Вс рф — о вычете ндс по счетам-фактурам, выставленным без оснований

НДС: когда счет-фактура не дает права на вычет

Для получения вычета по НДС необходимо не только наличие счета-фактуры, но и принятие товаров (работ, услуг, имущественных прав) к учету и использование их для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения по НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ, п. 1 ст. 172 НК РФ). Но даже если все условия выполнены, и счет-фактура содержит все необходимые реквизиты, это еще не гарантия, что вычет будет законен.

Счет-фактура от «спецрежимника»

Как известно, организации и ИП, применяющие специальные режимы налогообложения, освобождены от уплаты НДС, а значит, и от обязанности по выставлению счетов-фактур. Однако иногда они могут выставить счет-фактуру с выделенной суммой НДС, если об этом их попросил контрагент. Почему об этом просит контрагент, думаем, понятно — чтобы сэкономить на налогах путем применения вычета «входного» НДС. Но дело в том, что для контрагента такая услуга может выйти боком.

Налоговики на местах, да и чиновники Минфина считают, что покупатель не вправе воспользоваться вычетом НДС по счету-фактуре, который ему выставил продавец (исполнитель) на спецрежиме (письма Минфина РФ от 05.10.2015 № 03-07-11/56700, от 16.05.2011 № 03-07-11/126).

Свою позицию они объясняют тем, что счета-фактуры выставляются плательщиками НДС. Поставщик, применяющий спецрежим, плательщиком НДС не является. Следовательно, счет-фактура, выставленный им, признается составленным с нарушением законодательства.

Но данную позицию нельзя назвать бесспорной. Суды считают, что покупатель вправе принять НДС к вычету по счету-фактуре, который ему выставил контрагент, применяющий специальный режим налогообложения (определение Конституционного суда РФ от 29.03.2016 № 460-О, от 03.06.2014 № 17-П, постановление Президиума ВАС РФ от 30.01.2007 № 10627/06). Ведь сумму НДС, неправомерно выделенную в счете-фактуре, он уплачивает в бюджет на основании пункта 5 статьи 173 НК РФ. Соответственно, соблюдается «зеркальный» принцип НДС.

Таким образом, если компания решит взять к вычету НДС по счету-фактуре, полученному от контрагента на спецрежиме, то она может столкнуться с претензиями со стороны налоговиков во время проверки. Однако в суде, скорее всего, удастся отстоять свое право на вычет, поскольку судебная практика на стороне налогоплательщиков.

Счет-фактура с неверной ставкой

Бывают ситуации, когда продавец не знает, какую точно ставку НДС ему применить и, во избежание рисков для себя, решает применить максимальную ставку 18%, отразив ее в выставленном счете-фактуре. Такое бывает, например, в отношении транспортно-экспедиторских услуг, связанных с международными поставками, при которых в большинстве случаев применяется нулевая ставка НДС.

Конечно, указав максимальную ставку, экспедиторы обезопасят себя от вероятных претензий со стороны налоговиков, но при этом они «подставляют своих» заказчиков.

Дело в том, что у заказчиков в подобных случаях почти всегда возникают проблемы с вычетом НДС. Чиновники считают, что если услуги облагаются по ставке 0%, то применить вычет по неправомерно выставленным суммам налога нельзя. Такую позицию можно увидеть, например, в письме Минфина России от 25.04.2011 № 03-07-08/124. В нем чиновники поясняют: счет-фактура, в котором ставка налога указана неверно, не соответствует требованиям налогового законодательства, а значит, не может признаваться основанием для принятия предъявленных сумм НДС к вычету.

К сожалению, в данном случае судебная практика складывается далеко не в пользу компаний.

Доказательством тому являются, например, постановления АС Дальневосточного округа от 04.10.2016 по делу № А51-1939/2015, ФАС Уральского округа от 28.03.2013 № Ф09-1830/2013 по делу № А47-3202/2012 (определением ВАС РФ от 25.07.2013 № ВАС-9132/13 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ).

Счет-фактура на выданный аванс

Продавцы, получающие от своих покупателей авансы, должны выставлять на эти авансы счет-фактуру. Этот документ немного отличается от «обычного» счета-фактуры (в частности, заполняется меньше реквизитов). На основании этого счета-фактуры организация, которая внесла аванс, сможет поставить НДС, уплаченный в составе аванса, к вычету. Такое право дает п.12 ст.171 НК РФ.

Здесь также следует быть внимательными, поскольку одного счета-фактуры для применения вычета недостаточно. Дело в том, что данный вычет производится при наличии договора, предусматривающего перечисление аванса. Об этом прямо говорится в п.9 ст.172 НК РФ.

Поэтому прежде, чем ставить к вычету НДС по «авансовому» счету-фактуре, следует проверить, содержится ли соответствующее условие в договоре. Если в договоре условие о предварительной оплате (частичной оплате) не предусмотрено или соответствующий договор отсутствует, а предварительная оплата перечисляется на основании счета, то налог по перечисленной предварительной оплате (частичной оплате) к вычету не принимается. Данный вывод подтверждают и чиновники, о чем свидетельствует, например, письмо Минфина РФ от 06.03.2009 № 03-07-15/39.

Проблема с вычетом может возникнуть и в том случае, когда аванс уплачивается наличными деньгами, а не путем перечисления средств через расчетный счет. В п.9 ст.172 НК РФ говорится, что вычет «авансового» НДС производится также на основании «документов, подтверждающих фактическое перечисление сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок». Буквальная трактовка этого пункта разрешает применять вычет только в случае перечисления аванса. А Минфин РФ в уже упомянутом письме от 06.03.2009 № 03-07-15/39 руководствуется именно буквальной трактовкой. Чиновники поясняют, что при осуществлении предварительной оплаты (частичной оплаты) наличными денежными средствами или в безденежной форме вычет налога по такой оплате (частичной оплате) не производится, поскольку в данных случаях у покупателя товаров (работ, услуг, имущественных прав) отсутствует платежное поручение.

Счет-фактура на неустойку

Иногда контрагент может выдать счет-фактуру на те суммы, на которые счет-фактура не должен составляться вовсе, либо должен составляться, но без выдачи его компании, уплачивающей эти суммы. Самый распространенный пример — суммы неустойки (штрафа).

Если штраф получен за нарушение договорных обязательств, то компания, получающая его, не должна в принципе оформлять счет-фактуру. Эти суммы не облагаются НДС и сами чиновники уже давно признали этот факт (письмо Минфина России от 08.06.2015 № 03-07-11/33051). Поэтому, если ваш контрагент ошибочно выставил счет-фактуру на полученную от вас неустойку, то этот документ не нужно регистрировать в книге покупок.

Ситуация несколько меняется (но не для покупателя), если полученные суммы по существу являются элементом ценообразования, предусматривающим оплату фактически поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг). В частности, может рассматриваться как элемент ценообразования штраф за простой (сверхнормативную погрузку или разгрузку) транспортного средства по договору перевозки грузов или оказания транспортно-экспедиторских услуг (письма Минфина России от 09.11.2015 № 03-07-11/64436, от 01.04.2014 № 03-08-05/14440).

Для вашего контрагента эти суммы увеличивают налоговую базу по НДС (за исключением сумм, связанных с расчетами по необлагаемым товарам (работам, услугам)) на основании пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ. Из него следует, что налоговая база по НДС увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). То есть счет-фактура в данном случае поставщиком составляется, но в единственном экземпляре. А второго экземпляра, который предназначен для покупателя (плательщика этих сумм) здесь быть не должно (п. 3 ст. 168 НК РФ, п. 18 Правил ведения книги продаж, утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137).

Если поставщик все же составил второй экземпляр документа и выдал его покупателю, то тот не имеет права включить его в книгу покупок, то есть применить по нему вычет НДС. Во-первых, такой счет-фактура признается оформленным с нарушением законодательства. А во-вторых, применить вычет можно только при приобретении товаров (работ, услуг, имущественных прав), что четко следует из п.2 ст.171 НК РФ.

О вычете НДС, предъявленного по необлагаемым операциям

Автор: Зайцева С. Н., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Поводами вернуться к ранее рассмотренным темам стали письма компетентных органов относительно наличия права налогоплательщика-покупателя заявить вычет по НДС, предъявленному продавцом при совершении операций, освобожденных от налогообложения в силу положений пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Вспомним, почему понадобилось уточнение позиции, а также ознакомимся с новыми (благоприятными для налогоплательщиков) разъяснениями Минфина и ФНС.

НДС по услугам, оказываемым в аэропортах: право на вычет есть

Мы обращались к теме о вычете НДС, предъявленного налогоплательщику по не облагаемым (перечислены в ст. 149 НК РФ) налогом операциям (см. консультацию «О праве на вычет НДС, предъявленного по необлагаемым операциям»), в частности по услугам, оказываемым непосредственно в российских аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание (пп. 22 п. 2 ст. 149). Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ право на такой вычет подтвердила: определения ВС РФ от 24.10.2016 № 305-КГ16-6640, № 305-КГ16-7096, № 305-КГ16-8642 по делам авиакомпании «Когалымавия» (№ А40-79255/2014, № А40-758052/2015 и № А40-58056/15 соответственно).

Читать еще:  Минфин готовит изменения в ставке налога на прибыль

Да и официальные органы четко определились с этим вопросом.

ФНС сформирован следующий подход: суммы НДС, предъявленные покупателю при приобретении услуг, освобожденных от налогообложения на основании пп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ, налогоплательщик-покупатель вправе принять к вычету в порядке и на условиях, установленных ст. 171 и 172 НК РФ, за исключением случаев получения необоснованной налоговой выгоды (см., например, письма от 23.09.2016 № СД-4-3/17871@, от 20.06.2016 № СД-4-3/10918@, от 25.03.2016 № СД-4-3/5153).

Финансовое ведомство того же мнения: в Письме от 10.05.2016 № 03-07-08/26589 указано, что при решении вопроса о вычетах по счетам-фактурам, выставленным при оказании услуг, освобождаемых от обложения НДС (речь шла как раз о пп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ), следует руководствоваться Письмом ФНС России от 16.02.2015 № ГД-4-3/2366@. Перечислим основные моменты упомянутого письма:

согласно п. 5 ст. 149 НК РФ налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные п. 2 ст. 149 НК РФ, в том числе пп. 22, обязан применять освобождение от обложения НДС в отношении таких операций;

в случае выставления налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, покупателю счетов-фактур с выделением сумм НДС подлежащие уплате в бюджет суммы налога определяются как суммы налога, указанные в переданных покупателю счетах-фактурах (пп. 2 п. 5 ст. 173 НК РФ);

на основании постановлений КС РФ от 03.06.2014 № 17-П и Президиума ВАС РФ от 30.01.2007 № 10627/06 нормой п. 5 ст. 173 НК РФ установлены правила, предусматривающие в отношении лиц, получающих от покупателей или заказчиков суммы НДС в нарушение положений гл. 21 НК РФ, следующие налоговые последствия: лица, не являющиеся налогоплательщиками, налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, налогоплательщики, осуществляющие реализацию товаров (работ, услуг), операции с которыми не подлежат налогообложению, исчисляют и уплачивают НДС в случае выставления ими покупателям счетов-фактур с выделением суммы налога. В свою очередь, налогоплательщик-покупатель оплачивает счета-фактуры и, руководствуясь положениями ст. 169, 171 и 172 НК РФ, отражает эти суммы в налоговых декларациях в качестве налоговых вычетов.

Итак, по вычетам НДС, предъявленного исполнителями услуг аэропорта (не облагаемой в силу пп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ операции), вопросов нет.

В свою очередь, исполнители, оказывая такие услуги, выделяя при этом сумму НДС в счете-фактуре и уплачивая налог в бюджет (п. 5 ст. 173 НК РФ), не лишены права на вычет «входного» НДС по данным операциям (п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33).

НДС по работам (услугам) на объектах культурного наследия

Логично рассуждать, что обозначенный выше подход распространяется на другие ситуации, перечисленные в ст. 149 НК РФ.

Однако сомнения на этот счет до недавнего времени имели место. Яркий тому пример – вычеты по работам (услугам) по сохранению объекта культурного наследия (пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Спорным моментам, здесь возникающим, в свое время мы уделили внимание (cм. консультацию А. И. Серовой «О расчетах с бюджетом по НДС при выполнении работ на объектах культурного наследия»).Тогда же сказали, что разъяснений компетентных органов на данную тему, увы, нет, если не считать Письма Минфина России от 18.11.2013 № 03-07-11/49526, согласно которому счета-фактуры, выставленные по работам, освобождаемым от обложения НДС в соответствии с пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ, с указанием сумм налога, являются составленными с нарушением действующего порядка, поэтому суммы НДС, отраженные в таких счетах-фактурах, к вычету не принимаются.

Но актуальность представленной информации сегодня весьма сомнительна, и причина тому – не столько устаревшие нормы НК РФ (п. 5 ст. 168 НК РФ, в частности, редакция которого с 01.01.2014 изменена), сколько обозначение «современного» подхода к решению вопроса (см. первую часть нашего материала).

Действительно, перед нами та же норма – льгота, предусмотренная п. 2 ст. 149 НК РФ, и, казалось бы, должен быть тот же подход. Однако примеры судебных решений говорят об обратном (кстати, особо преуспели в этом вопросе судьи Северо-Западного округа).

Вычет под запретом?

Не будем возвращаться к ранее подобранной «судебке», остановимся на новых решениях.

Дело № А56-35772/2016. Суть (вкратце): являясь собственником объекта культурного наследия, имея охранное обязательство на объект и разрешение на право выполнения работ по сохранению, реставрации и приспособлению объекта для современного использования, общество (выступая в роли заказчика) заключило несколько договоров с подрядчиками на выполнение соответствующих работ на объекте. Представленный подрядчиками НДС заявлен к возмещению, в чем обществу было отказано. Собственно, это и стало поводом для обращения в суд.

Кассационная инстанция суда (Постановление АС СЗО от 14.04.2017)по указанному делу отменила решение апелляции (Постановление Тринадцатого апелляционного суда от 26.12.2016), поддержав суд первой инстанции (Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской обл. от 26.09.2016). Процитируем выводы судей:

общество, являясь собственником объекта, не могло не знать об отнесении его к объектам культурного наследия и включении в соответствующий реестр. При заключении договоров с исполнителями работ общество должно было указывать, что работы будут проводиться на объекте культурного наследия;

счета-фактуры, выставленные с выделением НДС на работы, освобожденные от обложения НДС в соответствии с пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ, считаются составленными с нарушением положений НК РФ; вычет по таким счетам-фактурам не правомерен.

Причем ссылка общества на изменения, внесенные в формулировку п. 5 ст. 168 НК РФ, признана судом первой инстанции (см. Решение от 26.09.2016) несостоятельной, поскольку таковые не влияют на правовой характер и особенности применения операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), в том числе указанных в пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Не принят и довод общества о том, что произведенные в спорном периоде работы по сохранению, приспособлению объекта культурного наследия для современного использования выполняются для создания многофункционального комплекса, помещения в котором в дальнейшем будут использоваться в облагаемой НДС деятельности.

Наличие счетов-фактур, выставленных подрядчиком, с выделенными суммами НДС в такой ситуации не дает обществу права на налоговые вычеты – вывод апелляционной инстанции по этому поводу признан неправомерным. Впрочем отклонен и довод общества о правомерности его действий со ссылкой на Определение ВС РФ от 24.10.2016 № 305-КГ16-6640 (напомним, речь здесь идет о вычетах НДС по «аэропортным» услугам), поскольку судами установлены иные обстоятельства.

Дело № А56-42572/2016. Схожая ситуация: общество и КУГИ города заключили инвестиционный договор, по которому (в том числе) предполагается выполнение работ на объекте культурного наследия. Работы проводились силами подрядчиков; по выставленным ими счетам-фактурам общество заявило вычеты НДС.

Исход дела такой же: ни одна инстанция суда не встала на сторону налогоплательщика.

Из Постановления АС СЗО от 22.06.2017 № Ф07-3578/2017: довод общества о правомерности его действий со ссылкой на знакомые нам (по делу «Когалымавиа») определения ВС РФ от 24.06.2016 отклонен (иные, мол, обстоятельства). Ссылка на п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ № 33 сочтена необоснованной, поскольку указанные разъяснения не подлежат применению к фактическим обстоятельствам настоящего дела.

Аналогичный подход судей продемонстрирован по делу № А56-66946/2015 (см. Постановление АС СЗО от 16.02.2017).

Получается, что предположение о том, что подход к решению вопроса о вычетах должен быть схожим, не верно?

Минфин и ФНС: разъяснения-2017

Развеять сомнения относительно рассматриваемого вопроса помогли свежие письма финансового и налогового ведомств страны.

Свою позицию о применении вычета по НДС, предъявленному при выполнении работ по реставрации объекта культурного наследия, Минфин обозначил в Письме от 21.06.2017 № 03-07-15/38864. Ссылаясь на положения пп. 2 п. 5 ст. 173, постановления КС РФ № 17-П и Президиума ВАС РФ № 10627/06,финансисты резюмируют:суммы НДС, предъявленные при приобретении услуг, освобожденных от налогообложения в соответствии с пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ, налогоплательщик-покупатель вправе принять к вычету в порядке и на условиях, установленных ст. 171 и 172 НК РФ.

Письмом от 05.07.2017 № СД-4-3/12986@ ФНС направила позицию Минфина для сведения до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков. А вскоре от ведомства последовали разъяснения вновь: письма от 05.07.2017 № СД-4-3/12986@ и от 18.07.2017 № СД-4-3/13991@.

Кстати, последнее из названных писем интересно вопросом налогоплательщика, подробно описавшего свою ситуацию. Организацией проводятся работы (только с привлечением подрядчиков) на объекте культурного наследия регионального значения по реставрации и приспособлению здания для современного использования. Здание находится на балансе организации, впоследствии оно будет применяться в облагаемой НДС деятельности.

Проект реализуется за счет частного инвестора. В его основу заложены капиталоемкие инженерные решения. Поставщиков оборудования и строительных организаций, реализующих необходимые работы, услуги и продукцию в требуемом количестве, имеющих право на льготу по НДС, малое количество. Приобретать продукцию, работы, услуги у сотен мелких контрагентов, имеющих право на льготу по НДС, невозможно, а также это лишает права выбирать контрагента исходя из лучшего соотношения качества и цены. Следовательно, организация лишена возможности применять льготу, установленную пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ, ко всем заключаемым договорам по сохранению объекта культурного наследия. Однако действующие нормы налогового законодательства не запрещают ей заключать сделки и совершать платежи с включением в цену НДС и последующим его принятием к вычету по выставленным счетам-фактурам.

Читать еще:  Изменилась декларация по налогу на прибыль

Вправе ли организация принять к вычету НДС в отношении данных работ, стоимость которых указана и оплачена с НДС и в отношении которых выставлены надлежаще оформленные счета-фактуры?

В Письме № СД-4-3/13991@ФНС ответила утвердительно. А обоснование тому нам уже хорошо известно.

Вместо заключения

Компетентные органы, принимая во внимание позицию высших судей, указывают на право налогоплательщиков-продавцов начислять НДС и выставлять счета-фактуры с выделенной суммой налога при совершении операций, освобожденных от налогообложения в силу положений п. 2 ст. 149 НК РФ, и, соответственно, на возможность покупателей на общих основаниях принять к вычету данные суммы НДС.

Но до недавнего времени все разъяснения касались пп. 22 – услугпо обслуживанию воздушных судов, оказываемых непосредственно в аэропортах и воздушном пространстве РФ.

Теперь и Минфин, и ФНС подтвердили, что обозначенный подход применяется и к другим работам (услугам), подпадающим под требование п. 2 ст. 149 НК РФ, в частности пп. 15 – работам (услугам) по сохранению объектов культурного наследия.

О вычете НДС на основании сводного счета-фактуры техзаказчика

В строительстве объекта принимают участие следующие лица: застройщик-инвестор, соинвестор, технический заказчик, генеральный подрядчик, субподрядчики. Согласно договору стоимость услуг техзаказчика определена в процентах от стоимости проектных и строительных работ. Указанные услуги оплачиваются ежемесячно, для чего техзаказчик ежемесячно передает застройщику-инвестору и соинвестору копии представленных генподрядчиком актов по форме КС-2 и справок о стоимости работ по форме КС-3.

Также договором предусмотрено, что учет всех затрат в периоде строительства ведет техзаказчик, который после завершения реализации инвестиционного проекта передает застройщику-инвестору и соинвестору:

– копии первичных документов, подтверждающих приобретение выполненных работ, оказанных услуг и товаров (формы КС-2 и КС-3, акты сдачи-приема оказанных услуг, накладные);

– копии счетов-фактур, выставленных продавцами (поставщиками и подрядчиками).

Позволяет ли такая схема взаимодействия заявить НДС к вычету после завершения строительства на основании сводного счета-фактуры?

Если говорить кратко

Соответственно, если налоговый орган отказал в вычете, сославшись на пропуск трехлетнего срока, рекомендуем отстаивать право на налоговый вычет в судебном порядке.

А теперь подробнее

Термин «сводный счет-фактура» употребляется в гл. 21 НК РФ только в отношении операций по реализации предприятия в целом как имущественного комплекса (ст. 158). Выставляемые застройщиками (заказчиками, выполняющими функции застройщика) инвесторам счета-фактуры ни законодатель (в НК РФ), ни Правительство (в Постановлении от 26.12.2011 № 1137), ни Минфин сводными счетами-фактурами не называют. Обычно употребляется выражение «счет-фактура, составляемый застройщиком или заказчиком, выполняющим функции застройщика, в случае приобретения им от своего имени у одного и более продавцов товаров (работ, услуг), имущественных прав».

Особенность описанной в вопросе ситуации в том, что техзаказчик ежемесячно передает застройщику-инвестору и соинвестору копии полученных от генподрядчика актов по форме КС-2 и справок о стоимости работ по форме КС-3. Наличие этого условия может позволить налоговому органу настаивать на том, что застройщик и соинвестор должны были заявлять вычеты по мере осуществления инвестиционного проекта, а не после его завершения. Именно так был обоснован контролерами отказ в предоставлении вычета в деле № А40-90135/17. Однако арбитры признали действия инспекции незаконными (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2018 № 09АП-2025/2018).

При этом судьями было отмечено следующее:

  • технический заказчик не передавал обществу ежемесячно затраты по строительству объекта, представлялись только акты выполненных генподрядчиком и принятых техническим заказчиком работ по проценту технической готовности и справки об их стоимости (без счетов-фактур), причем исключительно для оплаты услуг технического заказчика. Документы представлялись информативно, только для подтверждения расчета размера вознаграждения техзаказчика;
  • полный перечень документов по строительству объекта (включая акт приема-передачи фактических затрат и копии счетов-фактур) был представлен обществу одновременно со сводным счетом-фактурой;
  • договор не предусматривает поэтапную передачу результатов работ;
  • общество не заключало договоры с поставщиками и подрядчиками, в связи с чем не получало от них напрямую первичные документы и счета-фактуры.

Перечисленные обстоятельства позволили арбитрам отклонить ссылки инспекции на судебную практику, признающую правомерным применение инвестором вычетов сумм НДС при помесячной приемке выполненных работ при наличии необходимых первичных документов, подтверждающих фактическое осуществление, приемку и принятие на учет выполненных работ, а также счетов-фактур.

При этом было учтено мнение Минфина о том, что, поскольку порядок передачи затрат на капитальное строительство от заказчика к инвестору (инвесторам) законодательно не регламентирован, можно передавать инвестору сводный счет-фактуру.

Примечательно, что арбитры отклонили и такой аргумент налогового органа: сторонами инвестиционного контракта были четко определены доли участия инвесторов в инвестиционном договоре и пересмотру они не подвергались, что позволяло определить суммы налоговых вычетов в периоде строительства. Судьи указали: договором действительно были определены доли участия инвесторов в инвестиционном проекте, однако общество не могло принять к вычету НДС при отсутствии:

– копий первичных документов и счетов-фактур;

– акта приема-передачи фактических затрат.

В тексте судебного решения отмечается: если инвестор при строительстве заключает прямой договор с поставщиками (подрядчиками, исполнителями), то они ему непосредственно выдают счета-фактуры и предъявляют НДС, который подлежит вычету в общем порядке. Однако если инвестор поручает техническому заказчику организовать строительство, то поставщики (подрядчики, исполнители) согласно п. 1 ст. 168 НК РФ выдают счета-фактуры и предъявляют НДС не инвестору, а техническому заказчику.

Обратите внимание

Встать на сторону налогоплательщика арбитрам не помешало и то, что принятие к вычету НДС на основании сводного счета-фактуры осуществлялось частями в разных налоговых периодах. Позиция суда: инвестор может заявить к вычету «входной» НДС в течение трех лет после окончания соответствующего налогового периода, в котором возникло право на вычет НДС (п. 2 ст. 173 НК РФ). Три года будут отсчитываться с периода, в котором инвестор получит сводный счет-фактуру.

Окончательный вердикт суда:

– право на вычет «входного» НДС возникает у инвестора (соинвестора) при наличии надлежаще оформленного сводного счета-фактуры с приложенными к нему копиями документов (выставляет заказчик-застройщик) и при условии, что объект, предназначенный для использования в облагаемой НДС деятельности, принят к учету;

– сводный счет-фактура формируется заказчиком-застройщиком за весь период строительства, что подтверждено письмами ФНС России от 17.08.2015 № ГД-4-3/14435,от 20.07.2015 № ЕД-4-3/12764@, поэтому в документе могут быть суммы НДС, предъявленные заказчику-застройщику подрядчиками более трех лет назад. Но данный факт не влияет на право налогового вычета у инвестора (соинвестора).

НДС: НАЛОГОВЫЕ ВЫЧЕТЫ В СЛЕДУЮЩИХ ПЕРИОДАХ

В деятельности любой организации встречаются нестандартные ситуации, связанные с корректировками НДС, поздним поступлением счетов-фактур или необходимостью заявить вычет позднее.

Аудиторами ПРАВОВЕСТ АУДИТ подготовлен обзор разъяснений по наиболее актуальным вопросам.

Какие вычеты НДС можно переносить на следующие периоды, а какие нет?

Согласно пункту 1.1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных налогоплательщиком на территории РФ товаров (работ, услуг), имущественных прав или ввезенных импортных товаров.

Однако, по мнению Минфина и ФНС, такое право у налогоплательщика возникает только при приобретении товаров (работ, услуг или имущественных прав), то есть в отношении вычетов, установленных пунктом 2 статьи 171 НК РФ. А к вычетам НДС, по которым установлен особый порядок заявления, положения о трехлетнем праве на вычет не применяются.

Например, чиновники против самостоятельного выбора периода для налогового вычета в следующих случаях (письма Минфина России от 17.11.2016 № 03-07-08/67622, от 26.04.2016 № 03-07-08/24230, от 09.04.2015 № 03-07-11/20290, от 21.07.2015 № 03-07-11/41908, от 09.10.2015 № 03-07-11/57833, письмо ФНС России от 09.01.2017г. № СД-4-3/2@):

  • при получении имущества в качестве вклада в уставный капитал (п. 11 ст. 171 НК РФ);
  • по НДС, уплаченному налоговым агентом (п. 3 ст. 171 НК РФ);
  • по НДС, исчисленному продавцом с полученных авансов в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг, имущественных прав) (п. 8 ст. 171, п. 6 ст. 172 НК РФ);
  • по НДС, предъявленному покупателю при перечислении им авансов продавцу в счет предстоящих поставок товаров, (работ, услуг, имущественных прав) (п. 12 ст. 171 НК РФ);
  • по НДС, уплаченному продавцом в бюджет с полученных авансов при изменении условий либо расторжении договора и возврата авансов (п. 5 ст. 171 НК РФ).
  • по командировочным расходам (п. 7 ст. 171 НК РФ).
Читать еще:  Ст. 261 тк рф: вопросы и ответы

Контролеры считают, что указанные вычеты заявляются только в квартале, когда на это возникает соответствующее право. То есть, соблюдены условия статей 171, 172 НК РФ.

Кроме того, разрешается частичный перенос вычетов на разные налоговые периоды. Но опять же, не по всем операциям. Если речь идет об основных средствах, оборудовании к установке и (или) нематериальных активах, то НДС можно заявить к вычету только в полном объеме.

Это следует из пункта 1 статьи 172 НК РФ, где сказано, что вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении либо уплаченных при ввозе на территорию РФ основных средств, оборудования к установке, и (или) НМА производятся в полном объеме после их принятия на учет. Смотрите по данному вопросу письмо Минфина России от 09.04.2015 N 03-07-11/20293. Перенос вычета в пределах 3х лет возможен, но только целиком.

Как считать 3 года для вычета НДС?

В силу пункта 2 статьи 173 НК РФ налоговая декларация, в которой заявлен вычет, должна быть подана не позднее трех лет после окончания соответствующего налогового периода (то есть квартала, в котором возникло право на вычет). Одним из важных моментов при применении вычета по НДС является определение начального периода течения трехгодичного срока для его предъявления.

В Определении Конституционного Суда РФ от 24.03.2015 № 540-О сделан вывод, что трехлетний срок, установленный пунктом 2 статьи 173 НК РФ, является пресекательным, он не продлевается на срок для подачи декларации в налоговые органы.

Например, если 25 июля компания подаст в ИФНС декларацию по НДС за 2 квартал 2017 года, в которой заявит налоговый вычет на основании счетов-фактур, относящихся к 2 кварталу 2014 года, то трехгодичный срок будет пропущен. В данной ситуации он начинает течь с 1 июля 2014 года и заканчивается 30 июня 2017 года. Поэтому налоговый вычет может быть заявлен в декларации, представленной не позднее 30.06.2017г.

Аналогичная позиция содержится в письме ФНС России от 09.07.2014 № ГД-4-3/13341@. Минфин в письме от 15.07.2015 № 03-07-08/40745 при решении данного вопроса рекомендовал руководствоваться Определением № 540-О.

Вместе с тем, как неоднократно указывал Конституционный Суд, возмещение НДС возможно и за пределами трехлетнего срока, если использованию права налогоплательщика в течение этого срока препятствовали уважительные причины. Связанные, в частности, сневыполнением налоговым органом возложенных на него обязанностей или с невозможностью получить возмещение несмотря на своевременно предпринятые действия со стороны налогоплательщика, и т.п.

Применяется ли трехлетнее ограничение, если НДС с аванса исчислен более трех лет назад, а отгрузка произведена только сейчас?

В целях пункта 2 статьи 173 НК РФ соответствующим налоговым периодом является период времени, в котором у налогоплательщика возникло право на отражение в налоговой декларации по НДС суммы налоговых вычетов.

В анализируемом случае налоговый вычет представляет собой НДС, ранее уплаченный с аванса. Поэтому до отгрузки товаров, в счет которых получен аванс, налогоплательщик этот вычет заявить не вправе (п. 6 ст. 172 НК РФ). Учитывая, что право на вычет в анализируемой ситуации возникает у организации только при отгрузке товаров, трехлетний срок для вычета не пропущен.

Применяется ли трехлетнее ограничение при экспортных вычетах?

В письме ФНС России от 13.04.2016 г. № СД-4-3/6497@ сформирована позиция по применению пункта 1.1. статьи 172 НК РФ в случае экспорта товаров. Президиум ВАС РФ в Постановлении от 19.05.2009 г. № 17473/08 пришел к выводу, что по правилам НК РФ понятие «налоговый период» связано не с моментом, в котором применяются налоговые вычеты, а с моментом, за который определяется налоговая база для целей уплаты НДС по операциям реализации.

Таким образом, суммы НДС, предъявленные при приобретении товаров (работ, услуг), использованных в экспортных операциях, экспортер вправе заявить к вычету на момент определения налоговой базы, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода. Положения пункта 1.1 статьи 172 НК РФ о вычете НДС в течение трех лет после принятия товаров на учет на экспортный вычет не влияют.

Указанное относится к вычетам по товарам (работам, услугам), принятым к учету до 1 июля 2016 года, или относящихся к сырьевому экспорту. Поскольку с 1 июля 2016 года вычет НДС по товарам (работам, услугам), относящимся к несырьевому экспорту, принимается на общих основаниях и 3 года считаются по общему правилу.

Счет-фактура выставлен с опозданием

Еще в начале 2016 года Минфин России разъяснил, что счета-фактуры, выставленные продавцом с нарушением пятидневного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 168 НК РФ, не основание для отказа в налоговом вычете покупателю (письмо от 25.01.2016 № 03-07-11/2722).

Однако, если товары приняты к учету в январе 2017 года, а счет-фактура выставлен только июнем, то принять НДС к вычету можно, начиная со 2 квартала. Поскольку в периоде поступления товара счет-фактура еще не был выставлен продавцом, а, следовательно, отсутствовал у покупателя.

Счет-фактура выставлен в срок, а получен с опозданием

С 1 января 2015 года в силу пункта 1.1 статьи 172 НК РФ при получении счета-фактуры после окончания квартала, но до наступления срока сдачи декларации (до 25 числа следующего месяца), покупатель вправе заявить налоговый вычет НДС за период принятия товаров (работ, услуг, имущественных прав) к учету. Например, товар принят к учету 30 июня, а счет-фактура получен только 15 июля. Покупатель вправе заявить НДС к вычету в декларации за 2 квартал, а также в любой декларации в течение 3х лет, о чем говорилось выше.

Если товар принят к учету 30 июня, счет-фактура выставлен 5 июля, а получен 25 июля, то покупатель также вправе заявить НДС к вычету в декларации за 2 квартал, а также в любой декларации в течение 3х лет.

Но как поступить, если с опозданием получен счет-фактура, например, на аванс? Ведь чиновники разъясняют, что в этом случае нельзя самостоятельно выбирать налоговый период для вычета. В данной ситуации следует руководствоваться общими правилами вычетов НДС, в силу которых в отсутствие счета-фактуры вычет невозможен. Поэтому, если вы уже сдали налоговую декларацию и получили авансовый счет-фактуру датированный прошлым периодом, дату получения подтвердит почтовый штемпель с датой на конверте и журнал входящей корреспонденции.

Право на вычет возникнет в периоде поступления такого счета-фактуры при соблюдении иных условий. Регламент регистрации опоздавших счетов-фактур целесообразно закрепить в учетной политике.

Корректировочный или исправленный счет-фактура?

Согласно пункту 3 статьи 168 НК РФ при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены и (или) уточнения количества (объема) отгруженных товаров (работ, услуг) продавец выставляет покупателю корректировочный счет-фактуру. Это необходимо сделать не позднее 5-ти календарных дней, считая со дня составления документов, указанных в пункте 10 статьи 172 НК РФ.

К таковым относятся: договор, соглашение, иной первичный документ, подтверждающий согласие (факт уведомления) покупателя на изменение стоимости из-за корректировки цены и (или) количества (объема) отгруженных товаров (работ, услуг).

То есть, для выставления корректировочного счета-фактуры обязательно согласие покупателя, оформленное документально.

Если данные условия выполняются, то корректировки НДС проводятся продавцом и покупателем в текущем периоде, путем регистрации корректировочного счета-фактуры в книге покупок или продаж. Уточненные декларации за прошлые периоды не сдаются.

Например, корректировочный счет-фактура составляется при предоставлении в текущем периоде ретроскидок на ранее отгруженные товары, работы, услуги (письмо Минфина России от 19.03.2015 № 03-07-09/14942). Или при частичном возврате товаров не принятых покупателем на учет (письмо Минфина России от 01.04.2015 № 03-07-09/18053). Однако, если счет-фактура изначально был составлен с ошибкой, продавец должен выставить исправленный, а не корректировочный счет-фактуру (письмо Минфина России от 25.02.2015 № 03-07-09/9433).

Налоговые последствия по НДС при получении исправленного счета-фактуры совсем иные:

  1. Покупатель должен аннулировать неправильный счет-фактуру в доплисте книги покупок за прошлый налоговый период, представить уточненную декларацию по НДС с уменьшением суммы налоговых вычетов, доплатив при необходимости налог и пени.
  2. Зарегистрировать исправленный счет-фактуру в текущем квартале, заявив налоговый вычет в правильной сумме. Аналогичные разъяснения давала ФНС России в отношении исправленных счетов-фактур и универсального передаточного документа (Письмо от 21.04.2014 № ГД-4-3/7593 (по вопросу 2).

Таким образом, порядок переноса налоговых вычетов на поздние периоды содержит много особенностей. По общему правилу налог к вычету можно заявить в любом квартале в пределах 3х лет. Но всегда необходимо учитывать и частные нормы НК РФ, установленные для вычетов по конкретным операциям.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector