30 января – последний день для подачи заявления о применении заявительного порядка возмещения ндс

О предоставлении договора поручительства для целей реализации права на применение заявительного порядка возмещения НДС

ФНС России разъясняет, что предоставление договора поручительства для целей реализации права на применение налогоплательщиком заявительного порядка возмещения НДС, возможно в отношении налоговых деклараций по НДС, представляемых в налоговые органы, начиная с 1 июля 2017 г.

Письмо Федеральной налоговой службы

от 10 января 2017 г. № СД-4-3/70@

“О налоге на добавленную стоимость”

Федеральная налоговая служба в связи с обращением по вопросам, касающимся применения отдельных положений статьи 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации (с учетом изменений, внесенных Федеральным закона № 401-ФЗ от 30.11.2016) (далее — Налоговый кодекс), сообщает следующее.

Согласно положениям пункта 2 статьи 176.1 Налогового кодекса право на применение заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость (далее — НДС) имеют, в частности, налогоплательщики, обязанность которых по уплате налога обеспечена поручительством в соответствии со статьей 74 Налогового кодекса, предусматривающим обязательство поручителя на основании требования налогового органа уплатить в бюджет за налогоплательщика сумму налога, излишне полученную им (зачтенную ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению в заявительном порядке, будет отменено полностью или частично в случаях, предусмотренных статьей 176.1 Налогового кодекса.

Указанная норма статьи 176.1 Налогового кодекса с учетом положений пункта 6 статьи 13 Федерального закона № 401-ФЗ от 30.11.2016 вступает в силу с 1 июля 2017 года.

В соответствии с пунктом 7 статьи 176.1 Налогового кодекса налогоплательщики, имеющие право на применение заявительного порядка возмещения налога, реализуют данное право путем подачи в налоговый орган не позднее пяти дней со дня подачи налоговой декларации заявления о применении заявительного порядка возмещения налога, в котором налогоплательщик указывает реквизиты банковского счета для перечисления денежных средств.

При этом на основании пункта 6.1 статьи 176.1 Налогового кодекса договор поручительства предоставляется в налоговый орган не позднее срока, предусмотренного пунктом 7 указанной статьи Налогового кодекса для подачи заявления о применении заявительного порядка возмещения налога.

С учетом изложенного, предоставление договора поручительства для целей реализации права на применение налогоплательщиком заявительного порядка возмещения НДС, предусмотренного вышеуказанной нормой пункта 2 статьи 176.1 Налогового кодекса, возможно в отношении налоговых деклараций по НДС, представляемых в налоговые органы, начиная с 1 июля 2017 года.

Что касается порядка представления в соответствующий налоговый орган заявления о заключении договора поручительства, а также требования к данному документу, то в настоящее время ФНС России прорабатывает данные вопросы.

Государственный советник
Российской Федерации
3 класса Д.С. Сатин

Заявительный порядок возмещения НДС 2019

Автор: Светлана Валюнина
главный бухгалтер-консультант 1С-WiseAdvice

Если компания хочет получить возмещение НДС из бюджета, в общем случае нужно ждать минимум два месяца, пока налоговая инспекция будет проверять декларацию и выносить положительное или отрицательное решение на возмещение. Все это время налогоплательщик фактически кредитует государство за свой счет.

Некоторые компании могут не ждать так долго, а получить деньги на расчетный счет за 11 дней в заявительном порядке. Такая возможность предусмотрена статьей 176.1 Налогового кодекса РФ. Это отличная возможность пополнить оборотные средства, не привлекая кредиты. Расскажем подробнее, как возместить налог на добавленную стоимость в ускоренном порядке.

Что представляет собой заявительный порядок возмещения НДС

Это значит, что государство возвращает НДС по заявлению еще до того, как проверит декларацию и убедится, что организация действительно имеет право на возмещение.

Но эта возможность доступна не всем, а только организациям с солидными отчислениями в бюджет и тем, кто имеет банковскую гарантию или поручительство от другой организации.

Налогоплательщик имеет право на заявительный порядок возмещения, если соответствует одному из следующих критериев (п. 2 ст. 176.1 НК РФ):

  1. Существует не меньше трех лет и за последние три года заплатил налогов (НДС, НДПИ, налог на прибыль и акцизы) не меньше, чем на 2 млрд руб. При расчете совокупной суммы налогов в нее не включают ранее возмещенный НДС (письмо от 31.08.2017 № 03-07-11/55788).
  2. Предоставил банковскую гарантию.
  3. Является резидентом территории опережающего экономического развития или свободного порта Владивосток и предоставил гарантию от управляющей компании.
  4. Имеет поручительство от другой организации, если эта организация старше трех лет, за последние три года заплатила от 2 млрд руб. налогов, не имеет долгов перед бюджетом, не находится в процессе банкротства, ликвидации или реорганизации. Сумма обязательств по поручительству не может быть больше 50% от чистых активов поручителя.

Банк или организация, которые выдали гарантию, должны будут за свой счет возместить убытки бюджету, если после камеральной проверки декларации окажется, что налогоплательщик не имел права на возмещение НДС и не вернул полученные деньги по требованию.

Проблемы возмещения НДС и другие актуальные для участников ВЭД вопросы вы можете обсудить на заседаниях Клуба директоров. Записаться на мероприятие можно заранее. А здесь вы можете посмотреть отчет о заседании закрытого Клуба директоров, которое состоялось 21 марта 2019 года.

Как выглядит процедура возмещения НДС в заявительном порядке

Шаг 1. Налогоплательщик сдает декларацию с НДС к возмещению.

Шаг 2. В течение пяти дней после сдачи декларации отправляет в налоговую инспекцию банковскую гарантию, если она нужна (или договор поручительства, или договор с управляющей компанией) и заявление о применении заявительного порядка.

Шаг 3. Налоговая инспекция рассматривает заявление и в течение пяти дней выносит положительное или отрицательное решение. После этого у налоговиков есть пять дней, чтобы сообщить о решении налогоплательщику. В случае отказа контролеры должны указать в решении, какой именно пункт Налогового кодекса не выполнен.

Шаг 4. Если решение было положительным, уже на следующий рабочий день ИФНС отправляет поручение в казначейство, а оттуда в течение пяти дней перечисляют деньги на счет организации.

Итого процедура занимает максимум 11 рабочих дней со дня подачи заявления до поступления денег на счет.

С 12 дня, если к этому времени деньги не поступят на расчетный счет компании, начинают «капать» проценты. Налоговая инспекция должна вместе с суммой возмещения перечислить на счет организации проценты, исходя из действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Внимание!

Если у организации есть недоимка по налогам, пеням и штрафам, полагающуюся к возмещению сумму налоговики автоматически зачтут в счет этих долгов, а на счет организации перечислят только остаток, если он будет.

Заявительный характер возмещения НДС никак не влияет на камеральную проверку по декларации. Ее будут проверять с таким же пристрастием, как и другие декларации с возмещением, а значит будут задавать вопросы, запрашивать документы и, возможно, вызывать на комиссии для беседы. Поэтому организация, которая идет на возмещение в заявительном порядке, должна быть на 100% уверена в каждом примененном вычете. Если хотя бы часть вычетов снимут, придется возвращать деньги в бюджет с двойными процентами.

Если вам нужно возмещение – вы его получите. В отличие от штатных бухгалтеров, которые не хотят лишний раз «связываться» с возмещением, чтобы не привлекать внимания налоговиков, мы уверенно возвращаем деньги в оборот компании. Мы строго следим за оформлением документов, не боимся вопросов и отстаиваем вычеты.

Заявление о применении заявительного порядка

Утвержденной формы заявления нет. Есть только требование Налогового кодекса, что в заявлении налогоплательщик должен прописать обязательство вернуть полученные деньги с процентами в бюджет, если по результатам проверки решение о возмещении будет отменено.

За образец можно взять эту форму:

Получение банковской гарантии

Гарантию может выдать только банк, который есть в специальном перечне Минфина. Этот перечень постоянно обновляется.

В перечень попадают банки, которые соответствуют условиям статьи 74.1 Налогового кодекса РФ, а именно:

  • работают не меньше пяти лет и имеют лицензию ЦБ РФ;
  • имеют не меньше одного миллиарда собственных средств;
  • последние 6 месяцев соблюдали все нормативы закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
  • не имеют требование от Центробанка о финансовом оздоровлении.

Суммы, прописанной в гарантии, должно хватить на то, чтобы в случае чего покрыть обязательства перед бюджетом.

Налоговики на местах иногда утверждают, что суммы по гарантии должно хватить и на покрытие процентов за пользование бюджетными деньгами, но ФНС России считает, что сумма, на которую выдана банковская гарантия должна обеспечивать исполнение обязательств по возврату в бюджет в полном объеме только суммы налога, заявленной к возмещению (письмо ФНС России от 05.02.2014 № ГД-4-3/1884).

Гарантия должна действовать минимум 10 месяцев со дня подачи декларации с заявленной суммой возмещения НДС.

Если организация, которая возмещает НДС, и банк, выдавший гарантию, «прописаны» в разных регионах, – это не повод для отказа в возмещении (письмо Минфина РФ от 21.10.2010 № 03-07-11/415).

Процесс получения гарантии схож с получением кредита. Нужно обратиться в банк с заявлением и предоставить пакет документов. Условия предоставления гарантии будут зависеть от финансового состояния организации. Плата за гарантию колеблется от 1 до 10% годовых. Как правило, банки запрашивают обеспечение по гарантии.

Если банк согласился дать гарантию на меньшую сумму, то можно предоставить гарантию на часть суммы, заявленной к возмещению (письмо Минфина от 26.09.2012 № 03-07-15/127).

Что будет после камеральной проверки

Алгоритм зависит от того, выявила ли проверка нарушения.

Ситуация 1. Нарушений не было

Если с декларацией все в порядке, в течение 7 дней после окончания камеральной проверки организация получит от ИФНС информацию в письменной форме, что нарушений нет. Одновременно с этим или не позднее следующего дня банк получит от ИФНС заявление об освобождении от гарантии.

Саму гарантию организация может получить обратно из налоговой инспекции по письменному заявлению.

Ситуация 2. Нарушения были

Если по итогам проверки контролеры выяснят, что организация не имела права на возмещение или возврату подлежала меньшая сумма, контролеры отменят решение о возмещении и направят требование вернуть налог с процентами за пользование бюджетными деньгами исходя из двойной ставки рефинансирования ЦБ РФ (п. 15 ст. 176.1 НК РФ).

У организации будет пять дней на то, чтобы вернуть деньги в бюджет, после чего налоговая инспекция уведомит банк о прекращении обязательств по гарантии.

Если организация не заплатит по требованию, налоговая инспекция направит требование уже в банк, выдавший гарантию.

Читать еще:  Сведения о страховых взносах появятся в личном кабинете налогоплательщика

Если нужно сдать уточненную декларацию

Лучше успеть это сделать до того, как налоговики примут решение о возврате денег. Иначе придется вернуть все полученные по заявительному порядку деньги с двойными процентами (п. 24 ст. 176.1 НК РФ). И не имеет значения, в какую сторону изменилась сумма НДС к возмещению в уточненной декларации – уменьшилась или увеличилась (письмо Минфина от 01.04.2010 № 03-07-08/84).

Верховный суд такую позицию поддерживает.

Судебная практика

Постановление Президиума ВАС РФ ОТ 19.02.2013 № 13366/12. Компания возместила НДС в заявительном порядке, а потом подала «уточненку» с меньшей суммой возмещения и разницу добровольно вернула в бюджет. Но налоговики решили, что компания должна была вернуть все и с процентами.

Одновременно они приняли положительное решение о возмещении НДС уже по другой декларации за следующий квартал и за счет этой суммы покрыли недоимку. Компания не согласилась и обратилась в суд. Суды всех инстанций решили, что положения пунктов 15, 17 и 24 статьи 176.1 Кодекса допускают частичную отмену решения о возмещении налога и возврат в бюджет только излишне полученных сумм. Верховный суд не согласился с этим и отменил решения нижестоящих судов.

Если же подать «уточненку» и заявление на возмещение еще до того, как будет принято решение о возврате, инспекторы просто не будут рассматривать первичную декларацию. Они прекратят камеральную проверку и начнут новую по уточненной декларации. При этом не обязательно получать новую банковскую гарантию. Можно воспользоваться той же, если до окончания срока ее действия осталось не меньше 10 месяцев.

Если у организации все в порядке с документами, НДС можно и нужно возмещать, в том числе с использованием банковской гарантии.

Мы оперативно обрабатываем всю поступающую «первичку» и создаем электронный архив, поэтому всегда готовы к требованиям и проверкам налоговых органов.

Разъяснены особенности применения заявительного порядка возмещения НДС

При введении любой новой нормы налогового законодательства у организаций возникает множество вопросов. Ведь практика ее применения только начинает складываться. Поэтому разъяснения финансового ведомства в этот период весьма интересны, так как демонстрируют наиболее вероятные тенденции взаимоотношений контролирующих органов и налогоплательщиков на ближайшую перспективу. Одним из нововведений стал заявительный порядок возмещения НДС. Правда, применять его позволено не всем налогоплательщикам, а только тем, которые соответствуют установленным критериям. ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ от 01.04.10 № 03-07-08/84

СУТЬ НОВОГО ПОРЯДКА ВОЗМЕЩЕНИЯ
Смысл заявительного порядка, установленного статьей 176.1 НК РФ, состоит в том, что отдельным организациям разрешено получить из бюджета заявленный к возмещению НДС до окончания проверки декларации. То есть не дожидаясь, пока налоговый орган закончит камеральную проверку и примет по ее результатам решение о полном (либо частичном) возмещении налога или откажет в этом.

Категории налогоплательщиков, имеющие право воспользоваться новым порядком, перечислены в пункте 2 статьи 176.1 НК РФ.

Получив заявление организации о возмещении НДС в заявительном порядке, налоговики должны оценить, относится ли она к одной из указанных категорий, и в пятидневный срок принять решение о возврате налога. При этом за счет возмещаемой суммы они могут самостоятельно произвести зачет имеющихся у налогоплательщика недоимок по налогам. Такой зачет также осуществляется на основании решения инспекции.

Если камеральная проверка завершится для налогоплательщика неблагополучно, суммы излишне возмещенного НДС подлежат возвращению в бюджет, а за все время неправомерного пользования ими должны быть уплачены проценты. Они равны двукратной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действующей в соответствующий период.

Казалось бы, все описано ясно и недвусмысленно. Однако, как показывает опыт, в ходе практической реализации нововведений организации и эксперты почти всегда выявляют особенности, которые способны привести к возникновению спорных ситуаций.

На какие же тонкости обратили внимание налогоплательщики в комментируемых письмах?

СЧИТАЕМ СУММУ УПЛАЧЕННЫХ НАЛОГОВ
Итак, заявительный порядок возмещения НДС разрешен тем налогоплательщикам, у которых совокупная сумма налогов, уплаченных за три предыдущих календарных года, составляет не менее 10 млрд руб.

Вот организация и поинтересовалась, что следует понимать под уплаченными налогами. Действительно, три года — срок немалый, и в его рамках могли быть случаи не только уплаты налогов, но и их возврата, а также возмещения того же НДС. Нельзя исключать и того, что за это время налоговики проводили зачеты переплат одних налогов в счет недоимок по другим.

Как посчитать, соблюден ли критерий, позволяющий обойтись без обращения в банк за гарантией? Надо ли брать «валовой» показатель или только разницу между платежами и возмещением налога из бюджета?

Ответы на эти вопросы Минфин России дал в комментируемом письме от 01.04.10 № 03-07-08/84. Он напомнил, что фактически уплаченными считаются не только налоги, перечисленные со счета налогоплательщика на счет соответствующего бюджета, но также суммы налогов, штрафов и пеней, которые ранее были излишне уплачены или взысканы и по решению налогового органа зачтены в счет погашения обязательства по уплате налогов.

Из определенной таким образом суммы уплаченных за три года налогов нужно вычесть те, которые признаны излишне уплаченными (взысканными) и были фактически возвращены компании.

По нашему мнению, остались неясными некоторые стороны проблемы. Например, не вполне очевидно, сочтут ли налоговики возвращенными те суммы излишне уплаченных (взысканных) налогов, по которым подано заявление о зачете в счет будущих платежей без указания на конкретный период такого зачета. Аналогичный вопрос остался и в отношении платежей, которые были совершены в большей сумме, чем величина налоговых обязательств, заявленных в соответствующих декларациях.

ПРИМЕР 1
Организация отразила в декларации за I полугодие 2010 года сумму прибыли 500 млн руб. С нее начислен налог 100 млн руб., который уплачен в бюджет.

Однако III квартал оказался неудачным, и налогооблагаемая прибыль за 9 месяцев 2010 года составила всего лишь 450 млн руб. Соответственно налог на прибыль с этой суммы — 90 млн руб.

Организация подала в ИФНС заявление с просьбой направить возникшую переплату в счет будущих платежей, не конкретизируя ни период, ни налог.

Возможно и такое. Предположим, что в I квартале 2010 года в декларации по НДС была указана сумма налога к уплате 446 400 руб. Вычетов налогоплательщик заявил на 88 000 руб.

В итоге к перечислению в бюджет по этой декларации причиталось 358 400 руб., но перечислено было 400 000 руб. В результате образовалась излишне уплаченная сумма, которая составила 41 600 руб.

Предприятие решило не направлять в налоговую инспекцию письмо о зачете или возврате.

По нашему мнению, есть вероятность, что в первом случае налоговики примут сумму налога на прибыль как уплаченную и согласятся включить ее в расчет лимита не по мере списания в счет будущих налоговых платежей, а в периоде фактической уплаты.

Во втором случае скорее всего сумма, превышающая заявленное в декларации налоговое обязательство по НДС, не будет расцениваться как уплаченный налог. Она может быть признана авансовым платежом, который в расчете лимита не участвует. Однако утверждать, что налоговики станут рассуждать именно так, невозможно.

ЧТО СЧИТАТЬ НЕДОИМКОЙ
Налогоплательщик поинтересовался также порядком возмещения НДС в ситуации, когда в лицевом счете отражена недоимка, возникшая, например, в связи с принятием решения по результатам выездной проверки, по которой есть решение (определение) суда о принятии обеспечительных мер, запрещающих налоговикам взыскивать ее до завершения судебного разбирательства.

С одной стороны, недоимка имеется. Но с другой стороны, до окончания спора взыскать ее нельзя. Поэтому организация справедливо предположила, что в данном случае налоговые органы могут формально руководствоваться упоминанием о недоимке в статье 176.1 НК РФ и, например, вернут НДС в заявительном порядке за вычетом этой недоимки в расчете на завершение судебного процесса в свою пользу.

В комментируемом письме от 05.04.10 № 03-07-08/95 специалисты министерства сослались на пункт 4 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.04 № 83*.

* «О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации».

Они напомнили, что принятие судом обеспечительных мер хотя и не означает, что решение налоговых органов признано недействительным, но вместе с тем приостанавливает его. То есть налоговики не вправе ни препятствовать расходованию организацией своих средств, ни предпринимать действия для получения этих сумм бюджетом, в том числе в виде удержаний или зачетов.

Поэтому налогоплательщик, добившийся принятия судом обеспечительных мер в отношении решения налоговиков, может быть спокоен: налоговые органы при возмещении НДС в заявительном порядке не имеют права уменьшить возвращаемые из бюджета средства на суммы таких недоимок.

УТОЧНЕННАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРИ ЗАЯВИТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ ВОЗМЕЩЕНИЯ
Был затронут еще один технический, но весьма важный вопрос. Он касается ситуации, когда камеральная проверка поданной декларации еще не закончена, а налогоплательщик представляет «уточненку».

Пункт 9.1 статьи 88 НК РФ предусматривает прекращение проверки ранее поданной декларации и всех действий налогового органа, а в отношении «уточненки» начинается новая камеральная проверка.

Если по первичной декларации, согласно заявлению организации, применялся заявительный порядок возмещения налога, то при подаче уточненной может возникнуть ситуация, когда налоговики все еще проводят проверку, но сумма НДС уже возвращена, то есть поступила на его счет. То, что в этом случае первая камеральная проверка прекращается, очевидно. Но что будет с полученной из бюджета суммой?

К тому же уточненная декларация может содержать как большую, так и меньшую сумму налоговых обязательств компании по сравнению с первоначальным вариантом. Как поступить: вернуть часть суммы в бюджет или получить из бюджета дополнительные средства?

По мнению Минфина России, указанные положения статьи 88 НК РФ дают однозначный ответ. Необходимо все вернуть к исходной ситуации: решение о возмещении НДС отменяется, выставляется требование о возврате налога, и организация (или ее банк-гарант) перечисляет полученный из бюджета НДС обратно. У налогоплательщика есть на это пять дней. Причем неважно, содержит ли уточненная декларация большую или меньшую сумму НДС к возмещению по сравнению с первоначальной.

Зато предприятие может подать заявление о возмещении НДС в заявительном порядке уже в отношении уточненной декларации, и налоговый орган в таком случае действует по обычному алгоритму.

По нашему мнению, такая логика имеет право на существование. Прекращение камеральной проверки первичной декларации означает, что стороны возвращаются в исходное положение и начинают все заново.

Читать еще:  Избавили работника от штрафа – уплатите за него ндфл

Иначе налогоплательщики могли бы получить инструмент, позволяющий длительное время на абсолютно законных основаниях пользоваться бюджетными средствами почти бесплатно, однократно подав декларацию к возмещению и в дальнейшем с определенной периодичностью (например, каждые один-два месяца) представляя уточненные декларации.

КАК ПРИМЕНЯТЬ СТАВКУ РЕФИНАНСИРОВАНИЯ
Организация уточнила и порядок начисления процентов за пользование бюджетными средствами, когда возмещенная сумма НДС подлежит возврату.

Дело в том, что статья 176.1 НК РФ говорит о необходимости применения именно удвоенной ставки рефинансирования.

Можно предположить, что компания опасалась, что проценты будут рассчитываться так же, как начисляют пени на недоимки, то есть по 1/300 ставки рефинансирования за каждый день. Ведь пени, исходя из норм статьи 75 НК РФ, тоже фактически являются платой за пользование бюджетными средствами, поскольку призваны компенсировать потери бюджета от несвоевременного поступления налогов.

К тому же из статьи 176.1 НК РФ нельзя понять, являются ли указанные проценты единственным дополнительным платежом налогоплательщика в бюджет или ему могут начислить и пени. Ведь бюджет недополучил платежи на сумму неправомерно возмещенных в заявительном порядке сумм НДС.

Разъяснения по этому аспекту проблемы благоприятны для налогоплательщиков. Статья 176.1 НК РФ в отличие от статьи 75 НК РФ никакого специального порядка использования ставки рефинансирования не содержит. Поэтому при расчете нужно исходить из фактической, а не условной продолжительности календарного года, то есть определять процентную ставку за день как 1/365 (1/366) учетной ставки ЦБ РФ. Эти проценты являются единственной формой платы за пользование бюджетными средствами. Никакие пени дополнительно не начисляются.

Специалисты ведомства сообщили и дополнительную информацию по этому вопросу. Они указали, что, поскольку ставка рефинансирования в последнее время меняется довольно часто, налоговики будут определять суммы процентов исходя из всех ставок, которые действовали с момента получения налогоплательщиком средств из бюджета до возврата излишнего возмещения.

ПРИМЕР 2
Предположим, налогоплательщик 27 января 2010 года получил сумму возмещения НДС. Возврат излишнего возмещения он произвел на основании решения налогового органа по результатам камеральной проверки декларации 4 мая 2010 года.

Расчет ставки процентов за день будет осуществлен следующим образом:
— с 28 января по 23 февраля — по 0,048% (учетная ставка 8,75% х 2 раза/ 365 дн.);
— с 24 февраля по 28 марта — по 0,047% (учетная ставка 8,5% х 2 раза/ 365 дн.);
— с 29 марта по 29 апреля — по 0,045% (учетная ставка 8,25% х 2 раза/ 365 дн.);
— с 30 апреля по 4 мая — по 0,044% (учетная ставка 8% х 2 раза/365 дн.).

После того как суммы процентов будут определены по каждой ставке, все результаты складываются и общая сумма включается в требование, выставляемое налогоплательщику.

Статья напечатана в журнале «Документы и комментарии» №13, июль 2010 г.

Возврат НДС

Для возврата НДС из бюджета подайте в инспекцию заявление о возврате налога.

Излишне уплаченную и излишне взысканную сумму НДС инспекция вернет в течение одного месяца со дня получения вашего заявления.

При возмещении НДС срок возврата зависит от того, когда вы подали заявление о возврате: до или после вынесения инспекцией решения о возмещении.

Если НДС вам вернули позже установленного срока, то инспекция обязана выплатить вам проценты.

Как вернуть излишне уплаченный НДС

Чтобы вернуть излишне уплаченный НДС, подайте в инспекцию заявление о возврате налога (п. 6 ст. 78 НК РФ).

Если переплата возникла из-за ошибки в декларации, то сначала представьте уточненную декларацию, в которой исправили ошибку (п. 1 ст. 81 НК РФ). После этого подайте заявление о возврате.

Срок для подачи заявления о возврате в налоговый орган — три года со дня уплаты налога в излишнем размере (п. 7 ст. 78 НК РФ).

Если у вас есть недоимка по НДС или иным федеральным налогам, задолженность по пеням по федеральным налогам и штрафам, то инспекция вернет переплату по НДС только после зачета такой недоимки (задолженности) (п. 6 ст. 78 НК РФ).

Если инспекция отказала в возврате переплаты и вы с этим не согласны, такой отказ вы можете обжаловать в вышестоящий налоговый орган, а затем в суд (ст. 137, п. п. 1, 2 ст. 138 НК РФ).

Как вернуть излишне взысканный НДС

Чтобы вернуть излишне взысканный НДС, подайте в инспекцию заявление о возврате налога (п. 2 ст. 79 НК РФ).

Срок для подачи заявления о возврате — три года со дня, когда вам стало известно о факте такого взыскания (п. 3 ст. 79 НК РФ).

Если у вас есть недоимка по НДС или иным федеральным налогам, задолженность по пеням по федеральным налогам и штрафам, то инспекция вернет излишне взысканный НДС только после зачета такой недоимки (задолженности) (п. 1 ст. 79 НК РФ).

Если инспекция отказала в возврате излишне взысканного НДС и вы с этим не согласны, такой отказ вы можете обжаловать в вышестоящий налоговый орган, а затем в суд (ст. 137, п. п. 1, 2 ст. 138 НК РФ).

Как вернуть НДС, заявленный к возмещению в декларации

Для возврата суммы НДС, заявленной к возмещению из бюджета, нужно подать в инспекцию заявление о возврате налога (п. п. 6, 14 ст. 78, п. п. 6, 11.1 ст. 176 НК РФ).

Налоговый орган вернет вам НДС, только если после камеральной проверки декларации подтвердит сумму НДС к возмещению (п. п. 2, 3 ст. 176 НК РФ).

Вернуть НДС, заявленный к возмещению, до завершения камеральной проверки можно только применив заявительный порядок возмещения НДС (ст. 176.1 НК РФ).

Срок возврата НДС

Срок возврата НДС зависит от причины возврата.

Если налог излишне уплачен или излишне взыскан, то НДС вам вернут в течение месяца со дня получения инспекцией заявления о возврате (п. 6 ст. 78, п. 5 ст. 79 НК РФ).

Если налог вы возмещаете из бюджета в общем порядке, то срок возврата будет зависеть от даты подачи заявления на возврат: до или после вынесения инспекцией решения о возмещении (п. п. 2, 7, 8, 10, 11.1 ст. 176 НК РФ).

При подаче заявления до вынесения инспекцией решения о возмещении налог вам вернут не позднее чем на 12-й рабочий день с момента завершения камеральной проверки декларации, в которой налог заявлен к возмещению (п. 6 ст. 6.1, п. п. 2, 7, 8, 11.1 ст. 176 НК РФ).

Если заявление вы представили после вынесения решения о возмещении, то НДС вернут как обычную переплату — в течение одного месяца со дня получения заявления о возврате (п. 6 ст. 78, п. 11.1 ст. 176 НК РФ).

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа . Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

Санкт-Петербург +7 812 467-31-19

Москва +7 499 938-55-47

Федеральный номер 8 800 511-38-53

Если налог вы возмещаете из бюджета в заявительном порядке, то вернуть НДС вам обязаны в течение 11 рабочих дней со дня подачи заявления о применении такого порядка (п. 6 ст. 6.1, п. п. 8, 10 ст. 176.1 НК РФ).

Срок возврата переплаты, возникшей в связи с подачей уточненной декларации

Срок возврата такой переплаты зависит от того, когда было подано заявление о возврате.

Если заявление подано после камеральной проверки уточненки, то НДС инспекция должна вернуть в течение месяца со дня получения заявления о возврате (п. 6 ст. 78 НК РФ).

Если заявление о возврате налога подано до завершения камеральной проверки уточненной декларации, то в этом случае месячный срок возврата начнет исчисляться с наиболее ранней из следующих дат:

даты окончания камеральной проверки;

даты, когда инспекция должна завершить камеральную проверку согласно п. 2 ст. 88 НК РФ.

Основание: п. 11 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98, Письма Минфина России от 15.05.2017 N 03-02-08/30790, N 03-02-08/30802.

Если сумму излишне уплаченного или возмещаемого НДС вам вернули позже установленного срока, то инспекция должна уплатить вам проценты за каждый календарный день просрочки (п. 10 ст. 78, п. 10 ст. 176, п. 10 ст. 176.1 НК РФ).

При возврате излишне взысканного НДС проценты начисляются с момента взыскания независимо от того, вернули вам его в срок или позже (п. 5 ст. 79 НК РФ).

Проценты за несвоевременный возврат НДС

Начислить и выплатить проценты инспекция обязана самостоятельно. Подавать заявление для этого вам не нужно (п. 12 ст. 78, п. 7 ст. 79, п. 11 ст. 176, п. 10 ст. 176.1 НК РФ).

Если все же инспекция не выплатила вам проценты, то вы можете обжаловать бездействие инспекции в вышестоящий налоговый орган, а затем в суд (ст. 137, п. п. 1, 2 ст. 138 НК РФ).

Проценты за несвоевременный возврат НДС рассчитываются по формуле (п. 10 ст. 78, п. 5 ст. 79, п. 10 ст. 176, п. 10 ст. 176.1 НК РФ):

Если за время просрочки ставка рефинансирования менялась, то проценты за периоды с разной ставкой рассчитывайте отдельно.

Количество календарных дней, за которые начисляются проценты, начинают рассчитываться (п. п. 2, 6 ст. 6.1, п. 10 ст. 78, п. 5 ст. 79, п. п. 10, 11.1 ст. 176, п. 10 ст. 176.1 НК РФ):

при возврате излишне уплаченного НДС — со следующего дня после окончания месяца со дня получения инспекцией заявления о возврате;

при возврате излишне взысканного НДС — со дня, следующего за днем его взыскания;

при возврате НДС, возмещаемого в общем порядке — с 12-го рабочего дня после завершения камеральной проверки, если заявление о возврате подано до вынесения инспекцией решения о возмещении.

Если заявление о возврате подано после вынесения решения о возмещении, начало периода просрочки определяется так же, как и при пропуске срока возврата переплаты по НДС;

при возврате НДС, возмещаемого в заявительном порядке — с 12-го рабочего дня со дня подачи заявления о применении такого порядка.

Читать еще:  Реконструкция жилья не дает права на имущественный вычет по ндфл

Проценты начисляются по день возврата денег на расчетный счет включительно (Постановление Президиума ВАС РФ от 21.01.2014 N 11372/13).

Пример начисления процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченного НДС

Организация подала в инспекцию заявление о возврате переплаты по НДС в размере 200 000 руб. Недоимки по федеральным налогам, пеням по ним и налоговым штрафам у организации нет.

На 20 марта, дату истечения месячного срока на возврат, переплата не возвращена.

Сумму переплаты налоговые органы возвратили на расчетный счет организации 25 апреля, с нарушением срока на 36 дней.

Предположим, что ставка рефинансирования Банка России за период просрочки составила:

с 21.03. по 25.03. — 7,5%;

с 26.03. по 25.04. — 7,25%.

Рассчитаем сумму процентов, начисленных за весь период просрочки:

Проценты за период с 21 по 25 марта (5 дней):

200 000 руб. x 7,5% / 365 дн. x 5 дн. = 205,48 руб.;

Проценты за период с 26 марта по 25 апреля (31 день):

200 000 руб. x 7,25% / 365 дн. x 31 дн. = 1 231,51 руб.

Таким образом, сумма процентов, начисленных за несвоевременный возврат НДС, составила 1 436,99 руб. (205,48 руб. + 1 231,51 руб.).

Рекомендуем:

Не нашли ответа на свой вопрос?

Узнайте, как решить

именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта . Или позвоните нам по телефонам:
Санкт-Петербург +7 812 467-31-19
Москва +7 499 938-55-47
Федеральный номер 8 800 511-38-53

Отказы в возврате НДС: причины и судебная практика

Отмена возмещения бывает полной или частичной, а сами основания для отказа в возмещении НДС — разными, но не могут выходить за рамки статей Налогового кодекса. Налогоплательщик, которому отказали в возврате налога, вправе действовать в зависимости от обстоятельств и реального положения дел: оспорить решение УФНС или же согласиться с ним и заплатить недоимку. По такого рода делам давно сложилась судебная практика, но и она не является однозначной. Разберемся со всем этим подробнее и рассмотрим, когда, а главное, при каких обстоятельствах арбитражные суды отказывали налогоплательщикам вслед за ФНС.

Причины отказа

Не принять налог к уменьшению орган ФНС может, только если в результате камеральной или выездной проверки налогоплательщика его специалистами выявлено занижение исчисленного НДС или же неправомерное применение налоговых вычетов. Об этом сказано в статьях 88 НК РФ , 89 НК РФ , 171 НК РФ и статье 173 НК РФ . В случае с заявленным вычетом по НДС в рамках камеральной проверки доказать занижение суммы налога удастся, только если запросить документы контрагентов налогоплательщика. В этих же случаях появляется шанс признать заявленный вычет неправомерным.

Самыми частыми причинами этого являются следующие.

  1. Налогоплательщик не соблюдает условия для вычетов, регламентированные Налоговом кодексом РФ. Например, выставил в качестве основания для уменьшения НДС счет-фактуру, оформленный с ошибками, исправлениями или пропустил срок, установленный для вычета полученного от поставщика НДС.
  2. Налогоплательщик заявил вычет по счету-фактуре, выставленному неблагонадежным контрагентом.

И если в первом случае оплошность налогоплательщика доказать не так сложно и она, как правило, является бесспорной, то во второй ситуации отмена уменьшения НДС влечет за собой целый «букет» неприятных последствий. Налоговики, как правило, утверждают, что все товары (работы или услуги), приобретенные у такого контрагента, в действительности были приобретены не у него, а у другого лица по более низкой цене или даже были изготовлены силами самой организации-налогоплательщика. То есть вся сделка признается фиктивной, со всеми вытекающими последствиями. О рганизацию могут обвинить как в злом умысле, так и в отсутствии должной осмотрительности при заключении договора с компанией-однодневкой. Таким образом, проявление должной осмотрительности при выборе контрагента является способом защиты от отказов в вычетах НДС.

Особняком стоит ситуация, когда налоговая служба не хочет принимать вычет по НДС при отсутствии регистрации или информации о регистрации иностранного контрагента налогоплательщика. По этому поводу до сих пор не сложилась официальная позиция, поскольку в Налоговом кодексе нет разъяснений по этому вопросу. Примечательно, что в свое время Пленум упраздненного Высшего арбитражного суда однажды признал незаконным отказ по такому основанию. Но позже Арбитражный суд Московского округа в постановлении от 16.04.2009 N КА-А40/1324-09 по делу N А40-61824/06-98-345 пришел к выводу, что организация не вправе заявлять НДС к возмещению, так как юридический статус ее иностранного контрагента оказался не подтвержден. В спорной ситуации налоговикам удалось выяснить, что адрес иностранного покупателя российских товаров на территории США используется другими лицами, а сама фирма-контрагент не вела и не ведет деятельности. Д окументы на внешнеэкономическую сделку были оформлены без нарушений.

Бывают случаи, что налоговики прямо заявляют отказ в приеме декларации по НДС с суммой налога к возврату. Они вызывают представителей организации и рекомендуют отказаться от отражения в отчете некоторых операций, чтобы исключить перечисление бюджетных средств. Такие действия инспекторов каждый налогоплательщик имеет возможность оценить самостоятельно и принять взвешенное решение. Ведь, как уже было сказано, суды далеко не всегда признают поражение проверяющих.

Судебная практика

Одним из основополагающих документов, которым судьи должны руководствоваться, если происходит оспаривание отказов в утверждении и согласовании НДС, до сих пор является Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 . В пункте 49 сказано, что по нормам статьи 176 НК РФ на налоговую декларацию по НДС, в которой было заявлено право плательщика на возмещение данного налога, распространяются общие правила проведения камеральных налоговых проверок и рассмотрения материалов этих проверок, предусмотренные статьями 88 НК РФ, 100 НК РФ и 101 НК РФ . Это означает, что никакого особого внимания к таким отчетам налоговики проявлять не должны. Но на практике они его проявляют практически всегда.

В этом же документе сказано, что если орган ФНС вынес отказ в возмещении НДС, проводки по которому показались ему подозрительными, то по нормам пункта 3 статьи 176 НК РФ такой вывод, даже если отказ в вычете является частичным, нужно изложить в отдельном решении. Одновременно с ним налоговая служба должна принять решение о привлечении (об отказе в привлечении) налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. О спорить эти два решения разрешено только в связке, поскольку ВАС РФ утверждает, что суды при рассмотрении таких жалоб должны исходить из того, что эти решения не могут исследоваться и трактоваться в отрыве друг от друга, в том числе при их обжаловании. Эти решения ФНС вступают в силу одновременно, обжалуются совместно и оплачиваются государственной пошлиной как одно требование налогоплательщика.

Итак, рассмотрим, какие аргументы находят налоговики, чтобы убедить суд принять свою сторону и признать обоснованным отказ в возмещении НДС: судебная практика противоречива.

Льготы по налогу влияют на вычет

Более свежую позицию по этому поводу высказал Верховный суд РФ в обзоре судебной практики, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016. Судьи рассмотрели ситуацию, когда организации решением ФНС было отказано в возврате НДС в связи с тем, что, осуществляя в проверяемом периоде воздушные перевозки пассажиров и багажа, компания приобретала услуги наземного обслуживания воздушных судов, которые по нормам статьи 149 НК РФ освобождены от обложения НДС, в связи с чем не имела права включать полученные от поставщиков таких услуг суммы налога в состав вычетов, независимо от их выделения в выставленных контрагентами счетах-фактурах.

Необоснованная налоговая выгода

Еще одним обстоятельством, при котором арбитражный суд примет сторону проверяющих, станут неоспоримые доказательства того, что поводом для заявления вычета послужило желание налогоплательщика получить необоснованную налоговую выгоду. Такой вывод сделан в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.03.2016 N Ф08-755/2016. В спорной ситуации налоговые инспекторы отказались уменьшить сумму НДС, поскольку у контрагента-налогоплательщика не оказалось необходимых условий для достижения результатов заявленной экономической деятельности. Хотя между двумя организациями был заключен договор поставки по приобретению инструментов и оборудования, который прилагался к материалам дела вместе со счетами-фактурами, товарными накладными, путевыми листами и другими документами, оказалось, что все это фикция. У организации-поставщика отсутствовали управленческий и технический персонал, основные средства, производственные активы, складские помещения и транспортные средства. Исходя из этого судьи сделали вывод о нереальности хозяйственных операций налогоплательщика со своими контрагентами.

Фирмы-«однодневки»

Так называемая фирма-«однодневка» в роли контрагента является еще одним козырем ФНС при отказах в возврате НДС. Хотя доказать такие обстоятельства налоговикам удается далеко не всегда, нередко они становятся причиной отрицательного для плательщика судебного решения. Признаки таких контрагентов налоговики не скрывают. Более того, ФНС издала приказ от 11 февраля 2016 г. N ММВ-7-14/72@ , в котором перечислила все основания для проведения проверок, связанных с сомнительным местом регистрации организаций. В частности, проверяющие обращают внимание на сведения, включаемые или уже внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), а в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности отменяют уменьшение налога. Судьи ФНС в таких решениях поддерживают при наличии достаточных доказательств, как, например, сделал это Арбитражный суд Московского округа в постановлении от 23 января 2017 г. по делу N А40-51878/2016.

Арбитры указали, что организация, которая хотела оспорить отказ в вычете НДС, заключила договоры подряда с фирмами-«однодневками», а первичная документация содержала недостоверные сведения, поскольку была подписана неустановленными лицами. Руководители организации, которые были указаны в ЕГРЮЛ, пояснили, что не имеют отношения к данной фирме. В связи с этим суд сделал вывод, что истец не проявил должной степени осмотрительности и осторожности при выборе контрагентов, а его действия оказались направлены на получение необоснованной налоговой выгоды.

Вывод из этих и других судебных решений только один: перед заключением договора необходимо обязательно проводить проверку контрагента. Чаще всего сумма самого невозвращенного НДС чуть ли не меньше штрафов, которые придется заплатить после вынесения судом решения в пользу налоговой службы.

Итого: проверять контрагента перед сделкой — важно

Проверку можно делать базовую или расширенную.

Базово: стоит получить сведения о компании на сайте налоговой, в базе данных адресов массовой регистрации, проверить на сайте ФССП, нет ли в отношении руководителя компании исполнительного производства, и так далее.

Расширенную проверку рекомендуется проводить с помощью специальных экспертных систем. Одна из них — Контур. Фокус. Доступ к нему на 7 дней можно получить бесплатно.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector