импортера не делает налог тождественным «внутреннему» НДС, т.к. здесь тоже имеются свои тонкости. Так, сам налог нужно уплатить чуть раньше общеустановленного срока — не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров (п. 19 Протокола). На 20-е число сдвинут и срок представления налоговой декларации, подать которую нужно также в инспекцию по месту учета импортера (п. 20 Протокола). При этом сама декларация тоже не такая как по внутреннему НДС: ее форма и порядок заполнения на данный момент утверждены приказом Минфина России от 07.07.10 № 69н (см. письмо Минфина России от 12.08.2015 № 03-07-13/1/46423).

Читать еще:  Какую сумму увольнительных безопасно списать в расходы?

Бесплатно заполнить и сдать через интернет новую декларацию по НДС при импорте из стран ЕАЭС

Так же, как и в случае с экспортом, «ввозная» декларация представляется не сама по себе, а вместе с определенным пакетом документов. В него входят заявление о ввозе товаров по форме, утвержденной Протоколом от 11.12.09 «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов». Если оно подается в бумажной форме, заполнить его требуется аж в четырех экземплярах (пп. 1 п. 20 Протокола). Кроме того, нужно сдать копию банковской выписки, подтверждающей уплату НДС, договора (контракта), на основании которого куплено ввозимое имущество, транспортных, товаросопроводительных и иных документов, подтверждающих ввоз товара, если таковые составлялись, и счета-фактуры иностранного продавца, если таковой выставлялся.

На этом основные особенности «импортного» ЕАЭС-НДС не заканчиваются. Хотя глобально правила исчисления этого налога схожи с внутрироссийскими, некоторые отличия все же имеются. Налог рассчитывается по ставкам, предусмотренным п. 2 и 3 ст. 164 НК РФ, т.е. 10 или 18 процентов в зависимости от вида ввезенного товара (п. 17 Протокола). А налоговая база определяется на дату принятия на учет товаров, исходя из стоимости приобретенных товаров, указанной в договоре. Если стоимость товаров выражена в иностранной валюте, то она пересчитывается в рубли по курсу Банка России на дату принятия товаров к учету (п. 14 Протокола). Как видим, здесь применяются те же правила, что и по привычным внутрироссийским операциям.

А вот в части вычетов уже появляются отличия. С одной стороны, уплаченный при ввозе налог можно принять к вычету на общих основаниях, т.е. после принятия на учет приобретенных товаров, если они предназначены для использования в облагаемых НДС операциях и если имеются документы, подтверждающие фактическую уплату налога (п. 2 ст. 171 НК РФ, п. 1 ст. 172 НК РФ). Однако с другой стороны, документами, подтверждающими право на вычет НДС, в данном случае будут не только платежки, свидетельствующие о фактической уплате налога в бюджет, но и заявление с отметкой налогового органа, подтверждающей, что налогоплательщик исполнил обязанность по уплате налога. Поэтому вычет НДС можно будет применить только после того, как налог по ввезенным из стран ЕАЭС товарам уплачен и отражен в соответствующей налоговой декларации и заявлении (письмо Минфина России от 02.07.15 № 03-07-13/1/38180).

Отметим еще одну важную особенность: в отличие от экспорта, при импорте товаров в РФ применяются налоговые льготы. Так, не нужно платить налог при ввозе товаров, указанных в ст. 150 НК РФ (пп.1 п. 6 ст. 72 Договора о ЕАЭС). Это означает, что от «импортного» ЕАЭС-НДС освобождаются, к примеру, медицинские товары и техника, включая корректирующие очки, линзы и оправы для очков, корректирующих зрение (пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Спецрежимы: возврат к НДС

Отдельно нужно остановиться на правилах для налогоплательщиков на спецрежимах. Для них в п. 13 Протокола сделана специальная оговорка, согласно которой они также обязаны уплачивать НДС по правилам, установленным Договором о ЕАЭС. Это положение Договора в принципе, согласуется с правилами Налогового кодекса, в котором также предусматривается, что «спецрежимники» не освобождаются от уплаты НДС при ввозе товаров на территорию РФ (п. 2 ст. 346.1 НК РФ, п. 2 и 3 ст. 346.11 НК РФ, п. 4 ст 346.26 НК РФ и п. 11 ст. 346.43 НК РФ).

Однако и в этой ситуации тот факт, что ЕАЭС-НДС уплачивается по правилам международного договора, а значит, не является таможенным платежом, налагает свои особенности. Ведь в случае с обычным «ввозным» НДС обязанности по его уплате и представлению декларации у налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения, возникают лишь в том случае, если они сами декларируют ввозимые товары. Это связано с тем, что плательщиком «таможенного» НДС признаются именно декларанты (ст. 143 НК РФ, ст. 79 Таможенного кодекса Таможенного союза).

А вот в ситуации с ввозом товаров из ЕАЭС эти правила уже не работают. Платить НДС должна всегда организация-покупатель, как это предусмотрено п. 13 Протокола. А значит, у таких покупателей, применяющих ЕСХН, УСН, ПСН или ЕНВД, возникают «подзабытые» уже обязанности по исчислению НДС, представлению декларации и пакета подтверждающих документов.

Бесплатно заполнить и сдать через интернет декларацию по НДС-ЕАЭС с подтверждающими документами

Все эти действия совершаются в том же порядке и в те же сроки, что и организациями на общей системе налогообложения, о которых мы рассказали выше. Единственное отличие — права на вычет уплаченного НДС у «спецрежимников» не возникает. Такой налог включается в стоимость приобретенного товара (пп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ).

НДС при импорте: тонкости расчета и учета налоговых платежей

Ввоз продукции или получение услуг от иностранных контрагентов – операции, облагаемые НДС в обязательном порядке. статус российского налогоплательщика при этом неважен – это и юридические лица, работающие по ОСН, и освобожденные от НДС субъекты экономической деятельности, и предприятия-«упрощенцы», применяющие специальные налоговые режимы.

Товары/услуги, поступившие из-за рубежа, облагаются НДС при совокупности выполняемых условий:

  • они будут перепроданы исключительно в границах российской территории;
  • иностранный контрагент-поставщик не выступает налоговым резидентом, не зарегистрирован в контролирующих структурах РФ.

Не начисляется НДС лишь на отдельные характерные группы товарной продукции:

  • изделия, поступившие по внешнеторговому договору, как безвозмездная помощь;
  • не создаваемое отечественными компаниями спецтехнологичное оборудование;
  • печатные издания и культурные раритеты для музеев, библиотек, архивов;
  • специфические модификации лекарственных препаратов.

Ставки НДС при импорте товаров и услуг

Для налогообложения товаров или услуг, импортируемых из-за границы, применяются стандартные налоговые ставки – 0%, 10%, 18%. Для корректного использования нужного процента при таможенном оформлении и расчете НДС выполняются действия по предлагаемому алгоритму:

  • идентифицировать код товара по Единому таможенному тарифу ТС;
  • сопоставить код со списками товаров, учитываемых по 10%-ной ставке;
  • при отсутствии нужного кода в указанных перечнях, утвержденных Правительством РФ –используется ставка 18%.

Специфичностью исчисления и уплаты «импортного» НДС является то обстоятельство, что произвести требуемые расчеты необходимо до того, как предмет торговли покинет таможенный пост. Оплата НДС производится напрямую таможенному органу, в составе обязательных при очистке платежей.

Импортер самостоятельно определяет налоговую базу, код товара и сумму необходимого к уплате НДС. При возникновении проблематичной ситуации, когда таможня применяет более высокую налоговую ставку, нежели рассчитал декларант, импортер может обратиться в вышестоящую таможенную инстанцию.

На оплачивание НДС при составлении таможенной декларации импортеру дается 15 дней с той даты, когда груз пересек российскую границу. Каждый день опоздания с перечислением налога будет «стоить» покупателю 1/300 от ключевой ставки, умноженную на полную стоимость груза по декларации.

НДС при импорте из стран ЕАЭС

При взаимном товарообмене с бывшими союзными государствами НДС на ввозимые товары либо услуги высчитывается по элементарной схеме, а уплата бюджетного сбора производится на казначейский счет территориальной налоговой инспекции.

Объект для обложения НДС в случае импорта из держав ЕАЭС определяется, как стоимость закупленной товарной массы, увеличенная на величину акцизного сбора (при необходимости). Моментом формирования налоговой базы назначается календарная дата, когда ввезенный товар оприходован складским учетом. Сумма НДС определяется простым перемножением стоимости купленной товарной продукции и нужного налогового тарифа.

По закрытии квартала, в котором совершались импортныесделки по перемещению товаров из ЕАЭС, российская компания-импортер (ИП) обязана предъвить фискальной инстанции декларацию по НДС. Документ должен быть сдан до 20 числа (включительно) месяца, идущего за отчетным периодом.

Важно: декларация по «импортному» НДС сдается в виде «бумажного» документа. Электронная отчетность применяется только теми налогоплательщиками, персонал которых превосходит численностью 100 человек.

Одновременно со сдачей декларации по НДС импортер обязан уплатить налог по банковским параметрам «своего» налогового подразделения. В платежном поручении применяется отдельный КБК для НДС при импорте из стран соседнего зарубежья.

НДС при импорте из стран, выходящих за пределы ЕАЭС

При ввозе на российскую территорию товаров/услуг из стран, не входящих в Евразийский союз, импортер обязан уплатить на таможне не только обязательные пошлины, но и НДС. Процедура начисления и уплаты налога регламентируется не только НК РФ, но и Таможенным кодексом.

Имейте в виду: НДС на таможне уплачивается не по итогам отчетного периода, а до завершения процедуры выпуска товара с таможенного поста.

Формула, по которой импортер рассчитывает сумму НДС к уплате, выглядит следующим образом:

НДС = (ТСт + ВТП + А) х Ст

где: Тст – стоимость товара, указанная в таможенной декларации;
ВТП – величина ввозной таможенной пошлины;
А – акцизный сбор (при необходимости);
Ст – ставка НДС (%, 10%, 18%).

Надо знать: если импортируемый товар не подлежит обложению таможенными пошлинами и акцизом, то сумма НДС определяется умножением таможенной стоимости на нужную ставку налога.

Во избежание конфликтов с таможенной службой из-за неверного исчисления налога импортеру целесообразно рассчитывать НДС отдельно по каждой группе товаров.

НДС при импорте услуг

Получение услуг от иностранного контрагента не требует документального оформления на таможенном посту. Юридическое или физическое лицо, выступающее в роли покупателя, является налоговым агентом и должно удержать у поставщика сумму НДС и перечислить ее в федеральный бюджет.

Документальным основанием для уплаты является контракт, в котором необходимо прописать условие, что сумма НДС входит в общую стоимость предоставленной услуги. Если такой оговорки в договоре нет, то импортер обязан будет уплатить НДС сверх суммы контракта, за свой счет.

Если работы и услуги, выполненные иностранным партнером, подпадают под действие ст. 149 НК РФ и не облагаются НДС, то импортер освобождается от обязанностей налогового агента – ни рассчитывать, ни перечислять налог в бюджет он не должен. Однако за ним сохраняется обязанность предоставить в налоговый орган по месту своей регистрации декларацию по НДС с заполненным разделом 7.

Право на налоговый вычет по НДС

По общеустановленному правилу, налогоплательщики, уплатившие на таможенном посту НДС, имеют возможность заявить в декларации вычет на сумму уплаченного налога. Предоставление вычета гарантируется при наличии следующих критериев:

  • ввозимые товары будут использоваться на российской территории в сделках, облагаемых НДС;
  • импортируемые изделия будут в дальнейшем перепроданы;
  • налоговый вычет может быть заявлен российской компанией только в том квартале, когда товар поставлен на учет;
  • поступление импортного товара подтверждено инвойсом, контрактом либо таможенной декларацией;
  • уплата НДС удостоверяется первичными документами, полученными на таможне.

Если в роли импортера вступает хозяйствующий субъект, освобожденный от НДС или функционирующий на спецрежиме, то налоговый вычет не применяется. Уплаченный на таможне НДС будет учтен в номинальной цене товара при его оприходовании и последующей реализации.

Информация о поступивших импортных товарах/услугах подлежит занесению в книгу покупок с указанием суммы НДС. Предпосылкой для регистрации факта покупки является произведенная оплата налога и заверенное налоговым органом заявление об импорте.

Документы для подтверждения права на вычет НДС

Исходными документами, разрешающими импортеру заявлять вычет НДС, являются:

  • внешнеторговый контракт с иностранным поставщиком;
  • счёт на оплату от поставщика (инвойс);
  • таможенная декларация – ГТД (копия);
  • выписки банка, удостоверенные дубликаты платежных ордеров.
Читать еще:  2 февраля – последний день для сдачи декларации по земельному налогу за 2014 год

Все документы, обоснующие заявление налогового вычета по НДС при импорте товаров, следует хранить не менее четырех лет.

Налоговый вычет при предоплате

В большинстве случаев при внешнеторговых поставках практикуется внесение предоплаты. При перечислении аванса за предстоящее поступление товара покупателем происходит уплачивание НДС с суммы предоплаты.

Во избежание дублирующего налогообложения НДС с внесенных авансов могут быть объявлены, как налоговый вычет, при таможенном оформлении товарной поставки и уплате конечной суммы НДС.

Многие российские компании предпочитают не заниматься таможенным оформлением импортных товаров самостоятельно, а перепоручают эту процедуру посредникам. Если НДС на таможне был оплачен третьим лицом, однако за счет средств импортера и по его поручению, то уплаченная сумма может быть зафиксирована, как налоговый вычет.

О применении НДС в странах Евразийского экономического союза

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 08.06.2019 2019-06-08

Статья просмотрена: 61 раз

Библиографическое описание:

Глобенко Д. К. О применении НДС в странах Евразийского экономического союза // Молодой ученый. — 2019. — №23. — С. 240-243. — URL https://moluch.ru/archive/261/60294/ (дата обращения: 17.11.2019).

Статья посвящена вопросам поступления НДС в бюджет Российской Федерации и в бюджет государств-членов Евразийского экономического союза, сформулированы некоторые проблемы, связанные с взиманием НДС, а также пути решения выявленных проблем.

Ключевые слова: налог на добавленную стоимость, Таможенный кодекс ЕАЭС, уплата таможенной пошлины, таможенные органы, Евразийский экономический союз.

Налог на добавленную стоимость (далее — НДС) является весомой составляющей федерального бюджета любого государства-члена Евразийского экономического союза (ЕАЭС, Союз). Вопросы применения НДС являются актуальными в связи с тем, что в настоящее время ведется обсуждение, целью которого является унификация порядка применения указанного налога на таможенной территории ЕАЭС.

Базой для исследования стал ряд нормативно-правовых актов, отчетов таможенных органов, публикаций ряда авторов, таких как И. А. Майбуров, Тютюрюков Н. Н., Дементьева Н. М.

Понятие «налог» закреплено в статье 8 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ). Согласно указанной статье налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований [2].

По мнению Правительства РФ, основными цели налоговой политики являются:

  1. Сохранение бюджетной устойчивости при получении требуемого объема бюджетных доходов.
  2. Поддержка предпринимательской и инвестиционной активности, обеспечивающей налоговую конкурентоспособность страны на мировой арене.

На сегодняшний день в России существует три возможных ставки НДС: 20 %, 10 % и 0 %. Для большинства видов товаров действует ставка в размере 20 %. Ставки 0 и 10 % применяются при реализации определенных видов товаров, указанных в статье 164 части второй НК РФ.

Для ценообразования важнейшим фактором является отнесение НДС к косвенным налогам. Под косвенным налогом понимается налог, сумму которого непосредственный его плательщик удерживает у другого лица путем включения налога в продажную цену товаров, работу, услуг, то есть его конечными плательщиками являются не производители, а конечные потребители [8].

В соответствии со статьей 51 Таможенного кодекса ЕАЭС (далее — ТК ЕАЭС) «Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу Союза…». Также в статье говорится, что база для исчисления налогов утверждается на национальном уровне, а не на международном [1]. Так, согласно статье 160 части второй НК РФ при ввозе товаров на территорию России налоговая база определяется как сумма таможенной стоимости товаров (ТС), подлежащей уплате таможенной пошлины (ТП) и подлежащих уплате акцизов (А) (для подакцизных товаров).

НДС успешно применяется в большинстве стран с рыночной экономикой и обеспечивает поступление от 12 до 30 % налоговых доходов государства. Широкое распространение НДС обусловлено его фундаментальными особенностями и преимуществами, к которым относятся:

– стремление облагать налогом расходы конечных потребителей, а не затраты производителей по производству товаров, работ, услуг;

– потенциально широкая база налогообложения (большинство товаров, работ, услуг облагаются НДС);

– регулярность налоговых поступлений и их пропорциональное увеличение в зависимости от изменения уровня цен [3].

В соответствии с пунктом 7 статьи 52 ТК ЕАЭС, налоги исчисляются в соответствии с законодательством государства-члена, в котором они подлежат уплате [1].

Рассматривая структуру государственного бюджета России в 2018 году, можно увидеть, что на НДС приходится 6017 млрд. руб., что составляет 21,6 % от всего объема.

Если проанализировать динамику непосредственно налога на добавленную стоимость (рис. 1), можно проследить, что с 2006 до 2009 гг суммы поступлений от НДС не имели определенной тенденции. Однако после 2009 г показатель стал расти, незначительно снизившись только в 2013 г.

Рис. 1. Динамика изменения НДС в РФ в 2006–2018 гг., млрд. руб.

НДС структурно состоит из налога на добавленную стоимость на товары, работы и услуги, реализуемые на внутреннем рынке и налога на добавленную стоимость на товары, работы и услуги, ввозимые на территорию страны. В рамках анализа поступлений НДС в государства-члены ЕАЭС наиболее интересными являются суммы НДС, поступающие при ввозе товаров на территорию страны.

Так, на рис. 2 представлено сравнение сумм НДС, поступающих от реализации на внутреннем рынке и при ввозе на территорию РФ. Очевидно, что НДС, поступающий при ввозе товаров с 2010 по 2018 гг, был ниже, чем НДС с реализуемых на внутреннем рынке товаров.

Самый большой размах пришелся на 2018 г, когда разница составила 1132 млрд. руб. или 31,7 %. Минимальный размах между двумя показателями зафиксирован в 2010 г. и составил 159,6 млрд. руб. Разница между двумя видами НДС имеет тенденцию к увеличению с 2014 г [4].

Рис. 2. Структура НДС в России в период с 2010 по 2018 гг., млрд. руб.

НДС, поступающий в государственные бюджеты государств-членов ЕАЭС, состоит из налога, уплачиваемого в отношении товаров, реализуемых на территории государства и налога, уплачиваемого в отношении товаров, ввозимых на территорию. В Казахстане, Кыргызстане и Беларуси НДС от ввоза ежегодно превышает НДС от реализации. Более того, в Беларуси НДС от реализации в основном имеет отрицательные значения. Относительно Армении ситуация не является однозначной: есть случаи, когда НДС от реализации превышает НДС на ввоз. Интересен факт, что в России НДС от реализации за анализируемый период всегда превышал НДС на ввоз.

Выявить проблемы, связанные с уплатой НДС в России, представляется возможным путем анализа судебной практики в данной сфере.

Организация при ввозе в Россию кукурузного крахмала заявила льготную ставку НДС в размере 10 %. При этом ввезенные товары классифицированы декларантом в подсубпозиции 2303 10 110 0 ТН ВЭДЕАЭС как «остатки от производства крахмала из кукурузы (за исключением концентрированной замочной жидкости) с содержанием белка в пересчете на сухое вещество более 40 мас. %». Товар был выпущен в соответствии с таможенной процедурой выпуск для внутреннего потребления.

После выпуска товаров таможней была проведена камеральная таможенная проверка по вопросам применения ставки НДСвразмере 10 % в отношении товара «глютен кукурузный кормовой..”.. По результатам проведенной экспертизы и камеральной проверки был составлен акт и принято решение об отмене применения к данному товару налоговой ставки НДСвразмере 10 % [7].

Из материалов вышеуказанного дела выявляется проблема занижения ставки НДС при ввозе товаров. Для решения данной проблемы таможенным органам необходимо периодически проводить камеральные проверки организаций, которые используют преференциальные ставки НДС. Кроме того, следует обращать внимание на деятельность фирм, являющихся декларантами таких товаров. Эти действия не смогут полностью устранить проблему, однако могут снизить риски возникновения подобных ситуаций.

В другой ситуации налогоплательщик изначально не заявил наличие преференции в отношении ввозимых товаров — медицинских изделий, в отношении которых действует ставка НДС в размере 0 %. Это привело к излишней уплате НДС на сумму 1811490 руб. 08 коп. В целях обоснования своего права на получение льготы в виде освобождения от уплаты НДС, организация при декларировании изделий представила таможенному органу необходимые документы, подтверждающие, что ввезенный товар относится к разряду важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий.

Таможенным органом было принято решение об отказе в возврате излишне уплаченной суммы НДС. Суд, изучив материалы дела признал действия таможенного органа незаконным и обязал его осуществить возврат. Важно отметить, что декларация на товары (ДТ) была подана в августе 2016 года, решение суда по данному делу было принято только в сентябре 2018 года [6].

Из данного примера выделяется следующая проблема, связанная с НДС: сложность возмещения излишних сумм ранее уплаченного НДС. Данная проблема характерна для участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Для ее решения предлагается проводить конференции в таможенных органах, на которых будет разъясняться порядок возмещения излишне уплаченных сумм НДС, а также будут рассматриваться наиболее частые ошибки. Также можно использовать специальные чаты по виду деятельности, которые можно включить в сервис сайта edata.customs.ru, где имеются личные кабинеты участников ВЭД.

Еще одна проблема в отношении НДС обсуждалась на заседании Торгово-промышленной палаты России на тему: «Возврат НДС при экспорте: проблемы и пути их решения». В ходе заседания было отмечено, что в настоящее время подтверждение по работам/услугам, сопутствующим реализации несырьевых товаров на экспорт, проходит по старому порядку. Было предложено проводить вычет НДС в период оказания услуги, если она связана с несырьевым экспортом. Также серьезным обременением для бизнеса является дублирование предоставления информации в банки, в налоговый и таможенный органы. Создание единой базы данных контрольно-надзорных органов и обмен информацией в электронной форме с банками могла бы исключить дублирование и передачу документов на бумажных носителях. От налогоплательщика потребовался бы только реестр [9].

Для решения этой проблемы Министерством экономического развития России совместно с заинтересованными органами исполнительной власти ведется работа по созданию механизма «единого окна» в системе регулирования ВЭД. «Единое окно» предполагает такую организацию взаимодействия между регулирующими ВЭД государственными органами и бизнесом, которая позволила бы участникам ВЭД для получения услуг и разрешительной документации однократно представлять документы в одном цифровом пространстве по одним и тем же формам. Создаваемый интеллектуальный механизм «единого окна» должен охватывать экспортные, импортные и транзитные операции [5].

Указанная проблема характерна не только для участников ВЭД, но и для таможенных органов. Так как большинство товаров не облагаются вывозными таможенными пошлинами, декларанты могут искусственно завышать таможенную стоимость перемещаемых товаров, для увеличения суммы НДС, подлежащей возврату. Решением этой проблемы может являться более тщательная проверка экспортируемых товаров, а также сбор информации о репутации организации-экспортера на рынке.

Важным аспектом является идея унифицировать ставки косвенных налогов, таких как НДС и акциз в государствах-членах ЕАЭС. На данный момент ставки большинства государств-членов разнятся. Одной из причин разницы может являться отсутствие в некоторых государствах значительных стратегических ресурсов, формирующих дополнительные доходы бюджета. НДС для них становится источником дохода.

Ввиду того, что подход к установлению налоговых ставок в странах ЕАЭС имеет значительные различия, решение об унификации данного платежа в ближайшее время не представляется возможным. Интеграционные процессы, направленные на унификацию налогового законодательства, тормозятся из-за имеющихся между странами ЕАЭС противоречий в вопросах гармонизации ставок акцизов, унификации рынка и гармонизации норм и стандартов в производстве товаров. В результате возникают препятствия для выработки совместной промышленной и налоговой политики, позволяющей сблизить экономики стран ЕАЭС и обеспечить их эффективное взаимодействие. Для решения этих проблем необходима наднациональная координация и взаимодействие в вопросах налоговой унификации. Однако сложно представить создание единой налоговой политики в Союзе, в котором отсутствует единая валюта.

Читать еще:  П. 3 ст. 3 нк рф (2017): вопросы и ответы

Когда сдавать декларацию по ндс импорту из европы в 2019

НДС при импорте товаров имеет ряд особенностей, отличающих его от иных видов этого налога. Как учесть НДС при импорте и какие документы подтверждают правомерность вычета «входного импортного» НДС, в том числе из стран, входящих в Евразийский экономический союз, вы узнаете из нашей рубрики «НДС при импорте».

Что такое импортный НДС

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

НДС при импорте представляет собой входной налог, который образуется в результате осуществления покупки товара, работы или услуги у иностранного поставщика (импортера).

Условно можно сказать, что НДС возникает:

  • при ввозе товаров;
  • импорте услуг и работ.

О том, что понимается под импортом услуг и как отразить импортные операции в учете, читайте в нашем материале «НДС при импорте услуг: как правильно платить налог?».

НДС при импорте товаров из стран ЕАЭС

С начала 2015 года начал действовать новый союз государств, сменивший действовавший ранее Таможенный союз, в состав которого вошли (согласно Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, далее — Договор):

  • Российская Федерация;
  • Республика Беларусь;
  • Республика Казахстан;
  • Республика Киргизия;
  • Республика Армения.

Нюансы импортного НДС рассмотрены в отдельных материалах.

Как быть, если ввезенный из стран ЕАЭС товар похищен, читайте в статье «Ввезенный из Белоруссии товар похищен. Что делать с НДС?».

Импортируя товары с территории стран ЕАЭС, необходимо подать декларацию по косвенным налогам в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем, в котором импортированные товары были приняты на учет. С декабря 2017 года применяется новая форма декларации по косвенным налогам. Скачать ее можно здесь.

Обратите внимание, что декларацию по косвенным налогам можно подать в бумажном виде. Подробнее об этом – в материале «Правила НК РФ об электронной подаче декларации по НДС не действуют при декларировании «ввозного» налога».

Одновременно с декларацией необходимо представить документы, предусмотренные п. 20 приложения 18 к договору о ЕАЭС.

Подробнее с перечнем указанных документов вы можете ознакомиться в этой статье.

Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов является одним из документов, подтверждающих импорт товаров из стран ЕАЭС. С документом, утвердившим эту форму, можно ознакомиться в статье «Утвержден формат «электронного» заявления о ввозе и косвенных налогах».

Для принятия к вычету ввозного НДС при импорте из стран ЕАЭС необходима отметка налогового органа на этом заявлении.

Вычет можно использовать только после оплаты налога, а также при соблюдении ряда условий, о которых можно узнать в материале «Минфин напомнил условия вычета по товарам, ввезенным из ЕАЭС».

С позицией Минфина РФ о сроке, в течение которого НДС может быть принят к вычету, читайте в материале «Вычет по ”евразийскому” НДС можно получить в течение 3 лет».

Ввоз товаров не всегда сопровождается уплатой налога. НДС не уплачивается, когда ввозится товар, не облагаемый НДС. Подробнее о таких ситуациях читайте в материале «Ввезли из ЕАЭС необлагаемый товар – ”евразийский” НДС не уплачивается».

Вычет НДС при импорте из стран, не входящих в ЕАЭС

С учетом положений ст. 171 НК РФ НДС, уплаченный при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, принимается к вычету плательщиками НДС. Но для того, чтобы принять указанный налог к вычету, необходимо иметь документальное подтверждение произведенных импортных операций. Документальное подтверждение ввозного НДС при импорте из стран ЕАЭС и стран, не входящих в этот союз, различаются. При импорте из стран, не входящих в Евразийский союз, такими подтверждающими бумагами могут быть:

При этом очень важно обратить внимание на порядок проставления печатей на таможенной декларации.

  • Документ об оплате самого налога.

Вторым важным условием для принятия НДС к вычету является соответствие товара определенным критериям: для каких целей он куплен, будет он участвовать в облагаемой или необлагаемой деятельности, будет ли он перепродаваться или нет и пр.

Кроме того, осуществляя ввоз товара через посредника, следует знать о некоторых нюансах для того, чтобы входной НДС все-таки получилось зачесть.

Подробнее об этих важных моментах читайте в материалах:

Ввоз продукции или получение услуг от иностранных контрагентов – операции, облагаемые НДС в обязательном порядке. статус российского налогоплательщика при этом неважен – это и юридические лица, работающие по ОСН, и освобожденные от НДС субъекты экономической деятельности, и предприятия-«упрощенцы», применяющие специальные налоговые режимы.

Товары/услуги, поступившие из-за рубежа, облагаются НДС при совокупности выполняемых условий:

  • они будут перепроданы исключительно в границах российской территории;
  • иностранный контрагент-поставщик не выступает налоговым резидентом, не зарегистрирован в контролирующих структурах РФ.

Не начисляется НДС лишь на отдельные характерные группы товарной продукции:

  • изделия, поступившие по внешнеторговому договору, как безвозмездная помощь;
  • не создаваемое отечественными компаниями спецтехнологичное оборудование;
  • печатные издания и культурные раритеты для музеев, библиотек, архивов;
  • специфические модификации лекарственных препаратов.

Ставки НДС при импорте товаров и услуг

Для налогообложения товаров или услуг, импортируемых из-за границы, применяются стандартные налоговые ставки – 0%, 10%, 18%. Для корректного использования нужного процента при таможенном оформлении и расчете НДС выполняются действия по предлагаемому алгоритму:

  • идентифицировать код товара по Единому таможенному тарифу ТС;
  • сопоставить код со списками товаров, учитываемых по 10%-ной ставке;
  • при отсутствии нужного кода в указанных перечнях, утвержденных Правительством РФ –используется ставка 18%.

Специфичностью исчисления и уплаты «импортного» НДС является то обстоятельство, что произвести требуемые расчеты необходимо до того, как предмет торговли покинет таможенный пост. Оплата НДС производится напрямую таможенному органу, в составе обязательных при очистке платежей.

Импортер самостоятельно определяет налоговую базу, код товара и сумму необходимого к уплате НДС. При возникновении проблематичной ситуации, когда таможня применяет более высокую налоговую ставку, нежели рассчитал декларант, импортер может обратиться в вышестоящую таможенную инстанцию.

На оплачивание НДС при составлении таможенной декларации импортеру дается 15 дней с той даты, когда груз пересек российскую границу. Каждый день опоздания с перечислением налога будет «стоить» покупателю 1/300 от ключевой ставки, умноженную на полную стоимость груза по декларации.

НДС при импорте из стран ЕАЭС

При взаимном товарообмене с бывшими союзными государствами НДС на ввозимые товары либо услуги высчитывается по элементарной схеме, а уплата бюджетного сбора производится на казначейский счет территориальной налоговой инспекции.

Объект для обложения НДС в случае импорта из держав ЕАЭС определяется, как стоимость закупленной товарной массы, увеличенная на величину акцизного сбора (при необходимости). Моментом формирования налоговой базы назначается календарная дата, когда ввезенный товар оприходован складским учетом. Сумма НДС определяется простым перемножением стоимости купленной товарной продукции и нужного налогового тарифа.

По закрытии квартала, в котором совершались импортныесделки по перемещению товаров из ЕАЭС, российская компания-импортер (ИП) обязана предъвить фискальной инстанции декларацию по НДС. Документ должен быть сдан до 20 числа (включительно) месяца, идущего за отчетным периодом.

Важно: декларация по «импортному» НДС сдается в виде «бумажного» документа. Электронная отчетность применяется только теми налогоплательщиками, персонал которых превосходит численностью 100 человек.

Одновременно со сдачей декларации по НДС импортер обязан уплатить налог по банковским параметрам «своего» налогового подразделения. В платежном поручении применяется отдельный КБК для НДС при импорте из стран соседнего зарубежья.

НДС при импорте из стран, выходящих за пределы ЕАЭС

При ввозе на российскую территорию товаров/услуг из стран, не входящих в Евразийский союз, импортер обязан уплатить на таможне не только обязательные пошлины, но и НДС. Процедура начисления и уплаты налога регламентируется не только НК РФ, но и Таможенным кодексом.

Имейте в виду: НДС на таможне уплачивается не по итогам отчетного периода, а до завершения процедуры выпуска товара с таможенного поста.

Формула, по которой импортер рассчитывает сумму НДС к уплате, выглядит следующим образом:

НДС = (ТСт + ВТП + А) х Ст

где: Тст – стоимость товара, указанная в таможенной декларации;
ВТП – величина ввозной таможенной пошлины;
А – акцизный сбор (при необходимости);
Ст – ставка НДС (%, 10%, 18%).

Надо знать: если импортируемый товар не подлежит обложению таможенными пошлинами и акцизом, то сумма НДС определяется умножением таможенной стоимости на нужную ставку налога.

Во избежание конфликтов с таможенной службой из-за неверного исчисления налога импортеру целесообразно рассчитывать НДС отдельно по каждой группе товаров.

НДС при импорте услуг

Получение услуг от иностранного контрагента не требует документального оформления на таможенном посту. Юридическое или физическое лицо, выступающее в роли покупателя, является налоговым агентом и должно удержать у поставщика сумму НДС и перечислить ее в федеральный бюджет.

Документальным основанием для уплаты является контракт, в котором необходимо прописать условие, что сумма НДС входит в общую стоимость предоставленной услуги. Если такой оговорки в договоре нет, то импортер обязан будет уплатить НДС сверх суммы контракта, за свой счет.

Если работы и услуги, выполненные иностранным партнером, подпадают под действие ст. 149 НК РФ и не облагаются НДС, то импортер освобождается от обязанностей налогового агента – ни рассчитывать, ни перечислять налог в бюджет он не должен. Однако за ним сохраняется обязанность предоставить в налоговый орган по месту своей регистрации декларацию по НДС с заполненным разделом 7.

Право на налоговый вычет по НДС

По общеустановленному правилу, налогоплательщики, уплатившие на таможенном посту НДС, имеют возможность заявить в декларации вычет на сумму уплаченного налога. Предоставление вычета гарантируется при наличии следующих критериев:

  • ввозимые товары будут использоваться на российской территории в сделках, облагаемых НДС;
  • импортируемые изделия будут в дальнейшем перепроданы;
  • налоговый вычет может быть заявлен российской компанией только в том квартале, когда товар поставлен на учет;
  • поступление импортного товара подтверждено инвойсом, контрактом либо таможенной декларацией;
  • уплата НДС удостоверяется первичными документами, полученными на таможне.

Если в роли импортера вступает хозяйствующий субъект, освобожденный от НДС или функционирующий на спецрежиме, то налоговый вычет не применяется. Уплаченный на таможне НДС будет учтен в номинальной цене товара при его оприходовании и последующей реализации.

Информация о поступивших импортных товарах/услугах подлежит занесению в книгу покупок с указанием суммы НДС. Предпосылкой для регистрации факта покупки является произведенная оплата налога и заверенное налоговым органом заявление об импорте.

Документы для подтверждения права на вычет НДС

Исходными документами, разрешающими импортеру заявлять вычет НДС, являются:

  • внешнеторговый контракт с иностранным поставщиком;
  • счёт на оплату от поставщика (инвойс);
  • таможенная декларация – ГТД (копия);
  • выписки банка, удостоверенные дубликаты платежных ордеров.

Все документы, обоснующие заявление налогового вычета по НДС при импорте товаров, следует хранить не менее четырех лет.

Налоговый вычет при предоплате

В большинстве случаев при внешнеторговых поставках практикуется внесение предоплаты. При перечислении аванса за предстоящее поступление товара покупателем происходит уплачивание НДС с суммы предоплаты.

Во избежание дублирующего налогообложения НДС с внесенных авансов могут быть объявлены, как налоговый вычет, при таможенном оформлении товарной поставки и уплате конечной суммы НДС.

Многие российские компании предпочитают не заниматься таможенным оформлением импортных товаров самостоятельно, а перепоручают эту процедуру посредникам. Если НДС на таможне был оплачен третьим лицом, однако за счет средств импортера и по его поручению, то уплаченная сумма может быть зафиксирована, как налоговый вычет.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector