Оценка и управление налоговыми рисками организации

Налоговые риски и их оценка

Под налоговыми рисками подразумевают вероятность возникновения у предприятия неблагоприятных правовых последствий в виде финансовых потерь из-за действий госорганов вследствие неоднозначности и некорректности процессов обложения обязательными бюджетными платежами и налогового законодательства.

Налоговые риски могут возникнуть у компании не только из-за ведения хозяйствующим субъектом неэффективной внутренней политики, но и в связи с использованием двойственности некоторых положений, связанных с оплатой налога или применением достаточно рискованных схем, направленных на минимизацию выплат предприятия в бюджет.

Классификация налоговых рисков

Налоговые риски разделяются на:

  • внешние и внутренние;
  • непредсказуемые и предсказуемые;
  • систематические и несистематические.

Среди иных оснований для разделения рисков присутствуют:

  • обладающие риском субъекты;
  • вероятностные последствия;
  • причины образования.

Еще 3 большие объединения рисков включают риски, наступающие:

  • до возникновения спорной ситуации со структурами ФНС (к примеру, при недобросовестности контрагентов, некорректном оформлении выполненной хозяйственной операции);
  • в процессе ведения проверки по налоговым перечислениям из-за недостаточности времени, некачественного юридического сопровождения;
  • в процессе конфликта с подразделением НС и включающие составление разногласий на акт, обжалование до передачи вопроса в суд досудебное, обжалование в судебном порядке.

На каждом из этапов споров со структурами НС по вопросам обязательных перечислений существуют риски:

  • Информационные. Данные риски связаны с недостаточной информированностью, отсутствием законодательного регулирования складывающихся между субъектами отношений. К примеру, ситуация по вычету НДС при заверении счета-фактуры факсимильной подписью ИП не имеет четкого отражения в законодательных или судебных актах.
  • Процессуальные. Отражают недостаточность регулирования финансовых процессов в ходе осуществления коммерческой деятельности и образуются при несоблюдении сроков, правил или иных требований, касающихся налоговых норм (к примеру, несвоевременное предоставление декларации о доходах субъекта).
  • Окружающие, образующиеся при неравнозначности восприятия норм налоговыми структурами и предприятиями-плательщиками сумм. К примеру, структура НС имеет возможность возложить ответственность на предприятие по истечении законодательно ограниченного срока согласно Постановлению КС РФ (№9, 14.07.2005) о восстановлении сроков давности в отношении юридического лица, совершившего неправомерное деяние. Утверждение не содержит однозначного указания подразумеваемых действий и ситуаций, что провоцирует конфликт мнений.
  • Репутационные, связанные с представлением оценочного характера о предприятии в целом. Существование разногласий с проверяющими структурами (независимо от причин возникновения) может оказать негативное влияние на партнерские или спонсорские взаимоотношения организации.

Критерии оценки налоговых рисков

Необходимость оценки налоговых рисков у предприятий является причиной проведения подразделениями НС выездных проверок в соответствии с составленным планом (Приказ ФНС РФ №ММ-3-06/333, 30.05.2007).

Отбор предприятий для проведения проверки их деятельности ведется с учетом некоторых для того оснований, в числе которых:

  1. Полученные организацией убытки в течение некоторого периода работы (от 2 лет). Особое внимание привлекают предприятия, у которых отсутствуют перспективы выхода из убыточного состояния, установившие сотрудникам низкий уровень заработной платы, вычитающие большие суммы по НДС.
  2. Невысокий показатель нагрузки по обязательным платежам, в сравнении со средним результатом, характерным для подобного направления коммерческой деятельности. Расчет коэффициента выводится в процентном соотношении путем деления суммы уплаченных за отчетный период налогов на полученную в том же периоде выручку от реализации, не учитывая НДС.
  3. Значительные размеры вычетов по налогам. Но предпринимаемые попытки переноса суммы НДС, обеспечивающего снижение величины процентной ставки и возможность избежать проверки, могут стать причиной нарушения налогового законодательства.
  4. Предельные показатели при работе по специальным режимам, связанным с налогообложением.
  5. Резкое опережение темпов роста расходов, в сравнении с темпами роста доходов. У проверяющих могут возникнуть сомнения в достоверности указываемых данных, вероятностном их завышении или занижении.
  6. Значительное отклонение — более чем на 10% — показателя уровня рентабельности от среднеотраслевого значения. Уровень рентабельности товаров (в %%) высчитывается делением прибыли от продаж на себестоимость реализованных товаров, а активов – делением прибыли от продаж на валюту баланса.
  7. Низкий показатель заработка сотрудников (ниже среднеотраслевого уровня). В организации возможно сокрытие реально выплачиваемых заработных плат или занижение ставок на доходы граждан и единого социального налога.
  8. Соглашения с перекупщиками или посредниками, в большинстве случаев заключаемые для сокрытия сумм прибыли и уменьшения суммы обязательного бюджетного платежа. Сомнения вызывают договора, положения которых не соответствуют правилам делового оборота (к примеру, безосновательная продолжительная отсрочка оплаты), закупаемая/реализуемая продукция не представляет собой результат предпринимательской деятельности компании, а также ситуации активного сотрудничества сторон при несоблюдении обязательств по сделке одним из участников.
  9. Непредоставление пояснений по полученному компанией уведомлению НС.
  10. Изменение местонахождения и регистрации юридического лица, предпринимаемое для получения отсрочки по времени с целью исправления недостатков деятельности.
  11. Сотрудничество с контрагентами, вызывающими подозрения НС по причине одновременного наличия одинаковых адресов регистрации у нескольких фирм или занятия одним лицом одинаковых должностей (директор, учредитель) в нескольких предприятиях.

Управление налоговыми рисками

Для обеспечения безопасности в отношении налоговых рисков следует придерживаться определенных правил в процессе осуществления коммерческой деятельности, в том числе:

  • Избегать действий, вызывающих появление риска, к примеру, в виде заключения сделок сомнительного характера, пользования услугами подозрительных компаний, нарушения положений трудового законодательства.
  • Предпринимать меры по удержанию риска и его снижению путем определения и изучения последствий риска, их масштабности и критичности для компании.
  • Особое внимание в организации должно уделяться наличию документов, в том числе дополнительных, касающихся как деятельности компании, так и нормативного и законодательного характера. Подобная документальная обеспеченность поможет в ходе спорных ситуаций с проверяющими структурами.
  • Важно изучать вступившие в силу судебные решения для возможного их использования в качестве прецедента и определенной налоговой нормы при наличии споров.

В некоторых ситуациях рекомендуется наличие определенной суммы переплаченных средств по обязательным бюджетным платежам использовать для оплаты налога и избежания возникновения долга у организации.

Корректное оформление хозяйственных операций, повышение квалификации исполнителей (бухгалтеров), проведение добровольного аудита и внедрение системы управления налоговыми рисками позволит предприятию эффективно распределять собственные средства.

При этом используемые способы финансовой оптимизации должны обладать правовым и экономическим соответствием. В ряде случаев рекомендуется обращение к НС для получения разъяснений о вероятностных налоговых последствиях или о толковании налоговых норм по конкретной правовой ситуации.

Оценка и управление налоговыми рисками организации

Налоговые риски при ведении бизнеса чреваты пристальным вниманием со стороны налоговых органов, обязанных контролировать достоверность данных для формирования баз, от которых начисляются налоги. Высокий уровень подобных рисков служит основанием для назначения выездной проверки налогоплательщика. Что же относится к числу налоговых рисков и можно ли ими управлять — об этом в нашей статье.

Налоговые риски бизнеса — существует ли перечень?

Возникновение налоговых рисков у бизнеса — явление, обусловленное прежде всего желанием налогоплательщика снизить суммы уплачиваемых налогов законными или незаконными способами. Хотя могут иметь место и иные факторы:

  • неосведомленность о положениях законодательства или их изменении;
  • недостаточность информации о контрагентах или сути проводимых операций;
  • технические ошибки.

То есть налоговые риски имеют место в ситуациях, когда требования законодательства игнорируются либо соблюдаются с нарушениями. Наличие признаков ведения бизнеса с налоговыми рисками является для налогового органа основанием для инициирования процедуры проведения выездной проверки. Руководство к определению наличия/отсутствия налоговых рисков у организации или ИП содержит приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, в котором приведен перечень основных критериев оценки налоговых рисков (приложение № 2). Этот перечень не только не закрыт для налогоплательщиков, но и, наоборот, рекомендован им для самостоятельного использования.

В числе критериев, свидетельствующих о присутствии налоговых рисков у предприятия, отмечено:

  • наличие:
    • низкого в сравнении со средним по отрасли уровня налоговой нагрузки;
    • убытков на протяжении ряда налоговых периодов;
    • высокой доли вычетов по НДС;
    • несоответствия в росте доходов и расходов, указывающего на более высокие темпы увеличения последних;
    • низкого в сравнении со средним для отрасли по региону уровня зарплаты;
    • близких к граничным критериев, дающих право на применение спецрежимов;
    • высокой доли расходов ИП, уменьшающих начисляемый ими НДФЛ от предпринимательской деятельности;
    • необоснованного количества посредников в сделке;
    • действий, свидетельствующих о нежелании давать необходимую для налогового контроля информацию;
    • частой смены мест постановки на налоговый учет;
    • низкого в сравнении со средним по отрасли уровня рентабельности осуществляемой деятельности;
  • отсутствие:
    • личного взаимодействия представителей контрагентов при заключении договоров;
    • документов, подтверждающих полномочия руководителя/представителя контрагента;
    • данных, подтверждающих факт госрегистрации контрагента, реальность ведения им хоздеятельности;
    • обоснования разумности применяемых контрагентом цен по сделке и установления длительных отсрочек по оплате;
    • взаимодействия с поставщиками-физлицами, являющимися традиционными производителями продукции определенных видов;
    • попыток взыскания образовавшихся долгов;
    • процентов и обеспечений по выдаваемым/получаемым займам.
Читать еще:  Чем характеризуется эффективность использования оборотных активов?

Большую часть этих критериев можно отнести к влияющим на возникновение рисков в момент заключения договора и на расчет наиболее объемных для бюджета налогов (НДС и на прибыль). Несмотря на то что налог на прибыль платят только юрлица, работающие на ОСНО, многие правила учета доходов и расходов по нему применяются при УСН. Поэтому эти правила оказываются значимыми также для организаций и ИП, работающих на вмененке.

Какие риски относятся к возникающим при заключении договора?

Налоговые риски при заключении договоров являются следствием либо преднамеренного включения в число контрагентов сомнительных лиц, либо недостаточной проверки данных о партнере. Причем во втором случае ответственность за невыявление сведений, свидетельствующих о ненадежности контрагента, исходя из положений приказа ФНС России № ММ-3-06/333@, тоже возлагается на налогоплательщика.

Таким образом, заключая договор, надо:

  • собрать максимальное количество информации о партнере и его деятельности, подтвердив ее документальными свидетельствами;
  • саму процедуру согласования условий соглашения сделать абсолютно прозрачной и сопроводить доказательствами реальности контактов представителей сторон;
  • подтвердить документально оправданность выбора именно этого контрагента, в т. ч. в части предложенных им цен и участия его в сделке в качестве посредника;
  • запастись обоснованием включенных в договор условий об оплате, отсрочках, штрафных санкциях.

Если условия договора окажутся все-таки нарушенными партнером, то подтверждать свою добросовестность при его выборе налогоплательщику придется, предъявляя доказательства попыток взыскать причиненный ущерб.

Невыполнение этих требований при наличии существенного влияния результатов взаимодействия с таким партнером на объем подлежащих уплате налогов может привести к тому, что контрагент будет сочтен проблемным, а сделка, заключенная с ним, сомнительной. Соответственно, из расчета налоговых обязательств данные по таким сделкам налоговый орган исключит.

Налоговые риски по НДС в 2018 году

В оценке налоговых рисков по НДС в 2018 году следует ориентироваться на величину доли вычетов, устанавливаемую:

  • директивно как не превышающую 89% за год в целом (п. 3 приложения № 2 к приказу ФНС России № ММ-3-06/333@);
  • как среднюю по регионам ежеквартально на основании данных фактической отчетности, представляемой в налоговые органы.

Последний показатель учитывает особенности налогообложения в каждом из регионов. Эти особенности могут обусловливаться как возможностью применения определенных налоговых льгот, так и преобладанием того или иного вида деятельности, отражающегося на итоговой величине вычета.

Налогоплательщику, данные которого по доле вычетов, задействованных при определении суммы НДС, подлежащего уплате за налоговый период, отклоняются от цифры, средней для региона, придется либо давать налоговому органу убедительные объяснения причин такого отклонения, либо принимать меры к тому, чтобы избежать отклонений. Последнего, в частности, можно достичь, используя возможность применения отсроченного вычета (п. 1.1 ст. 172 НК РФ).

Риски предприятия по налогу на прибыль

Если налоговые риски, возникающие при заключении договора или при работе с НДС, касаются как юрлиц, так и ИП, то исключительно к налоговым рискам организации относятся налоговые риски по налогу на прибыль (при условии что организация работает на ОСНО).

В связи с налогом на прибыль риски возникают прежде всего в отношении обоснованности расходов, учитываемых в уменьшение базы по этому налогу. Роль здесь будут играть:

  • наличие/отсутствие поставщиков, относимых к числу проблемных контрагентов, и сомнительных сделок;
  • обоснованность цен, применяемых при сделках с поставщиками;
  • соответствие затрат критериям возможности принятия их в состав расходов, в т. ч. в части ориентира на лимиты, установленные для этого;
  • соотношение доходов и расходов, отражающееся в т. ч. на уровне рентабельности осуществляемой деятельности;
  • обоснованность убытков предшествующих лет.

На аналогичные показатели придется ориентироваться и упрощенцам (как юрлицам, так и ИП), работающим с объектом «доходы минус расходы».

О том, какие расходы при УСН учитываются по правилам главы 25, читайте в статье «Перечень расходов при УСН “доходы минус расходы”».

Управление налоговыми рисками

Процесс управления налоговыми рисками предполагает:

  • организацию работы только с проверенными контрагентами;
  • следование в вопросах определения налоговых баз и итоговых сумм налоговых платежей правилам, не выходящим за рамки действующего законодательства;
  • соблюдение соответствия цифровым показателям, считающимся у налогового органа приемлемыми для налога/расхода определенного вида;
  • систематическое проведение анализа результатов деятельности и ее налоговых последствий.

Налогоплательщику, сомневающемуся в возможности принятия результатов каких-либо операций к налоговому учету, рекомендуется исключать их из налоговых расчетов (п. 12 приложения № 2 к приказу ФНС России № ММ-3-06/333@). В случае если подобные операции оказались учтенными при составлении налоговой отчетности, эту отчетность следует уточнить, сопроводив ее пояснительной запиской. Такие действия позволят снизить риск проведения выездной налоговой проверки.

Ведение коммерческой деятельности сопровождается налоговыми рисками, являющимися результатом несоблюдения налогового законодательства. Перечень признаков, свидетельствующих о наличии рисков, приведен в приказе ФНС России № ММ-3-06/333@. Основные из этих признаков касаются вопросов заключения договоров, начисления НДС и налога на прибыль. Рисками можно управлять, в т. ч. снижать их путем подачи в налоговый орган уточненной налоговой отчетности.

Методы оценки и управления налоговыми рисками предприятий

Управление налоговыми рисками можно определить как процесс, направленный на выявление, качественную и количественную оценку налоговых рисков и разработку мер по их нейтрализации, устранению или снижению. Главной целью управления налоговыми рисками на уровне налогоплательщика является обеспечение его финансовой безопасности путем построения системы управления налоговыми рисками.

Основными этапами процесса управления налоговыми рисками являются:

  • 1. анализ налоговой нагрузки налогоплательщика;
  • 2. выявление и оценка налоговых рисков;
  • 3. выбор методов управления налоговыми рисками, разработка и выполнение решений, направленных на минимизацию налоговых рисков;
  • 4. контроль результативности выполнения принятых решений.

Несмотря на то, что налоговая нагрузка является одним из критериев оценки налоговых рисков, который установлен государством, в нормативных документах не дано определение этого понятия и не закреплена методика расчета ее величины. На наш взгляд, налоговая нагрузка — это часть налоговых обязательств, которая должна быть фактически уплачена непосредственно налогоплательщиком и не может быть перенесена на других экономических субъектов.

Расчет уровня налоговой нагрузки, выявление ее динамики и сравнение с пороговыми значениями, представленными в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, позволяет самим налогоплательщикам оценить наличие и масштаб проблемы в области налогообложения, выявить наиболее опасные налоговые риски и приступить к разработке адекватных решений по их управлению [4].

Основой выявления налоговых рисков самим налогоплательщиком является формирование четкого представления о позиции налоговых органов в отношении признаков высоких налоговых рисков.

Согласно Концепции существуют 12 критериев, при наличии которых возможно проведение выездной налоговой проверки, а именно:

1. Налоговая нагрузка у налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

Налоговая нагрузка = налоги, уплаченные за рассматриваемый период / выручка от реализации за тот же период (без НДС) * 100%.

Если в ходе анализа выяснится, что нагрузка Вашей фирмы более чем на 10% ниже среднеотраслевого уровня, для налоговиков это будет сигналом к проверке. Более того, фирма с налоговой нагрузкой меньше 5-7% (если компания не использует единый налог на вмененный доход или упрощенный режим налогообложения) почти в 100% случаев экономит на налогах.

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

Убытки компании по данным бухгалтерского учета отражаются в строке «Чистая прибыль (убыток) отчетного периода» отчета о прибылях и убытках. Обратите внимание на показатель не только отчетного, но и прошлого года. Убытки по данным налогового учета отражены в налоговой декларации по налогу на прибыль (строка 060 листа 02).

В зоне риска, в первую очередь, находятся организации:

  • · на организации, показавшие убытки в налоговой отчетности за последний календарный год, если эта тенденция сохраняется в отчетных периодах текущего года (даже при наличии в бухгалтерском учете в указанные периоды прибыли);
  • · убыточные организации со значительными суммами вычетов по НДС;
  • · убыточные организации, выплачивающие зарплату ниже среднеотраслевого уровня;
  • § убыточные организации, у которых выручка от реализации имеет положительную динамику.
  • 3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

Компания в зоне риска, если доля «входящих» вычетов по НДС от суммы начисленного налога за год более 89%. Чтобы рассчитать процент, необходимы четыре квартальные декларации по НДС (за год). Сводный показатель, отраженный в строке 340, не должен быть более 89% от сводного показателя в строке 210 декларации.

Читать еще:  Недвижимость есть в кадастровом перечне, но ее стоимость не определена — как платить налог?

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

В зоне риска находятся организации, если их расходы по сравнению с предыдущим отчетным периодом выросли, например, в 1,8 раза, а доходы от реализации — в 1,2 раза или вообще не увеличились, то придется объясняться с чиновниками. По мнению налоговиков, такое несоответствие свидетельствует о том, что компания либо занижает доходы, либо завышает расходы.

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

Чтобы рассчитать среднемесячную заработную плату Ваших работников и сравнить ее со среднеотраслевым значением, нужно воспользоваться сведениями о начисленной заработной плате за год.

Рискуют компании, у которых уровень заработной платы более чем на 10% ниже среднеотраслевого. По мнению налоговиков, это говорит о том, что предприятие выплачивает зарплату в конвертах, занижая НДФЛ. Поэтому подобные компании контролеры включают в план проверок.

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

В зоне риска находятся организации, если в течение года показатели их деятельности как минимум дважды превышали 95% от предельных величин, дающих право применять специальный налоговый режим.

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода,

максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

  • 8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).
  • 9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.

Если в ходе камеральной налоговой проверки работники ФНС РФ выявят ошибки в декларации, обнаружат несоответствие сообщенных сведений данным, имеющимся у налогового органа, представителя компании наверняка пригласят для пояснений, направив письменное уведомление. Получив его, Ваша бухгалтерия должна будет подготовить пояснения или внести исправления в налоговую декларацию. Логично, что отсутствие реакции на уведомление налоговых инспекторов будет воспринято негативно и компанию включат в план выездных проверок.

  • 10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).
  • 11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

Показатели рентабельности рассчитываются исходя из данных бухгалтерского баланса (форма №1) и отчета о прибылях и убытках (форма №2). Рентабельность проданных товаров и активов Вы можете определить по формулам:

  • · Рентабельность проданных товаров = прибыль от продаж (строка 050 формы №2) / себестоимость проданных товаров (строка 020 формы №2) * 100%;
  • · Рентабельность активов = прибыль от продаж (строка 050 формы №2) / валюта баланса (строка 300 формы №1) * 100%.

Рискуют компании, рентабельность продаж или активов которых меньше среднеотраслевых показателей по аналогичному виду деятельности на 10% и более.

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Помимо данной методики существуют и иные методы оценки налоговых рисков, они представлены на рисунке 1.3 [14, C.28].

Задачей качественного анализа риска является выявление источников и причин риска, этапов и работ, при выполнении которых возникает риск. Преимущество такого подхода заключается в том, что уже на начальном этапе анализа руководитель предприятия может наглядно оценить степень рискованности по количественному составу рисков и уже на этом этапе отказаться от претворения в жизнь определенного решения.

Итоговые результаты качественного анализа риска, в свою очередь, служат исходной информацией для проведения количественного анализа, то есть оцениваются только те риски, которые присутствуют при осуществлении конкретной операции алгоритма принятия решения. Основные методы качественного анализа являются экспертные и рейтинговые оценки, аналогии.

На этапе количественного анализа риска вычисляются числовые значения величин отдельных рисков и риска объекта в целом. Также выявляется возможный ущерб и дается стоимостная оценка от проявления риска. Наиболее распространенными методами качественного анализа риска являются статистические и аналитические методы.

Для выявления и оценки налогового риска необходима, прежде всего, оперативная и достоверная информация. Учетными источниками выявления и оценки налогового риска являются бухгалтерская отчетность, статистическая отчетность, данные оперативного учета, выборочные учетные данные. К внеучетным источникам относят данные ревизий, внутреннего и внешнего аудита, результаты контроля и проверок, объяснительные и докладные записки, переписка с финансовыми и кредитными органами.

Второй этап управления риском представляет собой совокупность методов выявления риска. Для того чтобы оценить налоговый риск и принять соответствующее решение, необходимо собрать исходную информацию об объекте-носителе риска. Эта первичная стадия носит название «выявление риска» и включает два этапа: отбор информации о структуре объекта и выявление опасностей или инцидентов.

На третьем этапе необходимо также провести оценку риска. Все перечисленные выше методы оценки рисков можно использовать лишь косвенно при оценке рисков, учитывая их специфику.

Затем наступает этап выбора метода воздействия на риски с целью минимизировать возможный ущерб в будущем. Существует несколько способов его уменьшения, поэтому возникает проблема сравнительной эффективности методов воздействия на налоговый риск для выбора наилучшего из них.

После выбора оптимальных способов воздействия на конкретные риски появляется возможность сформулировать общую стратегию управления всем комплексом рисков предприятия. Это этап принятия решения, когда определяются требуемые финансовые и трудовые ресурсы, происходит постановка и распределение задач среди менеджеров, осуществляется анализ рынка соответствующих услуг, проводятся консультации со специалистами.

Процесс непосредственного воздействия на риск представлен на схеме тремя способами: снижением, сохранением и передачей риска. Снижение уровня риска предполагает разработку и осуществление мер, направленных на уменьшение вероятности реализации риска, снижения величины негативных финансовых последствий или того и другого вместе. Решение о передаче (переносе) риска непосредственно зависит от ведения высокорискового вида деятельности и проведении хозяйственных операций, т.е. фактически изменяются стратегические приоритеты или операционные процессы.

Заключительным этапом управления риском является контроль и корректировка результатов реализации выбранной стратегии с учетом новой информации. Контроль состоит в получении информации от менеджеров о произошедших убытках и принятых мерах по их минимизации.

Главной задачей налогового менеджмента является предотвращение и (или) уменьшение возможности применения к налогоплательщику санкций со стороны налоговых и иных государственных органов. Таким образом, на основании полного и всестороннего знания налогового законодательства и смежных с ним отраслей права каждый хозяйствующий субъект должен предвидеть и по возможности снизить свои налоговые риски [12].

К числу мер по минимизации налоговых рисков относятся:

  • 1. устранение налогового риска;
  • 2. игнорирование налогового риска;
  • 3. снижение налогового риска.

Устранение налогового риска связано с реализацией стратегии максимальной налоговой безопасности, основой которой является исключение применения рисковых и нормативно неурегулированных сделок, начисления и уплаты налоговых платежей в объеме, исключающем саму возможность возникновения претензий со стороны налоговых органов. Позиция игнорирования риска предполагает, что он не принимается в расчет при принятии решений, что крайне опасно и абсолютно не актуально в современных условиях усиления налогового администрирования. Для снижения степени риска применяются различные приемы, наиболее распространенными являются: диверсификации, самострахование, страхование [9].

Таким образом, налогоплательщику необходима наиболее рациональная позиция, которая заключается в реализации взвешенного и осторожного подхода к налоговым рискам, а также разработке комплексной системе решений, направленных на оптимизацию налоговой нагрузки в сочетании со снижением налоговых рисков.

Управление налоговыми рисками на предприятии

Управлять налоговыми рисками – значит прогнозировать наступление положительного или отрицательного результата и заранее принимать меры к снижению степени риска. В связи с тем, что налоговый риск определяется вероятностными показателями, характеризующими возможные финансовые потери (возможный дополнительный доход), возникает необходимость разработки специальных процедур и методик оценки и прогнозирования развития различных ситуаций поведения субъектов управления в условиях таких рисков [9].

Финансово – хозяйственная деятельность предприятия сопряжена с многочисленными рисками, управление которыми является важным фактором повышения и поддержания финансового положения организации. Одной из значимых групп риска являются налоговые, поскольку с налогообложением связаны все сферы финансовой деятельности организаций. Высокая актуальность управления налоговыми рисками определяется существенной долей налоговых платежей в общей величине как расходов, так и денежного потока.

Налоговые риски, которые могут быть оценены в денежном выражении, целесообразно относить к финансовым рискам, ввиду того, что деньги являются материальной основой финансовых отношений. Кроме того, налоговые отношения являются частью финансовых отношений.

Нефинансовыми можно считать только налоговые риски, связанные с уголовной ответственностью. Уголовная ответственность не может быть законным образом оценена в денежном выражении, тогда как прочие виды ответственности могут иметь денежную оценку.

Читать еще:  Внимание! на усн-2017 переходим по старым лимитам!

Чтобы оценить и своевременно среагировать на налоговые риски с целью уменьшения вероятности их возникновения или минимизации негативных последствий, связанных с процессом налогообложения, на предприятии должна быть создана целая система управления налоговыми рисками.

Система управления налоговыми рисками начинается с управленческого решения о ее создании. Обычно эта система включает организационную структуру, процедуры, функции, ответственность работников подразделений, отвечающих за управление ­налоговыми рисками.

В целом управление налоговыми рисками осуществляется за счет внутренних и внешних источников. Управление рисками за счет внутренних источников подразумевает управление внутри организации без привлечения внешних ­консультантов. Управление налоговыми рисками за счет внешних источников осуществляется посредством привлечения сторонних налоговых ­консультантов или контролирующих служб.

Эффективность управления налоговыми рисками зависит от множества факторов: от подхода предприятия к данному вопросу; от количества персонала, занимающегося управлением налоговыми рисками; от квалифицированности персонала; от степени ­вовлеченности персонала в процесс принятия решений.

Управление налоговыми рисками предполагает следующие действия [12]:

o формирование политики управления налоговыми рисками;

o формирование подходов к управлению налоговыми рисками;

o характеристика налоговых рисков;

o идентификация отдельных видов налоговых рисков;

o оценка информации, необходимой для определения уровня налоговых рисков;

o определение факторов, влияющих на налоговые риски;

o установление предельно допустимого уровня налоговых рисков;

o определение размера возможных финансовых потерь по отдельным видам налоговых рисков;

o выбор и использование внутренних механизмов нейтрализации негативных последствий отдельных видов налоговых рисков;

o оценка результативности нейтрализации налоговых рисков;

o организация мониторинга налоговых рисков;

o оценка результативности мониторинга налоговых рисков.

Формы управления налоговыми рисками

Примечание: данные взяты из [13]

Существуют различные подходы и формы управления налоговыми рисками. Необходимо отметить, что самой эффективной формой управления является «активная», так как именно она предшествует возникновению налогового риска, а использование всей информации и средств воздействия по минимизации налоговых рисков даёт максимальный эффект.

Таким образом, субъекты должны выбирать такую стратегию налогового управления, которая позволит уменьшить налоговые риски. Располагая информацией о возможном налоговом риске органы налогового управления должны принимать меры по более эффективному управлению налоговыми потоками.

Необходимо отметить, что под налоговыми рисками понимают еще и риски переплаты налогов, неиспользования налоговых льгот, налоговых резервов, кредитование бюджета, т. е. риски неэффективного налогообложения. Следовательно, успешное управление налоговыми рисками позволяет предприятию экономить, поскольку налоговые риски – это не только риск налоговых доначислений, а и инструмент для повышения эффективности налогообложения: недопущение переплат налогов, использования налоговых льгот, налоговых резервов, отсутствие кредитования бюджета.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что управление налоговыми рисками подразумевает прогнозирование наступления положительного или отрицательного результата, и тем самым заранее принимать меры к снижению степени риска. Так как с налогообложением связаны все сферы финансовой деятельности предприятия, то одной из значимых групп риска являются налоговые. Именно поэтому, чтобы оценить и своевременно среагировать на налоговые риски с целью уменьшения вероятности их, на предприятии должна быть создана целая система управления налоговыми рисками.

Данная система должна включать в себя организационную структуру, процедуры, функции, ответственность работников подразделений, отвечающих за управление ­налоговыми рисками. В целом управление налоговыми рисками осуществляется за счет внутренних и внешних источников.

Эффективность управления налоговыми рисками зависит от таких факторов как подход предприятия к данному вопросу, количества и квалифицированности персонала, занимающегося управлением налоговыми рисками, от степени ­вовлеченности персонала в процесс принятия решений.

Из существующих форм управления налоговыми рисками, «активная» является наиболее эффективной формой, так как именно она позволяет минимизировать налоговые риски с максимальным эффектом.

93.79.221.197 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Управление налоговыми рисками

Сегодня налогоплательщики сталкиваются с множеством налоговых рисков. Например с риском недобросовестности налоговых органов. От умения управлять налоговыми рисками зависит финансовая устойчивость организации. Настоящая статья поможет организации оценить свои налоговые риски, выбрать правильную методику управления налоговыми рисками, не забывая о специфике своего режима налогообложения.

Несмотря на то, что государство дает налогоплательщику возможность минимизировать свои налоговые платежи, многие до сих пор плохо представляют себе, в чем же суть налогового планирования.

Долгое время налоговые органы при проверке налогоплательщиков изучали в первую очередь форму, а не содержание сделок, по которым уплачивались налоги. Такой подход давал возможность налогоплательщику заключать сделку с единственной целью — минимизировать налоги. Однако впоследствии подход налоговых органов изменился и теперь они считают, что сделки должны быть направлены, прежде всего, на достижение хозяйственного результата. Если сделка осуществляется только с целью минимизировать налоги, она может быть признана недействительной. Российским законодательством предусмотрены специальные процедуры, позволяющие разграничить реальные сделки и сделки, заключаемые с целью получения налоговых выгод.

Налогоплательщик может проконтролировать налоговые риски своей компании в процессе налогового планирования.

Среди критериев, перечисленных в приложении №2 к приказу ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333, налоговые органы, отбирая кандидатов на выездную проверку, используют показатели налоговой нагрузки и рентабельности. Ежегодно среднесоленые значения для них обновляются на сайте ФНС России в разделе «Контрольная работа».

К примеру, инспекторы хотят знать, какую долю доходов налогоплательщик отдает государству. Они соотносят сумму уплаченных налогов с выручкой, то есть сумму налогов уплаченных в течение года делят на процентную величину выручки за год без НДС по данным бухгалтерского учета. Показатели выручки берут по данным Росстата, то есть сумму без НДС.

Таким образом, налогоплательщики могут самостоятельно рассчитать показатели своей компании и сравнить с теми, что опубликовали инспекторы. Если показатели налоговой нагрузки, а также рентабельности активов и продаж заметно меньше в сравнении со средне отраслевыми значениями, то высоки налоговые риски и шансы выездной налоговой проверки.

С другой стороны, если налоговая нагрузка значительно выше средних значений по отрасли, то налогоплательщик заинтересован в оптимизации налоговых платежей.

По мнению некоторых аудиторских компаний, в результате мероприятий налогового планирования налоговая нагрузка может быть уменьшена до 15%. Более существенное снижение налоговой нагрузки увеличивает налоговые риски.

Соответственно, значительно снижая налоговую нагрузку, организация должна быть готовой к возможным спорам с налоговыми органами. Чаще всего они возникают из-за проблемы толкования налогового законодательства фискальными органами и налогоплательщиками.

Следствием противостояния налогоплательщиков и налоговых органов являются ошибки в процессе исполнения налогового обязательства, что порождает налоговые споры, вызывает чувство несправедливости, толкает на уклонение от уплаты налогов.

Итак, налоговый риск – это вероятность возникновения финансовых потерь, связанных с неопределенностью процессов исчисления и уплаты налогов и вызванных неоднозначностью и неточностью налогового законодательства.

Налоговые риски классифицируют по различным основаниям: по субъектам несущим риск, по возможным последствиям, по причинам их возникновения и т.д.

Все риски делятся на три большие группы.

Риски, наступающие до налогового спора, к примеру, риск неправильного оформления хозяйственных операций, недобросовестности контрагентов и т.д.

Риски в процессе проведения (выездной) налоговой проверки: риск нехватки времени, риск некачественного юридического сопровождения и т.д.

Риски, возникающие в процессе налогового спора, состоящего из этапов: написание разногласий на акт, досудебное обжалование, судебное обжалование.

На каждом этапе существуют риски налоговых споров, которые возможно нейтрализовать при помощи конкретных последовательных мероприятий. Они делятся на этапы — идентификация рисков, систематизация причин их возникновения и комплекс мероприятий по их предотвращению.

Предлагаем следующий комплекс мер:

  • на этапе проведения налоговой проверки — обратиться за юридической помощью и заранее начать готовить доказательственную базу;
  • при выборе кандидатуры налогового адвоката следует предварительно ознакомиться (провести анализ), в каких налоговых спорах он принимал участие и каков был результат судебного разбирательства;
  • использовать возможность дачи пояснений налоговым инспекторам, проводящим проверку;
  • произвести оценку судебной перспективы, проанализировать судебную практику по аналогичным делам;
  • знать законодательно-процессуальную последовательность продвижения документов и рассмотрения налогового спора;
  • сопоставить возможные судебные издержки с суммой, которую вероятно отыграть;
  • правильно оформлять хозяйственные операции, повышать квалификацию бухгалтера, налогового работника, проводить добровольный аудит;
  • избегать сомнительных схем минимизации налоговых платежей и сомнительных контрагентов;
  • осуществлять все расчеты через расчетный счет;
  • внедрять систему управления налоговыми рисками и использовать современные методы управления разными видами налоговых рисков.

Эта методика управления рисками налоговых споров позволит организациям грамотно распределять свои ресурсы и эффективно расходовать денежные средства в процессе досудебного и судебного обжалования результатов налоговых проверок.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector