Осторожно! госзакупки!

Осторожно – госзакупки!

Каких только сфер нашей жизни и производства уже не коснулись государственные закупки, когда чиновники открыто и непринужденно приглашают предпринимателей честно заработать.

Да только вот оптимизма и иллюзий по этому поводу наши бизнесмены питают с каждым днем все меньше и меньше. Как, впрочем, и доверия к организаторам таких мероприятий, или, как еще их называют, администраторам бюджетных программ.

Вот только один пример. Еще в 2010 году управление материально-технического обеспечения Министерства обороны затеяло тендер – путем запроса ценовых предложений собиралось закупить некие расходные материалы для нужд вооружения. Чем экономичнее проект – тем лучше.

Тендер состоялся, и победитель – частное ТОО, подписав договор, приступило к поставке.

Да только вот заработать предпринимателям так и не удалось. Когда пришло время рассчитываться, вдруг выяснилось, что Министерство обороны зарегистрировало в органах казначейства договор не в том виде, в котором его подписывали предприниматели. По своей инициативе военные поменяли в нем основные листы, внеся существенные изменения по договорным условиям. При этом поставить об этом в известность партнеров даже не удосужились, хотя оставили им всего 10-дневный срок для поставки пресловутого товара. Эти обстоятельства подтвердил Верховный суд страны.

От приемки заказанного оборудования они все же в итоге отказались, ссылаясь именно на нарушение базовых условий поставки. По мнению военных, действовали они так, исходя из интересов обороноспособности нашей страны.

Можно было бы только порадоваться такой бдительности и отношению к интересам государства, а также к экономии бюджетных средств. Если бы не одно “но”. Почему нужно было действовать кулуарно, вводя поставщиков в заблуждение? Меж тем с предпринимателей ответственности тоже никто не снимает, поскольку с государством шутить нельзя.

В хитросплетениях этой истории на протяжении года разбирался суд, причем дважды. Да только и тут к Министерству обороны снова неудобные вопросы возникли. Когда предприниматели подали иск в суд, военные заявили о расторжении договора как существенном основании для отказа в его удовлетворении. Когда же иск был предпринимателями проигран, военные вдруг вспомнили, что совсем забыли заявить иск о признании их недобросовестными поставщиками государственных услуг и взыскать неустойку за срыв поставки. Однако по второму иску суд военных не поддержал и не признал их “оппонентов” недобросовестными участниками государственных закупок и аппетиты военных по штрафу умерил.

Кто выиграл в этой ситуации? Очевидно, что победителей нет, а проиграло государство, поскольку такой подход к организации и проведению тендера явно не улучшил обороноспособность страны.

Чем еще показателен этот пример? На нем наглядно можно убедиться в том, насколько искусственно увеличиваются сроки разрешения дел в судах. Ведь только один этот спор рассматривался около года. Особенно актуальным это становится при колоссальной загруженности наших судов делами. Если уж Министерство обороны, призванное стоять на страже рубежей нашей страны и действовать оперативно, позволяет себе такую “блажь” – судиться по одному и тому же договору дважды, то стоит ли говорить о других?

Подробно и просто про госзакупки.

По просьбам трудящихся, да тех кто трудится много не хочет, а профит иметь желает годный, излагаю опыт свой, чтобы и стар и млад впитал, да потекли денюжки, зеленые да красные. Другими словами, сегодня я расскажу, как зарабатывать на госзакупках.

Почему я могу об этом расказать? Мы уже полгода активно участвуем в торгах, в месяц берем до 10 тендеров.

кому это актуально: всем, кто занимается бизнесом. Есть госзакупки даже на бальзамирование головы мамонта. Даже гребаные презервативы закупают.

Погуглите:). Государство закупает ВСЁ.

Итак, для этого блюда нам надо:

1) Тендерщик (1 штука, для начала, там-как пойдет).

Обитает этот представитель фауны на просторах авито, хэдхантера и суперджоба. Настоящий тендерщик — истинный задрот интроверт (проверено), сам звонить не будет, пришлёт резюме. Вы тоже смотрите их там на авитах, звоните сами. Сильный самец/самка отличается опытом работы в тендерном отделе от 1 года. И не только на котировках чтобы был, а в электронных аукционах тоже. Ниже объясню. Да так чтобы и заявки сам делал,и подавал, и знал где гарантии брать. Вам будут задавать вопросы:

-нужно ли будет просчитывать тендеры? Отвечаем: Нет, не нужно, только подаваться. Но много подаваться.

какая зарплата? — будешь зарабатывать (средняя цена сотрудника по рынку*2). Складывается твоя зарплата из мин. фикса (5-7 т.р.), и 30% от разницы «себестоимость-победа». Деньги получаешь когда закрываем тендер. Первый месяц мы платим тебе 15к(20,30 — по региону и ситуации), за эти деньги аккредитуешься на площадках, и пока въедешь в специфику.

Вы скажете что 30% это много, на что я отвечу Вам, своим менеджерам и продавцам вы в итоге платите все равно больше, а работают они все равно хуже:). Дальше поймете, как эти тридцать процентов считать, тут есть нюанс. Основной постулат- не жадничать. Таких условий на рынке труда нет(пока?:)), и вы сможете подобрать хорошего специалиста.

1.1) Комп с интернетом ЛЮБОЙ. запускать браузер + офис. Надежный интернет обязателен.

Так, спец у нас есть. Дальше то что?

2)ЭЦП. это такая вещь, типо ключ от всех дверей и печать для всяких электронных документов. Необходим для ловли на государственные заказы. Цена вопроса около 7к на херовутучу площадок. Есть тыщамильонов контор, которые его делают. попросите уже имеющегося тендерщика заказать. Делаете, отдаете тендерщику. И всё, наш охотник получил ружье, осталось выйти на охоту.

3)Аккредитации — эти с виду непроходимые джунгли на деле оказываются обычными кустами. Заходите на сайт ассоциации торговых площадок. Там есть список всех торговых площадок. Делаете чеклист, отдаете на две недели на проработку тендерщику. Пусть аккредитовывается.

4)Пакет документов — первично нужно будет собрать. Тендерщик сам всё скажет что нужно. Обязательно всё дайте быстро и четко. Чтобы отмазок не было потом, что рыба не плавала, а хорьки не вылазили и охота не удалась. Как правило это устав + выписка + приказы + решение об одобрении крупной сделки + еще что нибудь.

Таакс, кажется всё готово к охоте! Ах, нет, не всё! Вам нужен автоматизированный сервис для сбора тендеров. Я сделал свой, но его никому не даю. Самым лучшим считают Сэлдон. У Первого Бита тоже есть хорошие решения. Наш сервис позволяет мне видеть, что в текущий момент происходит. Фирма у меня в Ульяновске, я сейчас там не живу. Для меня вот это важно, видеть. От того что будет важно вам- из этого и сделаете выбор.

В двух словах. Вам нужна штука, которая позволяет в любой момент времени видеть текущее состояние дел. За душой стоять у тендерщика смысла нет. Важнее знать сколько конкурсов в входящих-работе-конкурсе.

Вот. Теперь пришла пора вложить денежек. Вам нужно разместить на площадках бабосик для обеспечения заявок. Да так, чтобы одновременно на пять конкурсов поданы были. Это 50-100 кусков на нескольких площадках (если говорить о нас).

Еще пара слов о самих госзакупках и как считать себестоимость

Сразу же делайте тендерный отдел самоокупаемым. СЧИТАЙТЕ ПРИБЫЛЬ ТЕНДЕРНОГО ОТДЕЛА ОТДЕЛЬНО ОТ ОСНОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ЭТО ПИПЕЦ КАК ВАЖНО.

Учитывайте все, от аренды до интернета и телефона. Вот для чего.

Закрыли месяц. Выйграли например 3 тендера, за 100,200,300 тыщ соответственно.

Себестоимость была 90,190,250 тыщ. СЕБЕСТОИМОСТЬ для основой фирмы, чтобы вы понимали, это продажная ее цена! Так, будто основная фирма продает свои услуги тендерному отделу! Эта цена оглашается тендерщику, он снижается до нее +5%. Эти 5% — прибыль его отдела. Ну так вот, по тем трём ваш тен.отдел заработал 70 тыр. Из них вычитаем затратку (например мы не брали гарантий за деньги, и просто на телефон проболтали 1000, 7000 оклад тендерщика, больше затрат не было), итого 62 чистая. 30% тендерщика будет 18,6 + 7 = 25.600 рублей. И вы в нормальном плюсе. Только так можно понять, где чей рубль.

Себестоимость. Примите за данность, наценка в госзакупках, как правило, ниже чем на коммерческом рынке. Зато заказы дешевле.

Момент первый: вы работаете только в рамках технического задания. Шаг вправо-шаг влево — расстрел заказчика.

Момент второй: тендеры бывают договорные, но это не страшно. Если вас просят уйти, лучше конечно уйти. Но можно и пободаться. Там дальше будет бонус, сами узнаете какой, об этом в интернетах не пишут.

Есть еще коммерческие закупки. Тут нужно солидное портфолио. Но там бывают авансы, и денег побольше, вроде как.

Прошу прощения за сумбур! Тема очень обширная, и по полочкам разложить не так-то просто. Есть вопросы — задавайте. Удачи Вам в госзакупках!

Добрый день. Был у меня когда то автосервис, тоже участвовали в торгах. смысл в том, что они потом (эти участники) как-то мудрят с нормочасами потом. Всей схемы не понял, но в ней участвуют нормочасы и юристы. У нас официалы так забирали торги, при чем за 3 копейки.

Читать еще:  Поставщики не платят налоги – приводим аргументы для спора с налоговой

30%. даже не знаю много это или мало) У нас схема другая просто 0,5% от суммы контракта + оклад на доширак 10к

Просчитываю рентабельность сам. с 2011 года ебашу. Малова-то наверное 0,5%. Хотя с какой наценкой брать. Например взял аук на 1 000 000, 0,5% это 5к, по вашей схеме, чтобы получить 5к, зазор должен быть 16,666 т.е. это печально))

Давайте я поясню про рентабельность, но уже со стороны заказчика.
В соответствии с ст. 22 44-ФЗ необходимо обосновать начальную (максимальную) цену контракта (это та цена, которую видит участник закупки, когда открывает извещение), вот от нее и пляшет участник. Заказчик не может проигнорировать эту норму ФЗ.
Даже не вдаваясь в дебри рекомендаций Минэкономики и способов обоснования, могу сказать что основной способ это метод сопоставимых рыночных цен, согласно которому обоснование НМЦК происходит путем сбора инфы о цене предмета контракта в открытых источниках, либо запросами прайсов и компредложений — это раз. Так же заказчик может пользоваться ценами исполненных контрактов (с учетом коэффициентов), которые размещены в ЕИС (сайт госзакупок) — это два. Тут я не говорю про ремонтные работы, потому что здесь используется проектно-сметный (или иной) метод, и это другая история (если нужно, я дополнительным комментом поясню).
Заказчик может использовать не менее 3-х источников (т.е. не менее 3-х компредложений (прайсов, каталогов, рекламных буклетов и т.д.)
И что мы получаем? Заказчик берет ВАШИ ЖЕ цены и обосновывает НМЦК для своей закупки. Это значит, что средняя цена (а она еще к тому же должна быть однородная) это средняя цена ВАШИХ ЖЕ цен, которые ВАШИ ЖЕ маркетологи на каждом углу развешивают.

Вот простой пример из практики: заказчик обосновывает НМЦК путем предоставления цен с сайта ДНС, Яндексмаркета и еще какой-то там лабуды. Никто заявку не торопится подавать. Звонок в ДНС.
— Не хотите ли поучаствовать?
— нет.
— почему?
— Цена слишком низкая.
Вот так и происходит, господа.
Можно перестраховаться и запросить цены у поставщиков, и попросить из приподнять цены, чтобы НМЦК повыше была. Но за этим следят контролирующие органы (ФАС, Минфин. и много кто еще).

Два вопроса.
Вы Заказчик?
Каким образом закладываете курсовые колебания?

Сочувствую.
Вы сами ЭА проводите или через уполномоченный орган?
Сроки большие у вас с момента получения ценовой инфы до извещения О_о.
Либо у вас спецы по закупкам морозятся.
Ну в целом ситуация не нова.
Во время проверки учреждения, и не такого насмотришься.

ИНТЕРВЬЮ: «В будущем придется ужесточить систему ответственности для участников госзакупок» — замглавы Минфина

6 сентября 2018 18:35

Москва. 6 сентября. ИНТЕРФАКС — Огромная часть российской экономики так или иначе связана с госсектором — либо напрямую, через закупки госзаказчиков, либо опосредованно, через закупки госкомпаний. По итогам прошлого года общий объем госзакупок и закупок госкомпаний составил 34 трлн рублей. Законодательство, регулирующее эту сферу, претерпевает постоянные изменения. Последние масштабные поправки, которые в полном объеме вступят в силу с января 2019 года, предусматривают электронизацию всех госзакупок и упорядочивание закупок госкомпаний. О ситуации в сфере закупок госзаказчиков и госкомпаний, а также о ближайших планах по ее развитию рассказал в интервью «Интерфаксу» заместитель министра финансов Алексей Лавров в ходе Московского финансового форума-2018, на котором состоялась панельная дискуссия «Цифровые государственные закупки».

— С 1 июля вступили в силу масштабные поправки к законодательству о закупках и с 1 января 2019 года они станут обязательными для всех госзаказчиков. Каковы первые результаты электронизации госзакупок?

— К настоящему времени по новым правилам решили проводить закупки 240 госзаказчиков, разместивших около 500 извещений. Это не много, но так и предполагалось. Главное, что такие заказчики появились, интерес к проведению всех закупок в электронной форме есть. Сейчас, по сути, идет тестовая отработка всех нововведений.

Новые правила проведения закупок необязательны для заказчиков — они получили право проводить закупки, процедуры которых строго регламентированы законом, в электронном виде. С января это станет обязательным для всех.

— Можно ли на основании первых результатов делать выводы об эффективности новых правил?

— Пока об этом рано говорить. Сейчас у нас есть только качественное сравнение электронных и бумажных закупочных процедур, сделанное на сравнении электронных аукционов, которые уже давно применяются в контрактной системе, с другими закупочными процедурами. Закупки в электронном виде проводятся быстрее, с меньшим числом ошибок и т.п. Первые итоги и сравнение эффективности электронных (проведенных по новым правилам — ИФ) и бумажных закупок планируем подвести по результатам третьего квартала — эти данные будут включены в соответствующий доклад о мониторинге госзакупок.

— Нововведения редко обходятся без ошибок, проблем, сбоев — в истории Единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок такие примеры уже были. Как прошел запуск нововведений в этот раз?

— Значимых проблем не было. Собственно для предотвращения возможных сбоев и ошибок и был предусмотрен поэтапный ввод нововведений, чтобы заказчики и участники закупок могли постепенно освоиться с ними. Считаем, что это вполне удалось.

Тем не менее, в свете электронизации закупочных процедур и запуска новой финансовой модели проведения самих закупок было выявлено несколько задач, требующих оперативного решения. Так, у нас возникли вопросы по поводу режима использования спецсчета (предназначен для размещения средств обеспечения заявок на участие в закупках) — что можно делать со средствами, которые размещены на счете? Мы считаем, что раз они блокируются на спецсчете в рамках госзакупок, то должны обладать определенным иммунитетом от любых действий, не связанных с госзакупками. Сейчас в законодательстве этот момент не зафиксирован, и нам необходимо этот вопрос проработать, и, вероятно, в самом 44-ФЗ прописать закрытый перечень действий, которые можно совершать со средствами, размещенными на спецсчете. Планируем решить этот вопрос в осеннюю сессию.

Также остается открытым вопрос взимания платы оператором электронной торговой площадки (ЭТП) с победителя закупки. Пока мы исходим из концепции, что взимание платы происходит в добровольном порядке с использованием средств обеспечения исполнения контракта.

Однако, что делать в случае отсутствия обеспечения? В перспективе, все шире в качестве средств обеспечения будут применяться банковские гарантии. Кроме того, для закупок объемом до 1 млн рублей уже сейчас не требуется никакого обеспечения. Что делать, если победитель не платит оператору за указанные услуги? Пока исходим из того, что один раз не заплатил и больше не сможешь принимать участие в закупках на этой ЭТП.

В будущем, очевидно, придется создавать более жесткую систему ответственности. Например, за счет обмена соответствующей информацией между площадками. Чтобы долг перед одной площадкой был процедурным основанием для отказа в участии в закупках на всех площадках. Этот вопрос также требует законодательного регулирования.

Также считаем целесообразным полностью унифицировать закупки госкомпаний у субъектов МСП с аналогичными нормами, которые действуют в 44-ФЗ. Поскольку такие закупки госкомпании должны будут проводить на универсальных ЭТП (отобрано 8 площадок, которые в настоящее время проходят проверку на соответствие требованиям 44-ФЗ — ИФ) в соответствии с правилами и порядком, прописанными в законе «О контрактной системе», то логичным будет определить для таких закупок и соответствующие закупочные процедуры.

Помимо этого важен еще один документ — о едином порядке регистрации участников закупок в ЕИС, принятие которого позволит централизовать и анализировать данные об участниках закупок. В том числе, выявлять лиц, действия которых содержат признаки картельных соглашений.

— Какие еще первоочередные задачи сейчас решаете?

— У нас сейчас два важных законопроекта в высокой степени готовности. Рассчитываем на их принятие в осеннюю сессию. Один из них предусматривает внесение поправок к 223-ФЗ, которые должны установить исчерпывающий перечень документов, которые заказчики вправе требовать от субъектов малого и среднего предпринимательства. Аналогичная норма имеется в 44-ФЗ. Это существенным образом упростит участие малого бизнеса в торгах госкомпаний.

Также имеются поправки к 44-ФЗ. Они предусматривают уменьшение размера обеспечения контракта по мере его исполнения — выполнения отдельных этапов работ с целью снижения финансовой нагрузки на поставщика (подрядчика, исполнителя), связанной с необходимостью замораживания средств обеспечения исполнения контракта на весь срок работ, особенно в случае крупных контрактов.

— В настоящее время, помимо добровольного тестирования госзаказчиками механизма проведения закупок в электронной форме идет другой эксперимент — по электронизации закупок малого объема (до 100 тыс. рублей или до 400 тыс. рублей). Каким Минфин видит дальнейшее развитие этого направления?

— Если говорить о закупках малого объема, то действительно, сейчас реализуется совместно с госкорпорацией «Ростех» пилотный проект, в рамках которого создан и запущен Единый агрегатор торговли (ЕАТ) «Березка». Окончательные выводы и соответственно планы по развитию направления мы пока не готовы сформулировать. Собственно на основании результатов этого проекта будем определять направления правового регулирования закупок малого объема. Первые результаты применения агрегатора планируем подвести во второй половине сентября.

Читать еще:  Проводка дебет 52 кредит 52 (нюансы)

Мы изначально исходили из того, что если в сфере закупок малого объема и будет агрегатор с функцией проведения торгов, то он не должен быть один — конкуренция должна быть и в этой сфере, как она есть между ЭТП в рамках стандартных закупок.

Также необходимо учитывать, что во многих регионах есть свои аналоги электронных магазинов — различные сервисы по организации закупок малого объема. Насколько у них единые или схожие процедуры, правила работы, мы пока не можем сказать. Сейчас есть единственный вывод — спрос на такие системы есть.

— Есть ли у Минфина видение дальнейшего развития контрактной системы?

— Что касается дальнейших перспектив, то к настоящему времени подготовлена концепция повышения эффективности бюджетных расходов — общего стратегического документа Минфина, который должен быть утвержден правительством. В состав этого документа входит стратегия развития контрактной системы. Одно из основных направлений этой стратегии предусматривает работы по упрощению механизма планирования закупок (один документ вместо двух), упорядочивание систем нормирования и определения НМЦК (начальной максимальной цены контракта — ИФ) на основе данных Каталога ЕИС и системы рефренных цен. Кстати, сам Каталог должен быть сформирован в полном объеме в течение ближайших двух лет.

Еще одно направление — упрощение закупочных процедур. Здесь, кстати, рассчитываем использовать результаты пилотного проекта по закупкам малого объема. То есть, речь идет о возможности использования механизма электронного магазина для проведения не только закупок малого объема. Осторожно и поэтапно — вначале, вероятно, по отдельным категориям закупок. Идея в том, чтобы большую часть заказчиков, особенно мелких, освободить от проведения сложных и для них избыточных процедур за счет перевода на систему подтвержденных предложений (электронный магазин — ИФ).

В самих закупочных процедурах предполагается упростить требования к заявкам участников закупок, реализовать принцип права передачи контракта следующему участнику закупки, в случае невозможности исполнения контракта победителем торгов.

До конца года планируем создать при Минфине совет по контрактной системе, в который намерены пригласить, в том числе специалистов и экспертов рынка закупок. Сейчас у нас есть механизмы по сбору информации о системе закупок со всех заинтересованных сторон, но нет площадки для обсуждения этой информации, по выработке предложений по развитию сферы закупок. Рассчитываем, что такую задачу сможет взять на себя совет.

— Если говорить об экспертах и специалистах, то насколько система подготовки кадров в сфере закупок справляется со своей задачей? Нет ли необходимости в ее совершенствовании?

— Есть профстандарты, есть система подготовки и переподготовки кадров. Проблема в другом — она не успевает за изменениями законодательства в сфере закупок и его правоприменением. Решение проблемы видим в переводе мелких заказчиков на работу с электронными магазинами.

Кроме того, заказчики неэффективно используют механизм централизации закупок. Речь идет о процедурной централизации, механизм которой заложен в действующем законодательстве, но недостаточно используется.

Сегодня мы имеем очень большое число заказчиков, контрактных служб, которые сложно администрировать, и над этой проблемой необходимо работать. В том числе, за счет упрощения процедур, перевода части закупок в формат электронного магазина.

Также для улучшения ситуации с уровнем подготовки специалистов и их информирования о нововведениях планируем создать библиотеку лучших практик для различных категорий заказчиков. Помимо этого планируем широко участвовать в уже существующих мероприятиях в сфере закупок — начиная от Московского финансового форума и заканчивая форумом «Госзакупки». Также планируем активизировать участие Минфина в региональных мероприятиях.

— Говоря о перспективах развития контрактной системы, вы не коснулись вопросов использования новых технологий в этой сфере, автоматизации закупок, на необходимость которой указывает ФАС. Какую позицию по этим вопросам занимает Минфин?

— Автоматизация закупок необходима, и ее важность, как в рамках контрактной системы, так и в рамках закупок госкомпаний, будет расти. Но и роль человека в этой сфере останется высокой — во многих случаях избежать участия человека невозможно. Концептуально мы поддерживаем идею автоматизации сферы закупок как вектора развития. Но полная автоматизация, по нашей оценке, невозможна и неправильна.

Что касается новых технологий, то в той или иной мере они уже успешно применяются в ЕИС. Та же технология блокчейн — по факту, ее отдельные элементы используются в системе закупок. Речь идет, например, о хранении информации в нескольких распределенных базах данных: операторов ЭТП, различных ГИС, заказчиков, участников закупок.

Пока у нас нет ясности, необходимо ли какое либо законодательное регулирование использования этой технологии. В том числе потому, что сейчас понятие «блокчейн» не закреплено на законодательном уровне. До получения результатов практического применения блокчейна в других сферах нам сложно понять, что может дать нормативное регулирование использования этой технологии, и что это может за собой повлечь.

В то же время будем развивать интеграцию различных баз данных и информационных систем с использованием механизмов, которые используются в блокчейне — единоразовость ввода данных, неизменяемость данных и пр.

Как физлицам зарабатывать в госзакупках

Что такое госзакупки

Это торги, которые проходят по 44-ФЗ. Госучреждение не может просто взять и потратить деньги из бюджета РФ. Бюджетники обязаны планировать и обосновывать все покупки. Заказчиками по 44-ФЗ выступают школы, университеты, больницы, муниципалитеты и т. д.

Газпром, РЖД и прочие гиганты, о чьих заказах ходят легенды, закупаются по 223-ФЗ. А это совсем другая история и другой контроль со стороны государства.

Почему физлица могут участвовать в госзакупках

Потому что такая возможность прописана в 44-ФЗ: смотрите пункт 4 статьи 3.

Гражданский кодекс тоже позволяет физлицу заниматься предпринимательской деятельностью без регистрации как ИП.

А госзаказчику вовсе безразлично, зарегистрировано ли у исполнителя юрлицо или же он выступает как ИП или просто физическое лицо. Главное — цена контракта и качество его исполнения.

Что «физики» могут продавать государству

Ассортимент того, что доступно именно физлицу, достаточно широк. Вот самые простые примеры:

  • поставка продукции, то есть купить дешево, продать заказчику дороже и заработать на разнице. Закупают все, что угодно: живых кур, канцелярию, сигвеи, летом 2017 года покупали даже спиннеры;
  • услуги по организации праздников, поездок, мероприятий;
  • разработка сайтов, их поддержка и наполнение контентом;
  • несложный ремонт;
  • недвижимость (можете продать свою квартиру или выступить посредником, как риелтор).

Вот один из множества примеров — муниципалитет Братска купил квартиру для переселения жильцов аварийного дома.

Если сумма контракта меньше 100 000 рублей, то госзаказчик имеет право не проводить тендер, а подписать прямой контракт с поставщиком. Это тоже интересная и простая возможность для физлица.

Что недоступно физлицам

Каких-то запретов персонально для физиков в госзакупках нет. Но есть тендеры, в которых они не могут участвовать из-за того, что не являются ИП или ООО.

Во-первых, закупки для субъектов малого предпринимательства (СМП). Физлица к ним не относятся. Всегда проверяйте, не установил ли заказчик ограничение «только для СМП». Если да, вашу заявку отклонят без рассмотрения.

Во-вторых, физлица не могут владеть лицензиями (это доступно только ИП или юрлицу). Как следствие, им недоступны закупки товаров или услуг, которые требуют наличия у поставщика лицензий.

В-третьих, иногда требуется, чтобы у исполнителя был так называемый допуск саморегулируемых организаций (допуск СРО). Его также могут получить только ИП или юрлица.

Все ограничения всегда указаны в документации. Внимательно изучайте ее, чтобы не потратить время впустую.

Особенности для физлиц

Прежде всего, налоги. Если победителем становится физлицо, то, по 44-ФЗ, заказчик обязан выступить его налоговым агентом, то есть заплатить за него НДФЛ. То же самое делает за работников любой работодатель. Это означает, что «на руки» вы получите не ту сумму, что указана в контракте, а на 13 % меньше — это те налоги, что заплатит за вас госзаказчик. В этом плане выгоднее участвовать как ИП или организация на УСНО, которые налоги платят сами и тратят на это от 6 %.

Второй важный момент — ограничения со стороны Уголовного кодекса. В ст. 171 УК РФ сказано, что «физик» может спокойно заниматься предпринимательской деятельностью без регистрации ИП или юрлица, только если его суммарный заработок за все время работы не превышает 2 250 000 рублей. После этого можно зарабатывать только как ИП или ООО, иначе могут арестовать на срок до 6 месяцев.

Где проходят госзакупки

Электронные аукционы по 44-ФЗ проходят на торговых площадках (ЭТП). Всего их шесть. Для участия нужна регистрация. Заявки отправляются в электронном виде через сайт ЭТП, там же проходят торги и объявляются результаты. Удобно тем, что сидя за компьютером вы можете одновременно участвовать хоть в 10 тендерах.

Читать еще:  Фнс просит инспекторов не перебарщивать с истребованием документов вне проверок

Другие процедуры проходят непосредственно у госзаказчика. Заявку нужно упаковать в специальный конверт и привести заказчику в установленное время. Куда и когда — указано в документации к госзакупке. Можно присутствовать на вскрытии конвертов и даже вести видеозапись.

Где искать госзакупки

Все тендеры, независимо от типа, собраны в Единой информационной системе — это официальный сайт госзакупок. Здесь есть удобный сервис поиска с множеством параметров.

И отсюда можно перейти на торговую площадку, чтобы подать заявку.

Какие процедуры выбирать физлицу

Начать стоит с электронных аукционов или запросов котировок.

Подавляющее число тендеров проходит в форме электронного аукциона — это его главное преимущество. Однако в этом случае нужны электронная подпись, регистрация на нужной ЭТП и деньги на обеспечение заявки.

С запросом котировок все проще. Понадобится только заполнить заявку и привезти ее заказчику. Никакой аккредитации, никаких обеспечений, никаких подписей.

Единственная проблема запроса котировок — территориальная удаленность. Не всегда просто добраться до заказчика. Это дополнительные траты и время, которые нужно учитывать. В электронном аукционе такой проблемы нет, можно отправлять заявки заказчикам хоть на другой конец страны.

Что нужно для участия

Если вы решили принять участие в тендере, вам понадобятся:

  • Скан-копия паспорта (все страницы).
  • СНИЛС.
  • Электронная подпись.
  • Декларация о соответствии единым требованиям.
  • Регистрация на торговой площадке (для электронного аукциона).
  • от 0,5 до 5 % от суммы контракта для обеспечения заявки (после окончания процедуры эти деньги вам вернутся).

Будет полезно: Образцы документов для участия в тендереКак выбрать и получить ЭЦП для госзакупокКак подготовить декларацию о соответствии единым требованиямКак вносить обеспечение заявки

Как участвовать: пошаговая инструкция

Конечно, это сокращенная и упрощенная инструкция. Но она поможет понять, как проходит процесс и что нужно делать поставщику.

Шаг 1. Найти подходящую закупку в ЕИС.

Шаг 2. Провести аналитику.

Нужно внимательно рассчитать все возможные расходы, оценить риски.

Шаг 3. Подготовить документы для участия.

Главное — это заявка. К ней всегда прилагается декларация о соответствии единым требованиям. Этого уже достаточно для участия в запросе котировок.

Если же вы выберете электронный аукцион, то нужно также внести деньги на счет электронной площадки — это называется обеспечение заявки, оно гарантирует, что вы настроены серьезно.

Шаг 4. Подписать контракт.

Выигрывает госзакупку тот, кто предложил минимальную цену. Победитель обязан подписать и исполнить контракт, иначе его внесут в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП), а это на 2 года лишает возможности участвовать в госзакупках.

Шаг 5. Исполнить контракт и получить деньги.

Типичные ошибки новичков

Самая распространенная ошибка на первых порах — неправильный расчет, из-за чего поставщик по итогу оказывается в убытке. Важно учесть все издержки, которые будут сопровождать исполнение контракта: транспорт, хранение и пр. Не забудьте про налоги и расходы на случай форс-мажора. Это поможет при любых обстоятельствах остаться в плюсе.

Могут ли отстранить, потому что ты «физик»?

Теоретически, да. Например, если вы ошиблись и отправили заявку на закупку, в которой могут участвовать только СМП, или нарушили другое требование к участнику. Но, как правило, это не связано напрямую с тем, что участник — физлицо.

Если же вашу заявку отклоняют именно с формулировкой «нельзя участвовать физлицу», а вы уверены, что ничего не нарушили, то для начала напомнить о статье 44-ФЗ, на которую мы сослались в самом начале. Если не поможет, то используйте возможности, доступные любому поставщику:

  • направить заказчику запрос на разъяснение результатов торгов;
  • обратиться в антимонопольный орган с жалобой на действия заказчика.

Жаловаться в ФАС полезно и нужно. Прозвучит странно, но этот орган часто принимает сторону поставщиков.

Госзакупки «с нуля»: пошаговая инструкция для новичка

Чтобы научиться участвовать в государственных закупках с нуля, используйте пошаговая инструкция, как работать по 44-ФЗ.

Перед началом

Первое, что следует сделать тому, кто озадачился вопросом, как начать работать в госзакупках — проверить нишу. Уделите внимание этой задаче, чтобы не тратить в пустую время и сразу сосредоточиться на потенциально выгодных торгах. Если проверка показала, что госзаказчики нуждаются в ваших товарах, работах и услугах, переходите к первому шагу инструкции по госзакупкам для чайников.

Шаг 1. Подготовка необходимых документов

Пошаговая инструкция как участвовать в тендерах начинающему ИП (индивидуальному предпринимателю) и ООО (обществу с ограниченной ответственностью) начинается с подготовки копий следующих документов:

  • уставные документы;
  • документы, подтверждающие правомочия генерального директора;
  • решение об одобрении крупной сделки;
  • лицензии в случае, если деятельность, которую осуществляет организация, подлежит лицензированию;
  • свидетельство СРО, если, в соответствии с законодательством, участие в СРО является для организации обязательным.

Могут понадобиться копии выполненных договоров и актов к ним, документы о квалификации сотрудников, справки об отсутствии задолженности по налогам и сборам.

Шаг 2. Оформление ЭЦП и аккредитация на торговой площадке

Многие госзакупки для начинающих по закону 44-ФЗ проводятся в форме электронного аукциона на торговых площадках. Для участия в них необходимо оформить электронную цифровую подпись (ЭЦП).

ЭЦП представляет собой флешку с сохраненным на ней цифровым ключом, подтверждающим полномочия лица, который им пользуется. Такие ключи выдают специальные организации — аккредитованные Минкомсвязью удостоверяющие центры. Услуга платная, цена ЭЦП для участия в торгах на всех восьми торговых площадках составляет около 5000 руб. в год. После истечения срока действия ЭЦП необходимо обновить. Для получения ключа нужно подать заявку в удостоверяющий центр и предоставить комплект документов. Срок оказания услуги — 2-3 дня.

С 2019 года произошел переход на электронные процедуры. Они проводятся на восьми площадках:

Есть и специализированная платформа для закрытых электронных торгов и гособоронзаказа — АСТ «ГОЗ».

В 2019 году аккредитация на площадках происходит сразу же после регистрации в ЕИС. Пошаговую инструкцию по регистрации в ЕИС найдете в статье «Как поставщику зарегистрироваться в ЕИС: пошаговая инструкция».

Шаг 3. Поиск торгов и изучение документации

Все закупки по 44-ФЗ размещаются на сайте www.zakupki.gov.ru. Электронные запросы котировок и электронные аукционы по госзакупкам для новичков — самые оптимальные процедуры. Это быстрые тендеры, в них не обязательно требуется обеспечение, поставщик определяется только по цене. Рекомендуем начинать с них.

При помощи сервиса «Расширенный поиск» можно найти подходящие тендеры по установленным критериям. Нужно установить:

  • диапазон начальной цены заявки;
  • регион поставки;
  • наименование заказчика;
  • ключевые слова извещения и другое.

При нажатии на извещение открывается страница, содержащая полную информацию о проводимой закупке. На этом этапе важно внимательно изучить требования закупочной документации, чтобы узнать, как участвовать в госзакупках и корректно подготовить заявку для заказчика.

Шаг 4. Открытие спецсчета

Если в документации предусмотрено обеспечение заявки, то придется открыть спецсчет по 44-ФЗ. Это понятие пришло в контрактную систему с масштабными поправками в июле 2018 года. Раньше деньги для обеспечения заявки размещались на торговом счете электронной площадки.

В 2019 году нужно открыть отдельный счет в банке, на котором находятся деньги для обеспечения заявки, а также с него будет списываться плата за победу. Мы не только подготовили пошаговую инструкцию, но и собрали информацию о том, на каких условиях банки открывают спецсчета. Подробнее об этом — в статье «Как открыть спецсчет: самая подробная инструкция». Или смотрите видео.

Шаг 5. Подготовка и подача заявки для участия

Заявка участника — это комплект документов в электронной или бумажной форме, составленный в полном соответствии с требованиями документации о закупке. Документы должны быть заверены уполномоченным лицом участника и содержать достоверную информацию. Тут не помешает отдельная инструкция. Подготовленные материалы нужно сшить, пронумеровать, сложить в конверт, запечатать и передать заказчику по указанному в документации адресу. Заявка на участие в электронном аукционе подается в электронном виде посредством торговой площадки. Важно успеть ее подать до истечения указанного в документации срока. Заявки, поданные с опозданием, к тендеру не допускаются. Если в документации предусмотрено обеспечение заявки, участнику необходимо перед ее подачей перечислить указанную сумму на расчетный счет заказчика или оператору торговой площадки.

Результаты тендера публикуются на сайте ЕИС. О том, как стать победителем, рассказали в статье «Как выиграть тендер в 2019 году». Еще пригодится инструкция, как подать заявку.

Шаг 6. Подписание контракта

После победы работа с документами не закончена.

Заказчик должен направить проект контракта. Например, для электронного аукциона на это отводится 5 календарных дней. У победителя есть 5 дней, чтобы ознакомиться с проектом. Обратите внимание на разделы:

Если нужно внести правки, один раз можно отправить протокол разногласий. Такое право предусмотрено в ст. 83.2 44-ФЗ.

Видео: пошаговая инструкция участия в госзакупках и тендерах

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector