Самые частые ошибки спецрежимников проанализировали налоговики

Налоговики проанализировали самые частые ошибки спецрежимников

Информацию об ошибках и нарушениях, которые чаще всего выявляются при проверках спецрежимников, разместили в интернете удмуртские налоговики.

Например, упрощенцы обычно:

  • не соблюдают условия и ограничения по численности, доходу, доле участия;
  • неправомерно пользуются пониженными ставками;
  • занижают в декларациях выручку и доходы от продажи имущества;
  • неправильно формируют и отражают в декларации убытки;
  • неправомерно или неправильно уменьшают налог на взносы.
  • не соблюдают условия по численности, доле участия и др.;
  • необоснованно занижают ставку до 7,5%;
  • неправомерно уменьшают налог на взносы;
  • не сдают отчетность по иным системам налогообложения при получении доходов, не подпадающих под вмененку.
  • показатели, заявленные при получении патента, часто не соответствуют деятельности предпринимателя, объему и характеру
  • выполненных работ (услуг);
  • деньги на счет поступают с назначением, не соответствующим патентному виду деятельности;
  • неправомерно применяется нулевая ставка.

Типичные ошибки предпринимателей при прохождении налоговых проверок. Как снизить риски.

Налоговая проверка — непростое испытание для руководителя и главного бухгалтера компании вне зависимости от ее размера, организационно-правовой формы и масштабов деятельности.

И хотя, как заявил в своем интервью глава ФНС Михаил Мишустин, «Федеральная налоговая служба изменила подход к организации контрольных мероприятий, сосредоточившись на качестве, а не на количестве проверок налогоплательщиков» («Российская Бизнес-газета» №824 от 22.11.2011), в ближайшее время ослабления внимания со стороны государства в области налоговых проверок ожидать не приходится.

Таким образом, раньше или позже, но каждому налогоплательщику приходится сталкиваться с налоговой проверкой. Естественное желание снизить риски, возникающие в ходе налоговых проверок, не всегда приводит к положительным результатам. Стараясь хоть как то уменьшить неприятные последствия в виде доначислений налогов, пени и штрафов, налогоплательщики очень часто допускают ошибки, которые только ухудшают их положение.

Почему налогоплательщики допускают ошибки?

Во-первых, это связано с отсутствием опыта. Сотрудники финансовых служб и бухгалтерии, а также штатные юристы, как правило, обладают опытом только в своей, узкоспециализированной, отрасли. Как противодействовать незаконным требованиям и действиям проверяющих, а также вовремя предпринять правильные действия, позволяющие защитить интересы компании, знает далеко не каждый.

Во-вторых, проведение налоговой проверки зачастую сопровождается психологическим воздействием (давлением) со стороны сотрудников налоговых служб. Бытует мнение, что все требования налоговых инспекторов, скорее всего, законны, и во избежание неприятностей лучше их выполнять.

Наиболее распространенные ошибки налогоплательщиков.

1. Неиспользование налогоплательщиком законного права на отсрочку в предоставлении документов.

Многие предприниматели не пользуются возможностью получения отсрочки и спешат представить документы в установленные законодательством сроки.

Согласно п.3 ст. 93 Налогового Кодекса РФ документы передаются в налоговый орган в течение 10-ти рабочих дней с момента получения соответствующего требования.

Вместе с тем налогоплательщик может воспользоваться законным правом об отсрочке в предоставлении документов в более поздний срок в соответствии с тем же п.3. ст. 93 Налогового Кодекса РФ. Для этого необходимо написать заявление в течение одного дня с момента получения требования на имя руководителя налогового органа и указать соответствующую причину. Такими причинами могут быть большой объем первичных документов, болезнь руководителя или главного бухгалтера, а также очередной отпуск первых лиц. Желательно приложить к заявлению справку о количестве документов, табель рабочего времени или приказ о предоставлении отпуска.

На практике, в 90% случаях, налоговые органы удовлетворяют ходатайство налогоплательщика. Тем самым, у компании появляется драгоценный ресурс – время. Можно не спеша подготовить все необходимые документы, тщательно проанализировать их на предмет наличия ошибок и противоречий, при возможности внести необходимые исправления или произвести замену (если это не противоречит действующему законодательству).

2. Передача документов непосредственно налоговому инспектору. Предоставление пояснений по телефону или в личной беседе.

Налоговые инспекторы очень часто злоупотребляют своим служебным положением, делая звонки на рабочие, и даже мобильные, телефоны руководителей и главных бухгалтеров. По причине большой загруженности и нежелания оформлять лишние бумаги проверяющие просят объяснить интересующие их факты или дать пояснения непосредственно в личной беседе.

Делать этого налогоплательщик не обязан, поскольку действия налоговых органов в отношении предоставления документов и получения письменных пояснений регламентируются Налоговым Кодексом, а именно пп.1, 2 ст. 93 Налогового Кодекса РФ в части порядка предоставления документов и ст. 90 Налогового Кодекса РФ в части предоставления пояснений в качестве свидетеля.

Если звонок от проверяющего все-таки поступил, необходимо в спокойном деловом тоне попросить пояснить цель звонка и, сославшись на вышеуказанные нормы, попросить сделать официальный запрос в письменном виде. Такие действия в случае возникновения разногласий помогут компании для подтверждения своей позиции.

Передача документов по просьбе проверяющих лично на руки является еще одной распространенной ошибкой налогоплательщиков. Искренне желая снизить риски доначислений и привлечения к ответственности, компании оперативно реагируют на просьбы инспекторов и предоставляют документы.

Необходимо помнить, что предоставление документов должно осуществляться только по официальному запросу — на основании требования о представлении документов или сообщения о предоставлении пояснений. В таком случае налогоплательщик исключает риск не отражения отдельных фактов или документов в акте проверки или решении по результатам проверки.

Факт передачи документов необходимо зафиксировать документально – при помощи Реестра приема-передачи документов. Желательно подробно расписать –какие документы, в каком количестве и на скольких листах передаются. Тем самым будут снижены риски потери документов, а также исключена возможность со стороны налоговых органов повторно затребовать эту информацию в рамках другой проверки (п. 5 ст. 93 Налогового Кодекса РФ).

Важно оформить реестры в двух экземплярах. При предоставлении документов непосредственно в налоговую инспекцию необходимо на втором экземпляре попросить поставить штамп о получении с датой приема документов и подписью сотрудника налогового органа. При отправке документов по почте важно оформить такую отправку заказным письмом с описью вложения и с уведомлением о вручении.

3. Предоставление документов и информации, не относящихся к предмету проверки.

Сотрудники финансовых служб и главные бухгалтеры ошибочно считают, что при проведении проверок налоговые органы имеют практически неограниченные полномочия по запросу любой интересующей информации, касающейся финансово-хозяйственной деятельности проверяемого лица.

В связи с этим на проверку часто передаются все документы, указанные в требовании.

Например, для проверки понесенных компанией расходов, учтенных при расчете налога на прибыль, налоговики часто требуют не только первичные документы учета, договора с контрагентами, но и прочие документы, не имеющие отношения к проверяемому налогу. Это и товарно-транспортные накладные на доставку товара, и отчеты-расшифровки к актам оказанных услуг или выполненных работ, и оборотно-сальдовые ведомости по различным счетам бухгалтерского учета.

Предоставлять подобную информацию налогоплательщик не обязан, поскольку налоговое законодательство не содержит четкого перечня иных предоставляемых на проверку документов. Более того, дополнительная информация может послужить толчком к более углубленному анализу деятельности проверяемого лица, что в свою очередь может привести к еще большим претензиям со стороны налоговых органов.

Отвечая на требование, необходимо, по возможности, дать письменные пояснения в отношении документов, затребованных инспекцией неправомерно. Пояснения обязательно должны содержать сведения о том, почему истребование определенных документов незаконно, привести ссылку на нормы налогового законодательства, подтверждающие правомерность позиции по непредставлению таких документов для проверки. Например, при истребовании отчетов-расшифровок по актам выполненных работ стоит сослаться на ст. 252 Налогового Кодекса РФ и на п. 2 ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ от 21.11.1996 «О бухгалтерском учете» в соответствии с которыми расходы подтверждаются актами выполненных работ, которые составлены по соответствующей форме и содержат необходимые реквизиты. Обязательного условия представления прочих документов, подтверждающих обоснованность произведенных расходов, Налоговый Кодекс не содержит.

4. Отсутствие ответственного лица за предоставление документов и информации налоговым инспекторам при выездной проверке. Отсутствие у сотрудников компании алгоритма действий при общении с налоговыми инспекторами.

Как правило, общение с проверяющими при выездной проверке берет на себя главный бухгалтер компании. Именно он представляет необходимые документы, дает пояснения инспекторам по интересующим вопросам. Опросу подвергается и руководитель. Исходя из сложившейся практики налоговых проверок, таких пояснений зачастую бывает недостаточно, и инспекторы опрашивают других сотрудников компании — руководителей подразделений, менеджеров по продажам, сотрудников бухгалтерии, склада и т. д.

В результате возникает ситуация, когда сотрудники по одной и той же хозяйственной операции или сделке могут дать различные, противоречивые сведения, что в свою очередь может привести к еще большим потерям в виде доначислений налогов, пени и штрафных санкций.

Предотвратить подобное развитие событий возможно, если заранее провести разъяснительную работу с работниками. Желательно разработать и раздать памятку, в которой подробно прописать действия сотрудников по отношению к налоговым инспекторам. Каждый должен четко знать, какие сведения можно передать, а какие нежелательно. При даче пояснений сотрудники должны ссылаться на отсутствие возможности передачи документов или информации в силу ограничения полномочий и должностных обязанностей.

Руководителю стоит заранее определить сотрудника, который будет ответственным лицом за передачу документов и предоставление информации. Им может быть или главный бухгалтер, или юрист компании, или иное лицо, владеющее ситуацией. Это позволит избежать возникновения осложнений с «недостоверными» показаниями свидетелей и лишить налоговую инспекцию дополнительных козырей для привлечения предпринимателя или компании к налоговой ответственности.

Как видите – соблюдая всего лишь несколько правил и не допуская ошибок, можно значительно снизить риски наступления негативных последствий по итогам налоговых проверок.

Типовые нарушения налогового законодательства

Автор: Надежда Игнатьева, старший бухгалтер отдела бухгалтерского учета компании «ГЭНДАЛЬФ»

Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», сентябрь 2017 г.

На официальном сайте ФНС ежегодно появляется список самых распространенных нарушений налогового законодательства выявленных при проверках за последние три года. При проверках инспекторы особое внимание уделяют хозяйственным операциям, уменьшающим налогооблагаемую базу. Рассмотрим их подробнее.

Налог на прибыль

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются экономически обоснованные и документально подтвержденные затраты. В Федеральном законе № 402-ФЗ от 06.12.2011 г. в ред. от 23.05.2016 г. в п. 1 ст. 9 о первичных учетных документах говорится: «Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок».

Читать еще:  Повременно-премиальная система оплаты труда - это…

Рассмотрим ситуации, когда этот пункт нарушается.

Наиболее распространенная ошибка, когда один и тот же документ вносится в программу дважды: оригиналы актов выполненных работ по услугам связи, ремонту, аренде и пр. иногда, предоставляются с опозданием в 2-3 месяца и налогоплательщики, чтобы зачесть расходы кварталом, в котором был выставлен акт, заносят в его в базу, распечатав с сайта поставщика (не путать с документом, переданным по ЭДО). Далее, когда через некоторое время приходят оригиналы, их вносят повторно.

Чтобы исключить такие ситуации, рекомендуется проводить ежемесячные сверки с поставщиками, или же нужно будет сделать операцию «сторно документа», чтобы не сдавать корректировочную отчетность.

При совмещении ЕНВД и ОСНО налогоплательщик обязан вести раздельный учет доходов и расходов. И если разделение доходов по видам деятельности не вызывает затруднения, то с расходами определиться сложнее. Например, в организации, занимающейся оптовой и розничной торговлей, числится продавец (ЕНВД), водитель, который развозит товар оптовым покупателям (ОСНО), расходы на их зарплату легко учесть. А вот с разделением зарплаты бухгалтера, уборщицы возникают трудности. Для правильного распределения расходов можно руководствоваться письмом Минфина № 03-11-04/3/43 от 04.10.2006 г. и абз. 4 п. 9 ст. 274 НК РФ.

Ошибки могут возникнуть при начислении амортизации по неиспользуемым в производстве основным средствам – п. 1 ст. 257. В процессе изготовления продукции не все ОС постоянно задействованы в технологическом процессе, что может быть обусловлено спецификой продукции. В таком случае организация не нарушает закон, но если ОС не используется (и это не временный простой), а амортизационные отчисления идут и, соответственно, уменьшают налогооблагаемую базу, то это может быть расценено как необоснованный учет расходов.

При проверке неправомерное принятие расходов к учету должно быть доказано налоговым инспектором, но лучше не создавать подобных ситуаций и отслеживать все имеющиеся на балансе ОС на подобные ситуации.

Еще одна часто встречающаяся ошибка – в расходную часть включена утрата объекта ОС в результате форс-мажорных обстоятельств (стихийное бедствие, затопление помещения, произошедшее не по вине владельца/арендатора), но без документального подтверждения и верного оформления.

Согласно п.3 ст. 623 ГК РФ если арендатор внес в арендованное имущество (обычно, здания, сооружения) неотделимые улучшения без согласия арендодателя, то расходы на это не подлежат возмещению. Поэтому, если вы планируете подобные работы, то лучше заключить дополнительное соглашение к договору аренды, предусматривающее возмещение расходов.

И, конечно, даже не ошибкой, но прямым нарушением будет включение в расходы фиктивных сделок, заключенных с фирмами однодневками и между взаимозависимыми лицами (п. 1 ст. 252, ст. 253, пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ) или сокрытие доходов от реализации.

Первая ошибка – налогоплательщик занизил налоговую базу путем неправомерного или неправильном применения льгот (ст. 149 НК РФ). Такая ситуация может возникнут, если бухгалтер не учел, например, что реализация не всех медицинских товаров освобождается от уплаты НДС, часть проходит по ставке 10%. В п. 2 ст. 164 НК РФ сказано, что реализация изделий медицинского назначения облагается НДС по ставке 10%, а реализация важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники отечественного и зарубежного производства согласно пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ полностью освобождается от налогообложения на территории РФ. Подобная ситуация может возникнуть при продаже программных продуктов, баз данных и пр., указанных в пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ. В этой статье указано, что реализация должна происходить на основании лицензионного договора.

Поэтому при выборе ставки «Без НДС» в документе в базе, убедитесь, что у вас заключен именно лицензионный (сублицензионный) договор, а не договор купли-продажи или поставки.

Следующая ошибка обычно не влечет финансовых последствий для налогоплательщика, но привлекает ненужное внимание инспекторов ФНС к организации. Это принятие к учету документа поступления датой более ранней, чем его выставил поставщик. При внесении в программу большого количества документов, бывают досадные случаи ошибок в дате. Если сумма документа достаточно велика (более 50 000 руб.), то вам может поступить запрос из налоговой с требованием пояснения отражения операции, которой нет у поставщика. В ответ следует написать, что была совершена непредумышленная ошибка и она будет исправлена в корректировочной декларации или же будет сделана операция «сторно документа» и поступивший документ будет исправлен с помощью – на усмотрение плательщика налога.

Для исключения таких ситуаций можно воспользоваться сервисом, имеющимся в программе «1С:Бухгалтерия 8», ред. 3.0 «Сверка данных учета НДС» (меню «Отчеты» — «НДС»). Выбираем нужные параметры и запускам сверку. Но данный сервис будет работать только в случае обоюдного его использования: вами и контрагентом.

Другой ошибкой будет необоснованное применение ставки 0% или завышение налоговых вычетов, положенных при подобных операциях – ст. 165, п. 9 ст. 167 НК РФ. При камеральной проверке налогоплательщик обязан предоставить инспектору документы, подтверждающие его право на применение этой ставки, также сотрудник ФНС имеет право запросить документы, подтверждающие обоснованность суммы налоговых вычетов.

Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты по НДС можно зачесть только в том случае, если они подтверждены счетом-фактурой от поставщика. Во избежание подобного нарушения следует тщательно проверять комплекты полученных документов на наличие счета-фактуры. К сожалению, часто бывает, что при выставлении акта/накладной поставщик забывает про счет-фактуру.

Еще одна ошибка – плательщик налога не восстановил суммы НДС с предоплаты, ранее принятые к вычету (пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Также нельзя принимать к учету счета-фактуры, если с момента окончания налогового периода, в котором они были выписаны, прошло 3 года (ст. 166, ст. 171, п. 2 ст. 173 НК РФ).

Отчетный период при УСН – год, но рассмотрим типичные ошибки, чтобы исправить их, пока есть возможность не пересдавать декларации.

При налоговой проверке инспектор будет ориентироваться на то, какой вид УСН вы применяете: доходы или доходы минус расходы. При ставке 6 % (Доходы), расходная часть не будет интересна проверяющему, так как нарушения в ней не ведут к уменьшению налогооблагаемой части.

Согласно п. 3 ст. 346.12, п. 4 ст. 346.13 НК РФ, неправомерно применение УСН в связи с нарушением показателей, предоставляющими право на ее применение:

если организация имеет филиалы или представительства;

если применяется ЕСХН, доход по итогам отчетного периода превысил 150 млн руб. или численность сотрудников стала больше 100 человек.

Если с филиалами и численностью сотрудников нет сложностей, то резко выросшая прибыль может «подвести» плательщика налога. Следует проводить ежеквартальный анализ планируемой прибыли, чтобы можно было подготовиться к тому, что УСН будет недоступна организации/ИП в следующем налоговом периоде.

Ошибкой будет, если налогоплательщик исчислил, но не уплатил в данном налоговом периоде суммы на обязательное пенсионное страхование, суммы по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, ОМС и НС ПЗ, что регулируется пп. 1 п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ.

К сожалению, иногда в организациях на УСН нет тщательной проверки документов на соответствие требованиям законодательства. Организации/ИП иногда самостоятельно разрабатывают формы первичных учетных документов или изменяют под свои нужды уже существующие, но при этом теряются реквизиты, которые обязательно должны быть в «первичке» согласно ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ. Или же к учету принимаются документы, которые не могут заменять собой акты/накладные (ст. 346.16, 346.17 НК РФ).

Налогоплательщик, который выбрал УСН «Доходы минус расходы», не исчислил минимальный налог по окончанию отчетного периода, который обязывает начислять п. 7 ст. 346.18 НК РФ.

При совмещении УСН и ЕНВД доходы от УСН были учтены как доходы от ЕНВД (п. 1 ст. 346.15 НК РФ). Если у вас обнаружена подобная ошибка, то вам нужно обязательно указать факты, которые докажут, что это было не предумышленное нарушение.

При применении УСН на 15% в расходной части учтены затраты, которых нет в перечне п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

Конечно же, самое очевидное нарушение, это применение ЕНВД по услугам и работам, не перечисленным в п. 2 ст. 346.26 НК РФ.

Далее, согласно пп. 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ площадь торгового зала не должна превышать 150 кв. м, также нарушением считается владение площадью торгового зала более 150 м кв. взаимозависимыми лицами.

Так же, как и при УСН, если налогоплательщик исчислил, но не уплатил в данном налоговом периоде суммы на обязательное пенсионное страхование, суммы по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, ОМС и НС ПЗ, это считается нарушением (пп. 1 п. 2.1 ст. 346.21 НК РФ).

Нарушением будет занижение размера ЕНВД путем предоставления неверных данных о количестве работников и площади торгового зала (ст. 346.27, ст. 346.29 НК РФ).

Нарушение пп. 1 п. 2 ст. 346.2 НК РФ – если при реализации продукции, объем сельскохозяйственной продукции составил менее 70 %.

Также нарушением будет, если не подтверждены документально расходы (п. 1 ст. 252 НК РФ) на приобретение семян, кормов, удобрений и пр. (пп. 5 п. 2 ст. 346.5, п. 3 ст. 346.5).

Основными нарушениями в ПСН являются утрата права на применение патентной системы налогообложения (пп. 3 п. 6 ст. 346.45 НК РФ) и несоответствие осуществляемой деятельности, той, которая указана в выданном патенте (п. 2 ст. 346.25 и п.2 ст. 346.43 НК РФ).

Налог на имущество организаций

Определение амортизационной группы и сроков полезного использования ОС, иногда затруднительно и возникают ошибки – если они привели к занижению базы для исчисления налога, то будьте готовы к вопросам инспектора, штрафам и доначислению налога. Поэтому, перед тем как принять имущество к учету, проконсультируйтесь со специалистом.

Если объекты недвижимости, числящиеся как имущество организации, находятся далеко от местонахождения самой организации или филиалов, и редко используются (или не используются совсем), выпадают из поля зрения бухгалтера, и нарушается ст. 385 НК РФ, согласно которой налогоплательщик обязан исчислить и уплатить налог на имущество по объектам недвижимости.

Читать еще:  Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение

Транспортный налог

Основное – ст. 361 НК РФ – неверная налоговая ставка, определяемая соотношением мощности автомобиля. Чтобы верно рассчитать налог можно воспользоваться следующими рекомендациями:

возьмите таблицу ставок, установленных в вашем регионе;

узнайте мощность двигателя автомобиля, который числится у вас на балансе;

также может потребоваться год выпуска автомобиля;

найдите подходящую вам по параметрам графу в таблице и умножьте указанную в ней цифру на мощность двигателя ТС.

Налоговые проверки: как ошибаются налоговики

Нарушения серьезные и не очень

По закону несоблюдение должностными лицами налоговых органов при проведении проверок требований НК РФ может служить основанием для отмены вынесенного решения. Об этом прямо говорит п.14 ст. 101 НК РФ.

В силу данного пункта нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является достаточным основанием для отмены решения, вынесенного по ее итогам. В этом случае налогоплательщик, в отношении которого проводилась проверка, не будет считаться привлеченным к ответственности. Штрафы аннулируются.

Казалось бы, хорошая новость, можно судиться и отстаивать свои права. Но, что самое интересное, статья 101 НК РФ не дает точного определения понятию “существенные нарушения”.

Указанная статья выделяет лишь несколько существенных условий, несоблюдение которых отменяет результаты проверки:

  • обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения ее материалов;
  • обеспечение возможности представить свои объяснения по собранным материалам.

Нарушение этих условий влечет безусловную отмену принятого инспекцией решения (п.14 ст.101 НК РФ). Отменить решение может как вышестоящий налоговый орган, так и арбитражный суд.

Напомним, начиная с 01.01.2014, законодателем был введен обязательный досудебный порядок обжалования всех без исключения ненормативных актов налоговых органов, а также действий или бездействия их должностных лиц (норма внесена в НК РФ Федеральным законом от 02.07.2013 N 153-ФЗ). Поэтому, если вынесенное с нарушениями решение инспекции не было обжаловано в вышестоящий орган, не сможет оно быть обжаловано и в суде (см., например, Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17 октября 2016 г. по делу № А75-14467/2015).

Стоит сразу оговориться, что само по себе направление извещения о рассмотрении материалов проверки отнюдь не означает соблюдения налоговиками законной процедуры. Например, если налогоплательщик получает извещение уже после принятия решения о привлечении его к налоговой ответственности, такое извещение не будет считаться надлежащим.

Уведомление должно направляться заблаговременно, и налогоплательщик должен быть проинформирован о том, что оно действительно пришло по указанному им адресу. В противном случае принятое инспекторами решение может быть признано незаконным по причине допущения существенных нарушений (см. например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.02.2014 года № А19-1342/2013).

Все же прочие «вольности» налоговиков к критическим нарушениям не относятся. Однако и они могут послужить основанием для отмены вынесенного решения.

В соответствии со статьей 89 НК РФ выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев. Как правило, для продления проверки у налоговиков должны быть веские основания – получение информации от правоохранителей, утаивание документов, большой объем проверяемой информации, обстоятельства непреодолимой силы и т.п.

На деле же эти сроки могут вообще не соблюдаться. Грубым нарушением в соответствии со статьей 101 НК РФ это не считается. К намеренному затягиванию налоговиками сроков проведения проверок суды по большей части относятся снисходительно. Причем правом на затягивание проверки налоговиков наградил ни кто иной, как Конституционный Суд РФ.

Еще в Постановлении от 16.07.2004 года № 14-П КС РФ признал, что срок проведения выездной налоговой проверки составляет лишь время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика. В этот срок не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику требования о представлении документов и представлением этих документов. К проверке относится время проведения инвентаризации, осмотра (обследования) территорий и помещений, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода, выемки документов и предметов, а также изучения документов налогоплательщика непосредственно на его территории.

Что касается встречных проверок, а также экспертиз, то время их проведения не засчитывается в срок проведения проверки (пункт 9 статьи 89 НК РФ). Фактически это означает, что проверка может приостанавливаться и возобновляться сколько угодно раз – все зависит от воли проверяющих. Оспорить действия проверяющих по этому основанию будет проблематично, учитывая позицию КС РФ.

Между тем, очевидно, что проверка не может длиться вечно, несмотря на основания, по которым она прерывается и возобновляется. На это обстоятельство обратил внимание Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 18.03.2008 года № 13084/07. В данном деле речь шла об оспаривании решения инспекции, вынесенного по результатам проверки, затянутой почти на год. Суд признал такое решение незаконным и противоречащим нормам НК РФ. Судьи пояснили, что регламентация сроков проведения выездных налоговых проверок направлена на достижение равновесия интересов участников налоговых отношений. Из материалов дела было видно, что проверка проводилась в течение 11 месяцев. Это свидетельствует о нарушении инспекцией принципа недопустимости избыточного применения мер налогового контроля. Убедительных доказательств обоснованности столь длительного срока проведения проверки инспекция не представила. А длительный срок проведения проверки — прямое нарушение целей налогового администрирования, которые не могут иметь дискриминационного характера, препятствующего предпринимательской деятельности налогоплательщика.

Дополнительные мероприятия налогового контроля

Как мы уже отметили, неучастие предпринимателя в рассмотрении материалов проверки по вине налоговиков влечет недействительность принятого решения (статья 101 НК РФ). Однако налоговики быстро научились трактовать эту норму в свою пользу и скрывать проведение проверки под так называемыми “дополнительными мероприятиями налогового контроля”.

Логика фискалов здесь примерно следующая – налогоплательщик должен участвовать лишь в рассмотрении материалов самой проверки. В то же время дополнительные мероприятия к проверке относятся постольку-поскольку. Соответственно, и уведомлять компанию об их проведении необязательно.

На ошибочность подобной позиции обратил внимание Президиум ВАС РФ в Постановлении от 16.06.09 года № 391/09. Суд указал, что вынесение налоговым органом решения о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля (п.6 ст. 101 НК РФ) необходимо только для получения дополнительных доказательств, подтверждающих факт нарушений законодательства о налогах и сборах. То есть, дополнительная проверка не является завершающей стадией производства по делу о налоговом правонарушении.

Таким образом, должно быть обеспечено участие проверяемой компании или ИП в рассмотрении имеющихся у налогового органа материалов на всех стадиях налогового контроля. Результаты проведения дополнительных мероприятий являются составной частью материалов налоговой проверки. Инспекция должна обеспечить возможность участия налогоплательщика в рассмотрении материалов налоговой проверки с учетом результатов проведения дополнительных мероприятий налогового контроля. При этом налогоплательщик должен иметь возможность ознакомиться с данными материалами проверки и представить свои возражения.

И если решение было вынесено с учетом информации, полученной в результате проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля и без извещения плательщика, то оно подлежит обязательной отмене.

Более того, арбитражные суды сходятся во мнении, что дополнительные контрольные мероприятия просто так назначаться не могут. Для этого необходимы должные основания (ст.88 НК РФ). В противном случае происходит незаконное затягивание проверки. На это обратил внимание Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 19 октября 2016 г. № А63-9534/2015.

Суд указал, что решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля должно иметь веские основания, то есть должно быть мотивировано. Суд установил, что на момент принятия решения о проведении дополнительных мероприятий инспекция уже располагала результатами проверки в отношении общества. В том числе, и по тем эпизодам, которые были описаны в акте камеральной налоговой проверки. Иными словами, необходимости в дополнительной проверке не было. Поскольку фискалы не мотивировали свое решение, их действия были признаны незаконными.

Проверочные мероприятия в период приостановления проверки

Приостановление проверки – легальный способ, к которому часто прибегают налоговики в целях затянуть проведение контрольных мероприятий. Логично предположить, что на период приостановления проверяющие должны прекратить любые мероприятия в отношении налогоплательщика и оставить его в покое. Однако, это не так.

П. 9 ст. 89 НК РФ гласит, что на это время прекращаются лишь действия налоговиков по истребованию документов у самого налогоплательщика, а также проверочные действия на его территории. Иными словами, проверка может продолжаться, но только без участия самого проверяемого. Налоговики имеют полное право на встречные проверки, истребование информации у контрагентов и третьих лиц, а также сбор информации у правоохранительных органов.

При этом судами неоднозначно трактовалась возможность допроса в это время свидетелей, которые являются работниками проверяемого предприятия. Суды в спорной ситуации часто вставали на сторону налогоплательщика. Например, ФАС Московского округа в Постановлении от 06.07.2011 года № КА-А40/6921-11. Материалами дела подтверждалось, что в период приостановления выездной налоговой проверки сотрудниками инспекции, не включенными в состав проверяющих, проведены допросы 282 работников общества. Они допрашивались по месту нахождения налогового органа в рабочее время с отрывом от основной работы. На основании этого суд кассационной инстанции пришел к выводу о нарушении налоговым органом требований статьи 89 НК РФ.

Точку в вопросе поставил Пленум ВАС РФ в Постановлении от 30.07.2013 года № 57. Пленум подтвердил, что в период приостановления проверки налоговый орган не лишен права осуществлять действия вне территории налогоплательщика, если они не связаны с истребованием у него самого документов. Кроме того, налогоплательщик обязан представить налоговому органу те до­кументы, которые были запрошены до момента приостановления проверки.

То есть, вызов и опрос свидетелей, в том числе и из работников проверяемого налогоплательщика, возможен и в период приостановления проверки. Главное, чтобы опрос проводился не на проверяемой территории. Таким образом, оспорить решение инспекции по этому основанию уже не получится.

В ходе проверки возможен и так называемый человеческий фактор — налоговики могут допускать процедурные и формальные нарушения. Все они не относятся к критическим. Судебная практика в настоящий момент исходит из того, что допущение формальных и процедурных нарушений не может повлечь за собой отмену принятого решения.

Читать еще:  Как рассчитывается неустойка по договору займа?

Так, акты налоговиков могут не соответствовать утвержденным формам, материалы проверки могут содержать неточности, описки, исправления, помарки (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 31.01.2013 года № А61-907/2012). Контролеры могут опоздать с принятием решения по итогам рассмотрения собранных материалов (Постановление ФАС Московского округа от 29.07.2016 года № А40-173838/2015). В принимаемых решениях могут отсутствовать характеристики совершенного плательщиком правонарушения, отсутствовать важные обстоятельства дела, а сам проверяемый может быть ознакомлен только с частью представленных материалов (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.02.2014 года № А70-1252/2013). Более того, принятый акт может быть даже подписан неизвестно кем (Постановление ФАС Уральского округа от 10.10.2014 года № Ф09-6462/14). Но отмену решения все это не повлечет.

Как показывает анализ п.12 ст.101.4 НК РФ, чтобы отменить решение налоговиков, оно должно отвечать двум обязательным условиям. Во-первых, быть принято с нарушением указанных в НК РФ требований, а во-вторых, это решение должно нарушать права налогоплательщика.

Иными словами, указанные нарушения условно считаются безобидными. Правда, только до тех пор, пока они не приводят к принятию неправомерного решения (п.14 ст.101 НК РФ). Одно из таких решений было рассмотрено в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.02.2013 года № А78-4232/2012. Так, принятое налоговиками решение содержало предложение уплатить недоимку по налогу, которая не была указана в акте выездной налоговой проверки. Также налогоплательщику не были направлены запрошенные у него первичные документы, по которым был доначислен налог.

Суд установил, что акт налоговой проверки не содержал информацию об обстоятельствах выявления недоимки по налогу в спорном размере. Кроме того, первичные документы, явившиеся основанием для увеличения сумм выявленной недоимки, обществу не направлялись. В результате суд пришел к выводу, что у налогоплательщика не имелось возможности ознакомиться с обстоятельствами вменяемого ему правонарушения и представить свои возражения. В конечном счете, принятие спорного решения привело к незаконному доначислению налога, что, бесспорно, нарушает права налогоплательщика.

Суд подтвердил, что подобные действия инспекторов свидетельствуют о безусловном нарушении требований ст.101 НК РФ к процедуре рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения решения по ее результатам. В итоге решение инспекции было признано незаконным.

Таким образом, анализ судебной практики показывает, что основанием для отмены принимаемых налоговиками решений могут служить и те нарушения, которые прямо не указаны в статье 101 НК РФ в качестве существенных. Но для этого налогоплательщику придется постараться. В суде предстоит доказать не только то, что действия проверяющих нарушают нормы закона, но также и то, что в результате таких нарушений происходит прямое ущемление прав проверямой компании или ИП.

12 критериев для выездной налоговой проверки

Если для налоговой проверки есть веские основания, инспекторы не будут выжидать «положенные» 3 года после создания компании. Придут, проверят, а при наличии нарушений — доначислят и оштрафуют. В течение года проверить могут дважды, но в рамках одного налога — только один раз. Сегодня речь пойдет о том, кто попадает в поле зрения ИФНС и берется «в разработку» для проведения ВНП. Для этого существуют определенные критерии.

Налоговая нагрузка

Налоговая нагрузка является очень важным показателем — чем она больше, тем большую часть своего дохода бизнесмен отдает в виде налогов. Рассчитывается налоговая нагрузка по формуле:

Сумма налогов / Выручка * 100%

Обратите внимание! НДФЛ, который работодатель оплачивает за работников, включается в расчет суммы налогов, а страховые взносы — нет.

Для каждой отрасли рассчитывается собственный уровень налоговой нагрузки. Если у бизнесмена этот уровень ниже среднего по отрасли, то его шансы попасть в план проверок увеличиваются.

Например, в сфере общепита уровень налоговой нагрузки — 9,5%. Допустим, бизнесмен заработал на своем кафе в год 10 млн рублей и из них уплатил в виде налогов 600 тыс. рублей. Уровень налоговой нагрузки составит 600 000 / 10 000 000 * 100% = 6%, что ниже, чем в среднем по отрасли. Это не значит, что бизнесмен автоматически попадет в план проверок, но вероятность такого развития событий возрастет.

Постоянные убытки в течение двух и более лет подряд могут вызвать у налоговых инспекторов подозрение. Не создаются ли они искусственно с целью не платить налоги? Это может стать дополнительным камушком на весах в пользу налоговой проверки.

Низкий уровень заработной платы

Росстат ведет статистику среднего уровня заработной платы по видам экономической деятельности в каждом регионе. Если бизнесмен платит своим сотрудникам меньше, в налоговой могут посчитать:

  • что зарплата платится в конверте;
  • что сотрудники работают без оформления.

Нарушения налицо. Во-первых, ущемляются права трудящихся в компании лиц. Во-вторых, не полностью уплачивается НДФЛ и страховые взносы.

Отсутствие реакции на запросы

Когда налоговый орган направляет компании или предпринимателю требование представить пояснения, на ответ отводится 5 дней. Если это требование проигнорировать или пояснить ситуацию не полностью, не предоставить необходимые документы, не объяснить несостыковки и так далее, можно стать кандидатом на налоговую проверку.

Мигрирующая компания

В данном случае под миграцией понимается переход из одной ИФНС в другую связи со сменой адреса. В целом в этом нет ничего страшного — это может быть обусловлено вполне объективными причинами. Однако если бизнес мигрирует периодически, то это может заставить налоговиков задуматься — не пытается ли он таким образом уйти из поля зрения старой ИФНС.

Аффилированные посредники

Само по себе ведение бизнеса с привлечением посредников не является нарушением. Но если их слишком много и/или они взаимозависимы, это может вызвать подозрение инспекторов. Такая же реакция будет и на крупные сделки со вновь организованными фирмами. ФНС всеми силами старается бороться с однодневками, которые используются в налоговых схемах и при обналичивании денежных средств.

Взаимодействие с ненадежными контрагентами

В список кандидатов на выездную проверку можно угодить не только за собственные прегрешения, но и за то, что бизнесмен оказался в плохой компании. Ведь выбирая контрагентов, он должен проявлять осмотрительность. Если среди партнеров фигурируют однодневки, ФНС может заподозрить фирму в желании получить необоснованную налоговую выгоду. Либо обвинить как минимум в том, что руководство не предприняло должных мер безопасности и не провело проверку контрагента.

Такая проверка подразумевает запрос учредительных документов, подтверждение полномочий и личности директора, проверку информации о компании в открытых источниках, а также получение данных из Реестра юридических лиц или ИП. Рекомендуем прочитать подробную статью о том, как оценить надежность партнера и отвести от себя подозрения налоговиков.

Контрагенты-однодневки опасны тем, что могут не уплатить НДС, который вы заявляете к вычету. Если есть подозрение, что кто-то из контрагентов мог поступить столь недобросовестно, рекомендуется исключить предъявленные ему суммы НДС из вычетов. А если такие вычеты уже заявлены, восстановить налог и подать уточненную декларацию.

Пограничные показатели у спецрежимников

Для применения специальных налоговых режимов в Налоговом кодексе установлены определенные предельные показатели. Как только они будут превышены, применять налоговый режим будет запрещено.

Например, для УСН установлены такие значения:

  • объем годового дохода должен быть не более 150 млн рублей;
  • остаточная стоимость основных средств — также не более 150 млн рублей;
  • доля организаций в Уставном капитале — не более ¼;
  • количество работников — не более 150 человек.

Если в течение года, например, годовой доход приближается к указанной сумме, а потом «откатывает» назад, это может вызвать подозрение. Не занижается ли доход для того, чтобы и дальше можно было применять УСН? То же самое касается и остальных предельных значений.

Превышена безопасная доля вычета НДС

Если субъект бизнеса применяет общий режим налогообложенияи вычитает НДС, ему нужно следить за безопасной дол ей вычета . Есть федеральный пороговый размер этот значения — на сегоднящний день он составляет 89%. Также этот показатель рассчитывается ежеквартально по каждому региону — инспекция будет ориентироваться именно на него.

Низкий уровень рентабельности

Рентабельность — это показатель эффективности использования ресурсов. Рентабельность продаж рассчитывается по формуле:

Прибыль от реализации / Себестоимость * 100%

Рентабельность активов рассчитывается так:

Прибыль / Активы * 100%

Для примера рассчитаем рентабельность продаж. Пусть владелец кафе получил по итогам года прибыль в размере 600 тыс. рублей, а себестоимость его продукции составила 7 млн рублей. Рентабельность продаж составит:

600 000 / 7 000 000 * 100% = 8,57%

По окончании каждого года ФНС рассчитывает рентабельность каждой сферы деятельности. В общепите она составляет 7%. Получается, что бизнесмен из примера по рентабельности продаж выше эталонного уровня. Это значит, что по этому показателю он находится вне зоны риска.

Рост расходов превышает рост доходов

Расходами считаются затраты бизнеса, которые уменьшают налоговую базу. Если они растут быстрее, чем доходы, то это повод для подозрений. Может быть, дело в конъюнктуре рынка, которая сложилась на данный момент, или в не очень эффективном управлении. Но не исключено, что бизнесмен завышает свои расходы или же скрывает доходы, чтобы платить меньше налогов.

Расходы предпринимателя приближаются к его доходам

ИП на основном налоговом режиме уплачивает НДФЛ с собственных доходов, уменьшенных на размер налоговых вычетов — подтвержденных документально расходов. Если расходы приближаются к доходам, то и налог платить не с чего. Поэтому при очень больших расходах может возникнуть подозрение в том, что они завышаются искусственно.

Считается, что безопасная доля вычетов ИП составляет 83%. Если в течение двух лет расходы предпринимателя составляют более 83% от доходов, то это может стать поводом для подозрений и назначения ВНП.

Важное заключение

Отбор кандидатов на выездную проверку — сложный многоступенчатый процесс, осуществляемый с применением специальных аналитических систем. Если по какому-то критерию вы попали в поле зрения ИФНС, это не значит, что завтра к вам постучат инспекторы. Решение о включении в план ВНП принимается с учетом суммы налогового нарушения, наличия доказательств, а также возможности взыскать недоимку.

Указанные выше критерии даны в большей степени для самоконтроля. Компаниям и предпринимателям рекомендуется периодически проверять свои показатели и своевременно устранять риски.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector