Социальное партнерство в сфере образования — виды, задачи

Социальное партнерство в сфере образования — виды, задачи

Социальное партнерство в сфере образования, опираясь на похожие принципы взаимодействия сторон, в ряде аспектов существенно отличается от социального партнерства, осуществляемого в сфере труда. Рассмотрим, чем оно примечательно.

Идея социального партнерства в сфере образования

Социальное партнерство в любой из сфер жизни основано на добровольном и взаимовыгодном сотрудничестве, направленном на достижение его участниками каких-то общих социальных целей. Его правила для взаимодействия по вопросам трудовых отношений законодательно в достаточной степени очерчены (раздел II ТК РФ) и относятся к взаимоотношениям «работники — работодатель» с возможностью участия в них государственных органов.

О том, как государство участвует в партнерстве, регулируемом ТК РФ, читайте в статье «Положение о стимулирующих выплатах с критериями эффективности».

Социальное партнерство в сфере образования, в основе своей имеющее ту же идею (добровольное взаимовыгодное сотрудничество для решения общих задач), не имеет подобной законодательной базы и, хотя базируется на сходных принципах взаимодействия сторон, использует только те из них, которые являются достаточными для достижения поставленных целей:

  • равноправие участников;
  • взаимное уважение;
  • заинтересованность в результатах;
  • свобода обсуждения интересующих вопросов;
  • добровольность принятия на себя обязательств;
  • ответственность.

Состав партнеров в сфере образования формируется в зависимости от уровня образовательного учреждения и задач, подлежащих решению, и поэтому не может быть однозначно регламентирован. Всегда в нем задействованы учебное заведение и сам обучающийся, на уровне ДОУ и школы в этот круг обычно входят также родители учащегося. Более высокий уровень образовательного учреждения определяет и более широкий круг лиц, заинтересованных в социальном сотрудничестве с ним. С повышением уровня могут смещаться акценты в вопросах определения инициатора партнерства:

  • в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) им обычно становится само учреждение;
  • во взаимоотношениях со школой, являющейся промежуточной ступенью между ДОУ и учебным заведением, дающим профессиональное образование, им может выступать как школа, так и оба граничащих с ней образовательных учреждения;
  • в партнерских отношениях с учреждением профессионального образования появляется заинтересованность у государственных органов, работодателей, службы занятости, школ, и они могут стать их инициатором.

Задачи социального партнерства в образовании

Для любого из образовательных учреждений основной задачей социального партнерства будет повышение качества и эффективности образования, т. е. улучшение тех показателей деятельности, ради которых они и создавались. Однако на каждом из уровней образовательного процесса приоритетным окажется свой круг задач, решаемых социальным партнерством в сфере образования:

  • в ДОУ основное внимание уделяется вопросам адаптации ребенка в коллективе, развитию способностей к коммуникации, пробуждению любознательности, выявлению особых способностей;
  • школа дает учащемуся базовые знания, необходимые для дальнейшего профессионального обучения, помогает в профориентации, развивает кругозор, способности к общению, организации, самоорганизации, руководству, творчеству;
  • учреждения профессионального образования готовят будущих работников, владеющих необходимыми знаниями и начальным опытом в соответствующих профессиях, которые будут востребованы на рынке труда.

Между этими уровнями существует достаточно тесное взаимодействие, благодаря которому осуществляется менее болезненный и более целенаправленный переход обучающихся от одного уровня к другому. Учебные заведения профессионального образования, кроме того, в определенной степени заинтересованы в дальнейшем трудоустройстве своих выпускников, т. к. от этого зависит дальнейшая востребованность получаемых профессий и требования к степени подготовленности специалистов.

На современном этапе согласованные партнерские взаимоотношения между школой и учреждениями профессионального образования, с одной стороны, государственными органами, работодателями и иными заинтересованными в специалистах партнерами, с другой стороны, позволяют на базе владения актуальной информацией о потребности в профессиональных кадрах оперативно решать такие вопросы, как:

  • переориентация на подготовку лиц более востребованных профессий;
  • изменение требований к уровню профессиональных знаний, позволяющих поднять качество подготовки специалистов и степень их конкурентоспособности;
  • развитие в будущих работниках определенных моральных и деловых качеств, обусловливающих их ответственное отношение к работе и успешное выполнение своих функций.

Виды социального партнерства в сфере образования

Партнерство в образовании может принимать самые различные формы. Круг их, очевидно, окажется шире, чем при партнерстве в сфере труда, поскольку не только ничем не ограничивается, но и приводит к появлению новых эффективных форм.

Основу видов взаимодействия между партнерами составит обмен информацией (прогнозной или актуальной), позволяющей управлять процессом образования. На уровне ДОУ и школы партнерство чаще всего приобретает характер сотрудничества, не оформляемого договорными отношениями, в то время как в социальном взаимодействии с учреждением профессионального образования договор (соглашение) становится наиболее важной формой взаимоотношений. Договорные отношения могут иметь место в сфере:

  • целенаправленного перехода обучающихся из ДОУ в определенные школы, из школ — в определенные учреждения профессионального образования, из заведения профессиональной подготовки — к определенному работодателю;
  • подготовки необходимых специалистов с устойчивыми практическими навыками, приобретенными ими еще в процессе обучения за счет курирования этого процесса конкретными работодателями.

Достаточно существенной при партнерстве в образовании оказывается роль государственных органов, выполняющих функции по сбору, систематизации данных по регионам, анализу и прогнозированию ситуаций по развитию экономики и востребованности специалистов, принятию необходимых для регулирования положения законодательных актов.

Социальное партнерство в ДОУ

ДОУ наряду с семьей ребенка формирует в нем те базовые характеристики личности, которые впоследствии определяют для него многие жизненные установки и, в частности, кругозор, выбор профессии, возможность профессионального роста, комфортность существования в коллективе.

Социальное партнерство в ДОУ может происходить:

  • внутри ДОУ с привлечением к нему родителей, педагогического совета ДОУ, педагогических коллективов школ, специалистов в каких-либо конкретных областях;
  • на уровне региона с участием в нем организаций иных сфер деятельности (здравоохранения, культуры, спорта, социальной защиты).

Формами социального партнерства становятся:

  • различные совместные мероприятия (концерты, праздники, спектакли, соревнования) как в ДОУ, так и за его пределами;
  • уроки, встречи, поездки познавательного характера;
  • дни открытых дверей;
  • общие родительские собрания;
  • индивидуальная работа с семьей;
  • консультации родителей, проведение семинаров, тренингов;
  • индивидуальная подготовка детей к школе.

Социальное партнерство в школе

В школе социальное партнерство становится важным в таких аспектах, как:

  • развитие навыков общения и адаптации в коллективе;
  • гражданско-патриотическое воспитание;
  • сохранение и укрепление здоровья;
  • получение знаний, дополняющих школьную программу;
  • знакомство с профессиями и местами работы родителей;
  • помощь в трудоустройстве на время школьных каникул;
  • сотрудничество с ДОУ по подготовке детей к поступлению в школу и с учебными заведениями профессиональной направленности в части профориентации.

На этом уровне партнерство никогда не ограничивается внутренними мероприятиями учебного заведения и часто выносится за пределы школы либо путем проведения мероприятий вне ее (олимпиады, соревнования, поездки, походы, лекции), либо за счет привлечения к работе на территории школы сторонних лиц и организаций (постановка спектаклей, усиленное изучение иностранного языка, специальные курсы лекций).

О том, как участие в социальном партнерстве может отразиться на зарплатах учителей и воспитателей ДОУ, читайте в материале «Критерии для стимулирующих выплат учителям в 2016 году».

Социальное партнерство в учреждениях профессионального образования

Эти учреждения в части соответствия потребностям учащихся и работодателей наиболее подвержены влиянию изменений, возникающих на рынке труда, что заставляет их оперативно реагировать на эти изменения, т. е. приводит к необходимости постоянного самосовершенствования.

Информация об изменениях базируется:

  • на прогнозных данных о востребованности определенных профессий и перспективных планах развития территорий, получаемых от государственных органов;
  • запросах работодателей;
  • текущих данных службы занятости;
  • запросах обучающихся на определенные профессии.

Оптимальность соотношения состояния рынка труда и возможности трудоустройства на нем вновь подготовленных специалистов определяет своевременный и тщательный анализ выявленных тенденций. Отсутствие такого анализа при ориентации только на запросы учащихся в отношении будущих профессий может создать ситуацию, при которой выпущенные специалисты окажутся невостребованными, а рынок труда будет иметь незаполненные вакансии по другим специальностям. Поэтому именно на этом уровне особую важность приобретает роль государства в создании гибкой системы образования и в управлении ей.

Социальное партнерство здесь может иметь место в таких формах, как:

  • разработка учебных программ и квалификационных требований к специалистам;
  • проведение производственных практик на определенных предприятиях;
  • мониторинг рынка труда;
  • проведение переподготовки специалистов по согласованным программам;
  • стажировка преподавателей на предприятиях-партнерах;
  • создание совместных консультационных органов;
  • реализация совместных проектов;
  • привлечение средств партнеров к финансированию реформирования процесса обучения;
  • государственные дотации или налоговые льготы для предприятий, участвующих в процессе подготовки специалистов.

Социальное партнерство в образовании осуществляется по своим особым правилам, позволяющим привлечь к нему достаточно широкий круг лиц. С повышением уровня, на котором возникает партнерство, возрастает доля участия в нем сторонних организаций и государственных органов.

Социальное партнёрство в образовании

Образование во все времена считалось непреходящей ценностью, ибо оно является основой экономического развития общества, одним из факторов социальной стабильности, источником роста интеллектуального ресурса и духовно-нравственного потенциала населения. Образовательные потребности населения растут, повышается число претендентов на получение высшего, специального, профессионального дополнительного образования. В ответ на это увеличивается разветвленность сети образовательных учреждений разного типа, развивается инфраструктура образования — формы управления, методические и исследовательские службы; укрепляется кадровая база, обновляется содержание и методы образования, усиливается ориентир на индивидуальные запросы и возможности обучающихся. Особые претензии предъявляются к качеству образования как соответствию ожиданиям общества и личности — это делает актуальным развитие образования как открытой системы, структурно-функциональная характеристика которой обусловлена взаимодействием с социумом.

Открытость образования предполагает прозрачность целей, формирование в общественном сознании понимания зависимости качества жизни от состояния образования — его качества, доступности, всеохватности, объединения различных социальных групп и вовлечения их в процесс развития образования в качестве партнеров. Социальными партнерами становятся индивидуальные и коллективные субъекты, разделяющие ценностные установки современного образования, заинтересованные в выработке единой образовательной политики, способные действенно поддержать образование в решении реальных проблем становления и развития его системы.

Читать еще:  Перевод денег с «бизнес-счета» ип на личный: платить ли ндфл?

Достижение высокого качества образования предполагает органичное сочетание образовательных традиций и инновационных тенденций, получивших признание в мировой и отечественной практике, творчески осмысленное относительно отечественной педагогической реальности и стратегических целей социокультурного развития общества.

Законодательную основу для разработки модели социального партнерства в сфере образования в целом дает Гражданский кодекс РФ, Закон РФ «Об образовании», Закон РФ «О некоммерческих организациях», Закон РФ «Об общественных объединениях», Указ Президента Российской Федерации от 31.08.1999 № 1134 «О дополнительных мерах по поддержке образовательных учреждений в Российской Федерации». Правовую базу организации социального партнерства на муниципальном уровне создают федеральные законы «О местном самоуправлении в Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации», а также соответствующие законы субъектов Российской Федерации, принятые в развитие указанных федеральных законов.

Партнерские отношения могут рассматриваться в качестве межсубъектных взаимодействий, эффективность которых определяется общими ценностно-целевыми устремлениями всех его участников, их взаимообогащением, то есть — совместное развитие системы ценностей.

Такая модель была создана в педагогических коллективах МОУ СОШ №93 и МОУ Новочановской СОШ Барабинского района Новосибирской области. Первого сентября 2006 года был заключен договор о социальном партнерстве в образовании, основополагающая идея которого: разработать и внедрить новые формы организации образовательного процесса при работе с одаренными детьми в образовательных учреждениях Барабинского района.

Цель работы: разработка и реализация условий, обеспечивающих качество и доступность образовательных услуг, сохранение и укрепление здоровья обучающихся в период реструктуризации сети образовательных учреждений Барабинского района.

Задачи:

  1. Организация совместной деятельности педагогических коллективов участников эксперимента по изучению и внедрению педагогических инноваций в учебно-воспитательный процесс в целях повышения качества и доступности образования.
  2. Создание благоприятных условий для развития творческих способностей учащихся МОУ СОШ №93 и МОУ Новочановской СОШ.
  3. Распространение результатов эксперимента среди образовательных учреждений Барабинского района.
  4. Реализация развивающих и воспитательных возможностей школ в совместной деятельности.

Реализация этих задач позволила:

  1. Создать модель единого образовательного пространства.
  2. Создать ресурсно-методический центр на базе наших школ.
  3. Повысить уровень квалификации учителей наших школ через реализацию модернизированной модели научно-методической службы.
  4. Улучшить показатели обученности учащихся через:
    — оптимальное и эффективное развитие познавательных способностей личности учащихся;
    — реализацию современных моделей обучения и технологий.
  5. Эффективно использовать учебно-методические и материально-технические базы наших школ в образовательном процессе.

При определении методов исследования участники эксперимента руководствуются следующими принципами педагогической деятельности:

  • Принцип максимального разнообразия представленных возможностей для развития личности;
  • Принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • Принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • Принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, наставничества.

Метод выявления одаренных детей

Для реализации данного метода необходимо решить следующие задачи:

  • Знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;
  • Обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование, повышение квалификации;
  • Накопление библиотечного материала по данному вопросу;
  • Знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогического наблюдения диагностики;
  • Проведение различных внеурочных конкурсов интеллектуальных игр олимпиад позволяющих учащимся проявить свои способности.
  • Основные принципы построения схемы выявления одаренных детей:
  • Определение наиболее емкого и практически применимого понятия одаренности.
  • Разработка плана и программы обучения одаренных детей.
  • Разработка процедуры оценки:
    — определение функций, подлежащих оценке;
    — определение подлежащих сбору сведений.
  • Уточнение критериев отбора.
  • Обеспечение действенности поиска и выявления способных детей.

Метод создания условий для оптимального развития одаренных детей.

Для реализации второго метода необходимо решить следующие задачи:

  • Отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
  • Предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем, через самостоятельную работу.

Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой природе деятельности — в области художественного развития. В связи с этим часы вариативной части в обучении младших школьников используются на организацию творческих мастерских.

Творческие мастерские на базе Новочановской СОШ:

  • Музыкальная мастерская (музыкальный класс);
  • «В мире прекрасного» (изобразительная деятельность);
  • Мастерская здорового образа жизни;
  • Клуб исследователь.

Творческие мастерские на базе СОШ №93:

  • Мастерская художественного слова;
  • Интеллектуальный клуб;
  • Ремесленная мастерская (прикладное искусство);
  • Детские газеты «Школяр» и «Школьный вестник».

Урочная и внеурочная деятельность строится таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах второй и третьей ступени.

Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы. Основой такой системы выступает «погружение в культуру», функциями системы являются обучение и воспитание, а организующим началом — игра.

Старшая школа является особым образовательным пространством, в рамках которого, с одной стороны, завершается выполнение обществом его обязательной функции по формированию социально-адаптированной личности, с другой стороны, реально происходит постепенная переориентация доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией системы ЗУНов к созданию условий для становления комплекса предметных и личностных компетенций. Исходя из этого, формируются новые принципы и методология организации образовательного пространства в старшей школе:

  • Индивидуализированные формы учебной деятельности (работа по индивидуальным программам);
  • Выработка проектно-исследовательских навыков (проектная методика);
  • Самоопределение старшеклассников в отношении профилирующего направления собственной деятельности (профильные классы);
  • Четко определенное с этической точки зрения коммуникативное поле.

Основными видами деятельности являются:

  • мастер-классы ведущих учителей школ-участников эксперимента;
  • совместные конкурсы исследовательских работ;
  • система внеурочных мероприятий;
  • организация летней школы одаренных детей — научно-исследовательской экспедиции школьников на озеро Чаны.

3. Метод работы с педагогическими кадрами

Понимая, какие серьезные задачи стоят перед учителем, работающим со способными и одаренными детьми, необходимо направлять для работы в предпрофильные и профильные классы высококвалифицированных учителей, т.е. проявлять особый подход к решению кадровых вопросов. При этом необходимо осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

Первое направление педагогического «всеобуча» — проектирование образовательных программ. Учителя должны уметь разрабатывать авторские программы

  1. Индивидуализированность программ. Программа должна учитывать такие факторы, как опыт, специальную подготовку, мировоззрение и интересы учащихся, то есть быть гибкой и отвечать индивидуальным и групповым потребностям.
  2. Участие в составлении программ. Руководители совместно с рядовыми учителями определяют, что должно входить в программу практического обучения.
  3. Персональная ответственность за разработку и координацию программы. Планы программ должны тщательно разрабатываться и выполняться, включая как долговременные, так и промежуточные цели. Руководитель программы обязан следить за ее выполнением.
  4. Разнообразие методов в программе. Хорошая программа должна уделять специальное внимание использованию разнообразных методов и приемов, чтобы программы обучения были интересными и творческими.

Второе направление педагогического «всеобуча» — научно-методическая работа на основе общей стратегической цели и единой методологии педагогического поиска.

Предполагается организация теоретико-педагогического и методологического всеобуча педагогических коллективов в форме постоянно действующего научно-методического (проблемно-практического) семинара. Выделены три группы основных задач организации семинара. Первый блок задач: педагоги должны разобраться в сущности ряда основных идей и понятий, связанных с зарубежным и российским опытом использования новых педагогических технологий; подвергать их педагогическому анализу. Второй блок задач связан с процессом самоанализа и формированием образовательно-профессиональной ориентации. Задачи третьей группы — это актуализация профессионального опыта и творческого потенциала педагога.

Такой всеобуч будет проходить в три организационных этапа.

Первый — «Методический калейдоскоп». В течение года педагогические коллективы школ составят представление о направлениях поиска и достижениях в российской и зарубежной педагогике. Учителя посещают презентационные семинары, мастер-классы, заседания районных и школьных методических объединений, где знакомятся с уже апробированными технологиями и методиками, пробуют включать отдельные элементы в практику урока. К концу этого этапа учителя определяют сферу своих профессиональных интересов, выбирают «образовательный маршрут», объединяются в группы единомышленников.

Второй этап — обучение. Учителя объединяются по группам обучения выбранной технологии. Ведущие специалисты по данной теме. Занятия проводятся в режиме модельных уроков с последующим их глубоким анализом. Занятия чередуются с апробационными уроками. Затем педагоги обобщают свой опыт, участвуют в работе конференций и конкурсов, публикуются в образовательных СМИ. Таким образом, реализуется способность педагогов к педагогическому взаимодействию.

На третьем этапе происходит внедрение в педагогическую практику выбранной технологии. Здесь же проводится диагностика различных видов. На этом этапе формируется учебно-методический комплекс по учебным предметам и технологиям.

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

аспирант, Института истории гуманитарного и социального образования, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет»,

РФ, г. Новосибирск

д-р пед. наук, доц., проф. кафедры теории и методики воспитательных систем ИКиМП, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет»,

РФ, г. Новосибирск

В информационном мире культурно-образовательное пространство становится все более открытым, поэтому школа как институт образования перестает быть единственным источником формирования необходимых жизненных навыков и социальных компетенций для человека XXI века. В связи с этим в образовательные процессы включаются и другие организации, и институты, которые также значимы с точки зрения форми­рования у людей будущего необходимых знаний, умений и навыков. В этом случае школа, если она стремится сохранить за собой функцию основного социального института, отвечающего за развитие следующих поколений должна все больше и больше превращаться в открытое пространство, позволяющее включать в образовательный процесс и другие, общественно значимые структуры, имеющие задачу обеспечить следующие поколения необходимыми компетенциями, выходящие за рамки традиционного образовательно-воспитательного процесса. Поэтому в современном образовании выделяются как самостоятельное направление деятельности взаимодействие с социальными партнерами.

Читать еще:  Учитывать ли в расходах доплату до среднего заработка к больничному?

Само понятие социальное партнерство образовательной органи­зации становится все более популярным не только как нормативно заявленное понятие. Так в указе президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» говорится о том, что социальное партнерство во имя ребенка должно реализо­вываться с участием бизнес-сообщества, посредством привлечения общественных организаций и международных партнеров к решению актуальных проблем, связанных с обеспечением и защитой прав и интересов детей. В связи с этим возникает необходимость определить понятие социальное партнерство в образовании.

Под социальным партнерством в области образования и воспи­тания следует понимать: партнерство внутри системы образования между социальными группами данной профессиональной общности; партнерство, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями разных сфер общественного воспро­изводства; партнерство, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни, делающая вклад в становление гражданского общества, что позволяет изменять, проектировать, апробировать и устанавливать новые общественно значимые функции системы образования.

В сфере образования и воспитания социальными партнерами могут быть промышленные предприятия, бюджетные организации, учреждения дополнительного образования и учреждения профессиональ­ного образования.

В современной образовательной школе меняется многое: структура, содержание, позиция педагогов и воспитанников, микроклимат их взаимоотношений, методика и содержание обучающих и воспиты­вающих занятий.

Целью социального партнерства в современных условиях является формирование системы добровольных и равноправных взаимоотно­шений и взаимоподдержки субъектов для воспитания жизнеспособной личности. Социальное партнерство в сфере образования базируется на принципах взаимодействия сторон, которые являются достаточными для достижения поставленных целей: взаимное уважение; равноправие и ответственность участников; свобода обсуждения интересующих вопросов; добровольность принятия на себя обязательств; заинтересован­ность в результатах.

Состав партнеров в сфере образования не может быть постоянным, так как очень часто он формируется в зависимости от уровня обра­зовательного учреждения и поставленных перед ним задач. Однако неизменными участниками остаются учебное заведение и сам обучающийся, а также по необходимости и родители обучающегося.

Для совместного решения поставленных общественных задач инициаторами могут выступать как сами образовательные учреждения, так и государственные и негосударственные организации. Главной задачей социального партнерства для любого образовательного учреж­дения будет повышение качества и эффективности образования.

Примером таких согласованных партнерских отношений могут выступать общеобразовательные школы и учреждения профессиональ­ного образования, а также государственные органы, работодатели и иные организации, заинтересованные в профессиональных кадрах. Участники такого рода партнерских отношений в сфере образования вместе решают вопросы по подготовке учащихся к более востребован­ным профессиям, повышают уровень требований профессиональных знаний, чтобы быть конкурентоспособным, помогают развивать деловые и моральные качества, а так же ответственное отношение к работе и выполнению своих функций как будущего работника.

Если между социальными партнерами слабо налажено взаимо­действие, то это может привести к тому, что например учреждения образования будут страдать от нехватки информации о потребностях рынка труда, какие направления наиболее перспективны, какие появи­лись новые тенденции и т. п. Из-за отсутствия подобной информации качество подготовки специалистов данного направления ухудшается.

Круг партнерских отношений в сфере образования очень широк и ничем не ограничен, что позволяет ему принимать различные формы, а так же способствует появлению новых эффективных форм. Формами социального партнерства могут выступать: различные совместные мероприятия (концерты, праздники, спектакли, соревнования); уроки, встречи, поездки познавательного характера; дни открытых дверей; общие родительские собрания; индивидуальная работа с семьей; консуль­тации родителей, проведение семинаров и тренингов. Стоит обратить внимание и на то, что социальное партнерство в школе может помочь решить и такие вопросы, как: развитие навыков общения и адаптации в коллективе; гражданско-патриотическое воспитание; получение знаний, дополняющих школьную программу; знакомство с профессиями и местами работы родителей; помощь в трудоустройстве на время школьных каникул; сохранение и укрепление здоровья; сотрудничество с учебными заведениями профессиональной направленности в части профориентации. Такие партнерские отношения предлагают не ограни­чиваться только внутренними мероприятиями, проводимыми в школе с привлечением сторонних лиц и организаций, а выходить за ее пределы и принимать активное участие в различных мероприятиях, как олимпиады, соревнования, лекции и т. п.

Условия нового стандарта современной российской школы пре­доставляют «возможность взаимодействия с социальными партнерами, использования ресурсов социума» [6, с. 18]. Образовательные учреждения должно быть открытыми перед социумом. Обучающиеся приобретают социальный опыт и социальные компетентности благодаря установлению партнерских отношений между школой и различными организациями и их представителями, что в дальнейшем приведет к формированию новой образовательной среды, которая будет соответствовать требо­ваниям и условиям реализации основной образовательной программы образовательного учреждения.

В системе российского образования социальное партнерство носит стихийный самостоятельный характер и остается не до конца изученным феноменом. И.М. Реморенко писал о том, что установлению партнерских отношений необходимо учиться и «это особая образова­тельная область», в которой создается смысл и основа для позитивных эффектов взаимодействия социальных групп [4, с. 223]. Социальное партнерство становится наиболее актуальным, где процесс престижа формируется за счет имиджа и общественного мнения о школе и соци­альном партнере. Гарантом продолжительных партнерских отношений является качество и престижность помощи социального партнера.

Социальное партнерство в образовании, в современных социально-экономических условиях осуществляется по особым правилам, позволяющим привлечь достаточно широкий круг лиц. С повышением уровня, на котором возникает партнерство, возрастает доля сторонних организаций и государственных органов, принимающих в нем участие.

Чтобы сформировать систему социального партнерства необходимо понимать, что это процесс очень длительный и сложный, который зависит от целого ряда субъективных и объективных причин (состояния экономики, социальной обстановки, готовности включения в него органов власти и воли и возможностей руководителей образовательных организаций). Образовательное учреждение должно работать эффективно и результативно с социальными партнерами для реализации своих интересов, которое, как правило, выражается в подготовке высоко­квалифицированных специалистов и будет оцениваться по степени выполнения своей основной социальной функции.

Социальное партнерство в профессиональном образовании

Величие некоторых дел состоит не столь-

ко в их размерах, сколько в их своевременности.

Социальное партнерство — особый тип взаимодействия образовательного учреждения с субъектами и институтами рынка труда, региональными органами исполнительной власти, общественными организациями, нацеленный на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса.

Выделяют вертикальное и горизонтальное социальное партнерство.

Социальное партнерство в системе профессионального образования рассматривается как один из факторов научной и инновационной деятельности учебных заведений.

Необходимость социального партнерства обусловлена современными требованиями, предъявляемыми к деятельности профессиональных образовательных учреждений (ПОУ): подготовить профессионально мобильного специалиста, умеющего эффективно организовывать и планировать коллективный труд и

С.275

самостоятельно исполнять сложные производственные операции; способного к предпринимательской деятельности и профессиональной адаптации в условиях конкуренции.

Подготовка таких специалистов невозможна без тесного сотрудничества сферы профессионального образования с заказчиками и работодателями (отраслевые министерства, ведомства, служба занятости, предприятия, организации, ассоциации), с профсоюзами.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» отмечается, что стратегические цели образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями институтов национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомственных и общественных организаций, с родителями и работодателями.

ПОУ — открытая социально-педагогическая система, находящаяся в тесном взаимодействии с внешней средой. Характер этих взаимоотношений влияет на эффективность деятельности ПОУ, его управленческую структуру, конкурентоспособность, развитие и саморазвитие.

Социальное партнерство применительно к профессиональному образованию — система договорных отношений образовательных учреждений с работодателями, службой занятости, профсоюзами, родителями; система, позволяющая отслеживать и учитывать развитие рынка труда, объемов и структуры востребованных профессий, диктуемые обществом социально-культурные приоритеты.

В сфере образования выделяются два уровня социального партнерства:

— обеспечение субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса в образовательном учреждении (внутренний уровень);

— обеспечение взаимодействия образовательного учреждения с различными социальными институтами (внешний уровень).

У субъектов социально-педагогического партнерства на любом уровне взаимодействия могут и должны быть как общие, так и разные цели, что не только естественно, но и необходимо для каждой из сторон партнерского взаимодействия.

Цели социального партнерства в сфере профессионального образования:

— реализация государственной политики в сфере профессионального образования и подготовки персонала;

— обеспечение развивающегося рынка труда необходимыми специалистами требуемых профилей и квалификаций;

— быстрая адаптация подготовки, обучения и переподготовки персонала к изменениям на рынке труда;

С.276

— обеспечение рабочими местами безработных и незанятого населения;

— повышение кадрового потенциала, профессиональной компетентности, мобильности и конкурентоспособности наемных работников.

После определения стратегических целей взаимодействия каждого социально-педагогического партнера на каждом уровне взаимодействия необходима разработка тактических шагов (планов мероприятий) по достижению общей цели.

Для реализации вышеперечисленных целей социального партнерства предполагается участие партнеров:

— в определении квалификационных требований;

— в разработке стандартов профессионального образования;

— в управлении ПОУ, попечительскими советами;

— в разработке новых механизмов финансирования деятельности и др.

Разработка модели социального партнерства ПОУ осуществляется по направлениям:

1) анализ перспектив развития методов экономики, на которую ориентировано ПОУ;

2) определение социальных партнеров;

3) выявление конкурентов;

4) определение профессий (специальностей) подготовки и лицензирования;

5) оформление договоров с социальными партнерами;

6) разработка необходимой нормативной документации;

7) корректировка управленческой структуры ПОУ и плана работы.

Основная форма реализации социального партнерства — договоры и соглашения между ПОУ и субъектами рынка труда и образовательных услуг.

Основными формами сотрудничества профессионального образовательного учреждения с социальными партнерами являются:

— организация производственного обучения и практики студентов;

Читать еще:  Допрос свидетеля по окончании проверки дает повод поспорить с решением

— стажировка и повышение квалификации педагогических работников;

— совместное участие в конкурсах, ярмарках, выставках; профориентация обучающихся;

— организация конкурсов и олимпиад; содействие в трудоустройстве;

— социальное взаимодействие и др.

Основной способ осуществления социального партнерства — социальный диалог, в который вступают стороны с целью достижения консенсуса по вопросам, представляющим взаимный интерес.

С.277

93.79.221.197 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Социальное партнерство в сфере образования — виды, задачи

В настоящее время в интересы любого государства, которое ориентируется на развитие, входит заинтересованность в такой системе образования, которая могла бы способствовать быть человеку конкурентоспособным и востребованным кадром на внутреннем и мировом рынках труда, а самое главное, давала бы возможность для этого. В области образования государство выполняет такие функции, которые, в общем-то, недоступны иным субъектам. К данным функциям можно отнести, к примеру, определение порядка финансирования образования, установка налоговых льгот и ввод других форм влияния на рынок, оказывающий услуги образования для того, чтобы стимулировать подготовку специалистов по востребованным специальностям путем лицензирования, аттестации, а также влияние на качество оказываемых образовательных услуг.

Но не всегда государству по силам выполнение тех или иных задач, поэтому в условиях формирования рынка образовательных услуг появляются специальные контрагенты, которые выступают как на стороне спроса, так и на стороне предложения. Оказываемые услуги являются предметом сделки между учебными заведениями и отдельными людьми, организациями и предприятиями. На данную сделку имеют влияние некоторые факторы, такие как большое количество посредников, которое включает в себя органы, занимающиеся вопросами в сфере занятости, регистрации и лицензирования образовательных организаций, общественные институты и структуры, которые осуществляют движение данных услуг, их информационное сопровождение. Из всего этого вытекает тот факт, что государству большинство проблем стоило бы решать не в одиночку, а совместно с иными субъектами рынка образовательных услуг. Здесь имеется в виду использование системы партнерских отношений между заказчиками, исполнителями услуг и их посредниками, которые выступают в качестве регулирующих субъектов, то есть через них можно находить приемлемый, удовлетворяющий обе стороны вариант отношений, которые основаны на таких принципах как равноправие и справедливость.

Вопросами социального партнерства в области образования занимались такие научные деятели как О. Олейникова, А. Муравьева, А. Осипов, В. Кормакова, О. Романова и многие другие.

Концепция модернизации российского образования ставит перед собой задачу предвидеть развитие начального профессионального образования. Важнейшим условием повышения качества подготовки работников и специалистов в учреждениях начального профессионального образования является социальное партнерство, прежде всего с работодателями. Его эффективность определяется спросом на выпускников на рынке труда и их фиксацией в производстве.

Под социальным партнерством понимается цивилизованная форма общественных отношений в социально – трудовой сфере, позволяющая учитывать, согласовывать и защищать интересы трех сторон: граждан, бизнеса и органов власти, в том числе и местного самоуправления через систему договоров и принятия компромиссных решений по важнейшим направлениям социально – экономического и политического развития [1, С. 116].

В широком смысле социальное партнерство рассматривается нами как совместная коллективная деятельность различных социальных групп, что приводит к позитивному и совместному воздействию всех участников. Таким образом, социальное партнерство образовательного учреждения качественно отличается от других форм взаимодействия: попечительство, спонсорство, шефство. Его основная идея — взаимовыгодное сотрудничество, в котором образовательное учреждение является полноправным партнером. Это означает прямой, непосредственный обмен ресурсов, привлеченных от социальных партнеров, к конкретным результатам деятельности учебного заведения. Социальное партнерство не ограничивается одноразовыми акциями, оно основано на взаимном доверии и долгосрочной основе [7]. Это позволяет действовать эффективно и успешно, имея в виду приоритетную перспективу, общую для всех партнеров, для эффективной координации совместных действий с четким пониманием их обязанностей. Такие мероприятия являются наиболее эффективными и экономичными для партнеров, в том числе в системе образования.

Социальное партнерство представляет собой мощное средство для повышения уровня эффективности профессионального образования и его развития. По этой причине работодатели на сегодняшний день выступают одними из основных заказчиков необходимых им квалифицированных кадров, а также являются основными экспертами подготовки кадров.

Социальное партнерство предполагает собой следующие цели:

  1. Совместная деятельность на взаимовыгодных условиях образовательной организации и социальных партнеров, которая направлена на эффективное развитие и усовершенствование профессионального образования, прибегая к использованию механизмов совместного взаимодействия;
  2. Совместная организация нормативно-правового обеспечения социального партнерства, как одного из инструментов формирования рынка труда и ранка профессионально образовательных услуг, как на региональном, так и на федеральном уровнях.

Для того, чтобы эти цели были достигнуты, необходимо решить следующие задачи:

  1. Корректировка содержания обучения, учитывая новые производственные и информационно-коммуникационные технологии, а также содержание учебных планов, рабочих учебных программ, учитывая рекомендации работодателей;
  2. Заключение договоров на подготовку кадров;
  3. Включение представителей в комиссию итоговой аттестации выпускников.

Говоря о модели партнерских отношений в образовательной сфере, стоит отметить, что она имеет отличие от тех моделей, которые используются, к примеру, в области промышленности. Специфика данных моделей социального партнерства в сфере образования заключается в том, что потребность в знаниях, а также и спрос на образовательные услуги определяются изменением уровня и структуры занятости населения [6, С. 56].

На сегодняшний день происходит развитие производства, поэтому сфере образования необходимо обеспечить его высококвалифицированной рабочей силой. Как мы знаем, процесс перестройки экономики Западной Европы на новом технологическом базисе в 70-х годах 20 века повлек за собой рост показателей структурной безработицы. Конкретно в тот период были проведены реформы в области образования, которые облегчили процесс согласования интересов государства, предпринимателей и работников [2, С. 7].

В настоящее время мы имеем три основные модели социального партнерства в сфере образования, которые имеют между собой такие различия:

  1. степень участия государства в системе профессионального образования и обучения;
  2. потребности, которые выдвигаются социальными партнерами, а также способности этих партнеров в объединении усилий.

Рассмотрим более подробно данные модели.

  1. В социальном партнерстве государство не играет особой роли, либо его роль весьма незначительна. Примером такой модели может послужить Великобритания, в которой политика в области профессионального обучения ведется на местном уровне, а главная роль приходится в этом случае на работодателей, поскольку, напрямую воздействую с производством, они как никто другой знают, что необходимо для той или иной отрасли, какими профессиональными навыками должен быть наделен работник. Эта модель отражает линию на децентрализацию государственного управления, в тот момент, когда правительство страны передает свои полномочия в области организации образования местным органам и предприятиям. В данной ситуации государство не проводит формальное регулирование профессионального обучения путем принятия различного рода законодательных актов. Инициатива в добровольном участии предприятия основывается на осознании механизмов развитых рыночных отношений. По этой причине в сфере образования в социальное партнерство включаются в первую очередь местные органы управления, организации, которые предоставляют образовательные услуги населению, и объединения работодателей. Профсоюзы, в данном случае, имеют незначительную роль.
  2. Государство осуществляет планирование и управление главными процессами, которые направлены на подготовку кадров. Такая модель долгое время находила свое применение во Франции. Но за последние годы в этой модели происходит возрастание роли формального и неформального участия иных социальных партнеров в процессе осуществления политики государства в области профессионального образования. В том случае, если возникают новые потребности в области профессионального обучения или переобучения кадров, то правительство вместе с социальными партнерами совершают планирование, реализацию, контроль, возможно даже и финансирование образовательных организаций и необходимых курсов. Здесь в качестве примера могут выступать эксперименты по разработке и опробованию схем, которые предполагают чередование обучения (на базе учебного заведения) и трудовой деятельности (на предприятии). Такие схемы широко распространяются в большинстве стран Западной Европы. Вопросы, связанные с внутрифирменным профессиональным обучением и обучением на рабочем месте решают, как правило, профсоюзы и работодатели в рамках коллективных договоров.
  3. Государством устанавливаются общие рамки в работе частных компаний и организаций в области профессионального образования и обучения. Данная модель распространена в таких странах, как Германия, Дания, Нидерланды.

Закрепленная на государственном уровне система профессионального обучения в Германии, реализуется на основе группового согласия по вопросам ее содержания и итоговой аттестации.

Неокооперативная модель распределения ролей между государством, компаниями, профсоюзами действует в Нидерландах и Дании в том случае, когда ассоциации работодателей и профсоюзы проявляют наибольшую активность. В данной ситуации государство только лишь делает законными решения, которые были приняты на договоренной основе [3, С. 12].

Таким образом, опираясь на опыт стран Европы, можно отметить, что сотрудничество социальных партнеров, которые представляют интересы, как работников, так и работодателей, является одним из важнейших условий предоставления качественного профобразования и обучения, отвечающее всем потребностям практики. Но и долю участия государства в данном процессе не стоит преуменьшать [5, С. 14].

Впервые эта позиция нашла свое подтверждение на 32 саммите глав государств и правительств «Большой восьмерки» в 2006 году. Правительства ведущих мировых держав заявили о значимости своего участия в партнерстве в области образования и обязались “учитывать мнение предпринимательского сообщества, высших учебных заведений и организаций трудящихся”. Важно оказывать поддержку таких форм социального партнерства, которые бы охватывали как можно больше людей, давали стимул им самим действовать более активно. Ведь именно человек является конечным потребителем образовательных услуг, поэтому нельзя игнорировать его интересы в этой области.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector