Выездная проверка может одновременно охватывать и головной офис и все оп

Выездная проверка: Подготовка к визиту контролеров

Светлана Андрианова, налоговый консультант

Опубликовано в журнале «Современный предприниматель» № 6 (июнь 2008 года)

Налоговая проверка всегда стресс для бизнесмена. Чтобы она прошла максимально безболезненно, важно к ней должным образом подготовиться.

Общий порядок для проверки

Как правило, выездная проверка проводится в офисе коммерсанта. Поэтому первое, что надо подготовить к проверке — помещение для контролеров. Необходимые площади есть далеко не у каждого. На этот случай предусмотрена возможность проведения выездной проверки в стенах налоговой инспекции (п. 1 ст. 89 НК РФ). На практике контролеры об этом праве бизнесменов забывают.

По общему правилу выездная проверка не может продолжаться более 2 месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ). Однако при необходимости (например, в зависимости от серьезности выявленных нарушений) этот срок допустимо продлевать до 4 месяцев, в исключительных случаях — до 6 месяцев.

Еще один нюанс. Выездная проверка назначается решением руководителя налоговой инспекции. Решение в обязательном порядке должно содержать следующие реквизиты: фамилию, имя и отчество предпринимателя, указание на проверяемый налог, период, за который проводится проверка, должности и имена инспекторов (п. 2 ст. 89 НК РФ). Помимо решения о назначении выездной проверки, налоговики обязаны предъявить вам свои служебные удостоверения.

Выездной ревизией могут быть охвачены 3 предшествующих проверке года (п. 4 ст. 89 НК РФ). Но готовить документы за весь этот период не нужно. Как мы уже отметили, основанием такого контроля является решение, принятое начальником инспекции. А в нем должен быть указан проверяемый период. Как правило, это квартал или год. Получив от инспекции известие о предстоящей ревизии, предприниматель автоматически узнает, документам за какой период необходимо уделить максимум внимания.

Подготовка документов

В ходе подготовки к проверке важно проверить налоговые расчеты. Для начала необходимо сверить данные книги учета доходов и расходов с фактически имеющейся информацией о хозяйственных операциях. Сверьте отраженные данные о поступлениях наличных с показаниями отчета по ККМ. Убедитесь, что суммы доходов и расходов согласно первичным документам идентичны данным книги. Сравните итоговые суммы доходов и расходов с показателями налоговых деклараций.

Просмотрите «первичку». Особое внимание уделите расходам. Напомним, чтобы уменьшить налоговую базу (как по НДФЛ, так и по единому налогу), расходы должны соответствовать критериям статьи 252 Налогового кодекса. То есть, они должны быть документально подтверждены, экономически обоснованы и направлены на получение дохода. Таким образом важно убедиться, что принятые к учеты расходы соответствуют этим условиям.

Предпринимателям, применяющим общий режим, стоит уделить внимание расчетам по НДС. Для этого проверьте, сходятся ли данные книг покупок и продаж с декларацией. Пролистайте полученные счета-фактуры и убедитесь, что они заполнены правильно. Напомним, чтобы зачесть НДС, все реквизиты счета-фактуры должны быть заполнены в соответствии с требованиями статьи 169 Налогового кодекса. Не забудьте, что при получении авансов в этом документе обязательно заполняется строка «к расчетно-платежному документу». В ней указываются реквизиты платежки, по которой перечислена предоплата.

Если предприниматель в проверяемом периоде заключал сделки, в отношении которых есть неясность в вопросе их налогообложения, важно запастись доказательствами, обосновывающими выбранный вариант. Например, распечатать письма налогового или финансового ведомства либо судебные постановления, подтверждающие точку зрения предпринимателя.

Тем, кто ведет учет в компьютерной базе, давать ревизорам доступ к ней не обязательно. Вы не обязаны этого делать. Статья 93 Налогового кодекса дает инспекторам право требовать лишь документы. Поэтому лучше дать распечатку из бухгалтерской программы. Разумеется, предварительно убедившись, что в ней нет ошибок.

В ходе проверки инспекторы могут потребовать документы, которые у ИП по тем или иным причинам отсутствуют или недоработаны. В этом случае вы можете сказать проверяющим, что необходимый документ передан в архив. Это позволит выиграть время для восстановления или исправления затребованной бумаги.

Сверка расчетов

Важным шагом при подготовке к выездной налоговой проверке является проверка расчетов предпринимателя. Речь идет о расчетах, как с деловыми партнерами, так и с бюджетом. Проведите сверку с контрагентами. Для этого направьте им акты сверок в 2 экземплярах. Там указываются суммы долгов по данным вашего учета. Если у партнера расхождений нет, он просто подпишет акт и вернет один из экземпляров вам. Если ваши данные не совпадут, у вас будет время разобраться с причинами расхождений и устранить их. Тогда при встречной проверке проблем не возникнет.

Одновременно вы можете направить запрос по сверке в инспекцию. В полученном балансе расчетов найдут отражение данные по начислению и уплате всех налогов ИП, имеющиеся в базе контролеров. Полученная информация позволит вам оценить состояние налоговых расчетов и при необходимости доплатить недоимку по налогу и пени за просрочку его уплаты. Как минимум, это позволит избежать штрафов за неуплату налогов. Ведь недоплату ИП обнаружил раньше контролеров, поэтому уплатить придется лишь пени за просрочку.

У контролеров есть право проводить инвентаризацию имущества (п. 13 ст. 89 НК РФ). Дабы избежать лишних вопросов, лучше провести ее самостоятельно перед приходом ревизоров. Повторно пересчитывать имущество бизнесмена они вряд ли будут.

Подготовка персонала

При подготовке к проверке немаловажной составляющей является инструктаж подчиненных. Проведите с сотрудниками беседу. Объясните им, что они не должны давать инспекторам никакой информации без согласования с вами или вашим бухгалтером. Довольно часто проверяющие прибегают к опросу свидетелей. Право на это предоставлено им статьей 90 Налогового кодекса. При таком опросе сотрудники, например, могут проболтаться о том, что зарплату они частично получают «в конверте». Поэтому объясните работникам, что максимум, что они могут сделать, — это давать разъяснения в отношении своих должностных обязанностей.

«Обособленная» выездная проверка

«Информационный бюллетень «Экспресс-бухгалтерия», 2011, N 16

Выездная налоговая проверка может охватывать не только головной офис организации, но и ее обособленные подразделения. Более того, «обособленцы» могут оказаться и самостоятельным объектом изучения ревизоров. Только «нагрянуть» в подразделение контролеры все же вправе лишь при определенных обстоятельствах. Иными словами, в ряде случаев им можно дать от ворот поворот, причем на законных основаниях.

В рамках выездной налоговой проверки ревизоров, безусловно, будут интересовать данные не только по головному офису компании, но и по каждому из ее обособленных подразделений. В конце концов статус налогоплательщика имеет именно организация в целом, а не ее структурные единицы в отдельности. Причем наличие у фирмы «обособленцев» почти наверняка продлит срок проведения ревизии.

Так, согласно п. 6 ст. 89 Налогового кодекса по общему правилу срок проверки не может превышать двух месяцев. Однако он может быть продлен до четырех, а в исключительных случаях даже до шести месяцев. При этом основания и порядок такого продления устанавливаются непосредственно Федеральной налоговой службой. Согласно же пп. 4 п. 3 соответствующего положения, утвержденного Приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. N САЭ-3-06/892@, одним из оснований для продления выездной проверки является как раз наличие у организации обособленных подразделений. Если таковых у компании не более десяти, то ревизия растянется не дольше чем на четыре месяца. При этом продлить проверку фирмы, число «обособленцев» которой не достигает четырех, ревизоры могут только при условии, что доля уплачиваемых налогов, приходящаяся на них, составляет не менее 50 процентов от общей суммы, и (или) удельный вес имущества на балансе подразделений достигает 50 процентов от общей стоимости активов организации. Налогоплательщиков же, «обособленная» сеть которых насчитывает более 10 структурных единиц, могут проверять по максимуму — шесть месяцев.

При этом в общем и целом процедура проверки обособленных подразделений в рамках ревизии налогоплательщика мало отличается от изучения данных по организации, не имеющей подразделений. И все же встречается ряд нюансов, которые нельзя не учитывать.

Во-первых, это касается порядка вручения требования о представлении документов. В Письме от 28 июля 2009 г. N 03-02-07/1-389 специалисты Минфина России, по сути, указали, что инспекторы территориальной ИФНС не обязаны при проведении выездной проверки «обособленца» в рамках общей ревизии налогоплательщика направлять в адрес подразделения отдельные требования о представлении документов, касающихся деятельности именно структурной единицы. Финансисты лишь отметили, что налоговики вправе вручить сей документ не только руководителю организации, но и главе ее филиала или представительства, уполномоченному проверяемой компанией представлять ее интересы в отношениях с налоговыми органами. Учитывая такую формулировку, налогоплательщику следует быть готовым к тому, что требование о представлении документов, хранящихся в структурной единице, тем более если таковая не является ни филиалом, ни представительством, может поступить и в головной офис. В этом случае запрос еще необходимо переправить «обособленцу», и сделать это нужно максимально оперативно.

Во-вторых, это касается порядка вручения акта, составленного по итогам проверки.

Читать еще:  Еще есть возможность снизить свой тариф по «несчастным» взносам на 2018 год

Форма и Требования к составлению акта по итогам выездной проверки также утверждены уже упомянутым Приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. N САЭ-3-06/892@. Формироваться таковой должен с учетом фактов, установленных в ходе ревизии обособленных подразделений, изложенных в разделах акта. При этом раздел акта по результатам ревизии филиала должен быть подписан руководителем такового.

Однако несмотря на это, как указали представители Минфина России в Письме от 10 сентября 2007 г. N 03-02-07/1-406, акт налоговой проверки — это единый итоговый документ. И ни Кодексом, ни Приказом ФНС России N САЭ-3-06/892@ не предусмотрено вручение налогоплательщику отдельных его разделов или иных частей. Проще говоря, рассчитывать на получение «своей» части от налоговиков «обособленцу» не стоит. Только после вручения акта руководителю организации или ее представителю компания сможет уже сама довести информацию до сведения сотрудников подразделения. Причем ситуация не изменится, даже если речь зайдет о самостоятельной проверке структурной единицы.

Сами с усами

Согласно п. 7 ст. 89 Налогового кодекса ревизоры вправе проводить самостоятельную проверку филиалов и представительств компании по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов. Причем из данной нормы следует как минимум два правила.

Во-первых, если обособленное подразделение фирмы не наделено статусом филиала или представительства, то визит на него контролерам заказан.

Во-вторых, налоговиков не нужно пускать на порог, если те придут, дабы проверить правильность исчисления и своевременность уплаты федеральных налогов, в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами.

На то, что Налоговый кодекс не наделил ревизоров подобными полномочиями, указал Минфин России в Письме от 28 марта 2011 г. N 03-02-08/32.

Впрочем в том, что касается самостоятельной проверки подразделений, не признаваемых филиалом или представительством, то давая от ворот поворот ревизорам, компания несет определенные риски. Дело в том, что арбитражная практика, хоть и немногочисленная, в данном случае на стороне налоговиков. В частности, ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 11 августа 2008 г. N Ф08-4572/2008 и ФАС Северо-Западного округа в Решении от 10 августа 2007 г. по делу N А42-12847/2005 посчитали, что самостоятельная выездная проверка обособленных подразделений организации, которые не являются ни филиалами, ни представительствами, вполне допустима.

Напомним! Согласно п. 2 ст. 11 Налогового кодекса любое территориально удаленное от организации подразделение признается обособленным, если по месту его нахождения оборудованы стационарные рабочие места. При этом определения понятиям «филиал» или «представительство» НК не дает. Согласно же положениям Гражданского кодекса представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. А филиалом — обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Информация о таких подразделениях обязательно указывается в учредительных документах. Таким образом, компания может иметь и обособленные подразделения, не являющиеся ни филиалом, ни представительством.

Так или иначе, как и в общем случае, самостоятельные выездные проверки обособленных подразделений в принципе не могут проводиться два и более раз по одним и тем же налогам за один и тот же период. Аналогичным образом ограничено и количество подобных ревизий в год — не более двух. Исключением являются лишь проверки, связанные с реорганизацией или ликвидацией подразделения или контролем вышестоящего налогового органа за своими младшими коллегами.

Установлено также, что самостоятельная ревизия обособленного подразделения не может длиться более месяца. Однако судьи не расценивают нарушение такового в качестве повода для снятия доначислений и признания решения, принятого инспекторами по итогам ревизии недействительным (п. 9 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17 марта 2003 г. N 71, Постановления ФАС Уральского округа от 27 мая 2008 г. N Ф09-3779/08-С3).

Решение о самостоятельной выездной проверке филиала или представительства должно быть принято должностным лицом инспекции по месту нахождения обособленного подразделения (п. 2 ст. 89 НК). Вполне понятно, что в рассматриваемом случае требования о представлении документов уж точно будут направляться непосредственно в адрес «обособленца».

Налогово-полицейские проверки: инструкция, как не допустить беспредел

Чего боятся бухгалтеры

Первое, что показал опрос, — люди стараются обходить такие темы стороной. До сих пор тема проверок бизнес — это нечто на грани паники и неуверенности в том, что такое мероприятие закончится без последствий для компании. Ну, а те, кто ответили, в основном, жалеют время на проверку и боятся неадекватности проверяющих и того, что они могут найти.

Для тех, кто не хочет раскрывать карты, на «Клерке» создан анонимный опрос.

Итак, переходим к тому, как вести себя при совместных проверках налоговиков и полиции.

Вести с передовой

И если налоговая пришла вместе с сотрудниками полиции в офис, то… мягко говоря, наблюдается некий ажитоаж. А, если говорить точнее, то офис впадает в крайнюю степень паники. Конечно, есть морально устойчивые и закаленные в 90-е «бойцы», прошедшие тогда в бизнесе уже все. И им уже ничего не страшно. Но, как показывает практика и мой собственный опыт, далеко не все могут владеть собой. А самое главное, практически никто не знает, как вести себя в такой ситуации?

Единственное положительное отличие шмона 90-х от сегодняшних спецопераций налоговиков состоит в том, что дальновидные бизнесмены предпочитают заранее подготовить коллектив, обучить, что и как нужно делать – проводят стресс-тренинги. Вот о таких мероприятиях мы и поговорим сегодня. Также Вы получите информацию о том, как вести себя в разных ситуациях. Поэтому дочитайте до конца.

Спецоперация «Перехват»

Одновременно разводим по разным кабинетам оставшийся топ-менеджмент для опроса. А также интересующих руководство ключевых людей в среднем звене (по заданию заказчика, это могут быть и люди из низшего кадрового звена). Все это мероприятие проходит примерно в течение двух часов. Фиксируется на видео. Затем, все собираются в конференц-зале, объявляется, что это был стресс-тренинг. Смотрим видео, разбираем и обсуждаем поведение сотрудников, рассматриваем, что было сделано неправильно и как следовало поступить. То есть тренинг продолжается уже в обычном режиме. Что в итоге? Полное погружение в ситуацию. Такой своеобразный квэст.

Со стороны руководства – понимание, кто эмоционально не готов к такой ситуации и не может управлять собой. И самое главное, какую должность занимает этот сотрудник и какой информацией по деятельности компании обладает. Далее руководитель, исходя из полученной информации примет решение, обучать этого сотрудника далее с целью повышения его стрессоустойчивости или перевести на другую работу.

Со стороны персонала – люди получают ценную информацию о том, как необходимо вести себя в таких ситуациях. А знание, как правило, формирует большую уверенность в себе. И несет спокойствие. Человек уже не так легко впадает в панику.

Пошаговая инструкция

Обследование производится в рамках Федерального закона от 12.08.1995 №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», пока не заведено уголовное дело, но есть оперативная информация, которую необходимо проверить. В этом случае подтверждающим полномочия документом является постановление на обследование помещения (зданий, сооружений, территории, автотранспортных средств). Копию данного документа представителю юридического лица обязаны предоставить, в чем получатель должен расписаться. Пока документ отсутствует – Вы ничего не подписываете.

Обследовать могут не только помещения, но и любую территорию и транспортные средства. Поэтому прятать документы однодневок в багажнике машины — не самая лучшая идея. Хотя и более дальновидная, чем держать их у себя в кабинете в шкафу.

На самом деле при обследовании помещений представители полиции могут делать очень немногое. При проведении обследования сотрудники полиции осуществляют лишь визуальный осмотр помещения, а свои наблюдения заносят в акт обследования. Например, имеют право осмотреть только открытые поверхности – документы, предметы. Закрытые сумки, шкафы, тумбочки, сейфы – недоступная территория.

Часто хитрят: просят открыть и в некоторых случаях люди пугаются и действительно открывают дверцы и замки и сами создают открытые поверхности. Поэтому при осмотре, в первую очередь, необходимо сохранять спокойствие, не пугаться и ничего не открывать. Никто не вправе заставить работников сделать это. Иногда просят выложить содержимое сумки на стол. Это делается для того, чтобы, например, найденный при этом жесткий диск, флеш-накопитель зафиксировать в акте обследования, как «изъятый с рабочего места».

При обследовании обычно изымается в компании «все, что плохо лежит». Особый интерес представляют тетрадки, ежедневники и блокноты, в которых может вестись учет «черного нала». Обязательно изымут флеш-накопители, съемные жесткие диски и иные носители информации. В отношении компьютеров возможно как их полное изъятие, так и изъятие только жестких дисков. И, естественно, внимание оперативников привлекут различные печати, не относящиеся к компании, бланки, первичные документы.

Читать еще:  Уточненка позволит налоговикам проверить период, выходящий за рамки трех лет

Все интересующие полицейских предметы складываются в одно место – начиная с бухгалтерских документов, флеш-накопителей, внешних дисков, компьютеров конкретных сотрудников и заканчивая записными книжками, черновиками, копиями документов, забытыми около ксерокса, документами, найденными в мусорных корзинах сотрудников и т.д. Важно помнить в этом случае о присутствии как минимум двух понятых. На практике оперативники понятых приводят либо сразу с собой, либо ищут тут же в соседних офисах, реже берут в понятые рядовых сотрудников компании.

Далее составляется акт обследования. В нем указываются исходные данные обследования, реквизиты постановления, имена и должности проверяющих, данные понятых. В описательной части – проведенные действия и что установлено в ходе обследования. Акт подписывается всеми участвовавшими лицами на каждом листе. Копию акта полицейские обязаны вручить представителю организации.

Часто полицейские забывают о том, что изъятые предметы и документы должны быть оформлены отдельным документом, а не просто вписаны в акт. Так, согласно Закону об ОРД, если в ходе обследования что либо изымается, то должен составляться еще один документ – протокол изъятия, но не опись, как это часто встречается. В нем подробно фиксируется, что именно изымается и откуда оно изъято – из какого помещения или с какого рабочего места. Копия протокола также должна вручаться представителю компании. Знание такой частой забывчивости оперативников поможет компании при обжаловании их действий.

Если оперативники зашли удачно, то они за раз могут изъять в одном месте весь «букет» доказательств незаконного обналичивания денег. Что будет в этом улове — зависит от того, насколько мало внимания руководство обследуемой компании уделяло элементарной информационной безопасности и отлаживанию процессов движения и защиты информации и документов (в ближайшее время мы подготовим статью о защите информации в таких ситуациях — Примеч. ред.). А также от того, какая работа была проведена оперативниками ранее и что они узнали в результате иных действий.

При обследовании помещений лучше отпускать людей с работы, по крайней мере, низовое и среднее звенья. На обед, по домам, особенно, если это вторая половина дня. Меньше шансов, что кто-то что-то лишнее скажет, разблокирует, откроет, скажет пароль. Но при обыске это может не сработать – следователь вправе запретить покидать помещение.

Обычно прямо в ходе обследования параллельно производятся опросы сотрудников. Во-первых, используют фактор внезапности. Сотрудники еще не успели ничего придумать. Во-вторых, фактор стресса. Это позволяет получить максимум информации.

Здесь по ситуации. Советую действовать следующим образом: прийти, дать паспорт. Заполняется анкета – первая страница. Там стоит фраза «Сущность ст. 51 Конституции РФ мне разъяснена». Сотрудник сообщает, что хочет воспользоваться этой статьей. Однако здесь не следует путать опрос в полиции и допрос в ходе выездной налоговой проверки. Вот там лучше давать показания, иначе будет не очень хороший акт.

Обыск является более продолжительной и совсем иной по своей сути процедурой и проводится при наличии возбужденного уголовного дела и постановления на его проведение (ст. 182 УПК РФ).

И сразу дам совет: в законе не написано, что Вы вправе требовать копию постановления или Вам должны ее предоставить. И в Вашей просьбе могут отказать, сославшись на тайну предварительного расследования. Но существует небольшой нюанс — внизу документа имеется строка «с настоящим постановлением ознакомлен» и следователь сильно заинтересован получить в ней Вашу подпись. А значит, перед тем как ее поставить, Вы берете чистый лист бумаги и переписываете все, что написано в постановлении.

А мы продолжаем. Например, если при обследовании на предложение открыть сейф, Вы можете отказаться, то при обыске, не дадите ключи – сейф вскроют. Также и в отношении помещений, куда, допустим, Вы не хотите впускать полицию и следователя.

Обыск в жилище, а также в загородном доме, на даче производится по решению суда.

До начала обыска, обычно, следователь предлагает выдать все добровольно. Если Вы не желаете, то начинается само «действо».

А вот досмотр личных вещей проводят только с участием понятых и оперативника того же пола, что и человек, который подвергается досмотру. Женщины в этом плане в привилегированном положении: как правило, приходящие в офис оперативники – это мужчины. Значит, женщина может сослаться на то, что ей неудобно показывать содержимое сумки. Как правило, при таком ответе интерес пропадает, но не в случае, если оперативник заметил, что в женскую сумку что-то положили – флешку, печать, документ. Поверьте, и понятых найдут, и вызовут оперативника нужного пола, и проведут досмотр в соответствии с законом.

Что делать не нужно

1. Не нужно полицейским (следователям) помогать в их работе.

Все, что они имеют право сделать в ходе проверки, они вправе сделать и без Вашей помощи. Оперативники зачастую просят самих сотрудников что-либо сделать: «откройте, пожалуйста, ящики столов», «покажите нам, что у Вас в сумочке», «введите пароли на всех компьютерах». Выполнять такие просьбы небезопасно. Имеется существенная разница между тем, что сделал полицейский при проверке сам, применив свои полномочия, и тем, что сделано руками сотрудников компании по его просьбе. Часто на практике, если полицейские не уверены в своих полномочиях, то просят это сделать сотрудников офиса, причем иногда даже грозным голосом.

Таким образом, на любую просьбу «ввести пароли», «принести», «открыть», «подержать» лучше иметь такой ответ: «Извините, я не юрист, если Вы имеете право это сделать, то, сделайте это сами. А если не имеете, то не стоит меня просить сделать это за вас. Благодарю за понимание».

2. Не нужно проверяющим мешать выполнять свои обязанности. Бывает, что среди сотрудников компании находятся вдруг некие «борцы за справедливость», пытающиеся противодействовать, как им кажется, незаконным действиям полицейских.

Случалось, что такие сотрудники физически препятствовали входу в помещение, выхватывали у полицейских личные вещи сотрудников компании, которые, на их взгляд, трогать незаконно. Однако всегда это заканчивалось силовым противодействием. В итоге полицейские получали то, что хотели, а потом часто инициировали возбуждение уголовных дел по нападению на сотрудников полиции при исполнении.

В таких случаях для сотрудников компании безопаснее физически не противодействовать полицейским. Даже если их действия выходят за рамки закона. Правильнее будет запомнить в деталях, кто, что и как делал, что говорил и т.д. И обратить на это внимание своих коллег, чтобы они тоже запомнили. И уже после ухода проверяющих подготовить грамотные доказательства для оспаривания незаконных действий полицейских с помощью юристов.

3. Нужно запоминать все, что видите. Сотрудникам компании во время проверки полезно включить в себе кнопку «PLAY» и «поработать» видеокамерами и диктофонами – запоминать все, что вокруг происходит, и все, что делают полицейские. Это может стать решающим аргументом в случае спора с проверяющими.

Более того, если сотрудники кроме запоминания ничего больше делать не будут, а все сделают сами полицейские, то для компании это лучший вариант развития событий при проверке.

Чтобы исключить появление оперативников в офисе можно порекомендовать организации проявлять должную осмотрительность. Как это не парадоксально, но бизнесмены не спешат заниматься собственной безопасностью. Очевидно, рассчитывают на русский «авось», а это неправильно. В данном случае, лучше как раз поволноваться заранее. Запросив документы у контрагента, компания при налоговой проверке, тем более на процессе, сможет закрыться ими как щитом.

Кроме того, очень часто фактором риска становится обиженный уволенный сотрудник. Это счастье для проверяющих. Поэтому компаниям можно рекомендовать еще одну профилактическую меру – расставаться с людьми по-хорошему.

Выездная проверка обособленных подразделений

Компания, у которой есть обособленные подразделения, должна быть готова к тому, что если уж налоговики нагрянут к ней с выездной проверкой, то задержатся надолго. Правда, видимо, инспекторы даже в эти сверхсроки не успевают как следует изучить всю подноготную организации, а потому проводят самостоятельные проверки «обособленцев». Другое дело, что в некоторые из них налоговикам путь заказан

Обособленным подразделением организации может считаться любое территориально удаленное от нее подразделение, по месту нахождения которого были оборудованы стационарные рабочие места (ст. 11 НК). Причем обособленное подразделение признается таковым независимо от того, отражен факт его создания в учредительных или прочих организационно-распорядительных документах организации или нет. Не имеют значения также и полномочия, которыми конкретное подразделение наделяется.

Понятие «обособленное подразделение», применяемое в основном к нормам налогового законодательства, является собирательным и включает любую территориально обособленную структуру организации. Гражданский кодекс, в свою очередь, выделяет также понятия «филиалы» и «представительства».

В настоящее время выездная проверка филиалов и представительств может проводиться в двух видах: либо как самостоятельная проверка, либо в рамках проведения проверки организации в целом.

Читать еще:  Кбк в платежном поручении в 2017-2018 годах
Самостоятельная проверка подразделения

Согласно статье 89 Налогового кодекса, ревизоры наделены правом проверять обособленные подразделения независимо от проведения проверки в головной организации. Такая проверка проводится тем налоговым органом, на территории которого осуществляет деятельность конкретный филиал или представительство. Правда, сфера влияния налоговиков в этом случае — лишь вопросы правильности исчисления и своевременности уплаты региональных или местных налогов (п. 7 ст. 89 НК).

Сразу же хотелось бы обратить внимание на то, что объектом выездной проверки может выступать не каждое территориально обособленно выделенное подразделение организации, а только филиал или представительство. Проводить самостоятельную выездную проверку подразделений, не являющихся таковыми, налоговые органы не могут. Такой позиции придерживается Минфин в письме от 31 июля 2008 года № 03-02-07/1-327.

Не стоит забывать и о том, что проводить более двух проверок по одному налогу за один и тот же период налоговики не вправе. Неправомерны действия налоговиков и в тех случаях, когда контролеры «наведались» в определенный филиал больше двух раз за год, за исключением случаев, когда проверка проводится либо в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, либо вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку. Продолжаться такое «свидание» с сотрудниками налогового органа может не дольше одного месяца (п. 7 ст. 89 НК).

Решение о проведении такой проверки принимается руководителем или заместителем руководителя налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения. Оно предоставляется руководителю или представителю обособленного подразделения в момент прибытия проверяющих на объект проверки вместе с их служебными удостоверениями.

По результатам проверки обособленного подразделения составляется акт, один экземпляр которого вручается руководителю обособленного подразделения. Копия указанного акта направляется в налоговый орган по месту постановки на учет головной организации. Акт налоговой проверки подписывается руководителем обособленного подразделения.

В рамках проверки головной организации

Проведение выездной налоговой проверки, в рамках которой осуществляется проверка обособленного подразделения, проводится налоговым органом по месту учета головной организации. Однако на основе запроса этого налогового органа инспекции по месту регистрации обособленных подразделений выделяют должностных лиц, которые занимаются проверкой филиалов.

Решение о проведении выездной налоговой проверки организации с одновременной проверкой входящих в ее состав обособленных подразделений принимает руководитель налогового органа по месту постановки на учет головной организации или его заместитель. Количество экземпляров такого решения должно соответствовать количеству обособленных подразделений. Они направляются в налоговые органы по месту нахождения подразделений проверяемой организации на следующий день после вручения решения о проведении проверки ее руководителю или представителю. Такое правило установлено положениями пункта 3.3 «Методических указаний по проведению комплексных выездных налоговых проверок налогоплательщиков-организаций (налоговых агентов, плательщиков сборов), в состав которых входят филиалы (представительства) и иные обособленные подразделения», утвержденных письмом МНС от 7 мая 2001 года № АС-6-16/369@.

Нужно отметить, что до самих работников обособленного подразделения решение о проведении проверки доводится непосредственно в момент прибытия на объект проверки налоговиков. День вручения руководителю или представителю организации такого решения считается датой начала проверки. При этом проверка филиала не может начаться ранее начала проведения проверки головной организации (п. 3.5 Методических указаний).

По окончании проверки обособленного подразделения проверяющие заполняют «Раздел акта выездной налоговой проверки (полное название головной организации, ИНН) по обособленному подразделению (ИНН/КПП)», который направляется в инспекцию, проводящую проверку головной организации. В свою очередь эта инспекция после полного завершения проверки на основании полученных материалов составляет справку о проведенной проверке. Дата составления такой справки считается датой окончания проверки (п. 3.8 Методических указаний). После этой даты никакие действия по осуществлению налогового контроля обособленных подразделений в рамках этой проверки проводиться не могут.

Кто ответит за нарушения?

К сожалению, выявление нарушений налогового законодательства в ходе проверки — далеко не редкость. Не являются в этом плане исключением и контрольные мероприятия, проводимые в обособленных подразделениях. Однако здесь возникает вопрос: кто будет отвечать за такое нарушение — организация или сам филиал (представительство)?

Пунктом 1 статьи 107 Налогового кодекса ответственность за совершение налоговых правонарушений возложена на организации и физические лица. Организациями в данном случае признаются юридические лица (п. 2 ст. 11 НК). А поскольку обособленное подразделение не является самостоятельным юридическим лицом, то и ответственность за налоговые правонарушения следует возлагать на головную организацию.

Кроме того, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций не являются самостоятельными налогоплательщиками, а только исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту своего нахождения. Поэтому в случае выявления налоговых правонарушений при проведении выездной налоговой проверки обособленного подразделения решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности следует выносить в отношении головной организации с указанием на обособленное подразделение. О том, что привлекать филиалы к налоговой ответственности нельзя, напоминают и судьи (см., например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 14 марта 2006 г. по делу № А74-3347/05-Ф02-963/06-С1).

Особенности налоговых проверок обособленных подразделений

* Вместе с тем срок проверки всей организации с обычных 2 месяцев со дня вынесения решения о ее проведении может быть увеличен в зависимости от количества ваших ОП п. 6 ст. 89 НК РФ; подп. 4 п. 3 приложения 2 к Приказу ФНС от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@ :

  • до 4 месяцев — если у вас четыре и более ОП или менее четырех ОП, но доля уплачиваемых налогов, приходящаяся на ОП, составляет не менее 50% от общей суммы налогов, которые платит ваша организация, и (или) удельный вес имущества на балансе ОП составляет не менее 50% от общей стоимости имущества организации;
  • до 6 месяцев — если у вас 10 и более ОП.

Кстати, не торопитесь идти в суд, чтобы оспорить решение по итогам проверки по формальному основанию, когда налоговики незначительно вышли за рамки установленного для проверок срок а Постановления ФАС УО от 27.05.2008 № Ф09-3779/08-С3; ФАС ЗСО от 26.05.2008 № Ф04-3206/2008(5461-А27-15) (например, месячного срока самостоятельной проверки филиала или представительства), — вам могут и не отменить доначисления, если такой срок нарушен, к примеру, на 3 дня.

Теперь несколько правил, которые важно знать при проверке.

При выездной проверке филиалов (представительств)

При самостоятельной проверке филиала (представительства) проверить могут тот же период и те же налоги, которые проверяли у самой компании, и это не будет противоречить законодательству, так как не считается повторной проверко й п. 10 ст. 89 НК РФ; Постановления ФАС СЗО от 27.04.2009 № А56-27517/2008; 16 ААС от 09.04.2010 № А25-1672/2009 .

Можно не давать на проверку документы, касающиеся исчисления и уплаты федерального налога, даже если в решении о проведении самостоятельной выездной проверки филиала (представительства) они указан ы ст. 13 НК РФ; Постановления ФАС МО от 21.12.2010 № КА-А40/15977-10; ФАС СЗО от 27.04.2009 № А56-27517/2008 .

Если в решении о проведении выездной проверки филиала (представительства) указан федеральный налог, не оставляйте без ответа требование о представлении документов. Составьте в письменной форме объяснение, где укажите, что вы должны представлять для проверки документы, касающиеся исчисления и уплаты только региональных и (или) местных налого в п. 7 ст. 89 НК РФ . Поэтому представлять документы по выставленному требованию не будете.

При выездной проверке ОП в рамках проверки всей организации

В такой ситуации для проверки ОП не требуется специального решени я п. 2 ст. 89 НК РФ; Постановление ФАС ДВО от 12.02.2009 № Ф03-244/2009 . То есть инспекция вправе запросить у вас документы по любому ОП.

Если не успеваете представить в срок, обозначенный в требовании инспекции, документы по ОП, которое находится далеко, направьте в налоговую письменное уведомление об этом. В нем укажите причину, по которой документы не могут быть представлены, и сроки, в которые вы сможете их подать в инспекцию. Направить такое уведомление надо в течение дня, следующего за днем получения требовани я п. 3 ст. 93 НК РФ; Постановления ФАС МО от 02.02.2011 № КА-А40/17596-10, от 24.12.2010 № КА-А40/16063-10 .

Сама процедура налоговых проверок ОП и оформления их результатов точно такая же, как при проверке организации. При этом решение о привлечении к налоговой ответственности по итогам любой проверки филиала или представительства, как и требование о взыскании налога, пени и штрафа, должно быть вынесено в отношении организации. Ведь ОП не являются самостоятельными налогоплательщикам и ст. 19 НК РФ . Документы, в которых указаны филиал или представительство в качестве лица, привлекаемого к налоговой ответственности и обязанного уплатить недоимку, пени и штраф, можно обжаловать в вышестоящий налоговый орган или оспорить в судебном порядке по формальному основани ю Постановления ФАС ДВО от 23.05.2008 № Ф03-А73/08-2/1748; ФАС ЦО от 06.12.2010 № А54-5637/2009-С3; Решение АС МО от 20.10.2009 № А41-29292/09 .

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector