Только открылись: как посчитать выручку для освобождения от ндс?

Как определить размер выручки для освобождения от уплаты НДС?

  • Косульникова Марина | главный бухгалтер ООО «Галан»

Н алоговики в письме от 12.05.2014 № ГД-4-3/8911@ «О порядке определения выручки для целей применения статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации» отметили, что размер выручки в целях применения положений ст. 145 НК РФ следует рассчитывать только в отношении операций по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг), облагаемых НДС. Учитывая, что долгое время указанный вопрос был спорным, рассмотрим данную проблему подробнее.

Законодательство

Индивидуальные предприниматели с небольшими объемами реализации имеют право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС. Оно возникает, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) без учета налога . не превышает в совокупности 2 млн руб 1 (п. 1 ст. 145 НК РФ).

Если же в течение срока освобождения сумма выручки без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности превысила 2 млн руб., то право на льготу утрачивается. Сумма налога за месяц, в котором имело место указанное превышение, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в обычном порядке (п. 5 ст. 145 НК РФ).

Для исчисления данной льготы в налоговом законодательстве не предусмотрено исключений из суммы выручки, полученной от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), операций, не подлежащих обложению НДС либо не признающихся объектом налогообложения.

Позиция Минфина и ФНС России

Долгое время чиновники утверждали, что сумму выручки для целей применения п. 1 ст. 145 НК РФ следует определять исходя из выручки от реализации как облагаемых (в т.ч. по ставке 0%), так и необлагаемых товаров (работ, услуг), а также операций по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых территория Российской Федерации не признается. Данный вывод содержится в письмах Минфина России от 29.01.2013 № 03-07-11/1592, от 15.10.2012 № 03-07-07/107 и от 20.09.2012 № 03-07-07/94.

Впрочем, для некоторых операций фискалы все же делали исключение. Исходя из разъяснений, которые они давали 2 , при определении выручки не должны включаться:

  • суммы оплаты (частичной оплаты), полученные в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг);
  • выручка, полученная от деятельности, находящейся на ЕНВД;
  • суммы денежных средств, перечисленные в ст. 162 НК РФ, включая средства, полученные в виде санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров (контрактов), предусматривающих переход права собственности на товары (работы, услуги);
  • реализация товаров (выполнение работ, оказание услуг) на без­возмездной основе;
  • операции, перечисленные в подп. 2–4 п. 1 и п. 2 ст. 146 НК РФ;
  • операции, осуществляемые налоговыми агентами в соответствии со ст. 161 НК РФ.

Тем не менее не все так плохо. В последнем разъяснении ФНС прозвучало, что размер выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) в целях применения положений ст. 145 НК РФ следует рассчитывать только в отношении операций по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг), облагаемых НДС. Речь идет о письме ФНС России от 12.05.2014 № ГД-4-3/8911@.

Минфин России в письме от 24.01.2014 № 03-11-10/2510 предложил внести уточнение в п. 1 ст. 145 НК РФ в части определения суммы выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), имея в виду включение в расчет сумм, полученных от операций, как облагаемых, так и не облагаемых НДС.

Арбитражная практика

В большинстве своем судебная практика исходит из того, что предельный показатель выручки, дающий право на применение освобождения от НДС, должен рассчитываться только в отношении операций по реализации, облагаемых налогом на добавленную стоимость.

В постановлении Президиума ВАС РФ от 27.11.2012 № 10252/12 прозвучало, что освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика направлено на снижение налогового бремени в отношении лиц, имеющих незначительные обороты, облагаемые НДС. Поэтому предельный показатель выручки, дающий право на льготу, должен рассчитываться лишь в отношении операций по реализации, облагаемых НДС. Ведь только применительно к ним испрашивается соответствующее освобождение. При этом высшие арбитры указали на возможность пересмотра вступивших в законную силу судебных актов по делам со схожими фактическими обстоятельствами. Примером дальнейшей положительной практики являются постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 15.03.2013 по делу № А70-60/2012 и Северо­Западного округа от 17.04.2013 по делу № А13-372/2012.

Так что учету подлежит выручка только от тех операций, которые являются основой для исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость (постановления ФАС Восточно­Сибирского округа от 18.01.2011 по делу № А19-9447/10 и Поволжского округа от 13.10.2011 по делу № А12-398/2011).

Исходя из вышеизложенного при расчете указанной выручки не учитываются обороты по реализации товаров, совершенные в рамках деятельности, переведенной на ЕНВД (постановление Президиума ВАС РФ от 18.03.2003 № 9579/02).

Мы нашли судебные постановления, в которых арбитры поддержали налоговиков в части расчета для целей применения п. 1 ст. 145 НК РФ исходя из выручки от реализации как облагаемых, так и не облагаемых товаров (работ, услуг). Однако все указанные акты судов относятся к более раннему периоду, чем постановление Президиума ВАС РФ от 27.11.2012 № 10252/1.

При определении размера выручки, от которой зависит возможность предоставления права на освобождение от обязанностей плательщика НДС, подлежат учету все доходы налогоплательщика, как облагаемые НДС, так и освобожденные от налога (постановление ФАС Поволжского округа от 10.11.2011 по делу № А06-1875/2011). Исключение составляют только доходы от операций, не признаваемых в целях налогообложения реализацией товаров (работ, услуг), и операций, являющихся реализацией, но не признаваемых объектом обложения НДС (постановление ФАС Уральского округа от 01.11.2012 № Ф09-10415/12).

Позиция арбитров неоднозначна, однако исходя из последнего постановления высших арбитров и последовавших за ним постановлений федеральных арбитражных судов предельный показатель выручки, дающий право на льготу, должен рассчитываться только применительно к операциям, облагаемым НДС.

На заседании Президиума ВАС РФ 24.04.2014 был рассмотрен проект постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» 3 .

Высшие арбитры заявили, что при разрешении споров, связанных с определением размера выручки в целях применения ст. 145 НК РФ, судам необходимо исходить из того, что поступления по операциям, не облагаемым налогом (освобожденным от налогообложения), учитываться при определении размера выручки не должны.

Указанная льгота не распространяется на лиц, реализующих подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев (п. 2 ст. 145 НК РФ). Конституционный Суд РФ в определении от 10.11.2002 № 313-О отметил, что данный запрет не распространяется только на операции с подакцизными товарами, но не касается операций с иными товарами (работами, услугами), осуществляемых тем же лицом. Вернуться назад

Письма Минфина России от 30.09.2013 № 03-07-15/40261 и от 26.03.2007 № 03-07-11/71, УФНС РФ по г. Москве от 23.04.2010 № 16-15/43541 и УМНС России по г. Москве от 26.01.2004 № 24-14/04847. Вернуться назад

Указанная льгота не распространяется на лиц, реализующих подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев (п. 2 ст. 145 НК РФ). Конституционный Суд РФ в определении от 10.11.2002 № 313-О отметил, что данный запрет не распространяется только на операции с подакцизными товарами, но не касается операций с иными товарами (работами, услугами), осуществляемых тем же лицом. Вернуться назад

Освобождение от НДС: лимит выручки

«Информационный бюллетень «Экспресс-бухгалтерия», 2012, N 11

Положения Налогового кодекса позволяют фирмам и предпринимателям получить освобождение от обязанностей плательщика НДС не только в случае перехода на спецрежим, но и будучи на общем режиме налогообложения. Для этого необходимо лишь соблюдать лимит выручки от реализации товаров, работ, услуг. Правда, как это нередко бывает, порядок расчета данного показателя непосредственно в этих целях Кодекс не устанавливает.

Пункт 1 ст. 145 Налогового кодекса позволяет фирмам и предпринимателям с небольшими оборотами претендовать на освобождение от обязанностей плательщика НДС. Получение подобного права означает отсутствие необходимости, во-первых, исчислять и уплачивать данный налог даже при осуществлении налогооблагаемых операций. Во-вторых, ежеквартально представлять в ИФНС декларацию по НДС (Письмо Минфина России от 30 августа 2006 г. N 03-04-14/20, Письмо УФНС России по г. Москве от 26 октября 2009 г. N 16-15/111980). В-третьих, вести книги покупок и продаж (Письмо УФНС России по г. Москве от 18 августа 2008 г. N 19-11/077280). Единственная обязанность плательщика НДС, которая сохранится за хозяйствующим субъектом в рассматриваемой ситуации, выставление счетов-фактур. Просто в силу п. 5 ст. 168 Налогового кодекса данный документ при этом оформляется без выделения сумм налога. Проще говоря, на нем делается соответствующая надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)».

Вместе с тем необходимо учитывать, что освобождение от НДС в рамках ст. 145 Налогового кодекса не распространяется на обязанности, возникающие в связи с ввозом товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией. Напомним, что в силу пп. 4 п. 1 ст. 146 Кодекса подобные операции подлежат обложению НДС. Кроме того, если фирмой или предпринимателем, несмотря на освобождение, будет выставлен счет-фактура с выделенной суммой налога, то таковую придется уплатить в бюджет. Этого требует пп. 1 п. 5 ст. 173 НК.

Порядок получения и применения льготы

Для того чтобы получить освобождение от НДС по ст. 145 Налогового кодекса, сумма выручки хозяйствующего субъекта от реализации товаров (работ, услуг) за три предшествующих последовательных календарных месяца (без учета налога) не должна превышать в совокупности 2 000 000 руб. Однако соблюдение данного лимита ничего не даст, если фирма или предприниматель в указанный период реализовывали подакцизные товары (п. 2 ст. 145 НК). Правда, при условии ведения раздельного учета возможно применение освобождения от НДС частично — в отношении иных видов деятельности, не связанных с реализацией подакцизных товаров. Такая правовая позиция высказана в Определении Конституционного Суда РФ от 10 ноября 2002 г. N 313-О. В свое время прислушались к ней и московские налоговики (Письмо УМНС России по г. Москве от 25 февраля 2004 г. N 24-14/11745). По общему правилу для применения льготы какой-либо отмашки от ИФНС хозяйствующему субъекту не требуется. Однако подтвердить свое право на нее все же необходимо. В этих целях не позднее 20 числа месяца, начиная с которого используется право на освобождение, в инспекцию по месту учета необходимо представить:

  • письменное уведомление по форме, утвержденной Приказом МНС России от 4 июля 2002 г. N БГ-3-03/342;
  • выписку из бухгалтерского баланса (представляют организации);
  • выписку из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);
  • выписку из книги продаж;
  • копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур.
Читать еще:  Реорганизация обнуляет базу по взносам

По умолчанию льгота действует в течение 12 месяцев. По окончании этого срока в ИФНС следует представить уведомление об отказе от нее или о продлении ее срока еще на год, а также документы, подтверждающие право на льготу. Сделать это необходимо не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним из 12. Причем в данном случае засвидетельствовать необходимо соблюдение лимита выручки за каждые последующие три месяца в данном периоде применения освобождения.

Обратите внимание! Отказаться от использования права на освобождение от НДС фирмы и предприниматели, уже направившие в ИФНС уведомление о применении льготы или о продлении ее срока, смогут лишь по истечении соответствующих 12 последовательных календарных месяцев. Ранее этого срока право на освобождение от НДС можно только утратить (п. 4 ст. 145 НК).

Таким образом, соблюдать лимит выручки в целях освобождения от НДС хозяйствующему субъекту необходимо на протяжении всего периода применения льготы. Причем, как пришел к выводу в Постановлении от 12 августа 2003 г. N 2500/03 Президиум ВАС РФ, проверке на соответствие установленному ограничению должна подвергаться выручка за любые трехмесячные промежутки, содержащиеся в выделенных 12 месяцах (например, март — май, апрель — июнь, май — июль и т.д.).

В случае же превышения лимита выручки начиная с 1-го числа месяца, в котором оно имело место, и до окончания периода освобождения право на льготу считается утраченным. Это означает, что сумма налога за месяц, в котором имело место несоблюдение лимита выручки, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке. Если же нарушение выявят налоговики, то помимо прочего с налогоплательщика будут взысканы штрафные санкции и пени. К слову сказать, аналогичные последствия предусмотрены на случай, если хозяйствующим субъектом по истечении 12 месяцев не представлены необходимые документы либо таковые содержат недостоверные сведения.

Выручка от налоговиков

Статья 145 Налогового кодекса содержит лишь одно указание на порядок расчета такого показателя, как выручка, в целях применения освобождения от НДС: сам налог при этом не учитывается. А вот какие поступления в нее следует включать, а какие — нет, нормы НК умалчивают.

В Письме от 23 апреля 2010 г. N 16-15/43541 представители УФНС России по г. Москве исключили из расчета в данном случае суммы, которые, будучи связанными с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), увеличивают базу по НДС. Речь идет о поступлениях, перечисленных в ст. 162 Налогового кодекса. Также при определении суммы выручки в целях освобождения от НДС, по их мнению, не учитываются суммы оплаты (частичной оплаты), полученные в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг).

Однако в то же время налоговики указали, что ст. 145 Кодекса не делает никаких исключений для доходов от операций, облагаемых НДС по нулевой ставке, а также освобожденных от обложения данным налогом или не признаваемых объектом налогообложения (если местом реализации товаров, работ, услуг Российская Федерация не признается). Иными словами, поступления от всех подобных операций в рассматриваемой ситуации должны включаться в выручку.

Вместе с тем требование об учете в искомом показателе доходов от операций, не облагаемых НДС или не образующих объекта по данному налогу, является весьма спорным, о чем свидетельствует арбитражная практика.

В объеме налоговой базы

Судебные решения, в которых судьи поддерживают точку зрения налоговиков в арбитражной практике, безусловно, присутствуют. В частности, ФАС Поволжского округа в Постановлении от 10 ноября 2011 г. по делу N А06-1875/2011 пришел к выводу, что при определении размера выручки в целях применения освобождения от НДС нужно учитывать все доходы плательщика — как облагаемые налогом на добавленную стоимость, так и освобожденные от него. Аналогичным образом рассудили и представители ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 7 июля 2005 г. N А26-2984/04-29.

Однако в большинстве случаев судьи все же приходят к иному решению: при определении суммы выручки в целях применения льготы в рамках ст. 145 Налогового кодекса подлежит учету выручка только от тех операций, доходы от которых включаются в налоговую базу, то есть являются основой для исчисления и уплаты НДС. Иными словами, поступления от операций, освобожденных от данного налога или не являющихся объектом налогообложения, в данном случае в расчет не принимаются. Такие выводы содержатся в Постановлениях ФАС Поволжского округа от 13 октября 2011 г. по делу N А12-398/2011, ФАС Восточно-Сибирского округа от 18 января 2011 г. по делу N А19-9447/10, ФАС Северо-Кавказского округа от 10 июня 2011 г. по делу N А01-1343/2010.

Более того, в пересмотре одного из аналогичных решений в порядке надзора Определением ВАС РФ от 14 декабря 2007 г. N 16471/07 было отказано. Однако считать рассматриваемый вопрос в связи с этим решенным не следует. В том, что касается высказываний относительно его представителей Высшего Арбитражного Суда РФ, теперь «доброе слово» досталось и позиции налоговиков.

В полном объеме

В Определении ВАС РФ от 21 февраля 2012 г. N ВАС-810/12 высшие судьи пришли к выводу, что при определении размера выручки, от которой зависит возможность воспользоваться правом на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, необходимо учитывать всю полученную выручку. Проще говоря, в расчете должны участвовать в том числе доходы, полученные от операций, не подлежащих обложению НДС.

Как следует из материалов дела, инспекция сочла, что учреждение неправомерно воспользовалось правом на освобождение от обязанностей по исчислению и уплате НДС на основании п. 1 ст. 145 Налогового кодекса. По подсчетам ревизоров, выручка от реализации товаров (работ, услуг) хозяйствующего субъекта за три последовательных календарных месяца в совокупности превысила 2 млн руб.

Компания не согласилась с решением налоговиков, настаивая, что квартальная выручка, полученная ею от реализации товаров, облагаемых НДС, не превышает означенного лимита.

Суд первой инстанции принял решение в пользу налогоплательщика, но затем удача от него отвернулась. Во всех остальных судебных инстанциях арбитры заняли позицию ревизоров. Согласилась с тем, что для целей применения освобождения по ст. 145 НК учитывается как облагаемая, так и не облагаемая НДС выручка, и тройка судей. Тем самым довести дело до Президиума ВАС РФ налогоплательщику не удалось.

Следует отметить, что в наиболее раннем из упомянутых решений ВАС РФ тройка судей не давала развернутой оценки вопросу определения выручки в целях применения положений ст. 145 Налогового кодекса. Данный факт, безусловно, снижает ценность этого вердикта ВАС РФ как аргумента в споре. Вместе с тем последнее определение высших судей, хотя и более развернутое, все же не имеет такой силы, как постановление Президиума ВАС РФ. Учитывая же отсутствие единообразия в арбитражной практике по рассматриваемой теме, можно предположить, что рано или поздно Президиуму все же придется сказать свое «веское слово».

Как определить размер выручки для освобождения от НДС

Выручка от реализации земельного участка учитывается при определении права на льготу по НДС. На это обратили внимание финансисты в письме от 20 сентября 2012 г. № 0307-07/94

Как сельхозпредприятию получить освобождение

Организации могут не уплачивать налог на добавленную стоимость, если за три предшествующих месяца сумма их выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей. Об этом сказано в пункте 1 статьи 145 Налогового кодекса РФ.

Для получения освобождения не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого используется право на освобождение, в налоговую инспекцию нужно отправить соответствующее уведомление.

Его форма утверждена приказом МНС России от 4 июля 2002 г. № БГ-3-03/342.

Кроме уведомления нужно представить:

– выписку из бухгалтерского баланса;

– выписку из книги продаж;

– копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур (п. 6 ст. 145 Налогового кодекса РФ).

Освобождение предоставляется на срок 12 календарных месяцев. Об этом сказано в пункте 4 статьи 145 Налогового кодекса РФ.

Освобождение не распространяется на операции по ввозу товаров в РФ и не освобождает от обязанностей налогового агента по НДС (п. 3 ст. 145, ст. 161 Налогового кодекса РФ).

При освобождении от уплаты налога на добавленную стоимость расчетные документы, первичные учетные документы и счета-фактуры выставляются без выделения в них сумм налога. На документах делается соответствующая надпись или ставится штамп «Без налога» или «Без НДС» (п. 5 ст. 168 Налогового кодекса РФ, письмо Минфина России от 16 июля 2009 г. № 03-07-14/69).

В случае если предприятие, освобожденное от уплаты НДС, выставит счета-фактуры с выделенными в них суммами НДС, все суммы налога, указанные в этих счетах-фактурах, подлежат уплате в бюджет в соответствии с пунктом 5 статьи 173 Налогового кодекса РФ.

В Налоговом кодексе РФ не уточняется, какие суммы учитываются при исчислении предельной величины выручки для целей освобождения от уплаты налога.

Официальное мнение по этому вопросу выразило УФНС России по г. Москве в письме от 23 апреля 2010 г. № 16-15/43541. Оно указало, что при расчете выручки следует учитывать суммы выручки, полученные от операций:

Читать еще:  В 2015 году фонды принимают электронные документы, подписанные только усиленной квалифицированной электронной подписью

– облагаемых НДС (в том числе по налоговой ставке 0 процентов);

– освобождаемых от налогообложения (ст. 149 Налогового кодекса РФ);

– по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых территория России не признается (ст. 147 и 148 Налогового кодекса РФ).

В то же время при расчете не учитываются суммы, полученные в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг) и связанные с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), указанные в статье 162 Налогового кодекса РФ. А именно полученные:

– за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой товаров (работ, услуг);

– в виде процентов по полученным в счет оплаты облигациям и векселям;

– полученных страховых выплат за неисполнение контрагентами договорных обязательств.

Суды не приходят к единому мнению при вынесении судебных решений.

Многие судьи не поддерживают позицию чиновников. Например, в постановлении от 20 марта 2012 г. № А45-11287/2011 ФАС Западно-Сибирского округа указал, что для расчета учитывается только выручка от операций, которые облагаются налогом на добавленную стоимость.

Аналогичные выводы ­содержатся в постановлениях ФАС Поволжского округа от 13 октября 2011 г. № А12-398/2011 и ФАС Северо-Кавказского округа от 10 июня 2011 г. № А01‑1343/2010.

И напротив, ФАС Поволжского округа в постановлении от 10 ноября 2011 г. № А06-1875/2011 указал, что при определении размера выручки, от которого зависит возможность предоставления права на освобождение от исполнения обязанностей плательщика налога на добавленную стоимость, нужно учитывать все доходы плательщика – как облагаемые налогом на добавленную стоимость, так и освобожденные от него. ВАС РФ в определении от 21 февраля 2012 г. № ВАС-810/12 отказал в передаче этого дела для рассмотрения в Президиум ВАС РФ.

Минфин России в письме от 20 сентяб­ря 2012 г. № 03-07-07/94 высказал мнение о том, что выручка от реализации земельного участка не облагается налогом на добавленную стоимость в соответствии с подпунк­том 6 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ.

Тем не менее она учитывается при расчете предельно допустимой выручки для определения возможности получить освобождение от уплаты НДС в соответствии со статьей 145 Налогового кодекса РФ.

Кто освобождается от уплаты НДС в 2019 году

НДС облагается продукция либо услуги, продаваемые по цене, выше их себестоимости. Налог исчисляется, исходя из разницы в цене себестоимости продукта и его продажей. Статья 164 НК РФ устанавливает ставки НДС: 0%, 10%, 20%.

Размер уплачиваемого сбора зависит от категории товаров. Закон предоставляет несколько возможностей для того, чтобы получить освобождение от уплаты НДС.

Основания для освобождения

Освобождение от уплаты НДС получают предприниматели:

  1. Статья 145 НК РФ: организации и ИП вправе рассчитывать на освобождение от уплаты налогов, если за 3 календарных месяца, предшествующих уплате, доход от реализации продукции (услуг) без учета налогов не выше 2 млн. рублей.
  2. Статья 145 НК РФ: участники проекта «Сколково».
  3. Статья 18 НК РФ: плательщики налогов, которые в работе применяют специальные режимы.
  4. Статья 149 НК РФ: при реализации отдельных категорий товаров (услуг).

Кто освобожден от уплаты НДС

  1. Малые предприятия. Бизнесмены, которые имеют небольшие обороты по выручке, могут не уплачивать НДС. Если сумма выручки за три предшествующих месяца не больше 2 млн. рублей. Не вправе пользоваться льготой предприятия, реализующие подакцизные товары, и те, которые уплачивают НДС в связи с ввозом в РФ товаров.
  2. Бизнесмены, использующие в своей работе специальный налоговый режим. В настоящее время их пять: они установлены статьей 18 НК РФ. Освобождение действует при ЕСХН, УСН, ЕНВД, ПСН. Внутри использования этих режимов на предприятиях льгота не действует, если предприниматели проводят следующие операции: ввоз товаров, исполнение обязанностей налогового агента, проведение операций по договору простого товарищества.
  3. Участники проекта «Сколково». Резидент проекта «Сколково» может рассчитывать на освобождение от выплаты НДС в течение 10 лет с момента получения им этого статуса. В рамках этого послабления резиденты «Сколково» не освобождаются только от уплаты налога при ввозе в Россию товаров.
  4. Реализация отдельных категорий товаров. Это товары, которые относятся к социальной сфере, значимая продукция. Суть применения льготы состоит в том, что категории социально значимых товаров не должны быть вовлечены в конкуренцию, иначе это может отразиться на финансово незащищенных слоях населения. Кроме того, в настоящий момент применение этого сбора неактуально для тех сфер предпринимательской деятельности, которым необходима поддержка со стороны государства.

Товары, не облагаемые НДС:

  • питание;
  • конверты для почты;
  • марки;
  • открытки;
  • руды;
  • ценные металлы;
  • алмазы без обработки;
  • товары из Дьюти Фри;
  • драгоценные монеты, не являющиеся средством платежа;
  • товары медицинского предназначения согласно специальному перечню;
  • товары, которые используются для оказания безвозмездной помощи;
  • книги и товары религиозного назначения.

Оформление и получение

Если предприниматель знает, что он подпадает под условия, позволяющие ему не платить НДС, он может оформить льготу с первого числа любого месяца. Об этом необходимо оповестить налоговый орган. В срок не позднее 20 числа месяца, с которого организация или ИП начала использовать налоговую льготу.

Предприниматель предоставляет выписку из бухгалтерского баланса, книги учета доходов и расходов. Выписки составляются в произвольном виде, но так, чтобы налоговый орган понимал из этих документов размер выручки. Ее считают за три предыдущих месяца.

Юридические лица

Организации тоже уведомляют налоговый орган, а также собирают счет-фактура, документы учредительного характера, выписку формы №1 и №2 из баланса для уточнения размера НДС, документацию правоустанавливающего характера.

В обоих случаях документы подаются лично или через почту.

Уведомление, подаваемое в налоговый орган — бланк унифицированной формы. Он должен быть полностью заполнен. Реквизиты:

  • в шапке указываем регистрационный номер;
  • наименование компании;
  • ИНН, КПП, контакты;
  • юридический адрес фирмы.

В содержании документа нужно прописать, с какого месяца начинается льготный период, отразить общую сумму дохода за предшествующие 3 месяца, зафиксировать сумму выручки, поставить подписи предпринимателя и его главного бухгалтера.

Что делать при утрате права на освобождение от НДС? Инструкция представлена ниже.

Права и обязанности налогоплательщика

Освобождение от НДС носит характер уведомления. Поэтому согласие на льготу от налогового органа не требуется. Предприниматель, который освобожден от рассматриваемого сбора, не должен:

  • рассчитывать и уплачивать НДС: исключения составляют случаи, когда он формирует счет-фактуру;
  • сдавать в налоговую декларацию с НДС.

Плательщик, который не платит НДС, не может быть освобожден:

  • от выставления счетов-фактур покупателям: в документах он не выделяет налог, а просто использует надпись – без НДС;
  • от ведения книги продаж;
  • если НДС включается в стоимость товаров при предъявлении их поставщикам.

Подтверждение права на освобождение

Предприниматель получает освобождение на год. По истечении 12 месяцев он может продлить льготу, если сохранились прежние условия его деятельности. Не позднее 20 числа, следующего за месяцем истечения действия льготы, он направляет в налоговый орган уведомление.

Пакет документов

При обращении к льготе либо при желании ее продлить, бизнесмены собирают документы. Уведомление об использовании права на освобождение направляется в налоговый орган при первичном или вторичном обращении.

Список бумаг для предпринимателей и ИП был указан выше. В качестве подтверждающих бумаг могут служить выписки из бухгалтерского баланса, а также декларация.

Особенности освобождения

Вопросы, касающиеся порядка уплаты НДС, а также алгоритма освобождения от налога, регламентируются ФЗ №117.

  1. Бюджетное учреждение: могут получить льготу по аналогии с обычными предпринимателями по статье 145 НК РФ. Какие-либо особенности отсутствуют, несмотря на бюджетный статус предприятия.
  2. ЕСХН: определяющим фактором в приобретении льготы выступает выручка (годовая). Например, обратиться за освобождением могут фермерские хозяйства, чей доход без НДС за год составил 100 млн. рублей – 2018 год. Далее, в 2019 и 2020 гг. по 90 млн. и 80 млн. соответственно.
  3. ЕНВД, ОСНО, УСН – это специальные режимы, с переходом на которые налогоплательщик вправе освободиться от уплаты НДС. Но для применения самого специального режима налогоплательщик должен соответствовать критериям, которые существуют для каждого режима налогообложения. В основном, они касаются численности, объема выручки малого предприятия.
  4. При импорте оборудования: освобождение от уплаты налога при ввозе товаров в Россию возможно, если они не облагаются налогом, а также ввозится технологическое оборудование, аналоги которого в России отсутствуют.
  5. Частичное освобождение: статья 149 НК РФ предусматривает возможность освобождения некоторых операций предпринимателя от НДС. Например, не облагаются этим налогом некоторые посреднические операции, реализация продукции, связанная с результатом интеллектуальной деятельности (только при наличии лицензии).
  6. Медицинское оборудование: льготный режим предусмотрен для жизненно необходимых медицинских товаров. Обязательным критерием, по которому происходит освобождение, выступает регистрационное удостоверение, выданное Минсоцздравразвития.

Как посчитать выручку для освобождения от НДС

Размер выручки по применению статьи 145 НК РФ рассчитывается только в отношении операций, связанных с реализацией продукции и услуг. Снижение налогового бремени актуально для тех предпринимателей, которые имеют незначительный объем выручки. Таким образом, расчет дохода за год применяется только к операциям, которые облагаются НДС.

Не включаются суммы, которые получены от розничной торговли на ЕНВД при условии его совмещения с выплатой вмененного налога.

Использование и подтверждение

Для использования налогового освобождения, предприниматель должен соответствовать критериям, указанным в НК РФ. Подтвердить свое соответствие он может только данными из бухгалтерского учета, которые касаются объема его выручки, а также другими документами, в которых отражается выбранный режим налогообложения.

Порядок продления, преимущества и недостатки

Если условия и критерии, которые содействовали предпринимателю по получении льготы, остались прежними, он имеет право пролонгировать льготу во времени и уведомить об этом налоговый орган соответственно.

Если выручка превысила 2 млн. за период действия льготы или предприниматель стал реализовывать подакцизные товары, освобождение заканчивается. Предприниматель обязан начислять и выплачивать налог с 1 числа месяца, в котором случилось превышение указанных лимитов или был продан подакцизный товар.

Читать еще:  Для некоторых компаний ставка налога на прибыль снизится до 0%

Преимущества:

  • сокращение налогового бремени на организацию;

Недостатки:

  • экономическая выгода предпринимателя, связанная с освобождением от уплаты НДС, обусловлена конкретными условиями осуществления им своей деятельности.

Опоздание с отказом от льготы по налогу

Заявление об отказе подается лично либо по почте в налоговый орган. Это нужно сделать не позднее первого числа первого месяца квартала, с которого предприниматель решил не пользоваться льготой.

По НДС налоговый период – это квартал. В течение квартала нельзя отказаться от льготы.

Как получить освобождение от НДС? Дополнительная инструкция представлена ниже на видео.

План освобождения от НДС

Одним из наиболее проблемных налогов является НДС – для того чтобы получить право на вычет, нужно иметь как минимум железные нервы. Однако при небольших оборотах совсем не обязательно изобретать какие-либо налоговые схемы. Получить освобождение от НДС можно на вполне законных основаниях. О том, как это сделать, и пойдет речь в данной статье.

Кто может избавиться от НДС

Статья 145 Налогового кодекса позволяет фирмам и предпринимателям получить освобождение от исполнения обязанностей, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость. Но, безусловно, воспользоваться данной льготой могут далеко не все желающие. В первую очередь она предназначена для компаний с небольшим оборотом. Чтобы сбросить «оковы» НДС, сумма выручки от продажи товаров (работ, услуг) за три предшествующих календарных месяца не должна превышать двух миллионов рублей (п. 1 ст. 145 НК). Правда, по мнению специалистов главного финансового ведомства, «нулевой» оборот в течение данного периода право на льготу не предоставляет. К такому выводу они пришли в письме от 28 марта 2007 г. № 03-07-14/11, указав, что освобождение может быть получено лишь в случае осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг) в пределах установленных ограничений, а не при отсутствии таковых. Впрочем, многие судьи склонны не соглашаться с такой точкой зрения, о чем свидетельствуют постановления ФАС Уральского округа от 2 мая 2007 г. № Ф09-3020/07-С2. Не видят препятствий для применения льготы в случае отсутствия в последние три месяца выручки и некоторые налоговики на местах (письмо УФНС по г. Москве от 4 сентября 2006 г. № 19-11/077487).

Однако в праве на освобождение от НДС, скорее всего, будет отказано и только что созданным организациям. По мнению контролеров, для того чтобы проверить, соответствует ли налогоплательщик требованиям статьи 145 Кодекса, он должен проработать как минимум три месяца. Последний раз на эту тему ревизоры высказывались достаточно давно, однако оснований полагать, что их точка зрения изменилась, пока нет (письмо МНС от 13 мая 2004 г. № 03-1-08/1191/15@).

Не распространяется подобная НДС-льгота также на фирмы и предпринимателей, которые реализуют подакцизную продукцию. Правда, возможен и такой вариант: уплачивать налог в общем порядке по операциям с подакцизными товарами, а в отношении иных сделок применять льготу (п. 3 определения Конституционного Суда от 10 ноября 2002 г. № 313-О). Кроме того, не удастся избавиться от обязанностей, связанных с налогом на добавленную стоимость, которые возникают при импорте товаров (п. 3 ст. 145 НК).

Как считать выручку

Согласно пункту 2 статьи 153 Налогового кодекса для целей обложения НДС выручка от реализации определяется исходя из всех доходов как в денежной, так и в натуральной форме, которые связаны с расчетами по оплате проданных товаров (работ, услуг). Исходя из этого, налоговики, как правило, считают, что при расчете выручки для применения освобождения от налога необходимо учитывать и те суммы, которые получены фирмой от операций, не облагаемых НДС (письмо УМНС по г. Москве от 26 января 2004 г. № 24-14/04847). Солидарны с ревизорами оказались и судьи Северо-Западного округа в постановлении от 7 июля 2005 г. № А26-2984/04-29.

Зато не следует принимать в расчет в данном случае выручку, поступившую от деятельности, переведенной на ЕНВД. По крайней мере, такой точки зрения придерживаются представители Минфина (письма от 26 марта 2007 г. № 03-07-11/71, № 03-07-11/72).

Как получить льготу

Итак, если фирма отвечает всем требованиям, которые предъявляет статья 145 Налогового кодекса, то не позднее 20-го числа месяца, с которого фирма отказывается от уплаты НДС, ей следует направить в инспекцию по месту учета письменное уведомление и документы, подтверждающие право на льготу. Форма уведомления утверждена приказом МНС от 4 апреля 2002 г. № БГ-3-03/342. К нему также необходимо приложить:

– выписку из бухгалтерского баланса (для организаций);

– выписку из книги продаж;

– выписку из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (для ИП);

– копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур;

– выписку из книги учета доходов и расходов «упрощенцев» (для организаций и ПБОЮЛ, перешедших с УСН на общий режим налогообложения);

– выписку из книги учета доходов и расходов ПБОЮЛ, уплачивающих ЕСХН (для ИП, перешедших с ЕСН на общий режим налогообложения).

Все документы налогоплательщик вправе направить в инспекцию заказным письмом по почте. Тогда датой их представления будет считаться шестой день с момента отправки (п. 7 ст. 145 НК).

Поскольку освобождение от НДС в рамках статьи 145 Налогового кодекса носит уведомительный характер, а не разрешительный, то ждать какого-либо ответного решения налоговиков не следует.

Обратите также внимание, что в последний налоговый период перед отправкой уведомления необходимо восстановить «входной» налог по тем товарам (работам, услугам), которые были приобретены до начала освобождения для деятельности, облагаемой НДС (п. 8 ст. 145 НК). Сделать это следует путем уменьшения налоговых вычетов. По основным средствам суммы налога подлежат восстановлению с остаточной стоимости, сформированной по данным бухгалтерского учета (письмо Минфина России от 12 апреля 2007 г. № 03-07-11/106).

В период применения льготы

Согласно пункту 4 статьи 145 Налогового кодекса освобождение от уплаты НДС оформляется на 12 календарных месяцев, в течение которых фирма не вправе в добровольном порядке отказаться от льготы. С другой стороны, организация в любом случае утратит право на нее, если превысит установленный лимит выручки за три последовательно идущих календарных месяца. Причем налоговики могут проверить оборот за любые трехмесячные периоды, которые содержатся в 12 месяцах. Например, за июль-сентябрь, август-октябрь, сентябрь-ноябрь и т. д. Таким образом, чтобы не лишиться «свободы от НДС», компании, прежде всего, необходимо ежемесячно контролировать трехмесячную выручку на предмет превышения лимита в два миллиона рублей (постановление ФАС Поволжского округа от 24 января 2008 г. по делу № А55-10695/2007-43). Нехитрый расчет демонстрирует, что в среднем верхний предел выручки в месяц составит 660 тысяч рублей.

Учтите также, что положения статьи 145 Налогового кодекса ни в коей мере не освобождают компанию от обязанности по выставлению счетов-фактур и ведению журнала их учета. Просто при составлении подобных документов не следует выделять НДС, в связи с чем на них делается соответствующая надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)» (п. 5 ст. 168 НК). Если по каким-либо причинам фирма данное правило проигнорирует, то налог в размере, указанном в счете-фактуре, придется уплатить в бюджет (подп. 1 п. 5 ст. 173 НК).

А вот что касается декларации по НДС, то фирмы и предприниматели, освобожденные от уплаты этого налога в рамках статьи 145 Кодекса, представлять ее не обязаны. Этой точки зрения придерживается и Минфин (письмо от 30 августа 2006 г. № 03-04-14/20). Но опять же, в случае выставления счета-фактуры с выделенным НДС, по итогам налогового периода необходимо представить в инспекцию и отчетность по этому налогу.

Потеря права на освобождение

Как уже упоминалось, превысив порог трехмесячной выручки в два миллиона, компания автоматически лишается права на освобождение от НДС. Причем считается, что в ряды плательщиков налога она возвращается с 1-го числа месяца, в котором произошло превышение. Следовательно, сумма НДС за этот месяц подлежит восстановлению в бюджет. В свою очередь суммы налога по товарам (работам, услугам), приобретенным еще до «лишения свободы» и использованным после оного в операциях, которые признаются объектом обложения НДС, можно принять к вычету (п. 8 ст. 145 НК).

Еще один повод для потери права на льготу – реализация подакцизных товаров. Однако, как уже упоминалось, по мнению Конституционного Суда, «запрет» на освобождение от НДС касается только операций с подакцизной продукцией, но не имеет отношения к сделкам с иными товарами. В этой связи представляется логичным, что если организация изначально претендовала на льготу только в рамках «иных» операций и в период ее применения вела раздельный учет, то никаких проблем у нее возникнуть не должно.

Обратите также внимание, что факт выставления в период освобождения от НДС счета-фактуры с выделенным налогом и уплаты его в бюджет не является основанием для утраты права на льготу (письмо Минфина от 31 мая 2007 г. № 03-07-14/16).

Продлим?

Если в течение 12 месяцев фирма не допустила никаких «огрехов» и не нарушила условий применения освобождения от НДС, то она вправе продлить его действие. Для этого необходимо до 20-го числа месяца, следующего за тем, в котором истекает «льготный» период, опять направить в инспекцию уведомление о продлении (по той же форме) и подтверждающие документы. Перечень бумаг в данном случае тоже совпадает, разница лишь в том, что теперь в них должна быть отражена выручка за каждые три месяца прошедшего года (срока освобождения). При этом данный показатель, безусловно, должен быть меньше двух миллионов рублей.

Если же фирма приняла решение более не отказываться от статуса плательщика НДС, то она также должна уведомить об этом ревизоров по истечении 12-месячного срока, но уже в произвольной форме.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector