Даже если решение о штрафе приостановлено, справку об отсутствии долгов перед бюджетом не получить

ИФНС выдала организации справку о наличии задолженности перед бюджетом — штраф в размере 50 руб. по земельному налогу, начисленный в 2006 году. Штраф был начислен в порядке и сроки, установленные налоговым законодательством, однако налоговая инспекция все эти годы не предпринимала мер для его взыскания. Есть ли сроки давности по штрафам? Правомерны ли действия налоговой инспекции, которая выдала справку о наличии задолженности? Какие действия предпринять, чтобы получить справку об отсутствии задолженности?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В рассматриваемой ситуации сроки для принудительного взыскания штрафа налоговым органом пропущены, однако само по себе это обстоятельство не является основанием для списания задолженности перед бюджетом.

Соответствующая задолженность подлежит отражению в учете налогоплательщика до ее погашения либо признания безнадежной и списания в порядке, установленном налоговым законодательством.

Необходимый для признания задолженности безнадежной судебный акт, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания соответствующих сумм, может быть принят и по инициативе налогоплательщика.

Обоснование вывода:

Согласно п.п. 10, 11 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа (соответствующие формы утверждены приказом Федеральной налоговой службы от 28.01.2013 N ММВ-7-12/39@), а также осуществлять по заявлению налогоплательщика совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, результаты которой оформляются актом по форме, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы от 20.08.2007 N ММ-3-25/494@).

Справка о состоянии расчетов формируется с использованием программного обеспечения налоговых органов по данным информационных ресурсов инспекции ФНС России (см. п. 137 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина РФ от 2 июля 2012 г. N 99н) и отражает фактическое состояние по расчетам с бюджетом, сложившееся на определенную дату, на основании информации, имеющейся в налоговом органе, и подтверждает наличие или отсутствие задолженности (переплаты) у конкретного налогоплательщика. Указанные в справке сведения должны соответствовать реальной обязанности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, то есть быть достоверными.

В силу п. 1 и п. 8 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате штрафных санкций. Если он добровольно не уплатил штрафные санкции, налоговые органы вправе принять меры по их принудительному взысканию (п. 6 ст. 45 НК РФ). Порядок и сроки такого взыскания регламентированы статьями 46, 115 НК РФ.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате (п. 3 ст. 46 НК РФ). При этом сам по себе факт пропуска налоговым органом срока, установленного НК РФ для взыскания штрафа в принудительном порядке, не прекращает обязанности налогоплательщика по его уплате.

Президиум ВАС РФ в постановлении от 01.09.2009 N 4381/09 указал, что если судом применение штрафных санкций не признано незаконным, то размер штрафа должен указываться в справке о состоянии расчетов по налогам и сборам в полном объеме. В то же время отражение в справке задолженности по штрафу без отражения информации о невозможности взыскания этого долга в принудительном порядке следует расценивать как неполную информацию о задолженности по штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивающую его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности. Поэтому, как разъяснил суд в приведенном постановлении, наряду со сведениями об имеющейся задолженности в справке о состоянии расчетов с бюджетом должны содержаться и сведения об утрате налоговым органом возможности взыскания задолженности.

Задолженность налогоплательщика перед бюджетом может быть признана безнадежной к взысканию. Согласно пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежной к взысканию признается в том числе задолженность по штрафам, числящаяся за налогоплательщиком, если уплата и (или) взыскание ее оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания задолженности в связи с истечением установленного срока взыскания, в том числе в случае вынесения судом определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании задолженности. Порядок списания такой задолженности, а также перечень документов, подтверждающих невозможность ее взыскания, установлен приказом ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@. Следовательно, при наличии судебного акта, указанного в пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ, налоговый орган обязан принять решение о признании недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и ее списании (письмо Минфина России от 15.11.2010 N 03-02-08/70), а в дальнейшем соответствующая задолженность не должна отражаться в справке о состоянии расчетов по налогам и сборам.

Как показывает судебная практика, указанный в пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ судебный акт может быть принят и по инициативе налогоплательщика, обратившегося в суд с требованием, например, о признании незаконным действий налогового органа, выразившихся в выдаче справки о состоянии расчетов по налогам, содержащей данные о налоговой задолженности (смотрите, например, постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2011 N 17АП-4443/11, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2011 N 15АП-5017/11, Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2011 N 09АП-16016/11, Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2011 N 20АП-1907/11, Третьего арбитражного апелляционного суда от 08.06.2011 N 03АП-1688/11, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2013 N 11АП-19147/13, ФАС Московского округа от 19.11.2013 N Ф05-12800/13, Второго арбитражного апелляционного суда от 28.10.2013 N 02АП-7667/13). При этом следует учитывать, что в случае обращения в суд непосредственно с требованием о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании в рассмотрении таких требований судом может быть отказано (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2011 N 17АП-2292/11).

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

12 декабря 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Читать еще:  Предоставление жилья вахтовикам: что с ндс?

Срок получения справки об отсутствии задолженности сократить невозможно

Налоговики технически не могут выдавать справку об отсутствии у компании долгов в день погашения задолженности.

ФНС объяснила, какая работа предшествует выдаче справки об отсутствии налоговой задолженности и почему эти сведения нельзя получить день в день, даже в онлайн-режиме.

Техническая процедура формирования справки включает в себя направление запросов во все инспекции, в которых заявитель состоит на учете по любым основаниям. Обмен этой информацией производится в пятидневный срок.

Помимо этого следует учитывать, что на то, чтобы сведения об уплате налога дошли до инспекции, также требуется время. Так, банки обязаны исполнять поручение на перечисление налогов в бюджет на соответствующий счет Федерального казначейства в течение одного операционного дня, следующего за днем получения поручения. Казначейство, в свою очередь, предоставляет в УФНС выписки из лицевых счетов не позднее следующего операционного дня после подтверждения банком проведения операции. Т.е. временные затраты на прохождение информации о платеже по цепочке «Банк – Федеральное казначейство – УФНС — инспекция» составляет 3 – 4 рабочих дней.

Напомним, что справка о состоянии расчетов по налогам (сборам, пеням, штрафам, процентам) направляется заявителю в течение 5 рабочих дней, а справка об исполнении обязанности по уплате налогов (сборов, пеней, штрафов, процентов) — в течение 10 рабочих дней со дня поступления в ИФНС соответствующего запроса (пп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ).

В какой ситуации вы не сможете получить от инспекторов справку об отсутствии задолженности?

Автор: Фирфарова Н. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Вопрос:

По результатам выездной проверки инспекция вынесла решение о привлечении организации к ответственности по ст. 122 НК РФ за неуплату налога. Полагая, что указанный ненормативный правовой акт нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании этого решения недействительным. Определением арбитражного суда, принявшего к рассмотрению заявление, действие правового акта приостановлено до вступления в законную силу решения суда по данному делу.

Может ли налогоплательщик в этот период рассчитывать на получение от ИФНС справки об отсутствии задолженности?

Ответ:

Пункт 3 ст. 138 НК РФ предусматривает, что в случае обжалования актов налоговых органов, действий их должностных лиц в суде по заявлению налогоплательщика исполнение обжалуемых актов, совершение обжалуемых действий могут быть приостановлены судом в порядке, установленном соответствующим процессуальным законодательством РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый акт, а также названные выше решение и действие (бездействие):

не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;

нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

незаконно возлагают на них какие-либо обязанности;

создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения (ч. 3 ст. 199 АПК РФ).

Между тем нормами пп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ установлена обязанность налоговых органов представлять налогоплательщикам по их запросам справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов на основании данных, имеющихся в распоряжении налоговых инспекций.

Справки представляются указанным лицам по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 20.01.2017 № ММВ-7-8/20@. Этим же документом определен порядок, которым должны руководствоваться контролеры при составлении данной справки (далее – Порядок), и формат ее представления в электронной форме.

К сведению: справка об исполнении обязанности по уплате налогов формируется с использованием программного обеспечения ИФНС по данным ее информационных ресурсов на дату, указанную в запросе налогоплательщика.

В пункте 3 Порядка указано: при формировании справки запись «не имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах» делается в случае отсутствия по данным налогового органа по состоянию на дату, на которую формируется справка, недоимки, задолженности по страховым взносам, пеням, штрафам, процентам. Исключение из этого правила составляют суммы:

на которые предоставлены отсрочка (рассрочка), инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

которые реструктурированы в соответствии с законодательством РФ;

по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной.

Согласно п. 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 83 под приостановлением исполнения решения понимается не признание решения недействительным, а запрет исполнения тех мероприятий, которые предусматриваются решением.

Обратите внимание. Аналогичные разъяснения содержатся также в п. 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 55 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер»: приостановление акта, решения государственного или иного органа, должностного лица не влечет их недействительности. Под приостановлением действия ненормативного правового акта, решения согласно ч. 3 ст. 199 АПК РФ в качестве обеспечительной меры понимается запрет исполнения действий, предусмотренных данным актом, решением.

Иными словами, если судебным актом приостановлено решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения:

данное решение не признается недействительным;

начисленная налоговиками сумма недоимки не отменяется (но инспекция в таком случае не вправе принудительно ее взыскать).

В силу названных обстоятельств оснований для выдачи инспекцией налогоплательщику справки с записью об отсутствии неисполненной обязанности по уплате налогов не имеется.

К аналогичному выводу пришел Минфин в Письме от 10.04.2017 № 03-02-07/1/21212.

Как получить справку об отсутствии задолженности по налогам

Кто выдает и когда необходима

Справку об отсутствии задолженности по налогам выдают налоговые инспекции. Чтобы ее получить, нужно обратиться в инспекцию по месту регистрации с заявлением. Его можно подать при личном визите в налоговую, через интернет или отправить почтой. Я расскажу, как получала эту справку и какие документы потребовались.

Виды справок налоговой об отсутствии задолженности

Есть три вида справок. Какую именно вам нужно заказывать, зависит от того, для чего она нужна и какая информация в ней должна быть.

Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Еще она называется формой КНД 1160080. В этой справке будет отображено состояние расчетов по каждому уплачиваемому налогу (сбору), пени, штрафам и процентам. Если закажете эту справку, сможете выяснить размер налоговой задолженности, увидеть неверные начисления и своевременно разобраться с ними или погасить имеющиеся недоимки.

Читать еще:  Каким требованиям должна удовлетворять бухотчетность?

Справка об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов. Это форма КНД 1120101. В этой справке будет указано, что вы не заплатили все налоги, или, наоборот, что задолженностей у вас нет и обязанности по уплате налогов исполнены.

Справка об отсутствии задолженности по уплате налогов. Ее выдает Управление международных налоговых отношений ФНС России. Она нужна, если гражданин хочет выйти из гражданства Российской Федерации.

Что такое справка КНД 1120101

В обычной жизни именно ее называют справкой об отсутствии задолженности по налогам. В ней указывают, что налогоплательщик исполнил обязанность перед государством и заплатил все налоги, сборы, пени, штрафы и проценты. Причем исполнять обязанность может не только сам налогоплательщик, но и его налоговый агент, например букмекерская контора в случае выигрыша.

Если хотите получить такую справку, будьте внимательны. Если есть хотя бы небольшой долг в несколько копеек, в справке напишут, что у налогоплательщика есть неисполненная обязанность по уплате налогов. Поэтому разумно заказывать справку по форме КНД 1120101 после полной оплаты всех налогов и недоимок. Все задолженности можно посмотреть в личном кабинете налогоплательщика.

Для чего нужна справка об отсутствии задолженности

Справка об отсутствии задолженности по налогам может понадобиться, если собираетесь участвовать в тендере, получать заем или подписывать договор. Она может потребоваться любому лицу — юридическому, физическому, индивидуальному предпринимателю, — которое оказывает или получает услуги, продает или производит и по общему правилу должно платить налоги.

Физическому лицу чаще всего такая справка требуется, чтобы получить заем. В некоторых случаях этот документ могут потребовать те, с кем вы заключаете договор. Допустим, если собираетесь купить автомобиль по договору лизинга, лизингодатель может попросить подтверждение, что у вас нет задолженности по налогам. В редких случаях справка нужна гражданам РФ, чтобы выйти из российского гражданства.

Если человек регистрировался как ИП, а затем решил прекратить деятельность, такая справка тоже может потребоваться.

Юридическому лицу. Юридическим лицам справки об отсутствии задолженности нужны, чтобы получить заем и подтвердить контрагентам, что задолженность погашена. Еще она может понадобиться при ликвидации, смене юридического адреса или смене бухгалтера.

Кроме того, юрлицу справка об отсутствии задолженности по уплате налогов потребуется для участия в государственных тендерах и других конкурсных процедурах.

Как получить справку о наличии (отсутствии) задолженности по налогам

Куда обращаться. Обратиться за справкой следует в инспекцию ФНС России по месту вашей регистрации. Вы можете подать заявление в электронном виде или на бумаге. Во втором случае возможны варианты: подать заявление самостоятельно или через представителя либо отправить его по почте. Полномочия представителя нужно подтвердить доверенностью. Юридическое лицо может заверить доверенность подписью руководителя или нотариально, физическое лицо — только нотариально.

Вот какие документы понадобятся:

  1. Заявление — заполняете на месте.
  2. Паспорт.
  3. Доверенность, если справку будет запрашивать ваш представитель, и его паспорт.

Особенности получения в бумажной форме. Заявление подается в установленной форме. Вы можете скачать его и заполнить заранее или попросить бланк непосредственно в ИФНС и заполнить его там. Если собираетесь заполнять форму в налоговой, не забудьте выписать свой ИНН или сфотографировать свидетельство — в заявлении придется указать номер.

Можно заполнить заявление в двух экземплярах и попросить, чтобы на втором вам поставили отметку о принятии. Или сделайте одно заявление и сфотографируйте его, после того как на нем поставят штамп, — там будет указана дата, когда вы обратились за справкой, и фамилия специалиста, принявшего заявление.

Если ваше заявление вдруг затеряется, вы сможете подтвердить, что подавали его. Повторно подавать не придется.

Штамп о том, что заявление приняли, ставят в левый верхний угол

Если будете отправлять документ по почте, оформите его как заказное письмо с уведомлением о вручении и не забудьте вложить опись документов. Это поможет точно узнать, что ИФНС получила ваше заявление.

Вы можете выбрать, как получить справку: лично или по почте. Если забудете поставить галочку в соответствующей графе, справку вам направят по почте.

Если забудете указать в запросе дату, по состоянию на которую хотите получить информацию, или впишете будущую дату, справку сформируют на дату регистрации запроса в ИФНС.

Особенности получения в электронной форме. Чтобы заказать справку об отсутствии задолженности в электронной форме, вы должны сначала оформить усиленную квалифицированную электронную подпись. Электронная подпись — это способ подтвердить личность заявителя. В статье «Как зарегистрировать ООО из дома» мы рассказывали, как ее получить.

Проще всего получить справку через личный кабинет налогоплательщика. Зайдите в раздел «Жизненные ситуации» и выберите в подразделе «Документы и справки» пункт «Запрос справки об исполнении обязанности по оплате налогов». Портал сам заполнит все графы.

Нажмите кнопку «Проверить», чтобы программа проверила данные и сформировала заявление Вот так выглядит запрос, если его открыть или сохранить файл на компьютер После этого введите пароль к сертификату ЭП и нажмите кнопку «Отправить»

Как проверить правильность заполнения. Если за справкой вы обращаетесь в электронной форме, система автоматически заполняет часть полей данными, которые есть в вашем личном кабинете налогоплательщика. Если подаете письменное заявление, придется проверять все вручную. Особенно внимательно сверьте свой ИНН.

Можете дополнительно попросить сотрудника, принимающего документы, сверить написанное вами с информацией из базы данных ИФНС.

Сроки выдачи справки об отсутствии задолженности

Справку должны выдать через 10 рабочих дней после подачи заявления. Ее формируют по данным информационных ресурсов всех инспекций ФНС России по всем налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, подлежащим уплате.

Это единый установленный срок выдачи справки. Он не зависит от способа обращения. Но, как правило, срок ответа на заявление, поданное в электронной форме, немного быстрее: налоговые нередко формируют ответ в течение 2—3 дней .

Срок действия справки об отсутствии задолженности

В законодательстве не определен срок действия справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов. Обычно срок, в течение которого справка считается действительной, определяет тот, для кого вы запрашиваете документ: организатор тендера, контрагент, госорган. Поэтому срок может варьироваться от нескольких дней до одного месяца.

Читать еще:  Фнс рассказала, где больше всего нарушений

ИФНС выдала организации справку о наличии задолженности перед бюджетом — штраф в размере 50 руб. по земельному налогу, начисленный в 2006 году. Штраф был начислен в порядке и сроки, установленные налоговым законодательством, однако налоговая инспекция все эти годы не предпринимала мер для его взыскания. Есть ли сроки давности по штрафам? Правомерны ли действия налоговой инспекции, которая выдала справку о наличии задолженности? Какие действия предпринять, чтобы получить справку об отсутствии задолженности?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В рассматриваемой ситуации сроки для принудительного взыскания штрафа налоговым органом пропущены, однако само по себе это обстоятельство не является основанием для списания задолженности перед бюджетом.

Соответствующая задолженность подлежит отражению в учете налогоплательщика до ее погашения либо признания безнадежной и списания в порядке, установленном налоговым законодательством.

Необходимый для признания задолженности безнадежной судебный акт, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания соответствующих сумм, может быть принят и по инициативе налогоплательщика.

Обоснование вывода:

Согласно п.п. 10, 11 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа (соответствующие формы утверждены приказом Федеральной налоговой службы от 28.01.2013 N ММВ-7-12/39@), а также осуществлять по заявлению налогоплательщика совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, результаты которой оформляются актом по форме, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы от 20.08.2007 N ММ-3-25/494@).

Справка о состоянии расчетов формируется с использованием программного обеспечения налоговых органов по данным информационных ресурсов инспекции ФНС России (см. п. 137 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина РФ от 2 июля 2012 г. N 99н) и отражает фактическое состояние по расчетам с бюджетом, сложившееся на определенную дату, на основании информации, имеющейся в налоговом органе, и подтверждает наличие или отсутствие задолженности (переплаты) у конкретного налогоплательщика. Указанные в справке сведения должны соответствовать реальной обязанности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, то есть быть достоверными.

В силу п. 1 и п. 8 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате штрафных санкций. Если он добровольно не уплатил штрафные санкции, налоговые органы вправе принять меры по их принудительному взысканию (п. 6 ст. 45 НК РФ). Порядок и сроки такого взыскания регламентированы статьями 46, 115 НК РФ.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате (п. 3 ст. 46 НК РФ). При этом сам по себе факт пропуска налоговым органом срока, установленного НК РФ для взыскания штрафа в принудительном порядке, не прекращает обязанности налогоплательщика по его уплате.

Президиум ВАС РФ в постановлении от 01.09.2009 N 4381/09 указал, что если судом применение штрафных санкций не признано незаконным, то размер штрафа должен указываться в справке о состоянии расчетов по налогам и сборам в полном объеме. В то же время отражение в справке задолженности по штрафу без отражения информации о невозможности взыскания этого долга в принудительном порядке следует расценивать как неполную информацию о задолженности по штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивающую его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности. Поэтому, как разъяснил суд в приведенном постановлении, наряду со сведениями об имеющейся задолженности в справке о состоянии расчетов с бюджетом должны содержаться и сведения об утрате налоговым органом возможности взыскания задолженности.

Задолженность налогоплательщика перед бюджетом может быть признана безнадежной к взысканию. Согласно пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежной к взысканию признается в том числе задолженность по штрафам, числящаяся за налогоплательщиком, если уплата и (или) взыскание ее оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания задолженности в связи с истечением установленного срока взыскания, в том числе в случае вынесения судом определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании задолженности. Порядок списания такой задолженности, а также перечень документов, подтверждающих невозможность ее взыскания, установлен приказом ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@. Следовательно, при наличии судебного акта, указанного в пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ, налоговый орган обязан принять решение о признании недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и ее списании (письмо Минфина России от 15.11.2010 N 03-02-08/70), а в дальнейшем соответствующая задолженность не должна отражаться в справке о состоянии расчетов по налогам и сборам.

Как показывает судебная практика, указанный в пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ судебный акт может быть принят и по инициативе налогоплательщика, обратившегося в суд с требованием, например, о признании незаконным действий налогового органа, выразившихся в выдаче справки о состоянии расчетов по налогам, содержащей данные о налоговой задолженности (смотрите, например, постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2011 N 17АП-4443/11, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2011 N 15АП-5017/11, Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2011 N 09АП-16016/11, Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2011 N 20АП-1907/11, Третьего арбитражного апелляционного суда от 08.06.2011 N 03АП-1688/11, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2013 N 11АП-19147/13, ФАС Московского округа от 19.11.2013 N Ф05-12800/13, Второго арбитражного апелляционного суда от 28.10.2013 N 02АП-7667/13). При этом следует учитывать, что в случае обращения в суд непосредственно с требованием о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании в рассмотрении таких требований судом может быть отказано (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2011 N 17АП-2292/11).

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

12 декабря 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector