Осмотр: правила проведения и оформления результатов

Как проводится осмотр помещений и территорий в ходе налоговой проверки

Налоговая инспекция вправе провести осмотр территории и помещений организации в следующих случаях:

  • в ходе выездной налоговой проверки;
  • в ходе камеральной проверки декларации по НДС.

Это следует из положений статьи 92 Налогового кодекса РФ.

Какие помещения осматривают

Осматривать помещения (территории) организации налоговые инспекторы вправе в ходе выездной налоговой проверки, а также в ходе камеральной проверки декларации по НДС (подп. 6 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 82, п. 13 ст. 89, п. 2 ст. 91, ст. 92 НК РФ).

Налоговые инспекторы обязательно проведут осмотр, если у них есть следующие данные:

– организация получила товарно-материальные ценности, но не отразила их в учете;

– у организации есть мощности и ресурсы, которые она использует в деятельности, не заявленной в учредительных документах;

– организация не отразила в отчетности или отразила в заниженном размере выручку от реализации произведенной продукции.

Об этом сказано в пункте 6.5 письма ФНС России от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/12837.

Осмотру подлежат производственные, складские, торговые и любые другие помещения и территории, которые организация использует в своей деятельности (подп. 6 п. 1 ст. 31, п. 13 ст. 89 НК РФ). При этом доступ инспекции в жилые помещения без согласия жильцов запрещен. Исключение составляют случаи, когда инспекции предоставлен такой доступ на основании федеральных законов или судебного решения (п. 5 ст. 91 НК РФ).

Подробнее о правомерности проведения осмотров помещений (территорий) в ходе камеральных налоговых проверок см. Какие полномочия имеет налоговая инспекция при камеральной проверке .

Основание для осмотра

Чтобы провести осмотр помещений и территорий в ходе выездной налоговой проверки, оформлять специальное решение инспекции не требуется. Для доступа на территорию или в помещение проверяемой организации сотрудникам инспекции, непосредственно проводящим налоговую проверку, достаточно предъявить свои служебные удостоверения и решение о проведении выездной проверки.

Если же инспекторы решили провести осмотр в рамках камеральной проверки декларации по НДС, то помимо служебных удостоверений они обязаны предъявить специальный документ – мотивированное постановление. Данное постановление должно быть утверждено руководителем (заместителем) инспекции.

Это следует из положений пункта 1 статьи 91 Налогового кодекса РФ.

Уведомление об осмотре

Ситуация: обязана ли инспекция уведомлять организацию о времени и месте проведения осмотра?

С одной стороны, в Налоговом кодексе не предусмотрено требование к инспекции уведомлять организацию о времени и месте проведения осмотра (ст. 92 НК РФ).

С другой стороны, представители проверяемой организации вправе участвовать в проведении осмотра (п. 3 ст. 92 НК РФ). Но чтобы реализовать это право на практике, организация должна быть извещена о времени и месте проведения осмотра. Исходя из этого, можно сделать вывод, что инспекция все же обязана уведомлять организацию о времени и месте проведения осмотра. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, которые подтверждают правомерность этого вывода (см., например, постановление ФАС Московского округа от 19 августа 2009 г. № КА-А41/8084-09, Центрального округа от 11 июля 2008 г. № А64-6856/07-19).

Отказ в доступе инспекторов

Если в ходе проверки (выездной или камеральной по НДС) организация препятствует доступу сотрудников инспекции к своим территориям и помещениям (за исключением жилых помещений), руководитель проверяющей группы составляет об этом акт по форме, утвержденной приказом ФНС России от 6 марта 2007 г. № ММ-3-06/106. Акт должен быть подписан с двух сторон: руководителем проверяющей группы и представителем проверяемой организации. Если представитель организации откажется подписать акт, руководитель проверяющей группы сделает об этом соответствующую запись в акте. Это следует из положений пункта 3 статьи 91 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, инспекция получит право самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате (абз. 2 п. 3 ст. 91 НК РФ). При этом в расчетах инспекция будет опираться не на фактические данные, которые она могла бы получить в ходе осмотра, а на другие доступные ей сведения. Например, инспекция может использовать сведения, полученные в других организациях, схожих с проверяемой. Это следует из положений абзаца 2 пункта 3 статьи 91 Налогового кодекса РФ.

Также налоговая инспекция вправе оштрафовать организацию и ее должностных лиц.

Участники осмотра

Осмотр помещений и территорий в ходе налоговой проверки (выездной или камеральной по НДС) сотрудники инспекции обязаны проводить в присутствии понятых (п. 3 ст. 92 НК РФ). Их присутствие необходимо для подтверждения содержания и результатов осмотра, а также фактов, выявленных в процессе осмотра (п. 5 ст. 98 НК РФ). В качестве понятых проверяющие могут пригласить любых незаинтересованных лиц (п. 2 ст. 98 НК РФ). Например, привлекать в качестве понятых других сотрудников инспекции проверяющие не вправе (п. 4 ст. 98 НК РФ). В проведении осмотра должно участвовать не менее двух понятых (п. 2 ст. 98 НК РФ). Нарушение указанных требований со стороны инспекции (например, проведение осмотра без понятых или в присутствии одного понятого) может стать основанием того, что результаты осмотра не будут учтены в качестве доказательств при рассмотрении материалов проверки.

Помимо понятых, в проведении осмотра вправе участвовать:

– представители проверяемой организации;

Об этом говорится в пункте 3 статьи 92 Налогового кодекса РФ.

При необходимости в ходе осмотра сотрудники инспекции могут провести фото- и киносъемку, видеозапись и иные действия по своему усмотрению (п. 4 ст. 92 НК РФ).

Оформление результатов

По итогам осмотра помещений и территорий проверяющие составляют протокол по форме, утвержденной приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338 (п. 5 ст. 92 НК РФ).

Протокол составляется на русском языке (п. 1 ст. 99 НК РФ) и должен содержать следующие данные:

– наименование протокола (например, протокол осмотра помещения по адресу…);

– место и дату составления;

– время начала и окончания осмотра;

– должность, Ф.И.О. инспектора, который составил протокол;

– сведения о лицах, которые участвовали в осмотре (их Ф.И.О., адрес, гражданство и т. п.);

– сведения об объектах осмотра (помещениях, территориях) и их местонахождение;

– подробное описание результатов осмотра.

Об этом сказано в пункте 2 статьи 99 Налогового кодекса РФ.

Протокол подписывают все лица, которые принимали участие в осмотре. При этом и понятые, и представители организации, и приглашенные инспекцией специалисты могут внести в протокол или приложить к нему свои замечания. Об этом говорится в пункте 3 статьи 99 Налогового кодекса РФ.

Если в ходе осмотра была проведена фото- и видеосъемка, видеозапись или иные действия, то снимки, негативы, киноленты, видеозаписи и иные материалы, полученные в ходе осмотра, должны быть приложены к протоколу (п. 5 ст. 99 НК РФ).

Нарушения при осмотре

Ситуация: вправе ли инспекция при рассмотрении материалов налоговой проверки использовать в качестве доказательства результаты осмотра (протокол осмотра)? Осмотр проведен с нарушением требований законодательства (например, без участия понятых).

Ответ: нет, не вправе.

При рассмотрении материалов налоговой проверки не допускается использование доказательств, полученных с нарушением Налогового кодекса РФ (абз. 2 п. 4 ст. 101 НК РФ).

В Налоговом кодексе РФ определены правила проведения осмотра (ст. 92 НК РФ) и порядок оформления протокола осмотра (ст. 99 НК РФ). Нарушение указанных норм дает основания полагать, что результаты осмотра (протокол осмотра) получены с нарушением Налогового кодекса РФ. Следовательно, инспекция не вправе использовать их в качестве доказательства при рассмотрении материалов налоговой проверки. Арбитражная практика подтверждает правомерность этого вывода. Так, суды не признают результаты осмотра (протоколы осмотра) в качестве доказательств при рассмотрении материалов налоговой проверки, если инспекция:

– провела осмотр без участия понятых (см., например, постановления ФАС Центрального округа от 25 мая 2009 г. № А48-3866/08-17, Московского округа от 24 июля 2009 г. № КА-А41/6959-09, от 20 апреля 2009 г. № КА-А41/2243-09, от 28 января 2008 г. № КА-А41/14543-07, Поволжского округа от 17 февраля 2009 г. А55-9574/2008, Северо-Западного округа от 27 марта 2007 г. № А05-9810/2006-34);

– провела осмотр с участием одного понятого, о чем свидетельствует единственная подпись понятого в протоколе (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 26 июля 2007 г. № А21-409/2007, от 29 ноября 2006 г. № А56-58556/2005, от 2 ноября 2006 г. № А56-15090/2006);

– привлекла в качестве понятых заинтересованных лиц – сотрудников инспекции или работников проверяемой организации (см., например, определение ВАС РФ от 21 ноября 2007 г. № 15627/07, постановления ФАС Северо-Западного округа от 13 сентября 2007 г. № А05-419/2007, от 6 июня 2007 г. № А21-7086/2006, от 27 марта 2007 г. № А05-9810/2006-34, Западно-Сибирского округа от 28 июня 2007 г. № Ф04-4058/2007(35465-А46-27));

Читать еще:  Фнс объяснила, как присваивались коды оквэд 2

– внесла исправления в протокол, которые не заверены подписями понятых (см., например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 29 ноября 2004 г. № А79-3216/2004-СК1-3262);

– не оформила протокол осмотра (см., например, постановление ФАС Московского округа от 28 января 2008 г. № КА-А41/14543-07).

Ответственность

Внимание: за незаконный отказ в доступе (незаконное воспрепятствование доступу) сотрудников налоговой инспекции на территорию (в помещения) организации к ее должностным лицам (например, к руководителю) может быть применена административная ответственность. Размер штрафа составляет 10 000 руб. (ст. 19.7.6, ч. 1 ст. 23.5 КоАП РФ).

Конспекты юриста

Порядок организации проверки и оформления результатов проверки

Порядок организации проверки

Проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя органа гос. или муниципального контроля (надзора).

Проверка может проводиться только должностным лицом/ми, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя органа контроля (надзора).

В распоряжении или приказе руководителя указываются: наименование органа гос. или муниципального контроля (надзора), должности и ФИО должностных лиц, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов; наименование, адрес юр. лица; цели, задачи, предмет проверки и срок проведения; правовые основания проведения проверки; перечень мероприятий, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки; перечень административных регламентов по осуществлению контроля; перечень документов, необходимых к получению от юр. лица; даты начала и окончания проведения проверки.

Порядок оформления результатов проверки

По результатам проверки составляется акт в 2-х экземплярах.

К акту прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей и производственных сред, протоколы или заключения проведенных исследований и экспертиз, объяснения работников юр лица, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований, иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

Юр. лица вправе вести журнал учета проверок. При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись.

Юр. лицо, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган гос. или муниципального контроля (надзора) в письменной форме возражения.

Меры, принимаемые должностными лицами органа контроля (надзора) в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки:

  • — выдать предписание юр. лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, ОС, объектам культурного наследия, безопасности государства, имуществу физ. и юр. лиц, гос. или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения ЧС природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных ФЗми;
  • — принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
  • — если при проведении проверки установлено, что деятельность юр. лица, эксплуатация зданий, строений, оборудования, транспортных средств, производимые и реализуемые товары (работы, услуги) представляют непосредственную угрозу причинения вреда или такой вред причинен, орган контроля (надзора) обязан незамедлительно принять меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения вплоть до временного запрета деятельности юр. лица в порядке, установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях, отзыва продукции, представляющей опасность, из оборота и довести до сведения граждан, а также других юр. лиц любым доступным способом информацию о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения.

Осмотр: правила проведения и оформления результатов

Налоговикам дано право проведения на территории налогоплательщика осмотра – специальной процедуры в рамках налогового контроля. Когда и как он проводится, расскажем в нашей статье.

Что такое осмотр с точки зрения НК РФ?

Налоговые органы могут произвести такое мероприятие налогового контроля, как осмотр – обследование производственных, складских, торговых и иных помещений, а также территорий компаний и граждан.

Это право установлено в подп. 6 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 82, п. 13 ст. 89, п. 2 ст. 91, ст. 92 Налогового кодекса РФ, а также в п. 4 ст. 7 закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации» от 21.03.1991 № 943-I.

Налоговики вправе провести осмотр в ходе камеральных или выездных налоговых проверок.

Осмотр осуществляется при необходимости выяснения каких-либо обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки (п. 1 ст. 92 НК РФ). Наличие необходимости налоговые органы определяют самостоятельно.

Специальное решение о проведении осмотра не принимается. Для этого достаточно Решения о проведении выездной проверки и служебные удостоверения проверяющих. Если осмотр проводится в рамках камеральной проверки по НДС, проводящий проверку инспектор обязан оформить мотивированное постановление по форме, приведенной в приложении 13 к приказу ФНС России 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

Что может быть подвергнуто осмотру, а что нет?

В соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 31, п. 13 ст. 89 НК РФ, налоговые органы могут осматривать помещения: производственные, складские, торговые и любые другие, а также территории, которые налогоплательщик использует для извлечения дохода или которые имеют отношение к объектам налогообложения, независимо от места их нахождения.

Осмотру, согласно п. 2 ст. 91, ст. 92 НК РФ, могут подвергаться также документы и предметы, в том числе объекты налогообложения, принадлежащие налогоплательщику.

Могут ли инспекторы осмотреть компьютеры и установленное на них программное обеспечение, узнайте здесь.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Незаконный отказ (воспрепятствование) в доступе должностному лицу налогового органа, проводящему проверку (осмотр) признается административным правонарушением и влечет ответственность по ст. 19.7.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 руб.

Запрещен доступ представителей налогового органа в жилые помещения физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, без их разрешения и против воли проживающих (п. 5 ст. 91 НК РФ). Исключение составляет наличие у проверяющих судебного решения (п. 1 письма ФНС РФ от 23.05.2013 № АС-4-2/9355).

Оцените вероятность попадания вашей компании в план проверок ИФНС СС помощью материала «Налоговые проверки в 2017 году — список организаций».

Участники осмотра

В обязательном порядке в осмотре участвуют:

  • Проверяющий (п. 1 ст. 92 НК РФ).
  • Понятые (п. 3 ст. 92 НК РФ). Понятыми могут быть приглашены любые незаинтересованные лица в количестве не менее 2 человек (п. 2 ст. 98 НК РФ). Понятые должны подтвердить содержание и результаты осмотра, выявленные при этом факты (п. 5 ст. 98 НК РФ).

Налогоплательщик вправе участвовать при проведении осмотра лично или через своего представителя (п. 3 ст. 92 НК РФ). Налоговые органы обязаны обеспечить налогоплательщику возможность реализовать свое право, а именно: уведомить его о времени и месте производства осмотра. К такому выводу приходят суды (постановление ФАС Московского округа от 19.08.2009 № КА-А41/8084-09).

Для производства осмотра могут приглашаться необходимые специалисты (п. 3 ст. 92, ст. 96 НК РФ).

Правила проведения осмотра и оформление его результатов

Специальные правила проведения осмотра Налоговым кодексом РФ не установлены.

В соответствии с п. 5 ст. 92 НК РФ результаты осмотра оформляются протоколом.

Форма протокола осмотра территорий, помещений, документов, предметов приведена в приложении 14 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

Протокол осмотра должен соответствовать общим требованиям, установленным в ст. 99 НК РФ:

  1. Протокол составляется на русском языке (п. 1 ст. 99 НК РФ).
  2. В протоколе указываются (п. 2 ст. 99 НК РФ):
    • его наименование;
    • место и дата составления протокола;
    • время начала и окончания осмотра;
    • должность, фамилия, имя, отчество лица, которое составило протокол;
    • сведения о лицах, которые участвовали при осмотре;
    • сведения об объектах осмотра и их местонахождении;
    • подробное описание результатов осмотра.

Протокол подписывается всеми лицами, которые принимали участие в осмотре. При этом налогоплательщик (его представитель), понятые и присутствующие специалисты могут занести в протокол или приложить к нему свои замечания (п. 3 ст. 99 НК РФ). В необходимых случаях при осмотре производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов или производятся другие действия (п. 4 ст. 92 НК РФ). При этом согласно п. 5 ст. 99 НК РФ фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы, которые получены при производстве осмотра, прилагаются к протоколу.

Последствия нарушений, допущенных при осмотре

Практика показывает, что при осмотре налоговые органы часто нарушают правила Налогового Кодекса РФ и приводят недопустимые доказательства вины налогоплательщика. Это дает возможность налогоплательщикам оспорить результаты такого осмотра, а судам не принять в их качестве доказательств вины. Существенными нарушениями, с позиции судов, являются:

  • Отсутствие понятых при осмотре (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13.08.2015 № Ф09-5158/15 по делу № А60-41279/2014);
  • отсутствие в протоколе осмотра: точных сведений об объекте, который осматривался (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.02.2011 № А78-4644/2010), паспортных данных присутствовавших при осмотре понятых (постановление ФАС Поволжского округа от 01.04.2014 № А72-12341/2012);
  • присутствие заинтересованных лиц при осмотре в качестве понятых (постановление 9-го Арбитражного апелляционного суда от 02.09.2013 № 09АП-4678/2013 по делу № А40-85714/12);
  • выводы в акте проверки, основанные на результатах осмотра, содержат противоречия (постановление 20-го Арбитражного апелляционного суда от 22.06.2015 по делу № А68-5524/2014);
  • осмотр проведен до начала проверки или после ее окончания (постановление АС Уральского округа от 13.08.2015 № Ф09-5158/15 по делу № А60-41279/2014).
Читать еще:  Фнс рассказала, как считать срок «налоговой» давности агентам по ндфл

В ряде случаев для проведения осмотра бывает необходимо привлечь специалиста, обладающего специальными знаниями и навыками. По мнению некоторых судов, основанного на норме п. 1 ст. 96 НК РФ, протокол осмотра, проведенного без участия такого специалиста, выводы налогового органа не доказывает (см. также постановление 15-го Арбитражного апелляционного суда от 21.10.2014 № 15АП-14691/2014).

Следует отметить, что суды обращают внимание на нарушения тех правил, которые направлены на защиту прав налогоплательщика при производстве осмотра. Описка в протоколе или даже некорректное заполнение его формы при условии, что это не затрагивает права налогоплательщика, не является, с точки зрения судов, основанием для признания протокола осмотра недопустимым доказательством.

Осмотр помещений и территорий позволяет налоговикам получить доказательства различных налоговых правонарушений. Он проводится во время налоговой проверки в присутствии понятых и с участием специалистов (при необходимости). Проверяемое лицо вправе присутствовать при осмотре, а результаты осмотра оформляются протоколом.

Осмотр как вид налогового контроля

Осмотр помещений и предметов может сопровождаться фото- и киносъемкой, видеозаписью.

Понятие и виды осмотра

Процедура осмотра представляет собой особый вид налогового контроля, направленный на проверку исполнения требований действующего налогового законодательства РФ.

Проведение осмотра зданий, сооружений, жилого дома, магазина, комнаты и иного имущества, направлено, прежде всего, на максимально близкое и точное изучение окружающей обстановки с целью выявления и фиксирования каких-либо нарушений.

Помимо этого, основные задачи осмотра направлены на защиту интересов и законных прав налогоплательщиков.

Статья 92 НК РФ предусматривает, что осмотр зданий, жилого дома и иных сооружений может проводиться как в ходе камеральной, так и выездной проверки.

Все существующие виды осмотра имущества, а также действующие правила, требования и основания, содержит статья 92 НК РФ. Такой вид осмотра, как осмотр квартиры, может потребоваться в том случае, если в роли налогоплательщика выступает индивидуальный предприниматель, проживающий по конкретному адресу.

Осмотр квартиры и иных сооружений предполагает изучение внутренней обстановки, внимание к определенным деталям и т.д. Осмотр объектов складского назначения, а также исследование других зданий магазина может понадобиться для проверки грамотности и верности бухгалтерского учета, а также отражения соответствующих данных в декларации.

Требования к осмотру

Законодательство РФ и статья 93 НК РФ устанавливают определенный порядок, правила, основания, а также требования к осмотру зданий, сооружений, жилого дома, магазина и т.д. Осмотр территорий входит в компетенцию только уполномоченного лица, вмешательство посторонних в данных процесс не допустимо.

Статья 92 НК РФ предусматривает, что, если осмотр помещения и необходимость проведения проверки жилого дома, зданий, магазина и иного недвижимого имущества возникли прямо в ходе выездной проверки, составление специального разрешения для этого не требуется.

Если же необходимость проведения осмотра возникла во время непосредственного осуществления выездной проверки, налоговый инспектор должен предъявить специальный документ – постановление на проведение осмотра жилого дома, зданий, сооружений, магазина, комнаты и иного имущества.

Данное постановление должно содержать в себе все необходимые разъяснения о причинах и необходимости проведения осмотра, а также об иных дополнительных нюансах, имеющих конкретное значение.

Если налоговый инспектор пытается осуществить осмотр документов, либо иного имущества, в рамках камеральной проверки, без соответствующего постановления от руководства налоговой инспекции, данные действия будут являться грубейшим нарушением действующих норм, которые содержит статья 91 НК РФ.

Правила проведения осмотра

Статья 93 НК РФ устанавливает определенные правила, требования, основания, а также порядок и сроки проведения осмотра помещений, зданий, жилого дома, магазина, комнаты и иного недвижимого имущества.

Осмотр территорий и сооружений начинается с основания, которое сможет подтвердить правомерность намерений налогового инспектора. Составление данного основания для осмотра имущества входит в обязанности налогового сотрудника.

Особенности осмотра зданий и сооружений предусматривают, что данная процедура должна проходить при обязательном присутствии понятых, выступающих в качестве свидетелей. В роли данных свидетелей могут выступать любые физические лица, не заинтересованные в результатах осмотра.

Помимо этого, установленные особенности осмотра, действующий порядок и правила предусматривают, что помимо понятых, в процедуре осмотра могут участвовать официальные представители организации, в отношении которой осуществляется данная проверка, а также специалисты, которые были приглашены налоговой инспекцией.

Заключительным этапом процедуры всегда является акт осмотра, который, в обязательном порядке, составляется и подписывается уполномоченным лицом. В нем указываются все важные сведения: задачи осмотра, особенности осмотра и дата его проведения, порядок, способы и допустимые сроки и т.д.

Акт осмотра также будет включать в себя и нарушения, которые были выявлены в ходе осмотра зданий, сооружений и иного недвижимого имущества. Статья 93 НК РФ устанавливает, что акт осмотра является главнейшим документом, при отсутствии которого все результаты проведенной процедуры будут считаться недействительными.

Лица, участвующие при проведении осмотра

Статья 93 НК РФ и существующие особенности досмотра предусматривают, что на данной процедуре может присутствовать не только налоговый инспектор, но и иные лица. Прежде всего, речь идет о понятых, которые выступают в роли свидетелей, наблюдают за ходом проведения процедуры, следят за поведением сторон, контролируют исследование жилого дома, магазина и иных сооружений, отмечают некоторые особенности осмотра, способы, сроки, обращают внимание на оформление всех необходимых документов и т.д. В роли понятых не могут выступать сотрудники других налоговых инспекций.

Следующими важными лицами, чье присутствие допускается во время проведения осмотра жилого помещения, комнаты, являются специально приглашенные специалисты, обладающие дополнительными знаниями или компетенцией. Виды их знаний могут понадобиться для дачи определенной характеристики, для дополнительных разъяснений, для проведения требующихся законодательных процедур и т.д.

Статья 94 НК РФ и действующие правила предусматривают, что осмотр документов, либо недвижимости также может проходить и в присутствии официальных представителей той организации или предприятия, в отношении которых и осуществляется данная проверка. Эти лица допускаются туда с целью защиты интересов налогоплательщика и возможности контролирования правомерности проводимого мероприятия.

Особенности осмотра

Осмотр налоговыми органами, как юридическая процедура, может иметь свои особенности, виды и установленные правила. Важным документом здесь будет являться протокол осмотра. Его оформление входит в компетенцию налогового инспектора, осуществляющего данную проверку.

Протокол осмотра должен включать в себя все виды сведений, так или иначе относящихся к данной проверке.

Например, дата составления протокола и проведения проверки, название организации, в отношении которой она осуществляется, сведения о правовом основании данной процедуры, а также иные нюансы, которые будут иметь важное значение. Помимо этого, протокол должен отразить и данные о самом налоговом инспекторе – его ФИО, должность.

Касаемо объектов проверки – о них должно быть кратно описано в документе. Протокол должен быть подписан абсолютно всеми лицами, которые принимали непосредственное участие в данной процедуре, включая приглашенных специалистов и официальных представителей юридического лица – организации, учреждения, предприятия и т.д.

Заключительным пунктом протокола всегда является описание результатов, полученных в ходе осуществленной проверки, с указанием нарушений, если таковые имеются.

Налоговым инспектором не могут быть использованы доказательства, найденные в результате проверки, в том случае, если данные доказательства были добыты незаконным путем, с нарушением установленных норм и порядка проведения осмотра.

Доказанный факт данных нарушений влечет за собой полное аннулирование всех результатов проведенного осмотра.

Как проводится осмотр помещений и территорий в ходе налоговой проверки

Налоговая инспекция вправе провести осмотр территории и помещений организации в следующих случаях:

  • в ходе выездной налоговой проверки;
  • в ходе камеральной проверки декларации по НДС.

Это следует из положений статьи 92 Налогового кодекса РФ.

Какие помещения осматривают

Осматривать помещения (территории) организации налоговые инспекторы вправе в ходе выездной налоговой проверки, а также в ходе камеральной проверки декларации по НДС (подп. 6 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 82, п. 13 ст. 89, п. 2 ст. 91, ст. 92 НК РФ).

Налоговые инспекторы обязательно проведут осмотр, если у них есть следующие данные:

Читать еще:  Приказ о доплате до мрот - образец 2018 года

– организация получила товарно-материальные ценности, но не отразила их в учете;

– у организации есть мощности и ресурсы, которые она использует в деятельности, не заявленной в учредительных документах;

– организация не отразила в отчетности или отразила в заниженном размере выручку от реализации произведенной продукции.

Об этом сказано в пункте 6.5 письма ФНС России от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/12837.

Осмотру подлежат производственные, складские, торговые и любые другие помещения и территории, которые организация использует в своей деятельности (подп. 6 п. 1 ст. 31, п. 13 ст. 89 НК РФ). При этом доступ инспекции в жилые помещения без согласия жильцов запрещен. Исключение составляют случаи, когда инспекции предоставлен такой доступ на основании федеральных законов или судебного решения (п. 5 ст. 91 НК РФ).

Подробнее о правомерности проведения осмотров помещений (территорий) в ходе камеральных налоговых проверок см. Какие полномочия имеет налоговая инспекция при камеральной проверке .

Основание для осмотра

Чтобы провести осмотр помещений и территорий в ходе выездной налоговой проверки, оформлять специальное решение инспекции не требуется. Для доступа на территорию или в помещение проверяемой организации сотрудникам инспекции, непосредственно проводящим налоговую проверку, достаточно предъявить свои служебные удостоверения и решение о проведении выездной проверки.

Если же инспекторы решили провести осмотр в рамках камеральной проверки декларации по НДС, то помимо служебных удостоверений они обязаны предъявить специальный документ – мотивированное постановление. Данное постановление должно быть утверждено руководителем (заместителем) инспекции.

Это следует из положений пункта 1 статьи 91 Налогового кодекса РФ.

Уведомление об осмотре

Ситуация: обязана ли инспекция уведомлять организацию о времени и месте проведения осмотра?

С одной стороны, в Налоговом кодексе не предусмотрено требование к инспекции уведомлять организацию о времени и месте проведения осмотра (ст. 92 НК РФ).

С другой стороны, представители проверяемой организации вправе участвовать в проведении осмотра (п. 3 ст. 92 НК РФ). Но чтобы реализовать это право на практике, организация должна быть извещена о времени и месте проведения осмотра. Исходя из этого, можно сделать вывод, что инспекция все же обязана уведомлять организацию о времени и месте проведения осмотра. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, которые подтверждают правомерность этого вывода (см., например, постановление ФАС Московского округа от 19 августа 2009 г. № КА-А41/8084-09, Центрального округа от 11 июля 2008 г. № А64-6856/07-19).

Отказ в доступе инспекторов

Если в ходе проверки (выездной или камеральной по НДС) организация препятствует доступу сотрудников инспекции к своим территориям и помещениям (за исключением жилых помещений), руководитель проверяющей группы составляет об этом акт по форме, утвержденной приказом ФНС России от 6 марта 2007 г. № ММ-3-06/106. Акт должен быть подписан с двух сторон: руководителем проверяющей группы и представителем проверяемой организации. Если представитель организации откажется подписать акт, руководитель проверяющей группы сделает об этом соответствующую запись в акте. Это следует из положений пункта 3 статьи 91 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, инспекция получит право самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате (абз. 2 п. 3 ст. 91 НК РФ). При этом в расчетах инспекция будет опираться не на фактические данные, которые она могла бы получить в ходе осмотра, а на другие доступные ей сведения. Например, инспекция может использовать сведения, полученные в других организациях, схожих с проверяемой. Это следует из положений абзаца 2 пункта 3 статьи 91 Налогового кодекса РФ.

Также налоговая инспекция вправе оштрафовать организацию и ее должностных лиц.

Участники осмотра

Осмотр помещений и территорий в ходе налоговой проверки (выездной или камеральной по НДС) сотрудники инспекции обязаны проводить в присутствии понятых (п. 3 ст. 92 НК РФ). Их присутствие необходимо для подтверждения содержания и результатов осмотра, а также фактов, выявленных в процессе осмотра (п. 5 ст. 98 НК РФ). В качестве понятых проверяющие могут пригласить любых незаинтересованных лиц (п. 2 ст. 98 НК РФ). Например, привлекать в качестве понятых других сотрудников инспекции проверяющие не вправе (п. 4 ст. 98 НК РФ). В проведении осмотра должно участвовать не менее двух понятых (п. 2 ст. 98 НК РФ). Нарушение указанных требований со стороны инспекции (например, проведение осмотра без понятых или в присутствии одного понятого) может стать основанием того, что результаты осмотра не будут учтены в качестве доказательств при рассмотрении материалов проверки.

Помимо понятых, в проведении осмотра вправе участвовать:

– представители проверяемой организации;

Об этом говорится в пункте 3 статьи 92 Налогового кодекса РФ.

При необходимости в ходе осмотра сотрудники инспекции могут провести фото- и киносъемку, видеозапись и иные действия по своему усмотрению (п. 4 ст. 92 НК РФ).

Оформление результатов

По итогам осмотра помещений и территорий проверяющие составляют протокол по форме, утвержденной приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338 (п. 5 ст. 92 НК РФ).

Протокол составляется на русском языке (п. 1 ст. 99 НК РФ) и должен содержать следующие данные:

– наименование протокола (например, протокол осмотра помещения по адресу…);

– место и дату составления;

– время начала и окончания осмотра;

– должность, Ф.И.О. инспектора, который составил протокол;

– сведения о лицах, которые участвовали в осмотре (их Ф.И.О., адрес, гражданство и т. п.);

– сведения об объектах осмотра (помещениях, территориях) и их местонахождение;

– подробное описание результатов осмотра.

Об этом сказано в пункте 2 статьи 99 Налогового кодекса РФ.

Протокол подписывают все лица, которые принимали участие в осмотре. При этом и понятые, и представители организации, и приглашенные инспекцией специалисты могут внести в протокол или приложить к нему свои замечания. Об этом говорится в пункте 3 статьи 99 Налогового кодекса РФ.

Если в ходе осмотра была проведена фото- и видеосъемка, видеозапись или иные действия, то снимки, негативы, киноленты, видеозаписи и иные материалы, полученные в ходе осмотра, должны быть приложены к протоколу (п. 5 ст. 99 НК РФ).

Нарушения при осмотре

Ситуация: вправе ли инспекция при рассмотрении материалов налоговой проверки использовать в качестве доказательства результаты осмотра (протокол осмотра)? Осмотр проведен с нарушением требований законодательства (например, без участия понятых).

Ответ: нет, не вправе.

При рассмотрении материалов налоговой проверки не допускается использование доказательств, полученных с нарушением Налогового кодекса РФ (абз. 2 п. 4 ст. 101 НК РФ).

В Налоговом кодексе РФ определены правила проведения осмотра (ст. 92 НК РФ) и порядок оформления протокола осмотра (ст. 99 НК РФ). Нарушение указанных норм дает основания полагать, что результаты осмотра (протокол осмотра) получены с нарушением Налогового кодекса РФ. Следовательно, инспекция не вправе использовать их в качестве доказательства при рассмотрении материалов налоговой проверки. Арбитражная практика подтверждает правомерность этого вывода. Так, суды не признают результаты осмотра (протоколы осмотра) в качестве доказательств при рассмотрении материалов налоговой проверки, если инспекция:

– провела осмотр без участия понятых (см., например, постановления ФАС Центрального округа от 25 мая 2009 г. № А48-3866/08-17, Московского округа от 24 июля 2009 г. № КА-А41/6959-09, от 20 апреля 2009 г. № КА-А41/2243-09, от 28 января 2008 г. № КА-А41/14543-07, Поволжского округа от 17 февраля 2009 г. А55-9574/2008, Северо-Западного округа от 27 марта 2007 г. № А05-9810/2006-34);

– провела осмотр с участием одного понятого, о чем свидетельствует единственная подпись понятого в протоколе (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 26 июля 2007 г. № А21-409/2007, от 29 ноября 2006 г. № А56-58556/2005, от 2 ноября 2006 г. № А56-15090/2006);

– привлекла в качестве понятых заинтересованных лиц – сотрудников инспекции или работников проверяемой организации (см., например, определение ВАС РФ от 21 ноября 2007 г. № 15627/07, постановления ФАС Северо-Западного округа от 13 сентября 2007 г. № А05-419/2007, от 6 июня 2007 г. № А21-7086/2006, от 27 марта 2007 г. № А05-9810/2006-34, Западно-Сибирского округа от 28 июня 2007 г. № Ф04-4058/2007(35465-А46-27));

– внесла исправления в протокол, которые не заверены подписями понятых (см., например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 29 ноября 2004 г. № А79-3216/2004-СК1-3262);

– не оформила протокол осмотра (см., например, постановление ФАС Московского округа от 28 января 2008 г. № КА-А41/14543-07).

Ответственность

Внимание: за незаконный отказ в доступе (незаконное воспрепятствование доступу) сотрудников налоговой инспекции на территорию (в помещения) организации к ее должностным лицам (например, к руководителю) может быть применена административная ответственность. Размер штрафа составляет 10 000 руб. (ст. 19.7.6, ч. 1 ст. 23.5 КоАП РФ).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector