Минфин планирует оптимизировать бухгалтерскую работу

Минфин кардинально поменяет работу бухгалтеров за три года

Минфин кардинально поменяет работу бухгалтеров за три года 04.10.2019 09:37

В работе бухгалтеров все сильно поменяется. Минфин вносит кардинальные изменения в налоговую политику на периоды с 2020 по 2022 годы. Мы проанализировали 100 страниц документа и вынесли все самое важное.

Изменения по налогу на прибыль

Чтобы решить проблему споров между налоговиками и компаниями на ОСНО, установят порядки формирования:

1. остаточной стоимости нематериальных активов. Сейчас остаточная стоимость НМА формируется также, как и остаточная стоимость основных средств – по первоначальной стоимости за вычетом амортизации в течение всего срока эксплуатации.

2. резерва на выплату годовых бонусов. Ранее для этого применялся порядок формирования предстоящих расходов на оплату отпусков. Эти резервы сейчас создаются по одним и тем же правилам (п.1, 6 ст. 324.1 НК РФ).

Изменения в НДФЛ

Для привлечения физлиц к уплате налогов в России и сокращения числа «уклонистов»:

1. уравняют ставки НДФЛ для резидентов и нерезидентов. Сейчас нерезиденты платят с доходов налог 30 процентов. Минфин хочет снизить для них ставку НДФЛ до 13%.

2. сократят количество дней для резидентства. Для признания статуса резидента в России нужно будет находиться не 183 календарных дня, а всего 90.

3. установят особые критерии для признания статуса резидента. Физлица, которые находятся в России меньше 90 дней, будут считаться резидентами России при наличии недвижимости, личных и экономических связей, места проживания и гражданства. Вместе с тем, эти критерии не будут распространяться на тех граждан, сроки которых за пределами России гораздо меньше.

Изменения по налогу на имущество

Расширят перечень объектов налогообложения по налогу на имущество организаций, налоговая база которых определяется по кадастровой стоимости.

Изменения по упрощенке

Для поддержки малого и среднего бизнеса:

1. отменят налоговые декларации. Предприниматели на УСН «Доходы» не будут сдавать налоговые декларации, если они применяют ККТ. В связи с этим чиновники планируют внести поправки в федеральный закон «О применении ККТ» и в Налоговый кодекс.

2. введут переходный налоговый режим. Переходный период установят для тех предпринимателей и компаний, кто превысил ограничения по лимиту доходов и численности работников и утратил право на УСН. Это позволит бизнесменам не восстанавливать налоговый учет и не платить налоги, от которых они были ранее освобождены на упрощенке.

Изменения в патентной системе налогообложения

Предприниматели смогут уменьшать сумму налога на уплаченные страховые взносы, как это предусмотрено по другим спецрежимам. Сейчас ИП на патентной системе платят за патент полную стоимость без вычетов сумм страховых взносов.

Изменения по страховым взносам

Выплаты работникам, которые не нужно облагать страховыми взносами, синхронизируют с выплатами, которые не облагают НДФЛ.

Изменения по неналоговым платежам

В Налоговый кодекс добавят утилизационный и туристический сбор, а также налог с операторов связи.

О других важных изменениях, которые касаются не всех компаний, можно узнать в проекте Минфина.

Как Минфин планирует облегчить жизнь микропредприятиям, упростив сферу бухучета

Таким фирмам планируется разрешить не сдавать бухотчетность в налоговые органы, а баланс составлять только за отчетный год, без без сравнительной информации.

В письме от 26.02.14 № 07-01-06/8136 Минфин сообщил, что снижение административной нагрузки на малый бизнес в части ведения бухучета — его постоянная забота. Ведомство напомнило об имеющихся возможностях, например, по ведению бухучета без двойной записи, ведению его лично руководителем фирмы, по составлению упрощенного баланса.

Также экономическим субъектам, включая субъекты малого предпринимательства и микропредприятия, предоставлено право самостоятельно определять состав регистров бухгалтерского учета и утверждать их формы (это предусмотрено законом о бухучете). Для ведения бухучета субъекты МП, включая микропредприятия, вправе использовать книгу (журнал) учета фактов хозяйственной деятельности. Бухгалтерская отчетность микропредприятия может быть составлена на основе данных Книги (журнала) учета фактов хозяйственной деятельности независимо от применения двойной записи.

Различные варианты организации и ведения бухучета указанными субъектами рассмотрены в Рекомендациях для субъектов малого предпринимательства по применению упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности. Документ издан в 2013 году НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» и рекомендован к применению экспертной группой при Минфине.

В целях дальнейшего упрощения существования МП Минфином подготавливается приказ, предусматривающий право микропредприятий раскрывать в бухгалтерском балансе информацию только за отчетный год (без сравнительной информации).

Кроме того, инициирована подготовка проекта федерального закона о внесении изменений в НК, предусматривающих отмену обязательного представления микропредприятиями бухгалтерской отчетности в налоговые органы.

Рекомендуйте новость коллегам:

Комментарии читателей

Зачем нужно было вводить бухотчетность для «малышей»? Пришлось потратить из скудных доходов микропредприятия на восстановление бухучета и сдачу баланса. Сколько спорили с пеной у рта — это жизненно необходимо, но кому? Что бы за три копейки отчитаться? А сколько потрачено на подготовку этих законов? 22.03.2014 11:17

Бухгалтерская отчетность микропредприятия может быть составлена на основе данных Книги (журнала) учета фактов хозяйственной деятельности независимо от применения двойной записи.

Лука Пачоли, наверное, в гробу перевернулся.

«Минфин планирует облегчить жизнь микропредприятиям».
Видимо опыт событий на Украине принят на вооружение Минфином в хорошем плане 24.03.2014 09:11

А еще разрешить вести бухгалтерский учет без применения правил арифметики и таблицы умножения
))) 24.03.2014 09:29

Законодатели изо дня в день демонстрируют свою тупость и полное непонимание того, что вообще происходит в экономике государства и элементарных законов рынка. Кому нахрен нужен был этот бухучет для микропредприятий? Что он им показывает? Ничего ровным счетом. А вот предприниматели тратят кучу денег и времени на всю эту дурь 24.03.2014 10:06

такое чувство, что в минфине как в думе одни спортсмены и артисты))) 25.03.2014 17:31

«Законодатели изо дня в день демонстрируют свою тупость и полное непонимание того, что вообще происходит в экономике государства и элементарных законов рынка. Кому нахрен нужен был этот бухучет для микропредприятий? Что он им показывает? Ничего ровным счетом. А вот предприниматели тратят кучу денег и времени на всю эту дурь»
— Вы вообще когда-нибудь сдавали отчетность? Какую кучу времени и денег, или вы один из тех предпринимателей которые всегда будут за все платить потому что ни бум-бум ни в бухгалтерии ни в налоговом законодательстве, ни в финансах в принципе. Такие всегда платят. Я сам сдаю отчеты все, проверку пережил и ни разу никому не заплатил. 25.03.2014 18:28

Сколько времени потрачено на востановление бух.учета за прошлые года.Вообще непонятно кому нужен этот отчет о фин.результатах.Особенно для тех малышей ,что работают на УСН (доходы) И ЕНВД. Абсурд,у нас всегда сначала подпишут,потом думают зачем подписали и кому это надо.. 26.03.2014 09:06

ZavodnayaPtica, я сама таким вот предпринимателям и фирмам отчеты и делаю. И как рабоник финансовой и бухгалтерской службы прекрасно понимаю, что время- это деньги. И если бухгалтер, который всю жизнь работал на УСН и никогда отчеты не делал, чтобы самостоятельно с этим разобраться время потратить придется. А вместо бумагомарательства для налоговой в это время можно было бы успеть сделать гору полезных для предприятия управленческих отчетов.
А у успешных предпринимателей и директоров никогда времени не хватает, тем более на то, чтобы самостоятельно с этой хренью чиновничьей разбираться. Если заняться нечем больше, то можно конечно и самому, а почему и нет. 27.03.2014 20:18

Губанова Валентина 24.03.2014 10:06
такое чувство, что в минфине как в думе одни спортсмены и артисты)))

Не согласен, в что они все дураки тупые.
Они, как раз, умные, но только умные в свой карман, для себя и воровского государства!
Смотрите количество рабочих мест для бездельников чиновников увеличатся.
Количество взяток у них же увеличится.
Количество штрафов у нас увеличится.
Кому от этого всего польза? правильно, вороватым чиновникам.
Кому вред? -простому народу.
Можно и дальше считать их тупыми, а они будут посмеиваться над нами, да обирать нас. 28.03.2014 19:02

Читать еще:  Влечет ли представление декларации по устаревшей форме ответственность по ст. 119 нк рф?

Валентина, я с Вами согласна! Никогда не видывала, что бы предприниматель или директор фирмы сам делал отчеты)))). Это видимо фирма настолько малюсенькая, что там почти и оборотов то нет, можно все в уме посчитать). Я веду ИП и несколько Компаний, а с введением этой отчетности нагрузка стала просто невыносима. 28.03.2014 22:05

Никогда не видывала, что бы предприниматель или директор фирмы сам делал отчеты)))). Это видимо фирма настолько малюсенькая, что там почти и оборотов то нет, можно все в уме посчитать).

то только уж совсем тупой предприниматель с этим не справится

Бухучет — это не та сфера, которой нужно специально учиться. В начале 90-х рядовые инженеры легко, за несколько дней, осваивали немудреные правила проводок и составления отчетов. Кстати, инженер — легко становится булгахтером, а вот обратные переходы — крайне редки. Предприниматель со средним образованием легко освоит табличный способ доходы/расходы. Да уже такие exel-считалки во множестве существуют. В России можно и нужно сократить количество бухгалтеров как минимум вдвое. Облегчение правил, его идеология — расчитано не на бухгалтеров, а на предпринимателей. Так что только тупой предприниматель не освоит эти нехитрые правила, тем более, что это позволит отказаться от алчного и ленивого бухгалтера. 31.03.2014 09:12

Умный прелприниматель, у которого помимо ИП еще может быть еще нескольколько фирм с небольшими оборотами, просто не будет на все эти отчетики для налоговой в ремя тратить, у него своих организационных вопросов выше крыши. Как говорит мой директор: «Каждый должен заниматься своим делом. И один профессионал не должен проверять другого профессионала».
А вот, чтобы упрощать ничего не пришлось, нехрена было вводить эту дуристику для малых предприятий. Посчитали налоги и свободны!
«Алчные и ленивые бухгалтера» помимо отчетиков для налоговой еще гору управленческих отчетов делают и оптимизацией налогообложения занимаются. И умнвые предприниматели это понимают. И сами более чем недовольны тем, что бухгалтер, которому они из своего кармана между прочим, зарплату платят не для них оперативно информацию готовит, на основании которой они потом решения принимают, а для налоговиков старается. И сдавать эти отчеты может и раз в год надо, вот только в течение года еще нужно время тратить дополнительно на ведение бухучета.
Умный предприниматель если обороты маленькие не будет штатного буха держать, а фирму наймет. А в то время, которое освободится от ведения бухучета займется развитием собственного бизнеса! 31.03.2014 13:07

«Алчные и ленивые бухгалтера» помимо отчетиков для налоговой еще гору управленческих отчетов делают и оптимизацией налогообложения занимаются.

Анатолий, да что вы говорите! Такое чувство, что вы сами бизнесом никогда не занимались, а чиновником работаете. И думаете только о том, как бы налогоплательщиков ободрать и денег побольше в бюджет насобирать, чтобы было что распилить потом. 31.03.2014 16:08

Такое чувство, что вы сами бизнесом никогда не занимались, а чиновником работаете. И думаете только о том, как бы налогоплательщиков ободрать и денег побольше в бюджет насобирать, чтобы было что распилить потом.

Анатолий, ага вот после таких аудиторов потом шлавбухи вместе с директорами и ломают голову, а что делать в итоге с налогами. Не свои бабки-то платить че там, можно и присоветовать все на свете, что чинуши хотят перечислять. И головой не думать, а как это все можно уменьшить. А когда директор денежки свои считать умеет, начинает вопросы задавать а как быть и что нам за это будет. Это ума много не надо в НК залезть и прочитать, что там по закону платить полагается. Там и аудировать ничего не нужно 31.03.2014 20:49

Если налоги платить не по закону — рано или поздно придется платить «за крышу». Это — дороже. Тем более, что «крыша» часто «уезжает». Любому руководителю микропредприятия я за 5 минут объясню, что УСН 6% выгоднее, т.к. можно избавиться от алчного бухгалтера. 01.04.2014 11:56

Ну, да вот таким алчным аудиторам компании и платят за чтение вслух Налогового Кодекса. Ну, еще в лучшем случае статейку подсунут какую-нибудь почитать.
А пошурупить головой и посчитать, что 15% в некоторых случаях гораздо выгоднее может оказаться. А зачем, бестолковые предприниматели итак кровнозаработанные потащат, аудитор же.
Нанимать штатного бухгалтера при небольших оборотах никто и не советует, сейчас множество фирм для этого существует с вполне нормальными ценами.
Вот только факт остается — бухотчетность для малышей никому не нужна! Главное налоги правильно посчитать, а наши чинуши этого не понимают. Они так же, как и аудиторы, ой как далеки от реального ведения бизнеса. 01.04.2014 12:04

И еще можно 1С не покупать и вообще компьютер, че бы все в тетрадку не записывать — экономия! И кассиров, продавцов, менеджеров, водителей, поваров и т.д. зачем нанимать? Все самостоятельно!
И сидеть самому тогда всю жизнь на крохотной точке, ведь развиваться некогда, да и зачем? Ведь тогда сотрудники понадобяться, а им надо зп платить — Не, все сам! 01.04.2014 14:29

И еще можно 1С не покупать и вообще компьютер, че бы все в тетрадку не записывать — экономия!

А пошурупить головой и посчитать, что 15% в некоторых случаях гораздо выгоднее может оказаться..

Знаете господа, почитала Вас и думаю . у каждого в голове своя правда. как и мысли .
для тех кто не видел бухгалтера и директора в одном лице — это я! имею два предприятия с традицоинной состемой налогооблажения , да все делаю сама и считаю это правильным . у меня два высших образования одно медицинское, второе экономическое долгое время работала гл.бухгалтером и фин. директором и решила в один прекрасный момент, что все могу делать сама, изначально имела штат и в торговой фирме ( у меня крупный опт. химической продукции) и вторая фирма занимается стеклом фасадным устала сотрудникам платить зарплату и не видеть , что называется плодов их труда. а приезжать в офис и говорить выстави счет тому или отгрузи или добывай договоры . все равно все крутится вокруг тебя самой . понимаете, когда человек правильно организует свой труд можно многое успеть и самому, а главное бух.учет — он всегда с тобой останется, а бухгалтерия. сами понимаете, как книгу пишешь. хочешь будет сказка, а хочешь драма с комедией, или экшен какой нибудь. надо просто понимать, что делаешь и что хочешь в итоге получить . В любом случае чтобы дойти ( простите за не скромность) до моего уровня надо знать организацию бух учета. самолетики можно и на полу нарисовать и не каждый бухгалтер это сейчас может , как и налог на имущество без программы посчитать . даже в малюсенькой фирме должна быть традиционная система учета (она развивает мысленные способности) и обязательно грамотный руководитель , хотящий не просто жить , а жить изо дня в день получая доход и развивая свою фирму! Да , правда конечно оборот у меня не большой в одной 37 млн . в другой около 19,5 млн . налоги все плачу , чего и всем желаю . А по большому счету , каждый должен быть специалистом и заниматься своим делом . с радостью . Всем удачи . 02.04.2014 22:36

Речь идет о микропредприятии, а не о (. у меня крупный оптовый склад. ), и не у всех есть экономическое образование, к тому же — есть крупные города, а есть и городишки с меньшими возможностями. Кто- то может бравировать своими сегодняшними успехами, а другой выживает. Нужно облегчить жизни малым, что бы они не оказались без своего дела, не закрыли его из-за объемного администрирования — впереди трудное время.

Читать еще:  Общий порядок исчисления и уплаты ндфл

Минфин кардинально поменяет работу бухгалтеров за три года

В работе бухгалтеров все сильно поменяется. Минфин вносит кардинальные изменения в налоговую политику на периоды с 2020 по 2022 годы.

Мы проанализировали 100 страниц документа и вынесли все самое важное.

Изменения по налогу на прибыль 2020

Чтобы решить проблему споров между налоговиками и компаниями на ОСНО, установят порядки формирования:

  1. остаточной стоимости нематериальных активов. Сейчас остаточная стоимость НМА формируется также, как и остаточная стоимость основных средств – по первоначальной стоимости за вычетом амортизации в течение всего срока эксплуатации.
  2. резерва на выплату годовых бонусов. Ранее для этого применялся порядок формирования предстоящих расходов на оплату отпусков. Эти резервы сейчас создаются по одним и тем же правилам (п.1, 6 ст. 324.1 НК РФ). Их может формировать любая компания по методу начисления.

Изменения в НДФЛ 2020

Для привлечения физлиц к уплате налогов в России и сокращения числа «уклонистов»:

  1. уравняют ставки НДФЛ для резидентов и нерезидентов. Сейчас нерезиденты платят с доходов налог 30 процентов. Минфин хочет снизить для них ставку НДФЛ до 13%.
  2. сократят количество дней для резидентства. Для признания статуса резидента в России нужно будет находиться не 183 календарных дня, а всего 90.
  3. установят особые критерии для признания статуса резидента. Физлица, которые находятся в России меньше 90 дней, будут считаться резидентами России при наличии недвижимости, личных и экономических связей, места проживания и гражданства. Вместе с тем, эти критерии не будут распространяться на тех граждан, сроки которых за пределами России гораздо меньше.

Изменения по налогу на имущество 2020

Расширят перечень объектов налогообложения по налогу на имущество организаций, налоговая база которых определяется по кадастровой стоимости. В Системе Главбух мы подготовили для вас пошаговую инструкцию о расчете и уплате налога на имущество с кадастровой стоимости.

Изменения по упрощенке 2020

Для поддержки малого и среднего бизнеса:

  1. отменят налоговые декларации. Предприниматели на УСН «Доходы» не будут сдавать налоговые декларации, если они применяют ККТ. В связи с этим чиновники планируют внести поправки в федеральный закон «О применении ККТ» и в Налоговый кодекс. Полный список случаев, когда ККТ можно не применять смотрите в системе Главбух.
  2. введут переходный налоговый режим. Переходный период установят для тех предпринимателей и компаний, кто превысил ограничения по лимиту доходов и численности работников и утратил право на УСН. Это позволит бизнесменам не восстанавливать налоговый учет и не платить налоги, от которых они были ранее освобождены на упрощенке.

Изменения в патентной системе налогообложения 2020

Предприниматели смогут уменьшать сумму налога на уплаченные страховые взносы, как это предусмотрено по другим спецрежимам. Сейчас ИП на патентной системе платят за патент полную стоимость без вычетов сумм страховых взносов.

Изменения по страховым взносам 2020

Выплаты работникам, которые не нужно облагать страховыми взносами, синхронизируют с выплатами, которые не облагают НДФЛ.

Изменения по неналоговым платежам 2020

В Налоговый кодекс добавят утилизационный и туристический сбор, а также налог с операторов связи.

Что Минфин планирует сделать с налогами в ближайшие три года

Ближайшие три года налоговая политика России не будет меняться, пообещал Минфин в основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020–2022 гг.

Налоги должны быть зафиксированы минимум на шесть лет, чтобы стимулировать бизнес инвестировать, считает Минфин. Однако некоторые предложенные меры все же могут привести к росту налоговой ­нагрузки, пишут «Ведомости».

Ключевая из них — унификация налоговых региональных льгот. В 2019 г. Минфин рассчитывает разработать и утвердить методику их ежегодной оценки. Если льгота будет признана неэффективной, сумма федеральной помощи региону может сократиться на уровень таких налоговых расходов региона.

Также Минфин предлагает отказать регионам в праве выбирать, для каких объектов недвижимости налогооблагаемая база может рассчитываться от балансовой, а не кадастровой стоимости. И рассчитывать налог для всей недвижимости по кадастру.

Объектов, налоговая база которых рассчитывается по балансовой стоимости, очень много — это производственные базы, склады, гостиницы и др., рассказывает председатель совета национального объединения СРО оценщиков «Союз СОО» Алексей Каминский. Предложение Минфина в условиях снижающихся цен на рынке недвижимости и замедления экономики ухудшит положение налогоплательщиков, уверен он: «Балансовая стоимость обычно существенно ниже кадастровой (должна быть приближена к рыночной), и для многих налоги вырастут в разы».

Неблагоприятными условия ведения бизнеса в России считает 71% предпринимателей, опрошенных в июле ВЦИОМом. Каждый второй верит, что ситуация будет только ухудшаться в ближайшие пять лет. Кроме налогов (на них сетуют 70% опрошенных), представители бизнеса жаловались на снижение покупательной способности населения (72%), несовершенство судебной системы (52%), коррупционные риски в административных вопросах (48%).

Еще один риск — включение неналоговых платежей в Налоговый кодекс. Минфин по-прежнему планирует отдать шесть из них (плату за негативное воздействие на окружающую среду, утилизационный, туристический и экологический сборы, сбор за пользование автомобильными дорогами общего пользования федерального значения, налог на доходы операторов сети связи общего пользования) под контроль налоговиков, что ужесточит администрирование налога и увеличит их собираемость.

«У бизнеса есть примета: обещали стабильность в налогах — жди поправки в Налоговый кодекс на 300–400 страниц», — шутит партнер Taxology Алексей Артюх. Пока же фискальная нагрузка чрезмерна и, более того, постоянно растет, сетует и президент «Опоры России» Александр Калинин: НДС вырос, Верховный суд собирается рассматривать осенью постановление, позволяющее в любой момент привлечь к уголовной ответственности за налоговые преступления, а обещание не вводить новые неналоговые платежи не выполняется. Так, в мае 2018 г. в восьми муниципалитетах Краснодарского края был введен курортный сбор. Появился сбор в 1,2% стоимости договора, который застройщики перечисляют в Фонд защиты дольщиков, отчисления букмекеров на спорт и др. Правила постоянно изменяются не в пользу бизнеса, констатирует Калинин.

Власти регулярно отменяют налоговые льготы (например, на энергоэффективность зданий), меняют правила налогового администрирования, ужесточается судебная практика, перечисляет он. Еще несколько лет назад бизнес и представить не мог, что при сборе налогов на недвижимость движимое имущество превратится в недвижимое, говорят эксперты, а сейчас это повсеместная практика. Администрирование и судебная практика менялись даже ретроспективно, подтверждает Артюх. Бизнес будет смотреть не на заявления о стабильности нагрузки, а на реальное положение дел.

О чем еще Минфин написал в основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020–2022 гг.

Как Минфин рекомендует оптимизировать расходы муниципалитетов в рамках региональных программ

Задачи региональных программ оптимизации расходов

26 февраля 2018 года Минфин опубликовал на сайте minfin.ru методические рекомендации по оптимизации расходов бюджетов субъектов РФ в рамках региональных программ. Часть мер направлена на оптимизацию расходов муниципалитетов. Финансисты рекомендуют оптимизировать:

  • расходы на государственное и муниципальное управление;
  • расходы на содержание бюджетной сети;
  • численность работников бюджетной сферы;
  • меры социальной поддержки населения;
  • расходы на финансирование хозяйствующих субъектов из бюджета;
  • инвестиционные расходы;
  • дебиторскую задолженность.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ:

Если программа региона предполагает конкретные результаты в сфере муниципальных финансов, Минфин рекомендует отразить в ней механизмы и меры, которые обеспечат достижение этих результатов на местном уровне.

Кроме того, Минфин считает, что регионам нужно совершенствовать систему закупок для государственных и муниципальных нужд и межбюджетные отношения, а также сокращать просроченную кредиторскую задолженность и расходы на обслуживание долга.

Рассмотрим рекомендуемые Минфином мероприятия, которые могут затронуть интересы органов местного самоуправления.

Оптимизация расходов на государственное и муниципальное управление

Для оптимизации расходов на государственное и муниципальное управление Минфин рекомендует субъектам РФ выявлять и устранять избыточные и дублирующие функции органов государственной власти и органов местного самоуправления с сокращением штата. Органы власти финансисты предлагают укрупнять. Один из способов — слияние органов со схожими функциями. Другой — присоединение небольших по численности структур к органам, выполняющим функции по реализации политики в смежных сферах.

Читать еще:  От льготы нельзя отказаться, но продавец предъявил ндс: возможен ли вычет у покупателя?

Для оптимизации расходов на муниципальное управление финансисты предлагают включать в региональные программы оптимизации расходов бюджетов субъектов РФ такие мероприятия, как:

  • содействие укрупнению муниципальных образований на поселенческом уровне с целью оптимизации численности представительных и исполнительных органов власти;
  • содействие передаче полномочий поселений для исполнения органам местного самоуправления муниципальных районов;
  • оптимизация расходов на текущее содержание органов власти, в том числе сокращение численности муниципальных служащих.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ:

Минфин рассчитывает на то, что централизация бюджетного и бухгалтерского учета на основе принципов «Электронного бюджета» поможет оптимизировать расходы.

Часть функций исполнительных органов местного самоуправления Минфин предлагает возложить на отдельный орган или учреждение. Например, функции по бухгалтерскому и бюджетному учету на местном уровне можно передать из администраций поселений в органы местного самоуправления муниципальных районов или казенные муниципальные учреждения.

Минфин рекомендует органам местного самоуправления развивать процедуры предоставления муниципальных услуг в электронной форме, повышать эффективность использования имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Оптимизация расходов на содержание учреждений

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ:

Минфин рекомендует повышать эффективность использования имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Минфин предложил регионам девять способов снизить расходы на содержание сети бюджетных учреждений. Органы местного самоуправления также могут воспользоваться этими рекомендациями.

1. Укрупняйте или присоединяйте к более крупным мелкие учреждения и организации, загруженные менее чем на 50 процентов.

2. Размещайте разнопрофильные учреждения под одной крышей. Например, можно объединить в один комплекс школу, развивающие секции, тренажерные залы и библиотеку.

3. Создавайте на базе школ, дворцов культуры, музеев, библиотек, колледжей центры коллективного пользования. Это даст гражданам возможность реализовывать свой творческий потенциал, пользоваться современным оборудованием, получать доступ к библиотечному фонду и современным обучающим технологиям.

4. Повышайте эффективность использования имущества муниципальными учреждениями. Предусмотрите продажу или консервацию имущества, которое учреждения не используют. Проанализируйте возможности выделения земельных участков для их последующей сдачи в аренду.

5. Уменьшайте численность обслуживающего персонала и непрофильных специалистов учреждений (сторожей, поваров, уборщиков помещений, водителей, завхозов, электриков и т. д.).

6. Передавайте несвойственные бюджетным учреждениям функции на аутсорсинг. Это касается организации теплоснабжения, питания школьников, уборки помещений, транспортного обеспечения обучающихся. Выводите медицинских работников детских садов и школ в систему здравоохранения.

7. Реализуйте мероприятия по энергосбережению.

8. Расширяйте формы предоставления муниципальных услуг (передвижные медицинские комплексы, передвижные библиотеки и т. д.).

9. Разработайте и утвердите программы реорганизации бюджетной сети по отраслям.

Совершенствование системы закупок

Для совершенствования системы закупок Минфин предлагает централизовать функции по осуществлению закупок для государственных и муниципальных нужд. С этой целью органам государственной власти субъектов РФ нужно:

ВНИМАНИЕ:

Соблюдение требований по централизации закупочной деятельности, совместным закупкам, предварительной экспертизе ценообразования будет одним из условий предоставления субсидий местным бюджетам.

  • сформировать единое уполномоченное учреждение, организующее проведение закупок для органов исполнительной власти всех уровней, подведомственных им казенных и бюджетных учреждений;
  • организовать совместные закупки для нужд органов власти всех уровней и подведомственных им учреждений;
  • организовать предварительный контроль ценообразования при осуществлении закупок на базе единого уполномоченного учреждения;
  • использовать единую электронную площадку для осуществления закупок малого объема.

По мнению Минфина, необходимо централизовать все функции в процессе закупочной деятельности: бухгалтерский учет, материально-техническое обеспечение, транспортное обслуживание, обслуживание и ремонт помещений, охрану зданий, юридическое сопровождение, кадровую работу.

Оптимизация мер социальной поддержки населения

Минфин предлагает не только сократить число их получателей при оплате ЖКХ, но и ввести дополнительные критерии при назначении этих мер. Например, требование об отсутствии у гражданина задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг в течение двух и более месяцев подряд.

Также финансисты рекомендуют ввести критерий нуждаемости в правила назначения мер социальной защиты населения по видам таких мер. Например, бесплатного проезда, компенсации родительской платы за воспитание и обучение ребенка в детском саду.

По мнению Минфина, дополнительные критерии предоставления мер социальной поддержки создадут ситуацию, при которой численность их получателей будет расти медленнее.

Органы государственной власти субъектов РФ могут исключить из регионального законодательства нормы об обеспечении отдельными социальными выплатами категорий лиц, у которых есть возможность получать такие выплаты за счет средств федерального бюджета. Например, предусмотреть отказ от предоставления регионального материнского капитала или ввести критерии нуждаемости в правила его назначения.

Совершенствование межбюджетных отношений

Для решения задачи совершенствования межбюджетных отношений Минфин предлагает регионам пересмотреть методику распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований.

Минфин предлагает регионам пересмотреть методику распределения дотаций

С этой целью регионам нужно уточнить состав репрезентативных групп налогов, учитываемых при расчете налогового потенциала муниципальных образований для распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Это создаст стимулы для более полной мобилизации налогового потенциала муниципальных образований.

В приложении к методическим рекомендациям Минфин установил индикаторы, характеризующие состояние расходной части регионального бюджета. К ним он отнес в том числе следующие показатели:

  • долю муниципальных закупок, осуществляемых централизованно;
  • количество укрупненных сельских поселений;
  • количество муниципальных районов, в которых полномочия органов власти административного центра переданы для исполнения органам власти муниципального района.

Выводы и рекомендации

ВНИМАНИЕ:

Важно, чтобы рекомендации учитывали различную плотность населения в разных регионах России, а также реальные критерии доступности местного самоуправления для людей.

Минфин предложил регионам взять курс на укрупнение малых поселений. Эта процедура была легализована Федеральным законом от 03.04.2017 № 62-ФЗ. Тенденция укрупнения ведет к сокращению поселений, объединению всех поселений в границах муниципального района и образованию на его месте так называемого городского округа. Решая задачи оптимизации расходов региональных бюджетов, инициаторы территориальных преобразований не должны игнорировать последствия укрупнения поселений — проблемы территориальной доступности местного самоуправления для людей. Диалог с населением, получение обратной связи должны быть приоритетами в работе местной власти. Регионам нужны рекомендации по укрупнению органов местной власти поселенческого уровня.

У другой рекомендации Минфина — о централизации государственных и муниципальных закупок — есть как плюсы, так и минусы. Перечислим плюсы централизованных закупок:

  • экономия бюджетных средств за счет оптового приобретения однородных товаров (работ, услуг);
  • высокий уровень квалификации сотрудников уполномоченного органа и наличие у них узкоспециализированных знаний;
  • упрощение процедуры контроля при организации и осуществлении торгов.

Минусы:

  • существенный рост объема работы, которую нужно выполнить по условиям контракта;
  • увеличение срока исполнения закупок.

Осторожно:

Уменьшение количества участников закупки снижает процент экономии бюджетных средств.

При централизации закупок снижается конкуренция между участниками закупок, поскольку возрастает объем товаров, работ и услуг, повышаются финансовые риски и логистическая нагрузка на потенциального победителя торгов. Это происходит потому, что уполномоченный орган объединяет нужды многих заказчиков в одну закупку. В результате снижается качество товаров, работ и услуг.

Крупные закупки не интересуют представителей малого бизнеса, в итоге победителями по таким закупкам становятся крупные игроки этого рынка.

Еще один риск — возникновение коррупционных факторов. На практике из-за централизации неизбежно увеличиваются сроки закупок, что вместе с низким качеством планирования часто может приводить к их срыву.

Рекомендация Минфина о сокращении численности муниципальных служащих тоже спорная. Штатная численность муниципальных служащих в органе местного самоуправления должна соответствовать объективной потребности выполнения функций органов местного самоуправления. Только сокращение объема их полномочий может быть основанием для уменьшения штатной численности муниципальных служащих. Поскольку последние изменения законодательства привели к увеличению объема полномочий органов местного самоуправления в различных сферах, выполнить рекомендацию Минфина о сокращении численности будет сложно. При реорганизации администрации муниципального образования в целях оптимизации структуры и штатной численности учитывайте, что сокращение численности муниципальных служащих не должно сопровождаться снижением эффективности и результативности работы органа местного самоуправления.

МАРИНА БОЙКО главный эксперт службы внутреннего финансового аудита ПАО «РусГидро», к. э. н.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector