Транспортные расходы — это прямые или косвенные расходы?

Транспортные расходы — это прямые или косвенные расходы?

Что такое прямые и косвенные расходы

Каждая компания в процессе своей деятельности несет затраты. Согласно ст. 318 НК РФ налогоплательщик для целей налогообложения должен указывать в учетной политике алгоритм разделения расходов на прямые и косвенные.

Прямые расходы включаются непосредственно в себестоимость, но признаются только по мере реализации продукта, товара или услуги. А косвенные траты можно учесть сразу же в полном объеме в расходах компании в периоде их осуществления (п. 2 ст. 318 НК РФ).

Распределять расходы по их типам должны все компании, но есть 2 исключения:

  • организации, которым разрешено использовать в учете кассовый метод, не выделяют прямые и косвенные расходы, поскольку признают все расходы по мере их оплаты (п. 1 ст. 318, ст. 273 НК РФ);
  • фирмы, работающие в сфере услуг, имеют право учитывать все затраты в периоде их осуществления (п. 2 ст. 318 НК РФ, письмо Минфина России от 15.06.2011 № 03-03-06/1/348).

О разнице между кассовым методом и методом начисления подробнее читайте в статье «Метод начисления и кассовый метод: основные отличия».

Ст. 318 НК РФ содержит перечень прямых расходов компании:

  • материальные расходы;
  • расходы на оплату труда и начисляемые выплаты во внебюджетные фонды;
  • затраты на амортизацию ОС.

Этот перечень не является закрытым и носит рекомендательный характер. Это значит, что указанные выше прямые расходы налогоплательщик может учесть как косвенные либо включить в состав прямых затрат те, которые прямо не названы в ст. 318 НК РФ. Однако налоговики требуют доказывать обоснованность такого подхода (ст. 252, 319 НК РФ, письмо ФНС России от 24.02.2011 № КЕ-4-3/2952@). Учесть затраты на производство в качестве косвенных можно, только если компания докажет в учетной политике невозможность их отнесения к прямым, а также представит алгоритм распределения таких трат с учетом экономически обоснованных показателей.

От правильности отнесения затрат к прямым и косвенным зависит расчет налога на прибыль. Если компания спишет сразу много косвенных затрат, а налоговики с ней не согласятся, скорее всего, последует доначисление налога и штраф. Примером, когда компания включила в состав косвенных расходов амортизацию и отстояла свою позицию в суде, служит постановление ФАС Волго-Вятского округа от 04.02.2014 № А82-12003/2012. Однако есть и обратный пример: Арбитражный суд Московского округа в постановлении от 05.06.2017 № Ф05-7067/2017 по делу № А40-136716/2016 согласился с налоговым органом, который посчитал неправомерным отнесение в состав косвенных расходов общестроительных затрат, связанных с содержанием строительной площадки при строительстве малоэтажного индивидуального жилья и инфраструктуры поселка (определением Верховного суда РФ от 27.09.2017 № 305-КГ17-13063 отказано в передаче дела № А40-136716/2016 в судебную коллегию по экономическим спорам Верховного суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства).

Что такое прямые и косвенные расходы, мы выяснили. Теперь определим, какие транспортные расходы существуют и в каком случае они являются прямыми затратами компании, а в каком — косвенными.

Что относится к транспортным расходам

Транспортные расходы (ТР) компании на практике делятся на 3 группы:

  • расходы на доставку приобретенного имущества (сырья, товаров, ОС);
  • расходы на доставку покупателям товаров и продукции;
  • расходы на обслуживание автопарка (содержание собственных ТС и обслуживание и оплату арендованных автомобилей).

Рассмотрим подробнее каждый тип транспортных расходов.

Расходы на доставку приобретенного имущества

Если торговая компания закупает товары у другой фирмы и вывозит их собственными силами либо платит за доставку транспортной компании или контрагенту, такие расходы будут носить характер прямых (абз. 3 ст. 320 НК РФ). На себестоимость товаров они списываются не в полной сумме, а распределяются между реализованными и нереализованными товарами по следующим формулам:

ТРНП = ОСТтов × средний процент ТР,

Средний процент ТР = (ТРост + ТРтек) / (Стек + ОСТтов) × 100%,

ТР к списанию в текущем периоде = ТРост + ТРтек – ТРНП,

где: ТР — транспортные расходы;

ТРНП — транспортные расходы по непроданным товарам;

ТРост — транспортные расходы на остаток товаров на начало месяца;

ТРтек — транспортные расходы в текущем месяце;

Стек — себестоимость товаров, проданных в текущем месяце;

ОСТтов — остаток непроданных товаров на конец месяца.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В отличие от производственных компаний торговые организации не имеют права устанавливать свой перечень прямых и косвенных расходов (абз. 3. ст. 320 НК РФ).

При покупке ОС расходы на его доставку компания должна включить в состав фактических затрат на приобретение ОС (п. 8 ПБУ 6/01). Для целей налогообложения транспортные расходы будут учитываться аналогично порядку, принятому в бухучете, то есть будут включены в стоимость ОС, а затем списываться на расходы через амортизацию.

Какой документ является основанием для оприходования ОС и как его верно заполнить, читайте в статье «Унифицированная форма № ОС-1 — Акт о приеме-передаче ОС».

Производственная компания включает расходы на доставку сырья в стоимость МПЗ и учитывает их в составе материальных расходов (п. 2 ст. 254 НК РФ). Следовательно, в этом случае ТР будут прямыми затратами компании. Если стоимость доставки зафиксирована отдельной суммой, то, помимо документов на само сырье, поставщик передает покупателю ТТН и счет-фактуру на транспортные услуги.

Расходы на доставку продукции или товаров покупателю

Торговая компания учитывает расходы на доставку товаров покупателям на основании абз. 3 ст. 320 НК РФ. Такие траты являются косвенными. Иные транспортные расходы также следует считать косвенными (письмо Минфина России от 29.11.2011 № 03-03-06/1/783).

Производственная компания при доставке продукции покупателям учитывает расходы на это в качестве материальных расходов (подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ). Поскольку они непосредственно не указаны в перечне прямых расходов, компания может принимать их в качестве косвенных (письмо Минфина России от 13.11.2010 № 03-03-05/251).

Для учета ТР при доставке имущества покупателю компания должна оформить товарную накладную (ТОРГ-12) и товарно-транспортную накладную (1-Т) (письмо Минфина России от 27.02.2012 № 03-03-06/1/105).

Расходы на содержание транспорта

В расходы на содержание транспорта компания включает траты на ГСМ, ремонт и покупку комплектующих для автомобилей, стоимость услуг страховой компании, парковку и штрафы ГИБДД.

Траты на бензин, дизельное или иное топливо для автомобиля относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Однако компания может учитывать их и как прямые расходы, опираясь на письмо Минфина России от 10.06.2011 № 03-03-06/4/67. Например, если на автомобиле доставляется продукция покупателям, траты на ГСМ в таком случае можно учесть в материальных расходах. А вот если ТС предназначено для перевозки топ-менеджеров фирмы, стоимость ГСМ является прочими расходами и косвенными тратами. Эти нюансы следует закрепить в учетной политике.

Обязательным документом, без которого нельзя списывать траты на ГСМ, является путевой лист. Подробнее о том, как его заполнять, читайте в статье «Какой порядок заполнения путевых листов (образец, бланк)?».

Покупку запчастей и ремонт ТС следует отнести к косвенным расходам и полностью списать в том отчетном периоде, в котором эти траты были понесены (п. 1 ст. 260 НК РФ). Списываются расходы на ремонт на основании:

  • акта выполненных работ, счета-фактуры и платежных документов, если ремонт выполняла сторонняя фирма;
  • сметы ремонтных работ, накладной на отпуск запчастей со склада, акта приема выполненных работ, акта списания изношенных запчастей, если ремонт был проведен своими силами.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Траты на ремонт должны быть экономически оправданными. Если, к примеру, вместо сломавшейся автомагнитолы будет установлена дорогостоящая звуковая система, налоговики посчитают это излишеством и снимут расходы, поскольку на способность авто приносить прибыль качество звука не влияет.

Любое транспортное средство должно быть застраховано и на него оформлен полис ОСАГО (ст. 4 закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев ТС» от 25.04.2002 № 40-ФЗ). Расходы на ОСАГО являются косвенными тратами и должны быть учтены в составе прочих расходов компании равными суммами в течение срока действия договора (п. 1 ст. 263, п. 6 ст. 272 НК РФ).

Дополнительно к ОСАГО компания может купить КАСКО. Это ее право, а не обязанность. КАСКО предоставляет расширенную страховую гарантию на автомобиль, поэтому стоит дороже. Траты на полис КАСКО относятся к прочим расходам компании (п. 3 ст. 263 НК РФ).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! «Упрощенцы» могут учесть в расходах только ОСАГО, но не КАСКО (подп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

О бухгалтерском и налоговом учетах затрат на транспорт при УСН читайте в статье «Транспортные расходы при УСН «доходы минус расходы» .

Стоимость платной парковки можно учесть для целей налогообложения в качестве косвенных расходов (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Основанием для списания затрат будет служить парковочный чек, кассовый и товарный чек, а также акт об оказании услуг, если заключается договор долгосрочной аренды машино-места.

А вот если автомобиль попал на штрафстоянку или водитель нарушил ПДД, то оплату штрафов учесть в расходах нельзя в любом случае, как и любые другие административные штрафы (п. 2 ст. 270 НК РФ).

Расходы на аренду транспорта

Компания может не иметь ТС, а арендовать их у другой фирмы, физлица или платить работникам компенсацию за использование собственных авто в служебных целях.

Для целей налогообложения плата арендатора по договору аренды ТС включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ). Если автомобиль был арендован для осуществления основной деятельности фирмы (торговли или производства), расходы на аренду можно учесть в качестве прямых. Если же автомобиль используется в иных целях (например, для обслуживания административного персонала), такие траты лучше учесть в косвенных расходах. Обосновать выбранный порядок компания должна в учетной политике.

Арендатор в соответствии с договором аренды несет расходы на обслуживание автомобиля (ГСМ, страховку, ремонт и пр.). Такие траты учитываются аналогично ситуации, когда автомобиль находится в собственности компании.

Списывать расходы арендатор будет на основании подтверждающих документов: договоров, платежных документов, актов приемки-передачи ТС, путевых листов и т. д.

Если авто арендовано с экипажем, то расходы на его обслуживание несет арендодатель, а затраты на управление автомобилем компания может списать в составе расходов на оплату труда (п. 21 ст. 255 НК РФ) в соответствии с актом приемки-передачи услуг. Будут ли такие расходы относится к прямым или косвенным, зависит от сферы использования автомобиля.

Если компания платит работнику компенсацию за использование собственного легкового автомобиля на работе, такие траты можно списать только в пределах норматива, установленного в подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ:

  • для авто с объемом двигателя до 2 000 куб. см — 1 200 руб. в месяц;
  • авто с двигателем свыше 2 000 куб. см — 1 500 руб. в месяц (постановление Правительства РФ от 08.02.2002 № 92).

Свыше этих сумм, по мнению чиновников, компания никакие траты на транспорт, принадлежащий сотруднику, учесть не может (письмо Минфина России от 23.03.2018 № 03-03-06/1/18366, от 04.12.2015 № 03-03-06/70852, от 16.05.2005 № 03-03-01-02/140).

Есть ли ограничения по признанию в расходах компенсации работнику за использование собственного грузового автомобиля, смотрите в материале «[ЛАЙФХАК] Компенсируем сотруднику расходы на личный автомобиль».

Компенсация сотруднику за использование транспорта является косвенным расходом компании, поскольку в ст. 318 НК РФ среди сумм, которые могут быть отнесены к прямым расходам, компенсации отсутствуют.

Для удобства мы свели самые распространенные транспортные расходы в таблицу с указанием типа (прямые или косвенные).

Торговля: налоговый учет прямых расходов

Как известно, все расходы торговых фирм делятся на:

К прямым расходам относят:

— стоимость товаров, реализованных в отчетном (налоговом) периоде;

— транспортные расходы по доставке товаров от поставщика (если такие расходы не включены в цену товаров).

Читать еще:  Новые разъяснения по 6-ндфл

Остальные расходы (кроме внереализационных) относят к косвенным.

Облагаемую прибыль фирмы уменьшают только на те прямые расходы, которые относят к реализованным товарам. Косвенные и внереализационные расходы учитывают при налогообложении полностью.

Стоимость реализованных товаров

В бухгалтерском и налоговом учете фактическую себестоимость купленных товаров формируют по-разному. Так, некоторые расходы по правилам бухгалтерского учета включают в их фактическую себестоимость, а по правилам налогового учета – нет.

Вот как учитывают расходы при покупке товаров:

Как видно из таблицы, по правилам налогового учета в фактическую себестоимость товаров не включают:

— таможенные пошлины, уплаченные при ввозе товаров в Россию;

— посреднические услуги, связанные с покупкой товаров;

— транспортные расходы по доставке товаров до склада фирмы (если они не включены в их покупную цену);

— суммы, уплаченные за информационные и консультационные услуги, связанные с покупкой товаров;

— проценты по кредитам, полученным для покупки товаров;

— отрицательные суммовые разницы, связанные с покупкой товаров.

Стоимость проданных товаров списывают одним из четырех методов:

— по стоимости каждой единицы товаров;

— по средней стоимости;

— по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);

— по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).

Конкретный порядок списания товаров закрепляют в качестве элемента бухгалтерской и налоговой учетной политики фирмы.

Списание по стоимости каждой единицы товаров

Этим методом списывают товары, которые учитывают в особом порядке. К таким товарам относят драгоценные металлы и камни, ювелирные изделия, предметы искусства и т. д.

Единица этих товаров, как правило, уникальна, то есть существует в единственном экземпляре.

Как применять этот способ на практике, покажет пример.

ЗАО «Актив» занимается продажей ювелирных изделий и списывает товары по себестоимости каждой единицы.

В январе «Актив» приобрел:

— 30 обручальных колец по цене 800 руб./шт. (без НДС);

— 10 золотых цепочек по цене 1200 руб./шт. (без НДС).

В этом же месяце фирма продала:

— 10 обручальных колец;

— 3 золотые цепочки.

«Актив» должен включить в состав прямых расходов 11 600 руб. (10 шт. Х 800 руб. + 3 шт. Х 1200 руб.), в том числе:

— 8000 руб. – стоимость обручальных колец;

— 3600 руб. – стоимость золотых цепочек.

Списание по средней стоимости

При использовании этого метода нужно определить среднюю стоимость единицы товаров.

Ее рассчитывают отдельно по каждому наименованию товаров (например, столы, стулья, шкафы и т. д.). Обратите внимание: инспекторы рекомендуют определять среднюю стоимость товаров после каждой продажи.

Среднюю стоимость определяют так:

Средняя стоимость единицы товаров =

(Стоимость остатка товаров на дату списания + Стоимость поступивших товаров)

(Количество товаров, оставшихся на дату списания + Количество поступивших товаров)

Общую себестоимость товаров, которая должна быть списана, определяют так:

Стоимость товаров, подлежащая списанию =
Средняя стоимость единицы товаров Х Количество проданных товаров

По состоянию на 1 января на складе торговой фирмы ЗАО «Актив» числится 80 шкафов «Березка» общей стоимостью 240 000 руб. В январе ЗАО «Актив» купило две партии шкафов «Березка».

Первую партию (50 штук) приобрели 4 января. Общая стоимость шкафов – 155 000 руб. (без НДС).

Вторую (20 штук) – 15 января. Общая стоимость шкафов – 64 000 руб. (без НДС).

28 января продали 130 шкафов.

Средняя стоимость одного шкафа составит:

(240 000 руб. + 155 000 руб. + 64 000 руб.) : (80 шт. + 50 шт. +

+ 20 шт.) = 3060 руб.

Стоимость проданных шкафов будет равна:

3060 руб. Х 130 шт. = 397 800 руб.

Эту сумму включают в состав прямых расходов «Актива».

Списание товаров методами ФИФО и ЛИФО

По методу ФИФО товары, поступившие раньше других, списывают первыми. Например, если товары были куплены партиями, то сначала списывают первую партию, затем вторую и т. д. Если товаров в первой партии недостаточно, то списывают часть товаров из второй.

По методу ЛИФО, наоборот, товары, поступившие первыми, списывают последними.

Если товары были куплены партиями, то сначала списывают последнюю партию товаров, затем предпоследнюю и т. д. Если товаров в последней партии недостаточно, то списывают часть товаров из предыдущей.

Обратите внимание: инспекторы рекомендуют определять стоимость товаров, которая должна быть списана, после каждой продажи.

В отчетном году торговая фирма ЗАО «Актив» купила для перепродажи шкафы «Березка». Шкафы покупали тремя партиями по 100 штук в каждой.

Первую партию приобрели 1 января по цене 300 000 руб. (без НДС). Вторую – 8 января по цене 310 000 руб. (без НДС). Третью – 19 января по цене 320 000 руб. (без НДС).

25 января продали 250 шкафов.

При списании товаров «Актив» использует метод ФИФО.

Бухгалтеру «Актива» необходимо списать:

100 шкафов из первой партии стоимостью 300 000 руб.;

100 шкафов из второй партии стоимостью 310 000 руб.;

50 шкафов из третьей партии стоимостью 160 000 руб. (320 000 руб. Х 50 шт. : 100 шт.).

Общая стоимость проданных шкафов, которую нужно списать, составит:

300 000 + 310 000 + 160 000 = 770 000 руб.

Эту сумму включают в состав прямых расходов «Актива».

При списании товаров «Актив» использует метод ЛИФО.

В этой ситуации бухгалтеру «Актива» необходимо списать:

100 шкафов из третьей партии стоимостью 320 000 руб.;

100 шкафов из второй партии стоимостью 310 000 руб.;

50 шкафов из первой партии стоимостью 150 000 руб. (300 000 руб. Х 50 шт. : 100 шт.).

Общая стоимость шкафов, подлежащая списанию, составит:

320 000 + 310 000 + 150 000 = 780 000 руб.

Эту сумму включают в состав прямых расходов «Актива».

Транспортные расходы

В бухгалтерском учете расходы по доставке товаров до склада вашей фирмы можно учитывать двумя способами:

— в составе фактической себестоимости товаров (то есть непосредственно на счете 41 «Товары»);

— в составе издержек обращения (то есть на счете 44 «Расходы на продажу»).

В налоговом учете расходы на доставку товаров до склада вашей компании (транспортные расходы) включают в их стоимость, если эти расходы включены в цену приобретения товаров по условиям договора. В противном случае транспортные расходы отражают в налоговом учете в составе прочих расходов.

ЗАО «Актив» приобрело компьютеры у ООО «Пассив» для перепродажи. Стоимость компьютеров – 2 360 000 руб. (в том числе НДС – 360 000 руб.). «Пассив» доставил товар до склада «Актива».

«Пассив» включил стоимость услуг по доставке товаров в их продажную стоимость. В этой ситуации фактическая себестоимость товаров в бухгалтерском и налоговом учете «Актива» составит 2 000 000 руб. (2 360 000 – 360 000).

Затраты по доставке товаров не включены в их цену, и «Актив» их оплачивает отдельно (на основании счета, выставленного «Пассивом»). Стоимость доставки – 35 400 руб. (в том числе НДС – 5400 руб.).

В этой ситуации первоначальная стоимость товаров составит:

— в бухгалтерском учете – 2 030 000 руб. (2 360 000 — 360 000 + 35 400 — 5400);

— налоговом учете – 2 000 000 руб. (2 360 000 — 360 000). Затраты по транспортировке товаров в сумме 30 000 руб. (35 400 — 5400) включают в состав прочих расходов.

Чтобы избежать лишней работы и одновременно выполнить требования и бухгалтерского, и налогового учета, целесообразно все транспортно-заготовительные расходы по приобретению товаров отражать в бухгалтерском учете на счете 44 «Расходы на продажу» (за исключением транспортных расходов, включенных в цену товаров по условиям договора; такие расходы нужно учесть непосредственно на счете 41 «Товары»).

Порядок учета транспортных расходов вы должны зафиксировать в налоговой и бухгалтерской учетной политике фирмы.

Налогооблагаемую прибыль уменьшает только та часть транспортных расходов, которая относится к реализованному товару. Значит, в налоговом учете затраты по доставке товаров до склада вашей фирмы нужно распределить между реализованными и нереализованными товарами.

Чтобы это сделать, определяют средний процент прямых (транспортных) расходов за текущий месяц. Алгоритм действий описан в статье 320 Налогового кодекса РФ.

1. К расходам по доставке товаров, которые фирма понесла в текущем месяце, прибавляют транспортные затраты, приходящиеся на остаток товаров на начало месяца.

2. К покупной стоимости всех проданных за месяц товаров прибавляют покупную стоимость остатка нереализованных товаров на конец месяца.

3. Рассчитывают средний процент прямых расходов. Для этого сумму транспортных расходов (показатель п. 1) делят на стоимость товаров (показатель п. 2).

4. Средний процент прямых расходов умножают на стоимость остатка товаров на конец месяца. Так определяют, какая часть транспортных затрат приходится на непроданные товары.

5. При налогообложении прибыли можно учесть только ту часть транспортных расходов, которая относится к проданным товарам. Для того чтобы ее вычислить, нужно из общей суммы прямых расходов (показатель п. 1) вычесть те из них, которые приходятся на непроданные товары (показатель п. 4).

Обратите внимание: это правило применяют, если транспортные расходы не включены продавцом товаров в их продажную цену. В противном случае транспортные расходы учитывают в фактической себестоимости товаров.

На 1 января отчетного года сумма транспортных расходов ООО «Пассив»

составила 20 000 руб.

Сумма транспортных расходов за январь равна 120 000 руб.

Себестоимость товаров, проданных в январе, – 1 000 000 руб.

Себестоимость остатка товаров на конец января составила 200 000 руб.

Средний процент транспортных расходов, относящихся к остатку товаров, составит:

(20 000 руб. + 120 000 руб.) : (1 000 000 руб. + 200 000 руб.) = 11,67%.

Сумма транспортных расходов, относящаяся к остатку товаров, будет равна:

200 000 руб. Х 11,67% = 23 340 руб.

Сумма транспортных расходов, подлежащая списанию, составит:

20 000 + 120 000 — 23 340 = 116 660 руб.

Эту сумму включают в состав прямых расходов «Пассива» и уменьшают на нее налогооблагаемую прибыль за январь.

Если в январе у «Пассива» были другие расходы (например, аренда торгового зала, зарплата продавцов и т. д.), их можно списать в уменьшение налогооблагаемой прибыли в полном объеме.

Чтобы избежать лишней работы и одновременно выполнить требования и бухгалтерского, и налогового учета, нужно транспортные расходы, связанные с доставкой товаров до склада, списывать в бухгалтерском учете в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом. Порядок списания транспортных расходов вы должны зафиксировать в бухгалтерской и налоговой учетной политике.

Налоговые прямые расходы: менять или не менять?

Особенности разделения производственных расходов в налоговом учете на прямые и косвенные

Близится конец года. А значит, самое время задуматься, надо ли пересмотреть свою учетную политику в части, определяющей список прямых и косвенных расходов в налоговом учете. Цели могут быть разные:

  • уменьшить налогооблагаемую прибыль ближайших отчетных периодов с помощью сокращения перечня прямых расходов;
  • сблизить бухгалтерский и налоговый учет, чтобы уменьшить трудозатраты бухгалтерии;
  • сделать учет максимально безопасным в случае налоговой проверки.

Особое внимание мы уделим как раз последней цели.

Прямой расход или косвенный — решать вам

Как известно, в бухучете себестоимость должна включать в себя все расходы, связанные с производством конкретной продукции. Цель — посчитать реальные затраты на производство одного изделия. Есть несколько способов расчета себестоимости. Она может быть как полной, так и усеченной, то есть включать только расходы, непосредственно связанные с производством (они обычно списываются напрямую на счет 20 «Основное производство»). Как в бухучете рассчитывается себестоимость продукции, должно быть указано в вашей учетной политике.

В большинстве случаев в основе калькулирования себестоимости лежит деление расходов на прямые и косвенные (или накладные). Прямые расходы в бухучете — как правило, те, которые напрямую зависят от того, производите вы продукцию или нет и сколько вы ее производите. Это расходы, которые непосредственно нужны для производства продукции: сырье, материалы, зарплата производственных рабочих, амортизация производственного оборудования и т. д.

У организаций есть определенная свобода при составлении перечня прямых расходов. Но это не значит, что полноту вашего перечня инспекторы не смогут поставить под сомнение

Читать еще:  Правила и методы оценки статей бухгалтерского баланса

Косвенные же расходы в бухучете — это, как правило, расходы общехозяйственные. К примеру, амортизация офисного здания, зарплата руководства организации и бухгалтерии.

В налоговом же учете расходы, связанные с производством и/или реализацией, делятся на «прямые — косвенные» по иным принципа м статьи 318, 319, 320 НК РФ . Такое разделение нужно исключительно для определения налоговой базы — чтобы правильно установить момент их признания в расходах, уменьшающих доходы текущего периода:

  • прямые расходы списываются на уменьшение налоговой базы только после реализации продукции, в расходах на производство которой они учтены;
  • косвенные расходы списываются на уменьшение налоговой базы сразу — в том месяце, в котором возникли (без привязки к реализации продукции).

Таким образом, чем меньше перечень прямых расходов, тем больше перечень косвенных, а значит, ваши затраты будут быстрее учтены при расчете налогооблагаемой прибыли.

Пересматривать перечень прямых расходов в налоговом учете можно не чаще одного раза в 2 года.

Перечни и прямых, и косвенных расходов открытые. Изначально организация сама формирует такие перечни. Затем их можно изменять, но не чаще одного раза в 2 года статьи 318, 319 НК РФ .

Кстати, если вы измените учетную политику и какие-то прямые расходы станут косвенными, вы не сможете по состоянию на 1 января 2013 г. единовременно списать все накопленные прямые расходы, относящиеся к НЗП, в уменьшение налоговой баз ы Письмо Минфина от 15.09.2010 № 03-03-06/1/588 . Эти накопленные затраты по-прежнему надо списывать по мере реализации продукци и ст. 313, п. 2 ст. 318 НК РФ .

Кроме производственных расходов, есть еще и внереализационные расходы и расходы по специальным операциям (к примеру, по продаже основных средств, ценных бумаг, обслуживающих производств и т. д.). Для них установлены свои правила налогового учета.

При классификации расходов изучаем их связь с производством

Перечень прямых расходов открытый, и некоторые организации решили этим воспользоваться для «налоговой оптимизации»: сузили свои прямые расходы до минимума, к примеру оставили только сырье и материалы или одну зарплату производственных рабочих.

Однако надо осознавать, что полной свободы выбора у организаций в этом вопросе нет. Перечень прямых расходов, формирующих в налоговом учете стоимость реализованной продукции, должен базироваться на технологических особенностях производственного процесса. И налоговая служба, и Минфин давно уже озвучивают такую же позицию, делая отсылку на совокупность норм статей 252, 318, 319 Налогового кодекс а Письмо ФНС от 24.02.2011 № КЕ-4-3/2952@ .

Часто проверяющие смотрят и на то, как те или иные расходы, признанные в налоговом учете косвенными, учитываются в бухгалтерском учете. Ведь именно из бухгалтерского учета видно, насколько тот или иной расход связан с производством продукции. К примеру, страховые взносы с зарплаты производственных работников, по мнению Минфина, надо учитывать в прямых расходах в налоговом учете, если они отнесены к прямым расходам в бухучет е Письмо Минфина от 14.05.2012 № 03-03-06/1/247 .

Нередко у бухгалтеров возникают сомнения, как учитывать (в качестве прямых или косвенных) такие распространенные расходы, как транспортные. При решении этого вопроса также надо обращать внимание, с какой стадией процесса производства и/или реализации связаны эти расходы.

ОБМЕН ОПЫТОМ

“ Транспортные расходы могут быть как прямыми, так и косвенными. Причем классификация расхода не зависит от того, была ли перевозка произведена силами организации или для этих целей привлекали сторонний транспорт.

Если речь идет о доставке продукции покупателю, такие транспортные расходы однозначно надо относить к косвенным и учитывать в текущем периоде.

А расходы по доставке сырья, материалов (если они не включены в стоимость и учитываются отдельно) правильно будет отнести к прямым и распределить с учетом остатка нереализованной продукции на конец отчетного периода.

Ну и конечно, надо не забыть зафиксировать это в учетной политик е ” .

Итак, если расходы непосредственно связаны с производством конкретных товаров, выполнением работ и оказанием услуг, то их надо учитывать как прямые. И только если можно обосновать, что отдельные затраты не связаны напрямую с производством товаров (работ, услуг), то их можно посчитать косвенными. Поддерживая такую позицию, ФНС ссылается на Высший арбитражный суд Определение ВАС от 13.05.2010 № ВАС-5306/10 . Кстати, налоговая служба разместила Письмо, в котором отражена эта позиция, на сайте ФНС России, в разделе «Разъяснения, обязательные для применения налоговыми органами». Так что данное Письмо наверняка будет взято на вооружение проверяющими.

К примеру, если в организации выпускается всего один вид продукции, то большинство производственных расходов лучше учитывать как прямые налоговые расходы. Лишь общехозяйственные расходы (к примеру, зарплату дирекции, бухгалтерии и плату за аренду офиса) без опаски можно считать косвенными налоговыми расходами.

Таким образом, безопаснее, чтобы перечень прямых расходов в налоговом учете был сопоставим с перечнем прямых расходов в учете бухгалтерско м Письма Минфина от 30.05.2012 № 03-03-06/1/283, от 14.05.2012 № 03-03-06/1/247, от 02.05.2012 № 03-03-06/1/214, от 29.12.2011 № 07-02-06/260 .

Многие хотят сузить список прямых расходов. Но некоторым организациям, к примеру выпускающим сезонные товары, выгоднее этот список расширить. Так они избавляются от появления убытков в межсезонные периоды

Кстати, судебная практика в последнее время также не дает повода думать, что Налоговый кодекс предоставил организациям возможность произвольно выбирать, какие расходы считать прямыми, а какие — косвенными. Однако она неоднородна. Бывает, что один и тот же расход один суд признает прямым расходом, а другой — косвенным.

К примеру, затраты на приобретение тары, этикеток, крышек у производителя алкогольной и пищевой продукции ВАС признал прямыми расходам и Постановление Президиума ВАС от 02.11.2010 № 8617/10 . Ведь технологический процесс изготовления спиртосодержащей продукции включает в себя несколько стадий, куда входят, в частности, разлив, маркировка и хранение готовой продукции. Спиртные напитки выпускаются разлитыми в стеклянные бутылки с нанесенной маркировкой, снабженные колпачками (пробками) соответствующих типов. Иначе и быть не может.

И в то же время один федеральный суд решил, что аналогичные затраты — на упаковку продукции (бумаги) — можно учитывать как косвенные расходы. Поскольку налогоплательщик, опять же упирая на особенности технологического процесса, доказал суду, что процесс производства бумаги и ее упаковка — это совершенно разные вещ и Постановление ФАС СЗО от 20.06.2011 № А56-46595/2010 .

Или, к примеру, материальные затраты, образующие основу выпускаемой продукции, а также производственные услуги по их переработке. Московский суд решил, что материальные затраты можно отнести к косвенным расходам только при отсутствии реальной возможности включить их в прямые расход ы Постановления ФАС МО от 28.01.2011 № КА-А40/17545-10; ФАС УО от 25.02.2010 № Ф09-799/10-С3 . Суд Уральского округа придерживается такого же мнения: материалы и покупные комплектующие изделия непосредственно входят в состав вырабатываемой продукции, образуя ее основу, так как необходимы при изготовлении продукции. Следовательно, они должны быть отнесены к прямым расходам при обложении налогом на прибыл ь Постановление ФАС УО от 06.05.2010 № Ф09-3091/10-С3 .

А вот Десятый апелляционный суд поддержал налогоплательщика, когда тот учел как косвенные расходы затраты на оплату переработки давальческого сырья. Обосновал он это формально — ссылкой на налоговую учетную политику: затраты на приобретение работ и услуг производственного характера у сторонних организаций можно учитывать как косвенные, если это закреплено в учетной политике для целей налогообложени я Постановление 10 ААС от 19.05.2010 № А41-33343/09 . Хотя очевидно, что без переработки сырья выпуск продукции был невозможен, и затраты, непосредственно связанные с производством конкретной продукции, более логично было бы отнести к прямым расходам.

Но в большинстве своем все же суды смотрят на технологическую связь расходов с производством продукции:

  • по мнению ФАС Западно-Сибирского округа, «. право самостоятельно определять перечень расходов при выборе распределения прямых и косвенных расходов одновременно требует. обоснования принятого решения исходя из специфики деятельности налогоплательщика, технологического процесса и такое распределение должно быть экономически оправданным » Постановление ФАС ЗСО от 23.04.2012 № А27-7287/2011 ;
  • зарплату рабочим, занятым исключительно в основном производстве, а также амортизацию оборудования нельзя учитывать как косвенные расходы — они должны быть только прямым и Постановление 14 ААС от 22.02.2012 № А44-3951/2011 . Ведь без этих расходов невозможно само производство, следовательно, отнесение таких затрат в состав косвенных расходов необоснованно. Это мнение Четырнадцатого апелляционного суда.

Получается, что в спорах между налоговой службой и организациями решающее значение имеет то, сможет ли одна из сторон спора обосновать, насколько связаны конкретные расходы с конкретной продукцией, исходя из особенностей технологии ее производства. Если организация, признав какой-то расход косвенным, сможет доказать, что он прямо не относится к производству какой-либо конкретной продукции, то суд с большой долей вероятности поддержит ее.

При выборе прямых расходов ориентироваться лучше на здравый смысл и логику, а не только на желание уменьшить налог на прибыль ближайших периодов. И лучше в обоснование перечня прямых расходов ссылаться на показатели технологического процесса.

Специфика производства у всех своя. А значит, универсальной схемы формирования себестоимости в бухгалтерском учете и прямых расходов в налоговом нет и быть не может.

Но всегда надо учитывать, что разделение в налоговом учете производственных расходов на прямые и косвенные определяет, прежде всего, как быстро затраты попадут в расчет налоговой «прибыльной» базы. Если прямых расходов будет мало, то в периодах, когда нет продаж, можно даже получить убыток, а в периоде продажи продукции придется заплатить налог с большей прибыли. Это, как видим, тоже не такая уж хорошая ситуация. Так что лучше придерживаться золотой середины.

Ну а самое безопасное — сблизить перечень налоговых прямых расходов с перечнем расходов, включаемых в бухгалтерскую себестоимость. Так вы будете платить налог на прибыль равномернее: ваши расходы будут соответствовать вашим доходам. Да и инспекторы к вам не придерутся.

Как включить все транспортные затраты в косвенные расходы

1 августа 2007 16028

Популярное по теме

Затраты торговой компании, связанные с транспортировкой товаров, включаются в налоговые расходы — они направлены на получение дохода и экономически оправданы (п. 1 ст. 252 НК РФ). Однако расходы по доставке товаров на собственный склад учитываются постепенно, по мере реализации товаров (прямые расходы), а расходы по доставке товаров покупателю — единовременно (косвенные расходы). Очевидно, что списывать транспортные расходы как прямые менее выгодно, чем косвенные. Ведь в этом случае затраты надо будет распределять пропорционально проданным товарам.

Проанализируем на основе арбитражной практики, как компании защитить наиболее выгодный для себя способ учета транспортных расходов.

«При выборе порядка учета прежде всего необходимо четко определить размер возможного экономического эффекта»

МОЖНО ЛИ ПРЕВРАТИТЬ ПРЯМЫЕ РАСХОДЫ В КОСВЕННЫЕ

Когда компания доставляет товар для реализации — это ее косвенные расходы и списать их можно сразу же. Если же транспортные расходы связаны с доставкой товаров до склада компании, их можно либо признать прямыми и распределить затраты между реализованными и нереализованными товарами (ст. 320, подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ). Либо прописать в учетной политике, что эти расходы входят в продажную стоимость товаров (ст. 320 НК РФ).

Безусловно, выгоднее для компании доказать, что все ее расходы связаны именно с реализацией товаров, а не с покупкой и доставкой их на собственный склад. Но подобная трактовка ситуации потребует соответствующего оформления первичных документов и скорее всего привлечет внимание налоговиков.

В частности, чтобы учесть все расходы как косвенные, на практике компании указывают, что были оказаны, например, консультационные услуги, а не транспортные. Скажем, компания оплачивает одному и тому же перевозчику доставку как купленных, так и проданных товаров, а на доставку выписывается отдельный счет-фактура и оформляется отдельный акт на консультационные услуги. Но, конечно, такой способ рискован. Во-первых, здесь идет речь об оформлении реально не оказанных услуг, а во-вторых, даже если инспекторы не обнаружат этот факт, сами консультационные услуги привлекут их особое внимание, поскольку зачастую налоговики считают, что эти услуги прикрывают схему*.

Читать еще:  Система администрирования страховых взносов в 2015 году

* Подробнее о том, почему налоговики сейчас проявляют повышенное внимание к услугам, читайте в статье «Услуги будут контролировать особо: внутренние рекомендации ФНС» на стр. 28 этого номера «ПНП».

Выгоднее доказать, что все расходы связаны с реализацией товаров, а не с покупкой и доставкой

Кроме того (если перевозчик один и тот же), возможно перераспределение стоимости транспортных услуг между доставкой товаров на собственный склад и доставкой покупателям. Большую часть суммы перевозчик выставляет в качестве платы за доставку товаров покупателям, а меньшую оформляет как плату за доставку товаров на собственный склад компании.

Но здесь риск следующий. Если в товаросопроводительных документах указано количество перевозимого товара, возможны претензии налоговиков по поводу отклонения цены перевозчика более чем на 20 процентов. Правда, если перевозку компания в обоих случаях осуществляет собственными силами, возможности по перераспределению расходов у нее шире.

Однако в любом случае, когда компания искусственно пытается оформить документы по транспортировке приобретаемых ею товаров таким образом, чтобы они имели отношение не к закупке, а к реализации, она вряд ли найдет поддержку в суде. То же самое можно сказать и про формальное разделение транспортных расходов на плату за собственно перевозку и сопутствующие перевозке услуги. Примером тому является постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16.04.07 № А43-14231/2006-14-86.

Суть дела. Компания доставляла товары до собственного склада по железной дороге. Помимо платы за перевозку товаров компания оплачивала железной дороге стоимость обработки документов, связанных с перевозкой, и некоторые другие сопутствующие платежи, не зависящие от объема перевозимого груза. Для целей налогообложения компания учитывала плату железной дороге за перевозку грузов как прямые расходы, а прочие платежи — как косвенные.

В ходе проверки налоговики не согласились с таким подходом. Все прочие платежи были исключены из состава косвенных расходов. Компании был доначислен налог на прибыль, а также предложено заплатить штраф и пени.

Суд поддержал налоговиков, сочтя, что все затраты компании, связанные с доставкой товаров на собственный склад, должны включаться в состав прямых расходов.

Позиция налоговиков. Расходы по обработке документов железной дорогой являются транспортными расходами, связанными с доставкой товаров на склад покупателя. Поэтому компания неправомерно включала эти платежи в налоговые расходы соответствующего периода полной суммой. А так как они не были включены в стоимость приобретения товаров, они признаются прямыми.

Позиция компании. Расходы по обработке документов железной дорогой являются косвенными, так как по сути они не являются транспортными затратами или иными затратами, связанными с приобретением товаров. Поэтому их необходимо учитывать отдельно.

Выводы судей. Затраты по обработке документов и прочие платежи железной дороге неразрывно связаны с доставкой товаров до склада налогоплательщика, следовательно, их следует включать в расходы в порядке, установленном для прямых расходов. То есть пропорционально стоимости реализованных товаров.

НЕОДНОЗНАЧНЫЕ РАСХОДЫ ПРИ ТРАНЗИТЕ

А как быть торговой организации, если доставка товара одновременно относится и к приобретению этого товара и к его реализации? Такая ситуация возникает, например, когда товары отправляются покупателю транзитом. То есть компания оплачивает перевозку товара от своего поставщика своему покупателю, минуя стадию складирования.

В данном случае торговой компании невыгодно учитывать транспортные расходы отдельной строкой. Ведь формально налоговики могут признать всю сумму транспортных расходов прямыми расходами и их нужно будет распределить на весь остаток товара на складе. Следовательно, такой метод несет дополнительный налоговый риск.

Поэтому при транзитной торговле выгоднее всего не определять, с чем именно связаны затраты — с приобретением или продажей товара, а учесть транспортные расходы в стоимости товаров. В таком случае затраты на доставку единовременно войдут в налоговые расходы, так как вся партия товара, к которой относятся транспортные затраты, уже отгружена покупателю. Однако такой подход сначала нужно будет закрепить в учетной политике.

Если же товар переходит к покупателю в тот же момент, когда его получает сама компания, правомерность учета расходов на доставку в составе косвенных может подтвердить пункт 1 статьи 510 ГК РФ, где сказано, что обязанность доставки товара лежит на поставщике.

На практике компании указывают, что вместо транспортных были оказаны консультационные услуги

Возможны и другие ситуации, когда нельзя однозначно определить, связаны ли транспортные расходы с доставкой товаров до склада продавца или с реализацией этого товара. Подобное дело рассматривал Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (постановление от 23.05.07 № А56-19767/2006).

Суть дела. На основании договоров поставки компания приобретала нефтепродукты (бензин, дизельное топливо) для их дальнейшей реализации в розничной сети АЗС. Первоначально они хранились на нефтебазах. В дальнейшем нефтепродукты перевозились на хранение на автозаправочные станции. Расходы по доставке нефтепродуктов на АЗС компания списывала единовременно в том налоговом периоде, когда они были понесены.

При проверке налоговики исключили часть расходов на транспортировку, приходящихся на нереализованный бензин, из налоговых расходов рассматриваемого периода. Компании были доначислены недоимка, пени, а также наложен штраф.

Суд поддержал компанию, согласившись с тем, что затраты по перевозке нефтепродуктов от нефтебаз до автозаправочных станций являются расходами, связанными с реализацией товаров.

Позиция налоговиков. Расходы по доставке нефтепродуктов на АЗС являются прямыми, так как АЗС следует рассматривать как место хранения (конечный склад доставки), а не реализации товара. Ведь АЗС не являются покупателем нефтепродуктов, а лишь осуществляют реализацию по договорам оказания услуг.

Позиция компании. Расходы по перевозке нефтепродуктов от нефтебаз до автозаправочных станций являются косвенными, связанными с реализацией товаров, так как АЗС является не хранилищем нефтепродуктов, а местом их реализации.

Выводы судей. Транспортные расходы связаны с реализацией товара, а не с доставкой его до собственного склада компании. Ведь автозаправочные станции не являются складами нефтепродуктов компании, а используются как торговые точки. Поэтому транспортные расходы, связанные с реализацией товара и понесенные в связи с его доставкой до торгового места (АЗС), являются косвенными.

Возможно перераспределение стоимости транспортных услуг между доставкой товаров на собственный склад и доставкой покупателям

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЯМЫХ РАСХОДОВ

Если транспортные расходы, произведенные компанией, никак нельзя признать связанными с реализацией (превратить в косвенные), все равно остается законная возможность налогового планирования подобных расходов. Но сначала надо решить, что для компании более выгодно: включать расходы на доставку товаров до собственного склада в стоимость товаров или выделять их отдельной строкой (обе эти возможности закреплены в ст. 320 НК РФ). Суть различия между ними состоит в том, что, если транспортные расходы на доставку включаются в стоимость конкретной партии товаров, они будут учитываться по мере реализации исключительно этой партии товаров, а если распределяются по среднему проценту — распределятся на весь остаток непроданного товара.

Несмотря на то что вместе с оставшимся на конец периода на складе товаром останутся и несписанные транспортные расходы, в следующем квартале (когда будут реализованы остатки со склада) эти расходы уменьшат прибыль. В результате затраты будут списаны равномерно на себестоимость и снизятся налоговые риски. Конечно же, такой метод нужно сначала прописать в учетной политике.

В итоге определение выгодности того или иного способа зависит от многих факторов: от того, с какой скоростью в компании реализуются товары, какая сумма тратится на их доставку, от соотношения размера транспортных расходов и покупной стоимости. Но не надо забывать, что выбранный порядок учета транспортных расходов нельзя будет изменить в течение двух налоговых периодов (ст. 320 НК РФ).

Однако несмотря на то, что компания имеет право выбора оптимального варианта учета транспортных расходов, как показывает практика, отсутствие претензий со стороны налоговиков не гарантировано. Так, в постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 24.11.05 № 10АП-2837/05-АК арбитры рассмотрели следующую ситуацию.

Суть дела. Компания оплачивала расходы на доставку покупных товаров до собственного склада. В учетной политике было установлено, что расходы на доставку покупных товаров при их приобретении включаются в цену приобретения товаров, а не относятся к прямым расходам, подлежащим определению по среднему проценту в соответствии со статьей 320 НК РФ.

Налоговики установили, что в результате применения такого способа себестоимость реализованных товаров в целях налогообложения была завышена по сравнению с методом распределения транспортных расходов по среднему проценту. По результатам проверки компании было предложено доплатить налог на прибыль, а также перечислить штраф и пени.

Но суд согласился с тем, что компания сама вправе определять, включать ли транспортные расходы в цену приобретения товара или выделять их отдельной строкой. Позиция налоговиков. Компания получила необоснованную налоговую выгоду, поскольку в нарушение статьи 320 НК РФ не распределила прямые расходы текущего периода, связанные с доставкой покупных товаров до склада, на реализованные товары и остаток товаров на складе, а включила их в покупную стоимость товара.

Позиция компании. Метод учета транспортных расходов, предусматривающий их включение в стоимость покупных товаров, разрешен статьей 320 НК РФ и закреплен в учетной политике. А согласно статье 320 НК РФ, налогоплательщик вправе сам определять, какой применять метод налогового учета транспортных расходов. Выводы судей. Действия налогоплательщика не противоречат Налоговому кодексу. Статья 320 НК РФ предусматривает два варианта учета транспортных расходов по доставке товаров на собственный склад компании. При этом налогоплательщик закрепил в учетной политике, что расходы на доставку покупных товаров при их покупке включаются в цену, и следовал этому положению в учете.

При транзитной торговле выгоднее не определять, с чем связаны затраты — с приобретением или продажей товара

Прямые и косвенные расходы в торговле

Прямые и косвенные расходы в торговле

Педченко И.В.
эксперт журнала «Российский налоговый курьер»

Опубликовано: Российский налоговый курьер . — 2002 N 9
http://www.rnk.ru

Группировка расходов

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации покупных товаров организация вправе уменьшить доходы от их реализации на стоимость приобретения данных товаров, определяемую в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения. Стоимость приобретения покупных товаров формируется как расходы организации, связанные с приобретением этих товаров, предусмотренные договором. Налоговым кодексом установлены следующие методы оценки стоимости покупных товаров[2]:

— ФИФО (по себестоимости первых по времени приобретения товаров);

— ЛИФО (по себестоимости последних по времени приобретения товаров);

— по средней себестоимости (в случаях когда с учетом технологических особенностей невозможно применение методов ФИФО и ЛИФО).

Отнесение издержек обращения к прямым или косвенным торговые организации осуществляют по следующим правилам. К прямым расходам торговой организации относятся транспортные расходы, но не все, а только расходы по доставке товара до склада организации при его покупке, если эти расходы по условиям договора не включены в цену покупки. Все остальные расходы торговых организаций, связанные с приобретением и реализацией покупных товаров, включая другие транспортные расходы, относятся к косвенным расходам. Косвенные расходы полностью уменьшают доходы от реализации текущего месяца. Прямые расходы уменьшают доходы от реализации, за исключением части, относящейся к остатку товаров на складе.

Если организация кроме торговли занимается другими видами деятельности, налоговый учет прямых и косвенных расходов по разным видам деятельности следует вести раздельно. Если не представляется возможным на основании данных первичных документов разделить суммы расходов по видам деятельности, их разделение следует произвести пропорционально доле выручки от каждого вида деятельности в общем обЪеме выручки. Этот порядок рекомендуется описать в учетной политике организации для целей налогообложения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector