Что такое дисперсность налоговой базы (последствия)?

Возможные потери и последствия налоговых рисков

Следующим классификационным признаком налоговых рисков является их группировка по величине возможных потерь. В данной группе следует различать допустимые, критические и катастрофические налоговые риски.

Допустимыми являются такие риски, последствия которых не могут оказать существенного влияния на финансовое положение хозяйствующего субъекта, а в части рисков государства – на исполнение доходов бюджетов всех уровней. Последствия критического налогового риска для хозяйствующего субъекта могут представлять угрозу его платежеспособности. Это может произойти, например, вследствие начисления контролирующим органом существенной суммы налогов и предъявления штрафных санкций, закрытия операций по счетам, ареста имущества и т.д.

Критический риск для государства означает вероятность уменьшение поступлений в бюджет доходов до уровня, когда возникает угроза секвестрования предусмотренных в бюджете расходов.

Катастрофический риск представляет собой возможную угрозу самого существования организации-налогоплательщика вследствие потери имущества, банкротства. В отношении государства катастрофический риск означает угрозу невозможности финансирования из бюджета самых неотложных нужд.

Налоговые риски могут быть классифицированы также по виду наступающих последствий. В этом случае следует различать риски проверки контролирующим органом, риски увеличения налоговой нагрузки, а также риски уголовного преследования. Риск проверки контролирующим органом относится исключительно к хозяйствующим субъектам. Он обусловлен уменьшением конкретным налогоплательщиком сумм уплачиваемых налогов по сравнению со средними в данной отрасли в связи с применением им различных схем минимизации налогов. Данный вид риска тесно связан с системой управления налоговыми рисками контролирующих органов, которые отслеживают динамику финансовых показателей и налоговых платежей налогоплательщиков в целях составления плана выездных налоговых проверок. Риск увеличения налоговой нагрузки может быть распространен и на налогоплательщиков, и на государство. В частности, действия государственных органов по увеличению налоговых ставок, введению новых видов налогов, отмене налоговых льгот неизбежно приводят к увеличению налоговой нагрузки как на экономику в целом, так и на соответствующие категории налогоплательщиков. Риск уголовного преследования распространяется на налогоплательщиков – физических лиц и на должностных лиц налогоплательщиков – юридических лиц. Он связан с вероятностью возбуждения уголовного дела в связи с незаконной минимизацией налогообложения в особо крупных размерах, подпадающих в соответствии с УК РФ под уголовную ответственность.

Возможные пути снижения налоговых рисков

В отличие от других видов предпринимательских рисков, налоговые риски зачастую не являются неизбежными. Большинство их можно свести к минимуму. Поэтому все участники налоговых правоотношений обязаны, осуществляя свою налоговую политику, оценивать степень налоговых рисков, принимая все меры к тому, чтобы избежать их или в значительной мере минимизировать. Основная роль в снижении налоговых рисков всех участников налоговых отношений принадлежит государству. В этих целях уполномоченными государственными органами должны осуществляться следующие мероприятия.

Во-первых, в действующем налоговом законодательстве должны быть устранены все неясности, неточности, внутренние противоречия и двусмысленность толкования отдельных положений, а также противоречия между налоговым и другими отраслями права, и в первую очередь гражданского законодательства. Налоговый кодекс РФ должен быть законом прямого действия, не допускающим толкования его положений исполнительными и судебными органами. При этом необходимо осуществлять постоянно действующий мониторинг законодательства о налогах и сборах в целях выявления в нем правовых и финансовых коллизий.

Во-вторых, необходима тщательная правовая экспертиза, а также более обоснованная оценка влияния вносимых изменений в налоговое законодательство на уровень налоговых рисков государства и соответствующих категорий налогоплательщиков.

В-третьих, должен проводиться комплекс мер по повышению налоговой культуры в стране, способствующей росту налоговой квалификации, а также снижению стремления плательщиков налогов и сборов минимизировать незаконными методами свои налоговые обязательства перед государством.

В-четвертых, требуется повышение профессиональной квалификации и уровня знаний работников контролирующих органов, в том числе и за счет улучшения их материального обеспечения.

Налоговые риски и их оценка

Под налоговыми рисками подразумевают вероятность возникновения у предприятия неблагоприятных правовых последствий в виде финансовых потерь из-за действий госорганов вследствие неоднозначности и некорректности процессов обложения обязательными бюджетными платежами и налогового законодательства.

Налоговые риски могут возникнуть у компании не только из-за ведения хозяйствующим субъектом неэффективной внутренней политики, но и в связи с использованием двойственности некоторых положений, связанных с оплатой налога или применением достаточно рискованных схем, направленных на минимизацию выплат предприятия в бюджет.

Классификация налоговых рисков

Налоговые риски разделяются на:

  • внешние и внутренние;
  • непредсказуемые и предсказуемые;
  • систематические и несистематические.

Среди иных оснований для разделения рисков присутствуют:

  • обладающие риском субъекты;
  • вероятностные последствия;
  • причины образования.

Еще 3 большие объединения рисков включают риски, наступающие:

  • до возникновения спорной ситуации со структурами ФНС (к примеру, при недобросовестности контрагентов, некорректном оформлении выполненной хозяйственной операции);
  • в процессе ведения проверки по налоговым перечислениям из-за недостаточности времени, некачественного юридического сопровождения;
  • в процессе конфликта с подразделением НС и включающие составление разногласий на акт, обжалование до передачи вопроса в суд досудебное, обжалование в судебном порядке.

На каждом из этапов споров со структурами НС по вопросам обязательных перечислений существуют риски:

  • Информационные. Данные риски связаны с недостаточной информированностью, отсутствием законодательного регулирования складывающихся между субъектами отношений. К примеру, ситуация по вычету НДС при заверении счета-фактуры факсимильной подписью ИП не имеет четкого отражения в законодательных или судебных актах.
  • Процессуальные. Отражают недостаточность регулирования финансовых процессов в ходе осуществления коммерческой деятельности и образуются при несоблюдении сроков, правил или иных требований, касающихся налоговых норм (к примеру, несвоевременное предоставление декларации о доходах субъекта).
  • Окружающие, образующиеся при неравнозначности восприятия норм налоговыми структурами и предприятиями-плательщиками сумм. К примеру, структура НС имеет возможность возложить ответственность на предприятие по истечении законодательно ограниченного срока согласно Постановлению КС РФ (№9, 14.07.2005) о восстановлении сроков давности в отношении юридического лица, совершившего неправомерное деяние. Утверждение не содержит однозначного указания подразумеваемых действий и ситуаций, что провоцирует конфликт мнений.
  • Репутационные, связанные с представлением оценочного характера о предприятии в целом. Существование разногласий с проверяющими структурами (независимо от причин возникновения) может оказать негативное влияние на партнерские или спонсорские взаимоотношения организации.

Критерии оценки налоговых рисков

Необходимость оценки налоговых рисков у предприятий является причиной проведения подразделениями НС выездных проверок в соответствии с составленным планом (Приказ ФНС РФ №ММ-3-06/333, 30.05.2007).

Отбор предприятий для проведения проверки их деятельности ведется с учетом некоторых для того оснований, в числе которых:

  1. Полученные организацией убытки в течение некоторого периода работы (от 2 лет). Особое внимание привлекают предприятия, у которых отсутствуют перспективы выхода из убыточного состояния, установившие сотрудникам низкий уровень заработной платы, вычитающие большие суммы по НДС.
  2. Невысокий показатель нагрузки по обязательным платежам, в сравнении со средним результатом, характерным для подобного направления коммерческой деятельности. Расчет коэффициента выводится в процентном соотношении путем деления суммы уплаченных за отчетный период налогов на полученную в том же периоде выручку от реализации, не учитывая НДС.
  3. Значительные размеры вычетов по налогам. Но предпринимаемые попытки переноса суммы НДС, обеспечивающего снижение величины процентной ставки и возможность избежать проверки, могут стать причиной нарушения налогового законодательства.
  4. Предельные показатели при работе по специальным режимам, связанным с налогообложением.
  5. Резкое опережение темпов роста расходов, в сравнении с темпами роста доходов. У проверяющих могут возникнуть сомнения в достоверности указываемых данных, вероятностном их завышении или занижении.
  6. Значительное отклонение — более чем на 10% — показателя уровня рентабельности от среднеотраслевого значения. Уровень рентабельности товаров (в %%) высчитывается делением прибыли от продаж на себестоимость реализованных товаров, а активов – делением прибыли от продаж на валюту баланса.
  7. Низкий показатель заработка сотрудников (ниже среднеотраслевого уровня). В организации возможно сокрытие реально выплачиваемых заработных плат или занижение ставок на доходы граждан и единого социального налога.
  8. Соглашения с перекупщиками или посредниками, в большинстве случаев заключаемые для сокрытия сумм прибыли и уменьшения суммы обязательного бюджетного платежа. Сомнения вызывают договора, положения которых не соответствуют правилам делового оборота (к примеру, безосновательная продолжительная отсрочка оплаты), закупаемая/реализуемая продукция не представляет собой результат предпринимательской деятельности компании, а также ситуации активного сотрудничества сторон при несоблюдении обязательств по сделке одним из участников.
  9. Непредоставление пояснений по полученному компанией уведомлению НС.
  10. Изменение местонахождения и регистрации юридического лица, предпринимаемое для получения отсрочки по времени с целью исправления недостатков деятельности.
  11. Сотрудничество с контрагентами, вызывающими подозрения НС по причине одновременного наличия одинаковых адресов регистрации у нескольких фирм или занятия одним лицом одинаковых должностей (директор, учредитель) в нескольких предприятиях.

Управление налоговыми рисками

Для обеспечения безопасности в отношении налоговых рисков следует придерживаться определенных правил в процессе осуществления коммерческой деятельности, в том числе:

  • Избегать действий, вызывающих появление риска, к примеру, в виде заключения сделок сомнительного характера, пользования услугами подозрительных компаний, нарушения положений трудового законодательства.
  • Предпринимать меры по удержанию риска и его снижению путем определения и изучения последствий риска, их масштабности и критичности для компании.
  • Особое внимание в организации должно уделяться наличию документов, в том числе дополнительных, касающихся как деятельности компании, так и нормативного и законодательного характера. Подобная документальная обеспеченность поможет в ходе спорных ситуаций с проверяющими структурами.
  • Важно изучать вступившие в силу судебные решения для возможного их использования в качестве прецедента и определенной налоговой нормы при наличии споров.
Читать еще:  Коэффициент быстрой ликвидности (формула по балансу)

В некоторых ситуациях рекомендуется наличие определенной суммы переплаченных средств по обязательным бюджетным платежам использовать для оплаты налога и избежания возникновения долга у организации.

Корректное оформление хозяйственных операций, повышение квалификации исполнителей (бухгалтеров), проведение добровольного аудита и внедрение системы управления налоговыми рисками позволит предприятию эффективно распределять собственные средства.

При этом используемые способы финансовой оптимизации должны обладать правовым и экономическим соответствием. В ряде случаев рекомендуется обращение к НС для получения разъяснений о вероятностных налоговых последствиях или о толковании налоговых норм по конкретной правовой ситуации.

Налоговые риски и необоснованная налоговая выгода

Автор: Ирина Дудкина, Ведущий специалист Департамента правового и налогового консалтинга АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»

Опубликовано в журнале «Финансовый директор»

Налоговые риски представляют собой риски неблагоприятных для предприятия налоговых последствий, к которым относятся, в том числе:

назначение налоговой проверки;

различные доначисления (налоги, пени, штрафы), произведенные налоговой службой на основе как камеральной, так и выездной налоговой проверки;

приостановление операций по банковскому счету.

При этом стоит отметить, что помимо понятия «налоговые риски» существует понятие «налоговой выгоды», то есть, согласно п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53, «уменьшение размера налоговой обязанности вследствие в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получения права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета».

Таким образом, в ряде случаев налоговые органы могут выражать сомнение в обоснованности налоговой выгоды, что является, по сути, еще одним налоговым риском.

Приказом от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ (в ред. от 10.05.2012 № ММВ-7-2/297@) установлен общедоступный список критериев, используя который предприятия могут самостоятельно провести оценку налоговых рисков.

Рассмотрим финансово-хозяйственные операции (действия) предприятия, которые налоговые органы относят к операциям с высоким налоговым риском в связи с возможностью получения необоснованной налоговой выгоды:

Отсутствие должной осмотрительности в выборе контрагентов

Оформление сотрудников как ИП с соответствующим заключением гражданско-правовых договоров с ними

Использование офшорных компаний и офшорных схем

Применение схем «дробления» бизнеса

Трансфертное ценообразование (ТЦО).

Стоит также отметить, принятие Госдумой в третьем чтении законопроекта № 529775-6 о необоснованной налоговой выгоде. Законопроект уже поступил в Совет Федерации. Налоговый Кодекс РФ дополняется статьей 54.1 «Пределы осуществления прав по исчислению», которая запретит уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения.

Отсутствие должной осмотрительности в выборе контрагентов

Работа предприятия с поставщиками зачастую подвержена особо пристальному вниманию налоговых органов. В последнее время выявление необоснованной налоговой выгоды в операциях с контрагентами стало, пожалуй, ключевой задачей налоговиков.

Отметим, что в совместном Письме Минфина и ФНС России от 23.03.2017 № ЕД-5-9/547@ рассматриваются такие признаки должной осмотрительности, как:

наличие личных контактов руководителей контрагента при обсуждении условий поставок и подписании договоров;

наличие документов, подтверждающих полномочия руководителей контрагента, а также копий паспортов или иных удостоверяющих личность документов;

наличие информации о фактическом месте нахождения контрагента, его производственных, торговых помещений, складов или офиса;

наличие информации об источниках сведений о контрагенте (как находящихся в открытом доступе, так и, например, рекомендаций третьих лиц) и так далее.

Наличие же следующих признаков свидетельствует о высокой степени риска классификации контрагента в качестве «проблемного», а значит, операции с ним могут быть признаны сомнительными и подлежать особо тщательной проверке:

содержание в договорах условий, отличных от устоявшегося делового оборота;

отсутствие очевидных свидетельств того, что контрагенту под силу выполнить условия договора с учетом сроков его выполнения, а также свидетельств наличия у контрагента необходимых ресурсов;

рост задолженности без прекращения поставки товаров, проведения работ, оказания услуг;

отсутствие реальных действий по взысканию задолженности – в случае ее наличия;

выдача займов без обеспечения;

отсутствие экономического обоснования целесообразности сделки и др.

В ходе проверок предприятия налоговые органы могут запросить:

документы, фиксирующие результаты поиска, мониторинга и отбора контрагентов;

деловую переписку с контрагентом;

иные документы, определившие выбор контрагента.

При отсутствии обосновывающих документов контрагент может быть признан подконтрольным налогоплательщику, что приведет к возникновению налоговых рисков доначисления налогов по сделкам с ним.

По данному вопросу имеется значительное число судебных разбирательств между налоговыми органами и предприятиями с выводами далеко не всегда в пользу последних.

Оформление сотрудников как ИП с соответствующим заключением гражданско-правовых договоров с ними

Распространенным случаем действующей практики является оформление работодателем сотрудников в качестве индивидуальных предпринимателей (ИП) с заключением с ними вместо трудовых – гражданско-правовых договоров о возмездном оказании услуг. Возникновение налоговой выгоды (избежание обязанностей налогового агента по НДФЛ и снижение размера страховых взносов) в данном случае не подлежит сомнению.

При выявлении подобных схем налоговики переквалифицируют гражданско-правовые отношения в трудовые, предлагая соответствующие корректировки по НДФЛ.

Что касается арбитражной практики, она по подобным спорам неоднозначна.

Использование офшорных компаний и офшорных схем

Использование офшорных схем перечисления денежных средств привлекает внимание налоговых органов, и в случае наличия среди контрагентов компании офшоров существенно возрастают налоговые риски.

Применение схем «дробления» бизнеса

В случае разделения («дробления») бизнеса, если налоговые органы признают такое разделение формальным, возникают налоговые риски.

И хотя само по себе «дробление» бизнеса не противоречит закону, неправомерным признается разделение с целью получения налоговой выгоды, которая не считается самостоятельной деловой целью. Впрочем, споры по данному вопросу не утихают, хотя налоговым органам часто удается найти доказательства отсутствия хозяйственной потребности в разделении.

В этом случае рассматриваются следующие признаки:

выделение из одного предприятия других подконтрольных фирм, которые будут работать на других более льготных системах налогообложения;

предприятия будут взаимосвязанными лицами;

отсутствует деловая целесообразность такого разделения;

фактическая организация бизнеса не изменилась после разделения и др.

Стоит, однако, отметить, что по данному виду рисков имеются судебные споры, не всегда решенные в пользу налогоплательщика (например, Письмо ФНС от 19.01.2016 № ССА-4-7/465@).

«Аренда» персонала

Налоговые риски могут возникнуть при аренде персонала, если отсутствует необходимость в привлечении работников, либо если отсутствует необходимое документальное подтверждение их участия. Налоговый риск в данном случае повышается, если:

имело ли место привлечение одних и тех же работников как по трудовому договору, так и по договору найма персонала;

фактически привлеченные работники по своей квалификации и опыту соответствуют тем параметрам, которые заложены в договоре найма персонала;

имеющаяся в организации документация позволяет подтвердить реальное участие полученных в «аренду» работников в деятельности организации;

расходы на аренду персонала соразмерны тем выплатам, которые производились бы в случае оформления трудовых отношений.

Трансфертное ценообразование (ТЦО)

Ранее Налоговой кодекс РФ содержал всего одну статью, посвященную тому, что теперь называется «Трансфертное ценообразование» – ст. 40. Она содержала определение операций между взаимозависимыми компаниями, в которых стороны могут самостоятельно завысить или занизить цены операций (для целей минимизации налогов).

В дальнейшем налоговые органы приняли решение о необходимости приведения таких операций к мировой практике – Международным положениям о ТЦО. Так появилась гл. 14.1 НК РФ.

Трансфертное ценообразование – это процесс ценообразования между компаниями, которые являются или могут быть признаны взаимозависимыми. Трансфертные цены позволяют перераспределять общую прибыль группы лиц в пользу лиц, находящихся в государствах с более низкими налогами, а значит, ведут к получению необоснованной налоговой выгоды.

По вопросу ТЦО судебная практика в России неоднозначна. Зачастую налоговые органы применяют правила по предотвращению необоснованной налоговой выгоды и используют ТЦО-инструментарий даже в случаях, когда сделки формально не подпадают под ТЦО-регулирование, например, внутрироссийские сделки, не превышающие установленный законодательством «порог» в один миллиард рублей.

Рассмотренные в настоящей статье признаки получения необоснованной налоговой выгоды не исчерпывают всего разнообразия в меняющейся динамике трактовок законодательства налоговыми органами. В то же время перечислена большая часть значимых налоговых рисков, знание которых поможет в принятии бизнес-решений.

Что такое дисперсность налоговой базы (последствия)?

Дисперсность налоговой базы — выражение, встречающееся как в научной литературе, так и в положениях нормативно-правовых актов. Что оно означает?

Что такое дисперсность налоговой базы?

Дисперсность — термин из области физики, а также органической химии. По-английски он звучит как Dispersity и определяется в научной литературе как мера гетерогенности (неоднородности или неравномерности) в аспекте величины молекул либо иных частиц, присутствующих в некотором пространстве. Если молекулы либо частицы имеют относительно малую величину и находятся на большом расстоянии друг от друга, то фиксируется относительно высокая дисперсность.

Применительно к налоговой базе термин «дисперсность», если говорить о положениях федеральных НПА, употребляется в п. 4 ст. 5 постановления Правительства от 15.08.2001 № 584 «О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года».

Читать еще:  Фнс собирает мнение граждан о работе налоговиков

В указанном источнике права говорится о том, что при увеличении неравномерности или дисперсности размещения налоговой базы уровень налогообложения должен продвигаться вверх по вертикали и становиться всё более централизованным.

Таким образом, под дисперсностью налоговой базы законодатель понимает:

  • неравномерность географического распределения ресурсов, которые становятся факторами формирования той или иной налоговой базы, а также значительную их удаленность друг от друга;
  • разность в денежных показателях налоговых баз (величине выручки, подлежащей налогообложению, размере имущественных активов и т. д.), формирующихся в разных частях страны.

Но какие же ресурсы могут формировать налоговую базу?

Факторы дисперсности

Такими факторами могут быть, например, нефть и газ: в России есть нефтегазоносные районы, сконцентрированные на севере европейской части страны, в Сибири, на Кавказе, Каспии, а есть такие места, где этих ресурсов немного. Получается, что доходы от реализации нефти и газа формируют высокодисперсную налоговую базу. При этом очевидно, что локальные налоговые базы, формирующиеся в отдельных нефтегазоносных районах РФ, будут высокодисперсными также и в денежном выражении: там, где добывается больше природных ресурсов, соответствующая выручка пропорционально больше.

В то же время налоговую базу, формируемую как результат осуществления предпринимательства в ретейле, общепите, гостиничном бизнесе, вполне можно охарактеризовать как низкодисперсную в географическом аспекте, так как соответствующие виды коммерческих действий в принципе одинаково хорошо развиты во всех регионах России. При этом денежное выражение соответствующих налоговых баз может значительно различаться в силу того, что в одних регионах РФ покупательная способность может быть существенно выше, чем в других. Результат — выручка и рентабельность компаний может различаться.

Классификацию дисперсности налоговых баз можно произвести, исходя из их отнесения к какому-либо налогу. Изучим этот подход на примере некоторых распространенных видов соответствующих платежных обязательств.

Низкодисперсные налоги

Налог на доходы физлиц вполне правомерно отнести к числу наименее дисперсных — как в аспекте географического распределения, так и с точки зрения денежных показателей налоговых баз.

Большинство граждан РФ платит НДФЛ — в размере 13% от зарплаты либо, например, со сделок по продаже имущества, подлежащих налогообложению по соответствующей ставке. От уплаты НДФЛ не освобождены и те россияне, которые работают за рубежом – даже уехать от соответствующего налога по закону нельзя (п. 3 ст. 208 НК РФ). При условии, конечно, что они налоговые резиденты, то есть живут в РФ 183 дня в году и более. Нерезиденты, в свою очередь, не платят НДФЛ, если не получают доходов в России (п. 1 ст. 207 НК РФ).

Что касается денежного выражения налоговых баз, как известно, Росстат выводит такой параметр, как средняя зарплата по стране. К формуле его определения у многих экспертов возникают вопросы, но раз уж государство считает применение средней зарплаты оправданным, то условимся, что основания для этого есть. Собственно, тот факт, что Росстат считает правомерным определять «среднюю» зарплату, говорит о том, что дисперсность соответствующей налоговой базы не так высока и в целом отражает среднюю картину по уровню доходов россиян.

Что касается налога на имущество, его также правомерно отнести к низкодисперсным. Количество россиян, имеющих в собственности недвижимость, сопоставимо с количеством граждан РФ, которые работают и платят НДФЛ. По разным данным в РФ сейчас порядка 60 млн частных квартир.

Один из возможных аргументов в пользу тезиса о более высокой дисперсности этого налога в сравнении с НДФЛ — очень большая разница в стоимости жилья между регионами. Как известно, с 2015 года соответствующий налог постепенно начинает выплачиваться (пока что с различными понижающими коэффициентами) по кадастровой стоимости, близкой к рыночной. Поэтому по мере закрепления данного механизма налогообложения и уменьшения коэффициентов дисперсность налога на имущество в аспекте денежных поступлений в бюджет может существенно увеличиваться.

Среднедисперсные налоги

Налоговые режимы, используемые преимущественно малыми предприятиями — УСН, ЕНВД, ПСН, — характеризуются более высокой дисперсностью, чем НДФЛ. Назовем их условно среднедисперсными.

Во-первых, это обусловлено тем, что бизнесом занимается лишь какой-то процент граждан — в среднем в РФ соответствующий показатель составляет, по различным оценкам, порядка 4–5% от населения.

Во-вторых, в России исторически сложились очень разные условия ведения бизнеса в зависимости от конкретного субъекта. Факторов здесь много:

  • ресурсообеспеченность;
  • уровень развитости инфраструктуры;
  • близость рынков сбыта и т. д.

В отдельных регионах РФ покупательная способность исключительно высока и находится на уровне, сопоставимом с развитыми странами, в других — весьма посредственна.

Россия фактически имеет целые пояса «предпринимательского затишья». К таковым, к примеру, можно отнести, если следовать рейтингу предпринимательской активности регионов РФ 2014 года, основанному на данных Росстата, некоторые поволжские территории — Марий Эл, Мордовию, Самарскую область. Здесь ИП среди экономически активного населения составляют примерно 3,6–3,7%. В свою очередь, в Краснодарском крае и Адыгее аналогичный показатель более чем в 2 раза выше.

Стоит обратить внимание также и на то, что даже в Москве этот показатель очень скромный — 3,06%. Ненамного выше он и в Санкт-Петербурге — 3,68%. Но это может быть обусловлено тенденцией к пресыщению и постепенной монополизации отдельных сегментов рынка в двух крупнейших российских городах.

Высокодисперсные налоги

Выше мы отметили, что одним из ресурсов для формирования налоговой базы могут быть полезные ископаемые. В силу их неравномерного распределения по территории РФ вполне ожидаемо охарактеризовать налог НДПИ, связанный с этими ресурсами, как высокодисперсный.

Весьма близким НДПИ по структуре дисперсности может быть водный налог. Несмотря на то что водные ресурсы в России распространены повсеместно, распределение потребителей водных ресурсов, являющихся субъектами уплаты водного налога, можно охарактеризовать как неравномерное. В соответствии с положениями ст. 333.9 НК РФ такой налог должны платить только те, кто осуществляет забор воды, пользование акваториями, использует водные объекты в рамках гидроэнергетических проектов, а также с целью сплава древесины.

На деле же относительно немного российских фирм и физлиц занимаются отмеченной деятельностью: забор воды осуществляют главным образом крупные промышленные предприятия, ГЭС строится на больших реках, судоходство развито в РФ не повсеместно, а сплав древесины и вовсе довольно редкое явление. Всё это предопределяет формирование высокодисперсной налоговой базы.

В связи с чем правомерно отнести налог на прибыль к высокодисперсным? Ведь выше мы классифицировали близкие к нему по смыслу налоги — УСН, ЕНВД, ПСН — иначе. Однако налог на прибыль платят в основном не малые компании, а средние и крупные предприятия. И их в количественном выражении гораздо меньше, чем, например, ИП.

По данным Росстата, сейчас в Российской Федерации порядка 55 тысяч средних и крупных компаний, а вот количество ИП — около 4 миллионов. Естественно, что дисперсность, как в аспекте географического распределения плательщиков налога на прибыль, так и в аспекте денежного выражения налоговой базы, формируемой соответствующими предприятиями, будет выше, чем при рассмотрении компаний, являющихся плательщиками УСН, ЕНВД и ПСН.

Последствия дисперсности: неравномерность налогов как фактор бюджетного регулирования

Дисперсность налоговой базы, наблюдающаяся в России в отношении ресурсов, которые формируют соответствующую базу, предопределяет возникновение ряда последствий. Прежде всего, этот фактор влияет на определение приоритетов государства в законодательном регулировании сбора налогов и перечисления их на уровень тех или иных бюджетов.

Если проанализировать положения Бюджетного кодекса РФ, то можно проследить, что те налоги, которые мы классифицировали как низкодисперсные и среднедисперсные, как правило, концентрируются на уровне региональных и местных бюджетов.

Так, например, НДФЛ, несмотря на то что является федеральным налогом, должен отчисляться по нормативу 85% в бюджеты субъектов РФ (п. 2 ст. 56 БК РФ). Остальные 15% могут распределяться тем или иным образом по местным бюджетам. Например, все 15% могут быть зачислены в казну городского округа (п. 2 ст. 61.2 БК РФ).

Аналогично федеральный УСН на 100% зачисляется в казну субъекта РФ (п. 2 ст. 56 БК РФ), ЕНВД и ПСН могут зачисляться, в частности, в бюджет муниципального района (п. 2 ст. 61.1 БК РФ).

Низкодисперсный налог на имущество зачисляется полностью в местные бюджеты — об этом свидетельствуют положения п. 1 ст. 61, п. 1 ст. 61.1 и иных статей БК РФ, регламентирующих распределение соответствующего налога.

В свою очередь, НДПИ, а также водный налог, как высокодисперсные, полностью зачисляются в федеральный бюджет (ст. 50 БК РФ).

Особый случай — налог на прибыль. Он делится на 2 части:

  • 2% от него должны зачисляться в федеральный бюджет;
  • 18% — в региональный.

Таким образом, высокая дисперсность этого налога, с одной стороны, предопределяет необходимость концентрации некоторой части соответствующих платежей на федеральном уровне, с другой — основной объем поступлений остается в регионах.

В данном случае мы можем наблюдать пример отражения в законодательстве лишь относительно высокой дисперсности налога на прибыль — при сопоставлении такового с УСН, ЕНВД и ПСН. Законодатель рассматривает абсолютную дисперсность этого налога как в достаточной мере приемлемую, чтобы порядка 89% от него оставлять в регионах и только около 11% переводить на федеральный уровень.

Читать еще:  Фнс разъяснила, как в отчетности по налогу на имущество отражать льготы, введенные с 2015 года

Таким образом, в правовой системе РФ реализуется механизм, в целом соответствующий положениям постановления Правительства № 584, которые предполагалось реализовать еще к 2005 году. Чем выше дисперсность налоговой базы, тем более высоким становится уровень распоряжения доходами от соответствующих налогов.

Последствия дисперсности: экономика и социум

Дисперсность налоговой базы — фактор, который может также иметь последствия социально-экономического характера. Сущность их вполне очевидна: при высокой дисперсности ресурсов, предопределяющих формирование налоговой базы, в России формируются регионы, передовые в аспекте валовых экономических показателей, а также те, что существенно уступают им.

Задача государства — различными способами содействовать выравниванию ключевых социально-экономических показателей в субъектах РФ. Основными методами здесь выступает предоставление тем регионам, где наблюдается дефицит ресурсов, формирующих налоговую базу, субвенций, дотаций, трансфертов. При этом основной финансовый источник таковых — налоговые поступления федерального бюджета.

Если изучить структуру доходности федерального бюджета России, то можно увидеть, что рассмотренный нами выше НДПИ приносит более 20% выручки, попадающей в распоряжение Правительства РФ. Этот налог имеет крупнейшую долю среди остальных сборов, формирующих доходы федерального бюджета.

Таким образом, государство, концентрируя высокодисперсный НДПИ, использует его как один из ресурсов для последующего выравнивания социально-экономических показателей регионов посредством, в частности, направления субвенций и дотаций в субъекты РФ.

Значение налоговых рисков в экономическом развитии

Двадцать пять лет назад начался отсчет становления и развития новой налоговой системы России. В 1991 году вновь созданная налоговая инспекция воспринималась бывшими кооператорами, в одночасье ставшими бизнесменами, не как источник многочисленных угроз, а как почти факультативное веление времени. Предписания государства платить несущественные по тем временам налоги воспринимались вполне естественно. Отрезвление произошло достаточно быстро, налоговые риски вошли в состав основных угроз предпринимательской деятельности, и с тех пор эволюционируют, непрерывно совершенствуясь.

Понятие налоговых рисков

Понятие налоговых рисков, к сожалению, в законодательстве не раскрыто. Это странно, поскольку явление долгие годы четко проявлено как на государственном уровне бюджетного устройства, так на корпоративном уровне экономической деятельности. Безусловно, современные вызовы (международный терроризм, санкции, экономический кризис) сдвигают акценты в оценке угроз и опасностей. Тем не менее, налоговые риски были и остаются одними из ключевых для всех субъектов социальных, финансово-правовых, фискальных и производственных отношений нашего общества.

Настоящие проблемы стоят не только перед Россией. Цивилизационные преобразования, скорее всего, неминуемы. Они во многом трансформируют и бюджетную структуру устройства национальных экономик. Следовательно, и налоговые системы ждут изменения. Взять, к примеру, вопросы социальных обязательств государства, среди которых один из ключевых – вопрос пенсионного возраста. Альтернатив его решения нет, есть только отсрочка. Все это означает, что налоговые риски находятся, скорее всего, в преддверии существенных структурных преобразований. И к этому нужно быть готовыми, а значит, требуется системное видение и понимание вероятностей неблагоприятных событий в данной сфере.

Если обратиться к базовому определению рисков и на его основе попытаться определить понятие налоговых рисков, то получится следующее. Налоговый риск – это возможность наступления неблагоприятного события, в результате которого субъект, принявший решение в сфере налогообложения, теряет или недополучает ресурсы, утрачивает ожидаемую выгоду или несет дополнительные финансовые и имиджевые издержки. В настоящем определении предпринята попытка уравновесить интересы противоположных сторон: государства и бизнес-организации.

Из общего объема представленного выше понятия намеренно исключены субъекты-налогоплательщики, которые не осуществляют предпринимательскую деятельность. К ним относятся физические лица, некоммерческие и иные организации из числа государственных институтов. Бизнес, как известно, является основным донором бюджетных средств за счет установленной фискальной нагрузки на его экономику. В данном вопросе интересы плательщиков и фискальных органов разнонаправлены. Налицо диалектическое противоречие. Государство заинтересовано в лучшем наполнении бюджета, а организации стремятся снизить налоговое бремя для целей максимизации прибыли и успешности деятельности.

Налоговый риск как специфическая форма риска обладает следующими чертами:

  • отсутствие вероятности благоприятного исхода;
  • значительная удаленность по времени принятого решения и рискового события;
  • высокий уровень субъективности оценки риска;
  • состав вероятности факторов не стабилен во времени;
  • возможность возникновения новых рисков, предусмотреть которые было сложно в момент принятия решения;
  • фискальный риск относится одновременно к финансовым и правовым категориям.

Классификационные виды фискальных рисков

В первую очередь, виды фискальных рисков рассматриваются с позиции двух сторон бюджетно-налогового процесса: государства как законодателя и собирателя средств в форме налогов и организаций, которые выступают в роли налогоплательщиков. Для организации-налогоплательщика имеются три основных подхода к принятию решения, способного предопределить налоговые последствия.

  1. Подход, полностью соответствующий предписаниям финансового и налогового законодательства. Данный подход не может на 100% исключить некоторые виды фискальных рисков.
  2. Подход, характеризующийся относительной законностью принимаемого решения. Решение строится на противоречиях между гражданским, финансовым и налоговым правом, на судебной прецедентной практике, на «дырах» в законодательстве. Формально в таком подходе нет нарушений, и умысел практически недоказуем.
  3. Использование незаконных схем минимизации налогов.

Виды различных налоговых рисков сопутствуют также законотворческой и фискальной функции государства. Система налоговых правоотношений – достаточно сложная и многофакторная. Она тесно связана со всеми отраслями права и многочисленными экономическими механизмами макро- и микроуровней. Данные риски возникают в моменты принятия решений:

  • в сфере изменения и развития системы налогов и сборов;
  • по уточнению обязанностей и прав участников налоговых правоотношений;
  • о заключении международных соглашений в сфере регулирования вопросов налогообложения;
  • в ходе выполнения контрольных функций;
  • в ходе споров и судебных разбирательства с налогоплательщиками.

Классификация налоговых рисков также предусматривает в своем составе признаками, которые отделяют интересы государства и налогоплательщика. Основные критерии для деления рисков на классы в своем составе насчитывают семь групп. Классификационная таблица представляется вашему вниманию ниже.

Каждый из указанных в таблице признаков заслуживает отдельного рассмотрения. Мы же остановимся лишь на первом признаке уровня вероятности реализации. Рассмотрим каждый из обозначенных по нему видов.

  1. Высокий налоговый риск. Критерии для данного вида включают факты: нарушение налогового законодательства, позиция Минфина и (или) ИФНС обоснована и неблагоприятна, судебная практика свидетельствует против организации либо отсутствует.
  2. Средний налоговый риск. К нему относятся следующие выполненные критерии: отсутствие формального факта нарушения налогового кодекса, позиция ИФНС и (или) Минфина РФ сформировалась против решения налогоплательщика, а судебных прецедентов нет, или позиция судов не ясна.
  3. Низкий риск. Удовлетворены следующие критерии для данного вида: судебная практика складывается в пользу налогоплательщиков, позиция фискальных органов неблагоприятна, нарушений законодательства нет.

Система управления налоговыми рисками на предприятии

Работа с фискальными угрозами строится в едином русле корпоративной системы риск-менеджмента. Управление налоговыми рисками организационно относится к функциональному составу финансового департамента управления компании. Алгоритм действий традиционный: выявить (идентифицировать), оценить, снизить вероятность последствий.

Управление налоговыми рисками на предприятии мы понимаем как процесс выявления, качественной и количественной оценки фискальных угроз, разработки комплекса мероприятий по их нейтрализации и снижению опасности налоговых и иных санкций. Предупреждение фискальных угроз является одной из основных задач главного бухгалтера и финансового директора, но бремя ответственности несет руководитель компании.

Процесс реализуется в несколько этапов.

  1. Анализ существующей налоговой нагрузки.
  2. Внутренний и внешний аудит.
  3. Анализ действующего финансового и налогового законодательства и перспектив их развития.
  4. Анализ перспектив деятельности компании с позиции налоговой базы.
  5. Выявление и оценка основных факторов риска.
  6. Анализ налоговых рисков.
  7. Выбор методов и форм снижения рисков, выработка решений по их минимизации.
  8. Выполнение плана мероприятий.
  9. Изменение соответствующих политик в финансовой сфере: учетной, налоговой, заимствований, кредитной и т.д.
  10. Мониторинг и контроль хода выполнения плана мероприятий и соблюдения политик, текущий аудит учетных действий.

Выше размещена схема основных внешних и внутренних факторов налоговых рисков. Основой для выявления факторов для компании является ясность в восприятии позиции инспекторов ИФНС по отношению к соблюдению критериев риска, описанных выше. В налоговой службе действует Концепция системы планирования выездных налоговых проверок. В документе сформулированы критерии самостоятельной оценки организациями возможных налоговых рисков. Их состав представлен далее.

Новейшая история развития экономики демонстрирует постепенное сужение гаммы средств, позволяющих снижать уровень фискальных рисков. Это связано с двумя причинами. Первая из них обусловлена продуктивностью законодательства и контролирующих органов. Стоит признать, что профессиональный уровень ИФНС вырос. Вторая причина вызвана большим числом трактовок учетных событий, имеющих двойственное толкование, рассматриваемое в судах в пользу бюджета.

К сожалению, налоговые риски, для их уменьшения до приемлемого уровня, требуют такой концентрации профессионализма в учете, налогообложении, судебной практике, что заниматься ими в малом и среднем бизнесе становится невыгодно. Наблюдая эту картину, я терпеливо жду, когда же придут лучшие времена, и государство вложится в изменение ситуации. Это непростая задача, но альтернатив нет.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector