Процесс деофшоризации в россии — законодательные моменты

Суржик Эдуард Николаевич, мошенники, преступления, деньги.

Деофшоризация – термин, который включает в себя два действия: борьбу с офшорами с помощью ужесточенного контроля над операциями в офшорных зонах и развитие экономики, которое приведет к упрощению условий ведения бизнеса.

Офшорные компании: правовой статус

Офшорная (вне границ) схема изначально была запущена и активно используется для упрощения ведения бизнеса. Так предприниматель для регистрации своей фирмы выбирал страну, в которой более благоприятные условия, в том числе и меньшие налоги.

Такая схема не новая для человечества. Еще в античности финикийские купцы, выбирали для торговли города, в которых власти устанавливали минимальные пошлины. Поиск способов сэкономит является естественным для человека. В наше время первыми «пользователями» офшорной зоны стали американцы в 50-е годы ХХ века.

Основная цель, ради которой предприниматели уходят в офшор, – оптимизировать налогообложение. Среди других преимуществ:

  • упрощенная схема регистрации компании;
  • находясь под юрисдикцией другой страны, компания имеет большую юридическую и информационную защиту;
  • упрощенный выход на международный рынок.

Законное использование офшоров не является нелегальной деятельностью. Единственное условие – своевременная и полная уплата налогов. При этом место регистрации компании не имеет значения.

Суть деофшоризации

Деофшоризация возникла в качестве ответной реакции на злоупотребление офшорами предприятиями. Цель подобной меры – сделать более прозрачной систему ведения бизнеса, в том числе, в открытом доступе должна быть информация о собственниках предприятий. В рамках системы законодательных инициатив, к примеру, в России повысили налоги, различными способами усложнили отмывание криминальных денег. Антиофшорная политика в 2000-ых годах значительно усложнила модель использования офшоров.

Борьба с офшорами: мировая практика

Мировой финансовый кризис 2008 года привел, кроме всего прочего, к усилению борьбы с офшорами. Поскольку, по мнению аналитиков, финансовые схемы, связанные с регистрацией компании в других странах, а не непосредственно по месту проживания, стали одной из основных причин падения всемирной экономики.

Второй сильный всплеск протестов относительно противостоянию офшорам был отмечен в мировом сообществе в 2013 году. Именно в то время организовали новый пул G5 с одной стороны с США, а с другой с Великобританией, Германией, Италией, Испанией и Францией. Страны заключили договор относительно автоматического обмена налоговой информацией. Со временем к ним примкнули Бермудские острова, Монтсеррат и другие.

Политика деофшоризации развернула масштабные кампании внутри государств относительно:

  • определения реальных владельцев компаний;
  • выяснения, кто обогащается за счет предприятий в офшоре;
  • установления информации об уплате или неуплате офшорными компаниями налогов.

Многие государства присоединились к Конвенции Совета Европы и Организации экономического сотрудничества и развития, заключив договоренность о взаимной административной помощи по налоговым делам. Таким образом, без составления официальных запросов, автоматически, происходит обмен информацией и проведение одновременных налоговых проверок в нескольких странах. Присутствующие на встрече G8 говорили о том, чтобы совместными усилиями положить конец корпоративной конфиденциальности.

Лидеры «Группы двадцати» отметили, что планируется организовать продуманный процесс отслеживания выполнения повестки по налоговым вопросам. По результатам встречи G20 были созданы новые стандарты автоматического обмена информацией и написан План относительно действий по перемещению прибыли через офшоры и размыванию налогооблагаемой базы.

Деофшоризация в России

Закон о деофшоризации или же первый антиофшорный, как его именуют в России, – это закон «О налогообложении прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций». Таким образом, пред всеми российскими налогоплательщиками поставили обязательное условие – до 1 апреля 2015 года раскрыть свое косвенное или прямое участие в ведении бизнеса иностранными компаниями. Обязательство не распространялось только на граждан, которые руководят офшорными компаниями через траст.

В 2016 году в Пекине Россия подписала Декларацию о многостороннем и автоматическом обмене информацией о финансовых счетах. При этом РФ должна выполнить два требования, по указаниям Организации экономического сотрудничества и развития:

1) введение национального законодательства и подзаконных актов – обеспечит автоматический обмен информацией;

2) абсолютная конфиденциальность относительно передаваемой информации.

В 2017 году Президентом РФ был подписан закон о международном автоматическом обмене информацией, он стал один из этапов деофшоризации российской экономики. По данным на конец 2017-го финансовая информация из РФ передается 56-и странам, а получает государство сведения из 73-х.

Юристы, экономисты и чиновники Российской Федерации разделились на два лагеря:

  • Первые считают единственно правильным путем избавления от незаконных схем ведения бизнеса в иностранных государствах – это полное «истребление» офшорных компаний, путем внесения поправок в законодательную базу;
  • Вторые же придерживаются мнения, что прежде чем вернуть все компании в РФ, необходимо улучшить условия ведения бизнеса в своей стране.

Есть ряд причин, которые толкают российских бизнесменов уходить в офшор, среди них:

  • несовершенное законодательство;
  • неблагоприятный инвестиционный климат;
  • неразвитый фондовый рынок и др.

Решить эти проблемы непросто, тем более в короткий срок, но изменения в законодательной базе, уменьшение налогов могут вернуть капитал компаний на территорию родной страны. Теоретически устранить причины можно, соблюдая законные права и свободы граждан, реализовывая принципы правового государства, искоренив коррупцию и т. д.

Деофшоризация бизнеса

Обмен данными между налоговыми администрациями стран привел к снижению количества российских компаний в офшорной зоне. В связи с тем, что владельцы крупных компаний отказались от прежних схем с использованием собственников из иностранных юрисдикций, выручка, как и активы, уменьшились.

Но не только деофшоризация приводит к тому, что компании выводят деньги извне, а и повышение прозрачности ведения бизнеса в странах офшорной зоны.

Деофшоризация в России

Деофшоризация в России. Закон о КИК

Государственная Дума РФ 18 ноября во втором и третьем чтении приняла закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)” и хотя и слово “деофшоризация” в названии и тексте закона не прозвучало, но по факту новый закон, по примеру законов многих других стран, в том числе и США, направлен на то, чтобы уменьшить отток капитала и направить его в бюджет.

Пока что резидентам РФ регистрировать компании в офшорных юрисдикциях не запрещено, однако существенно усложняется использование офшорной компании с целью уплаты налогов по заниженной ставке, которые такими юрисдикциями предлагаются.

По сути, деофшоризация это общая мировая тенденция, и в контексте санкций, падения рубля и цен на нефть, вроде и логично принятия такого закона, который бы направил потоки денег в бюджет. По предварительным подсчётам, благодаря новому закону, за год бюджет может дополучить 5-6 милиардов долларов.

Однако есть и другая сторона. В нынешних условиях оттока иностранных инвестиций и падения национальной валюты, дополнительная налоговая нагрузка как минимум станет тормозом экономического роста, а некоторым компаниям вообще станет невозможно работать в плюс после выплаты всех новых налоговых обязательств.

Сразу после принятия закона Минфин анонсировал, что к весне будет рассматривать варианты смягчить закон, однако пока что стоит ориентироваться на существующий текст, поскольку неизвестно когда будут выполнены эти обещания и будут ли выполнены вообще.

Новый закон вступит в силу с 1 января 2015 года и обязывает декларировать в фискальных органах доходы физическим и юридическим лицам, которые контролируют иностранные компании. Минимальный размер прибыли на 2015 год устанавливается в размере 50 млн рублей, однако со временем этот порог будет опускаться ниже, 30 млн руб в 2016 году и 10 млн рублей после 2017 года.

Так же закон вносит новые понятия “Контролирующее лицо” и “Контролируемая иностранная компания”.

Контролирующим лицом является гражданин, которому вместе с супругами и несовершеннолетними детьми принадлежит более чем 50% в капитале компании, а так же гражданам, которым вместе с супругами и несовершеннолетними детьми принадлежит более 10% в капитале компании, более чем на половину принадлежащим налоговым резидентам РФ.

Аналогичные нормы распространяются на юридические лица, которые участвуют в капитале иностранных компаний. С 2016 года доля в иностранной компании контролирующего лица с 50% снизится до 25%. Что касается понятия контролируемая иностранная компания, то под ним подразумевается организация или структура без образования юридического лица, которая сама налоговым резидентом РФ не является, но ими контролируется.

Исходя из изложенного следует, что если на тебя (в совокупности с супругами и несовершеннолетними детьми) зарегистрировано 50% владения иностранной компанией, или 10% компании, больше половины которой принадлежит резидентам РФ, то необходимо подать информацию об этом в налоговые органы.

Если гражданин примет решение не сообщать в налоговый орган о наличии у него контролирующей доли в иностранной компании, за каждую компанию новый закон предлагает налагать штраф в размере 100 тысяч рублей. И все это помимо существующей уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов, от которой нарушитель тоже освобождаться не будет.

Кстати хотелось бы привести цифры для того, чтобы дать возможность осознать масштабы вопроса: в офшорных юрисдикциях находится примерно 36 триллионов долларов активов. Это соответствует суммарной величине всех долларовых резервов всех мировых центробанков.

Читать еще:  Коэффициент соотношения заемных и собственных средств

Это больше, чем суммарный ВВП США и Китая. Российских денег там не более триллиона, и хоть в масштабах общей суммы активов это не так уж и много, но эта сумма значительна для России.

Первой мыслью конечно после ознакомления с нововведениями может быть: а как фискальные органы получат информацию о нерезидентах, ведь закон РФ может обязать своих граждан подавать информацию, но иностранные юрисдикции, обязать раскрывать всех бенефициаров и акционеров невозможно?

С одной стороны так и есть, однако в октябре в Берлине состоялся 7-й Глобальный форум по прозрачности и обмену информации в налоговых целях, где представителями 51 страны было подписано соглашение, предусматривающему ежегодный автоматический обмен данными о счетах нерезидентов, и Россия заявила о намерении присоединиться к данному соглашению.

Таким образом, информация будет предоставляться даже не по запросу, а автоматически.

Помимо этого, уже сейчас действуют международные соглашения о сотрудничестве по гражданским и уголовным делам с большим количеством стран (Латвией, Литвой, Эстонией, Венгрией, Кипром, Францией и т.д.), в рамках которых предусмотрен обмен информации в области борьбы с нарушениями налогового законодательства.

Также, обмен информации о выгодополучателях между государствами может происходит по принципу взаимности да и просто утечка информации может обеспечить фискальные органы всем необходимым. Поэтому не стоит надеяться на то, что просто игнорирование требования подачи информации в налоговую службу избавит от ответственности и дополнительной налоговой нагрузки.

Однако сколько за историю борьбы с офшорами ни пытались прикрыть возможность использования других юрисдикций для вывода капитала или для минимизации налогов, всегда находились пути обхода любого, даже самого строго законодательства и данный случай — не исключение.

Новый закон оказался неожиданно на руку компаниям, предоставляющим услуги по получению второго паспорта. Они предлагают все нерезидентные компании регистрировать на второй паспорт (Сент Китс, Гренада, Доминика и т.д.), но поскольку стоимост такого паспорта начинается с 500,000 долларов, на этом варианте мы даже не останавливаемся, так как странно предлагать решение, которое может стоить больше, чем то, чего мы с помощью этого решения хотим избежать.

Конечно, на данном этапе нет одного универсального пути обойти последствия нового закона , который мог бы подойти для любой деятельности в любой юрисдикцией, не зря же над законом трудилось много специалистов в попытке обрубить все старые алгоритмы. Но выход есть всегда, даже из самых сложных ситуаций, правда теперь каждый частный случай необходимо рассматривать отдельно и находить индивидуальное решение.

Для таких целей сущестуют юридические компании, предоставляющие услуги по регистрации, сопровождению иностранных компаний и налоговому планированию и они, рассмотрев каждый индивидуальный случай, смогут подобрать подходящее решение.

Как итог хотелось бы заметить, что офшорные юрисдикции уже существуют много лет и правила регулирования их деятельности и раскрытия инофрмации все время меняются и дополняются, так как любая страна не хочет выпускать потоки денег в налоговые гавани, где за ними невозможно проследить, однако всегда находятся способы приспособиться к новым правилам.

О политике деофшоризации российского бизнеса

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 07.04.2019 2019-04-07

Статья просмотрена: 38 раз

Библиографическое описание:

Погорелов И. О. О политике деофшоризации российского бизнеса // Молодой ученый. — 2019. — №14. — С. 118-121. — URL https://moluch.ru/archive/252/57904/ (дата обращения: 17.11.2019).

С 1 июля 2015 года в России проводится добровольное декларирование физлицами имущества, активов и счетов за рубежом, или так называемая амнистия капитала в рамках ФЗ N 376 от 24 ноября 2014 года, (о внесении изменений в НК РФ), в котором заявляется обязанность всех лиц, имеющих в иностранных фирмах (КИК) долю свыше 10 %, приравнивая прибыль иностранной компании к личному доходу ее акционера, уведомлять налоговые органы о данных фактах и декларировать прибыль пропорционально доле своего участия в таких организациях, а также ответственность за невыполнение данных обязательств [1].

На сегодняшний день было реализовано 2 этапа указанной политики, и 8 февраля настоящего года В. В. Путин заявил, что программа амнистии капитала может быть снова продлена. Что это, поразительная щедрость или очередная попытка преодолеть прошлые неудачи?

В принципе, Россия — далеко не единственное государство, осуществляющее линию, способствующую демотивации налоговых резидентов к созданию оффшорных компаний, используемых для накопления капитала. Более 30 стран, большинство которых — члены ЕС, либо уже приняли законодательство, регламентирующее деятельность контролируемых иностранных компаний, либо располагают для этого иными юридическими инструментами. Мотивы данных шагов очевидны.

Популярность такого рода компаний базируется на следующих достоинствах: они обеспечивают безопасность и конфиденциальность владения активами, гибкость управления активами с минимальными налогами, а также реализовывать международную торговлю и производство товарами без соблюдения жестких валютных ограничений. Это означает, что выявить настоящего учредителя той или иной оффшорной фирмы не всегда получится, а значит ответственность в рамках отечественного законодательства за его несоблюдение никто не понесет.

Тем не менее в средствах массовой информации высказывались предположения, что ситуация с движением капитала, возможно, начала меняться. И действительно, такие явления, как возросший контроль и прозрачность, борьба с офшорами, автоматический обмен информацией, наконец, появление так называемых санкционных рисков и запущенный российским правительством процесс амнистии капиталов и деофшоризации, по идее, должны были способствовать возврату денег в российскую финансовую систему. Но так ли это на самом деле?

Всколыхнувшее российское медиапространство исследование компании Frank RG «Private banking в России 2018 г. «Мифы и реальность» может только подтвердить самые пессимистичные мнения. Оценка компании, согласно которой всего 31 % активов российские миллионеры держат в России, не сенсационна, — по данным самой Frank RG, такая картина сложилась уже очень давно [3].

В свою очередь в августе 2017 года Национальное бюро экономических исследований (НБЭИ) опубликовало исследование, из которого следовало, что россияне хранят в офшорах активы на сумму более $1 трлн. или 60,75 трлн. руб., что составляет около ¾ валового национального дохода страны, то есть за рубежом богатые россияне держат практически столько же, сколько все население внутри страны. Стоит также отметить, что данный показатель примерно в 3 раза превышает уровень валютных резервов страны [5].

И хотя, 6 февраля 2018 года, накануне завершения второго этапа амнистии капитала, министр финансов Антон Силуанов заявил, что в рамках очередного этапа было задекларировано более 10 млрд. евро или всего лишь более 1 % от указанной выше аккумулированной суммы, данная ступень амнистии была объявлена успешной [7].

То есть, объективно с начала проведения политики деофшоризации в России некоторые предприниматели перевели свои средства из западных банков. Правда, финансовый капитал большинства лиц не превышал $1–3 млн., да и возможными причинами данного перемещения могло стать снижение уровня сервиса в крупных западных банках, которым стали невыгодны такие «маленькие» клиенты при достаточно высокой стоимости обслуживания. Для российских банков такие клиенты являются достаточно крупными и желанными, им готовы предоставить хороший сервис. Кроме того, потенциальным толчком к возвращению капитала домой могла выступить опасность попадания в санкционные списки западных держав, а значит и заморозку хранящихся там активов. Однако личности, располагающие гораздо более весомым капиталом, порывов патриотизма не проявили даже с учетом возможной налоговой амнистии [3].

К сожалению, традиционное недоверие владельцев крупного капитала к российской юрисдикции сохраняется, несмотря на попытки властей улучшить инвестиционный климат в стране. Угрозы введения санкций в отношении крупнейших российских банков только усиливают страх. Например, в 2018 году мы наблюдали возросший интерес к перемещению ликвидных активов в зарубежные банки со стороны состоятельных людей из российских регионов. Основными причинами такой динамики послужили увеличение санкционных рисков в отношении российских банков и неожиданное на фоне высоких цен на энергоресурсы ослабление курса рубля, а также пример «друзей и бизнес-партнеров», которые уже имеют такие зарубежные «подушки безопасности». Так что явных тенденций, которые указывали бы на разворот частного капитала в сторону России, не наблюдается.

Однако, новый этап амнистии капитала, законопроект которого должен быть внесен Минфином в Правительство в ближайшее время, сейчас просто необходим. Действия мирового сообщества как нельзя кстати могут способствовать существенно лучшим результатам по сравнению с прошлыми стадиями.

В данный момент ЕС оказывает существенное давление на законодательные органы практически всех островных государств, предоставляющих возможность регистрации оффшорных компаний на своей территории, а также иные зоны. Формирующиеся со стороны ЕС претензии вполне логичны и обоснованы, так как, пускай и в меньшей степени, чем российская сторона, страны западной Европы тоже несут налоговые убытки от деятельности офшор, поэтому сейчас ведется масштабная работа по систематизации информации о подобных территориях и соблюдении на них установленных правил открытия компаний и их деятельности, учреждении различных видов межстрановой отчетности для сопоставления оборотов и цен в рамках международных групп компаний и выявления центров прибыли, сформированных в низконалоговых юрисдикциях за счет налоговых манипуляций, а также ведение реестра бенефициаров.

Компаниям — налоговым резидентам таких популярных оффшорных юрисдикций, как Каймановы острова, Бермуды, остров Мэн, Гернси и Джерси одним из первых с начала 2019 года пришлось открыть реальные офисы и нанять сотрудников. Схожие между собой законопроекты о внедрении требований «экономического присутствия» следом были приняты властями британских коронных владений и заморских территорий, в скором времени акты должны быть приняты на Кайманах и Британских Виргинских островах и т. д. [2].

Читать еще:  Нужно ли будет сдавать в налоговую перечень основных средств?

Эти юрисдикции откликнулись на новые требования, так как последовательно следят за своей репутацией и в них зарегистрировано множество компаний и фондов, тесно связанных с европейским капиталом. Такие требования проистекают из общей концепции, что налоговыми льготами должны пользоваться полноценные резиденты юрисдикций, а не компании, не осуществляющие реальной экономической деятельности.

Требования распространятся не на все зарегистрированные компании, а только на налоговых резидентов в таких сферах, как финансы и банковское дело, страхование, лизинг, морские перевозки, управление интеллектуальной собственностью, холдинговый бизнес, распределительные и сервисные центры. Для новых компаний правила начали действовать с 1 января 2019 года. Уже зарегистрированные компании должны открыть офисы и нанять сотрудников до 1 июля 2019 года. За нарушение требований грозят жесткие санкции — от штрафов до исключения из реестра компаний.

Несмотря на то, что во многих офшорных юрисдикциях существуют требования по ведению отчетности KYC (know your customer — «знай своего клиента»), это все еще территории, где компании могут иметь только почтовый адрес и счет в банке. Через такой счет могут проходить значительные суммы, которые не облагаются налогами, а в одном здании в оффшорных зонах могут быть зарегистрированы сотни тысяч компаний. Однако, сегодня реестры компаний и их бенефициарных собственников становятся публичными, появляются требования к ведению отчетности таких компаний и придется реально присутствовать в этих юрисдикциях.

Компаниям нужно будет заключить договор аренды, нанять директора и выплачивать ему зарплату и социальные взносы, а также трудоустроить в компанию других специалистов. Это означает, что теперь стоимость содержания фирмы вырастет с нескольких тысяч евро в год до среднеевропейских значений, а значит многим фирмам придется принимать решение о целесообразности нахождения в офшорах.

Наиболее соответствующим ситуации действием со стороны российских властей должен представляется ряд предложений и льгот, которые бы не оставили вопросов у предпринимателей, куда именно перемещать свой бизнес. А с учетом того, что бизнесмен стремится, в первую очередь, разместиться в благоприятной инвестиционной среде с предсказуемой экономической политикой, низким административным и фискальным давлением на бизнес, необходимо представить идею, как минимум, предельно привлекательную.

В. В. Путин предлагает в качестве благоприятных условий репатриации капитала безналоговую ликвидацию КИК, а также «освободить граждан от уплаты налога на доходы физических лиц с прибыли контролируемых ими иностранных компаний при условии, если в 2019 году они станут налоговыми резидентами Российской Федерации» [6]. Стоит отметить, что условием получения данных льгот является необходимость регистрации бизнеса либо на острове Октябрьский в Калининграде, либо на острове Русский во Владивостоке. Кроме того, присутствует обязательство инвестировать 50 млн руб. в течение полугода с момента регистрации в специальном административном районе, что существенно ограничивает привлекательность ранее отмеченных льгот, а главное отечественные офшоры не признаны на международной арене.

В первую очередь, представляется необходимым решение последнего вопроса, для чего необходимо более четко отразить в законодательных актах порядок предоставления информации о бенефициарах САР. И хотя директор департамента финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития Минэкономразвития Екатерина Салугина-Сороковая заявила, что Россия в полной мере готова выполнять требования о противодействии отмыванию денежных средств, в том числе посредством раскрытия бенефициаров уполномоченному органу и организациям финансового рынка, опасения и замечания со стороны мирового сообщества неоднократно высказывались [4]. А значит, работа со стороны инициаторов сопутствующих законов была проведена в недостаточных объемах. Во-вторых, существенным облегчением для мигрирующих компаний стало бы освобождение от обязательства по инвестированию 50 млн руб. на территории РФ. В-третьих, на территории САР воспрещена деятельность финансовых организаций, что несколько сужает сферу возможных участников программы.

Разрешив данные проблемы можно было бы добиться максимального притока капитала, а значит обеспечить в экономику дополнительные источники налогообложения, а также новые рабочие места и рост благосостояния населения.

Деофшоризация

В связи с санкциями против России и украинской ситуацией в нашей стране активизировался процесс возвращения активов под российскую юрисдикцию. Это касается компаний, которые вели свою деятельность в России, а официально зарегистрированы были в офшорах. Это значительно снижало налоги на бизнес, а государство теряло большую часть своей казны, так как отчисления производились в тех государствах, где зарегистрирована компания. Что такое деофшоризация и какими темпами она проходит, поговорим подробнее.

Офшоры – это небольшие независимые государства за рубежом с упрощенным налогообложением для иностранных компаний. В их число входит заокеанская часть Великобритании и другие западные страны.

Понятие «деофшоризация» – это возврат капиталов российских компаний в наше государство. Причины – всемирный экономический кризис и недостаток средств в казне государства.

Немного истории

Возвращение российского капитала на родину – вопрос, который волнует государство уже не первый год. Вот основные мероприятия, которые послужили мощным толчком к возвращению отечественных капиталов:

В 2010 году инициаторами процесса возврата денег были не только Россия, но и власти других государств, например Германии. Основная причина начала деофшоризации – поддержка российской экономики в условиях всемирного кризиса. Также не стоит забывать о других процессах, так называемых «дедолларизации» и «евроскептицизме» (или в российской вариации – «америкоскептицизме»).

2013 год подстегнул российских предпринимателей Карибским кризисом. Немецкое правительство в лице Ангелы Меркель и Евросоюз поставили условия перед правительствами карибских государств, что финансовая помощь им будет оказана только в том случае, если на часть банковских вкладов будет введен налог. Это фактически привело бы к экспроприации части вкладов.

А 30% вкладов в карибских банках принадлежало российским предпринимателям. Российское правительство вторично внесло предложения предпринимателям вывести свой капитал из офшоров. Крупные компании, активы которых зарегистрированы в зарубежных государствах, не имеют право получать господдержку и госзаказы.

В 2014 году процесс деофшоризации резко ускорился, так как кризис на Украине и санкции против России заставили предпринимателей задуматься о сохранности своего капитала за рубежом. В силу вступило антиофшорное законодательство, которое обязало сообщать в налоговую службу России о долях в зарубежном бизнесе. Был запущен механизм по налогообложению компаний, зарегистрированных в офшорах.

2016 год принес российским предпринимателям новый закон о налогообложении контролируемых иностранных компаний (КИК), который вступил в силу 29.01.2016 и был принят в третьем чтении Госдумой. Закон дал больше возможностей для реструктуризации КИК.

Основные цели, которые преследовало российское правительство, – это вернуть российские средства из-за рубежа в казну государства и обезопасить крупный отечественный бизнес.

Какие изменения произошли и ожидают предпринимателей

Прецедентные изменения в Налоговом кодексе были внесены Законом № 150-ФЗ. В силу изменения вступили с 08.06.2015. Согласно новшествам, предприниматели должны уплачивать налог с зарубежного бизнеса, который контролируется резидентами РФ. Рассмотрим несколько основных моментов из закона о КИК:

  1. Глава 3.4 НК РФ регламентирует и запускает механизм налогообложения с прибыли компаний, которые осуществляют свою деятельность в России, а зарегистрированы в зарубежных государствах, особенно в офшорах. А также в главе рассматривается ответственность за неисполнение закона.
  2. Ст. 246.2 НК РФ регламентирует порядок, по которому организация признается резидентом России по критерию «место управления».
  3. Ст. 7 НК РФ регламентирует международные налоговые соглашения, чтобы с предпринимателя не взимался двойной налог.

Все предприниматели, которые вели свою деятельность в России, а регистрировались за рубежом, с 2015 года обязаны уплатить в казну налог на прибыль или НДФЛ.

При этом закон не запрещает нашим гражданам участвовать в иностранном бизнесе, владеть акциями и получать прибыль с этого вида деятельности. Он всего лишь обязывает резидентов РФ отчитываться о своей прибыли и вовремя уплачивать налоги.

Самые большие изменения были внесены в закон о КИК в июне 2015 года и в феврале 2016 года Законами № 150-ФЗ и № 32-ФЗ.

По первому пакету изменений юридические лица, зарегистрированные за рубежом, в том числе в офшорной зоне, не смогут получить субсидии от государства, инвестиции и госгарантии. В законопроекте отмечается, что под данный закон попадают также и те предприниматели, чья доля в офшорных организациях превышает 50%.

Предприниматели КИК наделяются правом выбора, как определить свою финансовую отчетность – по РЗ или по международным стандартам. Внесены уточнения, что юридическое лицо, являющееся одним из учредителей КИК, не имеет права признаваться контролирующим. Этим исключается двойной налог на прибыль в разных государствах.

Еще одно изменение коснулось сроков ликвидации КИК – их увеличили на один год (до 1 января 2018 года). Ранее в законопроекте указывались сроки до 1 января 2017 года. Как отмечается в пояснительной записке, факт продления обоснован объективными причинами: время на проверки, судебные тяжбы и учет прав акционеров. Но если предприниматель хочет получить привилегии, которые доступны гражданам РФ (освобождение от налога на доход), то ликвидировать компанию следует до 1 января 2017 года.

Читать еще:  Фнс напомнила требования к бумажному 6-ндфл

Крупные российские предприниматели сначала неохотно восприняли новый закон, но с обострением русофобии на Западе активно приступили к выводу своих средств из-за рубежа. Этот закон должен помочь нашей экономике преодолеть кризис.

Деофшоризация — это. Меры по деофшоризации российской экономики

Сегодня мы разберем достаточно молодой, но весьма популярный термин, который скрывает под собой целый комплекс государственных мер. Это деофшоризация. Представим трактовку понятия, законодательные акты, подтверждающие этот процесс. Рассмотрим, что такое офшоры, почему они нежелательны для экономики государства.

Определение понятия

Деофшоризация — это комплекс мероприятий, который направлен на исключение или снижение вовлеченности в государственный хозяйственный оборот резидентов РФ, выступающих под маской иностранных лиц (или использующих нормы иностранного права), преследуя цели незаконного ухода от налогов. Такие мероприятия проводятся в разных сферах — законодательной, правоприменительной и информационной.

И это не единственная формулировка понятия. Унифицированной его характеристики пока что не существует. Также деофшоризация — это:

  • Борьба с самими офшорами, а также ужесточение контроля над операциями, что проходят в офшорных зонах.
  • Комплекс мероприятий по «оздоровлению» бизнеса в рамках государственной политики.
  • Один из факторов развития экономики, облегчающий ведение честного бизнеса.

Деофшоризация — это термин, который стал использоваться в российской экономике сравнительно недавно, с 2013 года. Государственные мероприятия, названные данным понятием, призваны наложить запреты на использование офшоров и иностранных компаний резидентами РФ.

Что такое офшор?

Чтобы до конца уяснить смысл понятия, которым мы будем оперировать, нужно четко представлять значение слова «офшор». Что это простым языком?

Термин происходит от англ. offshore — «вне берега». Это финансовые центры, которые привлекают иностранный капитал налоговыми и административными льготами. Офшором может быть и определенная зона, и целая страна. Второе популярное название — «финансовый рай». Так их зон сегодня в мире немало — порядка 50.

Около 10 % финансовых накоплений на планете сконцентрированы именно в офшорных зонах. Если перейти к конкретным цифрам, то порядка 32 триллионов долларов. А это превышает объединенный ВВП двух самых развитых стран мира — Японии и Соединенных Штатов.

Офшор. Что это простым языком? Офшорная компания — это фирма, которая зарегистрирована иностранным предпринимателем в зоне с благоприятным налоговым климатом.

Ошибкой считать сами офшоры незаконными. Но нельзя отрицать факта, что они широко используются для различных экономических преступлений. Как то: применение экономических мошеннических схем, криминальное «отмывание» денег. Популярна и такая практика: в офшорах регистрируют свои компании государственные чиновники, которым закон запрещает ведение бизнеса. Яркий пример такого нарушения — громкое «Панамское досье».

Офшоры бывают разные

Также важно четко различать основные разновидности офшоров:

  • Полная офшоризация. Такие зоны, где компании полностью освобождаются от отчетности. Процент налогов на прибыль тут невероятно низкий. Или же предприниматели просто уплачивают фиксированную сумму. Где-то и вовсе бизнесмен может быть полностью освобожден от уплаты налогов. К таким зонам относят Сейшелы, Кипр, Доминику, Британские Виргинские острова, Белиз, Невис, Федерацию Сент Китс.
  • Налоговая офшорная зона. Тут вводятся пониженные налоговые ставки. Однако компании не освобождаются от учета своей деятельности, сдачи налоговой отчетности. Подобными зонами сегодня считаются Панама, Гонконг, Шотландия.
  • «Налоговые оазисы». Определенная ограниченная офшорная территория внутри какого-либо государства.

Сегодня в мире самым популярным офшором считаются Виргинские острова. Зона привлекает бизнесменов простотой как регистрации, так и ведения бизнеса, отсутствием налоговых платежей. Кроме того, предпринимателю гарантируется полная конфиденциальность его личных данных: о проведенных финансовых операциях, личности, получаемой прибыли.

Законное использование

Деофшоризация экономики в Российской Федерации вовсе не означает полный запрет на регистрацию российскими предпринимателями фирм в иностранных государствах. Допускается следующее законное использование офшоров:

  • Создание совместных компаний с иностранными партнерами.
  • Защита прав бизнесменов в условиях более развитой юридической системы, с применением пока отсутствующих в РФ финансовых инструментов.
  • Создание специальных механизмов, обеспечивающих защиту активов и наследование собственности.
  • Проведение благотворительной деятельности и проч.

Незаконное использование

Российское государство при этом активно борется со злоупотреблением офшорами. Это незаконное их использование в следующих целях:

  • Легализация финансовых средств, полученных криминальным путем.
  • Уклонение от уплаты налогов.
  • Накопление прибыли, не облагаемой налогом, вне территории Российской Федерации.
  • Рейдерство, применение мошеннических схем по «отмыванию» денег и проч.

Закон о деофшоризации, таким образом, не отменяет использование офшоров — не важно, где бизнесмен зарегистрировал компанию. Важно, чтобы его фирма не уклонялась от уплаты полагающихся налогов.

Основные задачи по деофшоризации

Правительство РФ для решения данной проблемы вводит следующие меры по деофшоризации российской экономики:

  • Обеспечение усиления прозрачности офшорных компаний.
  • Выявление реальных бенефициаров. То есть граждан, которые на деле являются собственниками активов, хозяйственных субъектов и прочих ценностей, зарегистрированных в офшорных зонах на подставных лиц.
  • Улучшение международного информационно-налогового сотрудничества.
  • Определение истинных причин, которые побуждают российских предпринимателей регистрировать свой бизнес в офшорных зонах.
  • Устрание (или минимизирование) влияния данных причин на отечественный бизнес.
  • Стимулирование возвращения предпринимателей из офшоров на территорию Российской Федерации.

Причины ухода в офшор

Чтобы итоги деофшоризации были результативными, Правительству нужно четко знать, что же подтолкнуло бизнесменов к регистрации компании в офшорной зоне, а не на территории РФ.

На сегодня экономисты выделяют следующие главные причины:

  • Несовершенство законодательства Российской Федерации.
  • Неблагоприятный климат для привлечения зарубежных инвестиций.
  • Неразвитый фондовый рынок.
  • Неэффективная судебная система.
  • Сложные условия для активного ведения бизнеса.

Теоретическое устранение

В теории, для устранения вышеперечисленных причин правительству Российской Федерации необходимо сделать следующее:

  • Реализовывать внутри РФ принципы правовых государств.
  • Соблюдать законные свободы и права своих граждан.
  • Укреплять демократические институты общества.
  • Искоренять коррупцию и бюрократию.
  • Создавать благоприятные условия для регистрации и последующего ведения бизнеса в РФ. К примеру, устранить чрезмерное вмешательство чиновнического аппарата в экономику.

Для непосредственного воплощения этих тенденций деофшоризации в жизнь был принят целый комплекс нормативных и правовых актов.

Нормативные документы РФ

В Российской Федерации на сегодня введен целый ряд нормативных актов, напрямую связанных с деофшоризацией бизнеса:

  • Указ Президента РФ «О долгосрочной экономической государственной политике» (7.05.2012). В данном акте глава государства поручил Правительству реализовать меры по обеспечению прозрачности финансовой деятельности хозяйственных обществ. В том числе это и противодействие уклонению от отчисления налогов в РФ путем создания офшорных фирм и компаний-однодневок.
  • Послание Федеральному Собранию Президента РФ (12.12.2012). В документе глава государства сформулировал необходимость разработки комплексных, взаимосвязанных мер по деофшоризации российской экономики.
  • «Черные списки» офшорных зон, составляемые и контролируемые ФНС РФ, Министерством финансов, Центробанком.
  • ФЗ № 376 (принят в 2014-м, внесены поправки в 2015, 2016 гг.) «О налогообложении зарубежных контролируемых компаний и доходов иностранных фирм». Считается первым антиофшорным законом в РФ.
  • ФЗ № 115 «О противодействии отмыванию преступной прибыли» (2001).
  • ФЗ № 140 «О добровольном декларировании активов и счетов в банковских организациях» (2015).
  • ФЗ № 44 «Контрактная система государственных закупок» (2013).
  • Программа по деофшоризации отечественной экономики «Повышение привлекательности для российского бизнеса отечественной юрисдикции».

Познакомимся теперь с главным законодательным актом из списка.

Антиофшорный закон

Главное решение Правительства о деофшоризации — это принятие ФЗ № 376, который внес значимые изменения в Налоговый кодекс в 2014 году. Документ также называют законом об антиофшоризации.

Если предельно кратко изложить содержание этого нормативного акта, то можно уместиться в два тезиса:

  • Прибыль, что российские резиденты получают в офшорах, должна облагаться налогами по отечественному законодательству.
  • Уведомление налоговой службы об участии (прямом или косвенном) российских физических или юридических лиц в иностранных компаниях. А также последующее декларирование их прибыли согласно доле участия.

Кроме того, ФЗ № 376 (2014) ввел в Налоговый кодекс ряд не применяющихся ранее понятий: «контролирующие лица», КИК («контролируемая иностранная компания»), «фактический получатель прибыли» и проч.

Изменение законодательства

ФЗ № 150 (2015) и ФЗ № 32 (2016) внесли следующие поправки в главный российский деофшорный закон:

  • Срок подачи уведомления об участии в иностранной фирме (или о прекращении такого участия) увеличен с 1 до 3 месяцев.
  • Факт получения дохода не признается в том случае, если он получен в итоге передачи правомочий на получение прибыли между членами одной семьи (касается иностранных юридических лиц).
  • Налогообложение в случае продажи ценных бумаг, которые контролирующее лицо приобрело у своей контролируемой фирмы.
  • Условия освобождения прибыли контролируемых зарубежных компаний от налогообложения в РФ.
  • Конкретизация круга взаимосвязанных лиц.
  • Обязательный контроль всех внешнеторговых операций с офшорными фирмами, размер которых превышает 60 млн рублей в год.
  • Введение санкций за регистрацию фирм через подставных лиц.
  • Установление ответственности за использование незаконной документации, удостоверяющей личность, при регистрации фирмы-однодневки.

Офшоры сами по себе не являются преступными. Но многие недобросовестные бизнесмены используют их для отмывания доходов, сокрытия от налогов. Против таких предпринимателей и направлена деофшоризация в РФ.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector