Законна ли вечерняя выемка, если протокол подписан ночью?

Если выемку документов ИФНС окончила до 22 часов, протокол может составлять и ночью

В письме от 05.10.17 № 03-02-08/64830 Минфин указал, что согласно пункту 2 статьи 94 НК не допускается производство выемки документов и предметов в ночное время.

О производстве выемки, изъятия документов и предметов составляется протокол, в котором перечисляются и описываются изъятые документы и предметы. Время начала и окончания производства выемки, изъятия документов и предметов фиксируется в протоколе.

После составления протокола и до его подписания должностными лицами налогового органа в него вносятся замечания (при наличии) понятых, специалистов, представителей проверяемого налогоплательщика.

Время, которое необходимо для составления протокола выемки документов и предметов, внесения в него замечаний заинтересованных лиц и подписания этого протокола не входит во время производства выемки (изъятия) документов и предметов.

Минфин полагает, что если выемка (изъятие) документов и предметов произведены до 22 часов по местному времени, окончание в 23 часа 40 минут составления и подписания протокола о производстве такой выемки (изъятия) документов и предметов не свидетельствует об окончании выемки в ночное время.

Минфин разъяснил правила выемки налоговых документов в ночное время

  • Храмцовская Наталья | к.и.н., ведущий эксперт по управлению документацией компании «ЭОС», эксперт ИСО, член Международного совета архивов

Налоговые органы в рамках выездной налоговой проверки вправе проводить выемку документов и предметов (ст. 94 НК РФ). Однако в ночное время делать это запрещено (п. 2 ст. 94 НК РФ, см. также письмо ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837). Ночным временем является промежуток с 22 до 6 часов утра по местному времени (п. 21 ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса РФ).

К сожалению, создать законодательство, в котором все точно урегулировано, практически невозможно – жизнь гораздо разнообразней и богаче. Когда организации сталкиваются с законодательными нормами, которые им непонятны, они, прежде всего, направляют свои запросы органам государственной власти. Так и в этот раз организация попросила Минфин ответить на 2 вопроса:

  • Что именно подразумевается под выемкой предметов и документов в п. 2 ст. 94 НК РФ, не допускаемой в ночное время:
    • только непосредственные действия по изъятию предметов и документов либо
    • вся процедура мероприятия налогового контроля в целом, включая составление и подписание протокола выемки документов и предметов вместе с приложениями к протоколу (описями предметов и документов и возражений налогоплательщика к протоколу выемки предметов и документов, а также подписание протокола)?
  • Если составление протокола выемки предметов и документов окончено в 23 ч 40 мин. по местному времени, при этом непосредственно действия по изъятию у налогоплательщика самих документов и предметов завершено до 22 ч 00 мин., считается ли выемка производимой в ночное время?

Департамент налоговой и таможенной политики Минфина РФ письмом от 05.10.2017 № 03-02-08/64830 ответил следующее:

  • при производстве выемки документов и предметов время ее начала и окончания, изъятия документов и предметов фиксируется в протоколе, форма которого утверждена приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@;
  • время, которое необходимо для составления протокола выемки документов и предметов, внесения в него замечаний заинтересованных лиц и подписания этого протокола, не входит во время производства изъятия документов и предметов;
  • если выемка документов и предметов произведена до 22 часов по местному времени, окончание в 23 часа 40 минут составления и подписания протокола о производстве этого изъятия не свидетельствует об окончании выемки в ночное время.

Такова позиция Минфина.

Хотя можно было бы трактовать и иначе: выемка не может считаться завершенной, пока сторонами не подписан ее протокол. Но министерство в данном случае решило выгородить сотрудников налоговой инспекции.

В то же время норма закона не предусматривает необходимой гибкости: даже если выемка была запланирована так, чтобы уложиться до 22 часов, всегда возможны непредвиденные задержки, и в этом случае проще и разумнее довести дело до конца, чем остановить выемку либо признать ее из-за небольшой задержки. Правильнее было бы дать суду возможность оценивать добросовестность действий налоговой инспекции и проверяемой организации в случае просрочки. Добавим, что указанное письмо Минфина не ограничивает несогласных с его позицией налогоплательщиков в обращении в суд для оспаривания законности выемки с учетом времени ее проведения.

Минфин России разрешил составлять протоколы о производстве выемки в ночное время

Пункт 2 статьи 94 НК РФ прямо запрещает производство выемки документов и предметов в ночное время. Согласно ст. 5 УПК РФ, ночным временем считается промежуток с 22.00 вечера до 6.00 утра по местному времени.

Все изъятые документы и предметы перечисляют и описывают в протоколе о производстве выемки. В протоколе фиксируют время начала и окончания процедуры. Форма протокола утверждена приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

В своем письме от 05.10.2017 N 03-02-08/64830 Минфин России утверждает, что время, которое необходимо для составления протокола выемки документов и предметов, внесения в него замечаний заинтересованных лиц и подписания этого протокола, не входит во время производства выемки (изъятия) документов и предметов. Минфин трактует выемку как непосредственные действия по изъятию документов и предметов, и считает, что именно эти действия должны быть проведены до 22-00 часов. И, если выемка (изъятие) проведена до 22-00, то окончание составления и подписания протокола о производстве такой выемки после 22-00 не свидетельствует об окончании выемки в ночное время.

Но выемка – это не просто изъятие документов и предметов, а процессуальное действие, регламентированное Налоговым кодексом, следовательно, пока протокол с описью всех изъятых документов и предметов не будет подписан всеми участниками выемки, выемку нельзя считать завершенной. В п. 1 ст. 99 НК РФ, содержащей общие требования к составлению протоколов, указано, что протоколы составляются при проведении действий (а не после!) по осуществлению налогового контроля, значит, и документальное оформление выемки должно быть завершено до 22-00. Если трактовать эту норму так, как это делает Минфин России, то открываются огромные возможности для злоупотреблений со стороны должностных лиц налоговой инспекции, при желании, налогоплательщика можно продержать и до утра.

Судебная практика также подтверждает, что составление и подписание протокола – составная часть выемки. Например, в Постановление ФАС Поволжского округа от 10.03.2011 по делу N А12-9423/2010, указано, что суды правомерно не согласились с выводами налогового органа в той части, что подписание протокола, ознакомление с материалами выемки не входит во время, отведенное для выемки, а выемка заканчивается только изъятием документов.

Читать еще:  Разработана форма справки для соцвычета

Для доказательства нарушений налоговой инспекцией порядка проведения выемки и составления протокола в ночное время необходимо вести видеозапись во время выемки вплоть до момента вручения подписанного всеми участниками выемки экземпляра протокола налогоплательщику, а также в протоколе о производстве выемки можно написать замечание о том, что выемка проводилась в ночное время.

В Ваш офис пришли сотрудники
правоохранительных органов

ПАМЯТКА
О ПРАВАХ РАБОТНИКОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ В ОТНОШЕНИИ ОРГАНИЗАЦИИ
ОПЕРАТИВНО-СЛЕДСТВЕННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

В соответствие с полномочиями, определенными Законом, в офис компании могут придти сотрудники правоохранительных органов для проведения:

  • обысков (для поиска орудий преступления, предметов, документов и ценностей, которые могут иметь значение для уголовного дела);
  • выемок (для изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела);
  • обследований помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

Обыск производится только в рамках возбужденного уголовного дела и только по постановлению следователя (ст.ст. 182,184 УПК РФ).

При производстве обыска участвует лицо, в помещении которого производится обыск, а также представитель администрации юридического лица. Без участия указанных лиц проведение обыска (равно как и выемки и обследования) является незаконным. При производстве обыска вправе присутствовать защитник, а также адвокат того лица, в помещении которого производится обыск (п. 11 ст. 182 УПК РФ).

Следователь (или по его письменному поручению иной уполномоченный сотрудник), войдя в помещение, до начала обыска в присутствии двух понятых, разъяснив им их права и обязанности, предъявляет руководителю организации, находящемуся в помещении офиса, поста¬новление о производстве обыска. Перед началом проведения мероприятия, лицо проводящее мероприятие должно разъяснить представителю или директору предприятия в связи с чем оно проводится и в целях отыскания каких документов или предметов.

Причем, при производстве обыска могут вскрываться любые помещения, если администрация отказывается добровольно их открыть. При этом не должно допускаться не вызываемое необходимостью повреждение имущества.

Следователь вправе запретить лицам, присутствующим в месте, где производится обыск, покидать его, а также общаться друг с другом или иными лицами до окончания обыска.

По результатам обыска составляется протокол. В протоколе должно быть указано, в каком месте и при каких обстоятельствах были обнаружены предметы, документы или ценности, выданы они добровольно или изъяты принудительно. Все изымаемые предметы, документы и ценности должны быть перечислены с точным указанием их количества, меры, веса, индивидуальных признаков и по возможности стоимости.

Протокол заполняется в двух экземплярах должностным лицом, производившим обыск. В протокол также вносятся замечания и нарушения, поступившие от присутствующих при обыске. Протокол подписывают лицо, заполнившее его, а также все присутствующие в помещении. Копия протокола вручается под роспись представителю администрации организации.

Выемка производится только в рамках возбужденного уголовного дела и только по постановлению следователя (ст.ст. 182,184 УПК РФ). Производится в том же порядке, что и обыск. По результатам также составляется протокол.

До начала выемки следователь предлагает выдать предметы и документы, подлежащие изъятию, а в случае отказа производит выемку принудительно.

Следует знать, что возможность выемки предоставлена также налоговым органам (подп.З п.1 ст. 31 НК РФ) только на основании постановления, утвержденного руководителем налогового органа (п.1 ст. 94 НК РФ).

3. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств

Осуществляется сотрудниками оперативных подразделений органов полиции, ФСБ, таможни, наркоконтроля. Данное мероприятие предусмотрено федеральным законом об оперативно-розыскной деятельности.

При посещении организации с целью проведения мероприятия оперативный сотрудник, назвав свою должность, звание, ФИО, предъявив служебное удостоверение представителю юридического лица, знакомит его с Распоряжением (постановлением) о производстве обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, подпи¬санным руководителем правоохранительного органа и скрепленным гербовой печатью, и вручает его копию под роспись.

Обследование проводится в присутствии сотрудников, работающих в конкретном кабине¬те и представителя администрации организации. В случае отсутствия сотрудников мероприятие проводится без них в присутствии только представителя администрации организации и не менее двух понятых. Результаты вносятся в Акт обследования помещения, где отражаются не только проведенные действия, но могут делаться записи о допущенных сотрудни¬ками правоохранительных органов нарушениях. Акт составляется в двух экземплярах, подписы¬вается должностным лицом, представителем организации и понятыми.

При проведении обследования сотрудник вправе изымать документы (либо их копии), предметы, материалы в соответствии с п. 1 ч.) статьи 15 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятель¬ности», о чем он составляет протокол изъятия, в соответствии с требованиями ст. 166 УПК РФ, который в последующем является приложением к акту.

Изъятие документов (либо их копий), предметов, материалов также происходит в присут¬ствии понятых. Протокол изъятия составляется в двух экземплярах, один из которых передается представителю юридического лица или физическому лицу, у которых произведено изъятие. При производстве изъятия могут применяться стенографирование, фотографирование, киносъемка, аудио- и видеозапись, которые прилагаются к протоколу изъятия.

Протокол предъявляется для ознакомления всем лицам, присутствующим при изъятии. При этом указанным лицам разъясняется их право делать подлежащие внесению в протокол замечания о его дополнении и уточнении. Все внесенные замечания о дополнении и уточнении протокола должны быть оговорены и удостоверены подписями этих лиц.

Протокол подписывается лицом, составившим протокол, и лицами, присутствующими при изъятии.

При изъятии оригиналов документов с них изготавливаются копии, которые заверяются сотрудником, изъявшим документы, и передаются лицу, у которого изымаются документы, о чем делается запись в протоколе. В случае, если невозможно изготовить копии или передать их одновременно с изъятием документов, указанный сотрудник передает заверенные копии документов лицу, у которого были изъяты документы, в течение 5 дней после изъятия, о чем делается запись в протоколе.

В случае отказа от получения, а также при невозможности вручить протокол по иным обстоятельствам об этом делается отметка в двух экземплярах протокола, удостоверенная подпи¬сью сотрудника, производящего изъятие, а также подписями лиц приглашенных для удостовере¬ния факта, содержания, хода проведения и результатов изъятия.

Второй экземпляр протокола направляется юридическому лицу, либо физическому лицу, указанному в протоколе, по почте заказным письмом не позднее дня, следующего за днем окончания обследования.

Если лицо, участвующее в изъятии, отказалось подписать протокол сотрудник, производящий изъятие, вносит в него соответствующую запись, которая удостоверяется его подписью, а также подписями лиц, приглашенных для удостоверения факта, содержания, хода прове¬дения и результатов изъятия. Лицу, отказавшемуся подписать протокол, должна быть предоставлена возможность дать объяснение причин отказа» которое заносится в данный протокол.

Читать еще:  Фнс на примерах объяснила, какие обязательные реквизиты должны быть на чеках ккт

Изъятию подлежат документы, предметы, материалы, имеющие непосредственное отношение к основаниям, указанным в распоряжении о проведении обследования.

Перед изъятием информации, находящейся на электронных носителях, сотрудник, производящий изъятие, предоставляет возможность изготовить копии изымаемой информации.

Важные особенности:

  1. При проведении в отношении организации оперативно-розыскных мероприятий, её руководители и работники вправе воспользоваться услугами адвоката, поскольку в соответствии со статьей 48 Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи.
  2. Не объясняя причин, работники и руководители могут отказаться давать какие-либо объяснения, сославшись на ст. 51 Конституции РФ (право не свидетельствовать против себя и своих близких родственников). Отказ может быть сформулирован следующим образом: «Я считаю, что мои показания могут быть использованы против меня и моих родственников, поэтому желаю воспользоваться правом, предусмотренным ст. 51 Конституции РФ, и отказаться от дачи показаний».
  3. Гласным оперативно-розыскным мероприятием «Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» не предусмотрен личный досмотр, досмотр вещей граждан, находящихся в помещении, а равно их личный обыск. Следует знать, что ящики рабочего стола, шкаф для одежды, сейф, персональный компьютер не могут быть об¬следованы без согласия лица, которое их использует.

Личный обыск лиц, находящихся в помещении, может производиться только при проведении процессуального действия «обыск» в самом помещении и при наличии достаточных оснований полагать, что лицо скрывает предметы или документы, имеющие значение для уголовного дела (ч. 2 ст. 184 УПК РФ). В иных случаях будет ограничено «конституционное право граждан на личную свободу и неприкосновенность» (ст. 22 Конституции РФ).

  • Статьей 24 Конституции РФ установлено право на защиту информации о частной жизни. Поэтому сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Таким образом, если в обследуемом помещении есть личные вещи, предметы и документы (флэш-карты, ноутбуки и др.), то никто не вправе подвергать их осмотру в ходе обследования помещения.
  • Запрет на перемещение лиц, находящихся в помещении, где производится обследование, в законодательных актах не оговорен. Единственно, при производстве обыска (ст.182 УПК РФ) дается право следователю запретить лицам, присутствующим в помещении при обыске, покидать его, а также общаться между собой или другими лицами до окончания следственного действия. В иных случаях присутствует ограничение конституционного права граждан на личную свободу и неприкосновенность (ст. 22 Конституции РФ).
  • При наличии введенного в организации режима коммерческой тайны работники организации могут отказаться от предоставления информации сотрудникам, проводящим мероприятия, сославшись на отсутствие у них права передавать информацию третьим лицам. Отказ может быть сформулирован следующим образом: «По трудовому договору я связан обязательствами о неразглашении сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия. Боюсь быть привлеченным по ст. 183 УК РФ за незаконное разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, поэтому желаю воспользоваться правом, предусмотренным ст. 48 Конституции РФ, на получение квалифицированной юридической помощи и переговорить со своим адвокатом».
  • § 2. Процессуальный порядок выемки

    Уголовно-процессуальный закон выделяет ряд общих условий, относящихся к производству, как большинства следственных действий, так и к производству выемки. К ним можно отнести:

    обязательное участие понятых;

    привлечение к участию специалиста;

    применение технических средств при производстве выемки;

    неразглашение выявленных в ходе выемки обстоятельств частной жизни лица, в помещении которого была произведена выемка, его личной и (или) семейной тайны, а также обстоятельств частной жизни других лиц;

    оформление хода и результатов выемки.

    Выемка – одно из тех следственных действий, при производстве которого обязательно участие не менее двух понятых (ч. 1 ст. 170 УПК РФ).

    Понятым по смыслу ч. 1 ст. 60 УПК является не заинтересованное в исходе уголовного дела лицо, привлекаемое дознавателем, следователем для удостоверения факта производства следственного действия, а также содержания, хода и результатов следственного действия. Гражданин становиться указанным участником уголовного судопроизводства с момента приглашения его следователем для участия в следственном действии.

    Уголовно-процессуальный закон устанавливает перечень лиц, которые не могут являться понятыми. К ним относятся: несовершеннолетние; участники уголовного судопроизводства, их близкие родственники и родственники; работники органов исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и предварительного расследования.

    Законодателем также предусмотрены случаи, при которых участие понятых в производстве выемки исключается. Речь идет об обстоятельствах производства выемки:

    в труднодоступной местности (в значительном отдалении от населенных пунктов);

    при отсутствии надлежащих средств сообщения (во время схода снежной лавины, паводка);

    если производство выемки может быть связано с опасностью для жизни и здоровья людей (в теплотрассах, на объектах, находящихся в аварийном состоянии).

    В указанных ситуациях выемка производится без участия понятых, о чем в протоколе следственного действия делается соответствующая запись и в ходе выемки применяются технические средства фиксации ее хода и результатов. Однако, если применение технических средств невозможно, то в протоколе выемки делается соответствующая запись (ч. 3 ст. 170 УПК РФ).

    Организуя производство выемки, следователь должен заранее решить вопрос о том, кого он привлечет в качестве понятых, исходя из обстоятельств и особенностей того или иного вида выемки. Следователь может пригласить граждан для участия в качестве понятых в месте производства выемки, или, при определенных обстоятельствах, необходимо будет их доставлять из другого места (места производства предварительного расследования, из населенного пункта).

    Следователь вправе привлечь к участию в следственном действии специалиста (ч. 1 ст. 168 УПК РФ). Специалистом является лицо, обладающее специальными знаниями, привлекаемое к участию в процессуальных действиях для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела, для постановки вопросов эксперту, а также для разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию.

    В случае привлечения специалиста к участию в выемке, как правило, требуются его содействие именно в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, предварительном исследовании изымаемых объектов, а также в применении технических средств.

    Организуя выемку, следователь должен решить необходимо ли участие в данном следственном действии специалиста, какого именно, и возможно не одного. Например, при выемке ювелирных изделий в ломбарде можно привлечь к участию специалиста в области ювелирного дела, для изъятия определенный изделий, описанных потерпевшим, а также специалиста-криминалиста, который будет фиксировать ход и результаты выемки с помощью видеозаписи.

    Перед непосредственным производством выемки, специалиста необходимо в определенной степени ознакомить с обстоятельствами совершенного преступления, чтобы он имел возможность правильно применить свои знания в ходе следственного действия. Так, например, при изъятии документов в аудиторской организации, необходимо участие специалиста-аудитора, который правильно укажет какие документы имеют значение для уголовного дела, только при предварительном ознакомлении со сложившейся следственной ситуацией. Изъятие документов без предварительного отбора может нанести вред интересам лиц и организаций, не имеющих отношения к расследуемому преступлению. В контексте ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» это повлечет разглашение аудиторской тайны.

    При производстве следственных действий могут применяться технические средства и способы обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления и вещественных доказательств (ч. 6 ст. 164 УПК РФ).

    Можно выделить следующие виды технических средств, применяемых в ходе предварительного расследования:

    средства обнаружения, фиксации, изъятия, предварительного исследования следов и объектов (лупы, пинцеты, дактопленка, осветительные приборы, газоанализаторы);

    средства фиксации хода и результатов следственных и процессуальных действий (аудио-, видеозапись, фотографирование);

    средства изготовления, копирования, протоколов следственных действий (компьютеры, принтеры, ксероксы).

    В ходе производства выемки, в зависимости от ее вида и следственной ситуации могут, применяться как отдельные виды технических средств, так и все в совокупности. Для применения определенных технических средств необходимо привлечение к участию в производстве выемки специалиста, другие технические средства следователь применяет самостоятельно. Так, например, фиксация хода и результатов выемки с помощью видеозаписи целесообразно осуществлять при помощи специалистов, имеющих определенные навыки в применении видеотехники. Приглашение специалиста освобождает следователя от технической работы, положительно сказывается на качестве видеозаписи, а также способствует успешному проведению следственного действия в целом.

    В процессе планирования производства выемки следователю заранее необходимо определиться будут ли применяться в ходе данного следственного действия технические средства, если будут, то какие, а также нужно ли привлекать для их применения специалиста.

    Неразглашение выявленных в ходе выемки обстоятельств частной жизни лица, в помещении которого была произведена выемка, его личной и (или) семейной тайны, а также обстоятельств частной жизни других лиц (ч. 7 ст. 182 УПК РФ) гарантирует соблюдение при производстве выемки закрепленного в ч. 1 ст. 23 Конституции РФ права граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Тем не менее, ст. 182 УПК РФ не определен круг конкретных мер, которые в этих целях должен принять следователь. Однако, безусловно, данными мерами могут быть только меры, предусмотренные законом. Данными мерами являются предупреждение лиц, участвующих в производстве выемки о недопустимости без разрешения разглашать ставшие им известными в связи с участием в следственном действии сведения, а также отобрание у них подписки о предупреждении об уголовной ответственности по ст. 310 УК РФ.

    Указанные меры могут играть решающую роль для результатов производимого следственного действия, в случае, когда лицо отказывается добровольно выдать необходимый предмет или документ именно из-за боязни оглашения обстоятельств его интимной жизни, нежелания причинить неприятности родственнику или иному близкому лицу. Предупреждение, в этом случае, участников следственного действия о неразглашении подобной информации, может подвигнуть лицо, у которого производится выемка, к добровольной выдаче объектов и избавить следователя от необходимости применения принудительных мер.

    Согласно положениям уголовно-процессуального закона в ходе выемки, как и любого другого следственного действия, или непосредственно после ее окончания должен быть составлен протокол, фиксирующий ход и результаты следственного действия.

    В протоколе выемки должны быть указаны следующие данные:

    место и дата производства выемки, время ее начала и окончания с точностью до минуты;

    должность, фамилия и инициалы следователя, составившего протокол;

    фамилия, имя и отчество каждого лица, участвовавшего в производстве выемки, а в необходимых случаях их адреса и другие данные о их личности.

    После указания данных участников следственного действия, протокол выемки должен также содержать запись о разъяснении участникам их прав, обязанностей, ответственности и порядка производства следственного действия, которая удостоверяется подписями участников следственного действия. Также в протоколе указывается, что если в ходе следственного действия применялись технические средства, то перед их применением все участники выемки об этом были предупреждены. Данный факт удостоверяется соответствующими подписями участников. Если же технические средства не применялись, то отметку об этом также целесообразно сделать в протоколе.

    Далее в протоколе выемки излагаются действия следователя, предшествующие началу производства следственного действия:

    предъявление лицу (представителю организации), у которого производится выемка, постановления о ее производстве или судебного решения;

    предложение выдать соответствующие предметы (документы);

    реакция лица на сделанное предложение (были ли предметы (документы) выданы добровольно или изъяты принудительно.

    После этого в протоколе выемки, если требуемые объекты не были выданы добровольно, отражается последовательность действий следователя по их принудительному изъятию. Также в любом случае излагается перечень изъятых объектов, их индивидуальные признаки, упаковка.

    В протоколе должны быть указаны также технические средства, примененные при производстве следственного действия, условия и порядок их использования, объекты, к которым эти средства были применены, и полученные результаты.

    Протокол предъявляется для ознакомления всем лицам, участвовавшим в следственном действии. Он может быть зачитан следователем вслух, или по желанию самостоятельно прочитан каждым участником следственного действия. При этом указанным лицам разъясняется их право делать подлежащие внесению в протокол замечания о его дополнении и уточнении. Все внесенные замечания о дополнении и уточнении протокола должны быть оговорены и удостоверены подписями этих лиц. Протокол выемки подписывается следователем и лицами, участвовавшими в следственном действии.

    К нему прилагаются результаты применения технических средств (фотопленки, видеокассеты диски).

    Законодатель предусмотрел обстоятельства отказа кого-либо из участников подписать протокол выемки. В этом случае протокол не теряет юридической силы. В графу протокола, где должна стоять подпись соответствующего участника, следователь вносить запись о его отказе от подписания документа. Данная запись удостоверяется подписями следователя, понятых, защитника, законного представителя или представителя, если они участвуют в следственном действии.

    Одновременно с заполнением протокола выемки или после его составления изготавливается его копия. По завершении следственного действия она вручается лицу, у которого производилась выемка, или совершеннолетним членам его семьи. Если выемка производилась в организации, копия протокола вручается представителю ее администрации. Думается, что в данном случае под организацией следует понимать не только юридические лица, но и индивидуальных предпринимателей, если выемка производилась в месте осуществления их законной деятельности.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector