Аудит финансовой отчетности — сущность, цели и задачи

Аудит финансовой отчетности — сущность, цели и задачи

Аудит финансовой отчетности — это набор специальных процедур, позволяющих сформулировать заключение о достоверности отчетной информации. В чем заключается смысл аудита, как оформляются его результаты, а также каковы требования к аудиторам, узнайте из нашего материала.

Сущность аудита финансовой отчетности

Финансовая отчетность — это концентрированный набор показателей, характеризующих работу конкретного субъекта хозяйствования за определенный промежуток времени. На ее основе проводятся разнообразные виды экономического и финансового анализа, а также принимаются управленческие решения. Чем достовернее отчетная информация, тем полезнее она для пользователей и тем выше степень эффективности принятых на ее основе решений.

Об алгоритмах применения отчетных данных для анализа читайте в материалах:

Чтобы у пользователей отчетности не возникало сомнений по поводу качества представленной в отчетности информации, а у ее составителей отсутствовал соблазн в модификации этих данных для своих целей, требуется независимая оценка достоверности финансовой отчетности.

Реализовать данную задачу позволяет аудит — набор специальных проверочных мероприятий, в результате которых независимые специалисты выражают в установленной форме мнение о степени достоверности представленных в отчетности данных.

Аудит дает возможность:

  • аудируемому лицу — увидеть свой учет изнутри глазами специалистов-профессионалов, получить необходимые рекомендации и откорректировать выявленные искажения, устранить ошибки;
  • руководству и собственникам аудируемого лица — оценить работу учетного персонала и компании в целом и сделать соответствующие оргвыводы;
  • иным пользователям отчетности — получить квалифицированную профессиональную оценку достоверности отчетности, на основе которой можно принимать эффективные решения.

О том, какого рода решения собственников могут зависеть от данных отчетности, читайте в статье «Решение о выплате дивидендов ООО — образец и приказ».

Цель аудита бухгалтерской отчетности

Цель аудита бухгалтерской отчетности расшифрована в 2 нормативно-правовых актах (НПА):

  • законе «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ (п. 3 ст. 1);
  • федеральном правиле (стандарте) аудиторской деятельности № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности», утвержденном постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 (п. 2).

Формулируется она так: выражение мнения о достоверности отчетности и соответствии порядка ведения бухучета законодательству РФ.

В процессе выполнения действий по достижению основной цели аудита аудиторы обязаны:

  • соблюдать независимость;
  • применять профессиональный скептицизм;
  • следовать этическим принципам (честности, объективности и др.).

Независимость и профессиональный скептицизм при аудите финансовой отчетности

Соблюдению принципа независимости в аудиторской среде придается особое значение. Этому аспекту отведены как отдельные статьи ряда НПА, так и целиком посвященные вопросам независимости аудиторов документы, например:

  • ст. 8 закона № 307-ФЗ;
  • правила независимости аудиторов и аудиторских организаций, одобренные Советом по аудиторской деятельности (протокол от 20.09.2012 № 6);
  • кодексы этики и независимости аудиторов РФ и отдельных саморегулируемых организаций (СРО) аудиторов;
  • разделы внутренних аудиторских стандартов.

Если существует угроза независимости и надлежащие меры предосторожности для их устранения не могут быть приняты (или не существуют), аудитор обязан отказаться от задания (прекратить его выполнение).

От аудитора требуется:

  • быть независимым от аудируемого лица в течение проведения аудиторской проверки и периода, охватываемого проверяемой отчетностью;
  • отражать в рабочих документах свои выводы о соблюдении независимости;
  • осуществлять иные действия исходя из требований, установленных НПА.

Понятие «профессиональный скептицизм» относится к разряду специальных аудиторских терминов и заключается в следующем:

  • аудитор обязан критически оценивать весомость полученных в ходе аудита доказательств;
  • внимательному изучению подлежат аудиторские доказательства, противоречащие информации, полученной из других источников (каким-либо документам или заявлениям руководства), либо ставящие под сомнение достоверность таких документов и заявлений;
  • при планировании аудиторских процедур и подготовке выводов по результатам аудита важно:
    • не оставить без внимания подозрительные обстоятельства;
    • не сделать неоправданных обобщений;
    • не использовать ошибочные допущения при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур (в т. ч. при оценке результатов аудита).

В процессе аудита:

  • аудитор не должен исходить из того, что руководство аудируемого лица является бесчестным, однако и не может оценивать его как безоговорочно честное;
  • заявления руководства (письменные и устные) не заменяют необходимости в получении достаточных надлежащих аудиторских доказательств.

Руководству аудируемого лица, а также специалистам, непосредственно обеспечивающим аудиторов необходимой информацией (готовящим и предоставляющим документы, оформляющим пояснения и ответы на запросы), важно правильно понимать содержание терминов «независимость» и «профессиональный скептицизм» — это позволит им адекватно реагировать на проводимые аудитором процедуры и запрашиваемые им пояснения в ходе аудита отчетности.

Дополнительные требования к аудитору

Профессия аудитора обладает особой отличительной чертой — аудитор обязан действовать в общественных интересах, а не ограничиваться исключительно удовлетворением потребностей своих клиентов или аудиторской компании.

Такая «общественная» ответственность требует от аудитора соблюдения норм профессиональной этики.

Помимо соблюдения принципа независимости и применения профессионального скептицизма аудитор должен соответствовать совокупности следующих требований:

  • быть честным — действовать открыто и честно во всех профессиональных и деловых отношениях, справедливо вести дела и быть правдивым;
  • обеспечивать объективность — не допускать, чтобы предвзятость, конфликт интересов либо другие лица влияли на объективность его профессиональных суждений;
  • быть профессионально компетентным и исполнять свои обязанности с должной тщательностью — постоянно поддерживать знания и навыки на уровне, обеспечивающем предоставление квалифицированных профессиональных услуг (основанных на новейших достижениях практики и законодательстве), а также при оказании профессиональных услуг действовать добросовестно в соответствии с профстандартами;
  • не нарушать требование конфиденциальности — не использовать полученную в ходе аудита конфиденциальную информацию для получения им или третьими лицами каких-либо преимуществ, а также не разглашать такую информацию;
  • обеспечивать профессиональное поведение — исполнять требования НПА и избегать действий, дискредитирующих аудиторскую профессию.

О том, должны ли соблюдать кодекс профессиональной этики специалисты бухгалтерских служб, читайте в статье «Должностная инструкция заместителя главного бухгалтера».

Основные задачи аудита финансовой отчетности

Для достижения основной цели аудита, описанной в первом разделе нашего материала, важно решить следующие задачи:

  • получить при проведении аудита независимую и достоверную исходную информацию о финансовой деятельности аудируемого лица;
  • сформировать на основе полученных аудиторских доказательств выводы о достоверности финансовой отчетности аудируемого лица;
  • изложить в отдельном документе выявленные замечания и рекомендации по их исправлению;
  • сформулировать аудиторское заключение, соответствующее фактическому уровню достоверности проверенной отчетности с учетом нормативных требований и понятное для пользователей;
  • иные задачи (обозначенные в договоре и задании на аудит).

Оформление результатов аудита

Оформление результатов аудита финансовой отчетности является многооперационной процедурой, включающей:

  • оформление комплекта рабочих документов аудитора по проверке и иных необходимых бумаг (в соответствии с требованиями федеральных и внутрифирменных аудиторских стандартов и правил);
  • формулирование текста аудиторского заключения и письменной информации руководству и собственникам аудируемого лица по результатам аудита;

Рабочие документы аудитора хранятся в аудиторской компании и подвергаются контролю качества со стороны СРО и Росфиннадзора (если аудит проводился в отношении отчетности особо значимых хозяйствующих субъектов).

Предоставление руководству и собственникам письменной информации, содержащей замечания и рекомендации аудитора, — отдельная процедура, регламентируемая специальным аудиторским стандартом, в котором обозначены требования к:

  • установлению аудитором надлежащих получателей такой информации;
  • содержательной части информации;
  • срокам и форме ее представления.

Аудиторское заключение (АЗ) — завершающе-обобщающий документ, составляемый в соответствии с федеральным стандартом аудиторской деятельности (ФСАД) 1/2010 «Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности» (утвержден приказом Минфина РФ от 20.05. 2010 № 46н), определяющим требования:

  • к форме и содержанию АЗ;
  • алгоритмам подписания и представления заключения;
  • схеме выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.

О том, имеет ли место взаимодействие аудиторов и налоговиков в отношении данных аудита, читайте в материале «Налоговики получат доступ к данным аудита».

Аудит — общественно значимая и многосоставная процедура, направленная на подтверждение независимыми специалистами достоверности финансовой отчетности аудируемого лица. К специалистам, ее проводящим, как и к самому процессу, предъявляются определенные требования, выполнение которых позволяет считать процедуру аудита осуществленной с соблюдением установленных правил.

Тема 1. АУДИТ КАК ВИД ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АУДИТА.

Контроль — важная функция управления. Это объективное яв­ление в экономической жизни общества, а в сфере управления финансовыми средствами — неотъемлемая часть системы регули­рования финансовыми отношениями.

В зависимости от субъекта и характера деятельности финансо­вый контроль разделяется на государственный, ведомственный и вневедомственный; в зависимости от объекта — на внутренний и внешний; в зависимости от организации осуществления — на ре­визионный (ревизия) и аудиторский (аудит). При осуществлении контрольной деятельности используются специальные приемы до­кументального и фактического контроля, экспертные оценки, ме­тоды анализа и другой инструментарий.

Существует множество определений аудита — одни из них за­креплены в официальных нормативных документах, как междуна­родных, так и национальных, другие определения даются специа­листами в области аудита.

Читать еще:  Недоимка по налогам — что это такое и какие последствия?

Правило (стандарт) аудиторской деятельности в Российской Федерации «Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности» следующим образом определяет аудит бухгалтерской отчетности и его необходимость:

под аудитом бухгалтерской отчетности понимается независимая проверка, осуществляемая аудиторской организацией и имеющая сво­им результатом выражение мнения аудиторской организации о сте­пени достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

На макроэкономическом уровне аудит является элементом ры­ночной инфраструктуры, необходимость функционирования ко­торого определяется следующими обстоятельствами:

а) бухгалтерская отчетность используется для принятия реше­ний ее заинтересованными пользователями, в том числе руковод­ством, участниками и собственниками имущества экономическо­го субъекта, реальными и потенциальными инвесторами, работ­никами и заказчиками, органами власти и общественностью в целом;

б) бухгалтерская отчетность может быть подвержена искажени­ям в силу ряда факторов, в частности применения оценочных зна­чений и возможности неоднозначной интерпретации фактов хо­зяйственной жизни; помимо этого, достоверность бухгалтерской отчетности не обеспечивается автоматически ввиду возможной пристрастности ее составителей;

в) степень достоверности бухгалтерской отчетности, как пра­вило, не может быть самостоятельно оценена большинством заин­тересованных пользователей из-за затрудненности доступа к учет­ной и прочей информации, а также многочисленности и сложности хозяйственных операций, отражаемых в бухгалтерской отчетности экономических субъектов.

Вот еще одно определение аудита из нормативных актов Рос­сийской Федерации:

Аудит — предпринимательская деятельность аудиторов (ауди­торских организаций) по осуществлению независимых проверок бух­галтерской отчетности, платежно-расчетной документации, нало­говых декларации и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов с целью установления достоверности их бухгалтерской отчетности и соответствия совершенных ими фи­нансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действую­щим в Российской Федерации.

Отличие аудита от аудиторской деятельности состоит в том, что последняя предусматривает и различные аудиторские услуги. В последнее время главное внимание уделяется повышению эф­фективности системы управления предприятием, и прежде всего си­стемы внутреннего контроля. Системный подход подготовил почву для развития качественных аудиторских услуг, т.е. аудиторские структуры начали больше заниматься консультационной деятель­ностью, чем непосредственно аудитом.

Аудит и аудиторская деятельность различаются и по результа­там. Результатом аудита могут быть выводы о состоянии финансо­вой отчетности — реальности статей баланса, достоверности бух­галтерского учета, законности и целесообразности хозяйственных операций, а результатом аудиторских услуг — возможное состоя­ние объектов в будущем, т.е. прогнозные экономические показате­ли, качественные характеристики организационной структуры уп­равления, системы учета и контроля.

Цель аудита — конкретная задача, на решение которой на­правлена деятельность аудитора; она определяется законодатель­ством, системой нормативного регулирования аудиторской дея­тельности, договорными обязательствами аудитора и клиента.

Правило (стандарт) аудиторской деятельности в Российской Федерации «Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности» определяет цели аудита бухгалтерской отчетности следующим образом:

целями аудита бухгалтерской отчетности являются формирова­ние и выражение мнения аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта во всех суще­ственных отношениях.

В ходе аудита бухгалтерской отчетности должны быть получены достаточные и уместные аудиторские доказательства, позволяю­щие аудиторской организации с достаточной степенью увереннос­ти сделать выводы относительно:

а) соответствия бухгалтерского учета экономического субъекта документам и требованиям нормативных актов, регулирующих по­рядок ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;

б) соответствия бухгалтерской отчетности экономического субъекта тем сведениям, которыми располагает аудиторская орга­низация о деятельности экономического субъекта.

Мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерс­кой отчетности может способствовать повышению доверия к этой отчетности со стороны пользователей, заинтересованных в ин­формации об экономическом субъекте.

Вместе с тем пользователи бухгалтерской отчетности не долж­ны трактовать мнение аудиторской организации как полную га­рантию будущей жизнеспособности экономического субъекта либо эффективности деятельности его руководства.

Аудиторское заключение, содержащее мнение аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерской отчетности, не должно восприниматься как гарантия аудиторской организа­ции того, что какие-либо иные (помимо изложенных в аудиторс­ком заключении) обстоятельства, влияющие или способные по­влиять на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта, от­сутствуют.

Цель проверки финансовых отчетов:

подтверждение достоверности отчетов или констатация их не­достоверности;

контроль за соблюдением законодательства и нормативных до­кументов, регулирующих правила ведения учета и составления от­четности, методологии оценки активов, обязательств и собствен­ного капитала;

подтверждение полноты, достоверности и точности отражения в учете и отчетности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности предприятия за проверяемый период;

выявление резервов лучшего использования собственных ос­новных и оборотных средств, финансовых резервов и заемных средств.

Основная цель аудита финансовых отчетов — объективная оценка достоверности, полноты и точности отражения в отчет­ности активов, обязательств, собственных средств и финансо­вых результатов деятельности предприятия за определенный пе­риод, проверка соответствия принятой на предприятии учетной политики действующему законодательству и нормативным ак­там.

Под достоверностью бухгалтерской отчетности понимается та­кая степень точности данных отчетности, которая позволяет ква­лифицированному пользователю информации отчетности делать на ее основе правильные выводы о финансовом положении и ре­зультатах деятельности аудируемых организаций и принимать со­ответствующие обоснованные решения.

Основная цель аудита может дополняться обусловленными до­говором с клиентом выявлением резервов лучшего использования финансовых ресурсов, анализом правильности исчисления нало­гов, разработкой мероприятий по улучшению финансового поло­жения предприятия, оптимизации затрат и результатов деятельно­сти, доходов и расходов.

Для достижения основной цели и предоставления заключения аудитор должен составить мнение по следующим вопросам.

1) общая приемлемость отчетности: соответствует ли отчет­ность в целом всем требованиям, предъявляемым к ней, и не со­держит ли противоречивой информации;

2) обоснованность: существуют ли основания для включения в отчетность указанных там сумм;

3) законченность: включены ли в отчетность все надлежащие суммы; в частности, все ли активы и пассивы принадлежат ком­пании;

4) оценка: все ли статьи правильно оценены и безошибочно подсчитаны;

5) классификация: есть ли основания относить сумму на тот счет, на который она записана;

6) разделение: отнесены ли операции, проводимые незадолго до даты составления баланса или непосредственно после нее, к тому периоду, в котором были произведены;

7) аккуратность: соответствуют ли суммы отдельных операций данным, приведенным в книгах и журналах аналитического учета, правильно ли они просуммированы, соответствуют ли итоговые суммы данным, приведенным в Главной книге;

8) раскрытие: все ли статьи занесены в финансовую отчетность и правильно ли отражены в отчетах и приложениях к ним.

Для реализации этих целей аудитор может использовать раз­личные способы накопления необходимой информации.

Аудиторы (аудиторские фирмы) в процессе своей деятельности решают также ряд задач, связанных с оказанием аудиторских ус­луг:

проверка ведения бухгалтерского учета и составления отчетнос­ти, законности хозяйственных операций;

помощь в организации бухгалтерского учета;

помощь в восстановлении и ведении учета, составлении бух­галтерской (финансовой) отчетности;

помощь в налоговом планировании и расчете налогов;

консультирование по отдельным вопросам ведения учета и со­ставления отчетности;

экспертные оценки и анализ результатов хозяйственной де­ятельности;

консультирование по широкому кругу финансовых и правовых вопросов, маркетингу, менеджменту, технологическое и экологи­ческое консультирование и др.;

разработка учредительных документов и др.;

предоставление информации о будущих партнерах;

информационное обслуживание клиентов;

Осуществляя проверку, независимые аудиторы выполняют две основные функции: функцию высококлассного сборщика и оценщика свидетельств для подтверждения полноты, истинно­сти и арифметической точности представленной в финансовом отчете информации и проверку соответствия расшифровок и оценок в финансовом отчете общепринятым принципам учета. Роль оценочной функции — интерпретации фактов, подтверж­дающих выводы составителя финансового отчета, и оценки выводов — сильно возросла в последние два десятилетия. От­части это явилось следствием успешного совершенствования администрацией своих структур внутреннего контроля, что обеспечивает получение технически достоверной информации. Аудиторы часто считают более целесообразным проверить сис­тему внутреннего контроля, чтобы получить свидетельства эф­фективности ее организации и работы, нежели подвергать проверкам информацию, выданную этой системой учета. Еще одной причиной смещения акцентов в аудите является количе­ственный рост сложных сделок, сделок нового типа и необхо­димости оценивать способ их отражения в отчетности админи­страцией.

Указанные две функции не являются исчерпывающими, по­скольку аудиторы выполняют также консультационную, инфор­мационную и другие функции.

Хотя аудиторская деятельность может охватывать все эконо­мические организации независимо от их организационно-право­вых форм и форм собственности, основными объектами аудита являются предпринимательские структуры, а предметом ауди­та — собственность акционеров и инвесторов. Независимость — необходимое условие деятельности аудиторов, причем независи­мость аудиторов гораздо шире независимости государственных контролеров-ревизоров.

При проведении аудита применяются специальные приемы до­кументального и фактического ревизионного контроля, методики ревизии отдельных объектов учета.

При проведении ревизионной проверки составления бухгалтер­ских (финансовых) отчетов с определенными оговорками могут быть использованы нормы и стандарты аудита.

Так как аудит и ревизия являются способами организации кон­троля за финансово-хозяйственной деятельностью, между ними имеется много общего, но имеются и принципиальные различия.

Сущность аудита, его содержание, цели и задачи

Сущность аудита и его экономическая обоснованность

В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» (ст.1) аудиторская деятельность, аудит — это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Кроме того, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы могут оказывать сопутствующие аудиту услуги.

Читать еще:  Ндфл с матвыгоды по новым правилам: дата заключения договора не важна

Аудиторская деятельность обязательный аудит и сопутствующие аудиту услуги.

Под сопутствующими аудиту услугами понимаются:

2. Ведение, постановка, восстановление бухгалтерского учета, составление отчетности;

3. Анализ хозяйственной деятельности, оценка активов и пассивов, компьютеризация, аудиторские научные исследования, обучение.

4. Внутренний аудит, инициативный аудит, аудит по специальным аудиторским заданиям;

5. Другие, сопутствующие аудиту услуги.

Цели, задачи и принципы аудита

Основной целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Можно сформулировать следующие локальные задачи при проведении обязательного аудита:

1. Формулирование принципов подготовки плана и программы аудита.

2. Организация подготовки и составления плана и программы аудита.

3. Формулирование принципов документирования аудита.

4. Формулирование требований к форме и содержанию рабочей документации аудита.

5. Определение порядка составления и хранения рабочей документации.

6. Определение видов, источников и методов получения аудиторских доказательств.

7. По результатам проведенного аудита выразить мнение о достоверности отчетности субъекта в форме безусловно положительного, условно положительного или отрицательного аудиторского заключения либо отказаться в аудиторском заключении от выражения своего мнения.

8. Другие задачи.

Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти.

Аудиторские организации и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица могут оказывать сопутствующие аудиту услуги.

Аудитором является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора. Аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации или в качестве лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора, либо в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица. Индивидуальный аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность, а также оказывать сопутствующие аудиту услуги. Индивидуальный аудитор не вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности (ФЗ № 307).

Аудиторская организация — коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги. Аудиторская организация осуществляет свою деятельность по проведению аудита после получения лицензии на условиях и в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности. Аудиторская организация может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества. Не менее 50 процентов кадрового состава аудиторской организации должны составлять граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, а в случае, если руководителем аудиторской организации является иностранный гражданин, — не менее 75 процентов. В штате аудиторской организации должно состоять не менее пяти аудиторов (ФЗ № 307)

Для достижения основной цели и предоставления заключения аудитор должен составить мнение по следующим вопросам:

1) общая приемлемость отчетности (соответствует ли отчетность в целом всем требованиям, предъявляемым к ней, и не содержит ли противоречивой информации);

2) обоснованность (существуют ли основания для включения в отчетность указанных там сумм);

3) законченность (включены ли в отчетность все надлежащие суммы, в частности все ли активы и пассивы принадлежат компании);

4) оценка (все ли категории правильно оценены и безошибочно подсчитаны);

5) классификация (есть ли основания относить сумму на тот счет, на который она записана);

6) разделение (отнесены ли операции, проводимые незадолго до даты составления баланса или непосредственно после нее, к тому периоду, в котором были проведены);

7) аккуратность (соответствуют ли суммы отдельных операций данным, приведенным в книгах и журналах аналитического учета, правильно ли они просуммированы, соответствуют ли итоговые суммы данным, приведенным в Главной книге);

8) раскрытие (все ли категории занесены в финансовую отчетность и правильно отражены в отчетах и приложениях к ним).

Связь аудита с другими формами экономического контроля

Понятие аудита значительно шире таких понятий как ревизия и контроль. Аудитор от латинского слова означает «слушатель», т.е. это лицо, проверяющее состояние финансово-хозяйственной деятельности предприятия за определенный период.

Аудитор отличается от ревизора по своей сущности, подходу к проверки документации, по взаимоотношениям с клиентом , по выводам, сделанным по результатам проверки и т.д.

Аудит обеспечивает не только проверку финансовых показателей, но и разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности с целью рационализации расходов и увеличения прибыли. Аудит можно определить как экспертизу бизнеса.

Критерии различия аудита от ревизии:

1. По цели:

Аудит- выражение мнения о достоверности финансовой отчетности, оказание услуги, помощи, сотрудничества с клиентом, консультации, выявление недостатков как неотъемлемого элемента хозяйственной деятельности.

Ревизия- выявление недостатков с целью их устранения, наказания виновных.

2. По характеру:

Ревизия – исполнительская деятельность, выполнение распоряжений.

По правовому регулированию:

Аудит — в своей основе это гражданское право, хозяйственные договора.

Ревизия — в своей основе административное право, инструкции, приказы вышестоящих или государственных органов.

По объектам:

Аудит — выявляет все, что искажает финансовую отчетность, снижает платежеспособность, ухудшает финансовое положение клиента.

Ревизия — выявляет все, что нарушает действующее законодательство.

По управленческим связям:

Аудит — горизонтальные связи, добровольность, равноправие во взаимоотношениях с клиентом, отчет перед ним.

Ревизия — вертикальные связи, принуждение, назначение, отчет перед вышестоящим звеном об исполнении.

По принципу оплаты труда:

Аудит – платит клиент.

Ревизия – платит вышестоящее звено или гос. орган.

По фактическим задачам:

Аудит – улучшение финансового положения клиента, привлечение инвесторов, кредиторов, т.е. пассивов, помощи и консультирование клиента.

Ревизии – сохранность активов, пресечение и профилактика злоупотреблений.

По результатам:

Аудит – аудиторское заключение и рекомендации для клиента, конфиденциальность информации.

Ревизия – акт ревизии, орг. выводы, взыскания, передача вышестоящим и другим органам, обязательное разглашение информации.

По статусу:

Аудит – независимый эксперт.

Ревизия – работник ревизионного аппарата.

Принцип достаточности:

Аудит – Разумной достаточности с ориентацией на отношение затрат и результатов.

Ревизия – максимально возможной точности для выявления ущерба и наказания.

Существуют сходства между аудитом и ревизией:

— по цели – проверка достаточности бухгалтерского учета и отчетности.

— этапы: подготовительный, основной и заключительный.

— источники информации: учредительные документы, решения общего собрания акционеров, приказы, учетная политика, отчетность, главная книга, регистры бухгалтерского учета, первичные документы и т.д.

— методы: камеральная проверка и документальная (выездная) проверка.

— масштабы: глобальные и локальные.

— периодичность: месячная, квартальная, годовая

— проверяются все виды деятельности предприятия.

— степень охвата: ретроспективная и перспективная.

— субъекты и объекты проверяются независимо от организационно – правовой формы.

Аудит отличается и от судебно-бухгалтерской экспертизы. Отличие состоит в том, что аудит это независимая проверка. А судебно – бухгалтерская экспертиза осуществляется по решению судебных органов.

Специфика судебно – бухгалтерской экспертизы проявляется в ее процессуально – правовой форме, обеспечивающей получение источника доказательств в применении экспертных знаний в области бухгалтерского учета в ходе исследования совершенных хозяйственных операций.

Аудит существует независимо от наличия или отсутствия уголовного или гражданского дела, в то время как судебно – бухгалтерская экспертиза не может существовать вне таких дел, так как представляет собой процессуально – правовую форму.

Согласно статье 78 УПК РФ судебно – бухгалтерская экспертиза назначается в случаях, когда при дознании, предварительном следствии и судебном разбирательстве необходимы специальные познания в области бухгалтерского учета и контроля. Она не относится к числу обязательных экспертиз и ее назначение зависит от решения следователя или суда с учетом обстоятельств конкретного дела. В ходе судебного процесса экспертиза может быть назначена как по инициативе суда или, участвующего в судебном процессе прокурора, так и по ходатайству подсудимого или его защитника.

Аудитор – эксперт самостоятельно определяет методы исследования, так как несет ответственность за обоснованность своих выводов.

В целом систему финансового контроля можно представить в следующем виде:

1. Государственный финансовый контроль:

1) общегосударственный финансовый контроль:

2) ведомственный финансовый контроль.

2. Общественный контроль.

3. Вневедомственный контроль.

4. Независимый контроль.

5. Внутрихозяйственный контроль.

В зависимости от источников информации контроль подразделяется на документальный и фактический. Документальный контроль предусматривает использование первичных документов для установления достоверности и законности совершения хозяйственных операций, состояния учетных регистров и отчетности. Фактическим является контроль при котором количественное и качественное состояние объекта устанавливается путем обследования, осмотра, обмера, пересчета, взвешивания, лабораторного анализа и других способов проверки фактического состояния объектов.

Читать еще:  Упрощенная система налогообложения для ип

Применяемые методы контроля и системы контрольных действий, позволяют организовать проверку, используя для этих целей аудит, ревизию, тематическую проверку, следствие или служебное расследование.

Ревизия – система контрольных действий, осуществляемых ревизионной группой или ревизором за деятельности подведомственного предприятия, при которой устанавливается законность, достоверность и экономическая целесообразность совершенных хозяйственных операций, а также правильность действий должностных лиц, участвующих в их проведении.

Тематическая проверка – проверка определенной темы или задачи, производственной или хозяйственной деятельности предприятия.

Следствие представляет собой процессуальные действия, в ходе которых устанавливается виновность отдельных лиц в совершении тех или иных нарушений, связанных с присвоением денежных средств, материальных ценностей, бесхозяйственностью и совершением должностных злоупотреблений. Следствие регулируется особым процессуальным законодательством.

Служебное расследование предусматривает проверку соблюдения работниками предприятия должностных обязанностей, а также соблюдение должностных документов, регулирующих производственные отношения. Оно проводится специальной комиссией, созданной приказом руководителя предприятия в случаях выявления хищений, недостач и порчи материальных ценностей.

В зависимости от времени проведения контроль подразделяется на : предварительный, текущий и последующий. Предварительный контроль производится до принятия управленческих решений и совершения хозяйственных операций. Он носит профилактический и упреждающий характер (бизнес – план, проектно — сметная документация). Цель предварительного контроля – предупредить незаконные действия должностных лиц, незаконные и экономические нецелесообразные операции.

Текущий контроль организуется в процессе совершения различных хозяйственных операций. Это оперативный контроль. Последующий контроль осуществляется после совершения хозяйственной операции.

Количество объектов последующего контроля определяется самим проверяющим, исходя из различных факторов:

— задач и целей проверки;

— финансовых и трудовых затрат на его осуществление.

Методические приемы и процедуры аудита финансовой отчетности

Финансовую отчетность в соответствии с действующими П (С) БУ, обязаны составлять предприятия, имеющие самостоятельный баланс и являются юридическими лицами. Вот почему важное значение имеет аудит отчетности и этапы его проведения.

Аудит финансовой отчетности предусматривает оценку учетной и иной экономической информации путем изучения реально существующих связей и взаимосвязей между показателями

Целью аудита финансовой отчетности клиента являются:

— Определение сущности и содержания деловой активности;

— Выявление зон возможных преднамеренных ошибок в отчетности;

— Оценка финансово-хозяйственных перспектив клиента, его функционирования в будущем

— Оценка состояния бизнеса.

Перед непосредственным проведением анализа аудитор должен определить его цели и задачи, дальше разработать программу анализа:

— Выбор метода анализа, оптимального для достижения поставленных задач и целей;

— Изучение информационной базы анализа;

— Установление критерия для принятия решения в случае выявления необычных колебаний.

Считаем, что в теме «Методические приемы и процедуры аудита финансовой отчетности» целесообразно рассмотреть следующие проблемы:

8.1. Цель и задачи аудита финансовой отчетности

8.2. Назначение основных компонентов финансовой отчетности и особенности проверки

8.3. Этапы аудита финансовой отчетности

8.4. Методы анализа финансовой отчетности

8.5. Содержание и основные процедуры анализа финансово-хозяйственной деятельности по данным бухгалтерской отчетности

8.6. Методика проведения аудита финансового состояния предприятия

8.7. Аудиторские процедуры по МСА и их применение на практике

Цель и задачи аудита финансовой отчетности

Как Вы помните из бухучета, финансовая отчетность — это совокупность форм отчетности, заключенных на основе данных финансового учета с целью получения пользователем обобщенной информации о финансовом положении и деятельности предприятия, а также изменениях в его финансовом положении за отчетный период в установленной форме для принятия этим пользователем определенных управленческих решений. Государственным органам управления необходима информация о финансовой отчетности для формирования макроэкономических показателей, своевременность уплаты налогов, определения национального дохода и распределение ресурсов и т.

Вам известно, что элементами финансовой отчетности является ее основные статьи.

Доходы — поступления чистых активов или погашения обязательств путем реализации товаров или оказания услуг.

Расходы — отток или использования активов, или возникновения обязательств в связи с доставкой товаров или выполнение услуг, составляющих основные операции предприятия.

Прибыли — увеличение чистых активов от случайных и неосновных операций и других видов деятельности, за исключением доходов или инвестиций из владельцев.

Убытки — уменьшение чистых активов от случайных или побочных операций и других событий, за исключением расходов или распределений владельцев.

Активы — возможные будущие экономические выгоды, полученные предприятием в результате прошлых операций.

Обязательства — возможные будущие потери экономических выгод в результате прошлых операций, включая передачу активов или услуг.

Капитал владельца — окончательные проценты владельцев после уплаты всех долгов.

Соответствие за составление финансовых отчетов и соответствующее раскрытие информации лежит на руководстве предприятия.

Предприятие, которое отчитывается, является предприятием, которое имеет пользователей, использующих финансовые отчеты как основной источник финансовой информации об этом предприятии с целью принятия ими экономических решений.

Целью составления финансовой отчетности является предоставление пользователям для принятия решений полной, правдивой и беспристрастной информации о финансовом состоянии, результатах деятельности и движении денежных средств предприятия.

Порядок предоставления финансовой отчетности пользователям определяется действующим законодательством.

Ст.14 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» устанавливает перечень пользователей, которые обязаны обнародовать финансовую отчетность путем ее публикации, а именно: акционерные общества, предприятия — эмитенты облигаций, банки, инвестиционные фонды и инвестиционные компании, кредитные союзы, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании и другие финансовые учреждения. Однако, кроме закрытой для внешних пользователей, существует еще и закрытая отчетность. В нормальных условиях это естественно. Первая отчетность предназначена для общего пользования внешними пользователями и предусмотрена законодательством. Закрытая отчетность удовлетворяет интересы владельца, ее назначение — в обеспечении более эффективного управления внутренними подразделениями, в принятии оперативных решений на уровне цехов, участков бригад и т. Это достигается путем создания системы дополнительного внутрихозяйственного или управленческого учета. Поэтому в ст.14 определены субъекты, которые обязаны предоставлять финансовую отчетность узкому кругу лиц: органам, к сфере управления которых они принадлежат, владельцам (учредителям) и трудовым коллективам по их требованию. Здесь имеется в виду органы, уполномоченные трудовым коллективом, совет трудового коллектива, профсоюзный комитет и др.

^ Приобретения, продажи и владения ценными бумагами;

^ Участия в капитале предприятия;

^ Оценки качества управления;

^ Оценки способности предприятия своевременно выполнять свои обязательства;

^ Обеспеченности обязательств предприятия;

^ Определении суммы дивидендов, подлежащих распределению;

Аудит финансовой отчетности – сущность, цели и задачи

Аудит финансовой отчетности – это ряд экономических процедур, направленных на выяснение достоверности отчетных данных. Проводится для доказательства пользователям факта качества и подлинности указанной в документах информации. Таким образом, независимая проверка уменьшает риски подделки и фальсификации со стороны составителей.

Мероприятие ревизии под названием аудит проводит группа экспертов по консалтингу. Благодаря получению квалифицированной оценки хозяин аудируемого объекта может вовремя исправить ошибки и недочеты в отчетности, получить рекомендации по совершенствованию деятельности предприятия и отдельных кадров.

Цели и задачи аудита финансовой отчетности

Цели проверки сформированы в нормативно-правовых актах. В них говорится, что аудит финансовой документации направлен на составление объективного мнения о подлинности отраженных в отчетах данных. Квалифицированный аудитор обязан быть независимым при оценивании, соблюдать профессионально-этические принципы. Сделанные выводы отображаются в документации на основе критического анализа собранных данных. Компетентный сотрудник действует не только исходя из интересов фирмы-заказчика, но и соблюдая морально-общественные нормы.

Чтобы достичь реальной объективной оценки, аудитор должен обладать профессиональными навыками и достаточным опытом, не разглашать полученные сведения посторонним. На основе последних составляются объективные выводы о правдивости финансовых отчетов проверяемого объекта. Примечания и рекомендации по улучшению рабочего процесса излагаются в приложении к основному документу – аудиторскому заключению.

Официальное оформление итогов проверки

Итоговое заключение, прежде чем быть выданным заказчику на руки, проходит несколько этапов оформления. Среди них:

  • сбор комплекса рабочей документации аудитора, составленной в ходе проверки;
  • написание текста заключения на основе результатов аудита;
  • предоставление методических рекомендаций собственникам предприятия и его руководству.

Заключение независимых экспертов может быть подвергнуто контролю качества со стороны государственных органов, отвечающих за контроль качества.

Профессиональная проверка от консалтинговой компании

Консалтинговая компания «Холд-Инвест-Аудит», имеющая значимый опыт работы в своей сфере, занимается проведением комплексного аудита предприятий. Специалисты выполняют свою работу быстро и качественно. После завершения проверок клиенту предоставляется подробный отчет с описанием погрешностей, выявленных в ходе ревизии. К нему прилагаются рекомендации по ликвидации недочетов и совершенствованию работы предприятия в целом. Развивайте свою фирму в правильном направлении – закажите аудит от «Холд-Инвест-Аудит».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector